Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Аллах ревнует Своего раба к грехам | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

 

١٢٧. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَأَنَّهُ قَالَ:

«إِنَّ اللّٰهَ يَغَارُ وَغَيْرَةُ اللّٰهِ أَنْ يَأْتِىَ الْمُؤْمِنُ مَا حَرَّمَ اللّٰهُ».

 

1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах ревнует. Он ревнует, когда его раб мусульманин желает того, что Он сделал запретным (харам)». (Бухари, Никах, 107; Муслим, Тауба, 36. Отдельно см. Тирмизи, Рада, 14/1168; Ахмад, II, 519, 536, 539).

 

١٢٨. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«لَا أَحَدٌ أَغْيَرَ مِنَ اللّٰهِ وَلِذٰلِكَ حَرَّمَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ».

 

2. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Нет никого, кто ревновал бы (раба Аллаха) больше, чем Аллах. Поэтому Он сделал запретным (харам) и явные, и скрытые недобрые дела…» (Муслим, Тауба, 33, 32-35. Отдельно см. Бухари, Тафсир, 6/7; Таухид, 15).

 

١٢٩. عَنْ ثَوْبَانَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«إِنَّ الرَّجُلَ لَيُحْرَمُ الرِّزْقَ بِالذَّنْبِ يُصِيبُهُ وَلَا يَرُدُّ الْقَدَرَ إِلَّا الدُّعَاءُ وَلَا يَزِيدُ فِي الْعُمُرِ إِلَّا الْبِرُّ».

 

3. Савбан (радыйаллаху анху) передает: «Посланник Аллаха ((саллаллаху алейхи ва саллям)) говорит:

«Человек по причине совершенного им греха будет обделен пропитанием (ризком)! Предопределенное (кадар) может остановить только ду’а. Продлить жизнь могут только добро и благие дела (бирр)». (Ахмад, V, 277, 28, 282; Ибн Маджа, Мукаддима, 10; Фитан, 22; Хаким, I, 670/1814).

 

Комментарии

Грех – это вероубеждения, слова, деяния и проступки, противоречащие божественным повелениям и запретам, это действия, считающиеся в религии предосудительными. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит о грехе в своих хадисах:

«(Грех) – это то, что сотрясает твое сердце, и то, о чем ты не хочешь, чтобы узнали люди». (Муслим, Бирр, 14,15. Отдельно см. Тирмизи, Зухд, 52).

«Грех – это то, что не дает покоя твоему сердцу. Это то, что все равно рождает в тебе сомнение и отрицание, сколько бы другие люди ни говорили тебе, что это дозволено». (Ахмад, IV, 227-228; Дарими, Буйу, 2).

Человек, проходящий в этом мире испытание, создан способным на добро и на зло. Источник его склонности ко злу, заключенный в самой его природе, - это нафс. Ибо нафс – это то, что «толкает человека ко злу»[1], это внутренний враг, который постоянно нашептывает человеку дурное, склоняя его к греху[2].

Другое из того, что склоняет человека к греху, - это желание жить вечно в этом мире и пренебрежение будущей жизнью[3]. Человек, напитавшись отравой этих чувств, забыв о будущей жизни, лишается страха. Страстно желая исполнения своих низменных желаний, он легко впадает в грех.

Еще и то, что человек сотворен слабым[4], любит имущество, власть, детей, вводит его в грехи[5].

Существуют и внешние причины греха. Это видимая привлекательность жизни в этом мире[6], и дурной пример окружающих[7], и обман шайтана, который поклялся сбивать людей с прямой дороги, усевшись на истинном пути (сыратуль мустаким)[8].

Человек, чтобы суметь противостоять всему этому, должен очищать нафс и сердце. Поэтому, не оставаясь в неведении (гафлет) об Аллахе, надо учиться жить в зикре. Ибо грехи появляются тогда, когда человек забывает Аллаха.

Сначала следует оставить грехи и отдалиться от них, и только потом совершать то, что повелел Аллах. Сначала следует очистить сердце от грехов, потом, выполняя обязательные предписания религии (фард), украсить его, наполнив светом (нур). Потому что грехи и запретное (харам) относятся к разряду тех ядов, которые уничтожают религиозные чувства. Но этот яд, внешне принимая вид меда, кажется человеку сладким. Человек, обманувшись этим, в конечном итоге вносит беспорядок в свою духовную жизнь.

Следует не забывать, что никакое благо не дается без труда. Также и верующие, желающие обретения Рая и лицезрения красоты Всевышнего (Джамалуллах), чтобы не впасть в грехи, которые кажутся нафсу такими сладкими, должны испытать определенные трудности и стеснение. Это является одной из тайн божественного испытания.

Так как Всевышний Аллах очень любит Своих рабов, он все время желает им только добра и всегда обращается с ними милостиво. Поэтому Аллах никоим образом не хочет, чтобы Его рабы, совершив грех, не выдержали божественного испытания и отдалились от Него. Как сообщается в первом хадисе, Аллах ревнует, когда Его рабы совершают грех. Он, Всемогущий, не хочет, чтобы Его рабы, поддавшись нафсу и шайтану и, в конечном итоге, греху, сошли с пути истины (сыратуль мустаким) и потеряли дорогу в Рай. Он хочет, чтобы Его рабы постоянно идя к Нему, возвышались духовно и вошли в Рай. Он советует им, чтобы они, ни на миг не забывая о Всевышнем, всегда знали, что Он с ними. Потому что только в таком случае человек может что-либо обрести.

Слово гайрат, которое имеется в тексте хадиса, было переведено как «ревность». Когда этот термин используется по отношению к Всевышнему, это означает, что Аллах не доволен, когда Его раб совершает запретные (харам) и незаконные деяния, произносит соответствующие слова, впадает в заблуждение и теряет надежду. Также это значит, что Он, будучи милосердным, желает, чтобы он нашел прямой путь, счастье и близость к Нему. Нельзя допускать мысли, что ревность Аллаха, как у людей, проявляется во внезапных и неконтролируемых поступках.

Всевышний Аллах говорит о том, что Он не доволен, когда Его раб впадает в неблагодарность:

«Если вы ответите неблагодарностью [на милости Аллаха], то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неблагодарности в Своих рабах» (аз-Зумар, 39/7).

В своей основе «ревность» означает ту любовь и бережное отношение, с помощью которых муж и жена охраняют семью от чужих людей и, проявляя  гнев, упрекают друг друга. Также и Всевышний Аллах желает уберечь Своих рабов и не доволен, когда они отдаляются от Него. По этой причине, Он запретил нам грехи. Своих рабов, которые погрязли в грехах, желая спасти их из этого бедственного состояния и очистить, Всевышний Аллах хочет исправить, подвергая бедам и несчастьям. В таких случаях говорят: «Подвергся ревности Аллаха (гайратуллах или гайрат илахийа)».

Наш Всевышний Господь не желает, чтобы люди, опустившись духовно, в будущей жизни оказались в плачевном состоянии. Грехи же, подменив ангельские качества животными желаниями, создают препятствия для совершенствования духа (рух) и тянут человека в самое низкое состояние (асфаля сафилин). В результате они становятся причиной того, что сердце теряет чистоту и становится черным. Это означает конец человека, сотворенного на самой высокой степени и в совершенной форме. Поэтому для сохранения чистоты сердца необходимо очень строго беречь себя от отрицательного воздействия грехов и проступков.

Всевышний Аллах, чтобы отдалить Своих рабов от греха, предоставляет всевозможные облегчения. Следующий хадис дает ясное представление, насколько милосерден наш Господь.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всевышний Аллах приказывает ангелам:

«Если Мой раб хочет совершить греховное деяние, не записывайте это, пока он не совершит его! Когда же он совершит его, то запишите за ним один грех. Если же, желая обретения Моего благоволения, он оставит его, то запишите ему вознаграждение (саваб). Если Мой раб пожелает совершить какое-то доброе дело, даже если он не совершит его, запишите ему вознаграждение. Если же он совершит это доброе дело, то запишите ему вознаграждение от десяти до семисот раз!» (Бухари, Таухид, 35; Муслим, Иман, 203, 205).

Вместе с тем, Всевышний Аллах находит множество причин, чтобы простить Своих рабов. При всякой возможности Он желает очистить их от грехов.

Во втором хадисе сообщается, что нет никого, кто бы ревновал так, как Аллах, и что по этой причине Он запретил и явные, и скрытые дурные деяния.

Это показывает, что нет никого, кто бы проявлял больше милости и милосердия к созданным, чем Аллах. Наш Господь обо всем знает лучше кого бы то ни было. Поэтому, очень хорошо зная, какой вред приносят грехи Его рабам, Он запретил все грехи – и явные, и скрытые. Не может быть никого, кто бы гневался больше, чем Всевышний, когда Его рабы грешат. Также не может быть никого, кто бы более Него стремился запретить грехи. Поэтому тяжкое наказание, которому Аллах подвергает Своих грешных рабов, справедливо. Наш Всевышний Господь, устрашая их тяжким наказанием, желает уберечь от вреда, который причиняют им грехи.

Для того чтобы уберечь Своих рабов от грехов и недостойных деяний, Всевышний Аллах ниспосылал пророков и священные книги, заранее известив о Своих повелениях и запретах. Также заранее Он сообщил, что, если установленные Им законы не будут соблюдаться, Он подвергнет нарушающих их наказанию. Все это Он делает потому, что желает уберечь Своих рабов от грехов.

Хотя Всевышний Аллах более, чем кто-то из созданных ревнует Своего раба к грехам, Он обращается к нему только самым прекрасным образом, мудро и справедливо. В Его обращении совершенно отсутствуют притеснение и несправедливость. Следующий хадис помогает лучше понять нашу тему.

Са’д бин Убада (радыйаллаху анху) однажды в присутствии нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Если я увижу рядом со своей женой какого-то постороннего мужчину, я зарублю его своим мечом.

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к присутствующим:

- Вы дивитесь ревности Са’да и его благородному порыву?! Я ревнивее Са’да. А Всевышний Аллах ревнивее меня. (Бухари, Никах, 36, 107).

Недовольство досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и Всевышнего Аллаха при нарушении божественных запретов, конечно, превосходит ревность в отношениях между супругами. Несмотря на это, Всевышний Аллах запретил нам поспешно выносить приговор и приводить его в исполнение. Вынесение наказания за грехи Он привязал к определенным правилам и обоснованиям. Поэтому неправильно, если человек сам выносит решение и подвергает грешника наказанию. Зная, что повеления и решения Аллаха преисполнены мудрости, нужно поступать согласно им.

Слово фавахиш (нечестие), которое мы встречаем во втором хадисе, означает любое недостойное дело, совершенное словами или действием. Это слово означает все недостойные деяния, которые Аллах сделал запретными (харам).

Фраза «Он сделал запретными и явные, и скрытые грехи», которую мы видим в этом хадисе, подкрепляется таким аятом Корана:

«Скажи: «Придите, и я возвещу [вам] то, что заповедал вам ваш Господь, [который велел] не поклоняться наряду с Ним другим божествам, относиться к родителям с добром, не убивать своих детей, [опасаясь] бедности, – ибо Мы даруем удел и вам, и им, – не совершать мерзостных поступков, ни явных, ни тайных; не убивайте человека, ибо Аллах запретил это, за исключением тех случаев, когда у вас [на это] есть право. Все это заповедал вам Аллах, – быть может, вы образумитесь» (аль-Ан’ам, 6/151).

Всевышний Господь вместо слов «Не совершайте явные грехи» говорит: «Не приближайтесь и к явным, и к скрытым грехам». Т.е. здесь имеется в виду, не только не совершать грехи, но даже не приближаться к ним. Эта фраза дает нам ясно понять, в какой степени Всевышний Аллах ревнует своих рабов к запретному (харам).

Всевышний в Священном Коране предоставляет свободу Своим рабам пользоваться тем, что дозволено (халял), всем благим и чистым. Также Он выражает недовольство теми, кто пытается запретить это. Потом Всевышний сообщает, что не сделал запретным то, в чем есть польза для людей. Запретил же Аллах только то, в чем есть вред для них. Он так говорит об этом в Священном Коране:

«Скажи: «Воистину, Господь мой запретил недостойные поступки, как явные, так и скрытые, а также греховные поступки, несправедливое притеснение, признание других богов наряду с Аллахом, хотя Он не ниспосылал об этом никакого предписания. [Запретил Он] и возводить на Аллаха то, чего вы не знаете» (аль-А’раф, 7/33).

Хотя Всевышний очень ревнует Своих рабов к грехам, Он не наказывает их сразу же после их совершения. Он предоставляет им возможность раскаяться и обрести прощение. Но обмануться этим и погрязнуть в грехах – величайшая глупость, которая в конечном итоге ввергает человека в горе.

В священном аяте говорится

«Если бы Аллах стал наказывать людей за их деяния, то Он не оставил бы на поверхности земли ни единого живого существа, но Он откладывает им [наказание] на предопределенный срок; когда же настанет их срок [, то накажет]. Воистину, Аллах видит [деяния] Своих рабов» (Фатыр, 35/45).

Но Всевышний Аллах, для того чтобы разбудить людей от сна беспечности (гафлет) и привести к Себе, или чтобы облегчить им наказание в будущей жизни, может посылать на их головы разные бедствия[9]. Эти бедствия не одинаковы для всех, а могут являться в виде разнообразных предупреждений. Например, одно из них – оскудение пропитания (ризк).

В третьем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает, что по причине грехов человек остается обделенным чем-то из своего пропитания (ризк)[10]. Даже если он и получит предопределенное ему пропитание, то, по причине его грехов, оно каким-то образом уйдет из его рук, и человек не сможет им воспользоваться. В суре аль-Калям приводится притча на эту тему. Хозяева одного прекрасного сада хотели, не выделяя неимущим положенной им доли, скрыто собрать свой урожай. Но на их сад налетел ураган, и он был полностью уничтожен. Всевышний Аллах, для того чтобы эта притча стала наставлением для нас, излагает ее подробно[11]. А завершает такими словами:

«Таково наказание [в этом мире]. А наказание в будущем мире еще хуже. Если бы только они знали!» (аль-Калям, 68/33).

Досточтимый ‘Али (радыйаллаху анху) рассказал случай, который показывает, что грехи немедленно навлекают наказание.

Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) один мужчина, следуя по улице Медины, взглянул на женщину, которая тоже шла по улице. Шайтан внушил каждому из них, что эти взгляды означают любовь. Когда они так шли, не отрывая глаз друг от друга, на пути мужчины внезапно оказалась стена. Он налетел на нее. Из носа пошла кровь. Человек тут же понял, какой проступок совершил и сказал:

- Клянусь Аллахом, пока я не пойду к Посланнику Аллаха и не расскажу ему об этом случае, я не стану лечить эту рану и даже не вытру кровь.

После этого он пошел к нашему досточтимому Пророку и обо всем рассказал ему.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Это есть наказание за совершенный тобой грех.

По этому поводу Всевышний Аллах ниспослал такой аят:

«Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это – непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят» (ан-Нур, 24/30). (Алуси, XVIII, 138).

Поэтому мы должны быть чуткими к грехам, должны оберегать себя от них и молиться Аллаху, чтобы Он уберег нас от них. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), будучи в этом образцом для своей общины, обращался к Всевышнему с такой ду’а:

اَللّٰهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ مُوجِبَاتِ رَحْمَتِكَ وَعَزَائِمَ مَغْفِرَتِكَ وَالسَّلَامَةَ مِنْ كُلِّ إِثْمٍ وَالْغَنِيمَةَ مِنْ كُلِّ بِرٍّ وَالْفَوْزَ بِالْجَنَّةِ وَالنَّجَاةَ بِعَوْنِكَ مِنَ النَّارِ

«О мой Господь! Мы просим у Тебя даровать нам деяния, которые принесут нам Твою милость и прощение (магфират), просим безопасности от всех грехов, просим благих деяний, просим обретения Рая и спасения от Ада!» (Хаким, I, 706/1925. Отдельно см. Тирмизи, Витр, 17/479; Ибн Маджа, Икама, 189).


[1] Йусуф, 12/53.

[2] Аль-Кахф, 50/16; ан-Наджм, 53/23.

[3] Аль-Бакара, 2/95-96.

[4] Ан-Ниса, 4/28.

[5] Аль-Бакара, 2/155; Али Имран, 3/14.

[6] Али Имран, 3/14, 185; Юнус, 10/23; ар-Ра’д, 13/26.

[7] Аль-Ан’ам, 6/116; аль-Фуркан, 25/27-29.

[8] Аль-А’раф, 7/14-18; аль-Хиджр, 15/36-42.

[9] См. Ибн Маджа, Фитен, 22; Хаким, IV, 583/8623.

[10] В третьем хадисе также сообщается, что благие дела продлевают жизнь человеку. Ученые, изучающие хадисы, среди благих деяний первое место отводят поддерживанию хороших отношений с родственниками. Они говорят, что выражение «продлевают жизнь» следует понимать так, что жизнь обретает благо (баракат) от хороших и праведных деяний. Человек, который совершал благие деяния, даже если прожил недолго, полностью воспользовался отведенным ему сроком жизни. Не стоит и говорить о том, что это благо и духовная польза в высшей степени важны для будущей жизни. Среди ученых есть и такие, которые считают, что изменяется предопределенное ранее человеку время смерти, о котором знают ангелы, и жизнь человека удлиняется в прямом смысле. Ибо Аллах стирает с Хранимой Скрижали (Лавхуль-Махфуз) что пожелает и оставляет на ней что пожелает (ар-Ра’д, 13/38). Таким же образом следует понимать выражение «ду’а изменяет предопределение». Ду’а отводит беды и является причиной обретения милости Аллаха. А это все относится к предопределенному (кадар). (см. Haydar Hatipoğlu, Sünen-i İbn-i Mâce Tercemesi ve Şerhi, I, 159-160)

[11] аль-Калям, 68/17-33.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!