Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Призыв к истине и добру - 1 | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Мы должны часто отдавать себе отчет в том, насколько  мы заслуживаем чести и счастья принадлежать к умме господина Досточтимого Посланника Аллаха, который прилагал невероятные усилия ради того, чтобы привести человечество к вечному спасению; мы должны часто отдавать себе отчет в том, насколько, будучи его уммой, мы следуем сунне, насколько мы заслуживаем звания «свидетелей Аллаха на земле».

 

Каждый человек, не утративший дарованную от природы способность размышлять, познавать и доходить до сути, который видит жизнь и вселенную взором сердца, не затратит особых усилий, чтобы понять, что он существует не бесцельно, не просто так. Созданный с глубоким смыслом и серьезными намерениями, человек не пришел в этот бренный мир попусту. Так говорится в священных аятах: 

  أَيَحْسَبُ اْلاِنسَانُ أَنْ يُتْرَكَ سُدًى

«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей](аль-Кыйама, 75/36) 

أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لاَ تُرْجَعُونَ

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною?» (аль-Му’минун, 23/115). 

Каждый человек должен понять, что тот отрезок времени в потоке бытия под названием «жизнь», который выпадает ему, устанавливает связь между вселенной и человеком и протекает между колыбелью и могилой. 

Царящие во вселенной божественные порядок и могущество приводят обладающего разумом и совестью человека к признанию существования Мудрого Творца, то есть побуждают к «иману». Однако для того чтобы люди могли реализовать свою веру самым совершенным образом, Всевышний Аллах по милости Своей посылал к ним пророков, которые служили проводниками на истинном пути. 

Удостоившись милости «веры», человек вместе с ней приобретает еще одно важное качество – «сострадание». Сострадание подобно неугасимому огню в сердце му’мина. Это – драгоценное приобретение, приближающее нас к Господу нашему. Сострадание – это благодатный плод веры, вкусив который, человек устремляется от эгоизма к человеколюбию. Ведь когда вера обретает совершенство в сердце, нарастает чувство сострадания к тем, кто лишен ее, увеличивается желание помочь им. Поэтому душа истинно верующего не найдет успокоения только лишь в собственной вере, когда рядом с ним есть те, кто нуждается в призыве и наставлении. 

Несомненно, человек – путник на бренной дороге к ахирату. И отрицать это – такая же нелепость, идущая вразрез со здравым смыслом, как, закрыв глаза, отрицать существование солнца. Таким образом, построение собственной жизни в соответствие с этой истиной – необходимость, продиктованная разумом, логикой и совестью. Ведь в жизни му’мина не растрачивание благ, которыми он обладает, на потребности и прихоти нафса, а наставление на истинный путь тех, кто в нем нуждается, является самой важной религиозной обязанностью, зовом его совести. Ведь призывать людей к истине, добру, знанию, вере, праведным деяниям, а посему – и к вечному счастью, помогать им сторониться зла и не попадать из-за неустойчивости нравственных принципов своих в позорную яму грехов и темноту неверия – это великая ответственность, которая сулит самые высокие блага и награды в жизни этой и жизни вечной. Об этом говорил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в благородном хадисе: 

«Тот, кто призывает на путь добра, получит вознаграждение за то добро, которое совершат последовавшие его призыву. И это нисколько не убавит их вознаграждения! 

Тот, кто призывает на путь греха, получит наказание за те грехи, которые совершат последовавшие его призыву. И это нисколько не убавит их наказания за грехи!..» (Муслим, Ильм, 16; Абу Дауд, Суннат, 6; Тирмизи, Ильм, 15). 

Из этого хадиса становится ясным, сколько благих вестей о достоинстве и багоденствии несет призыв Пророка к истине и добру, так же как обещание тем, кто призывает к греховному, увеличения их собственных грехов подобно снежному кому, ведущего их к погибели. Это показывает, какой большой ответственностью является призыв к истине и добру и удерживание от грехов. 

С другой стороны, каждый му’мин, вступающий на путь призыва к истине и добру, сначала должен привести к совершенству собственную личность. Потому что в наставлении людей на путь истины и добра самым эффективным средством является, если истина, добро, добродетель и праведность находят воплощение в живых примерах. А посему, тот, кто призывает людей к истине, прежде всего, сам должен прочно стоять на «сыраты мустаким». Для того чтобы таблиг возымел более благоприятное действие, надо стараться приступать к нему, по возможности, с «сердцем, достигшим уверенности». Так как те, кто пребывают на этой духовной ступени, оттого что живут переживаниями вечного, утратили всякий интерес к преходящим радостям и наслаждениям. Проще говоря, те, кто посвятили себя таблигу, делают это не в расчете на получение какой-либо выгоды в преходящем мире или в угоду собственному нафсу, а исключительно ради снискания довольства Аллаха, а значит, исполняют с искренностью. Это качество, в то же время, было присуще нравственности всех пророков. Ведь в Священном Коране об этом говорится: 

«Я не прошу у вас вознаграждения за следование новой религии. Вознаградит меня лишь Господь [обитателей] миров» (аш-Шу’ара, 26/180). Этот и немало подобных аятов содержат божественные разъяснения о нраве каждого посланника.   

* * *

Обязанность призыва к добру и удержания от зла в нашей религии носит название «амр биль-ма’руф ва нахи ‘аниль-мункар». По поводу этого божественного повеления есть разъяснение в священном аяте:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ

 وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«…и тогда образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать» (Али Имран, 3/104). 

Единственный критерий, позволяющий отличить истину от лжи, добро от зла, благородство от низости, зрелость от неопытности – это глас религии, то есть повеления  и наставления Аллаха и Его Посланника. И первая обязанность каждого му’мина – усиливать этот глас. 

Всевышний Аллах, в одном из священных аятов называя таблиг «великим джихадом», говорит:

 «[О Посланник!] Не повинуйся неверным и упорно борись с ними при помощи Корана» (аль-Фуркан, 25/52)  

 Поистине, это повеление о «великом джихаде» было ниспослано в Мекке, когда у му’минов не было физических сил противостоять мушрикам (многобожникам), в условиях укоренившегося невежества, фанатичного заблуждения, господства хаоса и анархии, мракобесия неверия и атеизма; именно в тот момент в центр самых главных идей джихада была поставлена эта – призыв к Священному Корану. Ведь в тот период му’мины, для того чтобы сражаться против угнетателей и врагов, не имели ни достаточной мощи, ни вооружения. Кроме слова Аллаха в их руках не было ничего. А посему, призыв к Священному Корану, заключающийся в разъяснении священных аятов, означал великий джихад и преданность единственному пути. 

* * *

В одном из хадисов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Только к двум категориям людей можно испытывать зависть: первая те, кому Аллах даровал знание Священного Корана, и они день и ночь заняты им (живут им и призывают других), другая те, кому Аллах даровал богатство, и они день и ночь жертвуют его на пути Аллаха» (Бухари, Ильм, 15; Муслим, Мусафирин, 266).  

Жить Кораном самым достойным образом – это изучать его и обучать ему, перенимать его нравственность, в жизни своей следовать его повелениям и запретам, тонко и деликатно призывать к иману. Чтобы призыв Корана дал желаемый положительный результат, обязательно, чтобы Кораном до самой глубины были заняты все чувства и мысли му’мина. 

Например, причина того, что Благородный ’Умар (радыйаллаху анху) отказавшись от гнусного намерения убить Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вступил на истинный путь, заключалась не только в благословенности ду’а Пророка, а и в том, что в доме у сестры ’Умара изучали Коран и жили его призывом, глубоко принимая сердцем. 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и благородные сахабы (радыйаллаху анхум) проявляли усердие на пути призыва к религии Аллаха через Священный Коран, ради этого используя любые материальные и духовные возможности и мобилизуя все имеющиеся силы. Они, без страха и упрека преодолевая огромные препятствия на своем пути, представали перед тиранами и правителями с посланиями Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о призыве к религии Истины, не страшась при этом отдать жизнь свою. Именно поэтому из 120 тысяч сахабов, присутствующих на Прощальной Хутбе (проповеди) Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), только 20 тысяч похоронены на территории Мекки и Медины. Все остальные, дойдя до Китая, Стамбула, Африки, Кавказа, остались там навсегда, распространяя милосердие и сострадание, завоевывая для Ислама достойное его место. И таким образом довели свой, начавшийся в Мекке призыв, до всех народов и времен. 

  Особенно хочется обратить внимание на то, что сверхчеловеческие усилия и борьба Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и преданных ему сподвижников на пути призыва к истине через божественные послания, с одной стороны, соединили в себе обязательность призыва, высоту и значительность чувства долга, с другой стороны, стали для му’минов необходимым уроком бытия в упоении имана. 

Досточтимый Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которого Всевышний Аллах послал нам, Своим рабам, совершенным примером, всю жизнь посвятил служению и призыву к вере. Он отклонял самые выгодные с приземленной, эгоистичной точки зрения многобожников предложения, затем страдая от их насмешек, оскорблений и несправедливости, но никогда не прекращал усердствовать на пути призыва к вере. На этом пути самое незначительное колебание было для него неприемлемым, настолько же уверенно и мощно утвердилось в нем всепоглощающее чувство упоения верой. В начале его миссии, в период пока еще не окрепших возможностей, многобожники обратились к нему с очень заманчивым на их взгляд предложением, взамен на которое Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отказался бы от призыва, но он ответил: 

«Клянусь Аллахом, что даже если вы положите в мою правую руку солнце, а в левую луну, чтобы я отказался от призыва к религии Аллаха, я никогда не откажусь от нее! Или же Всевышний Аллах распространит ее по всей земле, или я умру на этом пути!»[1] 

Поистине, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ради призыва к Исламу претерпел столько трудностей и мучений на этом пути, сколько не вынес бы никто другой, используя всякий удобный момент, чтобы заронить в сердца человеческие семена Истины, и став для уммы лучшим и совершенным примером в следовании по пути Истины и воплощении ее. 

Как в первые годы пророчества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда многобожники отовсюду стекались в Мекку, совершая хадж, он сам по нескольку раз обходил все племена, разъясняя им Ислам. В местах скопления людей, где они проводили собрания и общались, каждого встреченного им свободного и невольника, слабого и сильного, богатого и бедного, не разделяя никого, сначала призывал к религии Аллаха. 

Джабир (радыйаллаху анху) рассказывал так: 

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время хаджа периода джахилии в местах стоянок каждого племени обращался к паломникам с предложением: 

«Есть ли из вас кто-нибудь, кто может представить меня своему народу? Курайшиты воспрепятствовали провозглашению мною Слова Господа моего» (Абу Дауд, Сунна, 19-20). 

Особенно на рынках, действующих в Мекке, таких как Указ, Маджанна, Зульмаджаз, он сам приходил туда, где останавливались на ночлег торговцы из разных племен, знакомился с ними и рассказывал о единстве Аллаха и необходимости поклоняться только Единому Господу. 

Несмотря на те издевательства и мучения, которым он подвергся в Таифе, ему было достаточно того, что за ним последовал лишь один невольник по имени Аддас, чтобы печаль его сердца сменилась радостью, и молился Аллаху о спасении остальных. 

Вместе с тем, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) испытывал горечь от того, как приняли его призыв в Таифе, он был обеспокоен тем, все ли верно сделал, донося истину Господа своего людям. И он воззвал к Аллаху так: 

«О мой Господь! Я признаюсь лишь Тебе Одному, что иссякли силы мои, что остался я беспомощен и порицаем людьми. О Милостивейший из милостивых! Если Ты не в гневе на меня, то все, что я претерпел, ничто для меня. О Господь, наставь народ сей на путь истинный, ибо они не ведают. О Господь, я нуждаюсь в снисхождении Твоем, пока не удостоюсь довольства Твоего…» (Ибн Хишам, II, 30). 

Один возможный способ познать бесконечные удовольствия этой скоротечной жизни – это, по примеру Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), наполнить ее ароматами прощения и милости садов нашей души. Это необходимо, чтобы возвысить милосердие над всеми остальными чувствами. Так будем милосердны, чтобы самим удостоится ореола божественной милости, чтобы обрести свою долю от проявления сыфата Всевышнего Аллаха «Ар-Рахман». 

Милость Всевышнего Аллаха – бескрайний океан, а для того чтобы переполнить наши сердца, довольно одной только капли. Эта капля, упавшая в сердце, несет наслаждение вкусом океанской влаги, и душа сливается с океаном. И одна за другой, души, растворившись в океане милости с мольбами о прибежище, ду’а и призывом, достигают истинного, достойного их уровня. Такие сердца слышат немой зов тех, кто пребывает в неведении о смысле своего творения, взывает о своей беспомощности. Близко принимают их скорбь. И лучшее воплощение этих слов – пример происшествия в Таифе. Как для солнца невозможно не светить и не греть, так для душ, обретших совершенство, невозможно не сострадать, и поэтому невозможно оставаться в стороне от призыва к истине и добру. 

Несомненно, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан как милость для миров. И, несмотря на то, что многие не могли понять его ценности и считали позволительными для себя всяческие оскорбления, дерзость и бестактность в отношении него, господин Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) не желал противостоять тому, чтобы милосердие его превзошло его гнев и стало причиной еще большего сострадания к ним. Таким образом, те, кто почитал за жизненный успех всю низость своего существования, растворившись в океане безбрежного милосердия, терпимости, прощения и снисхождения сердца Пророка, проникались атмосферой его духа и обретали счастье веры. 

Это высказывание Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указывает на то духовное состояние, в котором он находился, когда призывал к религии Аллаха: 

«Я и вы все похожи вот на что: один человек разжигает огонь. Он видит, как на свет огня летят ночные бабочки и некоторые светолюбивые насекомые, и, бросаясь в него, погибают. Человек пытается помешать этому. Но насекомые все летят и гибнут в огне. Я, чтобы спасти вас от огня, удерживаю вас за руку, однако же вы все рветесь к нему!» (Бухари, Рикак, 26). 

* * *

Всевышний Аллах повелевает в Священном Коране:

 

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ

وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ

 

«Вы лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое…» (Али Имран, 3/110). 

Нам же, чтобы оказаться в числе той «лучшей из общин», о которой говорится в священном аяте, так же как господин Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), нужно призывать к благому, собственным бытием повелевать добродетель и благородство, предостерегать от дурного и греховного, отстраняясь от него самому. 

В другом священном аяте Всевышний Аллах повелевает: 

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху, вершит доброе дело и говорит: «Воистину, Я из предавшихся [Аллаху]»?» (Фуссылят, 41/33), имея в виду значимость той высокой ответственности перед Ним.   

Удостоившись чести и счастья принадлежать умме Досточтимого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), не забывая о тех жертвах, которые он принес в борьбе за то, чтобы человечество услышало истину, мы постоянно должны давать себе отчет в том, насколько смогли жить по его Сунне, будучи его умой. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) желал, чтобы обязанности, которые он исполнял, исполнялись и его уммой. При каждой возможности он побуждал свою умму к исламскому призыву и напоминал об ответственности за это. В одном из хадисов он говорит: 

«Донесите до людей хотя бы один аят от меня» (Бухари, Анбийа, 50). 

В другом хадисе, говоря: 

«Да осветит Аллах лицо того, кто, услышав от нас что-либо, донесет это в том же виде до других. Ведь столько есть людей, которые, получив эти знания, лучше поймут и будут следовать» (Тирмизи, Ильм, 7), побуждал свою умму к таблигу. 

Насколько назидательно это пророческое обращение, указывающее на то, что предостережение человечества от пагубного и греховного, призыв к прекрасному и доброму есть краеугольный камень религии. 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: 

«Если кто-то из вас увидит греховное, пусть исправит его действием, если нет сил на это пусть исправит словом, если и на это не хватит сил пусть не согласится с этим в сердце. Но это есть самое слабое проявление имана» (Муслим, Иман, 78).

 В другом хадисе господин Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит так:

 «Клянусь Аллахом, Который даровал мне жизнь, или вы будете призывать к благому, запрещая греховное, или же Аллах от Себя нашлет на вас наказание. Тогда вы будете совершать ду’а, но они не примутся» (Тирмизи, Фитан, 9).

 О Господь! Прибегаем к Тебе от жестоких последствий пренебрежения обязанностью призыва к благому и удержания от дурного.

 О Господь! Одари нас, немощных Своих рабов, способностью достойно выполнить обязанность призыва к истине и добру, вобрав в себя из прекрасной нравственности Твоего Посланника, который послан как образец для подражания, и одари нас его высочайшим заступничеством.

 Аминь!   

 

 

 



[1] Ибнуль-Асир, аль-Камиль фи’т-Тарих, II, 64.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!