Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Скоротечность мирской жизни | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Скоротечность мирской жизни

gTYUnFS884k

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Нам следует помнить слова нашего Пророка:

«Большинство людей не знают ценности двух благ: здоровья и свободного времени». (Аль-Бухари).
Время человеческой жизни ограничено, и, чтобы она не была потрачена на заблуждения, человек должен ценить каждую минуту
Время не заметно несёт нас к вечности. Отведенное нам время – расстояние между рождением и смертью: у кого-то оно короче, у кого-то длиннее. Каждое существо рождается, чтобы когда-нибудь умереть. Всё без исключения подвластно смерти.
В Коране имеется аят такого смысла: «И каждая душа вкушает смерть. Мы испытываем вас злом и добром для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (сура 21, аят 35).
Каждый миг настоящего становится прошлым, который ни купить, ни вернуть, ни продлить. Времени не существует для нашего Создателя, у Него нет ни начала, ни конца.
Человека никогда не оставляло равнодушным понятие времени
Что такое время? Можно ли замедлить или ускорить время?
Существуют разные концепции времени в науке, философии и религии. Время имеет ценность даже с экономической точки зрения, недаром говорят «Время - деньги».
Время важно как для общества, так и для отдельной личности.
Время имеет свою внутреннюю ценность.
И Коран, и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!) свидетельствуют о том, что ислам считает время очень важным ресурсом. Верующий должен помнить о ходе времени, осознавать его значение и правильно его использовать. Если человек не тратит время попусту, а понимает, что это благословение Аллаха, у него есть все основания на то, чтобы преуспеть в этой и будущей жизни:

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103:1-3)

В следующем хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) наставляет верующих понимать и ценить время:

«Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока не спросится у него о четырех вещах: о его жизни – как он ее провел, о его молодости – на что он ее потратил, о знаниях – как он их применил, об имуществе – как он его приобрел и на что потратил» (Ат-Тирмизи).

Слова Нашего Господа Аллаха и хадисы Пророка Мухаммада говорят о том что: мы должны серьезно относиться ко времени. Аллах напоминает нам, что мы прибываем в этом мире только временно и не знаем, сколько нам отведено. Как мусульмане мы не должны тратить время понапрасну, мы должны ценить его как благодать от Всевышнего. Мы должны понимать, что, даже потратив одно мгновение, мы навсегда лишаемся какой-то возможности.
Мы часто слышим от пожилых людей, что жизнь пролетела в одно мгновение, они жалуются, что быстро постарели, стали немощными и слабыми, а ведь ещё совсем недавно были такими красивыми, молодыми, полными сил и планов!
Прежде чем мы осознаём, что начинается лучшая пора нашей жизни, она пройдёт. Один мудрец сказал –«Будьте осторожны, планируя будущее, часто оно успевает оказаться в прошлом».
Человек небрежно относится ко времени потому что недостаточно глубоко осознает неизбежность смерти. Обращаясь к людям, Аллах говорит: «О сын Адама, не забывай о смерти, поистине смерть не забудет тебя».

Время быстротечно, невозвратно, это ценный дар, которым владеет человек и который может быть отнят у него в любой момент. Аллах - Дарующий, но Он также и Забирающий. Незаметно проходят годы месяцы, но Всевышний Аллах напоминает нам в Коране, что , но когда мы встанем перед ним в День Суда, наше время на земле, все что мы пережили, о чем мечтали и во что верили, покажется нам одним днем.

«Один из них сказал: «Сколько вы пробыли здесь?» Они сказали: «Мы пробыли день или часть дня». Они сказали: «Вашему Господу лучше известно о том, сколько вы пробыли» (Коран, 18:19). «Они скажут: «Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вел счет» (Коран, 23:13).

Но если мы потратим минуты, часы, дни и недели на благо, то наше время нельзя будет считать упущенным!!!
Верующий не должен тратить драгоценное время на вещи, которые не приблизят его к Создателю. Деяния, которые не приносят пользы лично нам, обществу или человечеству в целом, напрасные деяния, уничтожившие наше время. Ислам распределяет вещи по степени важности. Лучшие из нас привыкли ценитьи каждую секундой своего времени.

Аль-Бунани сказал: «Когда мой отец был на смертном одре, я пришел, чтобы помочь ему прочитать свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, но он сказал: “Сын! Оставь меня, я прочитал шахаду пять раз и теперь читаю шестой ”».

Те, кто понимают ценность времени, должны изо всех сил стараться, чтобы правильно организовать свое время и строить реалистичные планы. Вся жизнь верующего может считаться поклонением Всевышнему, если человек заботится о том, чтобы делать то, чем будет доволен Аллах.
Большинство людей тратит лучшую пору своей жизни на то, чтобы сделать худшую ещё более печальной. В молодости кажется, что жизнь бесконечна. Нельзя убивать время, не вредя этим Вечности. В Исламе нет такого понятия, как «свободное время». Священный Коран гласит (смысл): «И когда ты останешься свободным, продолжи трудиться (молитвой и поклонением) и только к Господу твоему устремляйся» (сура 94, аяты 7, 8).
Имам Газали предостерегал от напрасной траты времени:
«О сын! Представь, что ты сегодня умер. Мгновения жизни, проведённые в гафлате (отвлечённости от Аллаха), заставят тебя страдать. Ты будешь повторять: ах, если бы… но время будет упущено!»
Некоторые люди уклонение от религиозных обязанностей мотивируют нехваткой времени. Наш Создатель каждодневно дарует нам капитал жизни в 24 часа, чтобы благодаря ему приобрести всё необходимое для обоих миров. Посудите сами, какую противоречащую разуму ошибку мы совершаем, отдавая за эту кратную земную жизнь 23 часа и не посвятив для бесконечно долгой жизни в ином мире (Ахирате) один час совершению обязательных фарз-намазов!
Распорядок дня императора Шер-Шаха Сури
Восхищение вызывает пример религиозного усердия индийского императора Шер-Шаха Сури, распорядок дня которого описан в истории. Шер-Шах вставал, когда проходили две трети ночи, и совершал тахаджуд-намаз, затем он просматривал отчёты различных административных ведомств и отдавал необходимые распоряжения. После этого он делал омовение для утренней молитвы, которую всегда совершал в мечети. После намаза император принимал прошения людей и наделял их землями, деньгами и т. д. соответственно их нуждам. Затем он выслушивал ходатайства и разбирал жалобы. Затем проверял казну, принимал сановников империи, иностранных послов. Он выслушивал их и диктовал приказы. Затем он садился за обед, на котором присутствовали многочисленные учёные. После еды он отдыхал два часа. Затем он снова занимался делами империи. Все молитвы совершал в коллективе. Император строго придерживался этого распорядка, где бы он ни был – в столице или поездке. Он говорил, что «великий человек тот, кто мудро тратит своё время».


Религиозные обязанности должны быть на первом месте, но Аллах великодушен, Он разрешил и отдых, игры, в которых нет ничего запретного, это дозволенно, если в этом нет вреда для играющего и не отвлекает от шариатских обязанностей и не занимает много времени.
В достоверном хадисе Пророк Мухаммад сказал : «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию». ан-Насаи в «Ишрат ан-ниса» 2/74, ат-Табарани в «аль-Кабир» 1/89.
Имам Бадруддин аль-Айни говорил:
«То, что не отвлекает от повиновения Аллаху, является дозволенным, и это мнение ученых Хиджаза. Разве ты не видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил двум рабыням петь в доме ‘Аиши во время праздника, или как позволил ‘Аише смотреть на игры эфиопов копьями в мечети?!» См. «‘Умдатуль-къари» 15/405.

Действительно, свободное время освежает сердце человека и снимает напряжение.
Порой чрезмерные усилия и переутомление делают сердце бесчувственным и слепым. Веселье восстанавливает его силу и энергию. Тому, кто непрерывно и напряженно трудится, следует на время взять перерыв для восстановления сил, энергии и твердости воли, чтобы избежать полного упадка сил в будущем.
Свободное время, которое человек может посвятить своему отдыху, также является средством лечения различных заболеваний, усталости и истощения. Тем не менее, время досуга нельзя делать чрезмерным, поскольку это совершенно противоречит цели восстановления сил и энергии.
Всякий, кто познал природу самого себя и своего сердца, наверняка знает, что отдых и восстановление сил являются средством к дальнейшим усилиям на пути Аллаха.
Мусульманин может уделять время чтению художественной литературы.
Нигде, — ни в Священном Коране, не в Сунне Пророка нашего Мухаммада (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) не содержится прямого или косвенного запрета на правдивое словесное описание жизни людей. Напротив, благодаря мусульманской художественной литературе мы можем много узнать о прошлом человечества и о его настоящем.
Светские нравственные идеалы часто меняются в зависимости от общественно-политической обстановки и условий жизни, поэтому люди нуждаются в неизменных, высоких духовно-нравственных идеалах Ислама.
Литература позволяет каждому человеку жить единой жизнью со всем человечеством и иметь красочные представления об окружающем мире. В то же самое время, чем меньше человек обращается к художественной литературе, тем бедней его духовный мир, тем ограниченней его мировоззрение и потому мусульманская художественная литература должна сопровождать верующих на протяжении всей жизни в этом мире, воспитывая в них самые высокие идеалы человеческой цивилизации — идеалы мусульманской духовности, поддерживая в обществе справедливые отношения между людьми .
Мусульманские писатели всегда исходили из того, что человек не может жить бесцельно и на каких бы языках они не создавали свои произведения, их всегда объединяла непоколебимая вера в единство и могущество Всевышнего Аллаха (Хвала Ему и велик Он!), ярко выраженный гуманистический взгляд на мир и большое уважение к человеческому достоинству. Лучшие из мусульманских писателей всегда были мыслителями.
Али ибн Абу Талиб говорит: «Веселитесь, ибо сердца, подвергающиеся чрезмерным испытаниям, слепнут».
Один из сподвижников Пророка, Абу Дарда, сказал: «Иногда я даю отдых сердцу своему посредством того, что не является столь высоким и праведным. И это для того, чтобы быть более устремленным и старательным, а также прилагать все больше и больше усилий в достижении Истины» (конец цитаты).[21]

Аль-Газали человеку, спросившему его: «Не есть ли пение частью игр и веселья?», отвечал так: «Да, но все сущее в этой жизни есть лишь игра и забавы. Все, что происходит между мужем и женой, - игра, за исключением супружеских отношений, ибо так они дают жизнь своим детям. Эти слова переданы от Посланника Аллаха и его благородных Сподвижников.

Вопрос о пении в целом неоднозначен вне зависимости от того, сопровождается оно игрой на музыкальных инструментах или нет. По ряду вопросов мусульманским ученым-богословам удалось достичь согласия, по другим их суждения разошлись.
Все ученые единодушны в отношении недопустимости каких-либо форм пения и музыки, провоцирующих невоздержанное, недостойное и греховное поведение.
Пение представляет собой прежде всего произносимые нараспев мелодичные слова. Таким образом, если слова песни достойные, то достойно и само пение; если же слова дурны, то скверно и само пение. В исламе речь о чем-либо запретном недопустима.
Богословы сходятся во взглядах относительно дозволенности пения без инструментального сопровождения в том случае, если в словах нет ничего запретного. Такое пение разрешается только по особому случаю – свадьбы, торжества, гостеприимного приема путешественника и т.д. Подобная норма основывается на хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Он (мир ему и благословение) спросил: «Дарили ли вы девушке (т.е. невесте) подарок?» «Да», - ответили они. Он спросил: «Отослали ли вы с ней певца? «Нет», - ответила Айша. Пророк (мир ему и благословение) тогда сказал: «Ансары – народ, любящий поэзию. Вам надлежит послать певца, который бы спел: «Вот мы идем, к вам мы идем, приветствуйте нас, как мы приветствуем вас».
В вопросе о музыкальных инструментах мнения ученых расходятся.
Первый ряд богословов считает дозволенным пение, как с музыкальным сопровождением, так и без него, и даже похвально отзываются о нем.
Вторая группа улемов считает, что пение дозволено лишь без инструментального аккомпанемента.
Третья группа объявила о запрете пения вне зависимости от музыкального сопровождения.
В своей книге «Аль-Ахкам» («Правовые постановления») Аль-Кади Абу Бакр Ибн аль-Араби говорит: «Ни один из хадисов, в которых утверждается запретность пения, не считается достоверным (учеными в области методологии хадисов)». Такого же мнения придерживаются Аль-Газали и Ибн ан-Нахви в Аль-Умда («Надежда путешественника»).
Ибн Тахир говорит: «Не было доказано, что хотя бы одна единственная буква из всех этих хадисов является достоверной».
Ибн Хазм утверждает: «Все подобные хадисы являются вымышленными и ложными».
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришел ко мне домой. Со мной находились две девушки, они пели песни Бу’ас (рассказ о сражении в доисламской войне между двумя племенами Ансаров – Хазрадж и Аус). Он лег на свое ложе и повернул лицо. Затем вошел Абу Бакр и, обращаясь ко мне, вскричал: «Музыкальные инструменты Сатаны рядом с Пророком (мир ему и благословение)?». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обернулся к нему и сказал: «Оставь их, поистине, у нас праздничные дни». Незаметно для Абу Бакра я подала знак девушкам, и они вышли». (Сахих Аль-Бухари и Муслима).
Исходя из толкования хадиса можно сделать вывод, что украшение праздника весельем, музыкой и беседами желательно (сунна).
Наш Пророк (мир ему и благословение) показал евреям, что в исламе есть место и для веселья и что сам он был послан с естественным и умеренным посланием.
При более глубоком рассмотрении этого вопроса можно обнаружить, что любовь к пению, мелодичным звукам человеческого голоса является почти что природным инстинктом. Можно вспомнить, что младенцы успокаиваются и засыпают под звуки колыбельной. Мамы и нянечки всегда знают об этом и потому часто поют детям. Всем также известно, что птицы и животные реагируют на мелодичный голос или ритмические мелодии.
Следовательно, если пение является своего рода человеческим инстинктом, то хотя бы уже по этой причине им нельзя пренебрегать. Ислам призван возвысить и усовершенствовать этот инстинкт.
В дополнение можно напомнить, что жители Медины, которые были в высшей степени богобоязненными, Захирия, ученые, придерживающиеся буквального смысла (захир) священных книг ислама, и Суфии, известные своим строгим и неукоснительным следованием положениям исламских текстов, - все они провозгласили допустимость пения.
Абу Мансур аль-Богдади аш-Шафии передал, что Абдулла ибн Джафар не усматривал в пении ничего плохого и что сам он часто писал музыку для своих невольников, исполнявших эти мелодии в его присутствии. Пение имело место также во времена Повелителя Правоверных Али ибн Абу Талиба. Абу Джафар аль-Бугдади рассказывает также о положительном отношении к пению со стороны Аль-Кади Шурайха, Саида ибн аль-Мусайибы, Аты ибн Абу Рабаха, Аз-Зухри и Аш-Шифи.
Ар-Рувайяни передал: (по свидетельству Аль-Каффаля) Малик ибн Анас утверждал, что пение и игра на музыкальных инструментах разрешены. Абу аль-Фадль ибн Тахир передает, что «среди жителей Медины никогда не было споров о том, разрешена ли игра на лютне».
Аль-Мавирди также свидетельствует о существовании разрешения игры на лютне среди сторонников и учеников Аш-Шафии. Ибн Тахир, Аш-Ширази, Шех Из-ад-Дин и другие также разделяли это мнение. Все они придерживались положения о допустимости пения и игры на музыкальных инструментах. Аль-Адфуи писал: «В ряде своих книг Аль-Газзали рассказывает о консенсусе ученых в этом вопросе. Ибн Тахир также свидетельствует о подобном согласии среди Сподвижников Пророка».
Шариатский судья Абу Бакр ибн аль-Араби в своей книге «Аль-ахкям», а также богословы Ибн ан-Нагва, имам аль-Газали и Ибн Хазм считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен или недостоверны, или выдуманы».[12]

Но при прослушивании пения необходимо соблюдать следующие условия:
1. Не все виды пения допустимы. Дозволенные песни должны соответствовать учению и этике ислама. Песни, восхваляющие тиранов, грехи и грешников, порочные отношения противоречат положениям ислама и запретны. К примеру, песня, в которой поется, что «жизнь – это сигареты и спиртное», явно противоречит канонам Ислама, который учит, что спиртное – это мерзость и из дел Сатаны, а употребляющий, производящий, продающий спиртное и любой связанный с ним – проклят Господом.[14] Вред табака тоже явен, что является аргументом в пользу запрета на его употребление. В наше время в большинстве песен, говорится о любви, страсти, поцелуях и свиданиях. Описываются щеки, стан и прочие части тела, возбуждающие низменные желания и подталкивающие к непристойностям и прелюбодеянию, портя нравы людей.

2. Важно то, как исполняется песня. Тема песни может быть хорошей, но поведение певца или певицы, или же постановка их голоса влияют на человеческое благонравие, пробуждают в слушателе низменные чувства и ослабляют его веру. В этом случае музыка переходит из области дозволенного в область запретного. Вспомним слова Всевышнего Творца, обращенные к женам Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] - не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, - а говорите обычные слова» (Коран, 33: 32).
3. Нельзя сочетать пение с запрещенными в исламе формами поведения: употреблением алкоголя, смешанным присутствием в одном месте мужчин и женщин и т.д. - то что присутствует распространенными в клубах.
4. Если те или иные песни провоцируют в человеке вожделение или отрывают его от реальной жизни, то ему следует избегать их, немедленно затворить те ворота, через которые ветер искушения и соблазна может проникнуть и убить его веру, нравственность и душу. Если он сумеет сделать это, он будет жить в мире и спокойствии.
Взгляды ученых едины в том, что музыка и пение, несущие в себе непристойность, разврат и побуждение к греху, являются запретными (харам), ибо песня сродни речи, которая может содержать как плохие (бранные) слова, так и хорошие. А любое слово, противоречащее религиозной этике, является запретным. Степень запретности ожесточается, если непристойные слова обретают музыкальное сопровождение, способствующее запоминанию их людьми и усиливающее их воздействие.[1]
Музыка и пение, которые не относятся к вышеупомянутой категории, по мнению всех богословов, являются разрешенными в дни религиозных праздников, торжественных празднеств, не противоречащих исламским канонам. Это может быть бракосочетание, рождение ребенка, возвращение длительное время отсутствовавшего человека.[2]
Имам аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-дин» утверждает, что «мнение ученых едино (аль-иджма‘) в вопросе о том, что пение без инструментального сопровождения является разрешенным (халяль)».[16]

Известный ученый Ибн Хазм в своей книге «Аль-мухалля» пишет: « Пророк сказал: «Поистине, дела - по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался [получить]…» И говорим мы, что, кто слушает пение с намерением пробудить в себе низменное начало, тот - сошедший с правильного пути (фасик), и это касается не только пения, но и всего остального. Кто же намеревается получить душевное успокоение и дать себе отдых, приобрести новые силы для покорности Господу, для того, чтобы ободриться для совершения благих дел, то такой человек проявляет религиозное смирение и благонравие. Действие его - истина (аль-хак). Если же действия его не определены в качестве греховного или богоугодного деяния, то их можно отнести к категории пустословия и болтовни, которые прощены ему Господом. В числе таких действий может быть прогулка по парку с намерением отдохнуть, сидение у дома, созерцание окружающей природы, окраска одежды в иной цвет и любое другое»[11].
Один из великих исламских ученых Саид Нурси сказал: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой».
«Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и подавленность, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».

Что касается музыкального сопровождения, то более популярным среди всех четырех основных богословско-правовых школ фикха (ханафитской, ханбалитской, маликитской, шафиитской) является мнение о том, что инструменты, придающие пению увеселительный характер, считаются запретными (харам). К таким инструментам относят духовые и струнные. Данное свое мнение ученые основывают на следующем хадисе:
«Поистине, появятся среди последователей моих народы (аквам), которые сделают разрешенным спиртное, свинину, чистый шелк и струнные инструменты» ( Бухари).
В другом хадисе Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
«Воистину и без сомнений, появятся люди среди последователей моих, которые будут пить спиртное, называя его другим именем, над головами их будут играть на струнных инструментах и петь певицы» (Ибн Маджа).
Музыкальные инструменты — это вино для души. Они оказывают более сильное действие, чем бокалы вина. Опьяненные звуками склонны к совершению непристойных поступков, жестокости, насилия, а порой и неверия.
Важно помнить, что частая трата времени на музыкальные развлечения или иные канонически допустимые игры, забавы, указывает на ослабление веры в сердце человека, что может пагубно влиять на выполнение им основных обязанностей перед Господом и людьми, на достижение им благородных целей. Ведь наши время, силы, энергия и возможности ограничены в жизни бренной…!

Один из великих исламских ученых сказал: «Любому расточительству сопутствует потеря возможности выполнения чего-то важного и обязательного».
Нет сомнений, что, принимая во внимание все вышесказанное, мы найдем мир современной музыки далеким от тех моральных и нравственных норм, которые диктует нам вера. Погружение мусульманина в сферу музыки, вхождение в мир музыкального шоу-бизнеса не будут благоприятны для его веры, а напротив, могут навредить не только ему, но и другим.

Все вышесказанное касается прослушивания песен и музыки. Профессиональное же занятие музыкой можно считать более опасным, ибо погружение в атмосферу музыкального мира негативно влияет на веру мусульманина и, как показывает практика, мало кто уходит оттуда духовно и нравственно здоровым… Это относительно мужчин. Что же касается женщин, то опасности, подстерегающие их на ниве увлечения музыкой, еще более велики. Ведь неспроста Всевышний сделал для них обязательной умеренность в одежде, движениях и речи. Велел им придерживаться того, что удаляет от соблазна мужчин, сохраняет от злых языков, любопытных глаз и страстности слабых сердец.

Преднамеренно же отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным, грешен перед Господом и является «фасиком» (сходящим с правильного пути).

Большая часть жизненных сил и времени должны быть потрачены человеком на познание Творца, сути жизни и на укрепление религиозной веры.

Когда наши дни в этом мире будут сочтены, пути назад не будет, и нам придется ответить за все, что мы сделали.
Свободное время, которое мы получаем на время отпуска, гораздо ценнее денег, которые мы зарабатываем, трудясь в течение года. Об этом нам напоминает высказывание одного из исламских ученых:
«С помощью времени вы сможете заработать деньги, а время с помощью денег – не сможете».

Заставляет задуматься об этом высказывание имама Шафи'и: «Отдых (каникулы, отпуск) – это не пустая трата времени. Отдых означает временную остановку в какой-либо деятельности, чтобы заняться чем-то другим. Иными словами, это временный отказ от работы, которая утомила тебя, чтоб заняться чем-то менее утомительным. Поэтому мы должны ценить свой отдых как возможность узнавать что-то новое и развиваться. Как минимум, читать книги, которые послужат возвышению души, сердца и разума и дадут пищу для размышлений. Тем самым мы не должны проводить время впустую».

Как-то к исламскому мыслителю Абдулле ибн Амиру обратился человек: «Удели мне свое время, давай пообщаемся с тобой немного обо всем». На это получил следующий ответ: «Сначала останови солнце, потом побеседуем». – Человек удивился: «Это как?» Абдулла ибн Амир ответил – «Солнце не останавливается, постоянно находится в движении. Также движется и время. Поэтому если хочешь со мной побеседовать, то останови солнце, в ином случае оставь меня в покое. Лучше давай будем извлекать пользу от времени, которое утекает как река. Не будем тратить впустую время, ценность которого выше денег».


Имам Абу Юсуф, который в своей жизни не провел ни одной праздной минуты, перед смертью закрыл глаза от слабости. Через некоторое время он приоткрыл глаза и задал серьезный научный вопрос человеку, который сидел у его изголовья. Когда же услышал в ответ: «Сейчас не время для научных задач, отдохни немного», то произнес свою историческую фразу:
«Если бы ко мне приходили люди, занятые научными вопросами, и если бы я ушел в мир иной во время разъяснения этих научных вопросов, то для меня стало бы большой честью уйти отсюда, будучи занятым наукой».

Одним из ученых, который умел использовать свое время наиболее рационально, был Хаммад ибн Саляма. Обычно он был занят чтением намаза, читал проповеди своим прихожанам или давал уроки своим ученикам. У него совсем не было свободного времени. Даже умер он во время намаза, когда выполнял земной поклон (сажда).

Весьма показательным является случай из жизни Посланника. Как-то он прошел, не поздоровавшись, мимо человека, который сидел без дела. А возвращаясь, он уже обратился к этому человеку с приветствием. Когда спросили, почему он так сделал, Пророк ответил:
«Когда я проходил мимо него в первый раз, он сидел праздно без дела. Когда же проходил обратно, увидел, что он уже занят делом. Поэтому поздоровался с ним».

Искренне верующие стараются потратить время на самосовершенствование, благие деяния ради обретения ещё большей близости к Господу и Его благоволения. Закончив одно дело, мумин берётся за другое, он всегда спешит сделать добро.
Алимы говорят: «В Судный день самый трудный отчёт будет производиться относительно того, как человек использовал время. Каждый новый день говорит, обращаясь к человеку: «О сын Адама! Я твой новый день, и я свидетельствующий перед Аллахом о твоих деяниях в этот день. Воспользуйся же мной, ведь поистине я не вернусь до Судного дня» (хадис аль-Кудси).
Давайте подумаем, что можно сделать за одну минуту: например, 20 раз прочитать суру «Ихлас». В хадисе сказано, что человек, прочитав её один раз, получит награду как за чтение трети Корана.
В течение одной минуты можно прочитать 50 раз слова «субханаллах, вальхамдулиллях». Сказано: эти слова легки для произношения, но тяжелы на весах Судного дня.
Ещё в течение одной минуты ты можешь убрать с дороги то, что мешает людям.
Джунайд Багдади говорил, что один день земной жизни имеет столь большое значение для человека, что с ним невозможно сравнить и 1000 лет в Ахирате, потому что достижения и потери относятся только к этому миру. Полезные деяния этого мира и благие помыслы останутся в недосягаемости смерти и будут жить вечно.
Сколько раз шайтан убеждал решительно настроенных людей откладывать осуществление своих намерений! Сколько раз он удерживал тех, кто стремился к добродетели! Быть может, некий ученый решит повторить материал предстоящего урока, но шайтан скажет ему: «Отдохни часок»; или кто-нибудь проснется ночью с намерением совершить намаз, но шайтан скажет ему: «У тебя еще есть время»; и таким образом шайтан будет продолжать внушать этим людям лень, побуждать их откладывать намеченные дела и убеждать их в том, что у них впереди еще много времени.
Предусмотрительный человек ко всему должен готовится заранее, ибо быть предусмотрительным — значит опережать время, никогда не откладывать ничего на потом и избегать обманчивых надежд....
Без сомнения, тот, кто надеется, что днем он снова продолжит свой путь, ночью идет не спеша; тот, кто надеется, что проснется утром, не проявляет усердия ночью; а тот, кто представляет себе свою скорую смерть, старается изо всех сил…
Один предшественник сказал: «Я предостерегаю вас от слова „потом“, ибо оно — самое грозное оружие Иблиса. Два типа людей — предусмотрительный и беспечно питающий надежды на далекое будущее — можно сравнить с путниками, которые по дороге остановились в некой деревне, и один из членов каравана предусмотрительно купил себе все необходимое для завершения поездки и сел ждать, готовый к отправлению. Его беспечный товарищ сказал: „У меня еще будет время приготовиться, может, мы проведем здесь целый месяц“, — но едва он промолвил эти слова, как трубный глас возвестил об отправлении. Обрадовался тот, который приготовился заблаговременно, и растерялся его беспечный товарищ и впал в отчаяние».
Это пример того, как люди проводят свою жизнь в этом мире, ведь среди них есть те, которые готовятся к вечной жизни, и когда к ним приходит ангел смерти, у них нет причин для раскаяния; но среди них есть и такие, которые обманывают самих себя и все дела откладывают на потом, а когда наступает время уходить из этой жизни, вкушают горечь сожаления. ..» См. «Тальбису Иблис», стр. 458
Пусть каждый из нас остановится на минуту и подумает, какую пользу своей душе и людям он может принести за короткий период своей жизни.
Хвала Аллаху – Господу миров!!!
--------------------------------------------------------------------------------
[7] См.: Аль-Газали М. Ихья ‘улум ад-дин [Оживление наук религии]. Бейрут: аль-Хайр, 1994, т. 2, с. 378.
[8] См.: Аль-Газали М. Ихья ‘улум ад-дин. Т. 2, с. 394.
[9] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, Господь не смотрит на внешние проявления и богатства ваши, однако, смотрит на сердца ваши и дела» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа). См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1832, «сахих».
[14] «О те, которые уверовали. Поистине, спиртное, азартные игры… являются мерзостью из дел Сатаны. Сторонитесь же этого» (Св. Коран, 5:90). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Проклято само спиртное, а также пьющий его, поящим им, продающий его или покупающий, производящий или переносящий, тот, к кому несут, а также тот, кто живет на деньги, вырученные с него» (хадис от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Табарани, Абу Дауда, аль-Хакима и др.). См.: Аз-Захаби Ш. Китаб аль-кябаир [Книга больших грехов]. Каир: ас-Салям, 1985, с. 118.
[15] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2664-2667; Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 8, с. 101-110; Чанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10, с. 512-514.
[16] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 8, с. 106.
[17] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2665.
[18] Тот, кто говорит, что явно запретное (харам) является разрешенным (халяль), тот автоматически теряет свою веру, становясь неверным (кяфир). Тот же, кто совершает явно запретное, зная о запретности его, но, не говоря о разрешенности, тот - сошедший с правильного пути (фасик). В нашем случае, человек, называющий запрещенное разрешенным, становится фасиком по той причине, что запрет на танцы по Корану и Сунне не столь категоричен.
[19] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2666.
[20] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2666, 2667.
[21] Чанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10, с. 513, 514

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!