Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Коран и тафаккур – 1 | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Коран и тафаккур – 1Божественные сыфаты Всевышнего Аллаха во всем совершенстве проявились в трех объектах этого мира:

 Человек, Коран и вселенная…

 Человек, который был наделен отражениями всех Прекрасных Имен Аллаха, является сутью мироздания. Проявлением Прекрасных Имен Аллаха, воплощенным в слове, является Коран. По сравнению с человеческой структурой, Коран еще более детален. Об их общности было сказано:

 «Человек и Коран ― близнецы…»

 Являющаяся третьим проявлением Прекрасных Имен Аллаха вселенная – это разновидность толкования Корана. Вселенная – это безмолвный Коран, а Коран – это вселенная, облеченная в слово. Человек же, по своей глубинной сути, занял  положение правителя, обретшего совершенство в свете говорящего и безмолвного Корана. С этой точки зрения, «человек, Коран и вселенная» – составляющие одной семьи единобожия.

 Как небеса, усеянные звездами, вплоть до Конца света будут являться знаком могущественного и великого владычества, также и Коран, ставший настоящим и будущим человечества, подобен раскинувшимся над нами небесам, и звездами своих аятов будет сиять до скончания времен. А посему, самые праведные и счастливые люди те, кто, собравшись под сенью Корана, живут его светом. 

Как всякая тайна, мудрость и истина сокрыты в Коране, так все счастье заключено в имане (вере). Весь этот огромный мир доказывает, что, если Всевышний Аллах пожелает, Он скроет в капле океан, а в океане – каплю, или, наоборот, сделает это явным.

   Исходя из этой истины, Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

 «Однажды во мне проснулось желание увидеть свет Всевышнего Аллаха в людях. Я будто желал найти Море в капле, а Солнце – в пылинке…»

 Отсюда следует один из выводов, касающийся стремления к истине, томления по ней, погружения в ее глубину, а именно, что для восхождения к вершинам ее понимания сыну человеческому необходимо прибегнуть к величайшему средству – размышлению об истине. Так как единственным возможным средством для этого является именно тафаккур (размышление) и таджассус (наблюдение).

 В размышлении открывается утонченность замысла, изысканность мудрости мироздания. Пространство вселенной, как место испытаний, является школой имана. Тот, кто пытается противоречить божественному воспитанию и руководству, проявляя негативизм, и жить, исходя из собственного понимания ценностей, находящегося вне пределов довольства Создателя, не только наносят себе непоправимый вред в жизни вечной, а и в мире преходящем часто пребывают в состоянии стресса и подавленности духа.

  Сын человеческий, который живет с достоинством и честью покорившись воле Всевышнего Творца, должен распутать узел грядущего, а именно, разгадать тайну смерти через руководство божественных откровений и размышления над ним, что приведет его к истине. Так как каждый, без исключения, в последний миг жизни предстает перед охватывающей его огненной пучиной смерти, то заранее размышлять о ней и правильно строить жизнь, чтобы быть уверенным в своем будущем, является смыслом жизни каждого смертного.

 В связи с этим, сын человеческий для познания вселенной, божественных тайн и мудрости, заложенных в нем, нуждается в направлении своих размышлений и наблюдений в правильное русло под руководством Священного Корана.

 

Ведь если бы человек без Священного Корана, опираясь лишь на собственный разум, мог в совершенстве постичь, понять, представить проявления мудрости Господа, Всевышний Аллах не направлял бы в помощь Своим рабам ни пророков, ни Священные писания. Это означает, что человек, для того чтобы достойным образом использовать свои природные способности к размышлению и наблюдению, нуждается в божественной помощи. Если же человек не обратиться к Корану, каким образом он сможет познать такие сыфаты Аллаха, как «Единственность» и «Вечность»? Коран самым прекрасным образом направляет, корректирует и развивает лежащую в основе человеческой сути способность к размышлению и наблюдению, открывая перед ним океан истинного познания.

 Если бы Коран не распахнул перед нами врата размышления, многих истин мы не только не смогли бы понять, но и вообще не имели бы о них представления. В связи с этим, бесконечность содержания Корана побуждает ум трудиться. Но естественно, наше познание лежит в обозначенных границах и подчинено определенным критериям. Одновременно с утверждением, что нет ничего, «что существует живым или засохшим», о чем ясно не изложено в Священном Коране, Всевышний Аллах говорит, что истинам Его, как и Его порядку во вселенной, нет предела, поэтому человеку невозможно достичь его.

 Это означает, что в том, как следует использовать способности тафаккур и таджассус, Коран открывает поле деятельности, множество раз наставляя на истинный путь и предостерегая человечество от заблуждений. Это необходимо хорошо понимать и знать, какими мы располагаем возможностями. Потому что разум, который нам дан, имеет разрешающую способность механических весов, а истина же, которую нам предстоит взвешивать, имеет величие легендарной горы Каф (Кавказ). Посему, украсив свой разум покорностью, надо растворить его в Откровении.

 Именно поэтому, зная об ограниченных возможностях и несовершенстве своего разума, муфассиры после толкования смысла какого-либо священного аята всегда добавляют:

 «Истинное знание у Аллаха…», имея в виду то, что истину, снизошедшую от Всевышнего Аллаха, надо принимать в том виде, в каком она существует.

 Ведь вода, которая стоит в графине на кухне, по своим свойствам не отличается от воды, составляющей океан, но существует бесконечная разница в количестве и глубине.

 С другой стороны, если слепому от рождения попытаться объяснить, как выглядит какой-либо цвет, то это, несомненно, найдет отражение в его сознании. Но какова же будет разница между его представлением о цвете и реальностью? Это несопоставимо.

 Следовательно, исходя из того, что понимание каждого слова и каждой фразы Священного Корана обусловлено их осмыслением через призму человеческого разума, не следует настаивать на полном и совершенном их толковании.

 Значит, для человека установлены некие границы в использовании способности размышлять и наблюдать, в познании и постижении истины. Сейчас мы увидим, что  Коран преподносит целый набор предостережений и наставлений сердцам о необходимости размышления, чтобы следовать по истинному пути.

 

 Являющийся несравненным руководством и источником счастья, Священный Коран во многих аятах говорит о мудрости человеческого творения, удивительном порядке мироздания, является чудесным разъяснением этого и призывает к размышлению. Те, кто хочет прожить жизнь, достойную человека, должны войти в этот мир размышления, который открывает Священный Коран.

 Желая понять знамения, наблюдаемые во вселенной, человек задается вопросами:

 «Что есть этот мир? Для чего я создан? В чем истина и суть стремительного течения дней? Какой путь ведет к счастью?» И далее: «Кто я?.. Для чего я живу?.. Как мне следует думать?.. К чему мне нужно быть готовым, уходя из этого мира?» и ищет ответы на эти и подобные им вопросы.

 Когда все во вселенной течет, подчиняясь незримому закону и точному расчету, разве может человек, занимающий самое высокое, царственное положение среди созданных, безответственно, как придется, двигаться по жизни, побежденный собственным нафсом?

 В священных аятах говорится:

 

أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لاَ تُرْجَعُونَ

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною?» (аль-Му’минун, 23/115)

  أَيَحْسَبُ اْلاِْنسَانُ أَنْ يُتْرَكَ سُدًى

«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей] (аль-Кыйама, 75/36)

 С наступлением совершеннолетия человек становится ответственным. Для му’мина с этого момента наступает новый и главный этап жизни, чтобы реализовать себя как достойный раб Аллаха. На этом этапе он должен научиться видеть мир не только глазами разума, но и взором сердца, чтобы постичь божественные тайны мироздания, высокую мудрость, ощутить их истинный колорит. В священном аяте говорится:  

 «Неужели они не взглянули на небо, что над ними, на то, как Мы воздвигли его и украсили, на то, что в нем нет трещин? Мы также простерли землю, воздвигли на ней горы недвижимые и произрастили всякие растения прекрасные. [И все это] – чтобы видел и помнил каждый раб, покорный [Аллаху]» (Каф, 50/6-8)

 Каждый день всходит и заходит солнце, даря нам свое тепло, на земле обитают многочисленные животные, произрастают растения, дающие плоды всевозможных цветов и вкусов, мерцают мириады звезд на ночном небосводе, меняет свои фазы луна.  Человека, видящего все это, живущего и наслаждающегося под этим небом, пребывая в неблагодарности и слепоте, Истинный хозяин всех этих благ предупреждает и наставляет:

 «Не напрасно Мы создали небо и землю и то, что между ними…» (Сад, 38/27)

 «Не ради забавы создали Мы небеса, землю и то, что между ними, Мы создали их только ради истины, но большинство их (т. е. грешников) не ведают об этом» (ад-Духан, 44/38-39)

 Вселенная – это чудо творения, в котором проявляется божественное могущество. Великолепие окружающего для всякой верующей души служит предметом постоянных размышлений, обостряющих разум и не раз вызывающих восторг от сходящего на нее духовного озарения.

 

В священных аятах говорится:

 «Неужели ты не знаешь, что Аллах ниспосылает с неба воду и наполняет ею источники? Потом благодаря ей Он растит разнообразные злаки. Затем они вянут, и ты видишь, как они пожелтели. Наконец, Он превращает их в труху. Воистину, во всем этом — назидание для тех, кто обладает разумом» (аз-Зумар, 39/21)

 «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках покорных [воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (аль-Бакара, 2/164)

 И действительно, зрячие глаза увидят, что с небес струится свет божественной милости, а из недр земли появляются изумруды любви. Так, окруженный божественной любовью с небес и земли, каждый размышляющий человек не сможет не совершенствоваться духовно, приведя в согласие с этим божественным благоволением свои внешние и внутренние ощущения и потребности. Всевышний Аллах свидетельствует:

 «Он – тот, кто простер землю, воздвиг на ней незыблемые горы, [заставил течь] реки, взрастил из разных плодов по паре и укрыл день ночью. Воистину, во [всем] этом – знамения для людей мыслящих» (ар-Ра’д, 13/3)

 Те, кто удостоились счастья быть рабами Господа и составить умму Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), соединенные этой возвышенной любовью, держатся единым строем. Название их благородного оружия – иман. Душа, наполняясь сиянием света Всевышнего Творца и божественной любовью, хранит в себе иман, священное чувство. Те, кто смотрит на этот мир с душой, обретшей это духовное знание, увидят бездонное небо над собой, украшенное, подобно светильникам, глубокими божественными тайнами, или дерево, выросшее из земли и тянущееся каждым листиком, словно ладонями, к Господу… Вот трава – как ковер для поклонения всей уммы Мухаммада, и цветы, чуть покачивающиеся на ветру, подобны самой умме… Вот могучие цепи гор замерли неподвижно, будто в божественном присутствии… Вот облака, наполняющиеся плодородием и изобилием в бесконечном путешествии от моря к небесам... Вот ветры, вестовые вдохновенных божественных посланий… Молнии, вселяющие страх и надежду. Гроза – как предупреждение и назидание об Истинном Обладателе Власти (аль-Каххар) тем, кто пребывает в беспечности… Дни – отражение Его света; ночи – торжество Его таинств и мудрости… Вселенная – книга, наполненная удивительными знамениями и тайнами, проявлением сути прекрасных Имен Аллаха, безмолвный Коран… А Коран – вселенная, выраженная в слове… Человек же находится на соединении этих двух миров, являясь оплотом и центральной точкой познания.

 

Айша (радыйаллаху анха) приводит рассказ, отражающий духовную тонкость и совершенство Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

 «Однажды вечером Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

 ― О Айша! Если ты не против, я проведу эту ночь в поклонении Господу моему.

 ― Клянусь Аллахом, – ответила я, – мне нравится быть вместе с тобой. Но еще больше меня радует то, что радует тебя.

 Затем он поднялся, принял омовение и встал на намаз. Он плакал… Он плакал так, что его одежда, благословенная борода, место, где он совершал сажда, были мокрыми от слез. В таком виде его и застал Биляль, который пришел разбудить Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на утренний намаз. Увидев его слезы, Биляль удивленно спросил:

 ― О Посланник Аллаха! Если Всевышний Аллах простил вам все прошлые и будущие прегрешения, почему вы плачете?

 Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

 ― Разве я не благодарный раб Аллаха? Клянусь Аллахом, этой ночью мне были ниспосланы такие аяты, что прочитавший, но не задумавшийся над ними, достоин только сожаления! – и он прочитал эти аяты:

 «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку, и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня» (Али Имран, 3/190-191)» (Ибн Хиббан, II, 386).

 Когда снизошли эти аяты, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) плакал до наступления утра, и те слезы не могут сравниться даже с небесными звездами. Ведь, по милости Аллаха, слезы му’минов будут украшением их ночей, светом во тьме могил, каплями росы в райских садах.

 

*

Великой милостью Аллаха являются особые месяцы, дни и ночи года, дающие счастливую возможность приблизиться к Господу. Среди двенадцати месяцев, пожалованных нам Аллахом, некоторые имеют превосходство над другими. Один из них – месяц Раджаб[1], называемый также «шехруллах» (месяц Аллаха).

 Даже во времена джахилии в этот месяц мечи вкладывались в ножны, останавливались кровавые бойни. С приходом Ислама почитание месяца Раджаб было сохранено. Этот благословенный месяц был отмечен ночью Рагаиб, наступающей в ночь первой пятницы месяца, и ночью 27 числа – ночью Мирадж.

 Одной из главных наших обязанностей является украшение этих ночей фейзом и любовью Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ведь любовь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) составляет капитал, посредством которого наши сердца могут достичь счастья. Те счастливцы, которые с любовью следовали за ним и посвятили свои души ему, – навеки спутники пророков, праведников, шахидов и благочестивых, обретших божественные дары.

 

Пусть Всевышний Аллах наполнит наши сердца фейзом и баракатом этих благословенных дней, ночей и месяцев, которых мы удостоились, осветит наши души нуром Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и окутает их любовью к нему. Пусть Всевышний в День суда соберет нас под знаменем Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и удостоит его заступничества.

 Пусть явит в нашей стране и во всем Исламском мире Свои блага, победу и успех.

 О Господь! Мы движемся в обитель, где царит долгое скитание и абсолютное одиночество. Пусть будет там солнцем для нас Иман, друзьями – пророки и праведники, садами радости – праведные поступки!

 О Аллах! Сделай нас из числа рабов, обладающих истинным познанием и способных видеть вселенную и все происходящее в ней взором души! Надели наши сердца способностью выполнить Твое повеление: «Читай!»

 Аминь!

 

 



[1]Этот труд был написан в месяц Раджаб, поэтому здесь затрагивается эта тема.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!