Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Особенности инновационного обучения

 

A3. Рахимов.

доктор психологических наук, профессор факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета, Лауреат Всероссийских грантов по фундаментальным наукам в сфере образования.

 

RahimovНа создание полидисциплинарной, интегративной науки по развивающему обучению ушло тридцать лет упорного труда нашей научно-исследовательской лаборатории. Эта наука называ­ется «Психодидактика». «Принципы психодидактики - это содержательное и теоретическое обобщение многих идей, приемов, способов, положений, направлений, оправдавших себя на практике многих поколений. В этих принципах отражаются методологические и теоретические подходы многих мыслителей, педагогов, а также практические находки многих талантливых новаторов в сфере образования. Принципы, созданные таким путем, являются естественными, природосообразными, долгожданными, а потому они являются жизнеспособными, потому что применение гарантирует высокую результативность.

Педагогика и психология исходят из бесспорного положения о том, что ребенок является объектом и субъектом воспитания. Поэтому вполне естественно и необходимо произвести все­сторонний анализ его учебной деятельности (УД). В обычной практике понятия «учение», «учеб­ная деятельность» употребляются как синонимы. Любая активность учащихся: посещение шко­лы, присутствие и выполнение на уроке требований учителя - все это считается учебной дея­тельностью. Однако в этой деятельности не учитывается её субъективное преломление, те ре­альные мотивы и цели, которые побуждают ребенка действовать. Поскольку здесь снимается вопрос о субъекте УД, такой подход является антипсихологическим. В современной школе все еще на первый план выдвигаются результаты деятельности, а не сам процесс преобразую­щей деятельности ученика. При декларативных внешних разговорах о деятельности ведущие дидакты фактически не используют принцип деятельности для объяснения сущности обучения (В.В. Давыдов).

Одна из основных задач современной школы состоит в разработке и использовании таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого характера мыслительной де­ятельности школьника.

Современные методы обучения именно с этих позиций должны совершенствоваться, а для этого они должны исходить из психологических закономерностей процесса обучения, из призна­ния зависимости психического развития от способов обучения.

Сегодня необходимо не просто совершенствовать содержание, формы, методы и средства обучения, а требуется коренное изменение самой школьной технологии и внутренней органи­зации программного учебного материала, принципов и способов построения его усвоения.

Современная методика обучения состоит из следующих звеньев: а) учитель сообщает и разъяс­няет знания, а ученик воспринимает, старается понять и запомнить их; б) учитель предлагает ряд типовых задач, а ученик воспроизводит показанный образец.

Основной психологический недостаток этой методики в том, что, определяя лишь объем, сумму изучаемого материала, она не раскрывает внутренние связи между усваиваемыми по­нятиями, их содержание и последовательность, не имеет строгой логической связи. Все это от­рицательно сказывается на формировании системы научных понятий, научного мышления.

Методику школьного преподавания можно считать психологически обоснованной в том случае, если усвоение научных понятий в процессе школьного курса организуется не путем ориентации на восприятие и память, а через формирование научно-теоретических обобще­ний (понятий) и их системы. Однако структура современных учебников, информационно-рецептивные и репродуктивные методы преподавания по своему психологическому механизму не способствуют формированию научных обобщений, направлены на рецепцию (восприятие) и запоминание.

Об антипсихологическом характере такого обучения Л.С. Выготский писал: «Понятие пред­ставляет собой не простую совокупность ассоциативных связей, усваиваемую с помощью памя­ти, не автоматический умственный навык, а сложный и подлинный акт мышления, которым нельзя овладеть путем простого заучивания» (Изб. псих, произв. М., 1956, С.216).

Другой известный психолог П.П.Блонский, критикуя обычную систему обучения, также писал, что образование - такой процесс, который требует активного отношения к себе, и лучше не «получать», а «строить», «делать свое образование». В первом случае ученик только воспри­нимает и запоминает, не осознавая внутренней сути понятия, в других - он является творцом своих знаний. Именно такие знания ему пригодятся в жизни. П.П. Блонский считал, что ребе­нок, являясь от природы активным существом, томится от безделья, неподвижности и пассивно­го созерцания. «Вот почему, - писал он, - вместо антипсихологической школы активного учите­ля и пассивно внимательных детей создается трудовая школа активных детей и внимательного учителя». Именно эта школа, по его убеждению, сумеет вооружить ребенка умением научно рабо­тать, воспитать из него сознательного деятеля общественного развития, активного преобразовате­ля природы и общества. (П.П. Блонский. Избранные педагогические и психологические сочине­ния. Т. 1., М., 1979, С.28).

Антипсихологическое, объяснительно-догматическое обучение направлено на получение зна­ний со слов учителя и при этом у детей развивается воспроизводящее, репродуктивное мышле­ние, а не самостоятельное и творческое.

О необходимости учета психологического фактора усовершенствования образования забо­тился великий педагог и психолог К.Д. Ушинский. «Изучение психологических явлений есть необходимейшее условие того, чтобы воспитание наше сколь возможно, перестало быть или рутиною, или игрушкою случайных обстоятельств и сделалось, сколь возможно же, делом ра­циональным и сознательным» (К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Избр. соч., Т.1.,М., 1959., С.52).

Учителя обычно жалуются на непонимание обучаемыми изучаемого материала и объясняют это явление их леностью и нежеланием учиться, думают, что именно объяснение служит источни­ком понимания. Согласно Л.С.Выготскому, понимание ребенка наступает в результате пред­метной деятельности под руководством старшего. В основе достижения лежит целенаправлен­ное преобразование предмета изучения, который для ученика представляет личностный инте­рес и смысл.

Объективное содержание и сущность предмета раскрывается для ученика и понимается им только посредством такого мысленного преобразования предмета, в котором воспроизводится реальный процесс возникновения и формирования самого этого предмета (понятия). Это и есть основная проблема развивающего обучения.

У непросвещенных педагогов всегда возникает вопрос: «А разве бывает не развивающее обучение?» Да, бывает, точно так же, как бывает не развивающая физкультура, когда на уроке учитель больше рассказывает о том, как надо бегать, прыгать, развивать мускулы, вместо прак­тических действий.

Методы обучения бывают догматические и творческие. В первом случае учитель пользуется словесными, объяснительно-иллюстративными методами. При этом основным учебно-позна­вательным методом ученика является метод механического заучивания, запоминания понятий и их воспроизведения. Для учителя ученик является объектом педагогического воздействия.

Если же у учителя доминируют методы творчества, то его основным методом является орга­низация учебной деятельности по открытию учениками логики понятия и формированию об­щего способа познания и решения целого класса задач. Ученик, сообразно методу учителя, пользу 

ется способом самостоятельного открытия и формирования научных понятий. Здесь ученик, прежде всего субъект учебной деятельности и саморазвития.

Результаты догматического обучения - пустое запоминание слов и неспособность к широ­ким обобщениям знаний в другие условия. При творческих методах обучения учащиеся способ­ны к широкому, содержательному обобщению и переносу знаний и способов, к саморазвитию и самообразованию.

А учитель приобретает опыт педагогического творчества, усваивает диалектику внутрен­ней логики научного понятия, восходит к мастерству развития у школьников способности са­мостоятельного открытия сущности изучаемых явлений. Здесь же на передовые позиции выхо­дят педагогический профессионализм, профессиональная компетентность.

Личностно-значимое воздействие учителя на учащихся ведет к поиску смысла педагогичес­кой деятельности, накоплению опыта педагогического творчества, решению педагогических проблем, становлению педагогического творчества, созданию собственной педагогической си­стемы, т.е. технологического подхода к обучению.

Обновление содержания образования, внедрение новых педагогических технологий в учеб­но-воспитательный процесс предстали как одна из актуальных задач перед общеобразователь­ными школами Республики Татарстан. В связи с этим, под контролем Министерства образова­ния и науки Республики Татарстан проводился четырехлетний эксперимент по внедрению тех­нологии творческого развития в начальные классы общеобразовательных школ.

Результаты эксперимента подтвердили основные идеи теории и технологии творческого развития:

1)  любой ребенок с нормальным мозгом способен к творческому развитию; задатки к творче­ству являются природной функцией мозга и передаются генетически;

2)  становление потенциальных возможностей и творческих дарований детей полностью за­висит только от педагогических средств, методов, способов обучения и воспитания;

3)  основой конструирования эффективных педагогических технологий обучения и воспита­ния является квалифицированное применение диалектических методов познания и принципа деятельностного подхода в образовательном процессе;

4)  любой педагог при целенаправленной переподготовке по специальной программе спосо­бен перестроить традиционную систему своей деятельности и существенным образом может изменить качество собственного профессионализма и реализовать свои потенциальные возмож­ности, достигнув невиданных пока результатов.

Для определения качественной результативности работы учителя применяют различные кри­терии: участие в олимпиадах, количество медалистов и отличников, количество поступивших в вузы. Такие результаты у нас тоже имеются.

Но за долгие десятилетия мы уже поняли, что самые объективные, адекватные, правдивые эксперты - это ученики, их родители, педагогические коллективы, а также отдельные, но на­стоящие Учителя. Вот это и есть главные критерии качества - это независимые отзывы.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!