Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Женщина и свидетельство

В Исламском правоведении особое значение придается свидетельствам и свидетельским показаниям. Причиной чему служит соблюдение справедливости, так как свершение правосудия возможно лишь с дачей свидетелями верных показаний. Поэтому Религия Ислам, для того, чтобы дача свидетелями их показаний была принята судьей, ставит в условие их справедливость, вольность, приверженность к Исламу и произношение слов свидетельствующих единобожие. И если внешне свидетель соответствует этим требованиям, то не следует углубляться для выяснения действительности этого. Однако при вынесении приговора относительно того, что касается попирания прав человека и кровной мести, следует, лучше ознакомится с сутью дела. Так как в этих делах вершатся судьбы других людей, требуется полное понимание всего происшедшего.173

В Священном Коране относительно свидетельствам говорится следующее:

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим». 174

Известно также, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) сказал как-то сахабам, причем повторил это трижды:

«Сообщить ли мне вам самый тягчайший из всех грехов?»

«Да, конечно же!» - не терпели сахабы. «Придавать Аллаху равных Ему сотоварищей, и не послушаться родителей». «Затем он отошел от места, где стоял, облокотившись, и произнес». «Третьим же является лжесвидетельство!..», и он повторял это так долго, что присутствовавшие опешив говорили . «Скорее бы он смолк!..».175

Следует знать, что лжесвидетельство наказуемо и физически. Например, если кто-либо засвидетельствовал против кого-то, что тот совершил прелюбодеяние, но не доказал этого, то его наказывают 80 ударами палкой, и после этого его свидетельства уже никогда не примутся ни в одном суде.176

Учитывая вот такую ответственность при даче свидетельских показаний, женщине Ислам предоставляет некоторое облегчение. Поэтому при рассмотрении таких преступлений, как прелюбодеяние, клевета, пьянство и воровство, а также в делах, касающихся кровной мести или там, где должно приводиться в исполнение какое-либо из физических наказаний, женщина освобождается от дачи свидетельских показаний.177

В ханафитском мазхабе правоведы сходятся во мнении, что помимо рассмотрения любых дел, кроме таких как ущемление прав человека и кровной мести, достаточно присутствие в свидетели двух мужчин или одного мужчину и двух женщин.178

Самой важной особенностью при даче свидетельских показаний является соблюдение всех прав человека, и не нарушение правосудия. А в рассмотрении дел, в которых виновный может быть казнен, женщина и вовсе не должна идти как свидетель, так как здесь не приемлемо даже малейшая неточность. Так как это может, как спасти жизнь человека, так и лишить его, ее. А забывчивость, чувство сострадания и излишняя эмоциональность, которые присуще женщинам, могут и вовсе пролить сомнение на все дела, сделать его запутанным и изменить решение судьи.

Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:

«Не приносите приговор в исполнение, если сомневаетесь, и старайтесь чтобы мусульмане не были наказаны!..».179

Однако в таких делах, которые касаются лишь женщин, таких например, как рождение ребенка, девственность, кормление грудью или месячные, свидетелями проходят не мужчины, а женщины и в таких делах одной женщины как свидетеля достаточно.180И в таких делах, с которыми женщины встречаются так часто, и имеют знания больше чем мужчины, достаточно свидетельства и одной женщины.

Говорится что даже Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует!) принял как-то свидетельство всего одной женщины, когда рассматривал дело о кормлении ребенка.181

Он же (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:

«Дача женщинами свидетельских показаний, в делах, которых мужчины не сведущи, более приемлемо».182

Свидетельства всего одной женщины достаточно и в делах, касающихся родов. Так, Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:

«В делах, касающихся родов, достаточно свидетельства и одной женщины».183

Известно также, что Омар (да будет доволен им Аллах) принимал свидетельства только одной женщины. Али же (да будет доволен им Аллах) принял свидетельства женщин, которые видели, как был убит один ребенок.184

А в таких случаях, когда приходилось судить о том, что происходило с детьми, асхабам нередко приходилось выслушивать свидетельства самих детей.185

Ибн-Каййим передает, что многие ученые сошлись во мнении о том, что:

«В таких случаях, когда обычно свидетельство некоторых категорий людей является неприемлемой, а кроме таковых никого нет, то в силу соблюдения прав и во имя свершения правосудия, свидетельства таковых могут быть рассмотрены и приняты».186

Причиной тому, что в Исламском правоведении вместо одного мужчины принимаются свидетельства двух женщин, является не то, что они являются низшими, чем мужчины, а оттого, что они слабее первых как физиологически, так и психологически. Доказательством этого является принятие свидетельств даже от одной женщины в делах касающихся только женщин.

Всевышний Аллах сделал духовный мир женщины с глубокими чувствами. Она быстро радуется и быстро печалится. Она живет эмоциями и переживаниями. И ее чувства всегда преобладают над ее рассудком. И так как она сострадательна и милосердна по природе своей то и оценку всему она пытается дать, глядя на все с любовью и благосклонностью.

Женщине также свойственно стать матерью, а мать, как известно, большинство своего времени проводит в доме, воспитывая своих детей. Поэтому она не знает много из того, что происходит на улице. Поэтому в таком ответственном деле, как дача свидетельских показаний, женщине дозволено свидетельствовать вместе с еще одной женщиной.

Когда их обеих спрашивают как свидетелей, первая женщина думает: «Вторая должна знать точно, как все было», и с легкостью рассказывает все, чему стала свидетельницей. Также поступает и вторая, следуя точно такой же логике. Это более близко природе женщин, это же является и облегчением для них. Да и женщине не придется давать свои показания наедине с посторонним мужчиной, то есть судьей.

Утверждать то, что свидетельства двух женщин равны свидетельству одного мужчины, не имеют под собой никакой основы. В 282 аяте суры «аль-Бакара» об этом говорится так:

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них забудет или ошибется, то другая напомнит ей». 

Как мы видим, в этом аяте, не говорится в деталях о том, как именно должен проходить этот процесс, так как речь в нем идет лишь о свидетельствах, о задолженности. Из аята же следует понимать, что свидетельства двух женщин не приравнивается к свидетельству одного мужчины, а что в свидетельство необходимо иметь и двух женщин.

Присутствие двух женщин как свидетелей необходимо для того, чтобы одна из них, могла и должна напомнить другой о деталях того, чему они были свидетелями. Ведь и в аяте не говорится: «Одна из свидетельниц забудет или ошибется», говорится: «если одна из них забудет или ошибется».

Однако если первая из свидетельниц даст такие же показания, как и мужчина, не пропустив и не забыв ничего, то тогда этого будет достаточно, и нет необходимости выслушивать вторую. Это же говорит о том, что свидетельства женщины, может быть равносильным свидетельству мужчины.



173 Аль-Мевсили, аль-Ихтияр, том III, стр. 142.

174 Ан-Ниса: 135.

175 Аль-Бухари, том III, стр. 152.

176 Ан-Нур: 5.

177 Аль-Бухари, том III, стр. 159.

178 Ибн-уль-Хумам, т.с.п, том VI, стр. 451.

179 Аль-Аджлуни, т.с.п, том I, стр. 71.

180 Ибн аль-Хумам, т.с.п, том VI, стр. 6.

181 Риза Саваш, Женщина во времена Пророка, стр. 271.

182 Аль-Мевсили, т.с.п, том III, стр. 142.

183 Аль-Мевсили, т.с.п, том III, стр. 142.

184 Ибн-и Хамз, аль-Мухалля, том IX, стр. 397-398.

185 Ибн Каййим, Иълям-уль-Муваккиин, том I, стр. 97.

186 Ибн-Каййим, т.с.п, том I, стр. 97.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!