Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Отказ от желаний и страстей | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Отказ от желаний (хава) и страстей (хавас) нафса

 

٢٠٨. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «حُجِبَتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ وَحُجِبَتِ الْجَنَّةُ بِالْمَكَارِهِ». 

im1265698-0ages1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Ад окружен тем, что нравится нафсу. Рай же окружен тем, что нафсу не по вкусу». (Бухари, Рикак, 28; Муслим, Джаннат, 1. Отдельно см. Абу Дауд, Суннат, 22; Тирмизи, Джаннат, 21; Насаи, Айман, 3).

 

٢٠٩. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «لَمَّا خَلَقَ اللّٰهُ الْجَنَّةَ قَالَ لِجِبْرِيلَ: اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا ثُمَّ حَفَّهَا بِالْمَكَارِهِ ثُمَّ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لَا يَدْخُلَهَا أَحَدٌ قَالَ فَلَمَّا خَلَقَ اللّٰهُ النَّارَ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ فَيَدْخُلُهَا فَحَفَّهَا بِالشَّهَوَاتِ ثُمَّ قَالَ: يَا جِبْرِيلُ اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا فَذَهَبَ فَنَظَرَ إِلَيْهَا ثُمَّ جَاءَ فَقَالَ: أَيْ رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لَا يَبْقَى أَحَدٌ إِلَّا دَخَلَهَا».

2. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда Всевышний Аллах создал Рай, Он велел Джибрилу:

- Пойди и посмотри на него!

Джибрил отправился, посмотрел на Рай, вернулся и сказал:

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, услышав о красоте Рая, не останется ни одного человека, который бы не вошел в него.

Всевышний Аллах окружил Рай тем, что не нравится нафсу. Потом Он велел Джибрилу:

- Пойди и посмотри на него!

Джибрил отправился, посмотрел на Рай, вернулся и сказал:

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, я боюсь, что в него никто не войдет.

Когда Всевышний Аллах создал Ад, Он велел Джибрилу:

- Пойди и посмотри на него!

Джибрил отправился, посмотрел на Ад, вернулся и сказал:

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, услышав о его ужасах, не будет ни одного человека, который бы вошел в него.

Всевышний Аллах окружил Ад тем, что нравится нафсу. Потом Он велел Джибрилу:

- Пойди и еще раз посмотри на него!

Джибрил отправился, посмотрел на Ад, вернулся и сказал:

- О мой Господь! Клянусь Твоей славой, я боюсь, что не останется никого, кто бы не вошел в него». (Абу Дауд, Суннат, 21-22/4744; Тирмизи, Джаннат, 21)

 

٢١٠. عَنْ أَبِي بَرْزَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«إِنَّ مِمَّا أَخْشَى عَلَيْكُمْ شَهَوَاتِ الْغَيِّ فِي بُطُونِكُمْ وَفُرُوجِكُمْ وَمُضِلَّاتِ الْهَوَى».

 

3. От Абу Барзы (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Более всего я боюсь за вас, за низменные желания ваших желудков и половых органов, а также за страсти (хава), которые ввергают вас в заблуждение (далаля)». (Ахмад, IV, 420, 423; Хайсами, I, 188; Абу Нуайм, Хилйа, II, 32).

 

٢١١. عَنْ أَبِي مَالِكٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالُوا:

«يَا رَسُولَ اللّٰهِ! حَدِّثْنَا بِكَلِمَةٍ نَقُولُهَا إِذَا أَصْبَحْنَا وَأَمْسَيْنَا وَاضْطَجَعْنَا» فَأَمَرَهُمْ أَنْ يَقُولُوا: «اَللّٰهُمَّ فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ أَنْتَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ وَالْمَلَائِكَةُ يَشْهَدُونَ أَنَّكَ لَا إِلٰهَ إِلَّا أَنْتَ فَإِنَّا نَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ أَنْفُسِنَا وَمِنْ شَرِّ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ وَشِرْكِهِ وَأَنْ نَقْتَرِفَ سُوءًا عَلَى أَنْفُسِنَا أَوْ نَجُرَّهُ إِلَى مُسْلِمٍ».

 

4. Абу Малик аль-Аш’ари (радыйаллаху анху) говорит:

Сподвижники нашего досточтимого Пророка сказали ему:

- О Посланник Аллаза! Научи нас ду’а, которую бы мы читали утром, вечером и перед сном!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал им читать:

- О Аллах! Создатель небес и земли, ведающий скрытое и явное! Ты Господь всего. Ангелы свидетельствуют, что нет бога, кроме Тебя. Мы прибегаем к Тебе от зла наших нафсов, от зла шайтана, побиваемого камнями, от ширка, в который он нас хочет ввергнуть, от совершения дурных деяний, которые обернутся против нас или от того, чтобы нанести вред мусульманину». (Абу Дауд, Адаб, 100-101/5083).

 

Комментарии

Всевышний Господь создал человека, направленного в этот мир для испытания, способным и к добру, и ко злу. Он научил его и греху, и благочестию. Он разделил все деяния: «Это дурное, зло и грех, бесчестие, в которое стремится втянуть тебя твой нафс. Поэтому не делай этого! А вот это благочестие, благо и покорность, сохранение от дурного, совершай это!» Таким образом, Всевышний, ниспослав нам откровения о том, что есть добро и зло, что хорошее и плохое, что вредное и полезное, велел нам избегать одних действий и призвал совершать другие. (аш-Шамс, 91/7-8).

В  дополнение к этому, Всевышний Аллах, через пророков и Священные книги ясно показал, что есть истина, а что ложь, установил меры дозволенного (халял) и запретного (харам). А потом, чтобы испытать человека, которому Он даровал разум, понимание и волю, оставил его наедине с выбором между этих двух путей.

В священном аяте говорится:

«[Не] повели его по двум путям [добра и зла](аль-Баляд, 90/10).

Но нафс человека, наущаемый шайтаном, более, чем дозволенное (халял), предпочитает запретное (харам). Запретное и дурное ему кажется более привлекательным и соблазнительным. Нафсу не нравится обременять себя хлопотами, преодолевать трудности и платить немалую цену, занимаясь добрыми и благими деяниями. Он устремляется к тому, что легко дается и нравится ему – наслаждения, развлечения и корыстные интересы. Это и называется желаниями (хава) и страстями (хавас) нафса.

Слово хава в арабском языке имеет такие значения, как «желание, страсть, наклонность», «стремительно спускаться (как сокол на добычу)», «падать», «быть уничтоженным», «опустошенный сосуд», «безрезультатный», «не имеющий ценности». Чаще всего этим словом означают ту склонность, которую нафс питает к дурным желаниям, запрещенным и разумом, и религией; а также, когда, отказавшись от правды, истины и добродетели, он устремляется к наслаждениям и корыстным интересам. Поэтому отказ от желаний (хава) и страстей (хавас) – одна из самых важных отличительных черт верующего. Потому что хава – это беда разума.

Так как сын человеческий пришел в этот мир для испытания служением, до самой смерти он должен бороться с желаниями (хава) и страстями (хавас) нафса и призывать его к поклонению и благим делам. Даже если человек возвысится до высоких степеней праведности (вилайат), каждый миг он противостоит обманам, наущениям и ловушкам этого мира, нафса и шайтана. Собственно, самое ценное служение – это, отстранившись от этих опасностей и не внимая неистовым искушениям того бренного мира, отдаться благочестию (таква) и, в конечном итоге, устремиться к Истине.

Но борьба с желаниями нафса не так легка. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал эту борьбу «великим джихадом».

Как передает Джабир (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своим сподвижникам, вернувшимся из тяжелого похода:

- Вы вернулись к благому. Вы вернулись из малого джихада к великому!

Те спросили:

- Что такое великий джихад?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Борьба раба Аллаха со своими страстями (хава). (Байхаки, аз-Зухдуль-кабир, с. 198/374; Суйюти, Джами, II, 73/6107).

Наш досточтимый Пророк был доволен теми, кто ведет борьбу (муджахада) со своими желаниями и страстями. Он говорил о них:

«(Истинный) воин на пути веры (муджахид) – это тот, кто ведет джихад со своим нафсом». (Тирмизи, Фадаилуль-Джихад, 2/1621; Ахмад, VI, 20).

Потому что если джихад на войне обязателен не для каждого (фард кифайа), то джихад со своими страстями обязателен для всех (фард айн).

Досточтимый Ибрахим бин Адхам говорит:

«Самый трудный джихад – это джихад со своими желаниями (хава). Кто отлучит нафс от его желаний, тот обретет покой от этого мира и его бед. Он убережет себя от его страданий и стеснений и достигнет благополучия (саламат)». (Абу Нуайм, Хилйа, VIII, 18).

Всевышний Аллах, щедрыми самыми сильными клятвами клянется, что люди, которые очистили свой нафс, сделали его чистым от грехов, воспитав свой нафс богобоязненностью (таква), развивали его и наполнили добродетелью, обретут истинное спасение. (аш-Шамс, 91/1-9).

Очищение (тазкийа) нафса означает очищение его от духовной грязи неверия (куфр), невежества (джахалят), отрицательных эмоций, ложных верований, дурных черт характера, низких желаний (хава) и страстей (хавас).

Те авантюристы, которые, не удерживая свой нафс, развратили его и пытаются скрыть свою испорченность в тени, в самом прямом смысле испытают вред и горечь. Всевышний Аллах и об этом говорит, щедро подкрепляя свои слова самыми сильными клятвами. (аш-Шамс, 91/1-10).

Потому нафс, если его не очистить и предоставить самому себе, не признавая никаких границ, погрязнув в удовольствиях и низменных желаниях, выведет своего хозяина на ложный путь, и в этом мире, и в будущем ввергнет в несчастья.

Человека, который следует желаниям (хава) совего нафса можно назвать немощным, неразумным. Его нафс заставляет его совершать неправедные деяния и дает надежду, что он спасется в будущей жизни. Этот безвольный человек, следующий желаниям своего нафса, никак не хочет понять, что невозможно одновременно и проявлять непокорность Аллаху в этом мире, и войти в Рай в будущей жизни. Он тешит себя напрасными надеждами о том, что его сердце чистое, и Аллах будет милостив к нему. О таких людях Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит в одном из своих хадисов:

«Разумный человек – это тот, который владычествует над своим нафсом и трудится для жизни после смерти. А немощный – это тот, кто следует желаниям своего нафса, и при этом надеется на Аллаха». (Тирмизи, Кыйамат, 25/2459. Отдельно см. Ибн Маджа, Зухд 31; Ахмад, IV, 124; Хаким, IV, 251).

Человек, подчиняясь желаниям своего нафса, все более и более отдаляется от того, чтобы очищать свою душу (рух) добрыми и благочестивыми деяниями. И даже предается душой пороку, совершая дурные деяния и утверждая в себе низкую мораль. Такой человек разлагает свою душу животными желаниями, темными дьявольскими страстями, так что она издает зловоние. В конечном итоге, погрязнув в мирском, он станет достойным того, чтобы быть ввергнутым в Ад.

Поэтому друзья Аллаха считают самой большой опасностью для своей веры и нравственности желания (хава) и страсти (хавас) нафса. Потому что наш досточтимый Пророк «(хава), которым следует человек» перечислил среди того, что губит человека. (Мунави, Файзуль-кадир, III, 404/3471).

Великий ученый из табиинов Муджахид сказал:

«Я не знаю, какое благо, дарованное мне Аллахом, больше: прямой путь (хидаят) Ислама, или Его защита от желаний (хава) нафса?» (Дарими, Мукаддима, 30).

Харис аль-Мухасиби говорит:

«Что бы ни приходило к тебе от врага твоего – шайтана, все приходит через посредничество желаний (хава) нафса». (ар-Риайа, с. 325).

В противостоянии желаниям и страстям нафса нужно быть в высшей степени бдительным и внимательным. В противном случае человек может обмануться, подыгрывать нафсу и попадет в одну из его бесчисленных ловушек.

В Маснави досточтимого Мавляны приводятся в том числе такие предупреждения относительно желаний (хава) и страстей (хавас) нафса:

«Хозяин нафса предоставляет нафс самому себе, а потом ищет врага во внешнем мире».

«Хозяина нафса своего главного врага содержит внутри себя в холе и неге, а по отношению к внешнему миру являет ненависть и вражду, с силой и яростью кусая руки».

«Сынок, если ты хочешь узнать, на что похож твой нафс, читай описание семи кругов ада!»

«То, что ты называешь нафсом – колючка с тремя шипами. Как бы ты ее не положил, она вонзится в тебя. Как ты можешь спастись от вреда и волнений, причиняемых ею?»

«Ударь огнем оставления желаний (хава) и страстей (хавас) по своему нафсу, подобному такой колючке, и прибегай к милости и великодушию Аллаха, творящего благо!»

«Дурной тот заработок, к которому призывает тебя твой низменный нафс. Сколько же еще ты будешь занят этим дурным заработком? Не хватит ли тебе уже и того, что ты заработал?»

«Нафс, снова и снова обещая тебе совершать благие и праведные деяния, тысячи раз предаст и эти обещания, и свое покаяние».

«Если жизнь даже и даст тебе отсрочку в тысячи лет, твой нафс каждый день будет находить новый предлог».

«Если этот низкий нафс пожелает от тебя праведных деяний, приносящих  духовный заработок, не обманись! За этим кроется хитрость твоего врага – нафса».

«В правой руке твой нафс держит четки и Коран, но в рукавах спрятаны кинжал и меч».

«Будь внимателен! Ты гонишь коня, желая поймать газель, но охотишься ты на свинью! То есть, желая идти путем Истины, ты оказываешься пленником своего нафса».

«Кроме тех, кто опьянен Аллахом, все люди пребывают на уровне детей. Кроме тех, кто избавился от желаний (хава) и страстей (хавас) нафса, все остальные не достигли совершеннолетия».

«О тот, кто оставляет намаз! Ты связал свой разум и развязал обе руки желаний (хава) и страстей (хавас).

Если бы ты связал руки желаний (хава) и страстей (хавас) и развязал руки лакировщика – сердца, то сердце, подобное железу, стало бы зеркалом скрытого (гайб), и в нем отразилось бы все».

Как настойчиво предупреждают друзья Аллаха, желания (хава) и страсти (хавас) – это самые великие ловушки шайтана. Человек, угодивший в такие ловушки, и сам часто не понимает, что совершает ошибки. Он бывает так увлечен, что ему и в голову не приходит просить прощения грехов и обратиться к Аллаху.

Имам Авзаи говорит:

Иблис – глава всех шайтанов – спросил у своих друзей:

- Чем вы обольщаете сынов Адама, с какой стороны подходите к ним?

Те ответили:

- Всем, что угодно, и с любой стороны.

Иблис тогда спросил:

- А можете ли вы обольстить их просьбой о прощении (истигфар)?

- Увы! К сожалению, это так трудно. Истигфар – это то, что произносится вместе с таухидом (Ля иляха илляллах).

Иблис сказал:

- Я распространю среди них такое, что с этим они перестанут обращаться к Аллаху с просьбой о прощении!

И он распространил среди людей желаний (хава) и страсти (хавас) нафса. (Дарими, Мукаддима, 30).

Люди, которые, не внимая повелениям Аллаха, идут за шайтаном и увлекаются теми соблазнами, которые нравятся нафсу, вслед за такими кратковременными наслаждениями этого мира, встретятся с муками Ада. Потому что они по собственному желанию и осознанно оказались в ловушке нафса, о которой говорится в первом хадисе.

Исходя из условий испытания в этом мире, дороги, ведущие в Ад, устланы желаниями (хава) и страстями (хавас) нафса. Люди, которые устремляются за ними, увидят, что в конце этой дороги их ждет Малик – страж Ада. Дороги, ведущие в Рай, устланы тем, что для нафса является колючками и камнями. Чтобы пройти такой дорогой, надо совершать ибадат, обладать добродетелью и самопожертвованием, что совершенно не по вкусу нафсу. Нафс человека не хочет обременять себя такими трудностями. Но истинное счастье обретается лишь, когда человек взвалит на себя эти временные трудности и сумеет приоткрыть эти завесы. Именно здесь разгорается борьба с нафсом.

Если предоставить нафс самому себе, он, совершенно не задумываясь о последствиях, все время занят погоней за тем, что ему нравится. Но не следует забывать, что «Яд предлагают в золотой чаше». Те люди, которые действуют, видя только внешнее, в конечном итоге бывают вынуждены разбираться с вредными последствиями, заключенными внутри. Те, кому бывает приятно расчесывать гнойник на теле, вскоре видят, что он превратился в большую рану, причиняющую им страдания.

Из хадиса мы узнаем, что Ад окружен желаниями нафса и страстями. Это показывает, что в большинстве случаев человек оказывается ввергнутым в Ад, следуя желаниям (хава) и страстям (хавас) нафса. Так как нафс все время пробуждает намерения ради своих удовольствий, как мы видим из второго хадиса, Джибрил (алейхиссалям) испугался, что преобладающее большинство людей окажутся в Аду.

Также в хадисе говорится, что Рай окружен трудностями. Здесь имеется в виду, что войти туда можно, только следуя повелениям Аллаха, избегая запрещенного, противостоя желаниям (хава) и страстям (хавас) нафса и взвалив на себя все трудности, встречающиеся на этом пути.

Не так легко исполнять все это должным образом. Поэтому Джибрил (саллаллаху алейхи ва саллям) испугался, что люди не смогут войди в Рай.

Повеления и запреты Аллаха кажутся нафсу трудными, но все они – это капитал для вечного счастья души (рух). Абдуррахман бин Ауф (радыйаллаху анху) говорит:

«Ислам принес трудные приказы, которые не по вкусу нафсу. Мы нашли, что самое лучшее из лучшего – эти трудные приказания, не нравящиеся нашему нафсу. Например, вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), мы покинули Мекку и совершили хиджру. За это переселение (хиджра), которое было для нашего нафса таким трудным, нам были дарованы превосходство и победа.

И опять, не желая этого, словно идя на смерть с открытыми глазами, вместе с Посланником Аллаха вышли на битву при Бадре. Всевышний Аллах так описывает то наше состояние:

«[С дележом добычи обстоит так,] как [обстояло], когда твой Господь велел тебе выступить в поход во имя истины, хотя некоторые из верующих были против этого и вступали в пререкания с тобой относительно того, истинно [ли Аллах велел выступить в поход], а ведь это было доподлинно известно, словно их толкали на [верную] смерть, будто они воочию видят ее» (аль-Анфаль 8/5-6).

И Всевышний Аллах при Бадре даровал нам превосходство и победу.

Одним словом, мы обретали более всего блага, следуя приказам, которые нашим нафсам казались такими трудными». (Хайсами, VII, 26-27).

Всевышний Аллах сообщает такое радостное известие для тех Своих рабов, которые оставили свои страсти (хавас) и следуют благочестию (таква):

«Тому же, кто страшился предстать перед Господом своим, кто удерживал себя от [пагубной] страсти, воистину, прибежище будет в раю» (ан-Нази’ат, 79/40-41).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который был так милосерден к своей общине, желая, чтобы мусульмане спаслись от Ада и вошли в Рай, делал много предупреждений. Так, в третьем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает, что более всего его тревожат желания (хава) и страсти (хавас) нафса, которые могут повредить его общине.

Истинно, что человек, не противостоящий своему нафсу, исполняющий все его желания, в конце концов окажется на ложном пути. Ибо, как сообщается в Священном Коране, желания (хава) – самая первая причина заблуждения (далалят). Всевышний Аллах приказывает нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Скажи [, Мухаммад]: «Воистину, мне запрещено поклоняться тем, к кому вы взываете как к богам помимо Аллаха». Скажи: «Я не буду потакать вашим [низменным] страстям, - так я сошел бы [с прямого пути] и не был бы в числе ведомых прямым путем» (аль-Ан’ам 6/56).

В другом аяте говорится, что нет никого, кто бы более одержимых своими желаниями (хава) оказывался бы в заблуждении (далалят):

«… знай, что они повинуются только своим [низменным] страстям. А кто более заблудший, чем тот, кто следует своим страстям, не будучи ведомым Аллахом к прямому пути? Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь творящих беззаконие» (аль-Касас, 28/50).

Ибо человек либо повинуется приказам Аллаха, либо следует желаниям нафса. Невозможно одновременно подчиняться и Аллаху, и нафсу. Как хорошо сказал об этом поэт:

Нельзя идти дорогой Единобожия,

Имея перед собой две киблы.

Нужно или благоволение Друга,

Или желания нафса.

Невозможно одновременно и питать свой нафс, и добиться того, чтобы заблуждения сами собой исчезли. Если дать нафсу то, что он хочет, он потребует большего и по качеству, и по количеству. Как прекрасно сказал об этом досточтимый Мавляна:

«Пламя сладострастия не уменьшится, если удовлетворить его. Нет иного средства, кроме как оставить его неудовлетворенным и, таким образом, уменьшить. Как может погаснуть пламя, если бросить в него дрова?»

Развращенный нафс человека временами внушает такие желания, что, если бы они удовлетворялись, то ни сам человек, ни все общество, ни даже вселенная не остались бы в целости и сохранности. Потому что он всегда думает только о том, как получить из всего наслаждение и развлечение. А истина его совершенно не интересует.

Всевышний Аллах говорит:

«И если бы истина следовала их [низменным] страстям, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Но, напротив, Мы даровали им наставление (то есть Коран), они же отвергли его» (аль-Му’минун, 23/71).

Здесь уместно предупредить об опасности и тех, кто хотел бы толковать Коран, выводя из него смысл, устраивающий их нафс.

Те, кто следуют за желаниями (хава) и страстями (хавас) нафса, ставя их во главе всего, обожествляя их, впадают в ужасное заблуждение (далалят). Не выполняя ни одно из повелений Аллаха, они стараются удовлетворить любые желания (хава) и страсти (хавас) нафса. Всевышний, строго порицая таких людей, говорит:

«Видел ли ты того, кто сделал своих богов предметом своей прихоти? Разве ты ответчик за него?  Или ты полагаешь, что большинство неверных способны слышать или понимать? Они - всего лишь подобие скотов. Более того, они - самые отклонившиеся от [прямого] пути» (аль-Фуркан, 25/43-44. Отдельно см. аль-Джасийа, 45/23).

Люди, следующие своим желаниям (хава), не воспринимают аяты Аллаха и не наставляются, размышляя о признаках Его могущества, заключенных во Вселенной. Их нафсам нравится быть погруженным в небрежение (гафлет), и они не желают пробуждаться. Так как они поступают так, обладая разумом и зная истину, они оказываются в положении, ниже животных. (аль-А’раф, 7/179; аль-Фуркан, 25/43-44).

Посланник Аллаха так говорит о том, что обожествление своих желаний (хава) – величайшее зло:

«В глазах Аллаха под небесным сводом среди ложных богов нет более страшного и худшего, чем желания (хава), которые стремятся удовлетворить». (Хайсами, I, 188).

Человек совершает все грехи и дурные поступки, подчиняясь своему нафсу. Поэтому нет худших людей, чем те, кто, обожествляя свой нафс, следуют за его желаниями (хава) и страстями (хавас). Отход от Корана и Сунны и следование желаниям (хава) идут рядом с неправедными деяниями. Об этих неправедных деяниях и о дурной сущности тех, кто их совершает, так говорится в одном хадисе:

 «Какой же дурной раб тот, который, будучи одержим пустыми фантазиями и гордыней, забыл Могучего и Великого Аллаха! Какой же дурной раб тот, который, будучи тираном, преступающим границы, забыл Всесильного Аллаха! Какой же дурной раб тот, который, погрузившись в небрежение (гафлет), смеется и забавляется, забыв о могилах и о гниении (под землей). Какой же дурной раб тот, который проявляет необузданность и развращенность, который забыл свое начало и свой конец! Какой же дурной раб тот, который, приняв благочестивый вид, обманывает людей и преследует мирские интересы! Какой же дурной раб тот, который разлагает религию сомнительными вещами! Какой же дурной раб тот, который из-за своей жадности и скупости ввергается в грехи! Какой же дурной раб тот, который развращает свои желания (хава) и страсти (хавас)! Какой же дурной раб тот, который своим чрезмерным желанием и жаждой мирских богатств, вверг себя в позор!» (Тирмизи, Кыйамат, 17/2448; Хаким, IV, 351/7885; Хайсами, Х, 234).

Т.е. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что он далек от тех, кто следуют своим желаниям (хава), и что они далеки от него.

Если подумать, то можно заметить, что все перечисленные в хадисе дурные черты характера являются следствием подчинения нафсу. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) очень тревожился по поводу того, чтобы его община не оказалась во власти желаний (хава) и страстей (хавас). Он сказал:

«Больше всего я боюсь за людей своей общины, что они последует желаниям (хава) нафса». (См. Хайсами, I, 187; Суюти, I, 12).

Во многих аятах Корана содержится строгий запрет увлекаться своими желаниями (хава) и страстями (хавас). Ибо это приводит человека к гибели. Мусульмане обязаны подчиняться не тем людям, которые увлечены своими желаниями (хава), а знанию. Так как источником знания является откровение (вахи), то откровение и хава противоположны друг другу. В священных аятах говорится:

«Никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, если не последуешь за их учением. Скажи [, о Мухаммад]: "Только путь Аллаха - это прямой путь". А если ты последуешь за их желаниями, после того как тебе явилось [божественное] знание, то Аллах не будет тебе ни покровителем, ни заступником» (аль-Бакара, 2/120).

«Скажи: «О люди Писания! Не преступайте границ религии вашей [и держитесь] истины; не следуйте за низменными желаниями тех людей, которые сбились с прямого пути задолго до вас и сбили с него многих [других]» (аль-Маида, 5/77).

Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал все время обращаться к Аллаху с просьбой сохранить от зла нафса. В четвертом хадисе, когда один из его сподвижников спрашивает: «Какую ду’а мне читать утром, вечером и перед сном?», Посланник Аллаха учит его одной ду’а, которая начинается словами: «Мы прибегаем к Тебе, Аллах, от зла наших душ (нафс)».

Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей ду’а во время проповеди (хутба) говорил:

«Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ (нафс)». (Абу Дауд, Никах, 31-32/2118; Тирмизи, Никах, 17/1105; Насаи, Джума, 14).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал одному из своих сподвижников – досточтимому Хусаину:

«Если ты станешь мусульманином, я научу тебя двум фразам, которые будут полезны тебе».

Когда тот принял Ислам, он научил его такой ду’а:

«О мой Аллах, покажи мне самое правильное и лучшее и сохрани меня от зла моего нафса!» (Тирмизи, Да’ват, 69/3483).

То время, когда наш досточтимый Пророк жил на земле (аср саадат), было таким, что люди были далеки от желаний (хава) и страстей (хавас). Ибн Мас’уд (радыйаллаху анху), сравнивая то прекрасное время и следующее за ним, предупреждал одного человека:

«Ты живешь в такое время, когда законоведов (факих) много, а невежд (джахиль) мало; когда больше внимания уделяют не правильному произнесению букв Корана, а соблюдению его принципов (ахкам); когда просящих мало, а подающих много; когда удлиняют намазы, а проповеди сокращают; когда желаниям (хава) и страстям (хавас) предпочитают дела. Но для людей настанут такие времена, когда законоведов (факих) станет мало, а невежд (джахиль) много; когда Коран будут читать, придираясь к правильному произношению его букв и слов, но не будут считать важным следовать его принципам (ахкам); когда просящих будет много, а подающих мало; когда намазы будут сокращать, а проповеди удлинять; когда желания (хава) и страсти (хавас) будут предпочитать делам». (Муватта’, Касрус-салят, 88; Бухари, аль-Адабуль-муфрад, № 789).

Да сохранит нас всех Всевышний Аллах от зла наших душ (нафс) и от следования желаниям (хава) и страстям (хавас)! Да сделает нас из тех Своих рабов, которые оставили желания (хава)  и ищут довольства Высочайшего Друга!

Аминь!

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!