Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Этикет служения | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЭТИКЕТ И КРИТЕРИИ СЛУЖЕНИЯ

 Служение – это социальная обязанность, выполнения которой Всевышний Аллах требует от Своего раба. Жизнь му’мина, благодаря служению созданным, удостаивается благословения, приобретает глубину и осмысленность. Являющееся важной составляющей исламской нравственности, служение выражается в снискании довольства Аллаха через стремление к служению его созданиям и избавления от эгоизма своего нафса. Каждое искреннее служение, которое не преследует личной выгоды, а подразумевает достижение довольства Аллаха, есть, в действительности, исканием пути к Господу, устремленности к Нему в поступках.

Вследствие этого, каждое служение и по форме, и по содержанию должно быть безупречным. А это подразумевает соблюдение определенных критериев и правил поведения (этикета). То есть, в служении, будь оно духовным или материальным, наравне со стремлением и волей, очень важно душевное состояние. Ведь благословение, а значит, принятие Аллахом какого-либо служения, зависит именно от этого. Поэтому великие говорили:

«Служение важно, но благовоспитанность в служении еще важнее», указывая на необходимость приступать к каждому служению с чистым, искренним сердцем, следуя определенным критериям и правилам поведения.

Ведь помимо праведности наших деяний, Всевышний Аллах видит и степень богобоязненности нашего сердца, когда мы приступаем к какому–то делу. С этой точки зрения, нищий материально, но богатый духовно заслуживает рай половинкой финика; богатый материально, но нищий духовно, то есть с больной и беспечной душой, даже истратив все свое состояние, может ничего не приобрести.

Это означает, что принятие Аллахом совершенных поклонений зависит от искренности сердца и внутреннего вдохновения. Ведь многие благодеяния, кажущиеся великими, но не имеющие значения для других, таковыми и остались, а кажущиеся ничтожными, снискали великие награды и вечность, послужив для пользы людей.

Поэтому, самое главное – это внутренние ощущения. То есть, правила поведения и критерии, которым следует сердце в своем поклонении в ходе служения, приобретают особую значимость. В Священном Кор’ане Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелевалось выстаивать намаз в мечети Куба, которая была воздвигнута с искренностью и богобоязненностью, и приказано было разрушить мечеть Раздора (Масжид-уд-Дирар), которую построили мунафики (лицемеры), для внесения фитны в общину. По внешнему виду они обе – мечети, но по внутреннему содержанию – разница между ними, как между востоком и западом, раем и адом.

Такова же разница служений, выполненных с соблюдением норм нравственности и без соблюдения оных!..

Это значит, что пригодными к служению могут быть сильные личности, обладающие знаниями, умением, достоинством, уравновешенным характером. Нелепо было бы ожидать каких-то благих и полезных результатов от служения неискренних, легкомысленных людей.

Следовательно, человек, которому представилась возможность служения, не должен приписывать себе превосходства. Напротив, он должен быть готов пожертвовать не только своим честолюбием, состоянием и славой на пути исцеления душ, но и самой жизнью, стать самоотверженным му’мином. Истинный человек служения должен взять за обыкновение находиться рядом с теми, кто в нужде и горе, вместе с теми, кто одинок. Обладающий духовностью человек, который в любой сфере деятельности может выполнить свое дело с любовью, является источником надежды и веры.

Перечисляя те качества, на которые следует обратить внимание человеку служения, приведем их в таком порядке:

 ОСОЗНАНИЕ ВАЖНОСТИ СЛУЖЕНИЯ

Человек служения, прежде всего прочего, должен знать, что возможность служить является великой милостью, ниспосланной ему, и принимать это как первый постулат служения. Сознавая, что в руках его нескончаемое благо, должен благодарить и восхвалять Господа своего за это.

Самое великое из всех служений, возвеличивание и призыв к Слову Аллаха, есть обязанность, вверенная му’минам, величественный довод и священная миссия. Священный Кор’ан и Сунна есть аманат, переданный нам Всевышним Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям). Как благородные сахабы и наши предки сохранили для нас этот аманат без изменений на протяжении 1400 лет, так и мы должны довести его до следующих поколений. Это служение будет нашим капиталом для будущей жизни и, инша Аллаху, станет пропуском в рай.

Посвятивший всю свою жизнь служению творениям Аллаха, выдающийся человек, покойный мой отец Муса Эфенди (рахматуллахи алейхи) говорил о ценности и значимости служения:

«Му’мин, независимо от того, велико ли, мало ли поклонение или благодеяние, при каждой возможности, должен с искренностью устремляться к ним. Но многие занятые большим служением люди, пренебрегают служением, кажущимся незначительным. А ведь где, в каком из них довольство Аллаха – никто не знает.

Надо осознавать, что возможность служения выпадает не всем. Есть многие, которые способны служить, но не имеют возможности из-за нехватки времени или отсутствия условий. Выполняющие служение, понимая, что это милость для них, должны умножать свое усердие и даже быть благодарными тем, кому они служат».

О том, что следует быть благодарным тем, кому служишь, и воспринимать их как благо, Имам Раббани (рахматуллахи алейхи) говорил так:

«Так же, как один человек становится причиной совершенствования многих, так и многие могут стать причиной совершенствования одного человека. Так же, как учитель является причиной совершенствования своих учеников, истинно и то, что и ученики являются причиной совершенствования учителя».

Каждый из нас получая в своей мере блага и милости от Всевышнего Аллаха, должен находиться в стремлении жертвовать ими на Его пути. Это есть проявление искренности нашей веры. В священном аяте об этом говорится:

«Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние [верующие]» (Аль-Худжурат, 15)

С другой стороны, та часть, которую необходимо выделить человеку из своего имущества, разъяснена. Поэтому тот, кто выплатил закят, считается выполнившим служение своим имуществом. И лишь потому, что Всевышний Аллах не посвятил человека в то, что касается его истинных способностей и возможностей, мы свою жизнь до последнего вздоха должны отдать служению на пути Аллаха. По этой причине, всю свою волю и силу до последнего предела мы должны отдать служению.

Великий Господь наш ниспослал:

«Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей» (Аль-Бакара, 286)

Поэтому, каждый му’мин, служение, что выпало ему, не должен считать достаточным, должен пребывать в постоянном поиске того, что он еще мог бы сделать. Самый живой пример тому – благородный сахаба Абдуллах бин Умми Мактум (радыйаллаху анху). Из-за того, что он был слепым, ему было разрешено не участвовать в джихаде. Однако, этот праведный сахаба, чтобы не мучиться в неизвестности и, в то же время, не отстать в служении от других, вызвался быть знаменосцем армии мусульман в битве при Кадиси.

Му’мин не должен впадать в уныние или отчаяние по поводу своей слабости или ограниченных возможностей. Никогда не должен думать, что его служению на пути Аллаха может наступить конец. До последних дней жизни его стремление к служению и борьбе должно неуклонно возрастать.

وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ

«Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе» (Аль-Хиджр, 99)

Священный аят призывает каждого му’мина, пока он находит в себе силы открывать и закрывать глаза, продолжать служение во исполнение своего долга раба Аллаха.

Следующий пример показывает, каким должен быть наш критерий оценки этого.

После битвы Ухуд Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал проконтролировать убитых и раненых. Особенно его интересовала судьба сахабы по имени Са’д бин Раби (радыйаллаху анху).

Чтобы найти его, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) направил на поле битвы одного из сахабов. Однако отыскать его не удавалось. И тогда, обратившись в сторону тел убитых, сахаба с последней надеждой позвал:

«Эй, Са’д! Меня послал Посланник Аллаха. Он приказал мне доложить ему, среди живых ты или среди мертвых».

Доживающий последние мгновения своей жизни Са’д, услышав, что его судьбой интересуется Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), из последних сил сумел произнести:

«Я теперь уже среди мертвых!» Он созерцал уже иные миры.

Подбежавший сахаба нашел его, изрубленного саблями и истекающего кровью, и смог услышать, как он прошептал последние слова:

«Клянусь Аллахом, если пока видят ваши глаза, вы не станете защищать Посланника Аллаха, а позволите, чтобы с ним что-либо случилось, у Аллаха для вас нет дальше ничего, и ничто вас от Него уже не защитит!» (Ибн Абдильбар, Исти’аб, II, с.590).

В этих последних словах Са’да бин Раби (радыйаллаху анху) – наставление умме и одновременно слова прощания с этой бренной жизнью.

Халид бин Валид (радыйаллаху анху) в последние мгновенья своей жизни, укоряя себя, воскликнул:

«Проведя всю свою жизнь на пути Аллаха под ржанье лошадей и звон мечей, сейчас умираю, как немощный, в кровати! Как это печально! Поставьте меня на ноги! Я отдам душу, хотя бы опираясь на свой меч!», что свидетельствует о его высочайшем чувстве ответственности.

Это чувство ответственности необходимо в любом служении на пути Аллаха. Каждый му’мин, относящийся к ахли-хизмат (миру служения), должен сделать это чувство мерилом своих действий и понимать тяжесть последствий уклонения от возможности служения. Он не должен забывать, что противоположные действия пагубны для будущей жизни.

Служение – это такое превосходство, которое ни один пророк или аулия, даже находясь на смертном одре, не упускали из рук. На этом остановимся, считая сказанное достаточным для понимания важности использования всякой возможности служения.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!