Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Как вывести человека из-под влияния вербовщика? | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Как вывести человека из-под влияния вербовщика?

verbovka

Ранее мы рассказывали вам о том, что существует три наиболее эффективных метода по выводу личности из деструктивных организаций, среди которых метод противодействия Д.Берга ("семья"), стратегия депрограммирования и метод Стивена Хассена. Сегодня мы более подробной остановимся на последнем, который, по мнению специалистов, является наиболее безопасным и успешным способом возвращения личности к обычной жизни, выведения ее из-под влияния культа или любой радикальной группы.

В своей первой книге Хассен предложил модель BITE (англ.) – поведенческий контроль, информационный контроль, контроль мыслительного процесса и эмоциональный контроль для описания контроля над сознанием. Стивен Хассен был на передовых рубежах проблемы контроля сознания и деструктивных культов в течение более чем 23 лет. Его перу принадлежит издание шумно одобренной критикой книги «Борьба с культовым контролем сознания: Бестселлер-руководство №1 по защите, спасению и исцелению от деструктивных культов». Именно он первым разработал новую концепцию помощи пострадавшим от контроля сознания, названной «подходом стратегического взаимодействия».

Этот подход является эффективной и легальной альтернативой для семей в помощи жертвам культа. Хассен поставил своей целью обучение членов семьи и друзей как стратегически влиять на человека, вовлеченного в группу. За годы своей работы Хассен провел многочисленные тренинги и семинары для профессиональных психиатров, педагогов и работников правоохранительных органов, также как и для семей, в которых есть члены культа.

Прежде чем разобрать, как надо действовать близким и родным, выводя человека из деструктивной организации, необходимо понять саму суть воздействия культа на отдельно взятую личность, механизмы их работы и степень влияния на человека. В первую очередь, не лишним будет обратиться к самому определению понятия «культ».

Вот что говорит Вебстеровский Третий Новый Международный Словарь:

1. Религиозная практика; богослужение.

2. Обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность). По этому определению, большинство групп могут считаться культами. К тому же, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности. В свою очередь, деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:

1) обманную вербовку;

2) прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине. По этой модели, именно то, что группа делает, сама наполненность действий, придает ей деструктивный характер, а не ее неортодоксальные верования. Вербовка в подобные организации, по Стивену Хассену, ведется с помощью двух методов: контроль сознания и "промывание мозгов". Когда речь идет о "промывании мозгов", то здесь характерна принудительность, физическое лишение свободы, зачастую использование пыток и прямого насилия. Вначале "промыватели мозгов" рассматриваются как враги, но в последствии именно они и формируют податливое поведение: ложные исповеди, признания. Характерными чертами контроля сознания являются добровольное участие и сотрудничество. Изначально контролеры сознания рассматриваются в качестве добрых друзей, которые в ходе своих действий создают абсолютно новую идентичность (интернализация новых верований). Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль поведения, информации, мышления (мыслей) и эмоций (чувств).

Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

Контроль поведения

1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.

2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.

4. Награды и наказания.

5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.

6. Жесткие правила и предписания.

7. Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации

1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивается информация, происходит ее искажение, чтобы сделать более приемлемой; открытый обман.

2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; полное отсутствие критической информации; блокировка возможности общения с бывшими участниками; полное погружение участников в культовую деятельность настолько, чтобы они не имели времени думать.

3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто и что «должен знать».

4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).

5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.

6. Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.

Контроль мышления

1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; жесткое деление на черное и белое, добро и зло, Мы против Них (групповое против внешнего мира).

2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клише).

3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение; медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение или гудение.

5. Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.

6. Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими.

Контроль эмоций

1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.

2. 3аставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда видели свою вину.

3. Чрезмерное использование вины: Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); откуда ты; твоя семья; твое прошлое; твои привязанности; твои мысли, чувства, поступки. Социальная вина. Историческая вина.

4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий.

5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.

6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».

7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»; страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода (из культа).

Существует три стадии завоевания контроля над сознанием.

1. Размораживание. Характеризуется такими методами, как дезориентация, изменение диеты, медитации, монотонное говорение, лишение сна и приватности. Человека принуждают поставить под сомнение свою идентичность.

2. Изменение. На этой стадии происходит создание и навязывание новой идентичности, другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.;

3. Замораживание (закрепление новых моделей поведения): На этой стадии новая идентичность укрепляется. Происходит отказ от старой идентичности, в том числе имущества, осуществляется переход к культовой деятельности вербовке, сбору пожертвований и т.д.

Итогом такой вербовки становится наличие определенного вида проблем у жертв культового контроля сознания. Среди которых: крайнее нарушение идентичности, приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, потеря друзей, семьи, духовное «насилие» над душой.

Люди покидают культы несколькими путями: уходят, их выгоняют, им советуют уйти (уходят по совету, в результате консультации). Здесь многое зависит от глубины, вовлеченности в группу, от опыта (был ли участником подобных культов ранее). В процессе по выводу из культа и последующей реабилитации главную роль играет процесс, а семья и друзья представляют собой команду стратегического взаимодействия. Не должно быть абсолютно никакой критики, так как необходимо заручиться полным доверием человека.

Предварительно нужно собрать всю возможную информацию о той секте, куда попал человек: когда возникла, кто стоял у истоков, кто и почему ушел, какую деятельность эта организация ведет, что говорят о ее лидере посторонние, сами сторонники секты. Эта информация позволит посеять зерна сомнения, и перед человеком встанет вопрос: слепая вера или, все-таки, знание?

При выведении из деструктивного культа важно иметь портрет человек до и после попадания под воздействие вербовщика. Важна работа с частями себя или с субличностями: обнаружение, принятие, обучение и интегрирование. Не лишним будет сделать письменный конспект впечатлений (опыта): временная линия, люди, события, места, рассортировав его при этом на позитивные, негативные и курьезные впечатления (переживания); восстановить мысли, чувства и поступки. После выхода из культа человеку предстоит пересоздать свою личную жизнь: переделать личную историю, приобщаясь к новым людям, обретая умения, и приобретая силу действовать так, как хочется.

а. Создать заново внутри себя мать, отца, братьев и сестер, друзей.

б. Тщательно исследовать основные этапы своего развития, чтобы извлечь позитивный опыт.

Основной (ключевой) принцип состоит в приобретении способностей (безопасности, доверия, новых взятых за образец умений), а не просто в повторном переживании травмы! Здесь важно и нужно обратиться к специалистам, встречаться и поддерживать общение с другими бывшими участниками культов.

Источник

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!