Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Совершенный образец | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Усваи хасана (совершенный образец)

На протяжении всей истории человечества только личность и жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), вплоть до мельчайших подробностей, была изучена и сохранена для будущих поколений. Прекрасные примеры золотого звена посланных для спасения человечества Пророков, каждый из которых представлял средоточие нравственных совершенств, лишь частично сохранились в исторической и народной памяти. Тогда как все слова и действия, даже внутренний мир, душевные чувства и смена настроений Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) были запечатлены в памяти верных сподвижников, буквально стороживших и ловивших каждое слово и поступок любимого Пророка. Образ любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), каждое его движение до конца дней его сподвижников оказывали огромное воздействие на их повседневную жизнь. Но самое главное, все слова и деяния Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) не только запечатлены в нетленных анналах истории, но и, благодаря милости Аллаха, имеют перспективу дойти до самого Конца света, до самого последнего человека нашей планеты.

Чтобы вынести различного рода неприятности и беды, которые, согласно Божественному предопределению, порой обрушиваются на нас для испытаний, мы обязаны обрести и развить в себе такие духовные качества, как благодарность, покорность воле Аллаха, довольство своей судьбой, терпение, постоянная готовность к выполнению религиозного долга и самопожертвованию, богатство души, забота о ближних, щедрость и скромность,  самообладание в тяжелые минуты жизни. Для развития всех наилучших психологических и нравственных свойств Всемогущий Аллах перед нами поставил совершенный пример, коим является Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который был образцовым семьянином, отцом, вождем, воспитателем, руководителем и главнокомандующим.

Жизнь Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) представляет собой безупречный образец для всех людей нашей планеты, так как Творец Вселенной в Коране повелел:

وَإِنَّ لَكَ لأَجْرًا غَيْرَ مَمْنُونٍ وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

«И, воистину, награда для тебя [от Аллаха] неисчерпаемая, и, поистине, ты  человек превосходного нрава». 12

Возвышенная душа и благородная личность Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) представляют собой такую высокую вершину, которую только может достичь человек. Свою миссию пророчества он выполнил самым превосходным образом.  Его слова имели особую выразительность, волшебную притягательность и поразительное воздействие на слушателей, при этом он во всем подавал личный пример. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – это такой Пророк, который вознесся на вершину благочестия и стал образцом высоких нравов для всего человечества. Всевышний Аллах представил в Коране Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) как усваи хасана, что в переводе с арабского означает «наилучший образец». Как сказано в суре «Ахзаб»:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ

حَسَنَةٌ لِمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«Посланник Аллаха  - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно».13

Каждая черта, каждое свойство Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) представляют собой совершенство и гармонию. Все достоинства и добродетели сосредоточены в его лице. В его образе сверкают все яркие краски Вселенной. Он есть картина мироздания, он есть отражение сверхкрасоты. Посему каждый мусульманин легко найдет в жизни и деятельности Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) все самое лучшее и прекрасное. Жизнь Посланника Аллаха подобна великолепному букету, который собран из таких красивых и изысканных цветов, что любой привередливый ценитель найдет в нем именно тот, который удовлетворит его вкус.

Перед людьми, которые находятся даже на противоположных полюсах общества, незыблемо находится образ Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Например, жизнь осужденного не является примером для судьи, как и жизнь судьи не представляет собой образец для осужденного. Также и жизнь бедняка, ведущего изнурительную борьбу за выживание, не служит примером для состоятельного человека, который купается в роскоши. Но личность и деятельность Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) являет собой образец для всех слоев человеческого общества. Аллах провел его через все ступени социальной лестницы, начиная с тяжелых лет сиротства и до самой вершины, т.е. до Пророка и руководителя первого исламского государства. Все периоды и стадии жизни Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) являются ярким примером для каждого человека, ибо все люди, согласно Божественному предопределению, страдают различными недугами, подвергаются испытаниям, пытаются решить различные проблемы, а Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) на себе испытал множество лишений и бед. Каждый, в зависимости от своих способностей и жизненной ситуации, несомненно, найдет в жизни Пророка такой случай или эпизод, из которого для себя сможет извлечь огромную пользу.

Кроме Пророков и праведников, идущих по их стопам, любой другой человек, считающий себя воспитателем или вожатым в мир истины, не может быть достаточно подготовленным для работы в области воспитания людей. Особенно это касается философов, пытающихся все явления мироздания объяснить своим ограниченым разумом. Не стоит забывать, что Пророки, постоянно находясь под незримым Божественным оком, в своих решениях опираются только на послания Аллаха. Каждый следующий Пророк своим приходом в этот мир подтверждает и подкрепляет учение предыдущего. В то время как философы, претендующие на роль вождей народов, идейных наставников и знатоков способов построения идеального общества, в силу отсутствия Божественной поддержки и подверженности отрицательным страстям, все свое время уделяют критике других, стараясь обосновать ложность тех идей, которые в своей структуре противоречат их учениям. Поэтому идеи философов никак не могут иметь эффективного воздействия в области воспитания людей.

Например, Аристотель заложил основы и правила этической философии, но, по причине отсутствия Божественного внушения, в истории философии нет ни одного человека, который, изучив постулаты Аристотеля и претворив их в жизнь, достиг бы какого-либо счастья или покоя. Это объясняется тем, что философы не прошли через систему духовного очищения и нравственного воспитания, не избавились от низменных желаний и страстей, не достигли совершенства, ибо они были лишены Божьей помощи.

Единственным спасением умов от заблуждений и тел от склонности к потаканию страстям является Коран, представленный Всемогущим Аллахом вниманию человечества посредством последнего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Вся суть и глубокая мудрость Корана, все повеления и идеи детально и самым и великолепным образом раскрыты в личности Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который каждым движением, каждым жестом и мимикой, каждым словом есть «живой» Коран. В таком случае, человек, который обязан жить сообразно Божественному предопределению и цели своего создания, должен в своей повседневной жизни руководствоваться требованиями Корана и Сунны.

С другой стороны, Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) задолго до начала пророчества полюбили все жители благословенной Мекки. Он был настолько честен и благороден, что все знакомые единодушно восклицали: «Ты Амин (надежный) и Садик (верный)». Свою великую миссию он начал только после того, как заслужит всеобщую любовь и уважение.

Люди знали о его порядочности и благочестии с юных лет, что  подтверждают многочисленные исторические свидетельства и воспоминания людей той эпохи. Когда во время ремонта Каабы среди жителей Мекки возникли разногласия по поводу того, кто поставит Хаджарул асвад14 на старое место в стене Каабы, именно Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) доверили роль третейского судьи. И когда он вынес свое мудрое решение, все присутствующие радостными возгласами оценили находчивость и сообразительность будущего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и без всяких возражений приняли его совет, после чего весь народ прозвал его Амином (надежным).

Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) настолько глубоко почитали арабы, что даже его злейший враг Абу Суфьян не смог скрыть правды. На аудиенции римского императора Геракла ему был задан вопрос:

– Был ли хоть один случай, когда Мухаммад не сдерживал своих обещаний?

Абу Суфьян  с большой неохотой ответил:

– Нет! Он всегда выполнял свои обещания!

Духовную суть нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) можно постичь лишь с той верой и покорностью, которую выказал Абу Бакр (радыйаллаху анху)  во время истории Мираджа, чудесного вознесения Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)  на небеса, где ему показали все: и райские сады, и небесный трон, и Книгу судеб, и адские круги с  испытывающими мучения грешниками. Когда язычники сказали Абу Бакру, что его друг Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) утверждает о чудесном путешествии на мифическом крылатом животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда к Аллаху, он с непреклонной твердостью ответил:

– Раз Мухаммад сказал, значит, это действительно так!

Еще одной причиной того, что даже язычники охарактеризовали Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) «Амином», т.е. человеком, который приносит всем мир и согласие, служит следующая история.

В те далекие дни, когда шла ожесточенная битва при Хайбаре, к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий пастух иудей, который, побеседовав немного с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), принял исламскую веру и решил примкнуть к мусульманам. Но Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)  отговорил его действовать столь поспешно и посоветовал сначала вернуть овец владельцам, и только после этого  присоединиться к воюющим. Время было тяжелое, бои приняли затяжной характер. Положение усугублялось тем, что у мусульман все продукты были на исходе, но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), невзирая на сложное положение воинов, посоветовал новообращенному мусульманину вернуть овец хозяевам. Нет никаких сомнений, что этот совет Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)  представляет собой верх порядочности и осознание ответственности за выполнение великой миссии – пророчества. Суть этой миссии есть обучение и распространение благородства и честности ко всем, включая врагов.

Бесстрастные страницы истории свидетельствуют, что даже приверженцы других религиозных конфессий  признавали исключительную честность и высокую нравственность Мухаммада  (саллаллаху алейхи ва саллям).Из множества случаев хотелось бы вниманию читателей представить следующие  эпизоды.

В 1789 году знаменитый Лафайет, тот самый, который заложил идейные основы Французской революции, перед изложением «Манифеста человеческих прав», тщательно изучив все юридические системы, существовавшие доселе, пришел к выводу, что самой совершенной является исламская юриспруденция. Придя к такому выводу, он не смог удержаться и воскликнул:

«О Мухаммад! До этих пор никто не смог достигнуть того уровня справедливости, которую ты практически претворил в жизнь народов!»

В середине прошлого столетия ученые всего мира, собравшись в Голландском городе Лахей, решили установить самую выдающуюся личность мира. Собравшиеся, несмотря на то, что все они были христианами, признали Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) самым выдающимся человеком нашей планеты.

Добродетель тогда истинна, когда ее вынуждены признавать даже враги. Достоинства и совершенства Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)  заставили поверить в него тех, кто до этого его отрицал, потому что жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – эталон нравственного совершенства, отвечающего всем требованиям человеческого общества. Только его деятельность и его учение охватывают все стороны человеческой жизни и могут служить образцом для подражания. Благородство и порядочность Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) были настолько высоки, что его признавали и уважали даже те, кто не верил в истинность его учения.

 

Образцовая личность и высокая нравственность

Как об этом написано выше, в истории человечества только личность и жизнь Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), вплоть до мельчайших подробностей, была всесторонне изучена и сохранена для будущих поколений. На белом свете нет ни одного человека, к повседневной жизни и манере поведения которого был бы проявлен такой интерес. Если попытаться подробно  описать все черты разносторонней личности Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), то многотомные книги займут огромную площадь.

Юридическая, экономическая и морально-нравственная системы Ислама базируются на повелениях Аллаха, на высказываниях Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и на описаниях его поведения в той или иной ситуации. Именно поэтому каждый аспект личностного поведения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) так подробно изучен различными отраслями исламских наук.

Если внимательно всмотреться в содержание всех произведений, выпускаемых в научном мире Ислама в течение 1400 лет, то становится очевидным одно: они все написаны только с одной целью – дать понять и объяснить людям морально-религиозные особенности личности Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) прожил образцовую жизнь, обладал такой прекрасной и гармоничной внешностью, подобной которой не было на земле. Однажды знаменитый полководец  Ислама Халид бин Валид (радыйаллаху анху) заехал в гости к шейху одного из арабских племен. После окончания традиционного приветствия шейх попросил его:

– О, Халид! Опиши нам внешность и привычки Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)!

На эту просьбу Халид ответил следующим образом:

– Это просто невозможно, ибо для описания Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) не хватит всех выражений человеческого языка.

Но правитель этого племени стал настаивать на своей просьбе. Халид, не сдержавшись после настойчивых уговоров шейха, воскликнул:

«Посланный таков, каков Тот, Кто его послал, но так как Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) послал Сам Творец Вселенной, то представь себе могущество  Того, Кто послал Мухаммада на землю!»15

Как видно из выражений Халида бин Валида (радыйаллаху анху), внешнее и внутреннее совершенство Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) невозможно передать даже при помощи всего лексического богатства арабского языка. Известный толкователь Корана Имам аль-Куртуби говорил:

«Аллах не показал нам полностью неисчислимые достоинства Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Если бы Творец показал нам всю красоту Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), у нас не было бы сил смотреть на него».

Действительно, как явствуют исторические предания, очень мало кто из сподвижников мог спокойно созерцать светлый лик Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время чтения проповеди все сподвижники опускали вниз головы. Только Абу Бакр и Умар (радыйаллаху анхума)  могли прямо смотреть в лицо Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Завоеватель Египта, знаменитый сподвижник Амр бин Ас (радыйаллаху анху)   в конце своей жизни своим товарищам по оружию поведал следующее:

«Я длительное время провел рядом с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако ввиду необыкновенного чувства любви и уважения, которые испытывал, находясь рядом с ним, я никогда не мог поднять голову и досыта насмотреться на лучезарный лик Пророка. Если бы в эти дни кто-нибудь попросил меня составить словесный портрет Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), я бы не смог этого сделать». 16

Не представляется вероятным при посредстве нашего разума в достаточной мере понять и описать Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), являющегося чудом создания, ибо все поэтические сравнения и метафоры, почерпнутые из бескрайнего кладезя литературных понятий, окажутся недостаточными для воссоздания полной картины образа «печати» Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям). Как невозможно вместить в стакане всю воду небольшой реки, так же неосуществимо познание духовной сути Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

С целью попытки дополнить небольшим штрихом портрет Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), мы бы хотели привести здесь следующую историю.

Лик Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) притягивал и приковывал к себе взоры людей, был самым прекрасным и красивым. Ученый иудей Абдуллах бин Салам, заинтересовавшись личностью Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), стал расспрашивать о нем и, увидев его благородный облик, сказал: «Обладатель такой внешности не может лгать!» и стал мусульманином. Красота и нежность до такой степени гармонировали с внушительностью, что люди невольно теряли самообладание и не могли оторвать от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) своих глаз. Эти факты сами по себе служили свидетельством  исключительности и высокого предназначения Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Внешний облик Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) был сам по себе отдельным чудом и не нуждался в дополнительных доказательствах и разъяснениях его благородной миссии. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обладал такой красотой, такой внушительностью и лучезарным обликом, что особого обоснования, более ясного знамения или дополнительного подтверждения его высокой миссии и не требовалось.

Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  был чем-то недоволен, то его недовольство мгновенно отражалось во внешнем облике. Если ему что-то нравилось, то его лицо светилось от радости.

Движения его были плавны, черты лица изящны, в речах сквозило благозвучие, их отличали ясность и красноречие. Он был стеснительнее девицы, укрытой с ног до головы. Его деликатность и нежность невозможно описать простыми словами.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не смотрел на людей пристальным изучающим взглядом. Он больше смотрел себе под ноги, чем на небеса. Из-за своей стыдливости и высокой нравственности он никогда не высказывал людям прямо в лицо. Если кто-либо совершал небольшой проступок, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), никогда не называя его имени, говорил: «Что случилось с людьми!». Порой он чужие ошибки относил на счет своих недостатков, говоря при этом: «Что случилось со мной, что я вижу вас такими?».

Он никогда не произносил пустых слов. В каждом слове таилась мудрость. Никто не слышал, чтобы Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) злословил или сплетничал. С каждым человеком разговаривал в зависимости от уровня духовного развития собеседника.

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был скромным и деликатным. Никогда громко не смеялся, но всегда на его лице была улыбка.

Того, кто даже случайно встречался с ним, охватывало чувство почтения и уважения. После нескольких минут доверительной беседы собеседник уходил влюбленным в него.

Он оказывал людям уважение согласно этикету. Очень часто устраивал угощения близким родственникам. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) относился к другим людям так  же почтительно, как и к членам своей семьи.

Хорошо относился к своим работникам. Одевал их в то же, во что одевался сам и кормил их тем же, чем питался сам. Он был щедрым, милосердным, но, когда требовалось быть смелым, он был смелым, когда было необходимо, был ласковым и добрым.

Невозможно описать все случаи проявления его щедрости. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был щедрейшим человеком,  который нисколько не боялся бедности и не тревожился о завтрашнем дне. Это был истинный Пророк, который полностью положился на волю Господа. Как вспоминал один его сподвижник Джабир (радыйаллаху анху):

«Не было ни одного случая, чтобы Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отказал кому-нибудь в какой-нибудь просьбе».

Он больше всех посещал своих родственников, он больше всех выказывал милосердие и любовь к людям, он больше других избегал неправильных поступков. Он был самым деликатным, чутким и добрым.

Всегда был человеком слова и сдерживал свои обещания. Своими высокими нравственными качествами Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был достоин всяческой похвалы.

Одним словом, у него была прекрасная гармоничная внешность и жизнь, наполненная глубоким смыслом.

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был немного грустен и всегда размышлял о смысле создания этого мира. Без необходимости не разговаривал. Большую часть времени проводил в молчании.  Если начинал говорить о чем-то, то всегда говорил до конца, не прерываясь на полуслове. Старался говорить коротко, но выразительно. Говорил внятно, словно нанизывал каждое слово. Несмотря на свою нежность, был очень внушительным.

Когда гневался, старался не вставать с места. Он никогда не злился, пока не переходили дозволенные границы, пока не противоречили Божественной воле. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не мог найти покоя, пока не восстанавливалась справедливость. Но стоит сразу же отметить, что он никогда не гневался из-за каких-либо личных интересов, не отстаивал свои права, не входил в ненужные споры.

Никогда не входил в чужой дом без разрешения. Придя домой, делил свое время на три части. Одну часть посвящал поминанию Аллаха, вторую часть отдавал семье, а третью часть уделял себе. В это время, не делая никаких различий между людьми, каждому уделял внимание, и все уходили от него удовлетворенными. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) мгновенно завоевывал души людей.

Каждое движение Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) представляло собой зикр17. Чтобы предупредить вредную привычку некоторых людей сидеть в мечетях на одних и тех же местах, он (саллаллаху алейхи ва саллям) все время менял места. Чтобы предупредить обожествление и придание святости отдельным участкам и не допустить присвоения мечетям статуса священных мест, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Святость места не зависит от личности сидящего там!»

Когда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) входил в мечеть, то садился на пустое место и желал, чтобы все следовали его примеру.

Если кто-то просил у него что-то, не имело значения, важное или неважное, он старался сразу же выполнить просьбу. Пока не удовлетворял просьбу пришедшего, он не мог найти покоя. Если не было возможности решить проблему, то пытался словами утешить человека. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) болел и переживал за каждого, вне зависимости от положения на социальной лестнице, богатый человек или бедный, ученый или невежда, к каждому относился одинаково. Его собрания являли собой образец выражения мягкости, скромности, стыдливости, терпения, упования на Аллаха и сохранения верности данному слову.

Здесь никто не осуждался за прошлые грехи и проступки. Когда возникала необходимость предупреждения, то это делалось в мягкой форме, не задевая самолюбия. В этом обществе запрещалось заниматься выискиванием чужих недостатков. В Исламе повелением Господа запрещено питать враждебные намерения к окружающим.

Здесь не обсуждались чужие проблемы, кроме тех, в решении которых была необходима помощь. Эти собрания проходили в обстановке «Божественного опьянения». Когда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) начинал говорить, присутствующих охватывало состояние очарования, и они слушали с огромным вниманием. Как после выразился Умар (радыйаллаху анху): «Если на головы слушателей села бы птица, то она могла бы сидеть часами».

Деликатность и стыдливость Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)  настолько передалась сподвижникам, что они стеснялись даже задавать вопросы. Когда из пустыни приходил какой-либо араб (бедуин)  для беседы с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), то сподвижники с огромным вниманием слушали беседу, чтобы извлечь что-либо полезное для себя.

Невозможно представить человека, бесстрашие которого можно поставить в один ряд с храбростью Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

В душе Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) не было места страху и трепету. При любых обстоятельствах он сохранял самообладание, не впадал в панику и смятение, спокойно принимал решения. Когда противники пришли с намерением лишить его жизни, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  без страха и сомнений прошел между ними, читая следующие аяты из суры «Ясин»:

 

إِنَّا جَعَلْنَا فِي أَعْنَاقِهِمْ أَغْلاَلاً فَهِيَ إِلَى اْلأَذْقَانِ فَهُم مُقْمَحُونَ


وَجَعَلْنَا مِن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدًّا وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدًّا فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ

«Воистину, Мы наложили им на шеи оковы до самого подбородка, так что они [ходят], задрав головы. Мы воздвигли преграду перед ними, а также позади них, набросили покров [на глаза], так что они не видят [пути истины]».18

Али (радыйаллаху анху)  рассказывал:

«В день сражения при Бадре мы иногда прятались от страха за спину Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Он был самым бесстрашным среди нас и находился в самых передних рядах».19

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время боя всегда находился впереди войска, целью которого являлось возвышение и восхваление имени Аллаха. Во время сражения за Хунайн армия мусульман, не выдержав натиска противника, стала отступать. В это время Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), не теряя присутствия духа, пришпорил своего коня и бросился вперед, в центр вражеских рядов. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тем самым вдохновил своих сподвижников и спас от поражения мусульман. Благодаря самоотверженности Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) вражеские ряды были рассеяны и разбиты.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда утверждал:

«Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа. Я желал бы быть убитым на поле сражения, ожить, сражаться на пути Аллаха и снова быть убитым, а затем ожить и снова быть убитым».20

Его милосердие, чуткость и отзывчивость по отношению к людям Али (радыйаллаху анху) описывал следующим образом:

«Он никогда никого не осуждал. Он никогда не отвечал на зло злом, а старался понять и простить оппонента. Он всегда избегал причинения неудобств кому-либо. Никогда не мстил из-за личных интересов. В отношении работников и невольников, даже в отношении животных он выказывал особую доброту и чуткость».21

Ученые отмечают, что блестящий успех Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в воспитании многочисленных племен и народов объясняется именно его высокими нравственными качествами. Всемогущий Аллах, сообщая о духовном совершенстве Своего Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивает следующие его черты:

 

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّه لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ         

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя».22

Доподлинно известно, что перед мягкостью и добротой Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), его всепрощением и широтой души полудикие сыны Аравийской пустыни таяли, словно воск от огня. И только Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) смог помочь им избавиться от племенных предрассудков и языческих понятий, ибо он пришел строить новое общество, а не разрушать. Он был представителем мира и милосердия, а не зла и войны.

Он был символом искренности и человечности, никогда не говорил и не приказывал другим делать то, к чему у него не лежала душа. Своим характером и поведением он был «живым Кораном». Одним словом, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был образцовой личностью, которая прославилась своей исключительностью во всех отношениях. Вся его жизнь прошла в непрестанном поклонении Аллаху и распространении светлого учения. Он был идеалом в отношениях с родными и близкими. Милосердие его охватывало даже заклятых врагов. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) своей жизнью и поведением представил человечеству образец такой высокой нравственности, принципы которой не теряют своей актуальности и по наши дни. Он был проводником в мир «вечного счастья» и доказал свое чувство глубокой ответственности за судьбы людей.

Аскетизм и набожность Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) особенно ярко проявлялись в его отношении к намазам (молитвам). Первую половину ночи он проводил в постели, лишь на короткое время сомкнув глаза. Когда все люди забывались в глубоком сне, он вставал, делал ритуальное омовение и совершал длительные молитвы. При этом его глаза были полны слез от любви к Аллаху. Даже в последние дни своей жизни, когда он настолько ослаб от продолжительной болезни, что с трудом передвигал ноги, он, собравшись с последними силами, шел в мечеть  совершить коллективную молитву вместе с верными сподвижниками.

На значимости выплаты закята23 повелением Аллаха в Коране сделано особое ударение, и Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) первым спешил раздавать милостыню нуждающимся людям, личным примером поощряя сподвижников к благотворительности. Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) своим поведением полностью подходил под следующую характеристику Аллаха:

الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ

«Раздают милостыню из того, что мы определили им в удел».24

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда подчеркивал благородство души тех состоятельных сподвижников, которые, занимаясь торговлей, делали богатые пожертвования в помощь малоимущим людям, вдовам и сиротам.

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!