Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Достоинства призыва | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Достоинства таблига

 

٢٢٥. عَنْ سَهْلِ بنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لِعَلِىٍّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ: «فَوَاللّٰهِ لَأَنْ يَهْدِيَ اللّٰهُ بِكَ رَجُلاً وَاحِداً خَيْرٌ لَكَ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ».

Ислам, Достоинства призыва1. От Сахля бин Са’да (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал досточтимому Али:

«Клянусь Аллахом, если Всевышний через твое посредничество направит на истинный путь (хидаят) хотя бы одного человека, для тебя это лучше, чем самое ценное в этом мире – красные верблюды». (Бухари, Асхабун-Наби, 9; Магази, 38; Муслим, Фадаилус-Сахаба, 34; Абу Дауд, ‘Ильм, 10/3661).

 

٢٢٦. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «نَضَّرَ اللّٰهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي فَوَعَاهَا وَحَفِظَهَا وَبَلَّغَهَا فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ».

 

2. От Абдуллаха бин Мас’уда передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть Аллах обелит лицо того, кто слышит мои слова, старается понять их, выучить и довести до других! Сколько же обладателей знания, которые передают их тем, кто разумнее их!». (Тирмизи, ‘Ильм, 7/2685).

 

٢٢٧. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَنْ دَعَا إِلَى هُدًى كَانَ لَهُ مِنَ الْاَجْرِ مِثْلُ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ لَا يَنْقُصُ ذٰلِكَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئًا وَمَنْ دَعَا إِلَى ضَلَالَةٍ كَانَ عَلَيْهِ مِنَ الْاِثْمِ مِثْلُ آثَامِ مَنْ تَبِعَهُ لَا يَنْقُصُ ذٰلِكَ مِنْ آثَامِهِمْ شَيْئًا».

 

3. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человеку, который призывает других к истине (хидаят), дается такое же вознаграждение, как тем, кто последовал за ним. И при этом и вознаграждение тех, кто последовал за ним, не уменьшается. Человеку, который призывает других к заблуждению (далалят), записывается такой же грех, как и тем, кто последовал за ним. И при этом грех тех, кто последовал за ним, не уменьшается». (Муслим, ‘Ильм, 16. Отдельно см. Абу Дауд, Суннат, 6; Тирмизи, ‘Ильм, 15; Ибн Маджа, Мукаддима, 14).

 

Комментарии

То, что Всевышний Аллах обязал своих рабов заниматься призывом (таблиг), показывает, насколько Он любит Своих рабов и насколько милосерден к ним. Наш Всевышний Господь хочет, чтобы все люди, обретя истину (хидаят), получили свою долю от Его даров и милости. Поэтому Он обещал великие награды тем верующим, которые трудятся для осуществления этой цели.

Чтобы показать, какие великие достоинства заключены в призыве (таблиг), достаточно напомнить, что это качество является одним из тех, которые присущи пророкам. И даже такие качества, как правдивость, надежность, здравомыслие (фатанет) и безгрешность нужны пророкам для того, чтобы самым лучшим образом исполнить возложенный на них долг призыва (таблиг).

Всевышний Аллах, описывая качества тех людей, которых Он называет праведниками, говорит:

«…которые читают стоя по ночам аяты Аллаха и падают ниц. Они веруют в Аллаха и в Судный день, велят творить одобряемое и запрещают неодобряемое [Аллахом] и стараются опередить друг друга в добрых делах. Они и суть праведники» (Али Имран, 3/113-114).

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит о верующих, которые купили Рай за принадлежащее им имущество и свои души. Аллах восхвалят перед всеми людьми таких Своих рабов и обещает им радость за их прибыльный торг, сообщая, что это и есть истинная прибыль. Всевышний говорит, что их самоотверженность на пути Аллаха – это своего рода борьба (джихад), и перечисляет некоторые их качества:

«[Верующие - это] кающиеся [перед Аллахом], поклоняющиеся [Аллаху], восхваляющие, постящиеся, бьющие поклоны, бьющие челом, велящие [творить] добро и запрещающие [вершить] зло, соблюдающие предписания Аллаха. Обрадуй же [, Мухаммад,] верующих» (ат-Тауба, 9/112).

Также и Лукман (алейхиссалям) говорит своему сыну, что таблиг – из тех важных дел, на которые надо решиться, и что нужно терпеть все трудности, которые встречаются на этом пути. (Лукман, 31/17).

В первом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), заверяя свои слова клятвой, сообщает, что, исполняя долг призыва (таблиг), стать причиной обретения истины (хидаят) хотя бы одним человеком ценнее, чем самые лучшие богатства этого мира.

Эти слова Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес, вручая в руки Али знамя и отправляя его на завоевание крепости Хайбар. Значит, если человек способствовал исчезновению преград между людьми и Исламом, и люди обретают истину (хидаят), то вознаграждение (саваб) за это во много раз лучше и ценнее любого сокровища этого мира. Ибо все, что есть в этом мире, и даже сам этот мир преходящи, тают так же быстро, как весеннее облако. Но вера (иман) и истина (хидаят) остаются навсегда, награды за них вполне хватит для доли в вечном мире. Все обретения этого мира, если не отдавать с них должное, могут стать причиной развращенности и заблуждения, в конечном итоге ввергая человека в Ад. Истина (хидаят) приводит человека к счастью и в этом мире, и в будущем, и дарует ему вечную жизнь в Раю.

«Красные верблюды», о которых упоминается в хадисе, в те времена среди арабов считались признаком большого богатства. Эта фраза означает разные мирские богатства. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) упоминает красных верблюдов в качестве примера, чтобы лучше разъяснить всю ценность призыва (таблиг).

Во втором хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) делает ду’а за тех, кто, услышав его слова, учит их и доносит до других. Он говорит: «Да обелит Аллах его лицо!» Удостоиться ду’а нашего досточтимого Пророка – это великое обретение для каждого верующего.

Всевышний Аллах также восхваляет Своих рабов, исполняющих свой долг призыва (таблиг). В священном аяте говорится:

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху, вершит доброе дело и говорит: "Воистину, Я - из предавшихся [Аллаху]"?» (Фуссылят, 41/33).

В продолжении хадиса Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) касается одного из заложенных в призыве (таблиг) мудрых смыслов. Человек, который услышал какой-то аят или хадис, прочитал или даже выучил его, может не понять весь заложенный в них смысл. Правдиво передавая другим то, что узнал сам, такой человек может рассказать об истине людям, которые сообразительнее и умнее его. И таким образом, это знание используется в большой степени. Как сообщается в третьем хадисе, когда человек ведет себя или совершает доброе дело в соответствии с полученным знанием, то Всевышний Аллах такое же вознаграждение, как этому человеку, дает и тому, кто передал ему это знание. И оба оказываются вознагражденными.

Анас (радыйаллаху анху) рассказал случай, показывающий, какими достоинствами обладает призыв (таблиг):

«Посланник Аллах (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал:

- Не поведать ли мне вам об одной группе людей? Они и не пророки, и не шахиды. Но в Судный день и пророки, и шахиды позавидуют их положению перед Аллахом. Они будут сидеть на минбарах из света (нур), и каждый узнает их.

Мы спросили:

- Кто они, о Посланник Аллаха?

Посланник Аллаха ответил:

- Они те, по причине кого Аллах начинает любить Своих рабов, а рабы Аллаха начинают любить Его. Они ходят по земле, желая людям добра и наставляя их.

Мы спросили:

- О Посланник Аллаха! Мы понимаем, как можно стать причиной того, что рабы Аллаха начинают любить Аллаха. Но как можно стать причиной того, что Аллах начинает любить Своих рабов?

На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Призывая людей к тому, что любит Аллах, и, удерживая их от того, что Он не любит. Когда люди начинают следовать этому, то Аллах – велик Он и славен – начинает любить их». (Байхаки, Шуаб, I, 367; Али аль-Муттаки, III, 685-686).

Наш досточтимый Пророк хотел рассказать о достоинствах людей, занимающихся призывом, и о вознаграждении, которое ожидает их в будущей жизни. Этот хадис ни в коем случае не надо понимать в значении, что существует более высокая степень, чем степень (макам) пророчества. Ведь по сути дела, и пророки, и борцы за истину пожертвовали своими жизнями на пути призыва (таблиг).

Здесь нельзя не упомянуть и еще об одном важном обстоятельстве. Донося до людей истины Ислама, надо насколько возможно соблюдать правила поведения (адаб), следовать определенным способам и методам. Всевышний Аллах повелел нам призывать людей на Его путь с мудростью, проницательностью и добрыми наставлениями. Если возникает необходимость противостоять действием или словом, то и в этом случае Он повелел нам поступать гуманно, не попирая ничьих прав. (ан-Нахль, 16/125; Йусуф, 12/108; аль-Анкабут, 29/46).

Мусульмане, призывая людей к благому, должны действовать, руководствуясь любовью и добром. Потому что они все должны делать самым лучшим образом.

Всевышний Аллах говорит:

«Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий Друг» (Фуссылят, 41/34).

Всевышний напоминает, что люди охотнее внимают добрым словам. (Та-ха, 20/44).

А грубое и суровое обращение вызывает неприятие у людей. Поэтому надо просить у Аллаха, чтобы Он милостиво даровал нам мягкость и снисходительность.

Обращаясь к нашему досточтимому Пророку, Всевышний говорит:

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах» (Али Имран, 3/159).

Самый главный и самый действенный из методов призыва к истине – это жить в соответствии с этой истиной. Учить других тому, что выполняешь сам, и легче, и больше воздействует на людей. А людей, поступающих противоположно тому, о чем они говорят, в Судный день ждет суровый расчет. Потому что они, зная истину, следовали лжи.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В ночь Вознесения (Ми’радж) мы проходили мимо людей, губы которых были разрезаны ножницами из огня. Я спросил:

- О Джибрил! Кто это?

Джибрил ответил:

- Это проповедники из твоей общины. Они читали Книгу Аллаха, призывали людей к добру, но забывали о самих себе. Неужели они не образумятся?»[1] (Ахмад, III. 231, 120, 180, 239; Байхаки, Шуаб, II, 283. Отдельно см. Бухари, Бад-уль-халк, 10; Фитан, 17; Муслим, Зухд, 51).

Да, мусульмане, призывающие людей совершать благое и удерживающие их от порицаемого, в первую очередь, сами должны выполнять то, к чему они призывают. Хотя это важно и нужно для того, чтобы их слова оказывали нужное воздействие, но не является обязательным условием. Даже если человек не выполняет должным образом повеления религии, это не должно его удерживать от того, чтобы высказать правду. Такие люди должны сначала себя призывать к благому и удерживать от порицаемого, потом требовать этого от других. При этом нужно надеяться, что со временем они начнут поступать в соответствии со своими знаниями.

Анас (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Мы спросили:

- О Посланник Аллаха! Должны ли мы призывать людей к благому, если сами не выполняем это? И должны ли мы удерживать их от порицаемого, если сами не отказались от него?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Даже если вы сами не можете в полной мере выполнять это, все равно призывайте совершать благое. Даже если вы сами в полной мере не отказались от порицаемого, все равно удерживайте других от этого!» (Хайсами, VII, 227)

Но такое поведение не одобряемо. Это всего лишь разрешение, предоставленное в виду важности призыва (да’ват). И этим разрешением следует пользоваться самый короткий срок. Человек должен сам совершать те благие деяния, к которым призывал на миг раньше. В противном случае, его положение в будущем мире окажется незавидным[2].

 


[1] В этом хадисе указывается на аят из Корана: «[О, ученые!] Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?» (аль-Бакара, 2/44).

[2] Более подробно о призыве (таблиг) и его методах см. Osman Nûri Topbaş, Hazret-i Muhammed Mustafâ, İstanbul 2005, I, 260-281; Ömer Çelik, Mustafa Öztürk, Murat Kaya, Üsve-i Hasene, İstanbul 2004, II, 15-144.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!