Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

О воспитании ребёнка

 

 

Чтобы воспитать идеальных детей, нужно быть идеальными родителями.

На какие моменты следует обращать внимание при воспитании детей?

 

Прежде следует заметить, что дети – это дар Всевышнего Аллаха, драгоценные побеги нашего бытия. Первая мелодия семейного счастья начинается с приятных для сердец родителей криков новорожденного.

В священных хадисах дети называются «дети рая», «плоды сердца», «божественная милость и ризк».

Ибо дети – великая милость Аллаха. Разве можно забыть то счастье, которое испытывают родители при появлении на свет первенца?

Радость и наслаждение детским смехом сравнимы с райскими бриллиантами. Для каждой матери самым лучшим занятием является растить и воспитывать детей и дарить их обществу. Сердце матери – первая школа для ребёнка. Благие дети в Судный день станут для своих родителей занавесом, отделяющим их от пламени ада.

Одна из главных задач семьи – вырастить детей, ниспосланных Милостивым Аллахом, достойными и добродетельными мусульманами. Воспитание богобоязненных, честных патриотов своей родины – это главная обязанность каждого родителя, которая в Судный День зачтётся ему как благое дело. Дети – прекрасные плоды семейного благополучия, самая прочная связь между матерью и отцом. Они – священный аманат Всевышнего, вверенный родителям.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) определил обязанности родителей следующим образом:

 

«Каждый из вас пастух и каждый из вас ответственен за свою паству… Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несёт ответственность за них» (Аль-Бухари, «Весайя», 9; Муслим, «Имара», 20).

 

В Священном Коране сказано:

 

«О верующие! Спасите себя и семейства ваши от огня, который сожжёт и людей, и камни…» («Ат-Тахрим», 6).

 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так пояснил этот аят:

 

«Отдаляйте их от того, что запретил Аллах, и побуждайте их к тому, что Он вам приказал. Это и есть оберегание их от ада» (Алусий, XXVII, 156).

 

 

С чего следует начать воспитание ребёнка? Допускается ли применение физической силы? Какую роль играет семья в воспитании ребёнка и на что нужно обратить внимание?

Воспитание ребёнка, прежде всего, зависит от уровня воспитанности самих родителей. А эта великая миссия может быть выполнена при условии духовного и физического формирования отца и матери – самых первых воспитателей ребёнка.

В свете действительности можно выделить несколько основных факторов, на которые следует обратить внимание родителям в процессе воспитания детей:

 

1) Дать ребёнку достойное мусульманское имя, которое должно гармонировать с его характером. То есть значение имени должно соответствовать особенностям ребёнка.

Как передаёт Табарани (радыйаллаху анху):

«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) привёл верблюдицу и задался вопросом, кто будет её доить. Нашлось два добровольца, каждого из которых звали Мурра («горький»). Однако Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям), услышав их имена, сказал им: «Сядьте!». Третьего человека звали Джамра («горящий уголь»). Ему тоже было сказано: «Сядь!». В конце концов, доить верблюдицу было поручено сахабу по имени Яиш ( «живущий»)». (Табарани, «Муджам», ХХII, 227; Муватта, «Исти’зан», 24)

2)Кормить ребёнка пищей халяль, чтобы он рос и развивался в благословенной среде.

3)Дети, развиваясь, берут пример со своих родителей во всём, начиная с манеры разговора и заканчивая поступками. Поэтому следует быть примером для подражания своим детям. Например, ребёнок, выросший в семье, где есть место ссорам и раздорам, начнёт и сам капризничать и злиться, проявляя дурные черты характера. А если ребёнка окружает спокойная и благоприятная обстановка, то он вырастет с добрым нравом и хорошо воспитанным.

4)Следует постоянно контролировать поведение детей, стараясь делать это незаметно. Особенно не стоит ругать детей за совершённые проступки, находясь с ними наедине и стесняясь отчитать их прилюдно, так как это является проявлением слабости характера, своего рода двуличием, первые признаки которого – ложь и лицемерие.

5)Следует поощрять хорошие поступки детей, заслуживающие одобрения, и не игнорировать их ошибки, потому что благодаря одобрению положительные действия занимают прочное место в личности ребёнка. В отличие от этого, вовремя не замеченные проступки ребенка станут со временем одной из черт его характера. Поэтому не следует делать поблажки, особенно в выборе одежды для маленьких девочек. Ибо привычки со временем превратятся в неисправимые пристрастия.

6)Не следует часто наказывать и стыдить ребёнка. Также не стоит его ругать, если он разбил что-нибудь, так как это может случиться и с нами. В таких ситуациях ребёнок, в силу своей беспомощности, предполагает, что будет наказан, а родителям это сошло бы с рук. Это, в свою очередь, порождает у ребёнка протест против других воспитательных действий родителей, и он при каждой удобной возможности будет им противоречить. Поэтому необходимо быть очень аккуратным в выборе методов воспитания и ни в коем случае не относиться к ребёнку строго, если тот совершил мелкие и незначительные проступки, которые может совершить каждый из нас. В таких случаях следует мягким тоном предупредить ребёнка о возможных последствиях.

Однако нельзя оставаться безучастным к ошибкам и проступкам, которые негативно влияют на формирование характера и нравственности ребёнка. В этом случае необходимо дать ребёнку самому понять и почувствовать свою вину или неправоту, выбирая для этого подходящие методы воспитания. Ибо осознавший свою вину ребёнок готов к исправлению совершённых ошибок. Вы не добьётесь положительных результатов, если будете доказывать неправоту своего чада, не добившись полного осознания вины с его стороны. В ответ на это ребёнок станет отстаивать свою позицию и обвинять родителей, полагая, что его вина не доказана. Исходя из этого:

7)При разъяснении правил и запретов следует в доступной форме объяснять их причины.

8)Следует обучать ребёнка правилам поведения и нравственным канонам, особенно это касается состоятельных семей, где необходимо препятствовать грубому и заносчивому отношению детей со своими сверстниками. Иначе такое поведение станет чертой характера. Таким детям следует внушать покорность и смирение, также можно в качестве примера рассказать в доступной форме историю о Каруне из суры «аль-Касас».

9)Следует давать возможность ребёнку побыть самим собой, но только в пределах разумного. Не надо слишком распускать ребёнка, но и давить на него тоже не стоит. Чрезмерная свобода разбудит нафс и станет причиной лени, а лишнее давление на ребёнка приведёт к формированию слабовольной и заурядной личности. Более того, чрезмерная строгость может послужить поводом для бунта детей с ярко выраженным характером. Подобные дети из-за излишнего давления на них, достигнув определённого возраста, перестают, как правило, подчиняться родителям. Поэтому необходимо стремиться посвятить всё их свободное время развитию высоких человеческих качеств.

10)Приучать ребёнка к восхвалению и благодарению Аллаха за ниспосланные блага. Следуя высоким примерам из благочестивой жизни нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), стремиться направить внутренний потенциал ребёнка в  духовное русло.

11)С раннего возраста приучать ребёнка к поклонению Всевышнему, разъяснять всю ответственность и важность служения Господу.

Одним словом, чтобы воспитать идеальных детей, нужно быть идеальными родителями.

Воспитание ребёнка должно начинаться, прежде всего, с любви родителей, которым следует любить своё дитя как дар Всевышнего. Эта любовь станет поводом для счастья как в бренном, так и в вечном мирах. Если мы не воспитаем достойное поколение, то наши могилы останутся заброшенными. Не следует забывать о том, что все мы смертны.

 

На что должна обратить внимание мать, воспитывая и ухаживая за своими детьми?

 

Народная мудрость гласит: «Самая лучшая школа для невежественного человека – его мать».  Женщина большую часть времени проводит дома со своими детьми, поэтому она, подавая им пример во всём и оставляя в их сердцах неизгладимый след, является первым и самым главным воспитателем.

Каждое слово из уст матери подобно кирпичику в здании личности ребёнка. Материнское сердце – это своего рода класс, в котором получает образование ребёнок. Мать – самый главный источник милосердия. Без участия матери воспитание детей сильно осложняется. Люди с сильным характером – это дети, воспитанные праведными матерями.

Праведная и преданная мать, на чьи плечи возложены такие священные обязанности как домашние хлопоты, воспитание детей, прислуживание мужу, достойна любви, уважения и пожизненной благодарности. В исламском мире серьёзные и добродетельные мусульмане подают высокие примеры уважения к родителям, особенно к матерям. Посланник Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллям) каждую неделю навещал свою кормилицу Халиму (радыйаллаху анха), стелил на землю свою плащ и просил, чтобы она присела на него. Каждый раз, когда кормилица входила и выходила из комнаты, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в знак уважения вставал с места.

Тем матерям, которые стараются наладить контакт со своими детьми, следует брать пример с жён сахабов. Они, ставшие образцовыми матерями для нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям), ругали своих детей, которые долго не навещали Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) или опаздывали на встречу с ним. Вот один из примеров: однажды одна женщина поругала своего сына Хузайфу (радыйаллаху анха) за то, что он не встретился с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Со слов Хузайфы:

«Мать меня спросила: «Когда ты в последний раз виделся с Господином?» Я ответил: «Несколько дней назад». Тогда мать сильно рассердилась и начала ругаться. А я ей сказал: «Постой, не сердись! Я сейчас же пойду к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), совершу вместе с ним вечерний намаз, а потом попрошу, чтобы он помолился за нас» (Ат-Тирмизи, «Манакиб», 30; Ахмад ибн Ханбал, «Муснад», V,391-2).

В вопросах воспитания следует оберегать детей от распущенности, избалованности и расточительности. Следует давать им красивые имена, знакомить с текстом Священного Корана, с раннего возраста приучать к совершению намаза – неотъемлемой части служения Всевышнему, а также помогать нуждающимся. В этом отношении стоит избегать неверных действий, то есть неблагоприятных факторов, влияющих на развитие эгоизма.  Дети подобны видеокассетам, записывающим всё подряд, без разбора, в том числе и поведение родителей, и выдающим потом записанную информацию. Давайте поразмыслим над одним хадисом, в котором описывается, как плохие поступки, связанные с милостынею, могут повлиять на ещё не окрепший мозг ребёнка.

Однажды в дом к одним людям постучался больной нищий. К нему вышел отец семьи и начал его унижать. А его дочь, с наивностью, присущей её годам, спросила:

– Отец, почему ты разбиваешь сердце этому бедному человеку?

Бессердечный отец ответил:

– Не обращай на них внимания, дочка! Как им не стыдно быть обузой для других! Что бы им не попало в руки, они всё проматывают. Они, может быть, ещё богаче, чем мы.

Нищий ещё раз повторил:

– Подайте ради Аллаха…

На что «крайне нуждающийся» хозяин недовольно ответил:

– Убирайся, бесстыдник!

 

Разве станет помогать нуждающимся девочка, воспитателем которой был такой отец? Сохранится ли у неё чувство сострадания и милосердия к окружающим, когда она сама станет матерью?

Мой покойный отец Муса-эфенди, да помилует его Аллах, подавая милостыню нуждающимся, иногда совершал это через маленьких детей, таким образом, приучая их помогать ближним. Однажды отец, собирая пожертвования для какого-то благого дела, обратил внимание на рядом стоящего мальчика лет семи-восьми. А ребёнок, не зная, что за ним следят, проникшись духовным волнением взрослых, протягивал маленькую руку с мелкими монетами к сундуку с пожертвованиями. Увидев это, господин Муса, да помилует его Аллах, подозвал к себе мальчика, погладил его по голове, похвалил и сказал в шутку: «Молодец, сынок, я наблюдал за тобой. Если бы ты ничего не положил  в сундук, то огорчил бы дедушку!».

Этот рассказ является ярким примером того, как дети, подобно гладким зеркалам, с точностью отражают поведение взрослых.

С другой стороны, не следует делать различий между сыновьями и дочерьми, которые больше нуждаются во внимании и заботе. Сказано в хадисах:

 

«Кто вырастит трёх дочерей, будет их защищать, хорошо воспитывать, выдаст их замуж и продолжит делать им добро, тот попадёт в рай» (Абу Дауд, «Адаб», 121; Ибн Ханбал, III, 97).

 

«Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный день будет рядом со мной» (Муслим, «Бирр», 149; также см. Тирмизи, «Бирр», 13).

 

Этот хадис – священное предписание о том, как следует относиться к детям, особенно к дочерям.

Ещё одним важным моментом в воспитании ребёнка являются физические наказания. Это неприемлемый метод. Можно применять некоторые способы воздействия на ребёнка, чтобы он не перенимал плохие привычки, однако следует избегать физических наказаний, из-за которых в будущем ребёнок может вырасти трусливым и робким, или бесстыдным и бессовестным. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запрещал физические наказания не только людей, но и животных. Однажды наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) подарил своей благоверной супруге Аише (радыйаллаху анха) необъезженную верблюдицу и предупредил, чтобы она не била её:

 

«Аиша! Если животное с добрым характером, то это только украсит его, а если оно норовистое, то останется таким навсегда» (Муслим, «Бирр»,78; также см. Абу Дауд, «Адаб», 10).

 

Одним словом, благая мать – это объятия милосердия, раскрытые божественной силой. Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рай под ногами матерей….». Материнское сердце подобно веществу, способному растворить дерзость домочадцев, особенно вспыльчивость детей. Материнские сердца засеяны семенами цветов рая. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно советовал любить своих матерей. Однажды кто-то спросил у Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), кого, в первую очередь, следует почитать и слушаться. На что Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил трижды: «Мать!», а потом добавил: «Затем отца!» (Бухари, «Адаб», 2; Муслим, «Бирр», 1,2; также см. Ибн Маджа, «Васайя», 4; Абу Дауд, «Адаб», 120; Ат-Тирмизи, «Бирр»,1).

 

Как следует относиться женщине к детям мужа, родившимся от предыдущего брака?

Безусловно, ей следует относиться к ним как к своим детям: в достаточной степени дарить им свою любовь, внимание, заботу и милосердие. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение всей своей жизни проявлял любовь и уважение к защищавшей и любившей его в детстве Фатиме бинт Асад, матери его двоюродного брата Али (радыйаллаху анху). Когда она покинула этот мир, наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл на похороны, сел у изголовья покойницы и произнёс:

 

«Мама! Да упокоит Господь твою душу! Ты моя вторая мать после родной матери. Ты кормила меня, оставаясь голодной, одевала меня, нуждаясь в одежде, отдавала мне всё самое лучшее, забывая о себе. Делая это, ты стремилась заслужить милость Аллаха и место в раю».

Затем Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал обмыть её тело трижды, потом снял свою рубашку и надел на неё. Эта рубашка послужила саваном для покойницы. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам помог выкопать могилу, позже сел у её изголовья и помолился за спасение души праведной женщины (Табарани, «Муджам аль-Кабир», ХХIV, 351-2; Хаким, III, 116-117).

Каким поучительным примером для нас является проявление любви, уважения и благодарности нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям) к женщине, подарившей ему доброту и ласку! С другой стороны, как прекрасно положение той женщины, которая сумела защитить и воспитать сироту, не дав ему почувствовать горечь одиночества, которая благодаря продуманным действиям и ласковым словам сумела завоевать ранимое сердце ребёнка! Благодаря приятным воспоминаниям и бесконечным молитвам сироты эта благая мать заслужит милость Всевышнего.

Также следует поступать и тем женщинам, которые воспитывают детей мужа от предыдущего брака.

 

Можете ли вы привести примеры хорошего отношения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к детям?

Посланник Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллям) очень любил детей, целовал их, гладил по голове и не допускал грубого и жестокого отношения к ним.

Со слов благословенной Аиши (радыйаллаху анха), однажды к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один бедуин, чтобы поподробнее узнать об Исламе. В это время наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) ласкал своих внуков. Человек с удивлением заметил: «Господин! Вы целуете своих детей? А мы никогда не относимся так к своим детям». Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям), опечалившись из-за бессердечности и небрежного отношения бедуина к детям - благам Всевышнего, ответил: «Что я смогу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!» (Аль-Бухари, «Адаб», 22).

 

Из этого хадиса следует, что сердце мусульманина должно быть наполнено любовью и милостью к аманату Всевышнего – детям – и каждому из нас следует задуматься о том, куда и как направить эти высокие чувства.

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел, как один из его внуков совершал малое омовение в его направлении. Это заметила Умму Фадл и начала было отчитывать ребёнка: «Как ты можешь совершать малое омовение в направлении Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям)?».

На что наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Не мучай мальчика. Да помилует тебя Аллах!», показав тем самым необходимость воздержания от подобных замечаний (Ибн Маджа, «Табир», 10).

Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) иногда совершал намаз, держа детей на своих благословенных руках, а во время сажда позволял им подниматься на его спину, а тем, кто пытался забрать детей, говорил:

«Оставьте детей в покое, пусть получают удовольствие!»

А когда Свет Создателя, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) слышал плач ребёнка, то тут же прекращал совершать намаз. Однажды во время намаза Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал плач ребёнка, тогда Он прервал намаз и обратился к домочадцам: «Разве вы не знаете, как огорчает меня плач детей?».

 

Передано со слов Анаса (радыйаллаху анху), который служил нашему Господину (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение десяти лет, с десятилетнего возраста: «Я служил Посланнику целых десять лет. И он ни разу не сказал мне даже «уф!», что бы я не сделал, никогда не упрекал меня и не говорил: «Почему ты так сделал?», а если я что-то не делал, то никогда не говорил: «Почему бы тебе не сделать это?» (Аль-Бухари, «Саум», 53, «Манакиб», 23; Муслим, «Фадаил», 82).

 

Поэтому дети, выросшие в присутствии нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям), воспитывались на совершенно иных принципах красоты и сообразительности. В подтверждение этому можно привести рассказ со слов Сахля ибн Саада (радыйаллаху анху): «Однажды Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) принесли питьё. Он отпил немного. В это время справа от него сидел ребёнок, а слева – несколько стариков. Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) ласково обратился к ребёнку: «Если позволишь, я сначала дам эту чашу старикам». На что ребёнок дал неожиданный и в то же время достойный и заслуживающий похвалы ответ: «Господин! Я никому не отдам то, что получил из Ваших рук!». Тогда наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) передал чашу из своих рук ребёнку» (Аль-Бухари, «Ашриба», 19).

Этот хадис точно показывает, как уважал и ценил детей Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и как в ответ на это дети любили его.

Однажды Посланник Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллям) гостил у своей дочери Фатимы (радыйаллаху анха). Случилось так, что его внуки Хасан и Хусейн попросили пить. Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) сначала напоил Хасана. Фатима (радыйаллаху анха) предположила, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) больше любит Хасана. На что Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет! Первым попросил пить Хасан», а потом добавил: «Будьте одинаково снисходительны и благодетельны к своим детям. Если бы мне была дана возможность предпочесть между ними, то я бы выбрал дочь» (Ибн Ханбаль, I, 101; Ибн Хаджар, «Аль-Маталиб аль-Алийя», IV, 69; Хайсеми, IV, 153).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение воспитанию детей, и об этом свидетельствует множество хадисов, переданных сахабами: «Почитайте своих детей и давайте им хорошее воспитание» (Ибн Маджа, «Адаб», 3).

 

«Отец не может подарить своему ребёнку ничего лучше, чем благовоспитанность» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 33/1952).

 

«Лучше один раз образумить ребёнка, чем хорошенько его накормить» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 33).

 

«Самое лучшее, что может оставить после себя человек, - это благое дитя, молящееся за него, садака-джарийа и знания» (Муслим, «Васият», 14; Ат-Тирмизи, «Ахкам», 36).

 

«Одна из обязанностей отца перед ребёнком – это дать ему достойное имя и хорошее воспитание» (Байхаки, «Шу’аб аль-иман», VI, 401- 402).

 

«Кто вырастит трёх дочерей, будет их защищать, хорошо воспитывать, выдаст их замуж и продолжит делать им добро, тот попадёт в рай» (Абу Дауд, «Адаб», 121; Ибн Ханбаль, III, 97).

 

«Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный день будет рядом со мной» (Муслим, «Бирр», 149; также см. Тирмизи, «Бирр», 13).

 

«Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят заботу о них, так как они станут преградой, защищающей их от огня ада» (Аль-Бухари, «Закят», 10, «Адаб», 18; Муслим, «Бирр», 147; также см. Ат-Тирмизи, «Бирр», 13).

 

Были ли другие сподвижники, кроме Анаса (радыйаллаху анху), которые воспитывались Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)? Можете ли вы привести несколько примеров?

Безусловно, у нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям) было много воспитанников, и главное место среди них занимает Али (радыйаллаху анху), принявший Ислам в молодом возрасте. Али, который приходился Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) двоюродным братом по отцовской линии, наполнил своё сердце знаниями, переданными Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям).

А его брат, Джафар Таййяр (радыйаллаху анху), является ещё одним примером проявления высочайшей любви к нашему Господину (саллаллаху алейхи ва саллям).

Дочь нашего любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Фатыма (радыйаллаху анха) стала госпожой уммы. Из-за высокого благочестия и своего родства с Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям) её называли «матерью своего отца». А её сыновья Хасан и Хусейн (радыйаллаху анхума) стали главами благословенного рода нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям).

Мусъаб бин Умайр предпочёл всему богатству своей благословенной семьи служение Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям). Он стал образцом самопожертвования и служения людям. Мусъаб бин Умайр настолько любил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), что готов был отдать за него жизнь.

Усама бин Зайд в возрасте двадцати лет возглавил армию Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Можно назвать ещё много имён воспитанников нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям), но мы остановились лишь на некоторых из них.

 

С Вашего позволения, мы бы хотели поговорить о Вашем детстве. Сохранились ли у Вас какие-нибудь воспоминания о том времени?

У каждого человека есть много воспоминаний о детстве. Некоторые из них оставляют неизгладимое впечатление в его жизни. И я – не исключение. Я бы хотел рассказать о некоторых моментах в жизни, которые врезались в мою память.

Моё детство прошло в Эренкёе. В те времена возле каждого дома был сад. На первых этажах обычно устраивали гостиные, в которых собирались самые близкие и желанные гости. Особенно в священный месяц Рамадан комнаты были переполнены гостями, пришедшими на ифтар.

Каждый день на ифтар приглашались люди различных профессий и слоёв общества. В один день – водители, в другой – рабочие, в третий – дворники, в четвёртый – ремесленники, в пятый – учителя и т.д. После ифтара раздавались подарки. Иногда ими были ткани для одежды, иногда конверты с определённой суммой денег – в зависимости от материального положения гостей. После намаза-таравих пили чай, вели беседы. Как правило, каждая группа разговаривала на связанные с их профессиональной деятельностью темы. То были самые лучшие времена, когда за чаем происходило слияние сердец воедино.

Ещё запомнились добрые взаимоотношения между соседями, которые были настолько близки, что мы, дети, путали их с многочисленными родственниками. Состоятельные соседи протягивали руку помощи нуждающимся. Жители района сообща помогали нищим, готовили приданое для девушек-сирот.

В те времена свирепствовала эпидемия туберкулёза, антибиотиков не было. Больные проходили лечение в сосновых зонах, а местные жители оказывали всяческую поддержку молодёжи, больной туберкулёзом, так как успех лечения заключался в воздухе, пропитанном сосновым ароматом. Была большая смертность среди молодёжи. Милосердные жители приносили молодым людям продукты, благотворно влияющие на формирование крови.

Первым делом для каждой семьи было навестить больных и принести им угощение (суп, молочный пудинг и т.д.). Визиты были короткими, чтобы не утомлять больного.

На похороны тоже собирались всем миром. Вместе читали священный Коран и молились за спасение души усопшего. В течение трёх дней семье умершего приносили еду.

Пятьдесят лет назад холодильник был роскошью для многих семей. Для охлаждения продукты помещали в сосуды и подвешивали их в колодцах. А те семьи, у которых имелись холодильники, по вечерам предлагали соседям лёд. В роли посыльных выступали дети, которых с раннего детства приучали к альтруизму, взаимопомощи и служению людям.

Во времена моего детства морское побережье Эренкёя было пустынным. Детьми мы любили там играть и строить замки из песка. Иногда мы спорили, говоря друг другу «ты зашёл на мою территорию!», «нет, это ты перешёл мою границу!», но набегала волна и смывала все наши сооружения, не оставляя нам повода для разногласий.

Эти воспоминания наводят меня на мысль о том, как мала разница между малым и великим. С возрастом человека захватывает пустая суета и амбиции. Однако, в конце концов всё это смывается волной смерти…

Как сильно заблуждаются те, которые остаются слепы к божественному упорядочению!

Ещё одним ярким воспоминанием из моего детства был тот день, когда в Турции разрешили читать азан на арабском языке, и в мечети нашего квартала ожидали призыв на молитву в первозданной форме. Все жители были очень взволнованы, они даже встали пораньше, чтобы не пропустить утренний азан. Та ночь была словно подготовкой к великому празднику. У нас дома тоже все суетились, а мама предупредила нас вечером: «Завтра утром будет читаться настоящий азан, надо встать пораньше, чтобы не пропустить его!».

В то незабываемое утро нас охватило такое волнение и душевный подъём, словно мы были свидетелями того, как Билял (радыйаллаху анху) произносил первый азан в Каабе, а утренний ветерок разносил его голос по всей Медине. У нашего (турецкого) народа азан вызывает чувство радости и одновременно тоски. Это объясняется тем, что многие люди, живущие за пределами Турции, испытывают тоску по родине и божественным звукам азана, а бесконечная радость охватывает их тогда, когда они, вернувшись домой, вновь слышат призыв к молитве. Да сохранит Аллах Коран, азан, нашу родину и народ от разных бед и несчастий! Аминь!

Есть ли люди, которые оказали сильное влияние на Вас в детстве?

Самое большое влияние на меня оказали мои родители и, безусловно, достойное окружение…

С самого раннего детства мама была для нас благословенной личностью с ангельской душой, вызывавшей в наших сердцах самые высокие чувства. Она всегда старалась привить нам любовь к Аллаху и воспитывала в наших душах наилучшие душевные качества. Несмотря на бесконечные заботы по дому и на то, что она была матерью двоих детей, мама стала женщиной-хафизом и помогла мне стать на путь истины и любви к Корану.

А мой отец во всех отношениях был мне примером для подражания. Он обладал такими лучшими человеческими качествами, как высокая нравственность, прочная вера в Аллаха, благочестие, степенность, глубина чувств и широкий кругозор. К примеру, во времена моего детства в Турции только начали открываться школы имам-хатибов (учебные заведения с углублённым изучением основ Ислама) и у выпускников таких учебных заведений не было никаких привилегий в обществе. Однако, мой отец зачислил нас в одну из школ имам-хатибов, последний год обучения в которой мы провели с полным пансионом. На выходные отец показывал нам мечети, дворец Топкапы и другие исторические места, рассказывал о наших предках, их жизни и служении Всевышнему, родине и народу, повествовал о том, какие подвиги они совершили ради веры в Аллаха, и поучал нас быть достойными своих прадедов. Иногда мы навещали великих и уважаемых учителей, воспитанность, чувствительность и вежливость которых оставили неизгладимый след в наших умах.

Любовь моего отца к беднякам была подобна широкой и глубоководной реке. Самой большой благодарностью для моего отца было то, что нуждающиеся люди принимали его помощь. Когда он помогал кому-то деньгами, старался делать это как можно деликатнее и прятал определённую сумму в конверт, на котором писал: «Благодарю за то, что вы приняли мою помощь!». Деликатное и вежливое отношение к созданиям Аллаха было естественным для моего отца. Он вместе с мамой готовил пищу для больных и разносил её по больницам. Все эти проявления милосердия оставили неизгладимый след в моей детской душе. Одним словом, мои родители стали для меня великим счастьем и благодатью Всевышнего.

Особое место в моих детских воспоминаниях занимают годы, проведённые в школе имам-хатибов. Особенно мы любили тех учителей, которые приходили к нам на уроки. Там мы познакомились с выдающимися личностями, среди которых были:

Джелаледдин Октем ходжа, которому тогда было около семидесяти лет. Несмотря на то, что у него была болезнь Паркинсона, он всё равно приходил на занятия в сопровождении одного из учеников. А с каким пылом он объяснял нам урок!

Абдулькадир Кечеоглу, известный под псевдонимом «Яман деде», по происхождению грек, принявший Ислам. После десятиминутного объяснения грамматики персидского языка он зачитывал нам два двустишия месневи (жанровая форма стихотворного произведения) и в течение целого урока со слезами на глазах растолковывал их значение. Его сердце было переполнено любовью к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он часто задавал вопрос: «Как сильно вы любите Мавляну (известный ещё как Руми, выдающийся персидский поэт-суфий)?», и сам же на него отвечал: «Дети, как я не могу любить Мавляну, ведь он указал мне путь к дверям нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)!».

Кое-что из того, что мы узнали от него, забылось, а что-то осталось в памяти и по сей день. Однако величие его души оставило неизгладимый след в наших сердцах. До сих пор перед моими глазами стоит сцена, как он, дрожа, как осенний лист, и заливаясь слезами, как весенняя роса, читал строку своего знаменитого гимна: «О Посланник, осчастливь меня своей красотой, я сгораю!».

Ещё один из наших учителей приходил в 7.00 утра и разливал по нашим тарелкам суп. А другой преподаватель, увидев недоеденный кусок хлеба, поучал нас ласково: «Послушай, дитя, есть много людей, нуждающихся в этом куске хлеба. Если мы будем ценить блага, ниспосланные Аллахом, и благодарить Всевышнего за них, то Господь увеличит их в несколько раз. А если мы не будем знать им цены, то лишимся того, что имеем».

Нуреттин Топчу, преподаватель философии, сильно огорчался из-за эгоизма людей и переживал из-за того, что они не следуют законам Ислама. Он часто восклицал с удивлением: «Почему люди остаются равнодушными к истине?».

Учитель каллиграфии сам приносил своим ученикам перья и чернила. А по ночам он ходил по спальням и укрывал раскрывшихся во сне детей.

Некоторые учителя устраивали дополнительные занятия для отстающих учеников и изо всех сил старались помочь им освоить пропущенный материал.

Более всего наши преподаватели старались научить нас разумно использовать свой ум и средства и сами показывали нам в этом пример.

С тех пор прошло сорок лет. Однако эти прекрасные люди и по сей день живут в  нашей памяти. Их благородные поступки до сих пор вызывают у нас уважение и восхищение. Поэтому я постоянно молюсь за спасение душ моих учителей, оказавших большое влияние на всю мою жизнь. Да благословит их Аллах! А сейчас наша очередь улучшать настоящее и позаботиться о будущем. Да поможет Всевышний нам в этом!

 

Возвращаясь к настоящему времени, какие опасности могут подстерегать наших детей? Что следует знать родителям, чтобы избежать неприятностей?

Сегодня одной из главных опасностей, подстерегающих наших детей, является недостаток духовного воспитания. При достаточно высоком уровне образования религиозные и духовные основы остаются незатронутыми. Необходимо знать, что люди, ничего не знающие о красоте вечного мира, не обретут спокойствие, даже если у них будет несколько дипломов об образовании. В обществе есть множество примеров такому духовному вырождению, одним из которых можно назвать наркозависимость. Сколько юных девушек, попадая в сети наркотиков, забывают о своём высоком предназначении и жертвуют своим целомудрием ради минутного удовольствия! Это, пожалуй, самый яркий пример того, что может произойти с нашими детьми. А чтобы не допустить этого, необходимо с малых лет воспитывать в детях крепкую веру и высокую нравственность. Как могут обрести истинное счастье души, неосвящённые Божественными благословениями?

С точки зрения религии, неграмотность – самый страшный порок, скрытый враг человека. Невежество является причиной недостатка духовности, ведущей к ослаблению веры, а также – к нарушению Сунны и истин Священного Корана. Невежественные люди, лишённые благословений Создателя, думают только о своей выгоде и подобны мешкам, наполненным костями и мясом.

В народе известна такая притча: однажды один человек, заметив, что его сын всё больше пренебрегает верой и добродетелью, сказал ему: «Дитя, из тебя не выйдет хорошего человека!». А сын ему в отместку начал усиленно заниматься, получил образование и стал губернатором того места, где они жили. В один день он пригласил своего отца к себе на работу, чтобы напомнить ему о сказанном много лет назад. Увидев отца, мужчина воскликнул: «Ах, отец, отец! Ты говорил, что я не смогу стать человеком. Смотри же, я стал губернатором!». В ответ на это старик многозначительно посмотрел на сына и сказал: «Сынок, я не сказал тебе, что ты не будешь губернатором, а сказал, что из тебя не выйдет хорошего человека. Если бы ты был хорошим человеком, то не звал бы меня сюда, а сам навестил бы своего отца!».

Как показано выше, недостаток религиозного воспитания порождает материальную зависимость и является основной причиной ослабления веры.

Материальная зависимость – это не философия, а большое несчастье, даже можно сказать, болезнь. Пренебрежение духовными ценностями означает превращение общества в «живой труп».

Для того, чтобы люди были достойны называться людьми, им необходимо полностью следовать предписаниям священного Корана.

Всевышний так сообщил нам о ниспосланных благах:

«Милосердный научил Корану, создал человека и научил его объясняться. Он возвысил небо и поставил весы, чтобы вы не обманывали при взвешивании» («ар-Рахман», 1-4, 7).

Вооружившись земными и божественными мерилами, Господь через законы Вселенной, а также предписания Священного Корана сообщает нам, что по ту сторону смерти тоже существуют определённые порядки. И в бренном мире, и вечном существует множество различных мерил, самыми точными из которых являются жизнь и смерть. Чтобы соответствовать всем меркам, необходимо быть примером во всём для последующих поколений. Сказано в Священном Коране:

«Тот, кто сделал хоть малейшую частичку добра, увидит её, и тот, кто сделал хоть малейшую частичку зла, тоже увидит её» («аз-Зильзаля», 7-8)

Какой страшной и печальной ошибкой является жизнь тех, кто живёт одним днём, в то время как Священный Коран демонстрирует нам божественные законы Вселенной!

Соответственно этому аяту суры «ар-Рахман», следует как можно больше рассказывать нашим детям о тайне создания, Коране и служении Аллаху.

Одним словом, следует так воспитывать детей, чтобы они своим достойным поведением и хорошими поступками сохраняли равновесие и гармонию Вселенной, о которых повествуется в аятах Священного Корана. Несомненно, немаловажную роль в этом играет умение и опыт родителей.

Всё это – результат работы тех родителей, которые всерьёз заботятся о будущем своих детей. Безусловно, речь идёт не только о ближайшем будущем, но и о бесконечном будущем, которое ведёт к вечному счастью. К сожалению, некоторые из нас, заботясь о настоящем ребёнка,  подвергают опасности его дальнейшее будущее. А сколько неверных поступков, совершаемых под предлогом «что поделаешь – будущее нашего ребёнка важнее всего!», вовлекает наших детей  в пучину грехов и смуты!

Значит, нам следует воспитывать наших детей, опираясь на нравственные принципы Священного Корана, самоанализ и служение Аллаху, а также учить их защищать себя, свою семью, родину и народ, а самое главное, свою веру.

 

В то время, как одни люди изо всех сил стараются стать родителями, другие же бессердечно избавляются от своих детей. На чьей стороне правда?

Люди, которые не хотят иметь детей в силу определённых обстоятельств, противоречащих законам Ислама, или те, которые стараются разными способами избавиться от ещё неродившихся детей, разлагают наше общество. В то время, как растения и животные демонстрируют множество примеров продолжения жизни, не поддаются здравому смыслу попытки человека, венца творений Всевышнего, уничтожить собственных детей. Даже змеи прячут свои яйца в укромные места, чтобы уберечь их. Как печально видеть отсутствие милосердия и жалости у человека, наивысшего существа на Земле, по сравнению с животными, у которых сильно развит инстинкт самосохранения!

В Священном Коране так описывается одна из картин конца Света:

«Когда зарытую живьём младенца-девочку спросят, за грех какой она была убита…» («Ат-Таквир», 8-9).

Убийства детей, которые совершались 1400 лет тому назад, к сожалению, повторяются и в наши дни в виде абортов, позоров человечества.

Сегодня некоторые родители ради своего удобства и удовольствия злодейски пытаются избавиться от ребёнка. Соревнуясь с полудикими и необразованными людьми, которые погребали заживо своих детей (обычно девочек), эти родители приносят в жертву современности своих ещё нерождённых невинных младенцев. Главной причиной этих жестоких преступлений является неблагодарность Всевышнему за оказанную им милость. Более того, ещё неизвестно, какие сюрпризы уготовила им жизнь. Этим преступникам следует серьёзно задуматься о том, что их ожидает одинокая старость. Или о том, что если бы их родители посчитали нужным поступить так же, как они, то их не было бы сейчас на белом свете. Поэтому прежде чем идти на такие преступления, следует взвесить все.

В истории человечества существует множество примеров гибели целых цивилизаций из-за того, что люди, пренебрегая верой и следуя лишь своим плотским желаниям, теряли честь и человеческое достоинство.

Да поможет нам Аллах сохранить наши семьи и вырастить благих детей, которые принесли бы пользу умме и обществу. Аминь.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!