Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Священный Рамадан и пост | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 

 Ислам,Месяц Корана и поста Рамадан Священный месяц Рамадан – месяц милости. Рамадан дает возможность заново увидеть неисчислимые сокровища, которыми мы одарены. Пост, который  Всевышний Аллах приказал соблюдать в этом месяце, заставляет нас отказаться от радостей проходящих и обращает к радостям вечным.  Поститься следует в атмосфере непрерывного поклонения. Главная задача поста – обуздать свой нафс, сведя его влияние к минимуму. Пост тренирует терпение и волю, учит сдерживать плоть и возвышает дух. Воздержание от еды еще раз напоминает о ценности благ, дарованных Аллахом, оживляя в сердцах благодарность Ему. Пост заставляет вспомнить о неимущих, пробуждая чуткость и сострадание. Пост ставит заслон порождающим нестабильность в обществе порокам, таким, как зависть и злоба. Значение поста неоценимо, он был предписан не только нашей умме, но и тем, кто был раньше: 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُون  ` َأَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ

(О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же,  как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! Он предписывается вам на отсчитанные дни) (Аль-Бакара, 183-184)

 Поклонения, предписанные Исламом, – словно лекарства от различных болезней души. Они способны излечить и от чрезмерной склонности к развлечениям, и от тяге к обманчивой красоте, и от потакания нафсу. В мекканский период у мусульман, несмотря на то, что они потеряли все свое имущество, а жизнь их была под угрозой, не было риска заболеть подобными болезнями. Но после того как, совершив Хиджру, они спаслись от гнета кафиров, их материальное положение начало выравниваться. Для защиты от духовных недугов они стали нуждаться в воздержании. Приближался месяц Рамадан второго года Хиджры, и пост стал для мусульман фардом.

Подобно тому, как прием лекарства назначают только на определенный срок, дни поста тоже ограничены. Ведь если принимать какое-нибудь лекарство постоянно, то организм к нему привыкнет, и оно перестает действовать. Так же и пост – если держать его без перерыва, это не принесет пользы ни душе, ни телу.  Посланник Аллаха(саллаллаху алейхи ва саллям) предостерег от этого своего сахаба, однажды сказавшего: «Я проведу в посте всю оставшуюся жизнь».

То, что все мусульмане постятся в одно и то же время, сплачивает их, заставляет тоньше чувствовать друг друга. Особая мудрость скрыта в том, что месяц Рамадан перемещается сквозь все времена года. Выпадая на разные сезоны и перемещаясь через дни короткие и длинные, холодные и жаркие – он благословляет каждый день в году. Подобное перемещение несет верующим чередование  испытаний и возможность вкусить самые различные духовные наслаждения. Это делает легким выполнение предписания, казалось бы, непростого.

В Коране пост ограничен месяцем Рамадан. Сначала Всевышний обращается к верующим:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ 

(О те, которые уверовали! Предписан вам пост) (Аль-Бакара, 183)  

Потом говорится об уммах, предшествовавших нашей:

 كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ

(так же,  как он предписан тем, кто был до вас) (Аль-Бакара, 183)  

 Затем говорится о том, что пост надо соблюдать в течение определенного срока:

 أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ

(Он предписывается вам на отсчитанные дни) (Аль-Бакара, 184)

 Далее следует повествование о превосходстве месяца Рамадан и переносе поста при некоторых обстоятельствах для облегчения:

 

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ 

وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ 

فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ 

أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ

الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا

هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ 

(Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Может быть, вы будете благодарны!) (Аль-Бакара, 185)

 Как видно из аята – пост является возвеличиванием Аллаха, посредством которого можно выразить благодарность Всевышнему. Кроме того, пост  оказывает положительные влияние и на другие виды поклонения. Как сказал Шакик Белхи, «Поклонение – это искусство. Место для его совершения – уединение, а средство – голод».

Современная медицина также признает эффективность лечебного голодания. Вместе с тем голод – лишение, перенести которое труднее всего. В одном предании говорится, что когда создавался нафс, несмотря на то, что был подвергнут самым различным испытаниям, оставался тверд в своем невежестве. «Ты – это Ты, а я – это я!» – говорил он Всевышнему. Смирился и признал свою беспомощность нафс лишь после того, как ему было дано испытать голод. Поэтому в воспитании воли, которая является главной силой для обуздания нафса, с преодолением голода не сравниться ни что.

    Лукман u наставлял своего сына: «Когда твой желудок полон, засыпает мысль, умолкает мудрость, удаляется от поклонения тело».

Один из авлия говорил: «Прибегаю к Аллаху от аскета, который приводит в расстройство свой желудок разнообразием яств».

 Праведный Махмуд Сами Рамазан Оглу в книге «Мукаррам инсан» писал: Спросили у врачей – какое лекарство лучше всех?

У мудрецов – что придает поклонению радость?

У аскетов – в привязанности к Аллаху, что подкрепляет более всего?

У правителей – что делает еду питательной и вкусной?

Они ответили одинаково: «Мало есть!»

 В воздержании от еды, особенно во время поста, заложено десять благ:

1. Когда желудок пуст – легко на сердце, лучше работает память. Сытость притупляет ум и делает человека забывчивым.

2. От голода сердце становится чутче, поклонение приносит удовольствие и просветление. Сытость притупляет сердце, в результате чего ибада не приносит радости.

3. От голода душа становится мягче и смиренней. Сытость делает ее самодовольной и необузданной.

4. Голодая сам, вспоминаешь о голодных и бедных. Когда сыт – не думаешь о них.

5.  В голоде ломаются похоть и плотские желания. Сытость дает толчок низменным устремлениям.

6. Голод придает телу бодрость. Сытость рождает беспечность и сонливость.

7. Голодному легко дается ибада. Сытым овладевает расслабленность и лень.

8. Голод несет здоровье телу. Сытость изнашивает организм, подвергает его болезням.

9. Голод приносит  свободу и легкость. От сытости –  тяжесть и застой.

10. Испытывая голод легче угощать и давать милостыню, которая может обернуться тенью в палящий День Суда. Сытость, напротив, усиливает губительную для раба жадность и толкает к расточительству.   

 Все вышеперечисленные блага поста вмещает в себя хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) :

 «Поститесь – будете здоровы! (как физически, так и духовно)» (Табарани)

 Пост занимал особое место не только в жизни избранника Аллаха – Мухаммада(саллаллаху алейхи ва саллям) , но также служил подготовкой к откровениям другим Пророкам. Так, Посланник Аллаха Муса u сорок дней и ночей пребывал без еды и питья, пока ему не была ниспослана Тора. Посланник Аллаха Иса (саллаллаху алейхи ва саллям)  не ел и не пил сорок дней и ночей до ниспослания Инжиль (Евангелия). Посланник Аллаха Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) , до встречи с Джабраилем e и ниспослания первых аятов Корана провел целый месяц в уединении неподалеку от Мекки в пещере Хира, целиком отдавшись поклонению. Все это говорит о том, что главная польза поста – духовная. Нельзя рассчитывать на довольство Аллаха постом, который соблюдается ради разгрузки желудка или для похудения. То же самое можно сказать и о намазах, совершаемых машинально или  «для зарядки». В любом служении довольство Аллаха должно быть единственной целью, достичь которую  возможно лишь возвысившись  душой.

На протяжении месяца Рамадан особое внимание надо уделять  следующим пунктам:

1.  Шахада.

2.  Истигфар (покаяние) и зикр.

3.  Для того чтобы заслужить Рай, благодетельствовать.

4.  Для того чтобы спастись от Ада, избегать запретного и порицаемого.

5.  Делать добро, насколько только возможно. Давать милостыню, заслуживая ду’а нуждающихся.

6.  Устраивать ифтары (разговение)  постившимся.

 Месяц Рамадан – период милости, в котором верующим предоставляется возможность сделать шаг к совершенству. Подобно тому, как во время поста необходимо следить за тем, чтобы в рот ничего не попало, также следует быть внимательным к тому, что из него выходит. Для того чтобы  пост не растерял своих достоинств, надо стараться никого не обидеть и избегать всякого рода пересудов. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил, что пост служит щитом постящемуся в том случае, если он не противоречит посту чем-либо неподобающим. Когда же Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)  спросили, что есть неподобающее, он ответил, что это обман и сплетни[1]. Тот, кто сплетничает и обманывает во время поста, подобен тому, кто отказался от пищи халяль и делает ифтар запретным, поедая мясо своего брата. Хазрат Суфьян Севри говорил: «Нарушается пост того, кто сплетничает». То же самое говорил и Муджахид хазрат: «Сплетни и ложь нарушают пост». То есть имеется в виду, что таким образом утрачивается суть поста, его духовная основа. О людях, держащих посты и совершающих свои намазы небрежно, вперемешку с земными делами или напоказ, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил, что таким постящимся пост не приносит ничего кроме голода, а таким молящимся ночью (совершающим намаз таравих и тахаджуд) – нет ничего от их намазов, кроме бессонницы[2].

Намазы в месяц Рамадан, в особенности ночные, такие как таравих и тахаджуд, имеют особую ценность. Вместе с чтением Корана, зикром, закятом и садака они приносят  душе покой. Священный Коран был ниспослан на ближайшее небо именно в этот месяц, поэтому, предавшись поклонению, следует погрузиться в атмосферу священной Книги. Надо постараться суметь прочитать аяты сердцем и спроецировать их на свою жизнь. Где еще, если не  в этой Книге, найти совет в вопросах жизни и смерти? Между Кораном, священным Рамаданом и постом есть тонкая связь. Посланник Аллаха говорил:

«Пост и Коран будут рабу заступниками» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, II, 174) 

«Пост – половина терпенья»  (Тирмизи, Даават, 86)

 В Коране сказано:

 

وَالصَّائِمِينَ وَالصَّائِمَاتِ وَالْحَافِظِينَ

فُرُوجَهُمْ وَالْحَافِظَاتِ وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا

وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا 

(…постящиеся мужчины и женщины, хранящие свое целомудрие мужчины и женщины, много поминающие Аллаха мужчины и женщины, – уготовил им Аллах прощение и великую награду!) (Аль-Ахзаб, 35)  

  Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил, что у постящегося две радости: первая, когда он разговляется, а вторая – это награда, которая ждет его у Всевышнего Аллаха. (Бухари) Отдельную привлекательность посту придает то, что Аллах сделал тайной, какая именно награда ждет верующего за пост. Известно лишь то, что она велика.

О намазе таравих  в хадисе говорится:

 «Аллах Y сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание, то есть намаз  таравих в его ночи сунной. Тот, кто с верующим сердцем, в надежде  получить саваб будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз таравих,  избавится от грехов, став подобным новорожденному» (Ахмад дин Ханбаль, Насаи)

Для того чтобы намазы и посты не утратили свою ценность  и служили средством возвышения сердец,  следует сохранять в них состояние хушу. В противном случае, намаз может превратиться всего лишь в разминку, способствующую пищеварению, а пост – в урок  по голоданию.

Как и при совершении намаза, при соблюдении поста следует проявлять точность в выполнении  рукнов. В хадисе сказано:

  «Поспешите с ифтаром и задержите сахур!» (Табарани, Муджаму-ль-Кабир, 25, 163)

Это пророческое наставление призывает к точности соблюдения границ, установленных Всевышним. То есть, заканчивать трапезу перед самым началом времени поста и разговляться сразу же после захода солнца является  проявлением смирения и уважения к приказу Аллаха. В свою очередь, невнимательное отношение к времени сахура[3] и ифтара[4] есть пренебрежение сунной, ставящее под сомнение богоугодность деяний. Обычно не возникает проблем с тем, чтобы вовремя начать ифтар. Однако сахур, из-за того, что связан с отказом от сна, сделать удается не всегда. Поэтому именно ему надо уделять особое внимание, пусть даже он будет состоять из стакана воды. Посланник Аллаха говорил:

 «Делайте сахур, потому что в сахуре  есть баракат» (Бухари, Савм, 20) 

 В хадисе сказано:

«Когда наступает месяц Рамадан – открываются ворота Рая, закрываются ворота Ада  и  шайтаны заковываются в цепи» (Бухари, Муслим) 

 То есть в Рамадан ошибки и грехи истинно постящихся сводятся к минимуму, а шайтан становится бессильным. Однако  все равно следует  беречь себя от зла собственного нафса…

 Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

 «Украшаясь из года в год к месяцу Рамадан, Рай говорит: О Аллах! Определи в этом месяце людей, которые останутся у нас!..» (Табарани) 

Арифы говорили, что пост – это не только воздержание физическое, но и отстранение души от желаний нафса и всего низменного. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  сказал:

 «Тот, кто не откажется от обмана и лжи, – [пусть знает, что] Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья!» (Бухари, Китабу-с-савм; Тирмизи, Бабу-с-савм; Абу Дауд, Савм, 236; Ибн Маджа, 122)

  Следует хранить себя от  всего, что могло бы навредить посту. Особенно нужно остерегаться  гнева. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

 «Пост – защита для вас;  и в  тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет бранить его или [попытается] завязать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я  пощусь!»  (Бухари, Муслим

Одно из имен, которым называют священный месяц Рамадан, – Шахру-с-Сабр, то есть месяц терпения. Некоторые муфассиры, толкуя слово савм, встречающееся в Коране, говорят, что оно означает терпеть. Можно сказать, что пост – значит терпеть, сдерживать себя, превозмогать трудности, проявлять стойкость. Сабр (терпение) – это одна из основ высокой нравственности, залог успеха и ключ ворот Рая.

Проявлять сабр означает смиряться перед Волей Аллаха в любой ситуации, не выходить из состояния равновесия при встрече с  трудностями.       

Пророки и авлия, которым за их терпение помогал Всевышний Аллах и которые более других смогли отразить в себе имя Ас-Сабур, должны служить нам примером. Горька мирская сторона терпения, но плоды его – Рай и довольство Аллаха.

Стоит лишь вспомнить о пользе и мудрости, которую несут приказы и запреты Всевышнего, и подумать о божественных наградах, как терпеть становиться легче.

Что бы ни случилось, сабр следует проявлять сразу, в первые моменты встречи с трудностью. Запоздалый сабр не принесет большой пользы.

 Сахур, таравих, зикр и ду’а во время поста служат средством приближения к Всевышнему. Время ифтара – это время принятия дуа. В этом часе сокрыто особое благо для верующих, встречающих его вместе. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

  «Тот, кто накормит постившегося, получит награду, подобно самому постившемуся, не уменьшая его награды» (Тирмизи, Савм, 81)

Услышав это пророческое обещание, к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  пришли неимущие сахабы и сказали, что не могут кормить постящихся, как это делают богатые. И тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  обрадовал их, сказав, что такая же награда ожидает и того, кто даст разговеться постящемуся хотя бы одним фиником, небольшим количеством молока, или просто водой[5].

 Отдельный вкус есть у постов нафиль. Основа любого благодеяния – чистосердечие и искренность, которые приобретаются воспитанием нафса. Вдохновленные Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) , сахабы прибегали к посту нафиль даже в самые жаркие дни. У некоторых из них не было одежды, достаточной, чтобы укрыться от солнца, и они прикрывались от палящих лучей руками. Однако это не мешало им получать духовное наслаждение от поста, пусть даже он не был обязательным.

Принимая решение держать или не держать пост нафиль, прерывать его или не прерывать – следует опереться на благое  намерение. Тогда любой выбор будет правильным.

Абу Саид  рассказывал:

 «Я приготовил еду для Посланника Аллаха и его сахабов. Когда я принялся подавать кушанья, один из сахабов сказал: «Я пощусь!» Пророк e заметил ему: «Приглашая, ваш брат готовил для вас, а ты говоришь «Я пощусь!» Прерви свой пост и выполни его как долг в другой день» (Тирмизи, Абу Дауд)

 Но есть хадис, указывающий на то, что можно не прерывать пост нафиль:

«Однажды Посланник Аллаха e и его сподвижники пили и ели, собравшись вместе. Среди сахабов находился постившийся Биляль t. Посланник Аллаха e сказал: «Мы вкушаем свой  ризык, а  ризык Биляля – в Раю» (Ибн-Маджа)  

 Оценивать деяния будет Всевышний Аллах. Лучшая часть жизни – та, которая прожита с Его именем и посвящена Ему. Когда человека опустят в могилу, он не возьмет с собой ничего, кроме прошлого. Теперь ему могут пригодиться только свершенные при жизни праведные деяния. Посланник Аллаха  (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Когда верующий умирает, намаз находится в его изголовье, садака справа, а пост слева. (Фадаи-ль–Амаль, 267-268)

  Жизнь, целью которой было не довольство Аллаха, а что-то другое, – словно мираж в пустыне.

Мы надеемся, что по Щедрости Аллаха месяц Рамадан увеличит наши благодеяния и станет защитой от грехов, ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Если бы люди могли по достоинству оценить священный месяц Рамадан, то хотели бы, чтобы он длился целый  год» (Ибн Хузайма, Сахих, III, 190)

 Священный Рамадан очищает  душу и служит подготовкой к такому тонкому поклонению, как хадж, в котором запрещены ссоры и любые проявления греха.

Рамадан – это предоставленная возможность для духовных приобретений в течение  целого месяца. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)   говорил:

 – это милость, середина – прощение, конец – освобождение от Ада…»  (Ибн Хузайма, Сахих, III, 191)

О тех, кто не смог использовать эту возможность, говорится в хадисе, переданном  Ка´б бин Уджрой: 

 «Посланник Аллаха e захотел, чтобы мы сидели поближе к минбару, и мы сели прямо напротив него. Поднявшись на одну ступеньку, он сказал «Амин!» Потом он поднялся еще на одну, и снова сказал «Амин!» Потом, поднявшись еще, он снова сказал «Амин!» Когда он спускался с минбара, мы сказали: «О Посланник Аллаха! Сегодня мы слышали от тебя то, чего не слышали раньше». Он сказал: «На минбаре мне явился Джабраиль. Когда я поднялся на первую ступеньку, он сказал: «Будь проклят тот, кто не прощен, когда его застиг Рамадан!». Я сказал: «Аминь!» Когда я поднимался на вторую ступеньку, Джабраиль сказал: «Будь проклят тот, кто не говорит салават, когда произносится твое имя». Я сказал «Амин!» Когда я поднялся на третью ступеньку, он сказал: «Будь проклят тот, кто не смог заработать Рая, тогда как его родители, или один из них, уже состарился!» Я сказал «Амин!» (Хаким, Мустадрак, IV, 170)

В месяц Рамадан особое внимание нужно уделить поддержке нуждающимся, сиротам и одиноким. Протянуть руку помощи, разделить чью-то боль. Садака открывает ворота милости Аллаха и ограждает от бед. Посланник Алла-ха (саллаллаху алейхи ва саллям)  говорил:

«Садака предотвращает семьдесят видов напастей…» (Суюти, Аль-Джамиу-с-сагир, т.2, стр. 52)

 «От садака утихает гнев Аллаха» (Тирмизи, Закат, 28)

 Лукман Хаким говорил своему сыну:

 «Дитя мое! Если, зная или не ведая того, ты согрешил, – покайся  и дай садака!»

Как-то один человек спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) :

 «О Расулюллах, какое садака приносит наибольшее вознаграждение?» Он ответил: «Садака в Рамадан…» (Тирмизи)

 Щедрый и милосердный раб Аллаха, радующий нуждающихся и одиноких,  подобен облаку, питающему землю дождем. Он – посланец милости Всевышнего. Состояние дающего отражается в сердце берущего. Если милостыня отдана от души, то в ней кроется баракат Аллаха, несущий пользу им обоим. Так происходит приобретение, упомянутое в  Коране:

 « تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ »,  то есть которое никогда не утратится.

К каждому относятся слова Всевышнего:

 

الْحَمِيدُ  يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ

О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах – богат, хвалим (Фатыр, 15)

  Поэтому к служению Всевышнему относится и осознание, что перед Аллахом нужду испытывают все – как    бедные, так и богатые. Великие Ислама говорили: «В бедности мое достоинство!» Указывая таким образом на превосходство богатств духовных над богатствами земными, они заповедовали канаат (непритязательность, удовлетворенность тем, что есть). Богатого канаат хранит и от скупости, и от расточительности. А тот, кто беден, благодаря канаату, не теряет своего достоинства, обращаясь в нужде только к Аллаху.

Аляма бин Каййюм рассказывал, что никто не мог сравниться в раздаче садака с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) . Пророк никогда не копил добра. Мало или много, он всегда давал  каждому, кто бы у него ни просил. Подавая, он никогда не боялся обеднеть. Радость, которую он при этом испытывал, во много раз превосходила радость того, кто от него что-то получал. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  был самым щедрым из людей. Его правая рука была словно ветер, разносящий баракат. Если он выслушивал страждущего, то сильно впечатлялся и, бывало так, что отдавал ему свою еду или одежду прямо с себя. 

В книге «Тафсир Хазин» передано от Джабира t, что однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  пришел некий ребенок и сказал, что его мать просит рубашку. В тот момент у Пророка не было рубашки кроме той, которая была на нем, и он сказал ему прийти в другое время. Ребенок ушел, но спустя некоторое время вернулся снова и сказал, что его мать просит отдать ту рубашку, которая на Пророке. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  зашел в комнату, снял с себя рубашку и отдал ее. Немного спустя наступило время намаза, и Биляль t начал читать Азан. Однако Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , не найдя что надеть, к джамаату не вышел. Некоторые из сахабов, не видя Пророка, поспешили к его комнате. Истина, представшая перед ними, заставила их глубоко задуматься…

  «Пятый Халиф» Умар бин Абдульазиз говорил:

 «Намаз доведет тебя до середины Пути, пост откроет ворота к Владыке, а садака даст предстать перед Ним».

От Убайда бин Умайра передано:

 «В День Сбора люди будут голодными, жаждущими и нагими. Но Аллах накормит тех из них, кто при жизни ради Него кормил; напоит тех, кто ради Него поил; оденет тех, кто ради Него одевал».

 В хадисе сказано:

«О человек, подавай – и тебе воздастся!» (Бухари, Муслим)

 О подаянии Руми говорил:

 «Имущество не уменьшается от раздачи садака. Напротив, сделанное добро охраняет его от потерь и убытков»

 «Выплаченный закят защитит твой кошелек. Совершенный намаз, став твоим пастухом, защитит тебя от зла и волков»

«Пустеет твой амбар, когда ты сеешь. Но когда всходит урожай, ты получаешь  во много раз больше. Сколько амбаров ты наполняешь, опустошив один! Но если ты запрешь зерно и станешь  его хранить, оно станет кормом червям и мышам. Запас  твой будет уничтожен!»

 Аллах говорит:

 

وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم

И жертвуйте из того, чем  Мы вас наделили (Аль-Мунафикун, 10)

 

وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا

فِي سَبِيلِ اللّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

(И тем, которые копят золото и серебро и не жертвуют на пути Аллаха, – им (О Посланник) возвести наказание мучительное) (Ат-Тавба, 34)

 

Закят, садака – это ибада, которая совершается ради довольства Аллаха. Подаяние принимает только Аллах, а те, кто за ним приходит, – посланцы Всевышнего. К ним нужно относиться бережно и с благодарностью. Иносказательно это подчеркивается в аяте:

 

وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ

Их садака берет [то есть принимает Аллах] (Сура Ат-Тавба, 104)

Давая садака, необходимо соблюдать адаб. В Коране сказано:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ

صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالأذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاء النَّاسِ

وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ

(О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и Последний  день) (Аль-Бакара, 264) 

 

Авлия, из боязни, что в их подаяние может вмешаться упрек, и для того, чтобы берущие не чувствовали себя обязанными, вручали закят, встав на ноги.

В сердце Пророка Сулеймана u не было места его несметному царству. Свое время он любил проводить с бедными, говоря: «Бедный ровня беднякам!» Его жизнь была скромной и соответствовала аяту:

 

الْحَمِيدُ  يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ

(О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах – богат, хвалим) (Фатыр, 15)              

 

Однажды некто спросил у Сулеймана u: «Почему ты сидишь  с нищими, ешь и пьешь с ними?» «Потому что я люблю тех, кто богат душой!» – отвечал  Пророк.

Закупоренный кувшин, в котором нет ничего, кроме воздуха, не утонет в море и способен преодолеть немалые расстояния. Каких же дворцов сможет достичь му´мин, не утонув в океане мирского, если сердце его наполнено любовью к Аллаху и закрыто от страстей нафса!

Истинный верующий живет духовной жизнью. Его сердце полно скромности, доброты и сострадания. Мирские блага для него – ничто. Все его помыслы обращены лишь к тому, чтобы наполнить свою душу познанием Господа и взлететь к небесам божественной любви.

 

В священный месяц Милости и Прощения необходимо вдохнуть жизнь в ночь Ляйляту-ль-Кадр. В эту ночь Аллах открывает свои сокровищницы для уммы Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) .

Ночь Ляйляту-ль-Кадр была освещена ниспосланием священного Корана и появлением ангелов во главе с Джабраилем u. Она приветствует верующих невидимым светом. Ляйляту-ль-Кадр – это расцвет Рамадана, насыщенный баракатом и просветлением.

Ночь Ляйляту-ль-Кадр полна духовности Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , она источает  милость и прощение. В хадисе сказано:

«Прощаются грехи прошлого тому, кто, уверовав в превосходство и священность ночи Ляйляту-ль-Кадр и, ожидая награды лишь от Аллаха, проведет ее в поклонении». (Бухари, Муслим)

 

Постичь тайну ночи Ляйляту-ль-Кадр можно лишь тогда, когда раб соблюдает пост, совершает намаз, выплачивает закят искренне, не примешивая к своему поклонению земных целей, не пятная его самодовольством и лицемерием. Если таким образом мы сможем окончить школу Рамадана, то аттестатом нам послужит пропуск на Истинный Праздник.

Мы, путники, стремящиеся к Истине, однажды лишимся радостей преходящего мира. Настанет день, когда просветленные души будут скучать по этим одухотвореным дням. Прощание с порой, принесшей милость и освобождение от Ада, вызовет слезы расставания  у боявшихся Аллаха. 

Всевышний наградит истинным праздником только тех, кто знал цену Его благам, терпел и творил добро.

Пусть Аллах сделает для нас эту жизнь подобной месяцу Рамадан, а Утро Дня Последнего пусть станет для нас Истинным Праздником!

Амин!

[1] Насаи, Муджаму-ль-Авсат

[2] Табарани

[3] Сахур – ночная трапеза перед постом.

[4] Ифтар – разговление.

[5] Ибн Хузайма, Сахих, III,191.


 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!