Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Этикет при пожертвовании | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Этикет при пожертвовании,садакаВ таких благодеяниях, как закят и милостыня, очень важную роль играет этикет. А именно, тот, кто подает милостыню, должен быть благодарным тому, кто ее берет. Так как он помогает тому выполнить предписанный фард и получить вознаграждение за это. Подаваемая милостыня также служит дающему щитом от болезней и бед. Обездоленные, бедные, нищие, по сути, являются большим благом для обеспеченных. Ведь врата Рая открываются через их ду’а.

Как следует давать садака (милостыню), Всевышний Аллах говорит в Священном Кор’ане: 

«О вы, которые уверовали! Не умаляйте ваших подаяний попреком или обычным напоминанием, подобно тем, которые расточают свое имущество из тщеславия и не веруют при этом в Аллаха и в Судный день» (Аль-Бакара, 264)

В аяте, вместе с повелением выплачивать закят и подавать милостыню, ясно говорится и о правилах поведения, которые необходимо при этом соблюдать. То есть, благодеяние, при котором бедняка унижают и наносят страдания его сердцу, не имеет никакой ценности перед Аллахом.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Трое, с кем Всевышний Аллах не заговорит в Судный день, не взглянет на их лицо и не очистит. И для них уготовано мучительное наказание».

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это трижды, слышавший эти слова Абу Зарр (радыйаллаху анху) воскликнул:

– Да пропадут они пропадом, и да будут тщетными их дела! Кто же это, о Посланник Аллаха?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Тот, чья одежда (настолько длинна что) волочится по земле, попрекающий (людей) своим благодеянием и сбывающий свой товар ложными клятвами!.. (Муслим, Иман, 171).

Все это подтверждает, что упреки и обиды, сопровождающие благодеяние, приводят раба к наказанию. Поистине Аллах смотрит в наши сердца.

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) так сказал об этом:

«Трать себя, имущество и состояние свое прекрасным образом, заручись расположением хоть одной души! Ду’а той души в могиле, в темную ночь пусть светит тебе, будет светом!..»

В своих стихах, наполненных мудростью, он объяснял, что реально нуждающиеся являются большой милостью для щедрых, и за это дóлжно воздавать Всевышнему Аллаху хвалу, а не ранить сердца бедняков упреком:

«Неимущий человек – зеркало щедрости. Не замути его обидным словом.12

Одно из проявлений Щедрости Аллаха – это бедняки. Всевышний Аллах направляет их к состоятельным людям. Так каждому богатому предоставляются пути обретения своего счастья. Другое проявление Щедрости Аллаха – это пробуждение в сердце состоятельного человека чувств любви и сострадания.

Так же, как бедняк нуждается в щедрости и благодеянии, щедрость и благодеяние нуждаются в бедняке. Чтобы видеть свою красоту, красивые люди ищут не запыленное, ясное зеркало, так же и щедрость ищет неимущих и слабых.

Нуждающиеся люди – это зеркало Щедрости Всевышнего Аллаха. Состоятельные люди могут видеть в них отражение своего великодушия. Праведные богачи, постигшие истину, что их состояние есть вверенная ответственность, зная немощность свою, стали отражением Божественной Щедрости. И взяв от Щедрости сей свою долю, воссоединились с вечностью.

А те, кто носит большое или малое свое состояние в своем сердце, – банкроты вечной жизни, несчастные. Эти люди не у дверей Истины. Их бытие иллюзорно, подобно линиям на внешней стороне двери.

Их души далеки от Аллаха, они – истинные бедняки, духовно нищие. Их бытие сплетается в пустой, бессмысленный узор. Это – не знающие истины, бездуховные люди, не сближайся с ними! Не бросай кости нарисованной собаке!..

Опасайся, не ставь перед этими мертвецами подносы с едой! Не приближай их к себе! Они и им подобные будут позорно побираться в День суда!..

Такие, как они, – дервиши хлеба насущного, а не духовности. Они убожество свое принимают за счастье, едят пищу, которая им кажется вкусной, пьют сладкие шербеты. А в действительности, лишены своей доли божественного удела.

О тот, кто не хочет быть опечален! Обними все сущее щедростью своей, будешь из познавших Истину!..»

¯

Другой важной особенностью, которой следует уделять внимание в таких благодеяниях, как закят и милостыня, – это их скрытность. Так как милостыня, подаваемая на людях, притупляет чувство стыда у берущего, со временем переходит в привычку и отбивает у него стремление зарабатывать своим трудом. С другой стороны, дающий милостыню может возгордиться и стать высокомерным.

Только в немногих случаях есть польза в объявлении о милостынях и других благодеяниях, когда это вдохновляет других людей на подобные поступки. В Священном Кор’ане Всевышний Аллах говорит: 

«Если вы даете милостыню открыто – прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучше для вас» (Аль-Бакара, 271)

Толкователи Кор’ана сходятся во мнении относительно этого аята, что закят должен выплачиваться явно, тогда как милостыня и другие подаяния должны быть скрытыми.

В отношении этого самый красивый адаб (правило поведения) подающего, «когда его левая рука не знает, что подает правая». Таким, как известно из благородного хадиса, Всевышний Аллах предоставит убежище по сенью Аль-’Арша в Судный день, когда не будет никакой другой тени и убежища. Вся наша история подтверждает следование этому прекрасному правилу.

Например, это можно видеть в вакыфнаме Султана Фатиха Мехмеда Хана. И простые люди, по примеру своих правителей, соблюдали установленный этикет.

Так в мечетях появились камни садака, на которых люди оставляли в конвертах милостыни для бедняков. А те, кому предназначалось подаяние, не видя тех, кто его дает, брали себе именно столько, сколько им было необходимо.

Иногда, чтобы уберечь сердце от ханжества, полезно давать милостыню открыто. А время для подаяния не имеет значения. Мусульманин должен использовать любую возможность для пожертвования. Об этом в священном аяте говорится: 

«Тем, кто тратит свое имущество и днем и ночью, тайно и явно, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и они не будут опечалены» (Аль-Бакара, 274)

Передается, что одной из причин ниспослания этого аята была милостыня Абу Бакра (радыйаллаху анху) в сорок тысяч динаров, десять тысяч из которых он пожертвовал ночью, десять тысяч – днем, десять тысяч – тайно и десять тысяч – на виду у людей (Алуси, Рух аль-Ма’ани, III, 44).

В другом случае, Али (радыйаллаху анху) пожертвовал четыре серебряные монеты, кроме которых у него ничего не было, одному – ночью, другому – днем, третьему – скрытно, четвертому – у всех на виду. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его:

– Зачем ты так сделал?

– Чтобы получить обещанное Господом, - ответил тот.

Тогда ты получил, что желал, - сказал ему Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). (Вахиди, Асбаб ан-Нузуль аль-Куран, 95).

¯

Проявлением любви является самопожертвование. Любящий жертвует собой ради того, кого он любит, и делает это с наслаждением. Иногда ради любимого можно отдать и жизнь. Как Всевышний Аллах жертвует для своего создания – есть самое прекрасное проявление любви. Именно поэтому в Священном Кор’ане говорится, что закят и садака даются ради Аллаха.

«Неужели не знают, что только Аллах может принять покаяние от Своих рабов и получить милостыню» (Ат-Тауба, 104)

Разъясняя это, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждая милостыня, подаваемая из благого имущества, принимается Дланью Милостивого Аллаха» (Муслим, Закят, 63).

Очень важно понимать, что для того, чтобы закят и милостыня действительно были приняты, необходимо быть честным и искренним и делать это только во имя Аллаха. Поэтому недопустимо, чтобы дающий милостыню испытывал гордость за себя или рассчитывал на похвалу или воздаяние. Подобное поведение перечеркнет все благо сделанного. За то, что его благодеяние оказалось востребованным, человек должен испытывать благодарность к берущему подаяние и рассчитывать только на божественную милость. Именно на таком уровне это приемлемо у Аллаха. Всевышний Аллах, выражая довольство пожертвованиями Али и его жены Фатымы (радыйаллаху анхума), поставил их деяние в пример всем мусульманам и повелел:

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: “Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день”. Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (Аль-Инсан, 8-11)

Этот аят содержит указание на соблюдение определенных норм этикета при пожертвовании, а именно:

1. Самопожертвование, т.е. предпочтение себе других му’минов является великим достоинством.

2. Каждое пожертвование следует делать не ради преходящих жизненных целей, а только во имя Аллаха и ради снискания Его довольства.

3. Чтобы уберечь себя от мучительного наказания Судного дня, жертвовать надо ради довольства Всевышнего Аллаха.

4. Каждое пожертвование, сделанное с искренностью и принятое Всевышним Аллахом, просветлит лицо мусульманина.

5. Всевышний Аллах дает знак, что Он требует от мусульман совершения подобных благодеяний.

Если тот, кто делает пожертвование, сможет перенять высокую нравственность, которой учит священный аят, то его искренность и чистосердечность отразится на берущем садака; и даже если он не из тех, кому полагается жертвовать, то, по Милости Аллаха, он воспрянет и изменится.

Надо знать, что даже если садака попадет не «по адресу», подающий его человек все равно будет вознагражден. Следующий хадис Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит именно об этом:

«Однажды один человек решил:

– Я должен дать садака.

Выйдя ночью из дома, он случайно дал милостыню вору. На следующий день жители города заговорили:

– Невиданное дело! Этой ночью одному вору подали садака!

Человек сказал:

– Хвала Аллаху! Я все же должен дать садака.

И выйдя следующей ночью из дома с деньгами, он отдал их путане.

На следующий день уже все обсуждали его поступок:

– Ночью путане подали садака!

Человек воскликнул:

– Хвала Аллаху, хотя я и дал садака путане. Но я все же подам садака!

И опять выйдя ночью из дома с деньгами, он (снова по неведению) отдал их богачу.

Уже наутро люди изумленно обсуждали новость:

– На этот раз садака дали богачу!

А человек сказал:

– Хвала Тебе, о Аллах! Хвала Тебе за то, что я подал милостыню вору, путане и богачу!..

И он узнал из сна, что его искренность и чистосердечие принесли свою пользу:

– То, что ты дал вору, может быть, удержит его от воровства. То, что ты дал путане, может быть, заставит вернуться ее к благочестию. То, что ты дал богачу, может быть образумит его, и он начнет сам делать пожертвования» (Бухари, Закят, 14).

О благородном Махмуде Сами Рамазаноглу (рахматуллахи алейхи) рассказывают похожий случай.

Во время одного из своих автомобильных путешествий по Анатолии, недалеко от Ургула, Сами эфенди увидел человека, преградившего дорогу. Тот попросил денег на сигареты.

Несмотря на свою высокую просвещенность, Сами эфенди говорит попутчикам: 

– Раз уж очень просит, надо дать, – и, на удивление всех, протягивает человеку требуемую сумму. Довольный таким поворотом событий, этот бедняга произносит:

– Сейчас пойду и куплю на эти деньги хлеб! – и, радостный, удаляется.

Это и есть результат подаяния во имя Аллаха!.. Вместо того, чтобы поучать, нужно научиться держать свои внутренние чувства под контролем, и благодаря этому обрести душевную щедрость и достичь счастья!.

О Господь наш! Наполни кладезь нашей духовной жизни нескончаемыми проявлениями милосердия!..

 

Аминь!

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!