Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Культура вакфов | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 

Наша культура вакфов,ИсламВакф – это увековечение пожертвований, которые являются своеобразным проявлением милосердия, сострадания и любви к созданиям Творца. Это подразумевает посвящение какого-либо имущества Аллаху, то есть запрещение на владение им и обязательное использование его только ради духовных целей. Конечной целью этого является снискание довольства Всевышнего Аллаха в служении его созданиям и проявлении щедрости к нуждающимся. Являющееся условием совершенства веры умение жертвовать имуществом, а если требуется – и душой, на пути Аллаха – есть божественное повеление, которому должен следовать каждый верующий. В Священном Кор’ане об этом сказано так:

«Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние [верующие]» (Аль-Худжурат, 15)

«Это Писание, в [божественном ниспослании] которого нет сомнения, – руководство для богобоязненных, тех, которые… раздают милостыню из того, что мы определили им в удел» (Аль-Бакара, 3)

«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай» (Ат-Тауба, 111)

«Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха» (Аль-Бакара, 207)

Представляя мирскую жизнь местом подготовки к жизни вечной, а жизнь будущую – продолжением этой, Ислам установил прекрасное и совершенное равновесие между телом и душой, материей и духовностью, став самой надежной основой для стабильного, счастливого и процветающего общества.

Охватывая обширные сферы жизнедеятельности, вакфы представляют наилучшую модель института благотворительности. И они же являются реальным воплощением проповедуемых Исламом чувств сострадания и милосердия ко всему сущему. Священный Кор’ан повелевает зрелым верующим, стремящимся снискать довольство Аллаха, жертвовать из того, что им самим дорого.

Из всего мирского, что дано человеку, самым дорогим и значимым являются душа и имущество. Лишь жертвуя ими на пути Аллаха, возможно заслужить рай и достичь довольства Аллаха. Именно по этой причине, тех, кто щедро жертвует то, чем владеет – имущество свое и жизнь свою на пути Аллаха, у нас называют “человек вакфа”.

В деле поддержания в обществе счастья и спокойствия эти люди берут на себя чрезвычайно важную задачу. Ведь их служение и результаты деятельности, не ограниченные рамками этой скоротечной жизни, через образованные ими вакфы полноценным образом продолжаются и в будущие времена. Самые выдающиеся люди вакфа – это пророки, аулия и их последователи. Они смогли донести свет веры своих сердец во все стороны света, заполнив делами своими золотые страницы истории.

И то, что сегодня мы столкнулись с тысячей социальных и экономических трудностей, в немалой доле явилось последствием того, что старые богатые вакфы были закрыты за ненадобностью, а новые оказались не способны покрыть имеющиеся нужды. Для того, чтобы преодолеть этот дефицит средств, наши состоятельные современники должны проявить свою волю. Ведь основная ответственность за это лежит, прежде всего, на них.

В благородном хадисе сказано:

«После смерти человека прекращается и запись всех его благих дел, кроме трех: живая милостыня, полезное знание, и благое дитя, поминающее его в молитве» (Муслим, Васиййа, 14)

Ученые Ислама сходятся во мнении, что под живой милостыней подразумеваются вакфы, хотя, в общем, это означает любое благодеяние, совершенное во имя Всевышнего, которое затем постоянно служит и приносит пользу.

Есть реки и ручьи, которые с самого начала мироздания самым прекрасным образом текут по своим руслам. Своим бодрящим иКультура вакфов,Ислам приятным журчанием они вплоть до конца времен будут пробуждать в иссякших душах жизнь, дарить раненым сердцам радость и надежду, влюбленным – вдохновение. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) уподобил некоторые благие деяния таким источникам. Однако источники, которые имел в виду Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не засыхают с наступлением конца времен, а текут в вечность, принося рабу вознаграждение и добрую ду’а за него. Унося свои воды все дальше, они наполняют Книгу деяний хозяина своего вечным светом. Это – живая милостыня.

Всевышний Аллах отдал все, что есть во Вселенной, в распоряжение человека и сделал его ответственным за это. Дети, имущество, власть, здоровье – все это возложенные на человека обязанности, которые он должен точно выполнять. Относясь к вверенному ему с полной мерой ответственности и храня преданность Истинному Хозяину, он стремится заслужить лишь Его довольство, и в этом – важнейший залог получения Милости и Благословения Аллаха.

Йунус Эмре говорит:

Владелец сокровищ, богатства владелец,

Кто же ваш Первый Хозяин?

Сокровища – призрак, богатство – обман,

Можешь пойти поразвлечься!

В красивой и выразительной форме он объясняет, что все имущество в действительности принадлежит Аллаху. А рабу предоставляется лишь ограниченная отрезком отпущенного ему времени череда его поступков. Поэтому совершенный верующий живет с осознанием того, что «имущество есть вверенная обязанность», а использование имущества вне рамок дозволенного является преступлением. А тяжесть последствий сего пренебрежения станет ощутимой не только в жизни будущей, но и в жизни этой, обернувшись многими кризисами и бедами, как в жизни человека, так и в жизни всего общества. Поэтому пожертвования благотворно сказываются на состоянии имущества человека и поддерживают мир и спокойствие в обществе, устраняя зависть и вражду, подобно тому, как нож хирурга удаляет злокачественную опухоль.

Состоятельные никогда не должны забывать, что могут оказаться на месте страдающих и обездоленных, поэтому должны использовать каждую представившуюся возможность для пожертвования. Поступая так, они отдают дань уважения и благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные им блага.

¯

Насколько благословенны дела, совершенные во имя Всевышнего Аллаха или на Его пути, зависит от искренности намерений. А она формируется под влиянием богобоязненности. Ведь и за малые благодеяния, совершенные ради достижения довольства Аллаха, Всевышний Аллах воздает великой наградой и благословением. В священном аяте говорится:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах – Всеобъемлющий, Всезнающий» (Аль-Бакара, 261)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указывал:

«Кто построит во имя Всевышнего Аллаха мечеть на земле, тому Всевышний Аллах построит дворец в раю» (Муслим, Масаджид, 24). 

Другая важнейшая польза учреждения вакфов в том, что они уберегают состоятельных людей от разного рода безрассудства и расточительства.

Ведь целью основания вакфов является достижение довольства Аллаха и благополучия в жизни вечной. Все вакфы изначально образовывались и развивали свою деятельность только с этой целью. Единственная цель основания и один из признаков правильности вакфа – создание средства, позволяющего приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Поэтому именно случай вакфов требует наиболее глубокого проникновения чувством ответственности, чем любые другие вверенные Аллахом обязательства. На протяжении всей истории человечества пренебрежение этим условием жестоко наказывалось. Так, например, верблюдица пророка Салиха (алейхиссалям), которую Всевышний Аллах сделал знамением и пользой для его народа, также являлась своеобразным вакфом. Ее Хозяином был сам Всевышний Аллах, а молоко ее принадлежало людям. Однако беспутный народ пренебрег этим благом и убил верблюдицу. За это он был погублен.

Культура вакфов,ИсламВ устном народном предании сохранилась поучительная история о пророке Сулеймане (алейхиссалям). Однажды пророк Сулейман (алейхиссалям) поругал воробья, на что птичка c угрозой заявила:

– Я погублю царство твое!

– Как же ты погубишь его, ты же почти ничто?! – удивился Сулейман (алейхиссалям).

Тогда птичка ответила ему:

– Я намочу свои крылья и обваляю их в земле вакфа. Потом я отнесу эту землю на крышу твоего дворца. И этих крупинок земли вакфа будет достаточно, чтобы погубить твой дворец!..

Из притчи понятно, насколько ответственно и осмотрительно следует обращаться с вверенным имуществом вакфа.

Поэтому наши предки предупреждали: «Остерегайтесь четырех ситуаций: чрезмерных клятв, безответственного отношения к обязанности, неисполнимого обещания и непосильного поручения; бойтесь ответственности!..»

Однако следует правильно понимать это высказывание. Например, отстраняться от участия в мероприятиях, связанных с учреждением имущества вакфа при наличии средств и возможностей, само по себе является грехом. То, чего действительно следует опасаться, – это неправильного или неравного распределения этого имущества. Следует оберегать его от подобной ситуации, так как любое имущество вакфа находится в пользовании и служит нуждающимся какой-либо уммы, а по сути своей принадлежит Всевышнему Аллаху. Это означает, что после посвящения своим хозяином вакфу, любое имущество перестает быть чьей-либо собственностью, не продается, не дарится и не наследуется. Поэтому необходимо постоянно держать под контролем правильность использования имущества вакфа в соответствии с его прямым назначением. За этим стоят не только слова похвалы и благодарности, но и слова бад-ду’а (проклятья). Благие слова коснутся тех, кто верой и правдой служил вакфу. Слова бад-ду’а настигнут тех, кто не выполнял условий вакфа и нанес вред его деятельности. В большинстве случаев говорят так:

«Если кто испортит или изменит условия этого вакфа, пусть падут на него проклятье Аллаха, пророков, ангелов, людей и всего сущего!..» 

Именно эти слова вложил и Султан Фатих Мехмед Хан в свой документ, учреждающий вакф Айа-Софья.

Подобные бад-ду’а при учреждении вакфов являются своего рода предостережением, потому что любой верующий, переживающий за свою судьбу в жизни вечной и опасающийся наказания в День Суда, не станет навлекать на себя слова проклятий бад-ду’а, будет действовать с полным осознанием ответственности, возложенной на него.

Управлению деятельностью и сохранению вакфов в Исламе придавалось настолько большое значение, что постулат: «الشَّارعِكَنَصِّالْوَاقِفِشَرْطُ» (Условия учредителя вакфа подобны законам, установленным Всевышним Аллахом) стал равносилен конституции. То есть, как немыслимо изменение любого из аятов, также немыслимо изменение любого из условий учредителя вакфа. Благодаря выполнению этого принципа, учрежденные многие века назад вакфы служили и сохранились до наших времен, не претерпев в своей структуре каких-либо изменений.

¯

Из истории мы видим, что изначально вакфы возникают в местах коллективного поклонения, затем они охватывают и другие сферы жизни общества.

Передано, что пророк Ибрахим (алейхиссалям), будучи преданным рабом Аллаха, первым посвятил свои стада Всевышнему Аллаху. Продав все свои стада явившемуся к нему в образе человека ангелу Джибрилу (алейхиссалям), Ибрахим (алейхиссалям) приобрел посевные поля, которые передал вакфу для пользы мусульман1.

Посланный как милость мирам и наилучший пример, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил:

«Будьте милостивы к тем, кто на земле, тогда и те, кто на небесах, проявят милость к вам!» (Тирмизи, Бирр, 16). Он и сам при своей жизни учредил немало вакфов. Как известно, он пожертвовал имеющиеся у него в распоряжении семь финиковых садов в Медине, а позже – доставшиеся ему как трофей сады при битвах у Федека и Хайбара. Бывшие свидетелями этого, сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) отдавали свое имущество на пути Всевышнего Аллаха. Так Джабир (радыйаллаху анху) говорил:

«Я не знаю никого из состоятельных мухаджиров или ансаров, кто, имея возможность, не учредил бы вакфа» (Ибн Кудама, аль-Мугни, V, 598).

Также говорится, что и ’Умар ибн аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) после битвы при Хайбаре получил в трофей прекрасный финиковый сад. Три ночи подряд во сне он слышал повеление пожертвовать этот сад. Придя к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он сказал:

«О Посланник Аллаха! Мне в трофей достался сад, подобных которому у меня прежде не было! Как ты мне повелишь, так я с ним и поступлю!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

«Если желаешь, то пожертвуй этот сад (отдай в вакф) на пути Аллаха! Тогда его нельзя будет ни продать (купить), ни подарить, ни завещать. Лишь его плодами будут пользоваться». (Бухари, Васайа, 22, 28.)

Послушав совета, ’Умар (радыйаллаху анху) пожертвовал этот сад вакфу. И долго после этого воины, сражающиеся на пути Аллаха, рабы, желающие освободиться из неволи, путники и все нуждающиеся утоляли голод плодами этого сада.

При пожертвовании на пути Аллаха важным условием является жертвовать от души из того, что наиболее ценно для человека. Об этом передано, что однажды, еще при жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сахабы собрались в Масджид-ун-Набави (Мечети Пророка), чтобы услышать из благословенных уст его аяты Кор’ана. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прочел им священный аят:

 

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ


فَإِنَّ اللهَ بِهِ عَلِيمٌوَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ

«[О последователи ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования из того, что (больше всего) вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом» (Али Имран, 92)

Каждый из присутствующих пребывал в глубоком впечатлении от услышанного и думал о том, что он в свою очередь мог бы пожертвовать на пути Аллаха. Одним из этих благородных сахабов был Абу Тальха (радыйаллаху анху). В то время он владел садом, расположенным около Мечети Пророка, где росло шестьсот финиковых пальм. Абу Тальха (радыйаллаху анху) очень любил свой сад. По приглашению Абу Тальха (радыйаллаху анху) там часто бывал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), и его присутствие осеняло этот сад особой благодатью и изобилием.

Абу Тальха (радыйаллаху анху), вдохновленный призывом священного аята, подошел к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) и произнес:

«О Посланник Аллаха! Всевышний Аллах повелевает: «[О последователи ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования из того, что [больше всего] вам дорого» (Али Имран, 92). Для меня из всего моего имущества нет ничего дороже, чем мой сад Байруха. С этого самого момента отдаю его Аллаху и его Посланнику. Надеюсь, что Господь одарит меня благочестием и даст мне пропитание из пищи жизни вечной. Поэтому, о Посланник Аллаха, поступай отныне с этим садом так, как укажет тебе Всевышний». (Бухари, Васайа, 17.)

Как передано далее, после этого Абу Тальха (радыйаллаху анху) сразу направился к саду, чтобы осуществить свою волю. Там онКультура вакфов,Ислам увидел жену, сидящую в тени дерева, но входить не стал. Удивившись, женщина спросила:

– О Абу Тальха! Чего же ты ждешь? Почему не входишь?

Абу Тальха (радыйаллаху анху) ответил:

– Я не войду, да и ты соберись и выходи.

– Почему же, о Абу Тальха! Разве это не наш сад? – еще больше удивилась та.

– Нет. Отныне он принадлежит беднякам Медины, - ответил Абу Тальха. И, прочитав благородный аят, сообщил о своем решении.

– Пожертвовал ли ты его только от своего имени или от имени нас обоих? – спросила его жена.

– От имени нас обоих, - ответил он.

Тогда, не скрывая своей радости, женщина воскликнула:

– Да будет Аллах доволен тобой, о Абу Тальха! Каждый раз, когда я видела вокруг нас бедняков, я всегда думала о том же, но не решалась сказать тебе. Пусть Аллах примет это у нас. Вот и я выхожу, оставляя его!

И нетрудно представить, какой отклик нашло благодеяние Абу Тальхи, когда вскоре, прочно укрепившись в сердцах верующих, оно станет плодоносить и зародится эпохой, известной как золотой век Ислама.

¯

Разумно и трепетно следуя пути Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и его ближайших сподвижников (радыйаллаху анхум), Османы смогли в свое время достичь в учреждении вакфов небывалых вершин. Через систему вакфов они (Османы) умело направляли средства, собранные у населения, для выгоды и улучшения жизни того же населения. Чаще всего это были учреждения, основанные для помощи нуждающимся слоям населения из пожертвований более состоятельных людей, сумевших обеспечить себя и свои семьи дозволенным способом.

Причем, такое внимание к нуждам окружающих наблюдалось не только в отношении людей, но и животных, и даже растений. Этот великий народ продемонстрировал всему миру исламские принципы милосердия и сострадания через тысячи основанных вакфов, где залечивалось немало ран.

Руководствуясь высказыванием Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Самый благой из людей тот, кто больше всех им полезен» (Суйути, аль-Джами-ус-Сагир, II, 8), Османы оставили после себя огромное количество великих деяний, осуществленных через вакфы. Именно поэтому их государственная система не вызывала застоя в обществе, а способствовала прогрессивному его развитию.

¯

Хотя и невозможно перечислить и назвать точное количество вакфов, учрежденных Османами, приведем основные сферы их деятельности, чтобы иметь более полное представление об этом:

– Постройка и уход за мечетями, соборами и местами поклонения;

– Постройка и содержание медресе, центров по изучению и заучиванию Кор’ана, по обучению хадисам Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и других образовательных заведений;

– Постройка и содержание домов для путников, гостиниц, бань, общественных уборных (туалетов), лечебниц;

– Постройка и содержание библиотек;

– Изыскание источников воды, содержание каналов и колодцев;

– Постройка и содержание столовых, яслей, детских садов;

– Освобождение рабов и пленников;

– Снабжение бедняков топливом;

– Замена разбитой работниками по дому посуды и утвари во избежание наказания прислуги хозяевами;

– Приготовление приданого девушкам-сиротам;

– Оплата долгов должников;

– Помощь вдовам и одиноким;

– Обеспечение школьников питанием и одеждой;

– Оплата расходов на похороны бедняков и одиноких людей;

– Раздача подарков к праздникам детям и одиноким людям;

– Патронаж пожилых и одиноких женщин.

Кроме того, при Османах было основано и множество других вакфов в разных областях жизни. Это движение получило такой размах, что Османская культура вошла в историю как «культура вакфов».

Чтобы понять глубину религиозности наших предков, нужно вспомнить вот о чем. В то время в Мекке и Медине существовало множество вакфов, которые были известны под общим названием «Вакфы Двух Святынь». Все они обеспечивали и поддерживали общественное спокойствие, благосостояние и процветание на Святых Землях, и были известны везде, от Европы до Йемена. Эти вакфы имели отдельное управление. Каждый правитель считал за честь отправлять в Мекку дары, особенно, когда из Стамбула в Мекку посылалось вытканное для Каабы покрывало. Эта процессия называлась «шествием Сурры»2. Посылаемые дары в больших количествах накапливались в Мекке, Медине и их окрестностях. Эта традиция сохранялась вплоть до I Мировой войны, пока шариф Хусейн не попал в плен к англичанам и не предал Османов. Тогда оборону Медины держал Фахретдин паша. Чтобы не допустить разграбления, было решено отправить все ценности в Стамбул. То, что только из Медины прибыло более 300 сундуков с ценностями, говорит о размерах принесенных Османами даров.

Эта традиция, начало которой положили Османы, позже была перенята и другими правителями, найдя признание среди всех приверженцев Ислама.

¯

Также вызывают интерес вакфы, предназначенные для ухода за пожилыми одинокими женщинами. Так, чтобы обеспечить их материально и не задеть чувства собственного достоинства, помощь оказывалась им не напрямую, а через предоставление посильной домашней работы. Таким образом, они могли работать, когда пожелают, и распоряжаться заработанными средствами по своему усмотрению. Чаще всего женщинам доставляли домой промытую и расчесанную шерсть, из которой они пряли нити. Вакфы, бравшие на себя такую опеку, следили за полной и регулярной оплатой труда и тем, чтобы их подопечные не испытывали нужды в посторонней помощи, имели все необходимое для счастливой, спокойной жизни.

Чувство вакфного сознания достигло у Османов таких высот, что распространялось не только на людей, но и на животных, и даже – на растения. Известно, что были основаны вакфы, бравшие на себя все расходы по содержанию лечебниц для животных, приютов для ухода за ранеными или не сумевшими совершить перелет птицами.

Проживший долгое время на земле Османов известный французский писатель Жомте де Бонневаль, под впечатлением от увиденного, писал в своей книге:

«У Османов можно видеть рабочих, нанимаемых для ежедневного полива и ухода за неплодоносящими деревьями, за что им выплачивается вознаграждение».

В силу того, что основание таких вакфов являлось, несомненно, проявлением духовной зрелости, такая деятельность могла стать возможной лишь в обществе, имеющем совершенных духовных наставников (муршиды). Такие качества, как самопожертвование, доброта, искренность и бескорыстие, в полном их смысле, являются результатом духовного воспитания.

В общественной жизни Османов мечети являлись широко распространенными центрами духовного воспитания. Здесь люди приобщались к культуре речи и поведения. Исходящий из этих источников духовный позитивизм смог возвести осознание важности учреждения вакфов и социальной взаимопомощи к его высшей точке. История знает немало фактов того, как люди, получившие в подобных «вакфных заведениях» свое духовное воспитание, в дальнейшем сами становились учредителями вакфов уже в других местах, посвящая себя служению в них.

Все это являлось настолько реальным, что вся благотворительная деятельность стала и по сей день остается причиной функционирования учреждений, занимающихся проблемами общества. Ведь не секрет, что мечети, существующие сегодня, колодцы, источники, военные казармы, больницы, даже вода, которую мы пьем, многие другие блага и дела, – все это доставшиеся нам от них величественные памятники и наше достояние.

Почти каждый при Османах, от падишаха до простолюдина, обладал чувством вакфного сознания. В свою очередь, и совершенные муршиды использовали всякую возможность, чтобы побуждать людей к свершению благих дел. Например, в своем письме султану Мураду III досточтимый Азиз Махмуд Худайи (рахматуллахи алейхи) писал:

«Мой султан! Как дед твой Кануни Султан Сулейман провел в Стамбул из Истыранджи воду и обеспечил стамбульцев водой, так и ты из лесов Болу привези дров и обеспечь ими жителей Стамбула на зиму!»

Владевшие огромными территориями и играющие основные роли в ходе исторических событий, Османы поддерживали в своем государстве спокойствие и социальное благополучие только благодаря основанным ими вакфам; бедняк и богатый, слабый и сильный жили в атмосфере духовного братства по отношению к друг к другу. Благодаря богатой культуре вакфов, они смогли достичь больших высот в утверждении социальной справедливости, к сожалению, в наши дни во многом утратившей свои былые позиции. Именно по этой причине, вплоть до развала государства, мы не находим в османской литературе произведений в жанре романа. Такое запоздалое появление у нас романа Джамиль Марич пояснял так:

«Ведь в жизни Османов не было драмы, чтобы мог появиться роман!»

Несмотря на то, что сострадание всегда приписывалось исключительно христианству, вакфы, являющиеся учреждениями, основанными именно на сострадании и милосердии, не были распространены на Западе в такой степени, как у нас. А существующие там – появились благодаря хлопотам и ходатайству их дипломатов, в свое время проходивших службу на территории Османского государства и знакомых с этой системой. В книге воспоминаний знаменитого французского дипломата Бусберга описывается множество подобных примеров.

В ходе благотворительных акций, проводимых Османами через вакфы, большое внимание уделялось тому, чтобы тот, кто помогает, и тот, кто получает помощь, не были известны друг другу. Таким образом, благодетели были защищены от лицемерия и удостаивались большей благодарности. А то, что такая помощь осуществлялась через мечети и даргах (обители дервишей), одновременно служило укреплению духовности народа.

Эту тонкость можно уловить в вакфнаме (уставе вакфа), оставленным Султаном Фатихом Мехмедом (рахматуллахи алейхи):

«Я, завоевавший Стамбул, немощный раб Султан Фатих Мехмед, купивший на свои личные деньги в пригороде Стамбула Ташлык 136 существующих и действующих лавок, отдаю их в вакф со следующими условиями:

Я назначил на каждую улицу Стамбула и обеспечил своим инвентарем по два человека.

Они станут обходить улицы в определенное время суток с корзинами извести и золы и посыпать этим плевки и прочие нечистоты на улице. И станут получать за это по 20 монет.

Также назначаю 10 хирургов, 10 докторов и 3 медработника. Они в определенные дни месяца станут обходить дома и, заходя в каждый, спрашивать, есть ли в доме больной. Если есть, то станут лечить его или, не беря никакой платы, доставлять его в больницу для прохождения лечения!

Если, упаси Аллах, случится нехватка пищи, тогда 100 единиц переданного мною оружия выдать служащим. Пусть выходят за город и охотятся. При этом запретить охоту в период кормления у животных и кладки яиц у птиц. И не оставлять наших больных без пищи!

Также в отстроенной мною цитадели повелеваю организовать постоянное кормление семей погибших и бедняков города Стамбула! Если же случится так, что кто-либо из них не ел или не в силах унести пищу с собой, тогда под покровом тьмы в закрытых сосудах пищу доставляют к дверям их домов!..»

По этому документу можно судить об отношении султана Фатиха к своему народу. Он беспокоится об устранении даже такого малозначительного, редко допускаемого в его время, некрасивого явления, как плевание на землю. Повелевая заботиться о лечении и питании больных, он уделяет внимание и соблюдению экологического равновесия, запрещая охотиться на животных в период вскармливания детенышей. Вместе с проявлением милосердия и сострадания к умме, соблюдались и права животных.

Угроза загрязнения окружающей среды и нарушения экологического равновесия, сегодня нависшая над человечеством, нашими предками 500 с лишним лет назад учитывалась и держалась под контролем. И это поучительный пример для современного общества.

Ярким примером бережного отношения к чувствам и достоинству членов семей шахидов являлась доставка пищи для них в темное время суток в закрытой посуде, скрытно от посторонних глаз. Прекрасный образец этикета и деликатности для будущих поколений.

Примерами из деятельности вакфов мы желали показать, какие плоды принесло при Османах верное понимание принципов Ислама и неуклонное следование им, высокий уровень духовной зрелости и взаимопомощи, достигнутые обществом.

Проходя по улице и видя на окне дома красный цветок, уличные торговцы и даже дети старались не шуметь. Ведь красный цветок был знаком того, что в доме находится больной человек. Таких примеров зрелости и сострадания великое множество, и мы не будем выходить за пределы, ограниченные объемом нашей книги, считая сказанного достаточным.

Трудно назвать точное количество вакфов, учрежденных в Османском Халифате. Только 26.300 из них зарегистрировано, хотя и этого достаточно, чтобы иметь представление о масштабах пожертвований наших предков3.

В моменты, когда в государстве, погрязшем во внутренних и внешних проблемах, теряется стабильность, вакфы с еще большим вниманием и ответственностью продолжают выполнять свои функции. Во время русско-турецкой войны 1877-78 г.г., когда мы потеряли много земель в Румели, наблюдался большой поток беженцев и раненых в Стамбул. Тогда государством было учреждено множество вакфов, которые отвечали за обеспечение едой и кровом всех прибывающих, функционировавших достаточно долго. Подобным образом оказывалась помощь нуждающимся и во время Балканской и I Мировой войн. Эта помощь была настолько значительной, что оставшиеся практически без ничего, люди засчет богатых вакфов Османов могли получить все необходимое и наладить свою жизнь. Самый же свежий пример – страшное землетрясение в Мармара 17 августа 1999 года. И сегодня в благодарной памяти людей помощь, которая оказывалась тогда вакфами населению пострадавшего района. Но вакфы создаются для нуждающихся, не находящих средств к существованию, а не только для потерпевших бедствие людей. Поэтому в их существовании и помощи всегда есть острая необходимость, даже когда государство и народ сильны и благополучны.

Ведь правда, что даже когда государство достойно справляется со своими обязанностями, а народ пребывает в процветании и счастье, всегда найдутся такие, кто не смог обеспечить себя необходимым и остался в нужде. Даже в этом случае нельзя отрицать необходимости опеки над ними. В пример можно привести человека, который, будучи государственным деятелем, продолжал заниматься благотворительностью даже во времена расцвета Османского Халифата. Это Сокуллу Мехмед паша, искренний мусульманин, серб по национальности. На счету этого человека немало благих дел, таких как возведение мечетей, строительство медресе, благоустройство родников и источников, которые были переданы в вакф и этим увековечены4. Аулия Челеби так рассказывал о нем:

«…Если кто-то стучал в его дверь среди ночи, он впускал их, угощал всем, что есть. И даже если бы начали рушиться небеса, никого не оставил бы за порогом на улице, обязательно пустил бы на ночлег. Наутро, когда приходило время расставаться, спрашивал:

«О умма Мухаммада! В порядке ли ваше имущество, жизнь, лошадь ваша и одежда? Нет ли у вас какой-либо нужды?» Гости отвечали:

«Все в порядке. Да вознаградит Всевышний Аллах хозяина благом!» С этими словами врата перед ними раскрывали, а хозяин напутствовал их:

«Будьте внимательны! Не забывайтесь! Не берите в приятели незнакомых людей! Ступайте, да поможет вам Аллах!..»

А вот еще строки из вакфнаме Накиб уль-Ашраф5 Асада эфенди, свидетельствующие о духовной глубине чувств верующего:

«…поселившись в хижинах вдали от глаз людей, помогай старикам и бедным, больным и немощным, не имеющим сил работать. Обеспечивай их дровами, углем и прочим необходимым! Обеспечь приданым одиноких девушек и дочерей неимущих, когда наступит время им выходить замуж!..»

¯

Основанные нашими предками благотворительные учреждения и сооружения не ограничивались национальными рамками. Человеколюбие и сострадание, воплощаемые ими в жизнь, вызывали восторженную реакцию не только у западных христиан, но и у предвзято относящихся к туркам путешественников и исследователей. Это подробно описывается в книге Исмаила Хами Данышменда «Старинные нравы и обычаи турков». Ниже приведены выдержки из книги:

Известный путешественник Ду Луа в парижском издании своего дневника пишет:

«Вкратце могу описать вам традиции и обычаи турков:

Их добродетель распространяется не только на людей, но и на животных, и даже – на растения.

На территории всех Османских земель существуют дома для путников, называемые «имаратхане». Здесь, по условию их основателей, оказывается необходимая помощь всем нуждающимся, вне зависимости от вероисповедания. Странник может находиться в имаратхане в течение трех дней, в которые может рассчитывать на свою тарелку плова.

На дорогах, ведущих в города, помимо имаратхане есть и другие гостиницы, называемые «караван-сараями», которые также доступны каждому.

Некоторые из турков из благих побуждений устраивают вдоль дорог колодцы и источники, дабы путники могли утолять жажду. И в городах также обустраивают колодцы и источники, имея при них назначаемых служащих, которые поят всех желающих водой и получают за это ежемесячную плату.

Состоятельные турки, посещая тюрьмы, выплачивают долги попавших в долговую яму, вызволяют пленников. Они узнают о тех, кто, стыдясь своего бедственного положения, не может просить о помощи, и тайно от всех помогают им».

Де ля Мотра писал так:

«У Османов, даже если чей-то дом сгорит дотла, никогда не услышишь так обычные в подобных случаях причитания женщин и плач детей. Любой из них, попав в беду, проявляет небывалое терпение и упование на Аллаха. Состоятельные благотворители, со своей стороны, оказывают необходимую помощь до полного восстановления жилища, а иногда – и сверх того».

Корнейл Ле Брун так описывал свои впечатления:

«В том, что турки очень падки до благодеяний и в этом далеко превзошли христиан, нет никаких сомнений, и никто не будет с этим спорить. Именно по этой причине, крайне редко можно встретить среди Османов просящих подаяния.

…Те турки, которые не могут оказать материальной помощи беднякам, возмещают это своим трудом. Когда размывает главные дороги, они участвуют в работах по их восстановлению; своими руками наполняют сосуды для воды на обочинах дорог, предназначенные для путников и жаждущих; указывают людям более благоприятный маршрут при непогоде или разливе рек. Участвуют они и в других добрых делах, причем никто не ждет за это никакого вознаграждения. И даже если будут предложены деньги за оказанные услуги, они откажутся, сказав, что сделали это ради Аллаха».

Не менее интересны и заметки Мюрада д’Оссона:

«Можно видеть, как в семьях, независимо от социального положения, родители и другие родственники собственным примером воспитывают у детей готовность к благодеянию. Добродетель улучшает нравственность человека, избавляя его от эгоизма, скупости, подлости. Чувства гуманизма и взаимопомощи глубоко проникают в его сознание. Поэтому добрые дела, пожертвования настолько естественны для мусульман, что не вызывают у них сомнений, и это несравнимо возвышает их над другими народами».

Западный путешественник Хунке поведал о встрече с юношей, проходившим лечение в одной из мусульманских больниц и рассказавшим об этом в письме к своему отцу:

«Мой дорогой отец! Ты спрашиваешь, есть ли у меня нужда в деньгах. Как только я выйду из больницы, мне выдадут пару новой одежды и пять золотых монет, чтобы я не был вынужден сразу начинать работать. Поэтому тебе не надо продавать скот из своего стада…

По правде говоря, мне не хочется отсюда выходить. Постели здесь мягкие, чистые простыни и теплые одеяла. В каждой комнате есть кран с водой. В холодные ночи каждая комната обогревается. Лечащие нас люди очень внимательны и добры. Тем, у кого несварение желудка, почти каждый день дают жареное мясо. Недавно мой сосед, чтобы еще покушать здешних грудинок, симулировал, что еще не выздоровел, и остался еще на неделю. Однако главный врач понял это, и, позволив ему доесть его порцию мяса и хлеба, все же отправил домой. Поэтому, прежде, чем я доем свою последнюю жареную курицу, поспеши с приездом!..»

¯

Хочется остановить ваше внимание на том, что из 26.300 вакфов, образованных при Османском Халифате, 1.400 были учреждены женщинами.

Одна из них – Нур Бану Валиде Султан6, которая возвела немало строений в Анадолу и Румели. Многие знают находящуюся в Топташы в Ускударе мечеть Аттик Валиде, а также ее медресе, поликлинику, баню. Представьте себе, что эта женщина по происхождению была иудейкой. Ее отец принадлежал к уважаемым людям иудейской общины, которые некогда бежали из Испании от мусульман, приговоривших их к смерти, и нашли приют у Османов. Этот Ясеф Насси смог устроиться на службу к Султану Сулейману Кануни в качестве специального агента, и своим умением и старанием заработать большое состояние. Поэтому и его дочь, Нур Бану Султан смогла возвыситься вместе с другими женщинами-мусульманками своим благочестием и деяниями.

Одна из таких женщин – Махпейкер Кёсем Валиде Султан. Она основала существующую и сегодня Йени Джами (Новую Мечеть) в Стамбуле, известную мечеть Чинили в Ускударе, библиотеку рядом с ней, источник, заведение по обучению хадисам (дар-уль-хадис), баню, водопровод. Ею построена мечеть Кавагы в Анадолу. Известен также ее вакф, который брал под опеку девушек-сирот и девушек из бедных семей, помогая им выйти замуж и обустроиться. Заслуживает не меньшего внимания выдающаяся личность Кёсам Султан, знаменитой учреждением вакфов, милосердием и состраданием к слабым.

Кёсам Султан заложила фундамент Йени Джами (Новой Мечети), но ей не суждено было увидеть окончания строительства. Она оставила завершение этого благого дела другим. Открыть Йени Джами выпало Хатидже Турхан Султан. Кроме этого, она известна основанием медресе, библиотек, учебных заведений, источников. В одном из вакфов Йени Джами в священный месяц Рамадан, во время окончания вечерних праздничных намазов, благодаря ее стараниям, из источников вытекал мед. Кстати, в вакыфнаме было оговорено даже качество меда. По тем временам считавшийся самым качественным, мед специально привозили из города Риза области Атина (ныне Пазар). Факт, что вакыфнаме предписывало использование именно этого меда, невзирая на затраты, является ярким примером самого ответственного отношения к благотворительности.

Эта Ханым Султан оставила очень богатое наследие вакфов, назначив 116 служащих, которые были обязаны присматривать и управлять ими.

А вот Пертевнийал Валиде Султан выстроила в Стамбуле в Аксарае мечети «Валиде Джами» и «Йа Ведуд Месджид», а также открыла библиотеки, школы, источники, передав их потом в пользование в вакф.

Известная, как основательница «селатин джами» (соборов) в Эдирнекапы и в Ускударе, Михримах Султан, несмотря на великие свершения в сфере благотворительности, отличалась особой скромностью и смирением. Это подтверждает следующий пример. Известно, что вода Мекки и Арафата была проведена до самого Багдада супругой Харуна Рашида Зубейдой Ханым. Однако ко времени правления Кануни эти каналы износились, и вода поступала плохо. Когда Михримах Султан узнала об этом, то направилась к отцу Кануни и выразила ему свое желание восстановить каналы. Она попросила назначить на эту работу Башмимара (главного архитектора) Синана, а в уплату за труд передала все свои драгоценные украшения, поставив условие, что все это останется в тайне. И говорят, что Мимар Синан, занимавшийся тогда строительством мечети Сулеймания, на время исчез. Это было уважением к служению и тайному рвению Михримах Султан восстановить водопровод, который известен всем как «Источник Зубейды».

 Из женщин, известных своей благотворительностью, можно назвать также и Базмиалем Валиде Султан. Одна из крупнейших мечетей, мечеть Валиде, отстроенная ею, находится рядом с дворцом Долмабахче. Известнейший мост Галата – также ее вакф.

Отправляя один из вакфов в Сирию, Валиде Султан, дала наставление:

- Доставлять свежую воду из Сирии для паломников (хаджи),

- Если кто-то из служащих сломает или приведет в негодность инвентарь, не взимая с них ничего, заменить на новый или починить.

Однако, самым великим благодеянием, совершенным Базмиалем Валиде, является отстроенная на ее личные средства больница «Гураба-и Муслимин». Это здание, а также мечеть и источник при нем, со дня своего открытия в 1843 году и по сей день служат беднякам из уммы Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Все эти уважаемые мужи и женщины приоритетной задачей, кроме других благодеяний, считали обеспечение жителей Стамбула качественной питьевой водой. Именно сооруженные ими колодцы и источники и по сей день обеспечивают стамбульцев питьевой водой.

Вакфы создавались нашими благородными предками с надеждами и молитвами о служении до конца времен. Эти вакфы, мечети, библиотеки, больницы, казармы, водопроводы и по сей день служат людям. Все это – оставленные нашими предками памятники веры и благородства, «живая милостыня», которая будет радовать их души вплоть до Судного Дня.

О Аллах! Сделай так, чтобы мы достойно выполняли вверенные нам Тобой обязательства и были «людьми вакфа», служащими во имя Тебя творениям Твоим!

 

Аминь!

 

 

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!