Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Последний вздох - 2 | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

   

Последний вздох,перед смертью,джаназа Идя по жизни, как подобает прекрасному рабу Аллаха, необходимо с каждым отпущенным тебе вздохом быть готовым к последнему вздоху и к уходу из этого мира. Иначе, чтобы заслужить счастье в жизни будущей, нужно свою земную жизнь украсить благими деяниями, добром, мудростью, умиротворением и служением Аллаху. В благородном хадисе недаром говорится:

 «Человек умирает в том состоянии, в котором жил, и будет воскрешен в том состоянии, в котором умер» (Мунави, Файзуль-Кадир Шерхуль-Джамиис-Сагир, V, 663).

 Существует бесконечное множество примеров этому. Вот одна назидательная и поучительная история:

 Муаззин одной из мечетей в Адапазары, закончив свою службу во время дневного намаза, направился на велосипеде, чтобы посетить сохбет (беседа на темы духовности) ныне почившего шейха Мусы Эфенди, как на перекрестке, не уступив дорогу на зеленый свет, его сбил выехавший автомобиль. От удара муаззин отлетел и упал на проезжую часть дороги. И подбежавшие к нему люди могли услышать только его последние, волнующие душу слова:

 «Я иду к тебе, Господь мой!..»

 В этом заключается вся суть, чтобы прожить жизнь в радостном стремлении к Аллаху, и в тот самый миг, который многие видят в своих кошмарных снах, суметь с радостью сказать: «Господь мой, я иду к тебе!..» Да наделит Всевышний Аллах каждого из нас этим счастьем! Аминь!..

 

Древняя мудрость гласит:

 «Кувшин для воды разбивается по пути за водой…», и эта пословица весьма неоднозначна. То есть, чем была наполнена душа человеческая при жизни, тем она будет занята и в момент смерти.

 Конечно, бывают и исключения. А значит, ни один раб, как бы он ни старался наполнить свою жизнь благими деяниями, чтобы с иманом встретить свой последний вздох, не может быть уверен в том, что с ним пребудет милость Аллаха. И наоборот, ни один раб, проживший грешную и презренную жизнь, не должен терять надежду на милость Аллаха. Ведь то, каким будет его последний вздох, является божественной тайной.

 В нашей Священной Книге – Коране вместе с описаниями выдающихся личностей из  праведных людей, отстаивающих свое право прожить и умереть в имане, рассказывается и о тех, кто, приняв истинный путь, впоследствии впал в неверие и умер в таком состоянии. И вот, не сумевшие облечь свое знание проницательностью и подчинившиеся велениям своего нафса Иблис, Карун, Бал’ам бин Баура и даже бывший поначалу сахабой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но попавший в сети мирского, Са’леба – яркие этому примеры.

 

Как известно, Иблис поначалу занимал высокое место у Всевышнего Аллаха. Однако из-за своей гордыни он ослушался повеления Всевышнего Творца, не думая о Его Могуществе, Величии, Превосходстве, возомнив себя выше Адама (алейхиссалям) и уверившись в этом. Так он дошел до того, что ослушался приказа Господа своего, который одарил его жизнью и почетом. А в результате, попав в плен собственной гордыни и упрямства, стал вечным изгнанником. 

 А вот Карун сначала был бедным и богобоязненным человеком. Никто, после пророка Мусы (алейхиссалям) не мог так хорошоПоследний вздох,перед смертью,джаназа толковать Таурат (Тору), как он. По благословению ду’а пророка Мусы (алейхиссалям), ему было даровано знание алхимии. Но сердце его, попавшее под власть шайтана и собственного нафса, охватила страсть обладания мирскими сокровищами. Он накопил столько богатств, что ключи от его сокровищниц с трудом переносил целый отряд силачей. Не пытаясь преодолеть в себе тщеславие и любовь к мирскому, он постепенно превратился в высокомерного тирана. Когда Муса (алейхиссалям) напомнил Каруну о необходимость выплаты закята с имущества, тот дерзко и грубо заявил:

 «Неужели ты позарился на мое богатство? Это все я сам заработал!..» Его богатство, совершенно распустившее его, стало причиной его гибели.

 Карун уже дошел до того, что начал претендовать на место духовного наставника, принадлежащее пророкам Мусе и Харуну (алейхимассалям). И когда он в ложных обвинениях против Мусы (алейхиссалям) перешел границы дозволенного, был погублен, поглощенный землей вместе со своими сокровищами. 

 Тот, кто забыл, что истинный Хозяин всех благ – Всевышний Аллаха, позволив сердцу своему попасть в сети любви к имуществу, состоянию, чинам, находится в самом жестоком неведении.

 Бал’ам бин Баура был тем, кого Всевышний Аллах научил Своему великому имени, давшего ему право творить чудеса. Среди бану Исраиль (иудеев) он прослыл человеком ученым и приближенным к Богу. Но постепенно, не сумев преодолеть искушения страстями своими, он утратил духовность и умер без веры. Так эта история описывается в Священном Коране:

 «Возвести им [, Мухаммад,] рассказ о том, кому Мы даровали Наше откровение, а он отринул его. Шайтан же обратил его в своего последователя, так что он стал заблудшим. Если бы Мы захотели, то возвысили бы его посредством откровения. Но он прельстился земными [благами] и подчинился своим низменным желаниям. И подобен он псу: если ты замахнешься на него, он огрызается; и если оставишь его в покое, тоже огрызается…» (аль-А’раф, 7/175-176)

  

Еще одним примером того, как обладатель прекрасного имана обманулся блеском преходящей жизни и променял вечное счастье на вечное злосчастье, можно привести Са’лебу, жившего в эпоху аср-саадат. Поначалу он постоянно находился в мечети и не пропускал ни одной проповеди Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда же разбогател, стал появляться в мечети реже, а потом и совсем исчез. Когда к нему пришли сборщики закята, он отказался выполнить фард, возложенный на него, обрекая себя на печальную участь. Са’леба не сдержал обещаний, данных Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и, умирая, с горечью и сожалением слышал все повторяющиеся в его сознании слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

 «О Са’леба, малое состояние, хвалу за которое ты сможешь воздать, лучше для тебя, чем большое состояние, хвалу за которое ты воздать не сможешь»[1].

 О выдающемся последователе тасаввуфа Суфйане Саури (рахматуллахи алейхи) рассказывали такую поучительную историю:

 Еще в молодые годы спина досточтимого Суфйана Саури сгорбилась. Те, кто спросили его о причине этого, услышали в ответ:

 «У меня был учитель, у которого я получал знания. Несмотря на все мои старания, он не смог, умирая, произнести калима-и-таухид. То, чему я стал свидетелем, сгорбило мою спину». 

  * * *

Как следует из этого, никто не знает, каков будет его конец. Есть такие, которые подобно магам Фараона, заблуждаясь всю жизнь, в конце ее обрели истинный путь, есть и такие, как Карун и Бал’ам бин Баура, которые закрыли книги деяний своих, находясь в великом убытке. Следовательно, какой бы высокой духовностью ни обладал раб, нафс и шайтан всегда ждут в засаде, используя каждый удобный случай, чтобы сбить его с истинного пути. В Священном Коране говорится, что шайтан обещал Всевышнему Аллаху: 

«За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему прямому пути»[2], и попросил отсрочки для себя до Судного дня. И так как в этом тоже состоит испытание господне, он получил ее.

 Последний вздох,перед смертью,джаназа Освободиться от его контроля смогут только искренние рабы Аллаха, в чем он сам признается:

 «…кроме тех из Твоих рабов, кто чист»[3]

 Кроме пророков, ни один человек не защищен от ухода с пути истинного. Поэтому каждый му’мин должен знать истинную цену дарованной ему жизни. Освободиться от леденящего душу ужаса смерти можно только через усердие в том, чтобы прожить свою жизнь праведно. Потому что те, кто готов встретиться со смертью, не испытывают страха перед ней, а видят в ней шаг в вечность. Это те счастливые, достигшие умиротворения, рабы, которые «могут сделать прекрасной и смерть». Но те, кто провел свою бренную жизнь в беспечности и загубил свою вечную жизнь, никогда не избавятся от холодного ужаса и мрака смерти. Как красиво сказал Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи):

 «Сынок, колорит смерти каждого схож с ним самим: те, кто не знают, что смерть соединяет человека с Аллахом, бояться, ненавидят ее; тем, кто враждебен к смерти, она покажется заклятым врагом. Тем же, кто дружелюбно настроен к смерти, она покажется другом».

 «О душа, в страхе убегающая от смерти! Если хочешь знать настоящую правду, то ты боишься не смерти, ты себя боишься».

 «Ведь то, что ты боишься, опасаешься увидеть в зеркале смерти, – не облик смерти, а твое мерзкое лицо. Душа твоя подобна древу. Смерть же подобна листьям. Каждый лист соответствует виду дерева, на котором он растет…»

 Также и раб, сумевший низвести свое «я» в этой жизни и достичь, благодаря заложенным в душе его ангельским качествам, и утвердиться на высоких уровнях, то есть постигший тайну «смерти прежде, чем наступит смерть», поймет, что это – первый шаг навстречу неподвластному воображению и непостижимому разумом величию и могуществу Господа. Так, сильнейший страх, который обычно вызывает смерть, у этих людей сменится восторгом «встречи с самым близким другом».

 

Именно на вершине упоения от предстоящей встречи прожил свои последние часы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он, как никто другой, прожив всю свою жизнь в трепетном служении Господу своему, последний предсмертный миг превратил в «первую брачную ночь». Передается от Айши и Али (радыйаллаху анхума), что за три дня до смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) посетил ангел Джибрил (алейхиссалям) и справился о его состоянии. В день его смерти вместе с ангелом Джибрилем спустился и ангел смерти Азраил (алейхимуссалям).

 Джибрил (алейхиссалям) сказал:

 ― О Посланник Аллаха! Ангел смерти просит разрешения войти к тебе! Хотя до тебя ни у кого из сынов Адама он не спрашивал разрешения войти и не спросит после! Позволь же ему войти!

 Представ перед Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), ангел смерти (алейхиссалям) обратился к нему:

 ― О Посланник Аллаха! Меня послал Всевышний Аллах и велел мне подчиниться любому твоему приказу! Если ты пожелаешь, яПоследний вздох,перед смертью,джаназа возьму твою душу! Если пожелаешь, оставлю тебе твою душу!

 Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) удивился:

 ― О ангел смерти! Неужели ты действительно так и поступишь?

 Азраил (алейхиссалям) ответил:

 ― Мне было велено поступать так, как ты прикажешь!

  Джибрил (алейхиссалям) сказал:

 ― О Ахмад! Всевышний Аллах скучает по тебе!

 Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел:

 ― То, что у Аллаха – самое лучшее, самое постоянное. О ангел смерти! Исполни то, зачем ты явился на землю! Забери мой дух, мою душу!

 Окунув обе руки в сосуд с водой и протерев ими свое лицо, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес:

 ― Ля иляха илляЛлах! Поистине, смерть пьянит и омрачает разум! – Затем он поднял руки и устремил взгляд к потолку:

 ― О мой Аллах! Рафики-А’ля, Рафики-А’ля (Высочайший Друг)!.. – Повторяя это, он оставил эту жизнь, наполненную любовью и стремлением к Господу своему ради жизни будущей, настоящей[4].

 

О переживании радости предстоящей встречи великого мутасаввифа (последователя тасаввуфа) досточтимого Мавляны, раба Аллаха, прожившего жизнь, наполненную духовной мудростью, рассказывал его ученик  Хусамеддин Челеби:

 «Однажды шейх Садреддин с несколькими дервишами пошли навестить больного Мавляну. Увидев его состояние, они опечалились. Шейх Садреддин пожелал ему:

 ― Пусть Аллах пошлет вам скорейшего выздоровления! Желаю скорейшего выздоровления!

 Мавляна ответил на это пожелание:

 ― Пусть благое выздоровление останется вам! Между любящим и любимым расстояние в один волос. Разве вы не хотите, чтобы оно исчезло, и два света слились воедино?»[5]

 Мавляна (рахматуллахи алейхи) не испытывал страха перед смертью и не видел в ней причины для навязчивых кошмаров, что свойственно большинству людей, напротив, она была для него избавлением, встречей с Истинной Красотой, то есть с Обладателем бесконечной красоты, Всевышним Аллахом. В своих рубайях он сказал:

 «Когда я умру, не говорите, что я умер. Ведь мертв я был, со смертью я воскрес. Друг взял меня и увел отсюда…»

 Поэтому досточтимый Мавляна момент прощания с жизнью всегда называл «Шеби Арус» (первая брачная ночь).

 * * *

Без сомнения, досточтимый Мавляна, Йунус Эмре, Азиз Махмуд Худайи и много подобных им любимых рабов Аллаха наполненную духовным знанием и умиротворением земную жизнь свою продолжают и в мире ином. В приведенных ниже стихах звучит эта тихая мелодия душевного покоя:

 

Смерть – страна весны безмолвной,

Нетленная душа витает фимиамом в ней…

В тени кипарисов безмолвных –  могила,

На рассвете в ней распускается роза, с приходом ночей поет соловей

Йахья Кемаль

 

Чтобы так же красиво встретить смерть, нужно избавиться от себялюбия и ненасытных желаний, следуя в своей жизни божественным повелениям и готовясь к последнему своему вздоху. Наш Господь в священном аяте повелевает:

 

  وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ

 

«Последний вздох,перед смертью,джаназа Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе» (аль-Хиджр, 15/99)

 Это и есть то самое правило, которое выражает суть жизни каждого раба,  приближенного к Всевышнему Творцу!..

 Каждая душа, постигшая сокровенные тайны и возвышенную любовь, стремится прожить данную ей Аллахом, как аманат, жизнь, украшая ее служением и поклонением на истинном пути и предстать потом перед своим Господом с «калби салим» (чистым, непорочным сердцем).

 То есть, устремленность Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в его последний миг, выраженная в словах: «Рафики-А’ля, Рафики-А’ля (К Высочайшему Другу, к Высочайшему Другу!)...», проявлялась у его последователей, познавших божественные тайны.

 

То, как встретил свой последний вздох досточтимый Махмуд Сами Эфенди, который жил, во всем следуя совершенному примеру Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), может послужить прекрасным уроком для нас. Сами Эфенди был рабом, приближенным к Всевышнему Аллаху, чье сердце было исполнено любви к Пророку. Так же как по следам человека, оставленным им на снегу, можно дойти до самого человека, и Сами Эфенди, желая быть с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), во всем следовал его Сунне. Его благочестивая жизнь, прожитая в упоении возвышенной любви к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), завершилась во время азана на тахажжуд-намаз. Те, кто был рядом с ним в этот миг, слышали, как с языка его слетало только:

 «Аллах, Аллах, Аллах!..»

 Но на самом деле, говорил не только его язык, а каждая частица его тела и его души говорила: «Аллах»…

 

Итак, все дело в том, чтобы прожить свою жизнь праведным рабом Аллаха и уйти из нее в том же прекрасном состоянии. Ведь Всевышний Аллах хочет, чтобы каждый из нас, взяв урок из жизненного примера Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), стал утонченным, вдумчивым, деликатным, чутким Его рабом. Только те, кто всей душой страстно предан Всевышнему Творцу, может удостоиться благоволения Господа: «Как прекрасен сей раб!» Чтобы высокий дух божественной любви одержал победу, нужно очистить душу от накипи и грязи, чтобы в ней воссиял свет Истины… И это состояние, инша Аллаху, будет присутствовать в каждом нашем вздохе и станет сутью нашего последнего вздоха.

 С другой стороны, все духовные соскальзывания и потери происходят от забвения Аллаха. В священном аяте повелевается:

 

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنسَاهُمْ أَنفُسَهُمْ أُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха, и которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и естьПоследний вздох,перед смертью,джаназа грешники» (аль-Хашр, 59/19)

 Поистине, все грехи начинают совершаться с того момента, когда мы забываем Аллаха. Ведь раб, повторяющий «Аллах» и думающий о неизбежности смерти, будет аккуратен в поклонении и поведении своем и чуток к ущемлению прав другой души. То есть, никому не причинит и малейшего вреда ни словом своим, ни делом… Эту тонкость очень красиво выразил Йунус Эмре в своем четверостишии:     

Душа есть Бога трон.

Душа под оком Бога.

Несчастлив будет в обоих мирах

Тот, кто душу разрушит!

  

 Что нужно для того чтобы жизнь наша не закончилась провалом, и каким жаром должны быть охвачены сердца и души наши, Всевышний Аллах неоднократно говорит в Священном Коране. Поэтому нужно стараться жить так, как указывает священный аят:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ

«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно и обратитесь в ислам пока смерть не настигла вас!» (Али Имран, 3/102)

 В противном случае, ни продолжительность, ни краткость срока жизни в этом мире ничего не будут значить. Об исходе любой жизни есть одно божественное разъяснение:

 

كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَهَا لَمْ يَلْبَثُوا إِلَّا عَشِيَّةً أَوْ ضُحَاهَا

«В тот день, когда они узрят его (т. е. Судный час), покажется им, что они пробыли [в могилах] не более одного вечера или утра» (ан-Нази’ат, 79/46)

 Следовательно, все, что требуется от нас – это служение, поклонение и повиновение, длящиеся не более одного вечера или утра… В связи с этим насколько же значительно предостережение, звучащее в наставлении Джунайда аль-Багдади:

 «Час жизни в этом мире дороже одного года Судного дня. Ведь тогда невозможно будет совершить ни одного деяния во спасение свое».

 Вот и время, что сейчас предоставлено нам, каждый день и минута, – это счастливая возможность для совершения этих деяний, заключающихся в служении, поклонении и повиновении. Особенно хадж[6], выполняемый в эти дни, является ничем иным как подготовкой к последнему вздоху. Все этапы хаджа имеют аналогию со смертью и воскрешением... Ихрам, в который облачаются все паломники, подобен погребальному кяфану… Арафат, место покаяния и упования… Побивание камнями шайтана – это избавление от мирских привязанностей и страстей, постижение того, сколько требуется усилий и воли, чтобы укротить свой нафс и избавиться от пагубных желаний… И в завершении, после всех испытаний, обретение состояния чистоты новорожденного младенца напомнит нам о встрече с Господом нашим… Это небольшая репетиция нашего прощания с жизнью, нашего последнего вздоха… Пусть же Всевышний Аллах дарует нам всем возможность совершить хадж именно так!

 О Господь! Ниспошли нам всем удел прожить жизнь, наполненную духовным знанием, и чтобы наш последний вздох стал причиной желанной и восторженной встречи с Истинно Прекрасным Господом нашим!

 Аминь!


[1] См. Табари, Тафсир, XIV, 370-372; Ибн Касир, Тафсир, II, 388.

[2] См. аль-А'раф, 7/16.

[3] См. Сад, 79-83

[4] См. Ибн Са'д, Табакат,II, 229, 259; Белазури, Ансаб аль-Ашраф, I, 565; Ахмад бин Ханбаль, VI, 89.

[5] См. Абу аль-Хасан ан-Надави, Ислам Ондерлери Тарихи, I, 449.

[6] Хадж упоминается по причине того, что опубликование сохбета совпало с периодом паломничества. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!