Главная СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ Никах и семья в религии Ислам

Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Никах и семья в религии Ислам

Никах – это путь пророков и Сунна Посланника Аллаха, весна будущих поколений, крепость чести и целомудрия мужчины и женщины, преимущество человека над другими существами.

В наше время существует много споров о браке. Почему люди обязаны жить в обществе и создавать семьи? Разве они не могут жить в одиночестве?

Одиночество присуще Всевышнему, потому что Он, великий Создатель, оставил за собой эту привилегию, а всех живых существ создал в паре. Поэтому все создания Господа нуждаются друг в друге. В то же время, все живые существа по своей природе имеют недостатки и слабости. «Создания Господа», то есть все живые существа, созданные Аллахом, постоянно нуждаются как друг в друге, так и во всём, что сотворил Всемогущий.

Среди всех творений Господа человек особенно нуждается в партнёре. Ибо потребности и желания человеческие во много раз превышают потребности других живых существ. А наши желания, как правило, постоянно преумножаются и никогда не заканчиваются, так как человек всегда хочет жить и в духовном спокойствии, и в материальном достатке. А невзгоды, бедность, страдания, тяжёлый труд и напасти только усложняют его жизнь. В такие моменты человек ищет сильное плечо и горячее сердце.

В связи с этим, само понятие «человек» образовалось от производных понятий «пол», «привязанность» и «дружба». Уже это доказывает его потребность в общении с другими существами, особенно со своими сородичами. Эта потребность является самой главной особенностью человека и определяет его сущность.

Следствием этого являются отношения между мужчиной и женщиной. Это обстоятельство – важная необходимость и даже условие для продолжения человеческого рода.

Поэтому эта потребность у других живых существ проявляется в виде взаимоотношений самки и самца, а у неодушевлённых предметов – в форме химических соединений как плюс (+) и минус (-). Вот как это описывается в аятах Священного Корана:

 

«Мы всё создали попарно для того, чтобы вы размышляли об этом» (аз–Зарийат, 49).

 

«Слава Тому, который создал все виды растений на земле, такие, которые она производит между людей, и такие, которые неизвестны людям» (Йа-син, 36).

 

«Мы вас создали двух полов» (ан-Наба, 8).

 

В этих аятах упомянуто сотворение пар не только одного вида, но и всего живого вообще, включая противоположные полюса у неодушевлённых предметов. В противном случае создание какого-либо живого существа без пары было бы неуместным и противоречило бы такому определению Всевышнего как «уравнивающий», то есть «господин всех совершенств». Одним словом, Аллах создал два пола, но вместе с тем не сотворил ни единого существа,  похожего на других. Даже однояйцовые близнецы отличаются друг от друга как особенностями характера, так и отпечатками пальцев.

Итак, Всевышний сотворил все существа по парам и для их сближения создал закон взаимного притяжения. Таким образом, Господь соединил их физические и духовные достоинства для их взаимного дополнения.

Истинно, потребность мужчины в женщине, а женщины в мужчине служит продолжению рода человеческого. Безусловно, это не единственная цель, так как вместе с созданием крепкой семьи приходит духовное и общественное спокойствие, благополучие и гармония членов семьи, что и является самой значимой целью всего человечества. А достичь этих вершин можно лишь через любовь к нашему Господу. Это – переход от земной любви к любви к Всевышнему.

Значит,  для этого пути земная любовь есть непременное условие, так как любовь между мужчиной и женщиной является первой ступенью достижения благословений Всевышнего Аллаха. Ведь если любовь возникла из плотских желаний, то она не сможет перерасти в истинное чувство. Истинная любовь – это взаимное притяжение божественных проявлений двух любящих.

Сердца, как центры притяжения партнёров, связанных взаимным чувством, упражняются в любви и таким способом вырабатывают способность любить Всевышнего. С появлением ребёнка в семье эта способность совершенствуется и превращается в её достоинство.

Для того, чтобы вселить в сердца людей любовь к Аллаху, необходимо заключать брак в рамках закона, дозволенного Всевышним, то есть совершить брак по Шариату. А брак, построенный только на психических и физических желаниях, склонностях и страсти, как правило, не может создать полноценный плод любви. В связи с этим, в таких семьях не могут быть правильно сформированы духовное созревание и взаимопонимание в сердцах, которые являются естественным результатом благополучного брака. Другими словами, от такого брака не может быть никакой пользы для духовного развития человека, так как он обычно становится рабом своих плотских желаний. Моральное состояние остаётся на том же уровне, внутренний мир скудеет и деградирует.

Браки, ведущие к совершенствованию и духовному возвышению, то есть дополняющие целостность веры, служат идеальным примером для подражания. Подобно тому, как ты не можешь удержать в руке что-то желанное полностью, но и не отпускаешь это из рук, так и никто не должен отказываться от этих прекрасных возможностей. Только таким способом можно достичь желаемого благополучия, спокойствия и совершенства.

Вместе с этим, связь между мужчиной и женщиной является не единственной причиной развития ранее упомянутой способности любить Всевышнего. В противном случае, молодые люди, ещё не успевшие создать свои семьи, не достигнув никаких результатов в самосовершенствовании и духовном развитии, стояли бы на месте. Между тем, среди них есть много праведников и праведниц, таких как Пророк Иса (алейхиссалям) и его мать Марйам (радыйаллаху анха)[1], которые восхваляются  в священном Коране.

Это ещё раз доказывает, что с самого рождения люди имеют неодинаковый потенциал и меняются под влиянием внешних факторов. То есть в рамках божественного предопределения материальные блага являются своего рода испытанием в этом мире: у одних – несчастливая судьба, а другим уготованы некоторые обстоятельства, препятствующие браку. А для кого-то брак приносит большие мучения и разочарования. Всевышний Аллах таким рабам своим посылает терпение, котороё приносит огромную пользу в семейной жизни. Например, некоторые молодые люди, ещё не успевшие создать свои семьи, уже окончили школу совершенствования и духовного возвышения благодаря сильной любви к животным и растениям; другие же, проявив терпение и выдержку в борьбе со всеми тяготами, пристрастиями, бедами и лишениями, всё-таки сумели преодолеть эти величественные вершины. К примеру, во времена нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) некоторые правоверные, не имеющие возможности жениться, достигали вершин совершенства через служение науке и просвещению. Безусловно, всё это исключительные случаи. Всё же главным условием для человечества является заключение брака и создание семьи.

Поистине, сердце, не излучающее любовь, подобно заброшенному участку земли, который долгое время не обрабатывали. Отношения между мужчиной и женщиной помогают «возделать эту почву» при условии, что плотские желания будут подавлены. Это значит, что русло взаимоотношений должно быть направлено в сторону любви к Всевышнему, так как взаимное чувство между мужчиной и женщиной сможет преобразоваться в любовь к Аллаху лишь в том случае, если оно приобретёт божественный смысл. Появление ребёнка в этот период станет вторым этапом на пути формирования любви к Всевышнему. Следующую нишу занимают друзья, партнёры, профессиональная деятельность и так далее. Таким образом, душа, развиваясь, ступень за ступенью, шаг за шагом, достигнет великой цели – любви к нашему Господу, и займёт достойное место среди счастливцев Аллаха. А это и есть верховная цель сотворения человечества.

Итак, семья – это религиозный и социальный союз между мужчиной и женщиной, который, в свою очередь, является неоспоримым фактом и необходимостью для достижения такой высокой цели, как создание человечества. Если эта задача будет выполнена, семейное древо пустит ветви, разрастётся и даст много прекрасных и сладких плодов. Благополучие, спокойствие и общественный порядок – это лишь некоторые из них.

Поэтому для того, чтобы общество вышло на более цивилизованный уровень, а семьи стали оплотом Божественной радости и счастья, важно сохранить благополучие в каждой отдельно взятой семье. Для этого мужчина и женщина при заключении брака дают друг другу клятву именем Аллаха, которая служит проводником к Божественной любви на пути достижения личных целей. А для этого, несомненно, необходимо взаимное уважение, доверие и искренность.

 

Семья с точки зрения Ислама

Из всего сказанного следует, что Ислам придаёт большое значение семье.   Согласно этому, семьи являются своего рода семенами общины. Исторически доказано, что семьи, имеющие под собой прочную основу, укрепляют и украшают общество, в то время как другие пары, не имеющие духовной гармонии и акцентирующие внимание на ошибочных ценностях, разрушают окружающий их социум.

С этой точки зрения Ислам, согласно таким критериям как взаимопонимание и справедливость, создаёт счастливые и гармоничные семьи. Сказано: «Дом – рай человека…».

И действительно, семья, созданная по божественным правилам, есть отражение рая в этом мире. А такой союз начинается с взаимной клятвы, которая произносится по законам Шариата. То есть главным условием такого брака является то, что обе стороны дают друг другу клятву именем Всевышнего. Старинное выражение «никах – это чудо» доказывает пользу такого брака для создания счастливой и благополучной семьи, потому что каждое действие соответствует своей цели.

Союзы, не связанные высокой клятвой никаха и противоречащие целям создания человечества, в результате ведут к полному разочарованию и разрушению как в семье, так и обществе. Поэтому такие союзы запрещены религией, являются большим грехом и имеют перед Аллахом тяжёлое наказание.

 

Можете ли дать еще пояснения на тему никаха, если он имеет столь большую важность?

 

Никах – это повторение пути наших Пророков и Сунна нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), весна будущих поколений, крепость чести и целомудрия мужчины и женщины, преимущество человека над другими живыми существами.

Никах совершается при двух свидетелях-мужчинах специально для того, чтобы таким образом оповестить окружающих о создании нового союза между мужчиной и женщиной. Хотя не всегда намерения нуждаются в свидетелях, с никахом дело обстоит иначе. Для бракосочетания оповещение окружающих является главным условием, так как есть необходимость в том, чтобы общество приняло данных мужчину и женщину как семейную пару. Потому что молодому человеку или девушке, не связанным узами брака, могут поступить новые предложения руки и сердца. А в случае официального оглашения никаха это исключено. По этой причине и устраивают свадьбы, чтобы сделать общество свидетелем бракосочетания. Таким образом, свадьбы устраиваются не только для того, чтобы поделиться радостью создания новой семьи, но и с целью оповещения окружающих о заключении брака.

Одним словом, никах со всеми своими особенностями является для нас законом Аллаха и предназначен для того, чтобы сохранить превосходство сотворения человека и его достоинство. Таким образом, согласно религии Ислам, никах – это величественная основа союза между мужчиной и женщиной, незаменимая в продлении рода человеческого, воспитании детей, сохранности семьи и защите человеческого достоинства.

Ислам придаёт этой основе большое значение и полностью отклоняет низкие и презренные союзы, созданные со злым умыслом. Поэтому среди всех отношений вне брака самым тяжким преступлением считается прелюбодеяние (зина), которое расценивается как преступление против нравственности, красоты и чистоты семейной жизни, способное уничтожить человеческий род. И нет большей глупости и необдуманности, чем менять счастье и умиротворение, которые приходят с никахом, на беспорядочные связи.

Благовоспитанный народ и его родные улицы не достойны позорных зрелищ, а площади не должны быть местами безнравственности.

Не следует забывать, что любой народ силён своей верой и нравственностью, и на их страже стоит никах. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), предостерегая мусульман от совершения ошибок, говорил:

 

«Лучший никах тот, что необременителен» (Абу Давуд, Никах, 32).

 

Это означает, что усложнение никаха посредством некоторых обычаев и предрассудков является пережитком доисламского периода.

Всевышний желает, чтобы его рабы жили добропорядочной и умиротворённой жизнью. Брак – залог добропорядочности. Священной задачей исламского общества является сочетание браком мусульман согласно законам Шариата. В Священной книге мусульман, Коране, сказано:

 

«Жените тех, которые ещё не женаты из вас; добродетельных рабов ваших и рабынь; если они бедны, Аллах обогатит их милостью Своей, ибо Аллаъ всещедр и всеведущ» (Ан-Нур, 32).

 

Во времена Османского Халифата для этой благородной цели были созданы специальные Вакфы, так как нравственность общества напрямую связана с добропорядочностью и благополучием её членов.

Один из учёных, призывая молодёжь к совершению никаха, говорил о достоинстве тех, кто помогает им в этом:

 

«Это садака-джарийа – помогать людям создавать счастливые семьи. Всё хорошее, что совершат члены этой семьи, будет записано ему как благодеяние».

 

Семейная жизнь наших прародителей Адама (алейхиссалям) и Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, как прообраз всех семейных отношений перешла к последующим поколениям и была увековечена законами Ислама. Ислам вносит в семейную жизнь райское умиротворение и бесконечное спокойствие весеннего неба. А чтобы достичь этого состояния, необходимо полностью раствориться в любви к Аллаху и набожности, взяв за пример наших прародителей.

В удивительном соединении никахом двух незнакомых людей скрыты тайные знания и тонкая мораль. Связь двух сердец, освящённая любовью и милостью Аллаха, жизнь в душевной теплоте и взаимопонимании, пришедших из родительского дома…. Какое благородное проявление мудрости Всевышнего! Какой святой повод для глубоких размышлений!

Всевышний ниспослал мусульманам никах как путь к благоденствию, создал отражение вечного рая на земле в виде семейных отношений согласно Корану и Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Религия Ислам, дающая возможность человечеству вести достойный образ жизни, уготовила женщине особую роль, в случае пренебрежения которой последуют неминуемые тяжёлые последствия. Женщина подобна хрустальной лампе, подвешенной на потолке семейного счастья и благополучия, которая освещает окружающих светом и милостью никаха, охраняет целомудрие и честь семьи и служит громоотводом от греховных бурь и потрясений. Отсутствие этого может привести к полному исчезновению последующих поколений, что, в свою очередь, станет причиной ликвидации родственных связей и в результате приведёт к краху общественного строя и порождению смуты. Исчезнут тонкие и нежные чувства, появятся позор и беспокойство. Всё это – признаки знамения заката цивилизации и всемирной катастрофы.

Женское счастье возможно только при благонравном образе жизни. Если женщина не будет выполнять свои прямые обязанности, семейный очаг погаснет. Участие хранительницы очага в общественной жизни должно соответствовать её предназначению и происходить лишь в случае крайней необходимости, то есть отвечать потребностям мусульманской общины и не переходить границ дозволенного Шариатом, нарушение которых в порыве страсти и с пустыми оправданиями впоследствии неизбежно приведёт к полному разочарованию. Как много наших  девушек и женщин  в последнее время затянуло в водоворот опрометчивости! Как много очей, спрятавших свой позор за внешним блеском, посягнув на собственное счастье, закрыты для истины Всевышнего!

Необходимо знать, что с точки зрения Ислама женщины подобны кристаллам хрустальной люстры никаха, излучающим эликсир жизни. Женская нравственность, её общественная и национальная сущность и роскошь могут существовать только в рамках  духовности никаха. Благодаря семейному очагу, созданному посредством никаха, женщина входит в совершенно новый для неё мир и начинает совместную жизнь с ранее не знакомым мужчиной и членами его семьи. Однако существует одна особенность брака, ниспосланная Аллахом, которая заключается в том, что до этого времени чужие друг другу мужчина и женщина после совершения никаха становятся самыми близкими людьми, а их семейный очаг кажется им даже теплее, чем родительский. Сказано в Коране:

 

«Другое чудо, что Он из вас самих создал вам жён, чтобы вы жили с ними. Он установил между вами любовь и сочувствие. Во всём этом – знамение для людей мыслящих» (ар-Рум, 21).

 

Таким образом, для семейного благополучия главными составляющими являются любовь, доверие и сострадание между супругами.

 

К сожалению, невозможно достичь такого благополучия во всех семьях. Это великая милость Всевышнего. Что необходимо сделать, чтобы достичь благополучия?

 

Для создания благополучной семьи главным условием является полное соблюдение законов Шариата, суть которых заключается в следующем: люди, собирающиеся заключить брак, не должны выбирать себе пару по красоте, богатству и другим качествам, присущим человеческому естеству. Нужно обращать внимание на веру и нравственность будущего супруга. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Выбирают жену по четырём качествам: за её богатство, положение в обществе, красоту и богобоязненность. Выбирайте же богобоязненную жену, да увидят добро ваши руки!» (Аль-Бухари, «Никах», VI. 123; Муслим, «Рада», 53).

 

В этом хадисе описано, какими достоинствами должна обладать будущая жена. Это относится и к мужчине, так как для каждого мумина после набожности важное место должны занимать его благородные деяния. Набожный муж подобен непоколебимому столбу во дворце умиротворения, а набожная женщина – драгоценное убранство в его садах. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Величие человека – в его вере, доблесть и достоинство – в его уме, а красота его рода спрятана в нравственности (охраняемой никахом)».

 

Необходимо также обращать внимание и на гармонию в семье, которая определяется такими качествами как достаток, приличие, культура и т.д.

А дальнейшее зависит от силы воли и самосовершенствования. Первое определяется следованием законам Шариата, а второе – совершенством веры и деяний.

Семья, в которой чтят законы Аллаха, является основой земного счастья и величайшей милостью нашего Создателя. А продолжение этого есть сосуществование супругов в духовном единстве, цельность которого зависит от взаимопонимания и самопожертвования.

В наше время самой важной причиной разрушения семей является «смена ролей мужчины и женщины, то есть приобретение женщиной мужских качеств, а мужчиной женских». Всемогущий Аллах даровал мужчине и женщине разные особенности, согласно занимаемым ими позициям в обществе, и наделил их отличными друг от друга физическими и духовными качествами. Мужчина, который должен обеспечивать семью, обладает крепостью духа, выносливостью и определёнными особенностями телосложения. Поэтому он и занимает позицию главы семьи.

Женщина же не обязана обеспечивать семью, так как это принесло бы ей физические мучения и страдания. Сама её суть, её духовный мир и физиологические особенности не предназначены для таких испытаний. Её святая обязанность – вынашивать, рожать и растить детей. Однако, если позволяют обстоятельства, она может выполнять женскую работу, не противоречащую законам Шариата, например, преподавать на женских курсах по изучению основ Корана и тому подобное.

Всевышний создал все эти особенности для того, чтобы мужчина и женщина дополняли друг друга, а нарушение границ дозволенного приведёт, в свою очередь, к нарушению семейного благополучия.

Ещё следует заметить, что в семье не должно быть взаимоотношений типа «мужчина – тиран, женщина – рабыня», ибо положение одних членов семьи как господ, а других как угнетённых противоречит нормам Ислама.

Нарушение женой границ добропорядочности и целомудрия, и злоупотребление мужем своего авторитета для удовлетворения своих плотских желаний в ответ на это разрушают семейный очаг. Однако мужчина, находящийся в постоянной борьбе с трудностями внешнего мира, может быть подвержен множеству стрессов. В такие моменты он особо нуждается в благонравном поведении своей половины, приносящем любовь и умиротворённость в семью. Также и женщина, которая целый день находится в ожидании своего мужа, требует к себе соответствующего отношения. Таким образом, каждый член семьи должен знать свои права и обязанности, которые предопределены Всевышним Аллахом. Муж должен быть милосердным и справедливым, а жена – покорной и почтительной.

Единственное условие для существования благополучной и счастливой семьи – это взаимная любовь и уважение. Но не нужно забывать, что наши предки говорили: «Гнездо вьёт птица-самка». С этой точки зрения на женщину возложена более ответственная задача. Таким образом, женская догадливость (интуиция и понятливость), усердие и самопожертвование более значимы, чем подобные качества у мужчин, так как Всевышний даровал матери более возвышенные чувства и достоинства, чем отцу.

По этому поводу уважаемый Исмаил Хаки Бурсеви писал, когда растолковывал слово «ат-тараиб» («выходящая из поясницы и рёбер»), встречающееся в 7 аяте суры «ат-Тарик» священного Корана:

 

«Если упадёт дитя в воду, то мать с трепетом в сердце бросится его спасать, не раздумывая об опасности. Отец же так не поступит. Потерявши надежду спасти своего ребёнка, он сядет на берегу реки и будет горько проливать слёзы, сожалея о случившемся».

 

Конечно же, такое состояние присуще тем матерям, которые не потеряли великие способности, данные им при рождении. Но есть и другие, жестокие и бездушные, которые оставляют своих детей у ворот мечетей и на окраинах кладбищ. Они забыли своё высокое предназначение, а их души превратились в развалины.

Как правило, матери жалеют своих детей. Это возвышенное чувство присуще даже животным. К примеру, на съёмках одного документального фильма имел место такой поучительный случай, который стал чистым проявлением нашей действительности:

С 21 декабря по 1-2 января 2002 года в Национальном парке Самбуру, в Кении, было зафиксировано удивительное проявление материнских чувств у львицы к оленёнку. Малыш в первый раз предстал перед камерами, когда у него ещё даже не отпала пуповина. Львица сжалилась над оленёнком и отнеслась к нему как к своему детёнышу, а тот не отходил от неё ни на шаг. Голодный малыш даже пытался жевать листья, так как у львицы не было молока. Она, по всей видимости, поняла это, так как даже не стала ему предлагать мясо. Более того, львица не выходила на охоту, хотя сама тоже была голодна. Несмотря на это, оба выглядели совершенно здоровыми и резвыми.

В это же время появилась мать оленёнка и, увидев своего детёныша в объятиях львицы, была сильно удивлена, однако приблизиться не посмела, но и не уходила. Более того, она перекрикивалась с оленёнком и даже паслась рядом со своим детёнышем, стараясь наладить с ним хоть какую-то связь. Однако львица была начеку, так как она уже ощущала себя матерью малыша. Она тоже не отпускала оленёнка ни на шаг, правда, разрешала ему удаляться на небольшое расстояние со своей настоящей матерью. Но как только детёныш отходил подальше, львица начинала вмешиваться. Было заметно, что царица всех зверей очень полюбила оленёнка: она его облизывала, тёрлась головой. Однако, в конце концов львица осознала, что это не её малыш и решила отпустить его к родной матери. Она долго его обнюхивала, гладила, тёрлась и с тоской попрощалась с ним. Но по воле Всевышнего в скором времени оленёнка, пасшегося с родной матерью, заметил лев, который сразу же схватил беззащитного и ещё не окрепшего малыша. А львица сильно огорчилась, увидев происходящее. Она подошла к луже крови, оставшейся от оленёнка, стала принюхиваться и тереться головой, едва сдерживая слёзы.

Каким удивительным божественным примером является этот случай! Какое яркое проявление материнских чувств, причём у животных, которые по воле Аллаха созданы враждовать друг с другом! Истинно, это – знамение Всевышнего!

Здесь присутствует великая мудрость и поучение! Мать, прежде всего, отличается своими душевными качествами, а не физиологическими особенностями. Если женщина лишится этих качеств, она соответственно перестанет быть матерью и превратится не в образец милосердия, а в такую же охотницу, как и лев, который съел оленёнка. Сколько беззащитных детей она может погубить в таком случае! Поэтому женщины должны оберегать свой материнский потенциал, ставя его превыше всего. Это и отличает нас от других существ, которые не дают отчёта за содеянное перед Аллахом в вечном мире. А наши дети являются своего рода показателем наших поступков в этом мире. Поэтому матери, проявляя свои самые лучшие материнские качества по отношению к своим детям, спасают себя от вечного пламени ада. Из этого следует, что религиозное и нравственное воспитание являются главными критериями в образовании человека.

 

В нашем обществе молодые люди до заключения брака проходят период помолвки. Из-за этого возникает много проблем. На какие моменты необходимо обратить внимание обручённым в этот период?

Согласно Шариату, прочная и здоровая основа жизни является необходимым условием для создания каждой семьи. Для создания полноценной семьи необходимо сохранять божественную гармонию не только в период помолвки, но и на всех стадиях семейных отношений. Однако, к сожалению, в наши дни некоторые молодые пары в период помолвки ведут себя так, словно уже заключили брак, и тем самым совершают много ошибок и проступков, о которых впоследствии приходится жалеть.

Период помолвки подразумевает только договорённость двух сторон о заключении брака в дальнейшем, а не саму семейную жизнь. А обе стороны всё ещё не дозволены друг для друга, то есть между ними пока не исчезла стена запрета. Значит, в этот период нужно различать границы дозволенного и запрещённого.

Одним словом, обручённым ни в коем случае не следует оставаться наедине без посторонних и говорить друг с другом без надобности. К сожалению, мы часто становимся свидетелями нарушения этих норм.

По этому поводу передается от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), что Всевышний Аллах сотворил нашу прародительницу Хавву из левого ребра Адама (алейхиссалям). В момент создания Адам (алейхиссалям) крепко спал. Когда же он проснулся, то увидел прекрасную Хавву и захотел до неё дотронуться. В ответ на это ангелы воскликнули:

«Эй, Адам! Не дотрагивайся до неё!.. Ведь у вас ещё не было никаха!..»

После этого Адам (алейхиссалям) и Хавва заключили брак. А в качестве махра Адам (алейхиссалям) произнёс троекратный салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям).

Это стало началом первого никаха перед лицом Аллаха и истинностью Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Таким образом, благодаря салавату Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), никах приобрёл высокий смысл и наполнился благословениями, благодатью и изобилием.

 

А что вы можете сказать о свадьбе?

 

С помощью свадьбы молодожёны делятся своим счастьем и радостью с друзьями и родственниками. В то же время свадьба служит средством исполнения одного из принципов никаха – оповещения окружающих, а также является важным обстоятельством на таком жизненном отрезке как создание семьи. Это – прекрасная возможность для внесения радости в семейную жизнь. Это – необходимость для нашего сотворения.

Однако лишняя расточительность при проведении свадьбы противоречит законам Ислама, согласно которым не приветствуется неэкономное использование даже воды при совершении омовения и поэтому поощряется умеренное поведение во всём. Исходя из этого, даже зажиточные семьи должны следовать золотой середине при проведении свадьбы, не забывая об окружающих их бедных и обездоленных людях. В наши дни свадьбы некоторых состоятельных людей превратились в демонстрацию роскоши и достатка. Это доказывает то, что эти люди так и не смогли усвоить нормы Ислама.

Действительно, свадьба должна проходить как можно скромнее и деликатнее, исключая излишнюю расточительность, хвастовство и пышность, а демонстрация материальных возможностей только разрушит её духовное предназначение.

Некоторые поступки и обычаи, противоречащие божественным законам, ведут к невежеству и разочарованиям. Однако те собрания и общины никаха,  которые следуют законам Аллаха и правилам нравственности, благословенны и являются местами исполнения молитв к Всевышнему.

Также разрешены увеселительные мероприятия, в которых мужчины и женщины принимают участие отдельно друг от друга.

С другой стороны, на свадебное пиршество необходимо приглашать нищих и сирот, так как угощения в этом случае являются важной Сунной. Ибо Посланник Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Как отвратительно свадебное угощение, на которое приглашены только богачи!» (Аль-Бухари, Никах, стр. 72; Муслим, Никах, стр.107. Также Ибн Маджа, Никах, стр.25).

 

Необходимо знать, что ду’а слабых людей помогают общине. Поэтому нужно обязательно приглашать бедных и обездоленных на свадебные пиршества. Однажды Пророк Муса (алейхиссалям) обратился к Всевышнему: «Господь! Где мне тебя искать?».

Всевышний ответил: «Ищи Меня рядом с разбитыми сердцами!» (Абу Нуайм, Хилья, Том II, стр. 364).

Так как ду’а несчастных и обиженных приятны для Аллаха, в такие важные моменты жизни, как создание семьи, следует с особым вниманием относиться к пожеланиям таких людей. Также не стоит пренебрегать благословениями праведников и праведниц.

 

На что должны обратить внимание молодожёны для создания крепкой семьи?

Необходимо знать, что нация расцветает благодаря своим мужчинам, а женщины доводят её до совершенства. Как без сильного пола невозможен прогресс, так и без прекрасных половин нашего человечества не будет процветания. Поэтому мы можем сказать, что государство развивается благодаря совершенствованию женщины. И наоборот, нация теряет свою силу из-за деградации хранительниц очага. Вот поэтому и необходимо создавать крепкие семьи. В истории человечества существует много примеров этому. Вот один из них:

Человек с момента своего сотворения уже превосходит все другие существа. Однако это превосходство отражается только в тех людях, которые выросли в крепких и благополучных семьях. Таким образом, для человека семья должна быть самым главным примером в воспитании чувства сострадания, с развитием которого душа выходит на новый уровень духовности. Пророки и святые поучались на примерах из семейной жизни.       Семейное благополучие основывается на взаимоуважении двух партнёров, которое, в свою очередь, тесно связано с взаимопониманием между ними.

Для достижения семейного благополучия очень важным фактором является набожность. Здесь уместно выражение: «Побойтесь Аллаха!». Земля и небо – свидетели, что этот мир превращается в Рай при почтительном отношении к женщине, а при неуважении к ней – в ад. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей прощальной речи сказал следующее относительно прав женщины:

 

«О, люди! Почитайте права женщин! Обходитесь с ними милосердно и с любовью! Бойтесь Аллаха во всём, что касается женщин! Всевышний доверил вам ваших жён, и вы поклялись именем Аллаха оберегать их честь и целомудрие!» (Сахих Аль-Бухари,  Мухтасар, Том Х, стр. 398).

 

В связи с этим невозможно понять ни логически, ни с точки зрения веры тех, кто уводит женщин от их великого предназначения – воспитания детей для достойного продолжения человеческого рода. Спокойствие и благополучие семьи возможно лишь в том случае, если и мужчина, и женщина будут использовать все свои способности и качества по назначению.

Вот для этого и заключается брак согласно законам Ислама, у которого есть две стороны: моральная и материальная. Таким образом, для создания и сохранения идеальной семьи нужно быть очень внимательным и серьёзным. Иначе брак ничем не будет отличаться от обыкновенных связей мужчины и женщины, которые, к сожалению, часто заканчиваются расставанием. Истинно, семейные союзы, не имеющие под собой прочной религиозной и нравственной основы, заканчиваются разрывом или связаны цепями мучений, тянущихся до самой могилы. Конечно же, никто не желал бы себе такой участи. Существует такой хадис о сотрясании Трона Всевышнего, в котором упоминаются разводящиеся люди. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 

«Женитесь, но не разрушайте ваши семьи разводами! От развода сотрясается Трон Всевышнего…» (Али Аль-Муттаки, Том IX, 1161/ 27874).

 

Если мужчина разводится с женой ради прихоти, что является большим преступлением и не разрешено Всевышним, Аллах никогда не простит раба, который, идя по собственной воле к погибели, нарушил права другого единоверца, если только тот притесненный сам не простит обидчика.

Невозможно перечислить печальные последствия таких необдуманных браков и, как следствие, неизбежных разводов. Всё это, в первую очередь, крайне негативно отражается на детях, которые, не найдя душевного тепла домашнего очага и подвергаясь плохому обращению со стороны родителей, находят убежище на улицах, где в скором времени попадают под влияние алкоголя, наркотиков и других «прелестей» беспризорной жизни. Все это ведёт к вырождению общества, подобно заброшенному участку земли, не приносящему никакой пользы.

Однако есть важная тонкость относительно развода в Исламе. Мусульманский брак отличается, например, от католического тем, что во втором категорически запрещено разводиться и супруги должны мириться со своим положением до конца жизни. В Исламе же брачный договор может быть заменён новым, вследствие каких-либо возникших обстоятельств, не устраивающих одну из сторон. Таковы законы Шариата, соответствующие логике вещей. В противном случае, неудачный брак без права на развод превратился бы в вечную пытку супругов. Пары, оказавшись в безвыходной ситуации, в конце концов, погрязли бы в трясине ссор и ненависти. По этой причине Ислам сделал развод дозволенным и оставил  приоритетное право на него за мужчиной.

Это объясняется тем, что женщина по своей природе более чувствительна. Однако женщина тоже имеет право сама потребовать развода. В Исламском праве это называется «тафуид аль-талак» («предоставление права на развод»). Даже если бы не было выдвинуто такое условие, у женщины есть полное право обратиться в соответствующие официальные органы при первой же необходимости.

Таким образом, избежать ненужных разводов можно лишь в том случае, если муж и жена будут ценить и оберегать друг друга. Счастливые дни супругов измеряются  такими божественными критериями как приятные воспоминания, радость общения, благополучие, умиротворение и удовольствие, которые могут проявиться только благодаря взаимной преданности, искренности и крепкой вере партнёров. В одном хадисе говорится:

 

«Если кто-либо среди ночи разбудит свою жену для совершения хотя бы двух ракатов намаза, то оба будут записаны как восхваляющие Аллаха» (Абу Дауд, «Татавву», стр. 18, «Витр», стр.13).

 

«Да благословит Аллах того мужа, который среди ночи сам совершает намаз и будит свою жену, а если та не просыпается, брызгает на её лицо водой! И благословит Аллах ту жену, которая среди ночи сама совершает намаз и будит своего мужа, а если тот не просыпается, брызгает на его лицо водой!» (Абу Дауд, «Татавву», стр. 18, «Витр», стр.13).

 

Согласно вышеизложенным хадисам благополучие семьи зависит от таких главных условий, как:

 

  1. 1. Взаимная искренность;
  2. 2. Взаимное стимулирование благочестия.

 

Существуют ли такие идеальные семьи в нашей жизни?

Безусловно. Можно привести множество примеров. Однако самым идеальным образцом для подражания является благополучная и умиротворённая семья нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

 

Ибо наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям), с которого мы стремимся брать пример во всём, создал идеальный семейный очаг, являющийся образцовым для всего человечества, и прожил во всех отношениях превосходную и благословенную жизнь. Он – самый совершенный образец мужа и отца благополучного семейства. А его благословенная супруга, мать правоверных Хадиджа (радыйаллаху анха) является самым превосходным примером жены и матери. Это же можно сказать и о других благословенных супругах нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям). В семье Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) не было места большим ссорам, хотя несущественные разногласия между пятью матерями правоверных случались, как и в любой человеческой семье. Однако благодаря своим идеальным человеческим качествам и высокой нравственности наш Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) благополучно решал все возникавшие по этому поводу вопросы, подавая этим пример для всех мусульман.

Поэтому семейный очаг нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям) является во всех отношениях идеальным примером для подражания.

Этот очаг был наполнен таким умиротворением и красотой, что если там и не готовилась долгое время пища, от него всё равно исходил аромат счастья. Более того, комната благоверных жён этого священного дома была приютом для обездоленных. Однако самым  вкусным блюдом в этом очаге были согласие, терпение и покорность. Благодаря превосходному воспитанию Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сердца домочадцев были наполнены взаимной привязанностью и любовью. Ни одна женщина не сможет любить своего мужа так сильно, как любили своего супруга матери правоверных. И ни один муж не сможет так относиться к своей жене, как относился к своим благоверным супругам наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям). Ни один ребёнок не сможет любить и почитать своего отца так, как Фатима (радыйаллаху анха) любила и почитала своего великого отца. И ни один отец не сможет любить своё дитя так, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) любил свою дочь Фатиму (радыйаллаху анха).

Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) относился к своим благоверным супругам, матерям правоверных, в высшей степени справедливо. Он приложил все свои силы для этого, однако, осознав всю трудность создания абсолютной справедливости, Он обратился к Всевышнему:

 

«О, Господь! Я могу любить одну из своих жён больше других, даже не осознавая этого. Ведь это не справедливо. Поэтому, Господи, я полностью уповаю на тебя!»³

 

Господь наш! Пошли нам и нашим семьям такую благочестивую жизнь, которой Ты был бы доволен, подари нам милость и счастье рая! Огради нас от множества опрометчивых и противоречивых поступков, которые ведут к мукам ада!

Аминь!



[1] Имя благословенной Марйам (радыйаллаху анха) упоминается в Священном Коране 34 раза, а в сочетании с именем Пророка Исы (алейхиссалям) - 23 раза. Более того, в священном Коране есть отдельная сура «Марйам» (19), названная в честь этой благой женщины. Она – единственная женщина, имя которой упоминается в Священном Коране. Поэтому толкователи обращают внимание на следующие вещи:

а. В то время образ женщины-страдалицы возвысился благодаря благословенной Марйам (радыйаллаху анха).

б. Упоминание матери одного из великих пророков указывает на великую честь быть матерью.

в. Делается акцент на то, какой обязанностью является целомудрие, которое так ревностно оберегала благословенная Марйам (радыйаллаху анха).

г. В лице благословенной Марйам (радыйаллаху анха) представлены самые важные особенности праведной женщины, благодаря которым она сможет попасть в рай. Это такие качества как целомудрие, степенность, терпение, покорность и выносливость.

 

 
 

Видео лекции

medrese

library

school iman

 

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

 

sdaetsa

help1

news

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!