Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Многобожие и неповиновение родителям | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Большие грехи

١٣٠. عَنْ أَبِي بَكْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِأَكْبَرِ الْكَبَائِرِ؟» -ثَلاَثًا- قَالُوا:

«بَلَى يَا رَسُولَ اللّٰهِ» قَالَ: «اَلْإِشْرَاكُ بِاللّٰهِ وَعُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ» وَجَلَسَ وَكَانَ مُتَّكِئًا فَقَالَ: «أَلَا وَقَوْلُ الزُّورِ» قَالَ فَمَا زَالَ يُكَرِّرُهَا حَتَّى قُلْنَا: «لَيْتَهُ سَكَتَ».

1. Абу Бакр (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды спросил, повторивнеповиновение родителям трижды:

- Не поведать ли мне вам о самых больших грехах?

Сподвижники ответили:

- Поведай, о Посланник Аллаха!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Придавать Аллаху сотоварищей (ширк), не повиноваться родителям.

Потом он привстал и, выпрямившись, продолжил:

- Будьте внимательны, другой (самый большой грех) – лгать.

Он так много повторял это, что мы (не желая, чтобы он излишне огорчался) уже желали в душе: «О, если бы он замолчал». (Бухари, Шахадат, 10; Адаб, 6; Исти’зан, 35; Иститаба, 1; Муслим, Иман, 143. Отдельно см. Тирмизи, Шахадат, 3; Бирр, 4; Тафсир, 4/5).

 

١٣١. عَنْ شَدَّادِ بْنِ أَوْسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَتَخَوَّفُ عَلَى أُمَّتِي اَلْإِشْرَاكُ بِاللّٰهِ أَمَا إِنِّي لَسْتُ أَقُولُ يَعْبُدُونَ شَمْسًا وَلَا قَمَرًا وَلَا وَثَنًا وَلٰكِنْ أَعْمَالًا لِغَيْرِ اللّٰهِ وَشَهْوَةً خَفِيَّةً».

2. Шаддад бин Авс передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Больше всего я опасаюсь за людей своей общины, что они станут придавать Аллаху сотоварищей. Под этими словами я не подразумеваю, что они будут поклоняться луне, солнцу или идолу. Но я боюсь деяний, которые они станут совершать ради чего-то другого, чем Аллах, и скрытых чувств (т.е. лицемерия, ханжества).» (Ибн Маджа, Зухд, 21).

 

١٣٢. عَنِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «إِنَّ اللّٰهَ حَرَّمَ عَلَيْكُمْ عُقُوقَ الْأُمَّهَاتِ وَمَنْعَ وَهَاتِ وَوَأْدَ الْبَنَاتِ وَكَرِهَ لَكُمْ قِيلَ وَقَالَ وَكَثْرَةَ السُّؤَالِ وَإِضَاعَةَ الْمَالِ».

3. Мугира бин Шу’ба (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Аллах запретил вам не повиноваться родителям, не отдавать то, что вы должны отдать, и просить то, на что у вас нет прав. Также Он запретил вам закапывать ваших живых дочерей в землю, сплетничать, задавать слишком много вопросов и расходовать имущество понапрасну (исраф)». (Бухари, Адаб, 6; Истикраз, 19; Закят, 53; Муслим, Акдийа, 10-14).

 

١٣٣. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «رِضَى الرَّبِّ فِي رِضَى الْوَالِدِ وَسَخَطُ الرَّبِّ فِي سَخَطِ الْوَالِدِ».

4. Абдуллах бин Амр передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Благоволение Всевышнего Аллаха обретается через благоволение отца и матери. Нанесение обиды отцу и матери навлекает гнев Всевышнего Аллаха». (Тирмизи, Бирр, 3/1899; Хаким, IV, 168/7249).

 

 

١٣٤. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِىِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«رَغِمَ اَنْفُ ثُمَّ رَغِمَ اَنْفُ ثُمَّ رَغِمَ اَنْفُ» قِيلَ: «مَنْ يَا رَسُولَ اللّٰهِ؟» قَالَ:

«مَنْ اَدْرَكَ اَبَوَيْهِ عِنْدَ الْكِبَرِ اَحَدَهُمَا اَوْ كِلَيْهِمَا فَلَمْ يَدْخُلِ الْجَنَّةَ».

5. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Да будет он унижен, да будет он унижен, да будет он унижен!

У него спросили:

- Кто, о Посланник Аллаха?

Наш досточтимый Пророк ответил:

- Тот, у кого мать и отец или один из них достигли преклонного возраста, а он не заслужил Рай!» (Муслим, Бирр, 9, 10).

 

Комментарии

Действительно, мы должны остерегаться всяких грехов – и больших, и малых. Ведь нам запретил совершать их сам Аллах. Ибо важно не только то, что это за деяние, но также и то, для чего и против кого оно совершено. В таком случае, даже самый малый проступок, сознательно совершенный наперекор Аллаху, является для верующего постыдной ошибкой, в которой нужно немедленно раскаяться. Однако, принимая во внимание, что некоторые ошибки человек совершает из-за своей природы, и что вредные последствия некоторых проступков не так велики, грехи можно разделить на малые и большие.

Большие грехи – это те, о которых в Коране или хадисах содержится особое предупреждение и проклятие. Или о которых сообщается, что за них положено наказание. Или совершающий такие грехи назван грешником (фасик). Или за такие поступки полагается тяжкое наказание в могиле или в будущей жизни. Очевидно, что запретны (харам) или являются большими грехами те деяния, которые Аллах проклял, отдалил от Своей милости. Это те деяния, которые имеют губительный конец.

В больших грехах заключена большая опасность для человека. Даже говорят, что если проступки и большие грехи получают распространение и перестают быть запретными, то гибельные последствия этого коснутся всех людей.

Человек, который не остерегается больших грехов, подвергается гневу Всевышнего Аллаха. Также для него станет обязательным наказание и за малые грехи. А пользу от совершаемых им благих деяний он получить не сможет. В предыдущих разделах мы говорили, что некоторые благие деяния и ибады служат искуплением за малые грехи. Но при этом обязательно ставится условие – «отдалиться от больших грехов»[1].

Т.е. если раб Аллаха отдаляется от больших грехов, только тогда совершенные им благие деяния служат искуплением за малые грехи. Всевышний Аллах говорит:

«Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введем вас через врата благословенные» (ан-Ниса, 4/31. Отдельно см. ан-Наджм, 53/32).

Из-за особой важности темы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в первом хадисе, перед тем как поведать о больших грехах, привлекает внимание сахабов к ней, спрашивая трижды: «Не поведать ли мне вам о самых больших грехах?» После этого он назвал многобожие, неповиновение родителям и ложь.

Самый большой из грехов – это не признавать Аллаха, придавать сотоварищей Ему самому, а также в Его сыфатах и действиях. Этот грех называется Акбаруль Кабир – «величайший среди великих». О многобожии (ширк) также говорится «великая несправедливость»[2] и «измышлять великий грех»[3]. Ибо многобожие перед лицом истины есть величайшее заблуждение. Человек, придавая Аллаху сотоварищей, совершает принуждение над самим собой. Не отдавая должное Аллаху, он творит величайшую несправедливость. В результате оказывается ввергнутым в заблуждение[4].

Многобожие (ширк) есть великая непочтительность и неуважение по отношению к Аллаху, создавшему всю вселенную и нас.

Абдуллах бин Мас’уд спросил у Посланника Аллаха:

- Какой самый большой грех перед Аллахом?

Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Придавать Аллаху сотоварищей, в то время как Он создал тебя. (Муслим, Иман, 141).

Если задуматься, то и второй большой грех – неповиновение родителям – имеет ту же суть. Ибо Аллах сделал их причиной того, что человек пришел в этот мир, того, что он существует. Отец и мать, до того времени пока их ребенок подрастет и сможет сам обеспечивать себя, жертвуют ради него многим. Значит, мы должны отдавать должное Аллаху, которому обязаны своим существованием, и родителям, которые являются причиной нашего существования.

Многобожие (ширк) нисколько не вредит Аллаху. Весь вред многобожия достается людям. Всевышний так строго запретил многобожие (ширк) по той причине, что Он ревнует Своих рабов ко всем грехам и заблуждениям.

Всевышний Аллах так говорит о том, каким тяжким грехом является многобожие и какой большой вред оно приносит человеку:

«Пребывайте искренними в поклонении Аллаху и не поклоняйтесь наряду с Ним никому. Тот, кто наряду с Аллахом поклоняется еще кому-либо, он словно упал с неба, и птицы подхватят его [и склюют на лету] или же ветер занесет его на край света» (аль-Хадж, 22/31).

Вера в Аллаха, возвышая человека, возносит в бесконечность его дух. Многобожие, свергая его с небес на землю, разбивает вдребезги. Многобожие, грех которого фактически уничтожает человека, разрушает его сердце, заводит в пропасти и места, наполненные опасностями. Ибо, когда человек впадает в многобожие, нафс и страсти тянут его каждый в свою сторону. Шайтан, как гибельный ветер, уносит его в самую далекую долину Ада. Эта разобщенность души во много раз хуже расчленения тела. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Даже если тебя разрывают на части, даже если сжигают в огне, смотри же, ничего не придавай сотоварищем Аллаху». (Ибн Маджа, Фитан, 23).

В душе многобожника нет единства и спокойствия. Он не знает, благоволения кого и чего он должен добиваться. Его растерянность очень хорошо описывается в священном аяте:

«Аллах приводит [в качестве] притчи человека, на [владение] которым притязают несколько хозяев, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в этой притче? Хвала Аллаху, [нет]! Но большая часть людей не знает, [, что они не равны]» (аз-Зумар, 39/29).

Только представьте себе одного слугу и несколько его хозяев, которые злобно пререкаются друг с другом. Каждый из хозяев желает, чтобы слуга выполнял именно его приказ, и сердится, когда слуга делает что-то для другого. Человек, попавший в такое положение, будет в высшей степени растерян. Ведь пытаясь услужить одному, он навлекает на себя гнев других. Когда он хочет исполнить распоряжение одного из своих хозяев, другие дают ему совсем другие. В результате слуга будет плох для всех, и его жизнь пройдет в бесконечном беспокойстве и усталости.

С другой стороны, слуга, имеющий только одного хозяина, живет в мире. Каждый раз он, выполняя его распоряжения, заслуживает его довольство и получает вознаграждение. Его хозяин также старается помочь ему в делах, дает ему то, в чем он нуждается. Разве одинаково положение этих слуг?

Многобожники не только пребывают в позоре и беспокойстве в этом мире, но также и будущая жизнь не сулит им ничего хорошего. Если Всевышний Аллах прощает из других грехов те, которые пожелает, Он никогда не простит тех, кто придавал Ему сотоварищей. (ан-Ниса, 4/48; 116).

Это люди, потерявшие вечную жизнь. В священном аяте говорится:

«Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не приняли [новую веру], окажутся в адском огне, пребудут там вечно. Они – наихудшие из созданий» (аль-Баййина, 98/6).

Каждый пророк обязательно разъяснял, что представляет собой многобожие (ширк) на самом деле. Они наставляли свои народы, не обманываясь причинами, видеть Того, кто является причиной всех причин, т.е. Всевышнего. Перечислим некоторые проявления многобожия (ширк), о которых говорили пророки:

• Склоняться в земном поклоне (сажда) перед кем-то, кроме Аллаха[5].

• Ждать удовлетворения своих нужд от кого-то, кроме Аллаха. Результат, который следовало бы ожидать только от Аллаха, ожидать от каких-то сил или людей.

• Какие-либо живые создания – да убережет нас от этого Аллах – называть «дочерьми Аллаха» или «сыновьями Аллаха».

• Подчиняться правителям, которые устанавливают запретное (харам) и дозволенное (халял). Ибо право что-то делать людям запретным, а что-то – дозволенным принадлежит только Аллаху.

• Совершать жертвоприношение во имя кого-то, кроме Аллаха.

• Клясться чьим-то именем, кроме Аллаха.

• Совершать паломничество в якобы святые места, где явно присутствует ширк.

• Называть детей именами, которые наводят на мысль о многобожии (ширк)[6]

Второй хадис обращает наше внимание на опасности лицемерия (рийа), которое называется «скрытым ширком», и совершение деяний ради кого-то другого, кроме Аллаха. Больше всего наш досточтимый Пророк боялся того, что его община будет совершать то, что положено делать ради Аллаха, ради людской славы, похвалы или из каких-то корыстных интересов. Ведь такое поведение является большим грехом. А так как это неявный грех, впасть в него очень легко. Большой ширк же очевиден. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поведал своей умме о всех его признаках, разъяснив его суть. После этого уже невозможно, чтобы мусульманин, находящийся в здравом уме, поклонялся созданному, вроде солнца и луны. Но скрытые желания нафса и лицемерие (рийа) побуждают к другому. Чтобы не поддаться их козням, нужно постоянно следить за собой. Например, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал одним из проявлений скрытого ширка, когда человек старается совершать намаз лучше, если на него смотрят другие.

Результат скрытого ширка внезапно оказывается горестным. Ведь человек, совершая лицемерные (рийа) ибады, ожидает и духовного вознаграждения за них. Но в будущей жизни он окажется подвергнутым наказанию и увидит, что все дела его тщетны.

Однажды Посланник Аллаха сказал:

- Больше всего я боюсь, что вы впадете в малый ширк.

Сподвижники спросили:

- Что такое малый ширк, о Посланник Аллаха?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Рийа, т.е. лицемерие. Когда в Судный день людям будет предоставляться вознаграждение за их деяния в земной жизни, Всевышний Аллах скажет лицемерам (ахли рийа): «Идите к тем, перед которыми вы красовались своими деяниями! Посмотрим же, получите ли вы от них хоть какое-то вознаграждение?» (Ахмад, V, 428, 429).

Значит, мусульманин должен ибады и благие дела совершать искренне, от чистого сердца. Он должен строго беречь себя от лицемерия, показухи и других корыстных интересов, далеких от благоволения (рида) Аллаха.

В священном аяте говорится:

«Тот, кто надеется предстать перед своим Господом [в благоволении], пусть вершит праведные дела и не поклоняется наряду со своим Господом никому более» (аль-Кахф, 18/110).

В третьем хадисе сообщается, что Всевышний Аллах запретил не подчиняться родителям и прерывать с ними связь. Хотя в тексте хадиса говорится только «матери», очевидно, что здесь подразумеваются и мать, и отец. О матерях же говорится особо потому, что по причине их милосердия, мягкости и чувствительности на их долю, как правило, выпадает больше переживаний, чем на долю отцов.

Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что в Судный день Всевышний Аллах не взглянет на лица тех, кто не подчинялся своим родителям. (Насаи, Закят, 69/2560).

Всевышний Аллах говорит:

«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете…» (ан-Ниса, 4/36).

Священный аят, в первую очередь запрещая многобожие (ширк), сразу же после этого повелевает делать добро родителям. И в этом – напоминание, как важно делать добро для них. Этого примера также достаточно, чтобы показать, каким великим грехом является неподчинение родителям[7].

По этой причине, обретение благоволения (рида) Аллаха возможно только с обретением благоволения родителей. Снискать же гнев родителей – значит снискать гнев Аллаха.

Один человек, придя к нашему досточтимому Пророку, спросил:

- О Посланник Аллаха! Какие обязанности детей перед родителями?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Они – твои или Рай, или Ад. (Ибн Маджа, Адаб, 1/3662).

Т.е. отец и мать – это два пути, дарованные человеку, которыми можно обрести вечное счастье. Мусульманин, заслужив их довольство, может облегчить свой расчет и вхождение в Рай. Если же он не сможет сделать этого и доставит своим родителям огорчение, то дорога в Рай станет для него трудней. Ибо Всевышний Аллах поместил Рай у их ног.

 

{

Мать всех правоверных Айша (радыйаллаху анха) поведала об одном сподвижнике, который, ухаживая за своей матерью, удостоился Рая.

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Во сне я увидел себя в Раю. Я услышал голос человека, который читал Коран. Я спросил: «Кто это?» Мне ответили: «Это Хариса бин Ну’ман».

Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Так обретается благо, так обретается благо!

И в завершении хадиса, после объяснения, что Хариса достиг такой степени, ухаживая за своей матерью, говорится: «Он был сподвижником, лучше всех относящимся к своей матери». (Ахмад, VI, 151-152; Хаким, IV, 167). 

 

{

Наш досточтимый Пророк обращался к Аллаху с такой ду’а о тех, кто делает добро своим родителям:

«Как счастлив тот, кто делает добро своим родителям! Да продлит Всевышний Аллах его жизнь!» (Хайсами, VIII, 137).

Конечно, делать добро родителям надо всегда, но особенно важно помогать им и ухаживать за ними, когда они состарятся.

В священном аяте говорится:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребенком» (аль-Исра, 17/23-24).

Ибо человек в старости, когда он уже слаб, более нуждается в помощи и уходе. А сделать это никто не может лучше, чем его дети. Те дети, которые в полной мере воспользовались этой возможностью, которую пожаловал им Всевышний, легко обретут Рай. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) строго предупреждает тех людей, чьи родители достигли преклонного возраста, а они, пренебрегая уходом и добрым отношением с ними, не воспользовались возможностью обрести Рай.

В подчинении родителям есть одно единственное исключение: дети не должны подчиняться родителям только в том случае, если те повелевают им ширк. Но даже в этом случае к ним следует хорошо относится в этом мире и делать им добро. (Лукман, 31/14, 15; аль-Анкабут, 29/8).

 



[1] Например, см. Бухари, Хадж, 4; Мухсар, 9, 10; Муслим, Тахарат, 14, 16; Хадж, 438; Тирмизи, Мавакит, 46; Хадж, 2: Насаи, Хадж, 4; Ибн Маджа, Икамат, 79; Манасик, 3.

[2] Лукман, 31/13.

[3] ан-Ниса, 4/48.

[4] ан-Ниса, 4/116.

[5] В Священном Коране говорится: «Его знамения – это также и ночь, и день, и солнце, и луна. Не бейте челом ни солнцу, ни луне, а бейте челом Аллаху, который сотворил их, если вы Ему поклоняетесь» (Фуссылят, 41/37).

[6] См. Шах Валиуллах Дахляви Худжатуллахиль-балига, I, 183-188.

В первом приведенном нами хадисе после ширка и неповиновения родителям третьим великим грехом названа ложь. О лжи мы поговорим в одном из следующих разделов. Сейчас же только скажем: наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы показать, насколько великим грехом является ложь, выпрямился и сказал: «будьте же внимательны – следующий (грех) – ложь». Он повторил это многократно, так, что его сподвижники, искренне любящие его, уже хотели, чтобы он замолчал, не утомляя себя.

 

 

[7] В продолжении третьего хадиса говорится, что запретно: самому не раздавая ради Аллаха милостыню нуждающимся, просить у других; самому не давая деньги в долг, просить в долг у других; скупость; просить милостыню, не будучи нуждающимся. Одним словом, запретно, самому не выполняя этих обязанностей, просить то, на что у тебя нет прав.

После этого сообщается, что является запрещенным закапывать в землю живыми новорожденных девочек. Ученые, занимающие толкованием Корана, говорят, что самый страшный аят в Коране следующий: «когда зарытую заживо спросят, за какой же грех ее убили» (ат-Таквир, 81/8-9). Это преступление является самым страшным обычаем времен джахилии. В те времена родители совершали страшное преступление, но их ребенок, т.к. умирал в самом младенчестве, обретал вечную жизнь. Подобные преступления в наши дни приводят к тому, что семьи погружаются в духовное болото. Беспощадно предав то, что было им вручено как безгрешный и невинный божественный залог, родители рушат свою жизнь в обоих мирах. Поэтому наш долг перед Аллахом – это, дав нашим детям хорошее воспитание, оживить их души, чтобы они через это удостоились счастья в обоих мирах.

Во второй части хадиса говорится, что наш Господь не одобряет, когда Его рабы сплетничают, задают много вопросов и транжирят свое имущество на пути, не одобряемом Исламом.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!