Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Богобоязненность (таква) | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

 

٢٠٠. عَنْ أَبِي ذَرٍّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «اِتَّقِ اللّٰهَ حَيْثُمَا كُنْتَ وَأَتْبِعِ السَّيِّئَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ».

 

1. Абу Зарр (радыйаллаху анху) говорит:Богобоязненность (таква) в Исламе

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

«Где бы ты ни был и в каком положении бы ни находился, бойся Аллаха! Если ты совершил зло, тут же вслед за этим соверши добро, пусть оно уничтожит то зло. С людьми же обращайся, следуя высокой нравственности!» (Тирмизи, Бирр, 55/1987).

 

٢٠١. عَنْ عَطِيَّةَ السَّعْدِيِّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا يَبْلُغُ العَبْدُ أَنْ يَكُونَ مِنَ الْمُتَّقِينَ حَتَّى يَدَعَ مَا لَا بَأْسَ بِهِ حَذَرًا لِمَا بِهِ الْبَأْسُ».

 

2. От Атиййа ас-Са’ди (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пока раб Аллаха, боясь впасть в грех, не будет отдаляться даже от того, что будет прощено, он не сможет достичь степени богобоязненных (муттакин)». (Тирмизи, Кыйамат, 19/2451. Отдельно см. Ибн Маджа, Зухд, 24).

 

٢٠٢. عَنْ أَبِي ذَرٍّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنِّي لَأَعْرِفُ كَلِمَةً -وَقَالَ عُثْمَانُ آيَةً- لَوْ أَخَذَ النَّاسُ كُلُّهُمْ بِهَا لَكَفَتْهُمْ» قَالُوا: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ، أَيَّةُ آيَةٍ؟» قَالَ:

(وَمَنْ يَتَّقِ اللّٰهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا).

 

3. Абу Зарр (радыйаллаху анху) передает:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал:

- Я знаю такой аят, что если бы все люди руководствовались им, это было бы всем им достаточно.

Сподвижники спросили:

- О Посланник Аллаха, что это за аят?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал следующий аят:

«Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения]» (ат-Таляк, 65/2).

 

٢٠٣. عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إنَّ اللّٰهَ يُحِبُّ الْعَبْدَ التَّقِيَّ الْغَنِيَّ الْخَفِيَّ».

 

4. Са’д бин Абу Ваккас (радыйаллаху анху) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всевышний Аллах любит того Своего раба, который богобоязнен, (духовно) богат и занят своим делом и своим ибадатом». (Муслим, Зухд, 11).

 

٢٠٤. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قِيلَ: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ مَنْ أَكْرَمُ النَّاسِ؟» قَالَ: «أَتْقَاهُمْ...».

 

5. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:

У Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили:

- О Посланник Аллаха! Кто самый достойный из людей?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Самый богобоязненный (таква). (Бухари, Анбийа, 8, 14, 19; Манакиб, 1; Тафсир, 12/2; Муслим, Фадаил, 168)

 

٢٠٥. عَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْطُبُ فِي حَجَّةِ الْوَدَاعِ فَقَالَ: «اِتَّقُوا اللّٰهَ رَبَّكُمْ وَصَلُّوا خَمْسَكُمْ وَصُومُوا شَهْرَكُمْ وَأَدُّوا زَكَاةَ أَمْوَالِكُمْ وَأَطِيعُوا ذَا أَمْرِكُمْ تَدْخُلُوا جَنَّةَ رَبِّكُمْ».

6. Абу Умама (радыйаллаху анху) передает: «Я слушал, как проповедовал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в прощальном (веда) хадже. Он сказал:

«Будьте богобоязненны по отношению к Аллаху, вашему Господу! Совершайте пятикратный намаз. Соблюдайте пост в Рамадан. Выплачивайте весь положенный закят с вашего имущества. Повинуйтесь вашему правителю! (Если вы будете так поступать), тогда войдете в Рай вашего Господа». (Тирмизи, Джум’а, 80/616).

 

٢٠٦. عَنْ عَدِيِّ بْنِ حَاتِمٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ ثُمَّ رَأَى أَتْقَى لِلّٰهِ مِنْهَا فَلْيَأْتِ التَّقْوَى».

 

7. Адий бин Хатим (радыйаллаху анху) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если человек поклянется о чем-то, а потом увидит что-то другое, более соответствующее богобоязненности, то, (отказавшись от клятвы) пусть делает то, что более соответствует богобоязненности!» (Муслим, Айман, 15)

 

٢٠٧. عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «اَللّٰهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلَاهَا».

 

8. Зайд бин Еркам (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал такую ду’а:

«… О мой Аллах! Дай моей душе богобоязненность и очисти ее! Ты лучше всех можешь очистить ее. Ты ее покровитель (аулия) и Господин…» (Муслим, Зикр, 73).

Комментарии

Слово таква в арабском языке означает «беречься, воздерживаться», «отдаляться от того, что тебе не по нраву», «оберегать себя от опасностей», «ставить преграду перед тем, чего боишься». Терминологическое значение «таква» означает «прибегать к защите и покровительству Аллаха, тщательного избегать всего того, что может принести вред и муки в будущей жизни, и, избегая грехов, быть занятым благими делами».

Самая низшая степень богобоязненности – оберегать себя от неверия (куфр) и многобожия (ширк), средняя – оставить все большие и малые грехи, самая высокая – остерегаться самой ничтожной мысли, которой Аллах может быть не доволен, и отвернуться от всего, что не Аллах (масива). Для самой высокой степени богобоязненности нет предела и ограничения. Перед каждым, обретшим степень богобоязненности (муттакин) впереди есть еще более высокая степень этого состояния, куда он должен подняться. Это духовное странствие длится до самой смерти.

Одна из высоких степеней богобоязненности – это, подчиняясь Аллаху в какой бы то ни было форме, ни в какой форме не проявлять непокорности Ему; никогда не забывая Его, постоянно быть занятым поминанием (зикр) Его; не проявлять пренебрежения Его благами (куфран-и ни’мат), всегда благодарить Его.

Богобоязненность человека более чем совершаемыми им ибадатами, оценивается избеганием им запретного.

{

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) однажды спросил у Убайя бин Ка’ба, что значит богобоязненность. Убай (радыйаллаху анху) в ответ спросил:

- Приходилось ли тебе ходить по дороге, заросшей колючками, о ‘Умар?

Когда досточтимый ‘Умар ответил: «Да, приходилось», Убай (радыйаллаху анху) спросил:

- И как ты проходил по такой дороге?

‘Умар сказал:

- Я подобрал свою одежду и старался идти так, чтобы колючки не задели меня.

Убай бин Ка’б тогда сказал:

- Это и есть богобоязненность.

{

Человек, идущий по заросшему колючками полю, должен двигаться максимально внимательно и осторожно, чтобы не пораниться. Так и верующий в своей религиозной жизни должен быть таким же внимательным и точным, чтобы не коснуться запретного (харам) и сомнительного (макрух). Чтобы не лишиться любви и благоволения (рида) Аллаха и не попасть под Его гнев, нужно быть очень внимательным в соблюдении религиозных приказов и запретов. Сделать это подчинение как бы завесой между собой и тем, чего следует остерегаться, и есть богобоязненность. Поэтому богобоязненность (таква) коротко определяют как «иметь страх перед Богом» и «чтить Аллаха».

Одним словом, богобоязненность – это быть добродетельным верующим и жить ради довольства (рида) Аллаха.

Богобоязненность предполагает – и в уединении, и среди людей; и в бедах и несчастьях, и в достатке и благоденствии, и в нищете и стеснении, одним словом, в любых обстоятельствах, проявлять почтительность к Аллаху, всегда быть бдительным, внимательным и разумным.

Маймун бин Михран говорит:

«Раб Аллаха все время следит и требует отчета от супруга, откуда тот получат еду и одежду. Пока он точно также не будет контролировать и брать отчет с самого себя, не сможет обрести богобоязненность». (Тирмизи, Кыйамат, 25/2459).

Всевышний перечисляет такие качества Своих богобоязненных рабов:

• Верить в Аллаха, Судный день, ангелов, книги и пророков.

• Желая обретения благоволения Аллаха, жертвовать из нужной и хорошей части своего имущества близким, сиротам, неимущим, путникам, просящим и рабам.

• Совершать намаз.

• Платить закят.

• Заключив договор, держать свое слово.

• Во время стеснения, болезни и войны проявлять терпение. (аль-Бакара, 2/177).

• И в достатке, и в нужде делать пожертвования ради Аллаха.

• Подавлять свой гнев.

• Прощать людей.

• Совершив грех, тут же, вспомнив Аллаха, покаяться и просить прощение (истигфар).

• Не упорствовать во зле, зная о нем. (Али Имран, 3/134-135).

Как видно отсюда – богобоязненность является основой веры. В религии нет более высокой степени, чем богобоязненность. Единственная мера, которая определяет честь и место раба Аллаха перед своим Создателем, – это богобоязненность. Это и имеется в виду в словах нашего Всевышнего Господа: «… самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый (таква)»[1]. Поэтому богобоязненность – самое лучшее средство обретения высоких духовных степеней и, в конечном итоге, степени друга (аулия) Аллаха.

В аяте сказано:

«Аллах – покровитель (аулия) богобоязненных» (аль-Джасийа, 45/19).

Богобоязненность (таква) – самый важный припас (ризк) для будущей жизни. Она избавляет человека от вечных мук, вводит человека в Рай и приводит к довольству (рида) Всевышнего.

Всевышний Аллах говорит:

«Запасайтесь же на дорогу (для будущей жизни), ибо лучший припас - это благочестие. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (аль-Бакара, 2/197).

В первом хадисе подчеркивается, что богобоязненность должна проявляться повсюду. Где бы ни находился человек, и в каком бы положении ни был, он должен чувствовать, что Аллах рядом с ним. Аллах ближе к нему, чем его сонная артерия. Если человек, впав в небрежение (гафлет), совершит ошибку, он должен прийти в себя, покаяться и попросить прощения, в искупление своего греха он должен совершить благое дело. Поступив так, человек уничтожит свою ошибку и станет таким же чистым, как до этого.

Вся жизнь верующего (му’мин) должна представлять собой борьбу, когда его дурные деяния уничтожаются, а благие побеждают. Т.е. верующий должен все свои силы приложить к тому, чтобы уберечься от гнева Аллаха и обрести Его благоволение.

Ибо Всевышний Аллах приказывает Своим рабам:

«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно и обратитесь в Ислам пока смерть не настигла вас!» (Али Имран, 3/102).

«Так бойтесь же Аллаха, насколько можете, слушайтесь [Его], будьте покорны» (ат-Тагабун, 64/16).

Насколько же поучителен следующий пример, который показывает нам образец поведения верующего, который даже в уединении, когда ему предоставляются все возможности, боится Аллаха.

Абдуллах бин ‘Умар (радыйаллаху анху) вместе с друзьями вышли за пределы Медины. Они накрыли стол. В это время на них набрел пастух со стадом овец. Пастух поздоровался с ними.

Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) пригласил пастуха:

- Присаживайся к нашему столу.

Пастух ответил:

- Я держу пост.

Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) удивился:

- В такую жару постишься? И еще при этом пасешь овец!

Потом, желая испытать богобоязненность (таква) и благочестие (вера’), предложил ему:

- А не продашь нам одну овцу из этого стада? Мы заплатим тебе и дадим тебе мяса на разговение (ифтар).

Пастух ответил:

- У меня нет стада, эти овцы моего хозяина.

Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:

- Ты скажешь, что овца потерялась, откуда он узнает?

Пастух отвернулся от него и, указав пальцем на небо, сказал:

- А где Аллах?

Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) был очень растроган такой богобоязненностью пастуха. Снова и снова повторяя слова пастуха, он говорил:

- Пастух сказал: «А где Аллах?» Пастух сказал: «А где Аллах?»

Когда они вернулись в Медину, направив посланника к хозяину пастуха, Ибн ‘Умар купил стадо и пастуха. Он освободил пастуха, который был рабом, и подарил ему стадо. (Ибн Асир, Усдуль-габа, III, 341).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) показал нам прекрасный путь обретения той самой богобоязненности, которую хочет видеть в нас наш Всевышний Господь. Как сообщается во втором хадисе, эта в высшей степени короткая и безопасная дорога – это, боясь впасть в сомнительное и опасное, избегать даже близких к ним допустимых (мубах) деяний.

Всевышний Аллах говорит:

«Это - ограничения, наложенные Аллахом, так не нарушайте же их. Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - быть может, они станут богобоязненными» (аль-Бакара, 2/187).

Верующий, чтобы совершенно избежать впадения в грех, должен иметь самое чистосердечное намерение (ният) и быть в этом вопросе внимательным настолько, насколько это в его силах. Надо стремиться отдаляться даже от тех допустимых (мубах) деяний, которые приближаются к расточительству (исраф), и в них нет особой необходимости. В своих поступках следует руководствоваться мыслью о том, что за каждое предоставленное нам благо предстоит дать отчет. Надо знать, что чем быть подвергнутым отчету за то, в чем для нас нет особой нужды, лучше пожертвовать им на благом пути, обретя вознаграждение (саваб).

Не приближаться к опасным границам – это самая надежная одежда, защищающая вечную жизнь от холода и жары. Всевышний Аллах назвал это «Одеянием богобоязненности». Это одеяние защищает человека от позора в будущей жизни, а также поможет ему явиться туда в самом прекрасном и завидном состоянии.

Как прекрасно сказал наш Всевышний Господь:

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения [для одежд]. Однако одеяние благочестия лучше». Это - одно из знамений Аллаха, может быть, оно послужит наставлением им» (аль-А’раф, 7/26).

Всевышний Аллах, упомянув о необходимости прикрытия одеждой нашего тела, подчеркивает, что главным образом надо заботиться об одежде духа (рух). Потому что одеяние духа – богобоязненность (таква) будет нашей вечной одеждой. Она защитит человека от вреда в вечном мире, сохранит от проступков и украсит его самым лучшим образом.

Во втором хадисе поясняется, что, для того чтобы удостоиться богобоязненности, человек должен быть решительным и старательным. Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху), указывая на это, говорит:

«Человек, который не старается избегать грехов, не будет защищен и удостоен богобоязненности». (Бухари, аль-Адабуль-муфрад, № 371).

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) так рассказывает об усилиях, которые предпринимал досточтимый ‘Умар, чтобы уберечься от грехов:

«Я услышал голос ‘Умара бин Хаттаба и тут же вышел к нему. В это время он вошел в сад. Между нами была стена. Я услышал, что в саду он говорит:

«‘Умар бин Хаттаб, повелитель правоверных! Будь внимателен, будь внимателен! Клянусь Аллахом, или ты будешь богобоязненным перед Аллахом, или Он накажет тебя». (Муватта, Калям, 24).

Досточтимый ‘Умар, все время так внушая своему нафсу богобоязненность, достиг степени благочестивых (муттакин), и его богобоязненность стала легендой. Да будет доволен им Аллах.

Богобоязненность (таква), которую трудно обрести, обладает такими благами (баракат), что их достаточно и в этом мире, и в будущем для всех людей. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в третьем хадисе сообщил, что если все люди будут руководствоваться одним аятом из Корана, этого будет достаточно им всем. И он прочитал следующий аят:

«Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения]»[2].

В следующих аятах Всевышний Аллах перечисляет милости, которые Он дарует богобоязненным:

«(богобоязненных Аллах) обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет» (ат-Таляк, 65/3)

«Тому, кто боится Аллаха, Он дарует облегчение в его трудностях. [Все] это - веление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто страшится Аллаха, Он простит злые деяния и увеличит вознаграждение» (ат-Таляк, 65/4-5).

Как мы видим, вследствие важности богобоязненности, Всевышний Аллах в аятах снова и снова призывает к ней.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал:

«О люди! Если вы сделаете своей торговлей богобоязненность перед Аллахом, то пропитание придет к вам без накоплений и торговли».

После этого он прочитал 2-й аят суры «ат-Таляк». (Хайсами, VII, 125).

Но из этих слов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) не следует делать вывод, что не надо работать. Наоборот, это следует понимать как: «Если вы будете работать, имея правильное намерение, Аллах избавит вас от трудностей, облегчит ваши дела, даст вам пропитание, откуда вы и не ждете, простит ваши грехи, вашу занятость работой примет как ибаду и пожалует вам великую награду». С другой стороны, удел (ризк) – это не только еда и питье. Это разные материальные и духовные блага, пропитание. Это спокойствие души, способность получать удовольствия, семейное счастье, умение служить Аллаху истинным образом и готовиться к будущей жизни, материнское и отцовское счастье, здоровье, прощение… Все это наш удел (ризк). И обладателям богобоязненности (таква) будут дарованы материальные и духовные блага такого рода.

Всевышний Аллах дарует Своим рабам, обладателям богобоязненности, еще одну милость, и она очень важна.

В священном аяте говорится:

«О вы, которые уверовали! Если вы богобоязненны, Аллах даст вам способность различать [истину и ложь], простит вам ваши проступки и отпустит [грехи] - ведь Аллах велик щедростью» (аль-Анфаль, 8/29).

По причине внимательного отношения к повелениям и запретам Всевышнего, рабу Аллаха даруются такие способность и понимание. Различая добро и зло, он обретет счастье в обоих мирах. Даже в самых сложных положениях, когда все против него, он найдет выход и всякую ситуацию обратит во благо себе.

Награда же за такую жизнь, основанную на богобоязненности:

• Удостоится хвалы Всевышнего[3], Его дружбы[4], помощи против своих врагов[5], Его любви[6],

• Быть принятым (макбуль) перед Аллахом (аль-Худжурат, 49/13),

• Совершенствование поступков и прощение грехов (аль-Ахзаб, 33/70-71),

• Избавление от печали о будущей жизни и радость при встрече со смертью (Йунус, 10/63),

• Такие милости, как избавление от мучений Ада[7] и обретение вечного счастья Рая[8].

Будущая жизнь под милостью нашего Господа отведена для богобоязненных (муттаки)[9]. Там их безопасное место[10]. Это для них приготовлены сады, родники, реки, прохладная тень и другие блага Рая[11].

Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, богобоязненные будут среди садов и ручьев, на ложах истины у могучего властелина» (аль-Камар, 54/54-55).

Может ли быть честь выше этой? Пусть Аллах удостоит ею всех нас! Аминь!

В четвертом хадисе сообщается, что Аллах любит тех Своих рабов, которые живут в богобоязненности.

В священных аятах говорится:

«Аллах любит богобоязненных» (Али Имран, 3/76).

«Аллах - на стороне богобоязненных» (аль-Бакара, 2/194; ат-Тауба, 9/36; Ан-Нахль, 16/128).

Любовь Аллаха к Своему рабу и пребывание Его вместе со Своим рабом – это благо, ценность которого невозможно представить. И Всевышний Аллах сообщает, что эти бесподобные дары Он пожалует богобоязненным.

Богобоязненный верующий богат душой и любит благие дела, старателен в совершении ибадатов и никому не вредит. Он тщательно избегает попрания прав рабов Аллаха. Имея средства к существованию, он открыт каждому и каждый может обратиться к нему. Такого раба любят и Аллах, и наш досточтимый Пророк, и другие рабы Аллаха.

Наш досточтимый Пророк сказал:

«Поистине, мои друзья – это богобоязненные». (Абу Дауд, Фитан, 1/4242).

«Самые близкие ко мне из людей – это те богобоязненные, кто, где бы они ни находились, перед Аллахом проявляют благочестие (таква)». (Ахмад, V, 235; Хайсами, IX, 22).

Потому что такие люди – самые благородные (карим) из созданных, самые лучшие и самые почитаемые. Когда в пятом хадисе у нашего досточтимого Пророка спрашивают, кто самый лучший из людей, он отвечает: «Самый богобоязненный (муттакин)».

Всевышний Аллах разделил людей на расы, дал им разный цвет кожи, национальность, род, по-разному наделил имуществом и благосостоянием. В этом есть своя мудрость. Люди не могут сами выбирать это. Поэтому все эти вышеперечисленные качества не являются тем, чем можно было бы поистине гордиться. Единственная имеющаяся у человека ценность, которая заслуживает похвалы в глазах Аллаха, - это состояние богобоязненности, обретаемое в результате великих усилий.

В Священном Коране говорится:

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий» (аль-Худжурат, 49/13).

Очень поучителен следующий случай, по причине которого был ниспослан этот аят. Он показывает нам, как почитаемы и в глазах Аллаха, и в глазах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) богобоязненные.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды обходил один из рынков Медины. На базаре с аукциона продавали одного черного раба. Раб говорил:

- У меня есть одно условие к тому человеку, который купит меня.

Один из покупателей спросил:

- Что это за условие?

Раб ответил:

- Не препятствовать мне совершать обязательные (фард) намазы вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Один человек, приняв это условие, купил раба.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый день видел этого раба на обязательных (фард) намазах. Но однажды раб не пришел. Наш Пророк спросил у его хозяина:

- Где твой раб?

Хозяин ответил:

- У него лихорадка, о Посланник Аллаха.

Посланник Аллаха сказал сподвижникам:

- Пойдемте, навестим его.

Все встали и пошли навестить черного раба, пожелали ему выздоровления. Спустя несколько дней, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у хозяина этого раба:

- Как твой раб?

Тот ответил:

- О Посланник Аллаха, ему недолго осталось жить.

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился к тому рабу и оставался у его смертного одра. Когда раб умер, он взял на себя его омовение, обертывание в кяфан и похороны.

Сподвижники удивились этому. Мухаджиры сказали:

- Мы пришли в эти края, оставив свою родину, имущество и семьи, но никогда не видели, чтобы Посланник Аллаха проявлял к кому бы то ни было из нас такое внимание ни в жизни, ни в болезни, ни в смерти.

Ансары же подумали:

- Мы приютили Посланника Аллаха, помогли ему, поддержали нашим имуществом, но он предпочел нам какого-то черного раба.

И вот тогда был ниспослан 13-й аят суры «аль-Худжурат». (Вахиди, с. 411-412).

В другой раз, обращаясь к досточтимому Абу Зарру, наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о том, что единственное, что имеет ценность и принимается перед Аллахом, - это богобоязненность:

«Смотри! Ты не превосходишь ни краснокожего, ни чернокожего. Превосходить их ты можешь только своей богобоязненностью». (Ахмад, V, 158).

Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при каждой возможности призывал своих сподвижников и свою общину к богобоязненности (таква). Например, в проповедях, обращенных к сподвижникам, он все время советовал им быть богобоязненными[12].

Однажды к нему пришел один из его сподвижников и сказал:

- О Посланник Аллаха! Я отправляюсь в путь, дай мне наставление!

Посланник Аллаха ответил:

- Самое нужное для тебя – это быть богобоязненным перед Аллахом. (Тирмизи, Да’ват. 45/3445).

Когда у него спрашивали:

- Что более всего приводит людей в Рай?

Он отвечал, что богобоязненность и высокая нравственность (ахляк). (Тирмизи, Бирр, 62/2004; Ибн Маджа, Зухд, 29).

Когда он умирал, то последние его слова были о богобоязненности.

В шестом хадисе мы встречаемся с еще одной рекомендацией, показывающей нам, насколько важна богобоязненность:

«Если человек поклянется о чем-то, а потом увидит что-то другое, более соответствующее богобоязненности, то, (отказавшись от клятвы) пусть делает то, что более соответствует богобоязненности!»

По своей сути клятва – это обязательство, и надо быть верным ей. Человек, нарушивший клятву, должен возместить ее (каффарат)[13]. Хотя клятва так важна, наш досточтимый Пророк советует, чтобы продвинуться в своей богобоязненности, нарушить клятву и поступить так, как более соответствует богобоязненности.

Насколько поучителен следующий пример тому.

К Адию бин Хатиму (радыйаллаху анху) пришел неимущий и попросил плату одного слуги или часть ее. Адий сказал:

- Сейчас при мне нет ничего, что бы я мог тебе дать, кроме кольчуги и копья. Чтобы я дал тебе, что ты просишь, я должен написать записку своей семье.

Тот человек не согласился. Адий (радыйаллаху анху) разгневался. Он поклялся:

- Смотри, клянусь Аллахом, я ничего тебе не дам!

Тогда тот человек согласился на предложение Адия бин Хатима. Тогда Адий сказал:

- Клянусь Аллахом, если бы я не слышал слов нашего досточтимого Пророка: «Если человек поклянется о чем-то, а потом увидит что-то другое, более соответствующее богобоязненности, то, (отказавшись от клятвы) пусть делает то, что более соответствует богобоязненности!», то не нарушил бы своей клятвы.

Потом, в искупление (каффарат) за нарушенную клятву, он оказал благодеяния тому человеку. (Муслим, Айман, 15, 19; Имара, 13. Отдельно см. Бухари, Ахкам, 5; 6; Айман, 1; Каффарат, 10).

Богобоязненность стоит во главе тех качеств, которые требует от нас Аллах. Поэтому, как мы видим из восьмого хадиса и других хадисов, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда просил у Всевышнего только богобоязненности. В своих ду’а он просил:

«О мой Аллах! Я прошу у Тебя прямого пути (хидайат), богобоязненности (таква), непорочности и богатства души». (Муслим, Зикир, 72; Тирмизи, Да’ват, 72; Ибн Маджа, Ду’а, 2).

Выходя в путь, он просил:

«… О мой Аллах! Мы просим в этом нашем путешествии от Тебя блага и богобоязненности, а также желания совершать деяния, которыми Ты доволен. (Муслим, Хадж, 425; Абу Дауд, Джихад, 72; Тирмизи, Да’ват, 45-46).

Мы тоже просим у нашего Всевышнего Господа богобоязненности и стремления быть богобоязненным (муттаки) мусульманином.



[1] аль-Худжурат, 49/13.

[2] ат-Таляк, 65/2.

[3] Али Имран, 3/186.

[4] Йунус, 10/62.

[5] Али Имран, 3/120.

[6] Али Имран, 3/76; ат-Тауба, 9/4.

[7] аль-Лейл, 92/17.

[8] Али Имран, 3/133.

[9] аз-Зухруф, 43/35.

[10] ад-Духан, 44/51.

[11] ар-Ра’д, 13/35; ад-Духан, 44/51-55; аль-Хиджр, 15/45; аз-Зарийат, 51/15; ат-Тур, 52/17; аль-Камар, 54/54; аль-Калям, 68/34; аль-Мурсалят, 77/41; ан-Наба’, 78/31-36.

[12] Например, см. Абу Дауд, Суннат, 5; Тирмизи, Ильм, 16; Ибн Маджа, Мукаддима, 6.

[13] В возмещение (каффарат) за нарушенную клятву человек, если позволяют его материальные возможности, должен освободить раба - мусульманина или немусульманина – или невольницу. Если для этого у него достаточных материальных средств, он должен одеть десять неимущих (факир) в одежду среднего качества. Если он не может сделать и этого, то должен накормить десять неимущих (факир) утром и вечером. Если не может сделать и этого, он должен десять дней без перерыва поститься. Возмещение нужно обязательно отдавать именно неимущим (факир), нельзя отдавать мечетям и другим подобным заведениям. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!