Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Призыв к истине и добру - 2 | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 


Ислам,Призыв к истине и добру - 2Самые счастливые люди те, которые, превратив свои сердца в обитель, наполненную атмосферой высокого духа Священного Корана и Сунны, сумели поместить в них все сущее. Основной человеческой ценностью и достоинством является духовная жизнь, наполненная фейзом, и сердце, достигшее достаточного уровня зрелости для призыва на истинный путь. Но когда душа утыкана колючками, пытаться приблизиться к таблигу это пустая трата времени и сил, демонстрация беспомощности.

 Чтобы Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника воплотить в собственную жизнь, нужно, чтобы обязанность призыва к истине и служения людям, стали глубокими чувствами, привязанностью нашего сердца. Так как жизнь му’мина должна быть жизнью служения и таблига.

 Без сомнения, истинно верующего отличает от остальных людей то, что он более сострадателен. Таблиг – это, в то же время, один из плодов сострадания. А необходимым условием проявления сострадания как призыва к истине и побуждения к добру, является, прежде всего, возникновение этого чувства в сердце верующего.

 Чтобы призывать к истине и побуждать к добру, сначала нужно наилучшим образом познать суть истины и добра. Ведь призыв невежды не только не вызывает доверия по своей форме, но также не исключает возможных ошибок в содержании. А посему, первое, что необходимо на этом пути, – теоретический и духовный капитал. Чтобы пройти эту жизнь с верой и покорностью, приведя в устойчивое равновесие разум и сердце, необходимы эти два слагаемых внутреннего капитала.

 Что касается вопросов «обязательного религиозного знания», то для каждого мусульманина является крайне обязательным, чтобы он владел хотя бы минимумом основных знаний по религии. Значит, находясь в опасении «подводя брови, выбить глаз», следует немедленно восполнить пробелы собственных теоретических и духовных знаний, узнавать и применять их в жизни. Ведь результат нашего призыва к истине и добру напрямую зависит от горизонтов нашей духовности, что можно исправить, лишь обогащая наш внутренний мир добром и духовным познанием.

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:

 «Не пытайся наполнить мешок, имеющий прореху на дне своем».

Ведь призыв, не содержащий чувства и знания, приятный по форме, но лишенный любви и вдохновения, примитивный и грубый по методу, не только не даст благих результатов, но и несет тяжелые последствия.

 Именно поэтому каждый му’мин должен украсить свой духовный мир тонкостью и проникновенностью Ислама, своими поступками и словами создавать приятное впечатление о себе, в призыве к истине и добру сам служить примером. Ведь сутью призыва к истине является устремление к Господу с любовью. Первое откровение, которое посетило Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на горе Хира, наполнило его тем самым духовным знанием и вдохновением, которые необходимы для призыва, возвысило его в ми’радже в присутствие Господа.

В священном аяте Истинный Творец говорит:

«Верующие, как мужчины, так и женщины, – друзья друг другу: они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого, совершают намаз, вносят закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними: ведь Аллах Велик, Мудр. Аллах обещал верующим, и мужчинам и женщинам, райские сады, где текут ручьи, и они вечно пребудут там, а также [обещал] им прекрасные жилища в садах вечного [блаженства], а милость Аллаха превыше [всего упомянутого]. Это и есть великое преуспеяние» (ат-Тауба, 9/71-72)

Самые счастливые люди те, которые, превратив свои сердца в обитель, наполненную атмосферой высокого духа Священного Корана и Сунны, уделили место в этой обители каждому созданному. Они, почерпнувшие свою долю из глубин Корана, живут с истинной верой до самого последнего вздоха, сохраняя свой разум от наущений подверженного страстям нафса. Ведь основной человеческой ценностью и достоинством является духовная жизнь, наполненная фейзом, и сердце, достигшее достаточного уровня зрелости для призыва на истинный путь. Но когда душа утыкана колючками, пытаться приблизиться к таблигу – это пустая трата времени и сил, демонстрация беспомощности. Наша религия не приемлет такие качества, как «надменность и упрек», являющиеся раковой опухолью на человеческой душе, но взывает к сердцам со смирением, любовью и милостью. Духовный мир му’мина должен представлять собой цветущий сад, в котором осветятся улыбкой даже тупые, мрачные лица, опечаленные сердца обретут покой. Поэтому душу и тело необходимо тщательно очистить от всех чувств, пристрастий, поступков, способных ранить подобно шипам и колючкам, и привести в состояние, подобающее для призывающего к Богу.

 Известный из истории Хадджадж Залим, несмотря на то, что слыл угнетателем, обладал философской натурой. Однажды на одной из пятничных проповедей (хутбы) он услышал: «Высказать возмущение правителю-тирану его произволом является одним из богоугодных дел». Хадджадж прослушал всю хутбу до конца, не проронив ни слова.

 После пятничного намаза он подозвал к себе хатыба (произносящего проповедь) и спросил:

 ― О чем это ты говорил в своей хутбе?

 Хатыб, поняв, что в любом случае ему не сносить головы, повторил свои слова в еще более жесткой форме. Хадджадж на это заметил:

 ― Это странно. Ты создаешь впечатление просвещенного человека. Но не ведаешь о том, каким образом нужно призывать к Исламу. Неужели ты совсем не читаешь Коран? Всевышний Аллах повелевал Мусе (алейхиссалям), который, несомненно, превосходит тебя во всем, «кротко», мягко речь вести с Фараоном, который наверняка превосходит меня в нечестии и вдобавок принадлежит к многобожникам.

 Хатыб, признав свою ошибку, просил прощения у Хадджаджа и был им прощен. Таким образом, голова осталась у него на плечах.

Не только в повелении Мусе (алейхиссалям) вести себя кротко[1], но и во многих других священных аятах Корана Аллах повелевает нам более уделять внимание выбору метода наставления, призыву в мягкой и мудрой форме, чтобы не ранить и не оттолкнуть от себя того, к кому мы обращаемся.

В другом священном аяте Истинный Творец говорит:

اُدْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ

وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

«Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути» (ан-Нахль, 16/125), указывая на существование адаба в деле призыва. Поэтому нужно взять за образец жизнь и личность Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), являющегося живым воплощением Корана, обратить внимание на те способы и адаб, с которыми он подходил к каждому делу.

 Исходя из этого, каждый му’мин, наполнив свой внутренний мир красотой Ислама, вместе с обретением прекрасной нравственности, должен сформироваться как личность, достойная доверия людей и обладающая твердым характером. Поэтому, когда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришло повеление:

«Увещевай своих ближайших родственников» (аш-Шу’ара, 26/214), он созвал своих родственников из курайшитов на холме Сафа и обратился к ним:

О курайшиты! Если я скажу, что за этой горой стоит конница неприятелей ваших, готовых атаковать вас, поверите ли вы мне?

Все присутствующие без промедления ответили:

 ― Конечно, поверим! До сих пор мы знали тебя как правдивого человека и никогда не уличали во лжи!

Прежде чем заговорить о вере и религии и начать призывать к ней, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заручился подтверждением их доверия ему. То есть, он закрепил за собой статус зрелого и правдивого человека. Ведь даже Абу Джахль, предводитель кяфиров (безбожников), не мог сказать о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего кроме:

 «О Мухаммад! Мы не говорим, что ты лжешь. Имя «аль-Амин» (надежный) дали тебе мы, мекканцы. Ты не лжешь. Но, может быть, ангел, что приходит к тебе, заставляет тебя ошибаться».

 О том же говорится в священном аяте:

«Мы знаем [, о Мухаммад,] что тебя огорчают их речи. Воистину, не твои [слова] они считают ложью, – нечестивцы эти отрицают знамения Аллаха» (аль-Ан’ам, 6/33)

 Как мы видим, самый ярый враг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Джахль подтверждает, что он для них является выдающимся человеком. При этом многие люди, попадающие под обаяние личности высокочтимого господина Посланника, выражающееся т.н. языком состояний, приходили к заключению, что «это лицо не может лгать», и спешили принять веру. Таким образом, нельзя отрицать того, что это играет не последнюю роль в завоевании сердец.

Точно также прославленный в истории Фатих Султан Мехмед Хан через десять лет после завоевания Стамбула одержал победу над Боснией. Но истинная победа, то есть завоевание сердец боснийцев, произошло не мечом, а через образцовый призыв и примерное поведение праведных мусульман, переселившихся из Анатолии в Боснию.

Поистине, оружие используется лишь для устранения несправедливости. Но победа, которую действительно нужно завоевать – это победа над сердцами. И возможно это лишь с моралью и деликатностью, присущими Исламу, и становится выполнимой задачей лишь для личностей, обладающих этими качествами. Ведь воздействие призыва или приглашения к истине в конечном итоге зависит от образа жизни и духовного состояния того, кто его совершает. Поэтому для истинного человека таблига жить, не созерцая порядок и мудрость Всевышнего Аллаха во вселенной, не понимая безмолвного языка, на котором говорят Его создания, является недостатком, относящимся к сердцу. Если он подобен пустой оболочке, под которой нет места чувствующему сердцу, то никоим образом не сможет создать атмосферу счастья, радости, красоты вокруг себя.

Поэтому первой победой человека должна быть победа над самим собой. Всевышний Аллах говорит о той войне, что идет в душе человека, как о противоборстве «распущенности и богобоязненности». Сердце, избавившееся от распущенности и облаченное в богобоязненность, приводит человека к благам истинного счастья и вечного спасения. Поэтому только тот, кто вышел победителем в этой внутренней борьбе и полностью вверил себя Аллаху, способен донести до людей знание о пути спасения в жизни вечной.

С другой стороны, нужно помнить о том, что тот, к кому обращаются с призывом, достоин уважительного отношения. Ведь человек, к которому обращен таблиг, является созданием Аллаха, удостоенным почета и привилегий от Господа своего. И, несмотря на то, что главное, на что нужно обращать внимание при этом, – вера, нельзя пренебрежительно относиться к человеку, если он лишен ее, забывая о сути его творения. Это означает, что вместо злобы и резкости в подходе к человеку должны присутствовать надежда, терпимость и сострадание. По сути, проявляя именно такое отношение к человеку, мы только воздаем положенное ему. Как метко выразил это поэт:

 «Упавший на землю драгоценный камень не падает от этого в своей цене».

Во всех аятах Священного Корана человек ставится на почетное место, раскрывается его истинная суть, превозносящая его над другими созданиями:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ

«Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама» (аль-Исра’, 17/70). Именно поэтому Всевышний Аллах провозглашает человека халифом (наместником) на земле.

 Вера и следующие за ней благие деяния служат проявлением этого превосходства. Наделенный таким привилегированным положением, но лишенный веры и благих деяний человек приводит себя в крайне униженное состояние. А те, у кого недостаточно благих деяний, также достойны сострадания, пусть и не в той мере, как те, что лишены веры, но достойны сострадания. Хотя у некоторых они могут вызывать раздражение и злобу, но те, кто познал ценность, сладость и упоение веры, могут проявлять только жалость к ним. Ведь в этом случае следует ожидать именно такого отношения. Чувство жалости вызывает потребность прийти на помощь. И самая великая помощь состоит в призыве к вечному счастью.

* * *

Истинно совершающий таблиг – это сильная личность, способная привести души в порядок и вдохнуть в них жизнь. Это источник веры, человек духовности, который находясь на любом поприще, с любовью, милосердием и состраданием призывает к истине. Они, стоящие в авангарде общества, словами своими, письмами или примерами чуткого обхождения с людьми указывают дорогу к счастью и умиротворению, утешают всякого скорбящего, оказываются рядом с обездоленным и одиноким. Они, чувствуя переживания других и ощущая ответственность за них, спешат на помощь всем, кто нуждается в свете руководства.

 Они воспринимают каждого человека как аманат, вверенную Аллахом ответственность. Относясь ко всему сущему с любовью и состраданием, они окружают его духовностью. То чувство ответственности, которое вырастает из зерен милосердия в их сердцах, придает им отличие от других, делает путниками на дороге вечности. Те, кто ради встречи с Господом возложил на себя тяготы этого пути, посвятил себя служению и наставничеству, примкнув к каравану истины и направив свои сердца в вечность, являются братьями Худаи и Йунуса, влюбленными в Истину.

* * *

 Всевышний Аллах дал обещание завершить Свой свет на земле, и это означает, что Ислам сохранится на земле вплоть до Дня воскрешения. Однако не надо забывать, что продолжение религии во многом зависит и от призыва к ней, что призыв является причиной ее распространения. А религия заключается в познании Аллаха подобающим образом, божественном наделении Своих рабов соответствующими повелениями, то есть в поклонении. В этом и заключается суть мироздания.

 Если в какое-то время в каком-то месте наблюдается ослабление позиций религии в жизни и переход людей к иным, ложным ценностям, там, после самой веры, в первую очередь необходим призыв и все, что с этим связано. И до тех пор, пока не будет результатов, пока призыв не достигнет успеха, заниматься чем-то другим, пусть даже связанным с религией, не имеет смысла и не является приемлемым. Это равносильно тому, как если кормящая ребенка грудью мать продолжала бы это делать, когда в доме возник пожар. Но если она продолжит свое занятие, то приобретет ответственность за это, так как в данный момент от нее требуется принятие мер к устранению огня. Также во времена, когда религиозность и то, что служит ее выражением, ослабевает, отсутствие людей, способных напоминать об истине и добре, их занятость чем-то другим накладывает вдвое большую ответственность, чем в любое другое время.

Нельзя забывать, что Ислам за 1400 лет своего исторического пути преодолевал великие трудности и препятствия. Все, что требуется от нас – это довести его до следующих поколений в том виде, в каком он дошел до нас. Посему, время требует от нас еще большего усердия и самоотверженности, чтобы истина и добро опять восторжествовали. И это вполне логично. Ведь есть существенная разница в усилиях, которые приложит человек, толкающий машину, застрявшую в грязи, и человек, толкающий машину, заглохшую на ровной дороге. В то же время ответственность того, кто остается в стороне, не предпринимая в этот момент ничего, также возрастает. Сегодня, когда вера ослабла, молодежь следует дурным примерам, признается лишь авторитет силы, а люди гибнут в пучине страстей, когда даже за малое усилие воздастся большой наградой, а малая небрежность чревата пагубными последствиями, следует помнить об особенностях текущего момента и поэтому быть еще более осмотрительными.

* * *

Быть годным к служению ради религии, имана, отечества, народа, по призыву Господа – это, несомненно, великое счастье для каждого человека. Но главное в служении призыва – это не столько удача или неудача, а сколько неустанное усердие на этом пути ради довольства Аллаха. Не нужно огорчаться, если призыв не дал ожидаемого результата, даже если были приложены все возможные усилия для этого. Ведь Аллах – тот, кто дарует истинный путь. А раб, уповая на Аллаха и предоставив исход дела Ему, должен не покладая рук, не печалясь и не сдавая позиций, продолжать таблиг. Ведь сам посланный милостью для миров Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был крайне озабочен тем, «как спасти от огня хотя бы одну душу», и получил такие откровения Господа Своего:

 «Быть может, ты убиваешься оттого, что они (т. е. многобожники) не веруют? Если Мы пожелаем, Мы ниспошлем им с неба [такое] знамение, что они покорно склонят пред ним головы» (аш-Шу’ара, 26/3-4)

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь. Это Аллах ведет прямым путем, кого пожелает, и Он лучше знает тех, кто ступил на прямой путь» (аль-Касас, 28/56)

 А посему, даже если наш призыв не произвел желаемого эффекта, то он, с большой долей вероятности, может предотвратить зло, распространение грехов и обернуться добром в ближайшем будущем. И даже если призывающий не увидел желаемого результата, своим действием он избавляет себя от ответственности, от возложенной на него обязанности. Ведь ответственность состоит не в том, обернулся ли наш призыв на пути Аллаха удачей, а в участии или неучастии в нем, когда реально существовала такая возможность. И на суд Господа будет представлено именно то, что мы сделали из того, что было возложено на нас.

 Были времена, когда приходили пророки, и за ними следовали толпы людей, приходили другие пророки, и за ними следовали лишь немногие. То есть, так же как вначале миссия наставления на прямой путь Аллаха была возложена на пророков, сегодня ответственность призыва к религии Истины вверена нам, умме Ислама.

 Следовательно, призыв к истине и добру должен войти во внутреннюю суть мусульманина, начавшись, в первую очередь, с него самого, его семьи, детей. Каждый верующий, познавая все новые пути доведения религии Истины до людей, обязан использовать все свои способности и возможности, весь свой интеллектуальный и культурный потенциал, свой духовный уровень для выполнения возложенной на него задачи. Ведь, как сказано в Священном Коране, Истинный Творец спрашивает с рабов своих лишь по мере их возможностей. Но сделал их ответственными за то, чтобы они использовали все, чем наделены, для совершения добра.

* * *

Величественный, превосходный пример в призыве к истине и добру оставил нам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), за ним – те, кто под влиянием его недосягаемой личности каждым своим поступком приумножали прекрасное, духовное, мудрое, возвышенное. Одним их этих избранных рабов Аллаха был Муса эфенди (рахматуллахи алейхи), который благословил нас своим наставлением, каждое деяние и вся жизнь которого были полны знамений, ведущих к истине и добру.

 Во время своей болезни, от которой он скончался, он постоянно повторял: «Ах, если бы у меня остались силы, я бы пошел по всем городам и селам, узнавал о материальных и духовных трудностях братьев своих и спешил бы на помощь!..»

 Он посвятил свои тело, душу и имущество пути служения, и это было его руководством к действию. Видя окружающую жизнь, он или действием своим, или духовным знанием помогал израненным душам, объяв сердцем своим все сущее. Когда впервые открылись границы в Среднюю Азию, он с неожиданным для всех энтузиазмом устремился туда. С другой стороны, приложил все усилия, чтобы донести духовные ценности и красоту Ислама до Южной Африки и Европы.

 Иначе, он жил в стремлении быть из числа тех, кому возносит похвалу Священный Коран « نِعْمَ الْعَبْدُ » «Прекрасный раб!»[2]. Вот и он под этим небосводом оставил вечный и добрый след. Осталось приятное постоянство, милая душа, трогательные воспоминания, добрый нрав, жизнь, полная прекрасного…

 Господь наш, надели нас фейзом от благ души этого человека!

Господь наш, дай нам возможность реализовать то, что возложено на нас, в соответствии с теми условиями, в которых мы живем, и не взыщи с нас в Судный день!

Господь наш! Сохрани нас от беспечности сердец наших в мире этом, где мы только путники. Утверди нас в мысли, что мы однажды станем землей, по которой ходим сегодня! Пусть свет Ислама будет уделом нашим, духовность Мухаммада – средой обитания нашего, пусть Твоя любовь и Твое довольство станут для нас садами рая нашего!

Аминь!..




[1] См. «Та Ха», 20/43-44.

[2] См. «Сад» 38/30,44.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!