Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Скромность - истинное украшение души верующего | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Скромность - истинное украшение души верующего

skromnost

Смотреть видео лекцию

24 июня 2016 года в резиденции МРО «Община мусульман «РИСАЛЯТ» состоялась лекция Рината хазрата Фасхудинова. Ринат хазрат рассказал о важности проявления скромности на примере Посланника Всевышнего Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижников.Скромность (ТАВАДУ) – означает осознание свою никчемности перед Аллахом. Никто из людей не должен по причине имеющихся у него знаний, положения, имущества или других благ, ставя себя выше, поступать несправедливо в той или иной форме по отношению к тем, кто не владеет из этого ни чем.
Ведь истинный Владыка настоящего времени, равно как и завтрашнего дня, лишь Аллах, и не известно, что может в будущем случиться с человеком.
Всевышний Аллах говорит так: «И простри крылья своего [благоволения] над теми из верующих, кто следует за тобой». (аш-Шу’ара, 215)
«Рабы Милостивого – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!» (аль-Фуркан, 63)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Всевышний Аллах велел мне проявлять скромность к другим до тех пор, пока не останется никого, кто заносился бы перед другими или поступал бы несправедливо». (Муслим, Джаннат, 64)
«Кто проявит ради Аллаха скромность по отношению к Его рабу, тому Он возвысит степень…» (Ибн Маджа, Зухд, 16)
Пророк Идрис (алейхиссалям) всегда давал наставления своему народу, говоря им мудрые слова. Известно, что он также сказал:
«Чем выше степень умного человека, тем скромнее он становится».
Йусуф Асбат (рахматуллахи алейхи) говорил о состоянии, когда человек становится настолько скромным, что его собственное «я» практически «перестает существовать»:
«Если, выходя утром из дома, ты станешь видеть каждого, кто попадается тебе по пути, выше себя, ты вскоре поймешь, что скромность – это прислушиваться к каждому слову постороннего тебе человека, если в нем есть правда, и считать тех, кто внешне ниже тебя, превосходит тебя самого. Тогда и тот, кто порицает тебя, и тот, кто хвалит, станут для тебя равны…»
Всевышний Аллах пообещал вечное счастье тем, кто не желает сеять на земле смуту и быть заносчивым, тем, кто переполнен любовью к Аллаху и благосклонен к другим, ибо далекие от такого блага, как скромность, и погрязшие в мерзком не смогут уберечь себя от той участи, что постигла Фараона. Поэтому следует избавляться от всего пагубного и мерзкого, чаще прибегая к той самой скромности.
Ведь в Коране говорится:
«Будущий мир Мы даруем [лишь] тем, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. [Счастливый] исход – только богобоязненным». (аль-Касас, 83)
А поэт об этом сказал:
Не может вырасти ничто,
Покуда семя в почву не падает
А кто снисходителен во всем,
Того Милость Милосерднейшего возрастит.
Не посадив семечка в землю, невозможно вырастить и растения. Так же и Милость Всевышнего Аллаха возносит не тех, кто горделив и заносчив, а тех, кто скромен и снисходителен.
Асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сделав скромной образ жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) примером для себя, никогда и ни в чем не использовали те мирские блага, которыми наделял их Всевышний Аллах, в корыстных целях, превозносясь над другими. Государство, которое зародилось в Медине и состояло из 400 семей, через десять лет стало могущественным, а его границы расширились до Ирака и Палестины. В момент смерти Пророка (саллаллаху алейххи ва саллям) шла война с византийцами и персами. В Медину стекались богатства покоренных государств. Но положение и духовное состояние асхабов тогда ни чем не отличалось и того, в котором они пребывали 10 лет назад. Они вели тот же скромный образ жизни, и ничто не изменилось ни в архитектуре их домов, и ни в их рвении жертвовать во имя религии. Они, боясь потерять вкус веры, который они однажды познали, были крайне осторожны в обращении с мирскими и использованием его в своих личных целях. Поэтому вся их жизнь состояла из поиска того, как можно снискать и заслужить благоволенье Аллаха и Его довольство.
Примеры:
Посланный как милость всем мирам, тот, ради которого было сотворено все сущее, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), несмотря на все те качества, коими был наделен, говорил: «Не хвалитесь!» – всегда оставаясь скромным по отношению к другим.
Говорится, что однажды асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сидели и разговаривали друг с другом, удивляясь тому, как Всевышний Аллах взял Пророка Ибрахима (алейхиссалям) Себе в друзья, разговаривал с Пророком Мусой (алейхиссалям), о Пророке Исе (алейххиссалям), который был рожден от Его Слова без отца, и избрал Пророка Адама (алейхиссалям). В этот момент к ним подошел наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), который услышал их беседу и сказал:
«Да, это действительно так, – а затем продолжил, – Я – господин всех Посланников, но не хвалюсь этим! Я – последний из Пророков, но не хвалюсь этим! Я – первый, кому будет дано право ходатайствовать в День Суда, и первый, чье ходатайство будет принято, но я не хвалюсь этим». (Дарими, Мукаддима, 8)
«В День Суда и Воскресения я – первый, кто будет воскрешен, но я не говорю этого, хвалясь. Лива-уль-хамд (знамя восхваления) будет вручено мне, но я не хвалюсь этим! Я буду господином всех людей в Судный День, но я не хвалюсь! И я первый войду в Рай, но не хвалюсь и этим!» (Дарими, Мукаддима, 8. См. также Тирмизи, Манакыб. 1/3616)¯
У Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был большой котел для еды, который назывался Гарра. Однажды, когда взошло солнце, и была совершен намаз ад-духа, ему принесли этот котел с кашей. Асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) собрались вокруг него, когда их стало еще больше, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сел на колени. Увидевший это один бедуин спросил:
– Как ты можешь так сидеть?
На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:
– Всевышний Аллах сделал меня почетным рабом Своим, а не упрямым гордецом! – затем продолжил: – Ешьте с краю блюда, не берите из середины, так благословеннее! (Абу Дауд, Атыма, 17/3773)¯
Рассказывает Абдуллах бин Джубейр (радыйаллаху анху):
«Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) шел со своими асхабами по дороге, кто-то подбежал и своим плащом стал создавать ему тень над головой. Заметив тень, Пророк (саллаллаху алейххи ва саллям) поднял голову и увидел, что кто-то укрывает его от солнца. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велел ему не делать этого и сказал:
«Ведь и я такой же, как и вы!» (Хайсами, IX, 21).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел:
– Не показывайте ни на кого пальцем, ибо это для него грех…
Тогда его спросили:
– Даже если этот человек хороший, о Посланник Аллаха?
– Даже если это хороший человек, – отвечал он. – Ведь если на человека тычут пальцем оттого, что он плохой, это для него еще хуже. (Табарани, Кабир, XIII, 138/14971. см. также Тирмизи, Кыямат, 21/2453)¯
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил, чтобы кто-либо из асхабов считал кого-нибудь из своих товарищей ниже себя. Однажды, когда они были в пути, он велел, чтобы зарезали овцу и приготовили еду. Один из асхабов сказал:
– Позволь мне зарезать ее, о Посланник Аллаха!
Другой сказал:
– Позволь мне разделить тушу, о Посланник Аллаха!
Третий сказал:
– Позволь мне приготовить ее, о Посланник Аллаха!
На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Тогда на мне лежит обязанность найти дрова.
Но асхабы все не унимались:
– О Посланник Аллаха! Мы сделаем и это, нет нужды в том, чтобы Вы уставали.
Но он сказал:
– Я знаю, что вы можете сделать то, что должен делать я. Но я не желаю выделяться среди вас, ибо Всевышний Аллах не любит, когда раб Его выделяется чем-нибудь среди своих товарищей.
То, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) входил в Мекку во время ее взятия, также является примером величайшей скромности. Находившиеся рядом асхабы говорили об этом так:
«Когда войско мусульман входило в Мекку, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) шел впереди. Победа далась легко, и он сидел на своем верблюде, скромно склонив голову в знак признания своему Господу, так, что казалось, его борода вот-вот коснется седла. Создавалось впечатление, что он делает поклон. И все это время он повторял:
«О Аллах! Истинная жизнь – это лишь следующая жизнь!» (Вакиди, II, 824; Бухари, Рикак,1)151.¯
Однажды, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) посылал Муаза бин Джабаля (радыйаллаху анху) в Йемен в качестве своего наместника, с ним на проводы вышли и некоторые из мухаджиров и ансаров. Муаз (радыйаллаху анху) ехал тогда верхом, а Посланник Аллаха (салллаллаху алейхи ва саллям) шел за ним пешком. Тогда Муаз (радыйаллахху анху) не скрывая своего смущения, сказал:
– О Посланник Аллаха! Я верхом, а вы идете пешком! Нельзя ли мне слезть и пойти вместе с вами со всеми пешком?
На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему, дав всем знать, что больше всего и всегда беспокоит его:
– О Муаз! Я хочу, чтобы эти шаги засчитались мне как шаги, проделанные на пути Аллаха.
Таким вот набожным и скромным был Посланник Аллаха (саллалллаху алейхи ва саллям). Все его беспокойство было связано с тем, как, пусть даже ценой его личного неудобства и радости в этой мирской жизни, люди могли бы найти путь истинный и обрести счастье в обоих мирах.¯
Анас (радыйаллаху анху), который был воспитан самим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), проходя мимо детей, всегда приветствовал их и говорил: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда приветствовал детей таким же образом». (Бухари, Истизан, 15; Мусллим, Салям, 15)
Анас же (радыйаллаху анху) говорит, что всегда, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посещал кого-то из ансаров, он здоровался и с их детишками, гладя их по голове, и молился за них. (Нассаи, ас-Суннатуль-Кубра, VI, 90)¯
Анас (радыйаллаху анху) говорит: «Даже слуги сподвижников могли взять Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) за руку и увести его с собой, куда пожелали». (Бухари, Адаб, 61)
Говорится также, что жила женщина по имени Умму Зуфар, которая была не совсем в своем уме. Однажды она пришла к Пророку (саллаллахху алейхи ва саллям) и сказала:
– О Посланник Аллаха! У меня есть к тебе дело.
На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Ну, хорошо, давай встретимся и решим твой вопрос, – и, отойдя с ней в сторону, он выслушал все, что она хотела ему сказать. (Муслим, Фадаиль, 76; Абу Дауд, Адаб, 12/4818)¯
Когда у Аиши (радыйаллаху анха) спросили:
– Чем Пророк Аллаха занимался дома?
Она ответила:
– Он занимался домашними делами. Когда же приходило время молиться, он выходил. (Бухари, Азан, 44, Нафакат, 8, Адаб, 40)¯
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во всем помогал своим домочадцам в хозяйственных делах. В одном из хадисов об этом говорится следующее:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам стирал свою одежду, сам доил своих овец, зашивал одежду, ремонтировал, прибирался дома, чистил и кормил своего верблюда, садился и ел вместе со своим слугой, вместе с ним замешивал тесто, сам доносил до дома то, что покупал на рынке. Однажды, когда он (саллаллаху алейхи ва саллям) купил на базаре некоторое белье, находившийся рядом Абу Хурайра (радыйалллаху анху) предложил помочь донести это до дома, но Пророк (саллалллаху алейхи ва саллям) возразил: «Человеку лучше самому носить свои вещи. И только если он не в состоянии сделать это, он может прибегнуть к помощи своего брата-мусульманина». (Хайсами, V, 122)
‘Умар и Али (радыйаллаху анхума), которые во всем старались походить на Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), даже во время своего правления сами ходили по рынкам и доносили до дома то, что там покупали.
‘Аиша (радыйаллаху анха) рассказывает также и следующую историю, в которой говорится, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) старался помогать во всех домашних делах, и каким скромным было его хозяйство:
«Однажды отец мой Абу Бакр (радыйаллаху анху) прислал нам кусок баранины. Дело было вечером. Я придерживала мясо, чтобы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) мог резать, или же он придерживал, а я резала.
Один из слушавших рассказ спросил:
– И все это происходило в кромешной тьме?
На что ‘Аиша (радыйаллаху анха) сказала:
– Если бы у нас было масло, чтобы зажечь лампу, мы бы использовали его с пищей. Ведь проходили месяцы, а в доме Мухаммада (саллаллахху алейхи ва саллям) не находилось куска хлеба, на огне не кипел котел». (Ахмад, VI, 217; Ибн Сад, I, 405)¯
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) же говорил следующее:
«Если меня пригласят отведать мясо ягненка, я непременно отвечу на приглашение. Или же если мне подарят или предложат лопатку ягненка, я не откажусь». (Бухари, Хиба, 2; Никах, 73; Муслим, Никах, 104)
Ведь подарок не бывает большим или маленьким. Главное – это завоевать чье-то сердце, стать еще более дружелюбным. А уловить это можно лишь с чутким сердцем, и облачившись в одеяния скромности.
Для Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) превыше всего было оставаться рабом Всевышнего. В одном из хадисов об этом говорится следующее:
«Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) явился ангел Джибриль, они сидели и беседовали. В этот момент с неба снизошел другой ангел, ступающий на землю первый раз. Тогда этот анггел заговорил с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Мухаммад! Меня послал к тебе твой Господь. Он спрашивает, кем ты желаешь быть, Пророком-царем или Пророком-рабом.
Растерявшись, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взглянул на Джибриля, а тот сказал:
– Будь скромен перед Господом, о Посланник Аллаха!
Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Я хотел бы быть Пророком-рабом». (Ахмад, II, 231; Хайсами, IX, 18, 20)
После этого выбора, служение Господу, стало самой почетнейшей степенью, которой только может достичь человек. Именно поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда говорил тем, кто чересчур его восхвалял: «Не превозносите меня над тем, что принадлежит мне по праву! Ведь до того, как сделать меня Посланником, Всевышний Аллах взял меня в рабы» (Хайсами, IX, 21), указав на достоинство и превосходство служения Аллаху.
Несмотря на свой суровый характер, ‘Умар (радыйаллаху анху) был очень снисходительным человеком. Он носил одежду с заплатами, сам носил в дома вдов и сирот воду и пищу, спал на циновке, сам чистил своих верблюдов. Во время своего правления по ночам он выходил на улицу города, слушая чаяния жителей, занимаясь их делами.
Абу Махзура (радыйаллаху анху), рассказывая о скромности ‘Умара (радыйаллаху анху), говорит следующее:
«Однажды, когда мы сидели с ‘Умаром бин Хаттабом (радыйаллаху анху), Сафван бин Умаййа принес блюдо с пищей и поставил перед ним. Тогда ‘Умар (радыйаллаху анху) подозвал к себе бедняков и нищих, которых увидел рядом. Все они сели и стали есть. И пока они ели, ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:
– Аллах не осчастливит того, кто не любит есть пищу вместе с рабами Его.
На что Сафван бин Умайя в свое оправдание сказал:
– Клянусь Аллахом, нам не стыдно есть вместе с ними. Мы даже предпочитаем их себе, так как не всегда, как сейчас, едим такую вкусную пищу, которую могли бы им предложить». (Али аль-Муттаки, IX, 198/25 650).
Говорится также, что во времена правления ‘Умара (радыйаллаху анху) один из асхабов по имени Джаруд бин Муалла, гуляя вместе с ‘Умарром (радыйаллаху анху), повстречал на своем пути Хавлю бинти Салябу. Она при жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) была молодой женщиной, а теперь состарилась. Это о ней и ее муже, с которым у этой женщины возник спор, снизошли первые аяты суры «аль-Муджадаля». И вот эта женщина остановила ‘Умара (радыйаллаху анху) и стала давать ему свои наставления:
– ‘Умар! – окликнула она его.
Когда тот остановился и подошел, она стала говорить ему:
– Когда-то мы называли тебя ‘Умарчиком. После же ты стал взрослым мужчиной, и вот теперь ты Повелитель правоверных ‘Умар. Бойся Аллаха и будь на службе у людей. Ведь для того, кто страшится наказания Аллаха, далекое становится близким. А тот, кто боится смерти, всегда опасается упустить свой шанс.
Услышав такое, ‘Умар (радыйаллаху анху) расчувствовался и заплакал. Опечалившись таким состоянием товарища, Джаруд, обратился к Хавле:
– О женщина! Ты побеспокоила самого Халифа!
Но, повернувшись, ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:
– Оставь ее, пусть договаривает! Знаешь ли ты, кто она? Эта та самая Хавля, жалобу которой услышал Всевышний. Клянусь Аллахом, я до вечера слушал бы ее наставления, отходя только для совершения наммаза».( Мехмед Зихни Эфенди, Знаменитые женщины, Стамбул, I, 250; М. Яшар Кандеммир, И. Лутфи Чакан, Рашид Кучук, Риядус-Салихин – перевод и толкование – , III, 508).
Таков был ‘Умар (радыйаллаху анху) – пример благонравия и благочестия в Исламе, пример тому, какой должна быть боязнь верующего перед Аллахом, любовь к Нему и возвеличивание Его, как следует вести себя по отношению к истине, правде и ответственности, каким следует быть при этом скромным и снисходительным…
О том, какой скромной была жизнь ‘Умара (радыйаллаху анху) рассказывает Мавляна (рахматуллахи алейхи):
«Однажды один византийский посол прибыл в Медину с официальным визитом. Он стал спрашивать, где дворец Халифа. Но к кому бы он ни обратился, каждый отвечал ему: “Даже если Халифа и величают Повелителем правоверных, и имя его известно во всем мире, здесь, в этом мире, у него нет ни одного собственного пристанища. Но дворец души его прекрасен. Есть у него лишь небольшая веранда, в которой можно найти только бедняков и странников. Но тот недуг, что в очах твоих, не даст тебе узреть его духовную и незримую жизнь!»
Эти слова повергли посла в смятение. Он оставил свою лошадь, вещи и дары и пустился на поиски дворца Халифа ‘Умара аль-Фарука (радыйаллаху анху). Всюду он спрашивал, где его найти, и с удивлением говорил самому себе: “Значит, в этой стране живет такой повелитель, который, подобно духу, остается незримым для людских глаз!” Но продолжал искать Халифа…
Тогда одна женщина говорит ему: “Халиф, которого ищешь ты, спит вон там, под пальмой! Тогда как все спят на кроватях и на постели, он спит на песке! Иди же, взгляни на сень Божью на земле, лежащую в тени пальмы!”
Вид спящего ‘Умара (радыйаллаху анху) внушил послу уважение, и он проникся симпатией к Халифу. Сам же посол давался диву, как в его сердце одновременно могли возникнуть два таких разных чувства, как уважение и любовь, и опять он стал говорить сам себе: “Я повидал немало императоров, и заслужил уважение многих из них, тогда как ни один из них не внушал особого уважения мне. А этот человек внушает и почтение, и любовь к себе. Будучи Халифом, он спит на земле, и никто не защищает его. Я же, стоя перед ним, весь дрожу! Что же это такое? Странно все это! Не иначе, за этим кроется некая истина, дело же не в самом человеке, спящем в одежде из холста!”
Пока византийский посол стоял, погруженный в свои раздумья, ‘Умар (радыйаллаху анху) проснулся. Посол с почтением поприветствовал его. Халиф же ответил на приветствие, затем завел с все еще недоумевающим послом задушевный разговор, развеял его сомнения, поведал ему многие мудрости и пригласил в замок своей души.
Все это время посол слушал, вникал в то, что на первый взгляд казалось ему странным и далеким, а в действительности было весьма просто и близко. А сам ‘Умар (радыйаллаху анху), который сначала показался ему чудаковатым, стал ему будто родным. Недолгая беседа с Халифом перевернула его духовный мир, и он уже не помнил ни то, что он посол, ни то, зачем сюда приехал…
Почувствовавший это ‘Умар (радыйаллаху анху) продолжил беседу уже с иным присутствием духа, рассказывал гостю, какие духовные странствия он совершил, в каких пристанищах для души останавливался. Стал говорить ему о времени, которое течет во времени, о высоких степенях праведников и богобоязненных, о том, что душа в своем стремлении к Господу не знает ни преград, ни пределов.
И вот в сердце посла вспыхивает огонек веры, и он, произнеся слова свидетельства Единобожия, присоединяется к каравану, следующему в вечность».
Иными словами, снисходительность и скромность – это благо, которому нет конца. Скромный человек бывает добрым. Добрый человек бывает сострадательным. А сострадательный человек преисполнен желания служить всем созданиям Аллаха. Это же верный способ заслужить довольство нашего Господа. Ну а тот, кто далек от скромности, далек и от всех этих прикрас.
Скромный человек обладает более чутким сердцем и проницательным умом, что с легкостью позволяет ему распознать и друга, и врага.
Скромность – это качество, которое украшает человека, совершенствует раба и приводит нрав верующего в порядок. Об этом прекрасно говорил Мавляна (рахматуллахи алейхи): «Разве цветут камни весной? Так будь же таким скромным, как земля, чтобы и ты распускался и цвел всеми красками, подобно цветам!..»
Ведь, правда, что создания, ходящие по земле, топчут ее, испражняются в нее. Но земля с превеликим смирением и скромностью очищается от этого, на ней опять произрастают прекрасные растения, и она кормит созданий, что ходят по ней. Так же и душа праведного верующего должна быть похожа на плодородную землю, чтобы все красоты, что есть в сердце его, явились всему свету в виде своеобразных стихов, чтобы все сущее могло восхищаться ими.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!