Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Соблюдать умеренность | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Ислам,Соблюдать умеренность

Как и в любом деле, в служении в высшей мере важно соблюдать умеренность. Как ошибочно человеку служения полностью оставить ради него семью, детей, отца, мать, работу, приносящую пропитание, так же неверно не участвовать в служении во имя всего этого.

Всевышний Аллах повелевает умме Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) соблюдать умеренность:

«И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей» (Аль-Бакара, 143).

Слава мира, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объясняя, что:

«Самое благое из дел то, которое основано на умеренности» (Байхаки, Шуаб аль-Иман, 5, 261), установил критерий, который необходимо соблюдать его умме в каждом деле.

Также в другом благородном хадисе учит:

«Пусть тот из вас, кто становится имамом в намазе, не отягощает его. Ибо за вами могут стоять немощные, больные и пожилые. А тот, кто совершает намаз один, пусть продлевает его, как пожелает» (Бухари, Ильм, 28).

Как становится ясно из этого аята и хадисов, сохранение баланса в любом деле, будь оно связано с этой жизнью или жизнью вечной, – это грань, установленная Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям). Если следовать этому установлению, то человек и общество могут пребывать в счастье, покое, гармонии и порядке. Поэтому, человек служения должен во всем знать меру. Например, читающий проповедь, услышав азан, обязан закончить ее. Будучи чутким к чувствам джамаата, не должен мешать их покою в поклонении. Озаренные лучами проницательности, душа и разум человека служения приобретают широту и глубину мышления. В своей любви и ненависти, щедрости и бережливости, похвале и осуждении необходимо сохранять золотую середину, стараться идти по среднему пути. Свою искренность не доводите до назойливости, серьезность – до высокомерия, коммуникабельность – до неразборчивости.

Человек служения в отношении своих подчиненных должен быть снисходительным, справедливым и добропорядочным, не поручая им того, что им не под силу, привлекая их к службе сообразно их способностям. Необходимо знать, что проявлять справедливость – не значит относится ко всем одинаково, а воздавать каждому по его праву. Следует избегать всего, что нарушает справедливость. Ведь священный аят гласит:

 «О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников. Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рассудит] их наилучшим образом. Будьте беспристрастны, в противном случае вы отступите от справедливости. Если же вы уклонитесь от справедливости и отвергнете ее, то ведь Аллах ведает о том, что вы творите» (Ан-Ниса, 135).

Соблюдение умеренности особенно необходимо в управленческой деятельности. И одновременно позволяет судить о дальновидность и проницательности человека. Когда у сахабы Амра бин Аса (радыйаллаху анху), успешно выполнявшего обязанности наместника халифа в Египте, спросили о причине его удач, он ответил:

«Я обхожусь с людьми так, будто между мной и каждым из них существует (невидимая) нить. Когда я чувствую, что эта нить напрягалась, и вот-вот порвется, я ослабляю ее. Когда же я чувствую, что она ослабла больше нужного, я сразу же ее натягиваю. Таким образом, я поддерживаю умеренность в отношениях со всеми людьми».

Никогда не следует под предлогом наведения дисциплины допускать ущемление подчиненных. Но отсутствие дисциплины, поистине, порождает анархию. Это служит причиной расточительства имущества, служения и свободного времени. Расточительность же влечет за собой крушение и упадок. Завоеватель Андалусии Тарик бин Зийад входил в Испанию в залатанной одежде. Но блеск мужества и совершенства его сердца слепил глаза. В итоге, высокий уровень его духа способствовал становлению величественной цивилизации. Однако, последний правитель государства Бани-Ахмар Абдуллах Сагир, поверженный и печальный, покидая Родину, ехал верхом на лошади, седло и стремена который были из золота. Это говорит о том, что когда во времена успеха и наличия возможностей теряется умеренность и начинается расточительство, за ним приходит поражение и исчезновение. И напрасные запоздалые сожаления… Абдуллах Сагир, покидая вместе с матерью оставленную врагам Родину, поднялся на гору Падул и в последний раз взгянул на Гранаду. Увидев, как в пламени пожара гибнет жемчужина исламского мира и шедевр исламского искусства, дворец аль-Хамра, он не смог сдержать чувств и громко разрыдался. Его мать, нахмурив брови, произнесла ставшую известной фразу:

«Плачь, о беспечный, плачь! За то, что, как мужчина, не сберег эту благословенную Родину, плачь теперь, как женщина!..»

Гора, на которой произошло это событие, получила название «Последние «ахи» арабов» и «Гора «аханья» арабов».

Эти уроки истории о том, что аманат, не оберегаемый должным образом, был растрачен, и растраченный, пропал зря. Ведь после того как были потеряны земли Испании, сколько выдающихся произведений исламской культуры погибло, и как ни печально, около миллиона рукописных книг были сожжены и превращены в пепел.

Поэтому, человек служения обязан использовать вверенные ему аманаты в определенное время и в обусловленном месте. Как он использует личную собственность и имущество, избегая расточительности, так же и в доверенном ему имуществе, достоянии, управлении людьми и служении не должен допускать излишеств.

Исраф (расточительность) не следует понимать лишь как растрату имущества и богатства. Приказ, следующий из священного аята:

«Аллах не любит излишествующих!...», касается всех сторон жизни.

Осознающий свою ответственность, учитель не будет расточать время и энергию своих учеников, и не должен этого делать.

 Нам следует знать, что проводить жизнь попусту – тоже исраф. Не оберегать дорогие аманаты, вверенные нам, тоже исраф. А самое великое расточительство, наносящее непоправимый вред человеку, – это если не воспитать его в соответствии с его предназначением самого почетного создания из всех сотворенных.

Особая чуткость должна проявляться в наставлении и воспитании человека. Требуется воспитать из него раба, соответствующего Желанию Творца, то есть совершенную душу, способную вчитываться в мироздания и видеть в них божественную гармонию и порядок, и через глубокие размышления развить свой иман до ихсана. Для этого мы должны воспитать личности, которые соответствуют основам Ислама, которые были сформированы во время эпохи Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), а не закрепощенных и ограниченных людей. А иначе, жажда миллиардов людей в настоящем человеке никогда не будет утолена…

Все дело в том, чтобы в преддверии конца света воспитать хотя бы одного человека… Спасти хотя бы нескольких детей из тех бесчисленных пожарищ, в которые угодило вновь родившееся поколение… Кто знает, может из тех, кому мы протягиваем свои руки, завтра выйдут султаны Фатихи и султаны Явузы, султаны Сулейманы, градостроители Синаны!.. А может, взрастут Пиры Раисы и полководцы Ибн Кемали, шейхи Акшамсутдины и шейхи Азизы Махмуд Худаи!..

Нация, которая способна взрастить такие совершенные личности, станет великой нацией и продолжит свое существование. Ведь Османское княжество (бейлик), некогда самое маленькое княжество в Анатолии, благодаря своим выдающимся сынам, укрепилось, выросло и превратилось в могучее государство, охватывающее три континента… Впоследствии оно стало могущественной империей. Но, оказавшись в руках недальновидных деятелей, пекущихся не о будущем нации, а только о своем положении и личной выгоде, Османский халифат постепенно стал ослаблять свои позиции, уменьшаться, а потом и вовсе перестал существовать…

С точки зрения своего назначения, истинный человек служения подобен блюстителю материального и духовного равновесия. Ведь хозяин всему – Всевышний Аллах. То, чем мы владеем из видимого и невидимого – от великих благ Его. И за каждое из них завтра придется отвечать. Чтобы последствием этого расчета не стало наказание, Всевышний Аллах предупреждает в священных аятах:

«Он – тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, – [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (Аль-Ан’ам, 141)

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (Аль-А’раф, 31)

«…расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью» (Аль-Исра, 27)

Расточительство – это чрезмерные затраты для удовлетворения наших желаний, а в служении – это чрезмерные материальные и духовные затраты. Только уместные затраты, сделанные ради Аллаха, не считаются расточительством. Напротив, насколько они будут значительными, настолько они будут приняты у Всевышнего Аллаха. В священном аяте говорится:

«Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек [, который остается у вас]». Так разъясняет вам Аллах знамения, – может быть, вы поразмыслите» (Аль-Бакара, 219)

Из всего этого следует, что в этом вопросе самое лучшее – знать меру, придерживаться умеренности. Это значит, что во всех материальных и духовных служениях следует остерегаться расточительства, которое нарушает установленное положение об умеренности и равновесии.

Еще одно состояние, которое способно серьезно нарушить равновесие, – это гнев. Гнев – это беспомощность, потеря благоразумия. Это – проявление человеческой слабости и неспособности, распущенности нафса. Поэтому, человек служения должен сдерживать свой гнев.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к сахабам, спросил:

«Кого вы считаете богатырем среди вас?»

«Того, кто может побороть каждого!» - ответили сахабы.

«Нет, истинный богатырь тот, кто может обуздать себя в порыве гнева» - сказал тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) (Муслим, Бирр, 106).

Правда то, что во всех принятых в гневе решениях потом приходится каяться. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Пусть никто из вас не судит между людьми, когда он в гневе» (Муслим, Акдыйа, 16). А когда к нему пришел человек, чтобы получить наставление, он посоветовал ему несколько раз подряд: «Не гневайся!» (Бухари, Адаб, 76)

Настроение человека может меняться. То он зол, то весел. Чтобы не стать причиной какой-либо несправедливости, он не должен принимать решение тогда, когда он в гневе. Человеку, находящемуся во власти гнева, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал присесть, если тот стоит, прилечь, если сидит, и принять омовение (тахарат). Принимать решения он может только, когда его гнев уляжется, и он успокоится. Ведь в момент гнева нарушается мера дозволенного, способность рассуждать ослабевает, не соблюдаются, как положено, права других. Человек служения всегда должен стараться быть сдержанным, тактичным, тонким.

В служении, связанном с образованием, необходимо уделять еще больше внимания духовному состоянию. Как нельзя допускать к полету пилота, чувствующего недомогание, так же учителю не следует входить в класс в дурном расположении духа. В то же время, сам преподаватель должен установить причину своего гнева и как можно быстрее успокоиться. Необходимо приступать к обучению, наставлению, нравоучению в спокойной манере, остерегаясь обидеть того, к кому обращаешься. Кричать, повышать голос – это бессилие, не достойное человека.

Всевышний Аллах повелевает в Священном Кор’ане:

«Соразмеряй же свою поступь и умеряй голос, ибо самый неприятный звук – это рев осла» (Лукман, 19), показывая, как надо вести себя по отношению к людям.

Когда в коллективе назревает необходимость освободиться от какого-либо личностного негативного явления, следует говорить об этом так, чтобы не ранить человека, или обратиться с этим к нему самому. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), никогда прямо не указывая человеку на его ошибку, а очень деликатно говорил:

«Что со мной, что я вижу вас такими».

 Воспитанные в духе высокой нравственности, такие люди на протяжении всей истории могли служить руководством всем, начиная с простых людей и заканчивая их правителями. Как пример, можно привести назидательное письмо, написанное благородным шейхом Адабали (рахматуллахи алейхи) правителю Осману Гази, и в его лице всем государственным мужам. Насколько глубоки и мудры его наставления, обращенные ко всем чиновникам от самого нижнего до самого высокого уровня.

«О сын! Ты уважаемый человек! Из этого следует:

В гневе будем мы; а кротким будешь ты…

Недовольными будем мы; внутренне сдержанным – ты…

Обвинять будем мы; терпеть будешь ты…

Слабость и заблуждения будут присущи нам; справедливость – тебе...

Зависть, злословие, незаслуженные упреки будут у нас; прощение – у тебя…

О сын! Теперь разделение будет присуще нам; а сохранять целостность нужно тебе...

Лень будет у нас; пробуждать, усердствовать, упорядочивать предоставлено тебе…» 21

Все перечисленное является критериями, которым должен следовать истинный человек служения.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!