Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Достоинства намаза | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

 

٣٥. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«اَلصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ إِذَا اجْتُنِبَ الْكَبَائِرُ».

 

Достоинства намаза1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если человек избегает больших грехов, то пятикратный намаз от одного пятничного намаза до другого, а также пост в Рамадан до следующего поста Рамадана, стирают малые грехи (совершенные между ними)». (Муслим, Тахарат, 16).

 

٣٦. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ:

«أَرَأَيْتُمْ لَوْ أَنَّ نَهْرًا بِبَابِ أَحَدِكُمْ يَغْتَسِلُ مِنْهُ كُلَّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ هَلْ يَبْقَى مِنْ دَرَنِهِ شَيْءٌ؟» قَالُوا:

«لَا يَبْقَى مِنْ دَرَنِهِ شَيْءٌ» قَالَ:

«فَذٰلِكَ مَثَلُ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسِ يَمْحُو اللّٰهُ بِهِنَّ الْخَطَايَا».

 

2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:

– Скажите, если бы у дверей (дома) каждого из вас протекала река, и он купался бы в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?

 Сподвижники ответили:

– От грязи не осталось бы и следа.

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Это подобно пяти намазам, посредством которых Аллах стирает прегрешения. (Муслим, Масаджид, 283. Отдельно см. Бухари, Мавакит, 6; Тирмизи, Адаб, 80/2868; Насаи, Салят, 7/460; Ибн Маджа, Икамат, 193).

 

Комментарии

После веры (иман) намаз является самым достойным и самым совершенным из деяний, совершаемых для поминания (зикр)Достоинства намаза Аллаха. Он есть самый важный столп Ислама после слов свидетельства (калима-и шахадат). Только лекарство намаза может действенно противостоять желаниям нашего эго (нафса), заставляющим забыть Истинного (Аллаха). Нет другого такого поклонения, которое бы, как намаз, воскрешало в человеке страх и надежду, которое бы вбирало в себя мольбу о помощи и прямом пути. Т.к. мы совершаем намаз каждый день в определенное время, он оказывает более сильное воздействие на наш нафс, держит в узде наши желания и страсти, поощряет во всем следовать правде и быть стойким. Поэтому досточтимый Али (радыйаллаху анху) сказал одному из своих приближенных:

«Все зависит от твоего намаза»[1].

Обязательное (фард) поклонение, представляющее собой пятикратный намаз, при условии избегания больших грехов, сохраняет от малых. Человек, у которого нет грехов, поднимается на более высокую духовную ступень. Всевышний Аллах говорит:

«Совершай обрядовую молитву в начале и конце дня, в начале и конце ночи. Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные (грехи). Это – наставление для тех, кто помнит» (Худ, 11/114).

«Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введем вас через врата благословенные» (ан-Ниса, 4/31).

Следующий хадис, показывающий, на какую высокую ступень поднимает человека намаз, упоминается (вуруд)[2] в первом хадисе.

Са’д бин Абу Ваккас (радыйаллаху анху) передает:

«Было два брата. Один из них умер на сорок дней раньше другого. (Сподвижники) поспорили, что умерший раньше был более достойным человеком. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:

– А разве второй не был мусульманином?

Ему ответили:

– Да, о Посланник Аллаха, он был мусульманином и не был плохим человеком.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Как вы можете узнать, на какую ступень возвысили его совершенные им намазы? Намаз подобен полноводной реке, которая протекает перед домом кого-то из вас, и в которой он омывается пять раз в день. Как вы думаете, разве в таком случае на нем останется какая-то грязь? Вы не можете знать, насколько высоко его возвысили намазы» (Муватта’, Касрус- Салят, 91).

Брат, умерший позже, т.к. он совершил больше намазов, обрел более высокую ступень. Т.е. насколько много с чувством хушу человек совершает намазов, настолько же поднимается его духовная степень. Поэтому нам следует после обязатель­ных (фард) намазов совершая дополнительные (нафиля), нести благо в нашу жизнь и наполнять сокровищницу жизни будущей.

Намаз, способствуя прощению прошлых грехов, также препятствует совершению новых грехов и недостойных поступков[3]. Потому что человек, который знает, что по благословению намаза прощаются его малые грехи, одновременно воспитывает волю, чтобы не совершать больших грехов. Человек, который совершает намаз, соблюдая все его тонкости, обретает духовную зрелость, и сердце его наполняется хушу. А если сердце человека преисполнено хушу, он приложит все старания, чтобы избегать того, чем не доволен Аллах, и, таким образом, очистится от грехов.

Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз есть свет (нур)»[4]. Т.е. намаз, как луч света, осветив все кругом, оберегает человека от грехов и зла и приводит его на самый прямой путь. С другой стороны, т.к. раб Аллаха, освободив и внешне, и внутренне от всего свое сердце, обращается только к Всевышнему Аллаху, его намаз станет причиной обретения света познания (ма’рифат), раскрытия сердца (инширах) и раскрытия истины (кашф). Одновременно намаз является тем великим поклонением, которое освещает нуром лица верующих в этом мире и будущем.

Т.к. намаз является ключом от Рая[5], Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал тем, кто хочет войти в Рай и стать там ему соседом, совершать намаз и земные поклоны (сажда).

Рабиа бин Ка’б (радыйаллаху анху) передает:

«Прислуживая  ночью нашему досточтимому Пророку, я приносил ему воду для омовения и оказывал другие услуги. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:Достоинства намаза

– Попроси (меня о чем-нибудь)!

Я ответил:

– Я хочу быть в Раю рядом с тобой.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Ты не можешь попросить о чем-то другом?

На это я ответил:

– Я хочу только этого!

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– В таком случае, совершая много земных поклонов, для себя же самого будь мне помощником!» (Муслим, Салят, 226; Ахмад, III, 500).

Когда Савбан (радыйаллаху анху) спрашивал нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Научи меня деянию, за которое Аллах введет меня в Рай!», «Какое деяние самое любимое для Аллаха?», Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:

– Совершай много земных поклонов Аллаху! Ибо с каждым земным поклоном, совершенным Ему, Всевышний Аллаха поднимает тебя на одну ступень и стирает один грех». (Муслим, Салят, 225).

Другому сподвижнику наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) велел:

– Если хочешь в будущей жизни быть со мной, то увеличь свои земные поклоны! (Ахмад, III, 428).

Земные поклоны также спасают человека от Ада. Об этом так сообщается в хадисе:

«…В Судный день Всевышний Аллах из обитателей Ада окажет милость тем, кому пожелает. Он прикажет ангелам вывести из Ада тех, кто совершал поклонения в этом мире, и ангелы выведут их. Ангелы узнают их по следам от земных поклонов. Аллах сделал для Ада запретным пожирать следы земных поклонов. Сжигая человека, огонь не сможет тронуть следы земных поклонов». (Бухари, Азан, 129).

Здесь при упоминании о земных поклонах имеется в виду намаз в общем. В этих преданиях самый важный столп намаза – земной поклон (сажда) означает сам намаз. Следовательно, поклонение, которое вводит человека в Рай и дает соседство с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), – это намаз.

Кроме всего, намаз доставит верующих, обретших Рай, к милости (джамал) Всевышнего. Джарир (радыйаллаху анху) передает:

Однажды ночью мы сидели вместе с Посланником Аллаха. Глядя на полную луну, он сказал:

«Как при свете этой полной луны мы можем ясно видеть друг друга, (так же) ясно будете видеть (в Раю) и нашего Господа. А если так, то приложите все старания, чтобы совершать все намазы перед восходом солнца и перед его закатом».

После этих слов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал такой аят:

«…славь хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня, – быть может, ты будешь доволен [воздаянием в будущей жизни]»[6] (Та-ха 20/130) (Бухари, Мавакит, 16, 26; Тафсир, 50/1; Таухид, 24; Муслим, Масаджид, 211).

Как мы видим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) условием лицезрения Всевышнего в первую очередь называет обязательные (фард) намазы.

Достоинства намазаНамаз, являясь духовной пищей для духа (руха), также несет исцеление для тела. Т.к. условиями его совершения ставятся чистота тела, одежды и места совершения, намаз является важным фактором сохранения здоровья. В частности, хорошо известно, что разнообразные движения тела во время намаза, способствуя сгибанию суставов, напряжению и расслаблению мышц, помогают сохранить здоровье тела[7].

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с утра совершал намаз. Я тоже встал и, совершив некоторые намазы, присел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повернулся ко мне и спросил:

– У тебя болит живот?

Я ответил:

– Да, о Посланник Аллаха!

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал мне:

– Вставай, совершай намаз! Ибо в намазе есть исцеление» (Ибн Маджа, Тыбб, 10; Ахмад, II, 390, 403).

Намаз также вносит порядок в жизнь мусульман. Это поклонение, совершаемое каждый день в определенное время, приучает человека к дисциплине и упорядоченной жизни.

 



[1] Abdülaziz Çaviş, Anglikan Kilisesine Cevap, s. 96. 

[2] Сабабуль вуруд означает причину упоминания изречения или действия Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Существует отдельная наука, занимающаяся изучением этого. То, чем является для  Корана наука Асбабуль-Нузуль (причины ниспослания аятов), тем же для хадисов будет наука Вурудди’ль Хадис. Она помогает лучше понять положения, заключающиеся в хадисах, а также определить, какое положение было аннулировано последующим, а какое нет.

[3] аль-Анкабут, 29/45.

[4] Муслим, Тахарат, I.

[5] Ахмад, III, 340.

[6] В этом аяте в краткой форме изложены все времена пяти ежедневных намазов. См. также Худ, 11/114; Исра’, 17/78; Рум, 30/17-18; M. Kâmil Yaşaroğlu, “Namaz”, Diyanet İslâm Ansiklopedisi, XXXII, 351.

[7] Если внимательно присмотреться, то можно обратить внимание, что существует полное соответствие между движениями в намазе и строением тела человека. Словно человек создан для совершения намаза или намаз есть поклонение, наиболее соответствующее природе человека. Ни одно из других живых существ, по строению созданное отличным от человеческого, не может полностью исполнить все движения намаза.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!