Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
ДУША | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Душа (Рух)

Человек состоит из тела и души. Мы, мусульмане, верим в существование души. Ибо Священный Коран в своих аятах доказывает ее существование и сообщает о том, что душа – это одно из созданий нашего Господа, которая после смерти переходит в другой вечный мир. Среди исламских ученых существуют различные  взгляды на сущность души, ее связи с телом и т.д.  Однако эти темы, связанные с сущностью души или тем, является она материальной или нет, с точки зрения религии, являются вторичными. Поэтому, какова бы не была вера в душу, она не противоречит вере в Единого Бога. В Священном Коране слово "рух" (душа или дух), используется в трех значениях:

  • Используется как имя Джибриля (Суры "Аль-Бакара" 2/87, "Марьям" 19/17, "Аш-Шуара" 26/193, "Аль-Мааридж" 70/4, "Аль-Кадр" 97/4).
  • Иногда используется в смысле Божественного Откровения. (Суры "Ан-Нахль" 16/2, "Аль-Му`мин" 40/15, "Аш-Шура" 42/52).
  • Используется в значении силы, как источника жизни одушевленных существ.  (Суры "Аль-Исра" 17/85, "Аль-Анбийя" 21/91, "Ат-Тахрим" 66/12).

Мы употребляем слово "рух" именно в этом смысле.

Наряду с аятами Корана есть и другие свидетельства существования души.

  • Человек состоит не только из материального физического тела и видимых нами органов, которые постоянно подвергаются изменениям, то укрепляются, то слабеют. А между тем, личность человека свободна от такого рода недостатков. Личность человека, не изменяясь, сохраняется и через 30-40 лет. Даже если человек лишится каких-либо частей своего тела личность его сохраняется прежней. Следовательно, помимо физического тела человек обладает чем-то еще. Это-то и есть душа.
  • Свидетельством существования души является также наша моральная ответственность. Если бы не было души, то не было бы и речи о моральной ответственности человека. Поскольку тело всегда подвергается изменениям, то применение наказания за прошлое преступление к уже полностью изменившемуся, фактически другому телу, противоречило бы принципу справедливости. Но никому не придет в голову, что применение наказания к личности, в прошлом совершившей преступление, которая всегда остается одной и той же, является несправедливостью. Это доказывает нам, что кроме физического тела у человека есть еще нечто, называемое душой.
  • Присутствующие у человека воля, выбор и разум свидетельствуют о том, что он состоит не только из материального тела. Ибо, тело само по себе не может совершать никаких действий, и оно лишено разума. А между тем, человек обладает возможностью совершать действия и обладает выбором, у него также есть и разум, познающий окружающий мир. Нет никаких сомнений в том, что все  эти состояния связаны с наличием в человеке души.
  • Человек слаб телом и находится на более низкой ступени, чем многие живые существа. Наряду с этим человек обладает разумом, а также различными способностями как врожденными, так и приобретенными. Научные и производственные успехи людей свидетельствуют об этих способностях. Эта особенность, присущая людям, происходит от наличия у них духовной силы, которая по-другому называется душой.
  • Представим гипотетически: практически здоровый человек, только что бывший живым, через минуту умирает. Разве состояния человека, бывшего живым, и умершего минуту спустя одинаковы? Нет. Значит, в человеке присутствует некая сила, некая сущность называемая душой, которая является источником жизни. Когда же она отделяется от тела, то это влечет за собой смерть.[1]

Сущность души

Исламские ученые имеют различные взгляды на такие вопросы, как сущность души, возможность или невозможность постижения ее разумом:

Салафиты считали, что душа – это Божественная тайна, и сущность ее человек не в состоянии постичь разумом. Ибо Аллах повелел следующее:

 

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

 

"(О, Мухаммад!) У тебя спрашивают о сути души?". Скажи: "Душа – от веления Господа моего. Вам же дано очень мало знаний об этом". (Сура "Аль-Исра" 17/85).

 

Согласно точке зрения халяфитов, упомянутый аят не свидетельствует о том, что душу невозможно полностью осознать и постичь, а наоборот, исходя из него, можно предположить, что в некоторой степени человек все же может постичь ее сущность. Ведь сказано: "Вам же дано весьма мало знаний об этом". Взгляды исламских ученых, за исключением взгляда салафитов, связанные с душой и с ее сущностью таковы:

  • Человеческая душа – это субстанция, не являющаяся физическим телом, не имеющая телесную оболочку и не занимающая какое-либо место. Она постоянна и существует бесконечно. Она не соединена с телом, но и не отделена от него. Таковы взгляды исламских философов, а также имама Газали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г. н.э.), Рагиба Исфахани (умер в 502 г. Хиджры/1108 г. н.э.), Шиадана Шейха Туфида (умер в 413 г. хиджры/1022 г. н.э.).
  • Душа - это тонкое тело, вошедшее в физическое тело. Она не растягивается, она неизменна, неделима и не распадается на фрагменты. Точно так же, как вода, постепенно распространяясь, передается цветку розы, точно также и душа распространяется на все тело человека и проникает в каждую его клетку. Так возникает жизнь. Отделение этого тонкого тела от физического приводит к смерти физического тела. Такова  точка зрения ранних богословов и таких богословов, как Наззам (умер в 231 г. Хиджры/845 г. н.э.), Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), Фахруддин Рази (умер в 606 г. Хиджры/1210 г. н.э.), Ибн Кайим Аль-Джавузийя (умер в 751 г. Хиджры/1350 г. н.э.).
  • Душа – это свойство материальной субстанции. Такого взгляда придерживаются Абу'ль Хузайл-Аль-Аллаф (умер в 235 г. Хиджры/850 г. н.э.), Аш'ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) и Бакиллани (умер в 403 г. Хиджры/1013 г. н.э.). Согласно их точке зрения мир состоит из субстанций и их постоянно изменяющимися свойствами. Душа подобна клеткам, которые создаются каждое мгновение и затем исчезают, затем вновь создаются, и этот процесс происходит непрерывно. Всевышний Аллах создавая физические тела, создает души в качестве их свойств.
  • Душа – это "скульптура" в образе человека.
  • Душа – это сила разума, инициатор действий, источник действий, жизни и разума.
  • Душа – духовный свет…[2]

Согласно точке зрения богословов, душа - это "хадис", то есть возникшая, не являющаяся вечной без начала. Однако, вопрос о том, когда была создана душа, вызывает разногласия. Часть богословов считает, что душа была создана до создания тела, опираясь на следующий и подобный этому аяты:

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَاكُمْ

 

"В начале Мы создали вас (т.е. души), а после придали вам форму (т.е. тела)". (Сура "Аль-Араф"" 7/11).

Другая часть богословов считает, что душа создается после создания тела, опираясь на аят, который гласит:

 

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلاَلَةٍ مِّن طِينٍ  ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَّكِينٍ


ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا


الْمُضْغَةَ عِظَاماً فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْماً ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقاً آخَرَ


"Мы уже создали человека из эссенции глины, затем поместили его каплей в надежное место. Затем Мы превратили эту каплю в сгусток крови, который обратили в кости и облекли кости мясом. Затем Мы завершили творение человека, вдохнув в него душу". (Сура "Аль-Му`минун" 23/12-14).[3]

 

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит в следующем хадисе о том, что души были созданы после создания тел: "Основа, начало создания каждого из вас в течение 40 дней сосредоточена в чреве матери. Затем эти материальные частицы принимают вид сгустка крови. Затем этот сгусток крови через определенное время превращается в кусочек плоти. Потом Всевышний Аллах посылает ангела. Тот ангел и вдувает душу..."[4]

Поскольку душа является созданной, то по логике вещей она может исчезнуть. Однако Всевышний Аллах сохранил души от исчезновения, проявив Свою Божественную Волю в том, что обеспечил душе бесконечное существование. Поэтому душа не умирает вместе с телом человека. После смерти, когда человека опускают в могилу, его душа возвращается в тело.[5]

 



[1] См. Омар Насухи Бильман "Муваззах  Ильм-и Калям", стр. 265-266.

[2] См. Асым Эфенди "Камус терджемеси", I, 885-886; Таханави "Кашшаф", "Рух"; Измирли "Йени ильми калям", I, 298-299; Ирфан АбдульХамид "Ислам Тефеккюриндэ Рух меселеси" (перевел М. Саим Йепрем), журнал "Насиль", стр. II, №7, стр. 18-25 (Апрель 1978 г.).

[3] См. Харпути "Танкихуль-Калям", стр. 147-148.

[4] Бухари "Бадиу'ль-Халк", "Анбийя", 1, "Кадар", 1, "Тавхид", 26; Муслим "Кадар", 1; Абу Дауд "Сунна", 16; Тирмизи "Кадар", 4; Ибн Маджа "Мукаддима", 16.

[5] Для более обширных сведений о душе см. Аш'ари "Макаляту'ль-Исламийин", II, 333-337; Ибн Каййим Аль-Джавзийя "Китабу'р-Рух", (Египет 1966 г.); Измирли, то же произведение, I, 288-300; Языр, то же произведение, IV, 3197-3205; Исламская Энциклопедия "Нафс" (статья), IX, стр. 178-183; Омар Насухи Бильмен, то же произведение, I, стр. 262-274.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!