Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Последний вздох - 3 | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Последний вздох,Джаназа,перед смертью Последний вздох подобен ясному, незамутненному зеркалу. Человек отчетливей всего узнает себя в момент последнего вздоха. Счет за всю прожитую жизнь проходит перед внутренним взором. Поэтому для сына человеческого нет более назидательной картины, чем та, что видит он в свой предсмертный миг.

 Как рассказывает Священный Коран, Фараон, живший в неподчинении Аллаху, только тогда понял, что погубил самого себя и жизнь свою, когда божественным гневом был низвергнут в пучину Красного моря. Он, только в последний миг осознав, что в действительности его земная власть и могущество заключали в себе лишь нищету и разочарование, испытал горечь утраты. В священном аяте говорится:

 «…Когда же на Фараона низвергся потоп, он воскликнул: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме того, в кого уверовали сыны Исраила, и я из числа тех, кто предался [Богу]» (Йунус, 10/90) Но все было кончено… Утопающий в водах Красного моря Фараон почувствовал, что должен ухватиться за спасательный круг веры, но Всевышний Аллах сказал:

 «Теперь [ты уверовал], но раньше ты не повиновался [Нам] и был нечестивцем» (Йунус, 10/91)

 Такова участь тех, кто чувствует себя в безопасности, когда их поступки остаются безнаказанными, и которые пробуждаются, когда в их последний миг прошлое возвращается, настойчиво предстает перед ними, становясь причиной запоздалого раскаяния и обращения к истинному пути. Следовательно, оставлять раскаяние на последний миг есть великий самообман. Жить, подчиняясь потоку мирской суеты, не прислушиваясь к безмолвному гласу смерти, не думая, что однажды и нам предстоит войти в эту дверь, означает находиться в горьком неведении.

Всевышний Аллах во многих священных аятах говорит, что создал жизнь мирскую местом испытаний. Предостерегая нас от беспечности и предания забвению нашей истинной цели, священный аят повелевает:

«Каждый человек вкусит смерть, и Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания, и вы будете возвращены к Нам» (аль-Анбийа, 21/35) 

«…который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (аль-Мульк, 67/2) 

Проще говоря, как живем, что делаем в жизни, как ведем себя, как совершаем поклонение – все это с каждым нашим вздохом будет посланиями в наш последний вздох. Наша земная жизнь станет также отражением нашего состояния в ахирате. 

Имам Газали (рахматуллахи алейхи) говорил так: 

«Кто в жизни бренной был лишен сладости познания, тот не испытает вкуса созерцания в жизни вечной. Человек не сможет в жизни вечной стать обладателем того, за что в этой жизни не заплатил. Там каждый будет пожинать то, что посеял здесь. Человек умирает в том состоянии, в котором жил, и будет воскрешен в том состоянии, в котором умер. То есть, имеет значение то, что человек познал за свою жизнь, иначе – насколько он познал Истину и поступал в соответствие с ней, за что в ахирате ему будет пожалована награда, подобающая его степени». 

Следовательно, все мы каждым вздохом своим готовим себе либо наказание, либо награду Господа. Всевышний Аллах в священном аяте предупреждает нас, Своих рабов: 

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни...» (ат-Тахрим, 66/6) 

«…когда разгорится адский огонь, когда рай приблизится [к праведникам], тогда познает каждая душа, что она уготовила себе [деяниями своими]» (ат-Таквир, 81/12-14) 

«Так куда же вы устремляетесь, [отрицая Коран] (ат-Таквир, 81/26) 

А посему, каждый человек должен быть внимателен к тому, куда он устремляется и что готовитПоследний вздох,Джаназа,перед смертью себе. Не откладывая до последнего вздоха своего, он должен пребывать в постоянной заботе об этом. Ведь выгода и убыток, приобретение и потеря свойственны лишь жизни земной. В загробной жизни не будет и речи ни о выгоде, ни об убытке. 

Тот, кто ввел себя в заблуждение предпочтением благ царства земного, что тленны и относительны, подчинился власти нафса и обманулся блеском этой жизни, впав в духовную нищету, несомненно, окажутся в убытке и презрении в загробной жизни. Ведь неизвестно, какова будет наша загробная жизнь в сравнении с жизнью этой. С этой точки зрения, долг каждого здравомыслящего человека – готовить себя к продолжительной загробной жизни и вечной жизни, что следует за ней. 

С другой стороны, в душе каждого му’мина смерть, озаренная светом веры, не предстает зловещей и страшной, а, напротив становится предвестницей вечной жизни. Кладбища, где множество могильных плит с именами друзей и близких, для обладающих иманом не кажутся мрачным местом пребывания, а представляют собой безмолвное царство духовного наставления и предостережения. Для размышляющего му’мина жизнь и смерть – это существующие рядом естественные реальности. С этой точки зрения, истинный верующий – тот, кто заключил мирное соглашение со смертью. Ведь если он подготовился к ней при жизни земной, то обретет душевный покой в вечности. Если вкратце, то последний вздох может стать поистине прекрасным только у обладателя души, преисполненной возвышенной любви к Всевышнему Творцу. В противном случае, жизнь, завершившаяся в «любви к земному и ненависти к смерти», обречена на  печальный финал. 

Полноценная подготовка к ахирату возможна, как осведомляет нас наш Господь в Священном Коране, только путем обретения «любимых Им качеств», таких как богобоязненность, воздержанность, искренность и, как результат их совершенствования, сострадание, милосердие, служение, снисхождение, самоотречение, терпение. Все это, несомненно, любимо Аллахом и увеличивает надежду завершения этой жизни в качестве Его любимого раба. Поэтому, каждый му’мин, взяв свою долю от милосердия Всевышнего Аллаха должен стать щедрым и благодетельным. Богобоязненность и верность своему слову должны стать его отличительными чертами. С другой стороны, подготовкой му’мина к его последнему вздоху будет являться освобождение от не любимых Аллахом качеств, которыми вымощена дорога в ад, таких как гордыня,расточительство, несправедливость, агрессивность, злословие, клевета, лживость. Чтобы уход раба из этой жизни был прекрасным, то есть в состоянии имана, ему, прежде всего, нужно очистить сердце свое, то есть освободиться от низменных наклонностей, и украсить его прекрасными качествами. Ведь достижение сердцем богобоязненности есть самое ценное приобретение всей этой жизни. Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) так разъясняет суть этого очищения:

 Последний вздох,Джаназа,перед смертью«Могила устилается не камнем, не досками, не войлоком. В незапятнанной душе, в чистоте собственного внутреннего мира, в самом себе тебе нужно готовить могилу, для чего тебе придется низвергнуть свои личные претензии и себялюбие перед могуществом Аллаха».  

Чтобы очищение души происходило в совершенной форме и сердце обрело соответствующий этому уровень, его необходимо напитать чувством возвышенной любви к Аллаху и Его Посланнику. Самым величайшим проявлением любви к Аллаху является повиновение Ему. Пребывать в неподчинении повелениям Аллаха и утверждать о своей любви к Нему есть иллюзия и самообман. 

В священном аяте Всевышний Аллах повелевает: 

«Скажи [, Мухаммад]: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, ваши семьи, накопленное имущество, торговля, застоя которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы радуетесь, [если все это] милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба за Его дело, то ждите же, пока не исполнится воля Аллаха. Ведь Аллах не наставляет на прямой путь грешных людей» (ат-Тауба, 9/24). 

Поэтому священную любовь к Аллаху и Его Посланнику мы должны держать превыше всего остального и пронести ее через всю свою жизнь до последнего вздоха, не утратив от нее ничего. Насколько наша любовь и привязанность к Аллаху и Его Посланнику занимает место в наших сердцах, свидетельствует то, как усердно мы выполняем предписанные нам поклонения или наши благие дела. Ведь велико и различие между поклонением, выполненным с душой, связанной любовью к мирскому, и душой, исполненной божественной любовью. 

Ведь внутреннее состояние и поведение, взаимоотношения с людьми, поклонение и служение му’мина значительно отличаются, если он поистине питает глубокую привязанность к Аллаху и Его Посланнику. Чтобы быть готовым к своему последнему вздоху, му’мин уделяет большое внимание тому, чтобы каждое отпущенное ему поклонение было выполнено в состоянии хушу (со смирением, покорностью). В священном аяте Всевышний Аллах придает значение тем свойствам познавших божественные тайны му’минов, которые приведут их к спасению: Горе же тем молящимся,смерть,намаз

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ

«Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв» (аль-Му’минун, 23/1-2) 

И, наоборот, о тех, кто небрежен в выполнении молитв, говорится:

َيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ

«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово» (аль-Ма’ун, 107/4-5) 

Как видно отсюда, Всевышний Аллах желает, чтобы через поклонение между телом и душой раба установилась прочная связь. И это божественное желание распространяется не только на поклонение, связанное с намазом, а также на пост, хадж, милостыню и все другие предписанные верующему виды поклонений. 

С этой точки зрения, пост должен помочь нам понять цену благам, удалить наши сердца от уныния, пережить состояние тех, кто испытывает нужду, и обрести глубину чувств и ощущений. С другой стороны, ограничивая нас в некоторых дозволенных в другое время действиях и удовольствиях, пост делает для нас очевидным то, насколько следует отдалить себя от всего того, что запрещено. Атмосфера хаджа, облачение в сходное с кяфаном одеяние, напоминают рабу о его ничтожности перед божественным величием, объясняемой осознанием собственной смертности. Му’мин, который подает милостыню и делает пожертвования, знает, что все блага, в действительности, принадлежат Аллаху, а его благосостояние – это ответственное обязательство, которое он должен исполнять наилучшим образом. Может ли му’мин, постигший суть пожертвования,  смотреть завистливо на имущество других? Ведь осознанное подчинение, составляющее чистоту поклонения, соответствует глубине духовной привязанности. Когда сердце освобождается от накипи и грязи, а поклонения обретают искренность, душа озаряется светом солнца Истины.

Образец поклонения, выполненного самым прекрасным образом, со смирением и покорностью, мы найдем в жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и благородных сахабов (радыйаллаху анхум). Никогда не забывая о существовании ахирата и узнавая о нем из бесед Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), они все свои поклонения до самого последнего вздоха облекали аурой высочайшей духовности. 

Так один сахаба обратился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): 

― Посоветуй мне что-нибудь, о Посланник Аллаха, но будь краток! 

И он услышал такой ответ: 

― Выстаивай каждый свой намаз так, будто он последний в твоей жизни! Не говори ничего, за что потом придется извиняться! И не возлагай надежд на то, что в руках у других людей! (Ибн Маджа, Зухд, 15; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, V, 412). 

Поэтому, стараясь быть подготовленным к тому, чтобы сделать свой последний вздох, верующий должен украсить высокой духовной мудростью Сунны не только поклонение, но и поступки свои, и отношение к людям. Чтобы и делами, и словами своими быть полезным людям, желать братьям по вере того, чего желаешь себе. Это чувство постепенно перерастет в возвышенную любовь к Аллаху и Его Посланнику, и, перелившись через край, охватывает все сущее и помогает увидеть мир взором самого Творца. 

Другим важным обстоятельством, определяющим готовность к последнему вздоху, является стабильное постоянство в сердце чувства «ихсан». Это означает, каждый миг быть сердцем вместе с Господом, постоянно ощущать божественное присутствие. Самое великое счастье для раба – быть вместе со своим Господом. Однако разум, не имеющий связи с сердцем, но подчиненный нафсу, не способен постичь это. Он пребывает в неведении о великом счастье. 

Еще му’мин должен обладать скромностью и терпением. В любых жизненных ситуациях он не должен терять спокойствия и благоразумия. Нужно помнить о тех тяжелых испытаниях, которые выпали Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), но даже потеря одного за другим пятерых из шести детей не поколебала состояния его духа; он оставался терпеливым и стойким ради довольства Аллаха и тогда, когда были убиты его дядя Хамза и очень близкий его сподвижник Мус’аб (радыйаллаху анхума). 

Тот, кто идет по пути истины, искушения и несчастья жизни бренной должен устранять терпением, забвение – поминанием, неблагодарность – благодарением, непокорность – повиновением, скупость – щедростью, эгоизм – человеколюбием, сомнение – уверенностью, притворство – искренностью и смирением, сопротивление – покаянием, беспечность – размышлением, способствуя возвышению уровня своей духовности. 

Последний вздох,смерть,наставления,мудростьКроме благословенных дней и ночей, особенно ценным временем для зикруллах является предрассветное время. Солнце жизни вечной скрывается в предрассветных сумерках. Все любимые рабы Аллаха, для которых слились понятия жизни и смерти, с чувством любви и страха перед Аллахом, ради снискания довольства Господа своего, проводили ночь в зикре и размышлении. Часы до восхода солнца, проведенные этими растворившимися в любви к Аллаху рабами вдали от поминания и размышления, были для них временем горького расставания. 

Еще одной важной особенностью является жертвование на пути Аллаха. Священный аят повелевает:

وَأَنفِقُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ

«Делайте пожертвования во имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель» (аль-Бакара, 2/195) 

По мнению муфассиров (толкователей Корана), этот священный аят разъясняет опасность «пребывания в стороне от служения религии, возвышения голоса Истины, самоотверженности и пожертвования из-за боязни бедности и любви к земным благам». Поэтому му’мин должен стремиться использовать каждую представившуюся возможность, чтобы жертвовать на пути Аллаха своим имуществом и своей душой. Ведь как и сама жизнь, все, что есть в ней, – это аманат, вверенная нам ответственность. Как уместное расходование этих средств воздается наградой жизни вечной, в той же мере скупость и страсть к роскоши, способствующие накоплению благ только для себя, приводят к утратам в жизни вечной. 

Каждый му’мин, что касается пожертвований, должен знать и помнить, что после того как тело умершего предается земле, но прежде, чем оно начнет распадаться, его родственники успевают выслушать соболезнования всех знавших его. Позже, когда наследники приступают к разделу имущества, почва начинает разлагать тело. Оба эти события протекают одновременно и заканчиваются почти одновременно. С одной стороны, распределяется имущество, с другой – происходит разложение тела. Наблюдающая все это душа, сожалея о напрасно потраченных усилиях в прожитой жизни, от досады хочет стукнуть рукой по колену, но нет ни руки, ни колена, чтобы сделать это!.. Остались лишь деяния… Наша богобоязненность и благие деяния, совершенные в бренной жизни, обернутся для нас величайшим достоянием и богатством жизни вечной. 

Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: 

«Могила (в зависимости от деяний) может стать одним из садов рая или одной из пропастей ада» (Тирмизи, Кыйамат, 26). 

То есть, жизнь в могиле, которая будет продолжаться до дня воскрешения, будет соответствовать нашему состоянию и нашим делам в жизни земной. 

Поэтому умение воспринимать смерть не как утрату, а как спасение, не как трагедию, а как «первую брачную ночь» – удел тех, кто всегда готов к ней. Счастливцы, направившие свою жизнь по этому исполненному духовной мудрости пути и смертью своей воссоединившиеся с Господом, оставили выдающийся след в нашей истории. Одним из них был Забит Музаффар по прозвищу Мехметчик. 

Этот глубоко верующий юноша, проявивший исключительный героизм в битве при Чанаккале, даже после одержанной в бою победы не остановился, а перешел на Восточный фронт, где бои еще не закончились. В одном из сражений он был тяжело ранен. И преподнося грядущим поколениям еще один урок мужества, испил чашу шахида. 

Было это так. Воевавший на линии огня Забит Музаффар-бей получил смертельное ранение. В свой последний миг, не имея возможности ни говорить, ни подать знак даже глазами, он достал из кармана обрывок бумаги и щепочкой, обмакнутой в кровь, вытекающую из раны, начал писать: 

«Солдат! В какой стороне кибла?» 

Находящиеся рядом с ним поняли, что Музаффар-бей собирается отдать свою душу Богу и повернули его лицом в направлении Бейтуллах. На лице его отразилась радость скорой встречи, и честная душа шахида вознеслась к Господу своему. 

Так же раб, независимо от своей профессии и рода занятий, которым он посвятил жизнь, если не потерял своей киблы, то перед смертью Всевышний Аллах ниспошлет причину, чтобы он вновь обрел ее. Те, кто в жизни своей воплотил смысл калима-и-таухид  и на работе, в семье, в обществе старался находиться в умиротворяющей атмосфере единобожия, обрел свою киблу и, главное, вновь обретет ее с последним вздохом. Естественно, «кибла» подразумевает следование пути, указанному Кораном и Сунной, жизнь, соответствующую калима-и-таухид. Самое важное – прожить жизнь и сделать свой последний вздох, достигнув и оставаясь на «сыраты мустаким», упомянутом в аяте:

اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ

В противном случае, вероятнее всего будет оказаться в таком ущербном положении, как корабль, отставший от флотилии и рискующий быть разбитым в любой бухте. Да сохранит нас Всевышний Аллах от этого. 

Жить прекрасно почти за пазухой у смерти, постигнув тайну слов «умрите прежде смерти», – привилегия приближенных рабов Аллаха, обладателей сокровенных знаний. В День воскрешения они будут освобождены от всякого страха и печали, и это – обещание Аллаха. Смерть, как преддверие вечной жизни, для этих рабов, хранящих свою честь и, по соизволению Аллаха, готовых встретить свой последний миг, является счастьем. Ведь истинное знание в том, чтобы отдать душу такой же чистой и непорочной, какой она нам вверялась. Как сказал поэт: 

В тот миг поднимется один занавес, опустится другой занавес,

И все, что нужно суметь, «добро пожаловать!» сказать Азраилю…

Н. Фазыл Кысакюрек 

Поистине, последний вздох подобен незамутненному, гладкому и чистому зеркалу. Каждый человек увидит в зеркале этом всю свою жизнь, красивой ли она была или безобразной. В этот миг с его зрения и слуха спадут все завесы возражений и беспечности. Когда все завесы будут подняты, разум и совесть окунутся в атмосферу разного рода признаний и раскаяний. Так пусть же наш последний вздох не станет тем зеркалом, в котором мы с сожалением увидим жизнь свою! Пусть нашим зеркалом еще при нашей жизни станет Коран и Сунна. Ведь истинные счастливцы – те, кто познали себя прежде смерти. 

Пусть Господь сделает наш последний вздох окном, через которое мы будем созерцать награды жизни вечной… 

Аминь!.. 

 

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!