Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Сунниты и Шииты. Историческое противоборство | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Сунниты и Шииты. Историческое противоборство

sunni shia

Если одним из факторов играющих роль в конфликте исламских течений является текущая политическая конъектура, то следующий это исторический фактор, в основе которого также лежат политика и борьба за власть, продолжает писать Али Булач в своем цикле статей про конфликт между шиитиами и суннитами в турецкой газете Zaman. Может показаться странным, но в основе конфликта между двумя крупнейшими исламскими течениями лежат не соперничество между арабами и персами и даже не разногласия в богословии, юриспруденции и подходе к источникам мусульманского права, которые были орудием для легитимизации политических процессов того времени.

Основа конфликта это нескончаемое политическое соперничество и борьба за власть между двумя тюркскими династиями. С ранних этапов истории ислама мы видим возникновение различных течений, таких как хариджия, шиа, мурджиа, мутазилия, ахлю-с-сунна, однако борьба между данными течениями в основном проходила внутри арабов. Даже в колыбели шиа Ираке, шииты долгое время жили как кочевники и только в начале 20-го столетия перешли в города на оседлый образ жизни. Иран до начала 16-го столетия был суннитским. Правившие Ираном после его мусульманского открытия Омейяды, Аббасиды, Газневиды и Сельджуки были суннитами. Воевавший с Османским султаном Селимом I, основатель династии Сефевидов шах Исмал I был туркменом, суннитом-ханафитом, шейхом суфийского тариката и писал стихи на тюркском под псевдонимом Хатаи.

«Шиизация» Сефевидов проходила параллельно политической борьбе. Оба тюркских правителя преследовали цель установления своей власти во всем мире, т.е. для этого один должен был стереть с лица земли другого. То, что один был суннитом, а другой – шиитом указывает на их стремление легитимизации своей деятельности по примеру прошлого. Как говорил покойный Али Шариати «шиа Сефевидов отличается от шии Али». Ислам: шииты и сунниты Идея борьбы против шиа с помощью суннитского вероучения, а в особенности против ее ответвлений обожествляющих Али и имамат берет свое начало у сельджуков, которые претендовали на лидерство в исламском мире.

Медресе Низамия была основана в том числе и для этого. Эквивалентная основанному Фатимидами аль-Азхару Низамия боролась с идеями обожествления имамата, а также греческих философов распространяя суннитское вероучение. Шиизация Ирана тюркской династией Сефевидов для борьбы против тюркской же династии Османов продолжалась на протяжении 16-го столетия. Сефевиды приглашали ведущих шиитских богословов с Аравийского полуострова, Ирака, Сирии и Ливана на очень выгодных условиях в Иран и добились окончательного принятия населением шиизма за 100 лет.

Таким образом, против «суннитского блока» Османов образовался «шиитский блок» Сефевидов, и т.к. оба блока сформировались в лоне ислама, один другого никогда из ислама не выводил. С подписанием Зухабского мира были расчерчены окончательные границы двух государств. После этого шиизм укоренился в Иране, а Османское государство по примеру своих предков Сельджуков сделало упор на суннитском вероучении. Эта «холодная война между исламскими течениями» продлилась до 18-го столетия. В период афганского нашествия на Иран, Османское государство также начало войну с Ираном на западе. Занявшие место Сефевидов Каджары перешли в контрнаступление и дошли до Эрзурума и Дийарбакыра.

В итоге в 1746 г. был подписан мирный договор. В это же время воцарившийся на иранский престол тюрок Надир-шах предложил Османскому султану и османским улемам принять джафаритский мазхаб 5 мазхабом ахлю-с-сунны взамен на свое согласие присоединиться к Османской империи. Османские предводители, отказавшись от данного предложения, упустили свой исторический шанс. Приход к власти династии Пехлеви ознаменовал возрождение шиизма и воцарение персов в Иране. Сегодня шиизм и суннизм лежат в основе политической борьбы и соперничества между арабами, между тюрками (суннитская Турция – шиитские Азербайджан и иракские туркмены), между персами и тюрками, между персами и арабами.

Нельзя также забывать алавитов-нусайритов, которые не являются ни шиитами, ни суннитами. Катастрофа, как показывает история, обостряет конфликт между течениями. Главный вопрос, который стоит сегодня перед нами; повторим ли мы историю, как наши «недальновидные и честолюбивые предки» или станем почетными субъектами истории в духе единства и взаимоуважения. Выбор за нами!

Источник

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!