Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Последний вздох – 1 | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

Дары ВсевышнегоВсевышний Аллах сыфат (качество) аль-Бака (Вечный) сделал в этом мире присущим только Себе. Поэтому все, кроме Его Высшей Сущности, смертно. В священном аяте говорится:

 

كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ

«Всякий живущий на земле — не вечен» (ар-Рахман, 55/26),

что имеет проявление:

 

كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ

«Каждый человек вкусит смерть…» (аль-Анбийа, 21/35)

Этот аят разъясняет, что причина временности бытия – смерть.

Поэтому человек, пока он живет, должен постоянно размышлять об этой истине. Ведь священный аят предупреждает:

 

وَجَاءتْ سَكْرَةُ الْمَوْتِ بِالْحَقِّ ذَلِكَ مَا كُنتَ مِنْهُ تَحِيدُ

«Наступит истинно предсмертное беспамятство, [и будет сказано человеку]: «Настала смерть, которой ты [пытался] избежать» (Каф, 50/19)

Человек послан в этот бренный мир для испытания. А посему, главная его задача – в стремлении к довольству Всевышнего Творца заслужить дарус-салям, или рай, являющийся дворцом счастья и благоденствия. И путь к этому лежит через постижение истины, заключенной в аяте:

 

يَوْمَ لاَ يَنفَعُ مَالٌ وَ لاَ بَنُونَ إِلاَّ مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ

«В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем» (аш-Шу’ара, 26/88-89)

Это возможно только через воспитание нафса (низменная сторона души человека). Сутью воспитания нафса является полная покорность Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), привязанность к Нему и повиновение. Это означает вобрать волнующий воздух его пророческого пути длиною в двадцать три года, а вернее – суметь войти в атмосферу духовности Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Ведь Всевышний Аллах ниспослал Священный Коран в сердце Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) через ангела Джибриля (алейхиссалям). А посему, все поклонение, каждое слово и поступок, поведение Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) следует рассматривать как толкование (тафсир) Корана. Обязательным условием того, чтобы в полной мере получить свою долю от духовности Досточтимого Пророка, от всего земного бытия, является любовь к нему, намного превосходящая любовь к самому себе, своему имуществу, собственным детям и всему прочему. Эта любовь наполнит раба любовью к Всевышнему Творцу. То есть, любовь к Пророку – это любовь к Аллаху, а любовь к Аллаху – это любовь к Пророку. Значит, условием приближения к Всевышнему Аллаху является достижение душой этой степени зрелости.

Все это – самая прекрасная подготовка к последнему вздоху. Подобно тому, как особая роль принадлежит последней капле, падающей в наполненный до предела стакан и являющейся причиной излива воды, наши вздохи можно сравнить с каплями. То есть, наш последний вздох подводит итог всем нашим вздохам. Поэтому подготовка к последнему вздоху связана с тем, насколько мы используем возможность дышать в данный момент. Те из рабов, которые прошли жизнь с любовью к Аллаху и Посланнику, украсив свой путь праведными делами, встретят последние мгновения жизни в умиротворении, с калима-и-шахадат (слова свидетельства веры в Аллаха и пророка Мухаммада) на устах. То есть, удостоятся той радостной вести, которую предвещал Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): Последний вздох,перед смертью,Ислам

«Кто на последнем вздохе (от чистого сердца) произнесет калима-и-таухид (формулу единобожия), тот войдет в Рай…» (Хаким, Мустадрак, I, 503)

Значит, те, чья жизнь прошла в атмосфере единобожия, в свой последний миг уйдут к Истинному Творцу вместе с калима-и-таухид. Так как они, произносившие в свое время «لاَ» из формулы единобожия, очистили и освободили свои сердца от тленных, преходящих, плотских привязанностей и идолов, а вместе с «إِلاَّ» наполнили сердца любовью к одному лишь Всевышнему Аллаху.

 

Нужно знать, что эта вселенная, созданная Обладателем Могущества и расцвеченная тысячами красот, – всего лишь временное пристанище. Ничто во Вселенной не создано бесцельно. Цель жизни человека в этом мире – обретение счастья в мире вечном. Об этом Господь предупреждает нас, своих рабов:

  يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ

«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно и обратитесь в ислам пока смерть не настигла вас!» (Али Имран, 3/102)

Смерть, которая постигнет абсолютного каждого обладающего жизнью, есть мгновение великого прощания умирающего с земной жизнью, и является для него личным Концом света.  

Не следует забывать, человек, что каждую ночь и каждый день, зная об этом или нет, ты бессчетное число раз встречаешься со смертью. Смерть подстерегает человека на каждом шагу. Досточтимый Мавляна в своем «Маснави» говорит:

«По сути, каждое мгновение умирает доля души. Каждое мгновение мы отдаем часть души, и каждое мгновение  есть сокращение жизни».

 

Разве не правда, что, ежедневно отдаляясь еще на один день от земной жизни, мы еще на один шаг приближаемся к могиле? Разве каждый прожитый день не срывает еще один листок с календаря нашей жизни?

Сравнивая жизнь с протекающей перед ним рекой, Досточтимый Мавляна предостерегает человека от беспечности:

«Эй, человек! Всмотрись в последнее отражение в зеркале! Представь, каким будет красавец в старости и как здание превратится в развалины, и не заблуждайся иллюзорностью отражения в зеркале!..»

 

Наш последний вздох – божественная тайна, окруженная тысячами мудростей. Самое важное событие, которое непременно произойдет c нами в будущем, – наша смерть, связано с божественным предопределением. Поистине, человек в течение своей жизни несчетное количество раз встречается лицом к лицу со смертью. Неужели болезни, чрезвычайные происшествия, беды и опасности, которые подстерегают человека каждое мгновение его жизни и остаются не замеченными им из-за беспечности и слабости, не указывают ему на то, насколько тонка завеса между человеком и смертью? Значит, человек в течение дня несметное число раз оказывается в положениях, разъясненных в вышеприведенных аятах и, значит, снова и снова в этом мире ему предоставляются отсрочка и шанс, в которых ему будет отказано в жизни вечной. Но наперекор этому, человек, которому следует находиться в состоянии величайшей бдительности, к большому сожалению, предпочитает с равнодушием и в полной беспечности наблюдать, как с календаря его жизни продолжают опадать листки. Подобно каменной скале, которая не может впитать капли дождя, падающие на нее…

 

В действительности, мы с самого дня своего рождения каждый день постепенно умираем; не осознавая того, каждый день шагаем навстречу своей смерти. Как прекрасно разъясняет священный аят, что каждое мгновение, убывшее из отмеренного нам времени, приближает нас к рассвету истинного пробуждения:

وَمَنْ نُعَمِّرْهُ نُنَكِّسْهُ فِي الْخَلْقِ أَفَلاَ يَعْقِلُونَ

Последний вздох,перед смертью,Ислам«Кому дана долгая жизнь, Мы делаем согбенным. Неужели же они не разумеют?» (Йасин, 36/68)

Праведный раб Всевышнего Кус бин Саида, живший до Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и предвестивший его приход, в одной из своих речей на базаре Указа, как бы разъясняя смысл этого аята, прекрасно описал те события, которые происходят с человеком в его жизни:

«Эй вы, люди!

Подходите, слушайте, знайте и берите в назидание!

Живущий умрет, умерший исчезнет. Прольется дождь, взойдет трава. Родятся дети и займут место своих родителей. А затем исчезнет все и вся. Не прервется череда событий. И каждый в этой череде сменяет другого…»

 

И мы, когда будет исчерпано отпущенное количество вздохов, которыми нас одарил Создатель, в день, когда мы сделаем последний вздох, успев или не успев проститься со всем, что нас связывает с этим миром, встретимся со смертью. Но для праведных рабов, влюбленных в своего Творца, эта встреча станет не смертью, а счастливым воскрешением, превратится во встречу любящего с Любимым. Для этого нужно постичь тайный смысл слов:

«Умрите до смерти».

Эту тайну Досточтимый Мавляна выразил фразой:

«Умрите, чтобы ожить!..»

Точно так же, как Халиф Али (радыйаллаху анху) утверждал:

«Люди пребывают в спячке. Просыпаются со смертью…»

 

Поэтому нам следует, не поддаваясь чувствам нафса и потребностям суетной жизни, знать, что настоящая жизнь невозможна с душой животного, а возможна с духом, который вселен в нас Всевышним Творцом.

Из этого ясно, что самая трагическая смерть – смерть в состоянии неведения о Создателе, не заслужив Его довольства… Каждый му’мин обязан помнить о том, что его смертный час будет соответствовать образу его жизни, поэтому при жизни он обязан пройти воспитание, ведущее от Имана к Ихсану. Ведь никто из людей, кроме пророков, не имеет полной уверенности и гарантии в том, каким образом он умрет и в каком положении воскреснет. Поэтому ду’а Йусуфа (алейхиссалям) к Всевышнему Аллаху:

تَوَفَّنِي مُسْلِمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ

«…(Господи!) Упокой меня предавшимся Тебе и включи меня в число праведников!» (Йусуф, 12/101), несет для нас очень глубокий смысл.

С этой точки зрения, каждый верующий должен стремиться довести свое сердце до такой степени зрелости, когда оно находится между чувствами хауф и раджа, то есть чувствами страха и надежды. И пробужденным, обретшим сердечную тонкость, позволяющую сохранить подобное состояние души, должен прожить жизнь в постоянном переживании о возможности совершить последний вздох с иманом.    

 

 Самый первый и отчетливый знак, который подскажет, каким будет наше положение в вечной жизни, появится в момент нашего последнего вздоха. Наш путеводитель по истинному пути, Священный Коран, представляет назидания о том, как борцы за веру до последнего вздоха сражались за право обрести вечное благоденствие и как они его обретали.

Чародеи фараона, увидев чудо, которое им показал пророк Муса (алейхиссалям), воскликнули:

«Мы уверовали в Господа [обитателей] миров, в Господа Мусы и Харуна!», пали в сажда и были облагодетельствованы иманом.

Но безрассудный, разгневанный фараон, уверенный в том, что его власть и сила дают ему право повелевать ими, стал угрожать им:

«Вы уверовали в Него без моего дозволения! Воистину... я [велю] отрубить вам руки и ноги накрест, а потом распять всех вас!..»

  А чародеи, в великом порыве веры сказали:

«Твое бесчинство не принесет нам никакого вреда! Зло твое лишь в мире этом. А счастье жизни следующей  – вечно!», проявив величайшее мужество в вере.

Назидательно и то, что они перед лицом такой страшной, мучительной смерти взывали в последние мгновения своей жизни к Всевышнему Аллаху не с мольбой о спасении от тирана, а чтобы они смогли отдать душу, будучи мусульманами:

 

رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ

 

«… Господи наш! Даруй нам терпение и упокой нас предавшимися [Тебе]» (аль-А’раф, 7/126)

За истинный путь, который им был дарован, они поплатились отсечением рук и ног и предстали перед Истинным Творцом, удостоившись славы шахидов и праведников.

Также расправились тираны с Обитателями Огненных Рвов, которых они посчитали преступниками за их веру в Аллаха и бросили в огненные рвы. Эти праведные му’мины, не убоявшись жестокой расправы, остались твердыми в своей вере, бесстрашно встретили смерть и, пребывая в высочайшем упоении веры, заплатили Всевышнему Аллаху за дарованный иман. Ведь тем, кто действительно боится Аллаха, ничего уже не страшно.

 

Хабиб Наджар, из Жителей Селения, был предан смерти побиванием камнями за веру свою. И в свой последний миг, когда закрывались двери этого мира, он увидел через открывшиеся в вечный мир оконца божественные дары, которые ожидают его, и с сочувствием к своему невежественному народу произнес: 

«О, если бы мой народ знал…» (Йасин, 36/26) Ведь за то, что он покинул этот мир побиваемым камнями, ему было обещано безграничное счастье вечной жизни.

Так же поступали римляне, греки и другие многобожники на заре зарождения христианства, бросая приверженцев истинной веры на растерзание львам. Но му’мины более беспокоились не о том, как спастись от зубов и когтей разъяренного зверя, а о том, как сохранить свою веру. И они выбирали терпеть муки взамен на то, что им обещано Аллахом…

Без сомнения, все эти прекрасные состояния духа могут быть ниспосланы как милость, если жизнь раба связана с Аллахом. С этой точки зрения, быть связанным с Аллахом есть высшая степень служения Ему.

 

В предании говорится, что как-то в мечети рассказывали о том, что ожидает людей в Судный день. Среди собравшихся был шейх Шибли (рахматуллахи алейхи). В конце лекции проповедник стал говорить о допросе в могиле:

«Будет спрошено, как ты применял свои знания! Будет спрошено, куда ты расходовал свое имущество! Будет спрошено, как ты поклонялся! Будет спрошено, обращал ли внимание на харам-халяль!.. Будет спрошено то, будет спрошено это!..» ― долго перечислял он.Последний вздох,перед смертью,Ислам

Видя, что сказано много, но не названо главное, шейх Шибли произнес:

«Уважаемый! Всевышний Аллах не будет задавать так много вопросов. Он спросит только: «Раб мой! Я был с тобой, а с кем был ты?..»

Самое важное в этом состоянии ― стараться быть вместе с Всевышним Творцом и не растрачивать каждый свой вздох понапрасну. Как прекрасно отражена эта мудрость в словах: 

Потерян, поняли мы,

Тот час, что проведен без Тебя…

 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) именно к этому призывал Ибн ’Умара (радыйаллаху анху), взяв его за плечи:

«Будь в этом мире подобно чужаку или страннику!..» (Бухари, Рикак, 3)

Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху), проникнувшись ощущением этой истины, в своих беседах  наставлял:

«Дожив до вечера, не ожидай утра, дожив до утра, не рассчитывай увидеть вечер. Пока здоров – думай о недуге, пока жив – думай о смерти» (Бухари, Рикак, 3).

Мимолетность преходящей жизни, подобной весеннему дождю, направляет нас к жизни истинной. Так, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал:

«О мой Господь! Истинная жизнь – лишь ахират» (Бухари, Рикак, 3).

 

О глубоком постижении этой божественной тайны благородными сахабами свидетельствуют множество примеров из их жизни.

Когда Хубайб (радыйаллаху анху) попал в плен к многобожникам, его последним желанием в этой жизни было передать полный любви «салям» Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям)… Подняв печальные глаза к небу, Хубайб (радыйаллаху анху) произнес:

― О Аллах! Здесь нет никого, кто мог бы передать мой последний «салям» Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям). Донеси же его Ты!

В это же время в Медине Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сидевший среди своих сахабов, вдруг получил мысленное послание: «от его имени тебе «салям». Он ответил:

И тебе «салям».

Сахабы спросили:

― О Посланник Аллаха! На чье приветствие ты отвечал?

На «салям» вашего брата Хубайба[1].

   Впоследствии Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вспоминал досточтимого Хубайба как «вождя шахидов» и прибавлял:

«Он будет  моим соседом в раю!»

 

Вот еще один пример высокой любви и жертвенности:

После битвы Ухуд Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал узнать о всех убитых и раненых. Особенно его интересовала судьба сахабы по имени Са’д бин Раби (радыйаллаху анху).

Чтобы найти его, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) направил на поле битвы одного из сахабов. Однако отыскать его не удавалось. И тогда, обратившись в сторону поля, устланного телами убитых, сахаба с последней надеждой позвал:

«Эй, Са’д! Меня послал Посланник Аллаха. Он приказал мне доложить ему, среди живых ты или среди мертвых».

Доживающий последние мгновения своей жизни Са’д, услышав, что его судьбой интересуется Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), из последних сил сумел произнести:

«Я теперь уже среди мертвых!» – Он созерцал уже иные миры.

Подбежавший сахаба нашел его, изрубленного саблями и истекающего кровью, и смог услышать, как тот прошептал последние слова:

«Клянусь Аллахом, если пока видят ваши глаза, вы не станете защищать Посланника Аллаха, а позволите, чтобы с ним что-либо случилось, у Аллаха для вас нет дальше ничего, и ничто вас от Него уже не защитит!»[2]

Эти последние слова Са’да бин Раби (радыйаллаху анху), ставшие завещанием всей умме, в то же время – его слова прощания с этой бренной жизнью.

 

Случай, переданный досточтимым Хузайфой (радыйаллаху анху), поражает тем, что сахабы даже на пороге смерти умели сохранять высокое состояние духа.

«Это был бой при Йармуке. Жар битвы остался позади, а раненные ударами мечей и копий мусульмане умирали, лежа на раскаленном песке. Я, собрав последние силы, направился искать своего двоюродного брата и нашел его смертельно раненным, доживающим свои последние мгновения. Истекая кровью, он уже не мог говорить, и только приоткрытые глаза его свидетельствовали о том, что жизнь еще не покинула его. Я показал на принесенный с собой бурдюк с водой и спросил:

― Хочешь воды?

Конечно, он хотел пить, ведь даже губы его потрескались от жажды. Но, чтобы ответить мне, у него уже не было сил.

 Я поднес сосуд к его рту, но в этот момент неподалеку раздался голос Икримы:

― Воды! Воды!.. Ради всего святого, воды!..

Услышав зов, мой брат Харис, отказывая себе, движением глаз и бровей указал в сторону Икримы. Пробежав между шахидами, лежащими на раскаленном песке, я приблизился к Икриме и протянул ему бурдюк. Но Икрима не успел сделать  глотка, когда послышался стон Ийаша:

― Кто-нибудь, дайте воды! Ради Аллаха, дайте воды!..

Отведя руки от сосуда с водой, Икрима направил меня к Ийашу. Как и Харис, он не стал пить.

Когда я, обходя тела шахидов, добежал до Ийаша, услышал уже последние его слова:

― Господь мой! Мы не жалели ничего на пути веры. Засвидетельствуй же это за нами, о Господь. Прости нам наши грехи!

Было ясно, что Ийаша теперь уже пьет шербет шахида. Он видел воду, с которой я прибежал, но времени утолить жажду уже не оставалось… Он едва успел произнести слова шахады.

 

Тогда я, что было сил, побежал обратно. Найдя Икриму, протянул ему бурдюк. Но что я вижу, Икрима тоже стал шахидом!

Единственным моим желанием было теперь успеть донести воду своему брату Харису. Подбежав к нему, я увидел, что и он простился с жизнью среди раскаленных песков… Как жаль, нетронутый бурдюк воды стоял рядом с телами трех шахидов[3]».

Позже, рассказывая о своих душевных переживаниях, Хузайфа (радыйаллаху анху), говорил:

«Я многое видел в своей жизни. Но ничто из того, что я видел, не потрясло меня так, как этот случай. Не связанные между собой родственными узами, они жертвовали собой ради друг друга и были настолько милостивы друг к другу, что воплотили собственным поступком смысл аята «…и умирайте только будучи мусульманами», и это стало для меня образцом великой веры, оставило неизгладимый след в моей памяти…»

Пусть Всевышний Аллах сделает последний вздох каждого из нас прекрасным завершением жизни. Пусть последний вздох этой жизни станет первым вздохом вечного счастья!

 

Аминь!..

 




[1] Бухари, Магази, 10; Вакиди, Магази, с. 280-281.

[2] Ибн Абдильбар, Исти’аб, II, с. 590.

[3] Хаким, Мустадрак, III, 270

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!