Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Метод наставления на путь веры | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

МЕТОД НАСТАВЛЕНИЯ НА ПУТЬ ВЕРЫ И МИЛОСЕРДИЯ В СЛУЖЕНИИ В ИСЛАМЕ

 

Чтобы служение по сути своей соответствовало благоволению Господа, то есть было принято, необходимо соблюдение определенных условий. Самым главным является намерение. Намерением должно быть снискание довольства Всевышнего Аллаха. Получение в свой адрес восторженных восклицаний типа: «какой благодетельный человек!» не должны быть целью человека, находящегося в служении. Никакие похвалы не могут затмить великой цели. Каждое служение надо стараться выполнять на таком уровне сострадания и чуткости, чтобы не ранить ни чувств того, кому предназначено это служение.

В этой связи стоит привести один случай из жизни шейха Ибрахима Хакки Эрзуруми:

«Однажды, а это было в священный месяц Рамадан, шейха Ибрахима Хакки пригласили в одно из селений Эрзрума, чтобы он прочитал там проповедь. Для того, чтобы доставить шейха в назначенное место, был нанят за деньги человек. Этот человек был немусульманин. Вот они вышли в путь. Но лошадь была одна, и шейх Ибрахим Хакки вспомнил о том, как ’Умар ибн аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) входил со своим слугой в Иерусалим. Он тоже решил ехать со своим слугой верхом по очереди, чтобы причислить себя к последователям благонравия праведных халифов. И сколько бы тот немусульманин ни уговаривал шейха: «Если люди узнают, станут ругать меня, да и плату не дадут!», он отвечал:

«Сынок, неизвестно, каким будет наше состояние при последнем вздохе! Ты беспокоишься о том, что скажут тебе односельчане, я больше страшусь того, что буду отвечать перед Всевышним Аллахом на великом суде!»

По божественной мудрости, когда они въезжали в селение, очередь ехать верхом, как и у халифа ’Умара (радыйаллаху анху), выпала слуге. Не зная, как себя вести, мужичок настоятельно убеждал шейха сесть на лошадь, но тот категорично отвечал:

«Твоя очередь!», продолжая идти впереди лошади.

Увидев это, люди сразу же окружили попутчика:

– Ну, наглец! Молодой, а влез на лошадь, позволяешь идти пешком этому пожилому аксакалу! Такова твоя верность слову?! Разве мы это тебе поручали?! – наперебой выкрикивали они.

Когда дело дошло до обвинений, шейх Ибрахим Хакки объяснил суть произошедшего, и народ перестал проклинать человека. Тогда один из присутствующих сказал ему:

– Слышишь, человек! Ты много доброго видел и прочувствовал! Прими уж и ты Ислам, что ли!

Немного помолчав, слуга ответил:

– Если вы зовете меня в свою религию, то – никогда. Но если вы зовете меня в религию этого праведного человека, то я уже по дороге уверовал!..

Эта история о любимом Аллахом рабе, обладающем необозримым простором души, об истинном пути и милосердии. Видеть в человеке сверх его собственной сущности, в некотором роде, есть взгляд на него Творца. Поэтому, благочестивые сердца относятся к человеку как к «наместнику Аллаха на земле» и обращаются с ним, как с созданием, которому было внушено от божественной тайны15. И еще, как бы человек ни был осквернен прегрешениями, они, видя совершенство в сути человека, не отворачиваются от него. Эти праведные люди никогда не прекращают питать свою надежду на человека и поддерживать эту надежду в нем. Это явление нельзя отрицать ни разумом, ни душой. Сам Всевышний Аллах чаще всего из своих Великих Имен в Священном Кор’ане упоминает Имена Ар-Рахман и Ар-Рахим, означающее Милостивый и Милосердный. Была ниспослана целая сура, называющаяся по имени Всевышнего «Ар-Рахман», что означает Охватывающий Своею любовью и состраданием все сущее, а также первый аят, которой начинается этим великим Именем Аллаха.

С этой точки зрения, приближение к человеку через такое окно духовности, то есть веру и милосердие, в высшей степени благотворно и близко к довольству Аллаха. Этот метод способствует расцвету скрытой в человеке красоты, потому что именно посредством его те, кто следует ему, и те, к кому его применяют, обретают любовь и страстное стремление к Аллаху. Именно этот метод сделал Йунуса Йунусом, Мавляну – Мавляной, именно он стал эликсиром и живой водой для многих умирающих душ.

С этой стороны, и содержание Тасаввуфа, и его способ служения или призыва к Исламу, всегда имели большое значение. Исторический факт, что в период Монгольского нашествия в Анатолию, в обстановке потрясения общественных устоев, воспитанные в то время величайшие последователи Тасаввуфа, как Мавляна и Йунус Эмре (рахматуллахи алейхума), стали своеобразными источниками мира, спокойствия, благоденствия, целителями многих кровоточащих ран и уставших душ. Они воспринимали всякого, пребывающего в беспечности, как больного, ожидающего спасения, и в своих отношениях к ним избегали «злобы и ненависти». Об этом прекрасно сказал Йунус:

Я не пришел, чтобы заявить что-либо,

Мое дело – только во имя любви,

Друга пристанище - души,

Души править есть мое дело!

Эти великие личности, пришедшие для исцеления человеческих душ, всегда смотрели на людей сквозь окно своего сердца, излучая ауру любви и милосердия, становясь причиной обретения истинного пути многими. Если бы их прекрасное и проникновенное обхождение не было таковым, то между ними и людьми неизбежно возникала бы пропасть, и это не позволило бы призывать их к Истине. А это против божественной Воли. Ведь Всевышний Аллах желает, чтобы Его рабы освобождались из той трясины, в которую они попадают. Поэтому на протяжении всей истории Он посылал тысячи пророков и повелевал им наилучшим образом бороться за ощищение человеческих душ. Вслед за ними приблизившиеся к милости Аллаха (аулия) продолжили духовное воспитание человечества методом, унаследованным у пророков.

Являющийся единственным источником сострадания и милости, Всевышний Господь наш, повелевая рабам Своим призывать к Пути Своему должным образом, говорит:

«Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (Ан-Нахль,125)

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху, вершит доброе дело и говорит: «Воистину, Я – из предавшихся [Аллаху]»? Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг» (Аль-Фуссылят, 33-34)

В результате следования этому божественному методу, сколько душ, подобных колючкам, превращались в прекрасные розы и наполнялись светом, развеявшим их тюремный мрак.

Движимый этой истиной, Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи), так разъяснял важность наставления на истинный путь и грешников, и безбожников:

«Когда почерневшее и заржавевшее железо полируют, его ржавчина сходит! Зеркало, будь оно даже из железа, при полировке приобретает блеск и преображается; в нем начинаются отражаться формы и силуэты».

«Не волнуй вод души, иначе и луну со звездами ты увидишь в них взволнованными! Ведь люди подобны водам реки; ты ничего в них не увидишь, когда вода ее взволнованна!»

Как говорит Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи), душа человека подобна прозрачной воде, но испорченная грехами, становится мутной, и в ней увидеть что-либо становится невозможно. Поэтому, чтобы найти в ней жемчужины духовности и разглядеть свет истины, ее необходимо отстоять. Отсюда истекает цель Тасаввуфа – усмирив страсти, привести личность и общество к миру, согласию и спокойствию. Ведь Всевышний Аллах украсил человеческую натуру чуткостью, утонченностью и благородством души. А истинная ценность человека состоит в раскрытии сердца для этих превосходных качеств и применении их. Сердца, наполненные духовностью, становятся проявлением прекрасной нравственности, праведных деяний, внутреннего совершенства. Таким путем раб наилучшим образом осуществляет цель своего сотворения, то есть воплощает собой «ахсани таквим» (наилучшее творение).

Поэтому, независимо от того, как далеко человек зашел в своем неверии, многобожии и грешности, он не должен быть оставлен без приглашения на путь Истины. Вот один из многочисленных тому примеров, имевших место еще при жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Когда Ислам окреп и настало время, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) направил к Вахши, убившему любимого дядю Пророка Благородного Хамзу (радыйаллаху анху), своего сахабу с призывом к Исламу. Однако Вахши сказал:

«Как же ты, о Мухаммад, приглашаешь меня к Исламу, когда Аллах низвел Свою Волю сказав: «[Рабы Милостивого] – это те, которые не взывают наряду с Аллахом к другому богу, не убивают человека, которого Аллах запретил [убивать], если только он не заслуживает этого по праву, и не прелюбодействуют. А тот, кто делает так, будет подвергнут каре. В День воскресения наказание ему будет удвоено, и он будет пребывать в таком униженном состоянии вечно» (Аль-Фуркан,68-69). Я совершил все из этих мерзостей, где же ты видишь для меня путь к спасенью?»

Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты:

 

«Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный»» (Аз-Зумар, 53)

Обрадованный этой благой вестью, Вахши воскликнул:

– Как же велика Милость Твоя, о Господи!» - и искренно раскаявшись, вместе со своими товарищами принял Ислам.

Тогда, находящиеся рядом с Благородным Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям), сахабы стали интересоваться:

– О Посланник Аллаха, это прощение и милость относится ко всем мусульманам или только к Вахши?

Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Это относится ко всем мусульманам16.

Убивший в битве при горе Ухуд Благородного Хамзу (радыйаллаху анху) Вахши, теперь стал Благородным Вахши (радыйаллаху анху). Затем, уже после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда Мусайляма аль-Каззаб объявил себя пророком, именно Вахши был тем, кто, геройски проявив себя, убил его, положив конец великой смуте.

Как мы видим из этого предания, сердца, обратившиеся к покаянию, истинную и совершенную любовь и милосердие в обращении познали от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Весь мир людской, страдающий недугом, слышал слова успокоения и облегчения из его благословенных уст. Именно он, Свет Бытия, открыл для людей бескрайний океан прощения и брега надежды. Только ради него, Славы Мира, Всевышний Аллах обратился к Своим рабам, несмотря на все их грехи: «О рабы Мои!»

Поэтому сегодня, когда общество пребывает в духовном упадке, связанном с негативными воздействиями материализма, призывать к истинному пути, делая акцент на осмыслении милости и милосердия Аллаха, дать людям надежду является крайне важным. Вместо того чтобы втягивать людей во всевозможные интеллектуальные баталии, завоевывать их духовными средствами – это более выгодный путь. Многие имеют ошибочные мировоззрения, поэтому не всегда бывает возможным убедить их путем «споров и дискуссий». Потому, что противодействующая обусловленность всегда выступает вопреки логическим доказательствам. И для того, чтобы сердце связалось с истиной, необходим более терпимый, снисходительный подход, способный затронуть его добрые чувства. И этот метод способен произвести большее воздействие.

¯

Было бы ошибочным упрекать человека, утвердившегося в своих ошибках, неповиновении и грехах, и требовать от него выполнения религиозных предписаний, прежде не склонив на свою сторону его сердце. Для этого необходимо установить близкие дружеские отношения. И только после того, как человек внутренне будет предрасположен к вам, можно постепенно начинать работу над ошибками. Необходимо всегда представлять, какие плоды могут дать материальное и духовное содействие, оказанное человеку. По этому поводу Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), открывая для задыхающихся в духовном тумане душам окно небес и давая им глоток чистого воздуха, сказал:

«Мое заступничество тем из моей уммы, кто совершил тяжкие грехи» (Абу Дауд, Сунна, 20), и необходимо понять тонкости этого хадиса.

Объяснение такого отношения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к грешникам находим у Мавляны Джалалетдина Руми (рахматуллахи алейхи):

«Лекарство для исцеления ищет больных и раненых. Где есть страдание, туда направляется исцеление. А где есть впадина или низменность, туда течет вода».

«Если тебе нужна вода милосердия, и ты сделай так!..»

Однако, чтобы лекарство подействовало, вначале необходимо очистить рану от микробов. Это значит, что и больным душам необходимо очиститься от болезнетворных микробов греха, то есть умыться водой покаяния. И после этого лекарство, то есть заступничество, начинает действовать.

В другом благородном хадисе говорится:

«Тот, кто постоянно кается в содеянных грехах, подобен тому, кто и вовсе их не делал!» (Ибн Маджа, Зухд, 30), что, с одной стороны, является благой вестью, а с другой – разъяснением условий, необходимых для реализации этой благой вести.

Как все пророки в призыве к Истине и милосердию обращали особое внимание душевной тонкости, следующие за ними аулия также следовали этому правилу. На основании этого, первым плодом веры считалось милосердие, а понятие «раба Всевышнего Аллаха» кратко определялось двумя условиями:

а) «Та’зим ли амриллях», то есть своевременное и почтительное выполнение повелений Аллаха.

б) «Шафкат ли халькиллях», то есть милосердное и сострадательное отношение к созданиям ради их Создателя.

Один из любимых рабов Аллаха, Фудайл бин Ийад служит прекрасным примером того, какой животрепещущей должна быть душа му’мина.

Однажды его увидели плачущим и спросили:

– Почему ты плачешь?

– Я плачу об одном несчастном мусульманине, который несправедливо обошелся со мной! Вот я и сокрушаюсь о том, что в Судный день он не найдет ничего, кроме своего позора…

О силе сострадания этих совершенных людей Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Когда вздымаются моря милости, даже камни пьют их живую воду. Столетний мертвец поднимется из могилы; черные лики с душами шайтанов станут прекрасными ангелами, которым позавидуют даже гурии».

Как передается, Ибрахима бин Адхама (рахматуллахи алейхи), который вымыл отвратительно пахнущий рот одного пьяного человека, спросили, зачем он это сделал. Он ответил:

– Если бы я оставил грязными рот и язык, которые сотворены для поминания Аллаха, это было бы неуважением…

Пока человек находился в беспамятстве, о нем говорили:

– Сам захид (аскет) Хорасана Ибрахим бин Адхам вымыл ему рот…

Когда человек пришел в себя и узнал о происшедшем с ним, душа его тоже пробудилась, и он сказал:

– Ну, тогда и я раскаиваюсь…

Ставшему причиной этого, Ибрахиму бин Адхаму (рахматуллахи алейхи) во время сна пришло откровение Всевышнего Аллаха:

– Ты вымыл ради Нас его рот! Мы вымыли ради тебя его сердце!..

¯

Всевышний Аллах повелевает Своему Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) и всей его умме:

خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ

«Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро» (Аль-А’раф, 199)

Несомненно, в следовании этому повелению Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для нас – самый прекрасный и совершенный пример. Продемонстрированные им прекрасная нравственность, милосердие и прощение вознесены на тот недосягаемый величественный уровень, которому позавидовали бы даже ангелы. Вот одно из подтверждений этого:

В день взятия Мекки Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил о всеобщем прощении. На протяжении долгих лет не видевшая ничего, кроме насилия и вражды, Мекка праздновала в тот день великое прощение, ставшее проявлением бескорыстной любви и милости. Но один мекканец по имени Фудала, собираясь омрачить праздник, приблизился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) с мыслью убить его. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), зная его намерение и не проявляя ни тени беспокойства или гнева, с состраданием и милостью спросил:

– Ты ли, Фудала?

– Да! – ответил Фудал

Он, Милость обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжал:

– Слушай, Фудала! Оставь тот замысел, что у тебя в голове, и покайся!.. – и наложил свои благословенные руки ему на грудь.

И сердце Фудалы, только что горевшее желанием убить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), наполнилось светом веры и любви, и в одно мгновение Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал для него самым любимым из всех людей на земле17.

Мудрость и благородство этого поступка заключены в словах: «Пришедший убить тебя, пусть в тебе возродится!», и такими необыкновенными примерами богата история Ислама. ’Умар (радыйаллаху анху) и многие другие стали теми, кто они есть, в результате именно такого великодушного к ним отношения. Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) говорил:

«От волнения океана совершенства и щедрости Милости Аллаха на каждый клочок земли выпадает дождь, каждая безводная почва насыщается водой!»

«О призывающий к истине! Знай, лекарство от дурного глаза – добрый глаз. Добрый глаз и красивый взор отразят и уничтожат дурной глаз. Добрый глаз и чистый взгляд от милости, то есть оттого, что милость Аллаха всегда предшествует Его гневу. Дурной глаз – от горя, а именно – от проклятия. Поэтому прекрасный взгляд, будучи от милости Всевышнего, одержит победу над дурным глазом. Об этом сказано в хадисе-кудси: «Милость Моя предшествует гневу Моему» (Бухари, Таухид, 55), что и служит тому доказательством. И знай, что милость Аллаха всегда преобладает над Его проклятьем. Именно поэтому все пророки побеждали врагов, которые шли против них».

«Значит, путь выхода из бед не в обвинении и насилии. Выход из них – в прощении, примирении и великодушии. Пусть пробудят тебя слова пророка: «Садака устраняют беды»18. Пойми же, наконец, как нужно избавляться от болезней и невзгод!..»

«Но и не забывай, что простить угнетателя – то же самое, что угнетать притесняемых. Сочувствовать ворам и другим негодяям – преступление против слабых, не проявляй к ним милосердия».

Нужно тонко чувствовать это равновесие. Потому что Аллах «Гафур ар-Рахим», то есть Всепрощающий и Обладатель Милости, и одновременно «’Азиз зу-н-тикам», то есть беспощаден в наказании к тем, кто в притеснении людей и несправедливости перешел дозволенный предел.

В благородном хадисе передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Помогите двум бранящимся братьям своим, и тому, кто прав, и тому, кто несправедлив.

О Посланник Аллаха! О пострадавшем мы поняли. Как мы поможем тому, кто несправедлив? – спросили сахабы.

Удерживая его от насилия, - последовал ответ. (Бухари, Икрах, 7; Муслим, Бирр, 62).

Обобщая сказанное, хотим заметить, что с точки зрения веры и Ислама, наша страна, да и весь мир, подобны раненым птицам. Чтобы аккуратно и бережно перевязать их раны, необходимо приближаться к ним только с состраданием и любовью. А это, конечно, можно осуществить именно тем способом, который мы попытались изложить выше.

О Господь наш, присоедини нас к числу тех праведников, кто взяв за руководство таинство того, что «Милость Твоя предшествует Гневу Твоему», служат проводниками к Истинному Пути!

Аминь!..

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!