Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Важность пожертвования | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

 СУТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ В ИСЛАМЕ

Важность пожертвования в Исламе,садакаСлова о жертвовании имуществом и самой жизнью на пути Аллаха, а также выражения, идентичные этому по смыслу, встречаются в Кор’ане более 200 раз. Этого примера вполне достаточно, чтобы понять важность пожертвования.

Во время второй присяги Акабы Абдуллах бин Раваха (радыйаллаху анху) произнес:

– О Посланник Аллаха, ты можешь назвать нам условия Господа твоего и твои условия нам.

И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал им:

– Условия Господа моего – чтобы вы поклонялись Ему и не делали никого Ему равным. Мое же условие вам – чтобы вы защищали меня так же, как защищаете себя и свое имущество.

Благородные сахабы спросили:

– А что нам обещано за это?

– Рай, – ответил им Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).

Тогда, не скрывая своей радости, они сказали:

– Да, это прибыльная торговля! И мы не хотим ни отступить от этого, ни быть отторгнутыми! (Ибн Касир, Тафсир, II, 406).

Именно после этого был ниспослан священный аят:

 «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай…» (Ат-Тауба, 111)

Несомненно, что самая выгодная торговля – отдать душу ради Аллаха в битве за веру.

Высокий дух Сумаййи (радыйаллаху анха), ставшей первым благословенным шахидом Ислама, является немеркнущим наставлением для нас. Она в упоении веры отдала свою душу на пути Аллаха и этим выкупила рай для себя. Любовь к ней до Судного Дня утвердилась в сердцах му’минов, а душа ее находится в ожидании вечного вознаграждения.

Также, в битве при Чанаккале воины турецкой армии, не имея даже крупинки пороха, жертвовали в бою своими жизнями, за что Всевышний Аллах даровал им победу. В истории таких примеров множество.

Что касается продажи имущества Аллаху, это означает, выраженное в аллегорической форме, расходование имущества на пути Истины. Раскрывая качества богобоязненных рабов, Всевышний Аллах говорит:

«[богобоязненные те, которые] раздают милостыню из того, что мы определили им в удел» (Аль-Бакара, 3)

¯

Видов подаяний во имя Аллаха, объединенных под общим названием «милостыня», множество. Садака (милостыня) и пожертвование – это подаяние из того, что имеется. Поэтому даже половинка финика является милостыней и спасает раба от огня ада. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) видел богатство му’мина в его душе. В своих хадисах он учил, что добрый совет, утешение страдающему, благая весть, избавление от беспокойства, устранение препятствий с пути, посещение больных, то есть, любое благодеяние считается милостыней. Все эти дела не требуют материальных затрат. И таким образом, даже самый слабый му’мин имеет множество реальных возможностей для милостыни или пожертвования.

Действительно, под благодеяниями не следует понимать только оказание материальной поддержки. Указать кому-то дорогу, дать уместный совет, наставление и просто приветливо обходиться с людьми – все это из тех многочисленных и посильных для каждого поступков, которые сохраняют в обществе мир и спокойствие, способствуют укреплению отношений братства и взаимопомощи.

По причине того, что помощь нищим и слабым в виде садака и пожертвования является средством поддержания общественной гармонии и порядка, она служит источником благодати в жизни этой и будущей. Следующий пример прекрасно поясняет это.

Однажды к Али (радыйаллаху анху) подошел нищий и попросил подать хоть что-нибудь. Тогда тот, подозвав двух своих сыновей Хасана и Хусейна (радыйаллаху анхума), сказал:

«Пойдите домой, спросите у матери шесть дирхемов и принесите мне!»

Хасан и Хусейн (радыйаллаху анхума) принесли деньги отцу, а он отдал их нищему. Хотя эти шесть дирхемов нужны были им самим, потому что госпожа Фатыма (радыйаллаху анха) собиралась купить на них муку. Затем Али (радыйаллаху анху) направился домой, но по пути встретил одного человека, который хотел продать своего верблюда. Дав согласие, что деньги получит позже, он продал верблюда Али (радыйаллаху анху) за сто сорок дирхемов. Спустя некоторое время, появился другой человек, который пожелал купить верблюда. Он заплатил двести дирхемов и ушел с верблюдом.

Али (радыйаллаху анху) отдал сто сорок дирхемов хозяину животного и с шестьюдесятью дирхемами пришел домой. Своей жене Фатыме (радыйаллаху анха) он сказал:

«Получилось так, как обещал Аллах: «Тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздается десятикратно» (Аль-Ан’ам, 160). Мы отдали шесть дирхемов, а Аллах вернул нам их шестьюдесятью!..»

Кроме этого, слова Всевышнего Аллаха:

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Ар-Рахман, 60) не только открывают двери благодати рабам, узнавшим весть о закяте и пожертвованиях, но и закрывают путь многим бедам и несчастьям.

Эта история, произошедшая в Стамбуле, когда там был самый расцвет анархии, тоже может послужить иллюстрацией этой истины.

Пять-шесть грабителей, ворвавшись в магазин, потребовали отдать им из кассы всю выручку. Бедный старик взял ключи, чтобы открыть замок. Но один из тех, кто остался у двери на улице, вдруг узнав старика, вбежал в магазин и крикнул своим подельникам:

– Уходим, мы ничего отсюда не возьмем!

Удивленные товарищи, не понимая, что происходит, заговорили:

– Что случилось?! До этого все шло хорошо, что же сейчас? Давай завершим дело!

Однако тот очень серьезно ответил им:

– Мы не возьмем здесь ни копейки! Даже не настаивайте. Вы унесете отсюда что-нибудь только через мой труп! Вы знаете, кто этот старик? Этот исключительный человек – тот, кто присматривал за моими детьми и семьей, когда я пропадал в казино и пивных!..

Его товарищи склонили головы перед стариком и, извинившись, удалились.

Вот поучительная история о жизненной пользе пожертвования ради Аллаха, ставшая наглядным подтверждением слов: «Малая милостыня устраняет многие беды».

¯

Самый совершенный пример помощи бедным и обездоленным, приносящей им радость и утешение, можно найти, несомненно, только в жизни Гордости Вселенной – Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Он, желая, чтобы щедрость стала качеством каждого мусульманина, говорил:

«Подающая рука превыше берущей» (Бухари, Закят, 18).

«Только к двум категориям людей можно испытывать зависть. К тому, кого Аллах одарил богатством и возможностью тратить его на пути Истины, как пожелает. К тому, кому Аллах дал знания, возможность применять их и обучать им других» (Бухари, Ильм, 15), тем самым, побуждая их к жертвенности. И в то же время так делал ду’а:

«О Господь! Сделай так, чтобы я прожил в бедности, умер в бедности и был воскрешен вместе с бедняками!» (Тирмизи, Зухд, 37), когда обустроил в одном из углов Масджид-ус-Са’адат настоящее гнездо милосердия, где могли найти прибежище и приют бедные, нищие и обездоленные. С этими сподвижниками, называемыми «асхабы суффа», он был наиболее близок, как и со всеми, кто был беден; стремился облегчить любые их нужды и примером своей прекрасной жизни оказал на них самое благоприятное воздействие.

Он говорил:

«Бедняки (которые не будут держать отчет перед Аллахом за имущество) войдут в рай на полдня (пятьсот лет земного летоисчисления) раньше богатых» (Тирмизи, Зухд, 37).

«Те, кто увеличивает свое богатство, (не тратя его на пути Аллаха), в Судный день убавят от своего вознаграждения» (Бухари, Рикак, 13), подтверждая то, что истинным мерилом могущества и славы является не богатство, а благочестие и богобоязненность.

Обращаясь к тем из своей уммы, кто лишен возможности жертвовать, он говорил:

«Защитите себя от огня хотя бы половинкою финика, тот же, кто не найдет и этого, (то) пусть защитит себя добрым словом!..» (Бухари, Адаб, 34). Так он объяснил, что жертвовать может и должен каждый, успокоив страдающие сердца. Те, кто не имеет материальных возможностей для пожертвования, способны сделать милостыней для других свое благонравие и добрую речь. Более того, такое поведение намного лучше многих материальных затрат, за которыми следуют обиды и упреки. Ведь Всевышний Аллах повелевает:

«Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрек. Аллах ни в чем не нуждается, Он – снисходителен» (Аль-Бакара, 263)

Из приведенных хадисов следует, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не отдавал предпочтение ни богатству, ни бедности. Указав на хорошую сторону обоих статусов, он советовал, как должно вести себя в соответствии со своим положением, проявляя довольство и сдержанность. Ведь самое важное для раба, независимо от его материального положения, – находиться на прямом Пути Аллаха.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждого верующего считал духовно богатым человеком. Благородному сахабе Абу Зарру (радыйаллаху анху), у которого редко что-либо водилось в доме, он говорил:

«О Абу Зарр! Добавляй в суп свой воды и раздавай (другим)» (Муслим, Бирр, 142).

Но у Абу Зарра (радыйаллаху анху) не находилось и горошины, чтобы можно было положить в суп.

Духовно богатому не навредит пустота кошелька. Ну а если духовно богатому дается и полный кошелек, то это еще больше украсит и расширит его духовный мир. А тому, чье сердце пусто, не поможет тугой кошелек. Более того, прибавит ничтожности душе его. Тот же, у кого пусто и сердце, и кошелек, упаси Господь, – несчастливец в обоих мирах.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о том, что истинным богатством является не материальное, а духовное, добавлял, что каждый богат в зависимости от способности быть довольным (Ахмад бин Ханбал, Муснад, II, 389). Довольство – это неисчерпаемое сокровище (Байхаки, Китаб уз-Зухд, II, 88). Истинные мусульмане – это те, которые испытывают довольство своей судьбой и расходуют из своего состояния. Поэтому пожертвование является выражением совершенства чувств верующего и его умения сострадать окружающим.

Благородный ’Умар (радыйаллаху анху), как правитель, должен был въехать в Шам верхом на верблюде, но вошел в ворота города пешком, потому что очередь ехать верхом подошла его слуге. Это пример проявления жертвенности.

Самопожертвование, предпочтение других себе, встречается сегодня в обществе крайне редко. Следует поощрять население тратить чуть больше предписанного закята, и, придав этому делу больший размах, направить его в определенное русло. Должны воспитываться люди, готовые с присущей Исламу ответственностью, служить в таких структурах. В первую очередь, необходимо основание больниц, приютов, домов престарелых, которые будут предназначаться для последователей уммы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Му’мин должен сам ощущать потребность к пожертвованию. Аллах повелевает:

 «Которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (Али Имран, 134)

Согласно преданию, у Джа’фара Садыка (рахматуллахи алейхи) был слуга, который выполнял самые необходимые поручения. Однажды он принес суп Джа’фару, но случайно пролил его на хозяина. Глаза Джа’фара Садыка сверкнули гневом, но слуга взмолился:

– Господин мой! В Кор’ане сказано: «сдерживают свой гнев»! – и прочитал аят до конца.

Джа’фар Садык произнес:

– Я сдержал его!

Тогда слуга прочитал часть другого аята, где сказано: «и прощают людям».

Джа’фар Садык согласился:

– Пусть так и будет, простил тебя!..

Наконец, слуга прочитал завершение аята: «Аллах любит благотворящих!»

И Джа’фар Садык (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Ладно, отныне ты свободен, я освободил тебя во имя Аллаха!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал о грешнице, которая за то, что напоила томящуюся жаждой собаку, была прощена и введена в рай. А другая, не проявив сострадания, обрекла свою кошку на голодную смерть, чем заслужила муки ада. Эти примеры очень поучительны для мусульманина с точки зрения развития его духовного мира. Ведь каждый верующий должен быть глубок, как ночное небо, и также чувствителен, мягок, добр, щедр, сострадателен.

¯

Принимаемое Аллахом пожертвование должно быть сделано из лучшего, что есть в имуществе. Именно пожертвование, в котором учтен этот нюанс, ведет к достижению довольства Аллаха.

Жившие во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Асхабы-Суффа, посвятившие свою жизнь чистому служению на пути Ислама, не знали ничего, кроме поклонения Аллаху и отдавали этому все свое время. Они жили сообща, и нередко другие мусульмане приносили им пищу и одежду. Однажды некто принес финики, которые оказались подпорченными. Асхабы-Суффа, будучи крайне голодны, были вынуждены съесть их. По этому поводу Всевышним Аллахом были ниспосланы аяты:

«О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле, и не стремитесь тратить [во имя Аллаха] никчемное, такое, что вы сами взяли бы, только зажмурив глаза. Воистину, Аллах – ни в чем не нуждающийся, хвалимый» (Аль-Бакара, 267)9

В другом аяте Всевышний Аллах повелевает верующим, желающим приблизиться к Нему, жертвовать из того, что им более всего ценно:

«[О последователи ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования на то, что [больше всего] вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом» (Али Имран, 92)

Слово «благочестие», упомянутое в аяте, толкуется муфассирами10 как степень совершенства веры, милость Аллаха, Его довольство, благоволение и Рай. В другом аяте о благочестии сказано:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад, но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, жертвовал на освобождение рабов, совершал намаз, давал закат; [благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» (Аль-Бакара, 177)

Как мы видим, «благочестие» подразумевает множество возвышенных качеств, к обладанию которыми должен стремиться человек.

¯

Поэтому сегодня, когда мир Ислама пребывает в подавленном состоянии, а в обществе все чаще можно наблюдать пренебрежение родственными и дружескими отношениями, исчезновение радости и спокойствия; сложилась реальная необходимость возродить пожертвование и благотворительность. Эти затраты необходимы как для нас, так и для наших детей. Дети наши должны расти в осознании того, что Истинный Владыка всего - Всевышний Аллах. Мы же, вместе с обучением их с малых лет выстаиванию молитвы, должны привить им чувство радости пожертвования и необходимости этого поклонения. Если мы не прививаем им этого в детстве, мы губим их.

Мусульманин, стремящийся достичь совершенства веры, даже при ограниченных возможностях должен оказывать поддержку страдающим и находящимся в нужде, прислушиваться к их чаяниям, делать за них ду’а. Разделить страдания находящегося в беде – тоже пожертвование. Согласно одному преданию, пророк Муса (алейхиссалям), желая приблизиться к Всевышнему Аллаху, воззвал:

«Господь мой! Где я могу найти Тебя?»

Всевышний Аллах ответил ему:

«Ищи Меня у разбитых сердец» (Абу Нуайм, Хилйа, II, 364).

Сегодня одним из великих служений является возрождение и поддержание пожертвованиями заведений по подготовке руководителей для общества. Как выразился один мыслитель:

«Самая главная разница между правящими народами и подвластными им – наличие горстки компетентных людей».

Вся вселенная томится в ожидании небольшой группы подготовленных и совершенных людей.

Причиной того, что в социальном плане Исламский мир находится в поверженном состоянии, является гнет, под которым оказались мусульмане из-за неспособности собрать усилия в одном направлении. Чтобы преодолеть этот тяжелое положение, необходимо проявить еще большую силу воли, чем та, что была проявлена во времена расцвета Ислама. Следуя божественному слову, что «поистине, наряду с тяготами находятся облегчение», надо воспрянуть духом и искать выход из положения. Ответственность этого выбора настолько велика, что порой следовать повседневным обязанностям может подвергнуть человека опасности. Например, нелепо поведение матери, продолжающей кормить младенца, когда в доме вспыхнул пожар, так как  ее обязанность в данной ситуации принять меры  для предотвращения пожара. Эта особенность называется в Исламе «маслахат». Сегодня для определения маслахат необходимо проявить большое усердие и точность. Только тогда Исламский мир сможет преодолеть этот кризис.

Как мы уже говорили прежде, ставшие отличительной особенностью Исламской культуры прошлого, вакфы наилучшим образом отвечали потребностям общества того времени.

О том, что имущество и дети более всего отдаляют сердца от поминания Аллаха, от приближения к Нему, более всего привязывают к себе, Всевышний Аллах говорит:

«Ваши дети и имущество – только соблазн для вас, а великая награда – у Аллаха» (Ат-Тагабун, 15)

«О вы, которые уверовали! Пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекают вас от повиновения Аллаху» (Аль-Мунафикун, 9)

Самый лучший способ делать пожертвования – это вакфы. Они являются надежным посредником и своеобразным мостом между богатыми и бедными в доведении средств до нуждающихся. Учреждения, которым передают пожертвования состоятельные люди, даже после их смерти служат бедным.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!