Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Служение на пути Аллаха | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Величественная ступень  духовных высот


Служение на пути АллахаСтремление к Всевышнему Аллаху с любовью и искренностью, являющееся сутью Исламской нравственности, в высшей степени находит свое выражение в «служении». Ведь служение, если следовать высказыванию «кто находится в служении, приобретает хлопоты», есть та величественная лестница, которая приводит души к божественным вершинам.

Это та самая лестница, по которой взошли те, кто удостоился божественного присутствия и ниспослания бесконечных благ, то есть пророки и аулия, и на протяжении своей жизни шествовали только по ней. Они примером собственной жизни воплотили высказывание Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Благороднейшим из народа является тот, кто ему служит...» (Дайлами, Муснад, II, 324).

Поэтому путь к вершинам и вечности для раба лежит через чистосердечное служение. Так же, как и любая незначительная, но своевременная служба, угодная божественной воле, может стать превыше другого поощряемого поклонения.

Об этом свидетельствует случай, произошедший во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время одного из походов Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), найдя подходящее место для стоянки, приказал разбить лагерь. Стояла изнурительная жара. Часть его сахабов в этот день держали пост, другие – нет. Те, кто постился, почувствовав слабость, уснули. А те, кто не постился, принесли воду для омовения, поставили палатки. Когда наступило время ифтара, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Сегодня те, кто не постился, удостоились большей награды» (Муслим, Сыйам, 100-101).

Являя своей умме пример истинного служения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), несмотря на все уговоры и просьбы своих сахабов, наравне со всеми носил на своих благословенных плечах камни для воздвижения стен Масджид-уль-Куба и Масджид-ун-Набави. Эта совершенная покорность и дух служения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) являются не имеющим себе равных примером для всей уммы. Да и вся его жизнь от начала до конца была посвящена служению Всевышнему Аллаху, людям и всему сущему.

Поэтому те, кто взял себе за пример жизненный путь этой благословенной личности, должны в своей жизни наилучшим образом выполнять служение. Это значит, что каждый ослепленный любовью к Аллаху и Его Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) принадлежит «миру находящихся в служении» (ахли-хизмат). Кто находится в служении, подобен луне и солнцу на небосклоне. Ведь служение, вместе с тем, что несет пользу другим, возвышает тех, кто выполняет служение, соответственно их желанию и искренности. Поэтому и польза, которую они приобретают, намного превосходит ту, которая достается тем, кому они служат.

С другой стороны, ахли-хизмат подобны реке, которая на протяжении своего пути несет спасение от жажды тысячам живых душ: людям, животным, деревьям, цветам, колосьям, соловьям. И несет она свои воды в океан Вечности созданный Всевышним Аллахом.

Тот, кто был воспитан в этом духе, даже будучи правителями, чувствовали себя служителями, то есть слугами. Известно, что когда к правителю Османского Халифата Явузу Султану Селиму обращались, называя его «правителем Обеих Святынь (правителем Мекки и Медины), он всегда поправлял, называя себя «служителем Обеих Святынь» (служителем Мекки и Медины). И это являлось верным пониманием служения.

Шейх Убейдуллах Ахрар (рахматуллахи алейхи), относя свои успехи исключительно на счет благословенности служения, говорил:

«Все трудности этого пути мы преодолели не только за чтением книг по тасаввуф, а в воплощении этого в меру возможности и служении людям. Они вели всех по одному пути, и нас повели по пути служения».

То есть, важно не только овладение знанием, но и применение этого знания в служении.

Но для того, чтобы любое служение было принято Всевышним Аллахом, необходимо выполнение некоторых условий. А именно, принимаемое служение подразумевает устремленность ко всему созданному Аллахом с искренностью, состраданием, сочувствием ради довольства Всевышнего Аллаха. То есть, любую службу человек должен выполнять бескорыстно и чистосердечно, думая о награде лишь жизни будущей. Если выполняются эти условия, то даже та «половинка финика», упомянутая в благородном хадисе, может стать причиной, ведущей к вечному спасению.

О том же повествует рассказ шейха Убейдуллаха Ахрара (рахматуллахи алейхи):

«Однажды я пошел на рынок. Там ко мне приблизился один человек и попросил:

– Я голоден, не накормишь ли меня ради Аллаха!..

Но в тот момент я не имел средств для этого. У меня была только моя старая чалма. Зайдя в одну ашхану (столовую), я предложил ее хозяину:

– Не возьмешь ли эту чалму? Она старая, но чистая. Будешь протирать ею посуду. А за это – накорми этого человека.

Хозяин дал бедняку еды и пытался даже вернуть мне мою чалму. Но, несмотря на его уговоры, я не взял ее. Я, хотя и сам был голоден, подождал, пока человек насытился, и только после этого покинул ашхану».

В последствие Аллах, по своей милости, наделил шейха Убейдуллаха Ахрара (рахматуллахи алейхи) богатством. В его хозяйстве трудились тысячи работников, но и тогда этот благородный человек не оставил своего служения. На протяжении всего пути к духовному совершенству от начала и до самого конца он являлся оплотом помощи и сострадания для всех знакомых и незнакомых. Об одном из таких служений он сам рассказывал так:

«В Самарканде, в Медресе «Мавляна Кутбутдин» я как-то присматривал за четырьмя больными. Их болезнь прогрессировала, вскоре они уже не могли вставать и справляли нужду в постель. Я стирал все вручную и сам менял им белье. Находясь в близком контакте с ними, я сам заразился и слег. Но и тогда я не переставал носить воду, убирать за ними и стирать их белье».

¯

Прекрасный путь жертвования и служения этих замечательных личностей является для всех нас лучшим примером и назиданием. Мусульманин, как бы ни был богат, может познать истинную суть и цену своего состояния, когда накопит духовный опыт и очистит сердце. Только неустанно повышая уровень своей духовности, человек, независимо от величины своего богатства, остается свободным от пристрастия к мирскому и в богобоязненности может достичь уровня, близкого уровню шейха Убейдуллаха Ахрара (рахматуллахи алейхи).

До каких степеней можно возвыситься в служении, можно узнать из рассказа о шейхе Ма’руфе Кархи (рахматуллахи алейхи).

«Однажды один пожилой, слабый, больной человек пришел к шейху Ма’руфу Кархи (рахматуллахи алейхи). Вид этого человека был жалок: плешивая голова, осунувшееся лицо, дергающееся от судорог тело. Шейх Ма’руф (рахматуллахи алейхи) приготовил постель и уложил в нее больного, так как тот нуждался в отдыхе.

Больной в горячке метался из стороны в сторону, громко бредил всю ночь, не давая никому возможности уснуть. К тому же за время болезни он постепенно привык, что все ухаживают за ним и стараются угодить ему. Потом он начал делать замечания и упрекать обитателей дома, если что-то ему не нравилось. Вскоре жильцы, не в силах более терпеть скандальный нрав больного, по одному стали покидать дом. И вот в доме не осталось никого, кроме шейха Ма’руфа (рахматуллахи алейхи) и его жены.

Шейх Ма’руф (рахматуллахи алейхи) продолжал по-прежнему ухаживать за больным и дежурить по ночам у его постели, прислуживая ему. Однажды, когда усталость совсем одолела Ма’руфа (рахматуллахи алейхи), он невольно уснул, находясь возле больного. Увидев это, тот невежа, вместо благодарности благочестивому человеку, который был столь милосерден к нему, разразился руганью:

– Что это за дервиш такой!.. Известно, что у таких только имя и слава на слуху, а в действительности все они – лицемеры. Все их поступки – показуха. У таких чисто снаружи, да грязно внутри. Проповедуют другим богобоязненность, а сами не выполняют того. Вот и этот спит, не думая о моем состоянии. Что ему до бедняги, который от недуга своего не может сомкнуть глаз, а он, насытив свой желудок, спит!..

Шейх Ма’руф Кархи (рахматуллахи алейхи) проявил выдержку и благородство, сделав вид, что не слышал этих обидных слов. Но его жена, не стерпев, прошептала:

– Вы же слышали, что говорил этот невежа. Мы не можем больше терпеть его в своем доме. И больше не должны позволять ему доставлять нам столько хлопот и да еще попрекать вас. Скажите ему, чтобы он уходил и искал себе лечебницу в другом месте. Добро надо делать тем, кто его ценит. Добро в отношении неблагодарных – зло. Оно лишь портит их. Никто не подкладывает подушку под голову негодяя. Голова такого тирана должна лежать на камне.

Спокойно выслушав жену, шейх Ма’руф Кархи (рахматуллахи алейхи) с улыбкой отвечал:

– О жена моя! Почему сказанные им слова обижают тебя?.. Если он кричал, то ведь на меня. Если был груб, то по отношению ко мне. Все его грубости лишь умиляют меня. Ведь ты видишь, он страдает, болезнь не отпускает его. Посмотри, он даже самую малость не может поспать!.. И ты должна понять, что истинное искусство, истинное милосердие и доброта – это способность разделить страдания таких, как он…»

Шейх Са’ди (рахматуллахи алейхи), поведавший об этом случае, оставил наставление:

«Совершенство служения состоит в том, чтобы разделить тяжесть ноши слабых в благодарность за свое здоровье и силу».

«Сердце, наполненное любовью, бывает прощающим. Если (же) ты представляешь лишь пустую оболочку, то после смерти, вместе с телом твоим умрет и твое имя. Если будешь щедрым и одним из ахли-хизмат, то жизнь твоя и после смерти продлится настолько, насколько ты жертвовал собой и насколько смог проникнуть в сердца. Разве не знаешь ты, что в Керхе есть немало могил. Но ни одна не известна настолько и не посещаема так, как могила Ма’руфа Кархи».

А вот как красиво сказал Ахлюллах:

«Тасаввуф – это быть другом для всех, но не быть обузой ни для кого». Это означает, разделять ношу всех, но, вместе с тем, никого не обременять собой.

Более всего через милосердие и самоотверженное служение открываются врата милости для уммы. Ценность служения зависит от значительности самопожертвования и глубины восприятия его, как одного из видов поклонения. Служение, которое принимается Всевышним Аллахом, это то, которое выполняется только ради Аллаха и не содержит ни единого попрека и унижения того, кому предназначено это служение. Именно это имел в виду Абдуллах бин Муназил (рахматуллахи алейхи), когда сказал:

«Адаб (этикет) в служении ценнее самого служения».

Развивая эту истину, Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) говорил так:

«Трудись во имя любви Аллаха, служи во имя любви Аллаха. Какое тебе дело до того, находишь ли ты людскую поддержку или нет? Разве на ярмарке бренной жизни не достаточно тебе Аллаха, как покупателя, который Единственный сулит тебе большую прибыль? Разве сравнится то, что ты получишь у Аллаха, с тем, что могут дать тебе люди!.. Направь же взор свой и сердце свое не к людским благодарностям, а к тому, чем ты удостоишься у Аллаха!.. »

Это и есть те красота и величие, к которым желает привести сердца путь Тасаввуфа. К месту будет напомнить о наставлении шейха Амира Кулала (рахматуллахи алейхи) своему ученику Бахауддину Накшибанду (рахматуллахи алейхи) о том, как следует освобождаться от привязанностей и устремлений своего нафса.

«Располагай к себе сердца, служи слабым! Защищай обиженных, оберегай израненные сердца! Это те, которым не от кого ждать помощи. Несмотря на это, большинство из них смиренно, с покоем в сердце продолжают жить. Ты ищи таких, найди их и служи им!»

Также Шах Накшибанд (рахматуллахи алейхи), находясь в самом начале пути служения, чтобы побороть в себе гордыню и высокомерие и довести себя до степени «ничтожности», являющейся противоположностью этим качествам, целых семь лет посвятил служению больным, обделенным людям, раненым птицам, и просто очищая пешеходные тротуары от грязи.

Сам он вспоминал об этом так:

«Я семь лет трудился на пути, который указал мне мой наставник. Я выполнял все виды служения. Моя сущность достигла такого состояния, что, встретившись на улице с любым из созданий Аллаха, невольно останавливался и ждал, уступая им дорогу. Это служение мое продолжалось семь лет. И за это я удостоился такого состояния, что начал чувствовать их жалобные стоны, обращенные к Всевышнему Аллаху, полные тоски и страдания».

Приведенный пример отображает самоотверженное служение творению во имя его Творца, то есть во имя любви к Нему.

  ¯

Всевышний Аллах в священном аяте говорит о благочестивых мусульманах:

«…Они стараются опередить друг друга в добрых делах...» (Али Имран, 114).

Лучшим итогом подобного соревнования праведных мусульман являются вакфы. Люди вакфа – это пророки, находящиеся в авангарде человечества, аулия и мусульмане, достигшие совершенства, благодаря их наставничеству. Они смогли донести свет веры своих сердец во все стороны света, заполнив делами своими избранные золотые страницы истории.

Конечно, служение бывает разным. Всякое усердие, проявленное ради Аллаха с целью снискания Его довольства, входит в разряд служения. Важно, чтобы в меру своих возможностей, способностей и подготовленности, каждая душа могла реализовать себя в служении физическом или духовном. Ведь Всевышний Аллах предписал каждому свое служение, по замыслу творения сделав его годным к определенному делу и наделив его для этого необходимыми материальными и духовными возможностями.

Весьма назидательно, что около ста двадцати тысяч сподвижников Посланника Аллаха присутствовали при его прощальном Хадже. Из них сто тысяч, рассеявшись по земле, отдали свои жизни ради веры и одобрения Аллаха. Например, могилы сыновей Благородного Усмана и Аббаса (радыйаллаху анхума) находятся в Самарканде, а могилы многих других – в Стамбуле. А те немногие, кто остались в Мекке и Медине, сохраняли эти духовные центры, выполняя свое служение там.

Халид бин Зайд Абу Аййуб аль-Ансари (радыйаллаху анху), несмотря на то, что ему было за восемьдесят лет, дважды подступал с войсками к стенам осажденного Константинополя и умер там как шахид, призывая людей к спасению и счастью в обоих мирах, став одним из вложивших свой вклад в грандиозное служение. Любовь к служению и борьба за спасение вечных ценностей, рассеяли их во все стороны земного шара.

¯

Примером служения, исполненного величия духа, является жизнь Вахба бин Кабша (радыйаллаху анху). Могила этого сахабы находится в Китае13. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) направил его в Китай для призыва к религии истины. А ведь путь туда, по тем временам, составлял один год. Этот сахаба, прожив долгое время в этой стране, захотел вернуться, чтобы повидаться с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) и дать отдохновение своей душе в его благословенном обществе. И вот он вышел в путь. После полного испытаний и трудностей года пути, он достиг, наконец, Лучезарной Медины. Но, как это ни было печально, увидеть Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) ему не довелось, потому что к тому времени он уже покинул этот мир. Опечаленный этим известием, сахаба посчитал своим долгом вернуться обратно в Китай и продолжить ту святую миссию, с которой направил его Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Там он и умер, продолжая служение.

Все это – картины грандиозного и самоотверженного служения, которое можно воплотить лишь силой большой веры. Дух и любовь их служения являются для нас яркими звездами, освещающими путь к вечному спасению.

Несомненно, что сахабы взошли на этот уровень, озаренные воспитанием Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), строго придерживаясь следующих девяти правил:

1. Служение Аллаху; с любовью выполнять предписанное и запрещенное Им, усердствовать на пути распространения Слова Аллаха.

2. Служение Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям); всей душой любить его, жить по его Сунне и призывать к этому других;

3. Служение выдающимся людям Ислама; проявлять к ним любовь, почет, уважение.

4. Служение родителям; не говорить им даже «уф», боясь обидеть, стараться заслужить их одобрение.

5. Служение детям; сделать все необходимое, чтобы вырастить и воспитать их благочестивыми мусульманами.

6. Служение родственникам; поддерживать родственные связи, быть отзывчивым по отношению к своим родным.

7. Служение мусульманам; делить с ними все их беды и радости.

8. Служение всем людям; стараться приносить пользу делом и словом своим.

9. Служение всем созданным; укрыть крылом милосердия все живущее.

Что касается выполнения перечисленных служений, шейх Муса эфенди (рахматуллахи алейхи) часто повторял слова шейха Али Рамитани (рахматуллахи алейхи):

«Многие, кто выполняет служение, делают это с упреком. А тех, кто воспринимает служение как благо, мало. Если вы будете относиться к каждой представившейся вам возможности служить, как к благу, и будете благодарны тем, кому предназначено ваше служение, тогда каждый останется доволен вами, и порицающих вас станет меньше…»

Сознаем мы это или нет, но каждый из нас, в сущности, стремится к внутреннему умиротворению, состоянию душевного равновесия и спокойствия. Это бесценное сокровище, которое можно приобрести лишь в искреннем служении Аллаху. Поэтому каждый мусульманин, пропитанный духом и чувством служения, в любой ситуации найдет возможность для служения. В своей самоотверженности ради Аллаха он проявляет большее рвение и волю, чем те, кто спешит за мирской выгодой.

Когда в сердце находит место желание служить, питающееся от источника любви, оно делает раба путешественником вечности. Сердце освобождается от черствости Хаджаджа Залима, облачается в милосердие Йунуса. Знания, творческие способности, нравственность, полученные через такую духовность, сохранятся вечно. Поэтому чистосердечное и истинное служение являет собой результат зрелости души. Такие души под оком Всевышнего Аллаха.

При таком положении дел, какой же большой потерей является жизнь, прошедшая вдали от подобных духовных переживаний. И как счастлив тот, кто сумел наполнить свое сердце любовью к служению в истинном ее понимании!

О Господь! Наполни наши сердца любовью, стремлением и рвением снискания Твоего довольства. Одари нас любовью к служению и усердием, которые были присущи благородным сподвижникам Пророка Твоего, аулия, защитникам веры, отечества и нации!

Аминь!..

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!