Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Когда человек засыпает душой | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Когда человек засыпает ДУШОЙ,Ислам...Некий чужестранец задумчиво шёл по дороге, пока ему не попалось на встречу дикое животное. Убегая, от страха он прыгнул в колодец, находившийся неподалеку. Падая, зацепился за ствол дерева, вросшего корнями в стенку колодца. Этот ствол грызли две мышки. Одна из них была чёрная, другая — белая. На дне же колодца неудачника поджидало страшное чудище, готовящееся его проглотить. Тут же появились две змеи, зашипели в ожидании добычи. Человек, таким образом, оказался на грани жизни и смерти. Великий страх обуял всё его существо.

Данное положение требовало принятия немедленного решения и быстрых действий. Нельзя было терять ни минуты. Он должен был как-то выбраться из этого колодца, пока мышки не перегрызли ствол дерева.

Размышляя о случившемся, человек стал оглядываться по сторонам. И  вдруг увидел медовые соты. Видимо, пчёлы в дупле этого дерева когда-то собрали мёд, подумал он. Возникло острое желание его попробовать. Предвкушение наслаждения затмило все остальные чувства попавшего в беду. Душистый мёд овладел всем его разумом. Человек подумал: «В таком месте такой свежий и душистый мёд?! Неуместно. Но всё же так хочется попробовать его на вкус… ну, а потом, не теряя времени, я быстро вскарабкаюсь наверх». Разрешив себе немного расслабиться, он стал лакомиться мёдом. Растягивая удовольствие и всё больше входя во вкус, рассудил так: «Удивительно вкусный мёд! Где я ещё смогу такой попробовать?! Раз уж он мне попался, пожалуй, наемся от души».

Так, погружаясь в сладостное удовольствие, он перестал ощущать опасность, перестал заботиться и думать, как выйти живым из этой ситуации. Подобные действия человека, естественно, совсем не повлияли на деятельность ретивых мышек и змей, настороженно ожидающих свою жертву. И мышки сделали своё дело: ствол обломился. Несчастный человек встретил свою погибель на дне колодца.

Эта притча о человеке и его беспечности. В ней содержится множество символических образов. Колодец является символомКогда человек засыпает ДУШОЙ,Ислам земной жизни, обитатели колодца — всего мирского и желания насладиться (нафс). Чёрная и белая мышки — символы дня и ночи, то есть времени, которое поглощает человеческую жизнь. А мёд — это обманчивые мирские наслаждения. Образ чужестранца символизирует человека, посланного в этот мир для испытаний и погибающего из-за своей забывчивости и беспечности.

Чтобы любому человеку не оказаться в ситуации, подобной той, что описана в этой притче, важно быть пробуждённым, быть начеку, не впадать в беспечность, искать пути для того, чтобы спастись. Сама человеческая природа требует подобного поведения. Он только тогда может находиться в естественном состоянии счастья и умиротворенности, когда проводит жизнь, соответствующую своему предназначению. Счастье человека зависит от того, насколько он осведомлен о смысле своего существования и причине своего создания, как он в зависимости от этого знания строит свою жизнь и насколько готов противостоять различного рода опасностям. И если человек забыл дорогу к своему сердцу, погрузился в сон безразличия, затоптал сокровище своей души, то вместо полноты жизни его ожидает постоянное страдание и существование, полное разочарования, наполненное горечью и болями, и конец его будет страшен. Глупо жить беспечно, не зная своего места в мироздании, смысла рождения и смерти, не зная природы нафса и его истины. Жить в подобном заблуждении — значит не уметь использовать пребывание на этой земле как благодатную возможность обретения вечной жизни. Скверно положение тех, о сердцах которых в Коране сказано: «...Горе тем, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха! Они — в явном заблуждении» (Сура «аз-Зумар», 39 / 22).

Когда человек засыпает душой, погружается в сон неведения всё его сознание. Он становится бдителен только для земного, только для бессмысленного с точки зрения вечности. Он остаётся бодрствующим только лишь в отношении земных благ. Чуткость, глубина мысли, сочувствие, проницательность покидают его. Он проявляет слабость в следовании Прямому Пути. Грехи, как тёплый ветерок, начинают приятно нежить его. Человек становится глух и нечувствителен к своим плохим поступкам. Он перестает различать чистое и грязное. Он не ощущает того, что живет в грехе и что вокруг себя распространяет разрушительные волны зла. Беспечность окутывает настолько, что он начинает вести себя словно глухой и слепой. О таких людях Всевышний говорит: «Глухие, слепые, не сойдут они [с ложного пути]» (Сура «аль-Бакара», 2 / 18).

 В этом отношении показательна история о двух людях, каждый из которых не слышал и, соответственно, не понимал другого, приведённая в сборнике «Маснави» знаменитого поэта–суфия и духовного наставника Д. Руми. Данный рассказ образно представляет картину человеческой полудрёмы сознания, заключённого в застенки лишь своегό восприятия мира.

Некто спросил знакомого, почему тот не навещает своего больного соседа. Знакомый был туговат на ухо и к тому же слегка глуповат, он всегда думал только о себе. Однако через несколько дней он погрузился в размышления, в результате которых пришёл к выводу, что если не навестит больного соседа, о нём могут нехорошо подумать. И для этой цели составил диалог для разговора с больным. Своей замечательно составленной, как ему казалось, речью глухой был весьма доволен, ибо почувствовал себя существом благородным, достойным всяческих похвал за столь чуткое отношение к ближнему. Но ни в коем случае он не хотел говорить больному соседу о своём недостатке — глухоте, потому и решил поступить таким образом: напрячься, чтобы следить за движениями губ больного, постараться приблизительно понять, что тот будет ему говорить. Выучив наизусть подготовленную речь, он направился к больному.

Когда человек засыпает душой,ИсламПредполагалось, что разговор между ними будет следующим. Глухой спросит: «Как ты чувствуешь себя, мой дражайший сосед?». Больной ответит: «Спасибо, я чувствую себя намного лучше, уже хорошо». Затем глухой спросит: «Кушал ли ты что-нибудь?». Больной слабым голосом ответит: «Я выпил сладкого шербета и ещё покушал немного супа». Глухой поздравит его: «Да пойдёт тебе эта еда на здоровье, приятного тебе аппетита!», а затем снова задаст вопросы больному: «Кто из врачей тебя посещает? Кто следит за твоим состоянием?». Больной ответит: «Такой–то и такой-то приходит». Затем глухой, дабы усилить духовную поддержку, произнесёт: «Да, у этого врача хорошая репутация. Хорошо, что позвал его. Раз он пришёл, значит, всё идёт на лад». И так далее.

 Довольный собою, бодрый глухой немедленно поспешил привести в исполнение своё намерение посетить больного, чтобы, наконец, прослыть добродетельным и чутким соседом (ведь каждому человеку хочется и нравится быть хорошим). Зайдя в дом больного, он, как и запланировал, сначала спросил: «Как ты, мой многострадальный сосед?». Сосед, дрожа от боли, еле произнёс: «Мне так плохо, наверное, я умираю». Но его ответа глухой не расслышал и продолжил вести диалог: «Ну, Слава Всевышнему». Эти слова не понравились больному, он про себя горько подумал: «Почему мой сосед не желает мне добра? Он хочет, чтобы я умер?». Глухой же задал ему ещё один вопрос: «Что ты кушал? Есть ли у тебя аппетит?». Подавленный обидой и недоумением больной зло прохрипел: «Ты только что напоил меня ядом!». Глухой и на это продолжал выдавать подготовленный текст: «Приятного тебе аппетита!». Больной стал пуще прежнего выходить из себя. Он не был из тех людей, кто обладал зрелой личностью, был мало образован и воспитан. Но вопросы глухого не иссякали, он продолжал: «Приходит ли кто навещать тебя?». Собравший почти последние силы больной во гневе прошипел: «Кто ещё может прийти ко мне, конечно же Азраиль! Ты, сосед, пока я совсем не вышел из себя, отправился бы восвояси!». Но глухой как не слышал своего собеседника, так ничего и не понял из его состояния, с завидным спокойствием он снова продолжал задавать вопросы, пребывая в мире своего неведения. Слегка покачивая головой, он рассуждал: «Ты радуйся тому, что именно он приходит к тебе» и, получив огромное удовольствие от того, что выполнил долг соседа, попросил разрешения покинуть больного, пообещав зайти ещё раз.

Когда он выходил из дома, самодовольно говорил про себя: «Как хорошо всё получилось! Я посетил соседа, что теперь никто про меня ничего плохого не скажет, да ещё этому несчастному сделал приятное своим визитом».

Но в реальности всё обстояло совсем по-другому. Глухой не заработал саваб, а только усугубил свой убыток. И больной тоже после его посещения утопал в ругательствах и чёрными словами выказывал своё недоумение поступком соседа: «Я считал этого человека хорошим, а он оказался моим врагом. Я и не подозревал о том, какой он ядовитый, злой, недоброжелательный…». После этого случая больной ещё долго упивался длинными проклятиями. Он кричал из последних сил, от отчаяния приподнимая голову с подушки: «Да разве так можно! Больного посещают для того, чтобы ободрить. А этот человек выжал из меня последние силы, он пришёл сделать мне больно, он мстит мне за что-то. А я его никогда не обижал». Так к его физическим болям прибавились ещё и душевные муки.

Таким образом, своей глупостью глухой словно бросил в огонь сердце больного — совершил грех неискренности и грех, исходивший из желания выглядеть в глазах других хорошим человеком. Он нарушил, сам того не ведая, права соседа. Но и больной не выдержал испытание — не смог совладать собой. Вместо того, чтобы постараться понять причину поведения глухого, он погрузился в состояние осуждения и позволил себе нехорошо думать о своём посетителе. Погрузившись в тёмные мысли, он, таким образом, навредил себе.

Есть такие люди, которые любое дело совершают не для того, чтобы достичь довольства Всевышнего, а ради удовлетворения своего тщеславия. Так они относятся и к поклонениям, примешивая к ним многое от нафса, надеясь заработать савабы и получить доступ в Рай. А между тем, они совершают ничто иное, как тайный грех, так и малый ширк. Любой вид ибады, совершённой не ради Всевышнего, есть грех. Таков намаз, сделанный напоказ, если внешне он и похож на молитву, то внутреннее его содержание испачкано ширком. Как воду в сосуде портит капля зловонной жидкости, так и спящий человек с беспечным сердцем совершает нечистое поклонение, портит его.

А ведь уши человека предназначены слышать звуки, глаза — видеть мир. Часто мы не задумываемся, в каком состоянии находится бдительность души, в способность которой входит умение слушать тайные смыслы и звуки бытия; в каком состоянии находится у человека зрение сердца, которое одно лишь может увидеть потоки Милости Всевышнего и созерцать Божественные тайны. Некогда Д. Руми советовал верующим: «Если сон одолевает тебя, то усни на пути Всевышнего, не сходи с пути Истины. Может быть, когда ты заснёшь на пути Всевышнего, попадётся тебе добрый спутник — человек чистый и совершенный, и пробудит тебя от сна и иллюзий и приведёт тебя к Истине». Когда сердце стучит для того, чтобы достичь довольства не раба, а Всевышнего, то и намерения и дела обретают особое значение. Чтобы спастись от беспечности и сна души, необходимо очистить сердце от хлама и мирской суеты и наполнить чистым содержанием.

Также из предания о Пророке Йунусе (алейхиссалям) известно, что однажды он попросил Ангела Джабраиля (алейхиссалям): «Покажи мне самого искреннего человека на земле». Ангел же указал на больного проказой. Ноги его гнили от этой болезни, глаза были потеряны. А он всё молил: «О, мой Аллах! То, что было мне дано через эти ноги и руки, дал мне Ты. И то, от чего я стал отдалён, то отдалён Тобой. О, мой Аллах! Ты оставил в моём сердце единственное желание: единение с Тобой!»

 Мудрый говорит: «О, путник на пути Истины! Пока не поменяешь нетерпение на терпение, не заменишь забывчивость на зикр (постоянное поминание Аллаха), неблагодарность на благодарность, бунтарство на покорность, жадность на щедрость, сомнение на доверие, лицемерие и показуху на искренность, ложь на правду, беспечность на бодрое размышление, упорство в грехах на таубу, то тебе будет сложно продвигаться по этому пути».

И как-то благочестивый Джунайд Багдади во время совершения джаназа (погребального) намаза произнёс не четыре такбира, как положено, а пять. После совершения обряда мусульмане обратились к нему: «О, Джунайд, во время выполнения джаназа намаза чтение пяти такбиров невиданное дело. Почему вы так сделали?». Джунайд Багдади так ответил: «Четыре такбира я произнёс за покойного. А пятый такбир произнёс за живых, которые ещё мертвее, чем этот покойный. Может быть, они придут в себя и проснуться до того, как наступит их смерть».

Абдуллах бин Бушр (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) пришли два бедуина, чтобы задать вопросы. Один из них обратился к Пророку: «О, Пророк Аллаха! Кто самый лучший и благочестивый из людей?». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Тот, у кого длинная жизнь и совершено им много благих деяний». Другой бедуин просил: «Расскажи мне о таком деянии, чтобы я стал привязан к нему». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть уста твои будут влажны от поминания Аллаха, от зикра» (Ахмад бин Ханбал, IV, 188). В Коране говорится: «Поминай в душе Аллаха в покорности и страхе, поминай про себя, не вслух, и утром и вечером и не будь из тех, кто пренебрегает предписаниями Аллаха»  (Сура «аль-А’раф», 7 / 205).

Да поможет нам Всевышний обрести и не потерять бодрость духа, чистоту сознания и пробуждённость сердца, Аминь!

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!