Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Богобоязненность | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 

Богобоязнь, это обережение сердца от всего, что может отдалить от Аллаха, и одновременное с этим стремление возвышенными качествами, которые отражают Его божественную сущность. Богобоязненность, это также прибегание верующим к помощи и защите Аллаха, от всего того, что может навредить и причинить ему боль в вечной жизни, опасаясь от всего подобного как  греха, и постоянное прибавление благих деяний.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказывая Абу Зарру, (радыйаллаху анху) что  лишь богобоязненность превозносит одного человека над другими, и что лишь она имеет ценность у Аллаха, говорил:

«Знай! Человек  ни чем не лучше ни черного не рыжего. Превосходнее их тебя может сделать лишь твоя богобоязненность».(Ахмад, V, 158 )

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям),  также говорил:

«Я самый набожный, и самый богобоязненный из вас». (Бухари, Иман, 13; Муслим, Сыйам,74), и в каждой жизненной ситуации поступал так, как велит того богобоязненность. Поэтому для того, чтобы быть истинным верующим, следует во всем точно следовать тому примеру, который оставил нам Посланник Аллах (саллаллаху алейхи ва саллям),  его сунне.

Прекрасное описание богобоязненности дал Пророк Иса (алейхиссалям), который сказал в ответ человеку, спросившему его о том что такое богобоязненность:

«О тот, кто учит благому! Как раб божий может быть богобоязнен перед Господом его?» - спрашивал тот. «Это трудно» – отвечал он. «Тебе следует возлюбить Господа своего всем сердцем, и творить во имя Его и Его благоволенья, быть милосердным и сострадательным ко всем людям!» А затем же добавил:

«Тебе также не следует делать по отношению к другим того, чего бы ты не желал, чтобы было содеяно по отношению к тебе! Тогда ты и будешь богобоязненным перед Господом своим!» (Ахмад, аз-Зухд, стр.59)

Омар (радыйаллаху анху) однажды также спросил Убайа бин Кааба (радыйаллаху анху), о том что такое богобоязненность. На то тот ему сказал:

«Приходилось ли когда-нибудь тебе ходить по тропе, устланной колючками?» «Да, приходилось»-отвечал Омар. «Что же ты делал?»-спрашивал его Убай. «Я приподнимал подол своей одежды, и старался быть предельно внимательным, чтобы не наступить ни на одну из них»- отвечал Омар. На что Убай бин Каб (радыйаллаху анху), сказал:

«Вот это и есть богобоязненность».[1] Началом богобоязненности является остережение человека  от неверия и греховности как от огня геенны. Проявлением же сего, становится выполнение всех предписаний религии, и остережение  от всего того, что греховно. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), повелел: «Где бы ты ни был, бойся Аллаха, и твори благое если совершил грех., тогда оно уничтожит его. И будь благонравен и обходителен с людьми.  (Тирмизи, Бирр, 55 1987)
Наивысшей степенью богобоязненности является отдаление раба божьего сердцем от всего, что может сделать его беспечным по отношению к Аллаху, и всецелое устремление к  Господу его, что не может иметь конца. Об этой степени в аяте говорится так: «О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха как должно и не умирайте, не обратившись в Ислам!» (Али Имран, 102)
Для того чтобы достичь наивысшей богобоязненности, следует остерегаться и того, что сомнительно. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелевал: «Раб не сможет достичь истинной богобоязненности, пока не станет сторонится и того, что не пагубно, из боязни, что это приведет его к пагубному» (Тирмизи, Кыйама, 19/245; Ибн Маджа, Зухд,24)
Абдуллах бин Омар  (радыйаллаху анхума) же, говорил об этом следующее: «Человек не сможет стать богобоязненным, пока не оставит того, что скрежет его сердца, печалит его и заставляет сомневаться». ( Бухари, Иман, 1)
Для того чтобы стать богобоязненным, раб должен всегда  давать себе самоотчет. Ведь для того, чтобы противостоять побуждениям нафса, человеку всегда следует укреплять богобоязненность.
Юсуф (алейхиссалям), перед которым мирское растлалость самым завлекающим образом, смог противостоять этому лишь словами:
«Ищу защиты от искушения от этого у Аллаха», что указывает на то, что выход из таких ситуаций лишь в богобоязненности. Это же указывает и на то, что помощь Аллаха проявляется лишь тогда, когда богобоязненность раба божьего дает о себе знать. Посланник Аллаха  (саллаллаху алейхи ва саллям), вызывая Господу своему, всегда просил его дать ему богобоязненность, словами:
«О Аллах! Дай нафсу моему богобоязненность и очисти его! Потому что Ты самый лучшый очищающий его.  Ты Господь его и Покровитель». (Муслим, Зикр, 73)

 «О Аллах! Я прошу у Тебя истинный путь, богобаязненность, честь и щедрость души»! ( Муслим, Зикр, 72)

Самые превосходные  из людей  пред Господом, это богобоязненные.[2] Всевышний Аллах  любит богобоязненных рабов Своих[3] и всегда пребывает вместе с ними.[4] Лишь    богобоязненных ожидает сады рая, ширина которых, как ширина небес земли.[5] Только богобоязненных Всевышний наделяет даром различать между добром и злом и прощает их грехи.[6] Богобоязненным Аллах показывает выход из затруднительных ситуаций, дает им пропитания, оттуда откуда те и не ожидают, облегчает им их заботы, прощает прегрешения и награждает великой наградой.[7]

   Ведь   как об этом говорится в хадисе, которое передает Абу Зарр (радыйаллаху анху) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал:

«Мне известен один аят. Если бы люди следовали лишь ему одному, этого бы им хватило». На что сподвижники удивленно спросили:

«Что же это за аят, о Посланник Аллаха?»

Он отвечает им: прочитав аят из Корана: «…Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения]». (ат-Талак, 2) (Ибн Маджа, Зухд, 24)

Самыми близкими духовно к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), также являются богобоязненные. Муаз бин Джабаль, (радыйаллаху анху) говорит:

 «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), посылая меня наместником в Йемен вышел проводить меня до ворот Медины. Я был верхом, а он шел пешком. Отдав мне последние распоряжения, он сказал:

«Быть может, Муаз, ты уже не увидишь меня больше, и посетишь могилу мою и мечеть!»

Услышав эти слова, от мысли о том, что мне уже не удосужится увидать своего ближайшего друга, Посланника Аллаха, я стал плакать. Он (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал мне:

«Не плачь Муаз!», повернувшись лицом к Медине сказал:

«Самые близкие из людей ко мне те, кто всегда и во всем остается богобоязненным».[8]

В другом случае он (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Друзьями моими, несомненно, являются лишь богобоязненные».(Абу Дауд, Фитан, 1/4242 )

Сердце которое становится совершенным в богобоязненности, удостоится быт местом, куда обращается взор Аллаха, где находят отражение свое божья мудрость и таинства.

 

Некоторые картины превосходства

Жизни таких приближенных рабов  Аллаха как ученые Имама Абу Ханифа, Имам Шафии и Ахмад бин Ханбаль полна примерами истинной богобоязненности. Так однажды, Имам  Абу Ханифу застали за мытьем маленького пятнышка с его одежды. Его спросили:

« О Имам! В соответствии фетвой, которою вы издали, это маленькое пятно, не делает одежду грязной, и не мешает выполнения в ней молитвы, почему же вы мучаетесь, отмывая его?»

На что Имам Азам отвечал:

«То, фетва, это же богобоязненность!.»

Так становится очевидным, что богобоязненность, это трепетное отношение ко всему что велел а также запретил Всевышний Аллах.

 

 Не менее поучителен и следующий пример, который повествует о женщине, которая из боязни впасть в греховное, на протяжении многих лет не говорила ничем, кроме как аятами из священного Корана.

Рассказывает Абдуллах бин Мубарак (рахматуллахи алейхи):

Как-то я вышел в путь, с намерением посетить после Хаджа, могилу Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В дороге, впереди себя увидел не что темное. Взглянув пристальнее я увидел, женщинуодетую в шерстяные одеяния!.. Я обратился к ней:

«Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!» - приветствовал ее.

Она же отвечала мне аятом из суры Ясин:

«От имени милосердного Господа [их встречают] словом: "Мир)!" (Ясин, 58).

«Пусть Аллах даст тебе здравия! Что ты здесь делаешь?», - спрашивал ее я.

Она же отвечала мне аятом из суры аль-А`раф:

«Тех, кто сошел с прямого пути по воле Аллаха, никто не вернет на него, и оставит Он их пребывающими в заблуждении». (А`раф,186)

Из чего я понял, что она сбилась с пути.

«Куда же ты следуешь?» - спрашивал ее я. Она же отвечала аятом:

«Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба,  из Заповедной мечети в Масджид ал-Акса…» (Исра, 1)

 Из чего я понял, что она посетила Каабу и направляется в Йерусалим.

«Сколько же дней ты в пути?» – спрашивал ее я.

Она же отвечала аятами:

«…Знамение для тебя состоит в том, чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи». (Марйам, 10)

« У тебя нет с собой ни пищи, ни воды?» - удивленно продолжал расспрашивать я.

Она же отвечала мне аятом:

«Который дает мне пищу и утоляет жажду». (Шуара, 79)

«А как ты делаешь омовение в безводной пустыне?» – спросил ее я.

Она же прочла мне 43 аят из суры Ниса: «...Если вы не найдете воды, то совершайте омовение чистым мелким песком…».

«У меня есть еда, не желаешь ли отведать?» – предложил ей я.

Она же прочла мне в ответ:

«Потом поститесь до ночи». (аль-Бакара, 187)

«Однако сейчас не Рамадан?» – недоумевал я.

Она же отвечала мне 158 аятом из той же суры аль-Бакара: «…И кто бы добровольно ни совершил добро, [пусть знает], что Аллах - воздающий по заслугам и знающий».

«Однако нам дозволено не поститься если мы в пути»,- попытался возразить я. На что услышал в ответ 184 аят из суры Бакара: «…А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься».

«Однако почему же ты не говоришь со мной так, как говорю с тобой я?» - спросил тогда я. Она же ответила мне в ответ 18 аятом из сур Каф: «[Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».

«Позволь мне посадить тебе на своего верблюда и довести тебя до вашего каравана» – предложил я. На что она отвечала 197 аятом из суры аль-Бакара: «…А о том, что вы сделаете доброго, Аллаху ведомо…».  

Я сразу же подвел к ней верблюда. Она же прочла 30 аят из суры Нур: «…Скажи [Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие».

Когда же я усадил ее на животное, она поспешила прочесть 13 и 14 аяти суры Зухруф: «…Хвала тому, кто устроил нам все это, нам ведь такое не под силу. И, воистину, мы вернемся к нашему Господу».

Когда мы тронулись в путь, я услышал, как она читала 20 аят из суры Муззаммиль: «…Так читайте же то, что вам доступно из него (т. е. Корана)…».

 

 Тут я прочтя из 269 аята суры аль-Бакара: «Аллах дарует мудрость, кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом…»  решил обратить ее, сказав:

«Тебе Всевышний Также даровал много блага!». Она же в ответ на это прочла и продолжение этого аята, где говорится: «…Но только разумные внемлют наставлению...».  (Аль-Бакара, 269)

Вскоре мы догнали ее караван. «Вот и твой караван! Кто есть у тебя в этом караване?» – спросил ее я. Она же ответила мне 46 аятом из суры Аль-Кахф: «Богатство и сыновья - украшения жизни в этом мире…».  Из чего я понял, что  у нее здесь сыновья.

«Какова их обязанность здесь?», спросил я, что бы быстрее их найти. Она же прочла 16 аят из суры Нахль: «А также [создал другие] приметы, [чтобы вам выбрать верный путь]. А по звездам люди находят верную дорогу...», из чего понял, что они являются здесь путеводителями.

«А как их имена?» – поинтересовался я, она же отвечала теми же аятами из Священного Корана:

«…А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом». (Ниса, 125)

«…И Аллах [без посредников] вел с Мусой беседу». (Ниса, 164)

«…О Йахья! Крепко держись [установлении] Писания (т. е. Торы)..» (Марйам, 12), прочла она. Я же громким голосом обратился:

«Ибрахим, Муса, Йахья!»- воззвал я. И тогда из палаток вышли трое юношей. Лица которых были светлыми как молодой месяц. Когда они сели рядом, их мать прочла им 19 аят из суры Кахф:

«…Пошлите-ка [лучше] кого-либо из вас в город с монетами, что у вас есть. Пусть он выберет кушанья дозволенное и принесет вам их на обед». (Аль-Кахф, 19)  тогда один из юношей ушел, и принес еду и поставил ее передо мной. Женщина же все продолжала: [Им скажут]: "Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни". (Аль-Хакка, 24)

Однако я, поспешил узнать у сыновей этой женщины почему она не говорит простой речью. «Пока вы не объясняете мне, отчего мать ваша говорит лишь аятами из Священного Корана, я не притронусь к вашей пище!»-сказал я им. На что молодые люди отвечали:

«Это наша мать, она так говорит из боязни совершить ошибку и впасть в греховное, на протяжении вот уже сорока лет не говорит ни о чем, кроме аятов из Священного Корана!»

Я же не нашел ничего, кроме как прочесть из Корана то, что мне тогда пришло на ум:

«[Все] это - милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ибо Аллах обладает великой милостью». (Аль-Джума, 4)[9]

 

Богобоязненностью является также и остережение из боязни впасть в греховное и того, что в сути является дозволенным. Вот пример этому:

Создавший великую армию и флот, сумевший умело справиться со всеми разногласиями в своем государстве, и сумевший вернуть ему былую силу и Славу, Султан Абдульазиз Хан, привлек к своей личности большое внимание. По этой причине его не редко приглашали к себе Французы и Англичане.

Будучи крайне религиозным, Абдульазиз Хан, из опасения, что еда в чужих краях может оказаться недозволенной, он всегда возил с собой своих поваров из города Болу.

И в жизни своей Абдульазиз Хан был крайне набожным и дисциплинированным человеком. Всю свою жизнь, вместо простой воды, он пил воду из священного источника зам-зам. Передается также, что в одном из своих путешествий в Европу он взял с собой воду из зам- зама, чтобы брать ею омовение. Он очень аккуратно молился, и любил читать Коран. В день, когда на него было совершено покушение, на его столе нашли Коран, открытый на суре «Юсуф». Этот Коран, с каплями крови на страницах, и сегодня можно увидеть в музее Топкапы. Ведь и в хадисе говорится: «Человек уйдет из жизни так, как прожил её, и будет воскрешен таким, каким ушел из жизни».[10]

Другой знаменитой исторической личностью, которая отличалась крайней набожностью и богобоязненностью был Абдульхамид II. Если даже посреди ночи для решения возникших вопросов бывало необходимым его личное присутствие, или же его личная подпись, то он всегда велел будить его, и не откладывать этого до наступления утра.

Об этом его главный летописец Асад Бей в своих воспоминаниях говорил:

«Однажды ночью, для подписания важного указа, я постучался в дверь Султана. Но дверь не открыли. Немного погодя, я опять постучался, но дверь опять не открылась. «Неужели же, с Султаном что-то случилось?» - побеспокоился я. И немного погодя вновь постучался в дверь. Но дверь открылась, и Султан показался в двери с полотенцем на плече, которым он обтирал свое лицо. Он улыбнулся и сказал:

«Сын мой! Я понял, что ты пришел по важному делу. Я слышал это с первого раза, но я задержался по причине того, что брал омовение! Ведь я ни разу за все время своего правления не подписывал ни одной бумаги своего народа без омовения… Неси же, я подпишу это!..» - сказал он, и, произнеся Имя Всевышнего, подписал бумагу».

Жена Абдульхамида II, рассказывая о такой черте характера своего мужа, как-то говорила:

«Абдульхамид Хан ложась спать всегда клал возле кровати чистый кирпич. Его он использовал для того, чтобы, добираясь из спальни к ручью, не ступать на землю без омовения, а посему совершал таяаммум используя кирпич. Когда его однажды спросили, почему он так делает, он объяснил:

«Если мы, будучи правителями всех мусульман, не будем обращать внимание на то, чему учит нас сунна, вся умма Мухаммада потерпит от этого урон!..»»

Набожная и богобоязненная жизнь сделала из этого человека, политического гения. Именно он, в самые тяжелые и опасные годы своего правления, благодаря своей проницательности, смог принять такие решения, которые оставили самый яркий след во всей мировой истории.

 

Иными словами, богобоязненность, это качество, которое украшает духовную жизнь человека, являясь сутью всей религии.

Величайшим плодом жизни вечной является именно богобоязненность. Жизнь без богобоязненности полна опасностей. Жизнь, прожитая не богобоязненно, ставит всю жизнь человека под угрозу того, о чем, обещает Аллах, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Так как вы проживете жизнь свою, так и умрете». (Мунави, V, 663), что делает человека на последнем вздохе его жизни несчастливцем в обоих мирах. Ведь для того, чтобы уберегать себя от зла и пагубности страстей нафса, человеку следует жить так, будто он ходит по минному полю, живя аккуратно и осмотрительно.

Войны ведутся и заканчиваются в определенное время и в определенном месте. А война, которую человек открывает против нафса, своею богобоязненностью может продлиться всю жизнь. Ведь и в аяте говорится: «Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе». (Аль-Хиджр, 99)

Пусть же Всевышний, всегда оставляет нас в бдении против происков страстей наших нафсов, предоставляя нам возможность продолжать служение Ему, оставаясь истинно богобоязненным!..

                          Аминь!

 



[1] Ибн Касир, Тафсируль-Кураниль-Азим, Бейрут 1988, I, 42.

 

[2] См. Аль-Худжурат, 13.

           [3] См. Али Имран, 76.

[4] См. Ан-Нахль, 128.

[5] См. Али Имран, 133.

[6] См. Аль-Анфаль, 29.

 

[7] См. Ат-Талак, 2-5.

 

[8] Ахмад, V, 235; Хайсами, Маджмауз-Заваид, Бейрут 1988, XI, 22.

 

[9] М. Асим Кёксал, Книга и Сунна, Стамбул 1999, 21-25.

 

[10] См. Муслим, Джаннат, 83; Мунави, Фейзуль-Кадир, Бейрут 1994, V, 663.

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!