Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Противостояние обману шайтана | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

 

٢١٢. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةً بِابْنِ آدَمَ وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَادٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ فَمَنْ وَجَدَ ذٰلِكَ فَلْيَعْلَمْ أَنَّهُ مِنَ اللّٰهِ فَلْيَحْمَدِ اللّٰهَ وَمَنْ وَجَدَ الْأُخْرَى فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ» ثُمَّ قَرَأَ: (اَلشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَاْمُرُكُمْ بِالْفَحْشَاۤءِ).

В Исламе противостояние обману шайтана1. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорит:

«Поистине, шайтан и ангелы могут оказывать влияние на сердце человека. Влияние шайтана заключается в подстрекании ко злу и опровержении истины. Влияние ангела направлено к добру и утверждению истины. Человек, который чувствует в сердце влияние ангела, направляющее к благу, пусть знает, что это от Аллаха и воздаст Ему хвалу. Человек, который чувствует в себе влияние, подстрекающее его ко злу, пусть прибегает к Аллаху от зла шайтана, побиваемого камнями».

После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал такой аят:

«Шайтан сулит вам бедность и велит быть скаредными» (аль-Бакара, 2/268), (Тирмизи, Тафсир, 2/2988).

 

٢١٣. عَنْ عَلِيِّ بْنِ الْحُسَيْنِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّ صَفِيَّةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَخْبَرَتْهُ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْمَسْجِدِ وَعِنْدَهُ أَزْوَاجُهُ فَرُحْنَ فَقَالَ لِصَفِيَّةَ بِنْتِ حُيَيٍّ: «لَا تَعْجَلِي حَتَّى أَنْصَرِفَ مَعَكِ» وَكَانَ بَيْتُهَا فِي دَارِ أُسَامَةَ فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَعَهَا فَلَقِيَهُ رَجُلَانِ مِنَ الْأَنْصَارِ فَنَظَرَا إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ أَجَازَا وَقَالَ لَهُمَا النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «تَعَالَيَا إِنَّهَا صَفِيَّةُ بِنْتُ حُيَيٍّ» قَالَا:

«سُبْحَانَ اللّٰهِ يَا رَسُولَ اللّٰهِ» قَالَ: «إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الْإِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يُلْقِيَ فِي أَنْفُسِكُمَا شَيْئًا».

 

2. Али бин Хусаин (радыйаллаху анху) передает со слов жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Сафиййи (радыйаллаху анха):

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) Рамадана. Его жены пришли его навестить. Поговорив с ним некоторое время, они поднялись, чтобы вернуться к себе. Наш досточтимый Пророк сказал бинт Хуйайй:

- Не спеши, я провожу тебя.

Ведь он находился в доме (находимшемся на окраине), который позже был отдан Усаме бин Зайду. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вышел вместе с ней, чтобы проводить ее до дома. В это время мимо проходили двое ансаров. Они посмотрели на Посланника Аллаха и ускорили шаг.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуйайй!

Они ответил:

- Субханаллах (Преславен Аллах), о Посланник Аллаха! (т.е. «Как мы можем думать о тебе плохое!»).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нем повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)! (Бухари, И’тикаф, 11. Отдельно см. Бухари, Бад’уль-Халк, 11; Ахкам, 21; Муслим, Салям, 23-25; Абу Дауд, Саум, 79; Адаб, 81; Ибн Маджа, Сыйам, 65)

 

٢١٤. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: خَطَّ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَطًّا بِيَدِهِ ثُمَّ قَالَ: «هٰذَا سَبِيلُ اللّٰهِ مُسْتَقِيمًا» قَالَ ثُمَّ خَطَّ عَنْ يَمِينِهِ وَشِمَالِهِ ثُمَّ قَالَ: «هٰذِهِ السُّبُلُ وَلَيْسَ مِنْهَا سَبِيلٌ إِلَّا عَلَيْهِ شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ» ثُمَّ قَرَأَ: (وَاَنَّ هٰذَا صِرَاط۪ي مُسْتَق۪يمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَب۪يلِه۪ ذٰلِكُمْ وَصّٰيكُمْ بِه۪ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ).

 

3. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорит:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) провел рукой черту и сказал:

- Это дорога друзей Аллаха.

Потом провел линии справа и слева от этой черты и сказал:

- А это другие дороги. И на каждой из них стоит шайтан, призывающий идти этой дорогой.

Потом он прочитал такой аят Всевышнего:

«И [знайте], что этот [путь] - прямая дорога, [указанная] Мною. Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им. Это - то, что Он заповедал вам. Может быть, вы будете богобоязненны» (аль-Ан’ам, 6/153). (Ахмад, I, 465, 435; III, 397. Отдельно см. Ибн Маджа, Мукаддима, 1; Дарими, Мукаддима, 23; Хаким, II, 349/3241).

 

٢١٥. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ أَدْبَرَ الشَّيْطَانُ لَهُ ضُرَاطٌ حَتَّى لَا يَسْمَعَ التَّأْذِينَ فَإِذَا قُضِيَ التَّأْذِينُ أَقْبَلَ حَتَّى إِذَا ثُوِّبَ بِالصَّلَاةِ أَدْبَرَ حَتَّى إِذَا قُضِيَ التَّثْوِيبُ أَقْبَلَ حَتَّى يَخْطُرَ بَيْنَ الْمَرْءِ وَنَفْسِهِ يَقُولُ لَهُ: اذْكُرْ كَذَا وَاذْكُرْ كَذَا لِمَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ مِنْ قَبْلُ حَتَّى يَظَلَّ الرَّجُلُ مَا يَدْرِي كَمْ صَلَّى».

4. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда произносится призыв к намазу, шайтан отступает, с шумом испуская газы, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале намаза завершается, он (снова) подступает, чтобы встать между человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чем тот и не помышлял (до намаза, и он делает это), для того чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) намаза он совершил». (Муслим, Салят, 19. Отдельно см. Бухари, Азан, 4; Амаль Фис-салят, 18; Саху, 6; Бад-уль-хальк; 11; Абу Дауд, Салят, 31; Насаи, Азан, 20, 30).

 

٢١٦. عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ أَيِسَ أَنْ يَعْبُدَهُ الْمُصَلُّونَ فِي جَزِيرَةِ الْعَرَبِ وَلٰكِنْ فِي التَّحْرِيشِ بَيْنَهُمْ».

 

5. Джабир (радыйаллаху анху) передает: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Шайтан уже потерял надежду, что на Аравийском полуострове люди, совершающие намаз, будут поклоняться ему. Но он будет стараться настраивать их друг против друга и сеять вражду между ними». (Муслим, Мунафикин, 65. Отдельно см. Тирмизи, Бирр, 25/1937; Фитан, 2/2159; Ахмад, III, 313, 354, 384).

 

٢١٧. عَنْ حُذَيْفَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا إِذَا حَضَرْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ طَعَامًا لَمْ نَضَعْ أَيْدِيَنَا حَتَّى يَبْدَأَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَيَضَعَ يَدَهُ وَإِنَّا حَضَرْنَا مَعَهُ مَرَّةً طَعَامًا فَجَاءَتْ جَارِيَةٌ كَأَنَّهَا تُدْفَعُ فَذَهَبَتْ لِتَضَعَ يَدَهَا فِي الطَّعَامِ فَأَخَذَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِهَا ثُمَّ جَاءَ أَعْرَابِيٌّ كَأَنَّمَا يُدْفَعُ فَأَخَذَ بِيَدِهِ فَقَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«إِنَّ الشَّيْطَانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعَامَ أَنْ لَا يُذْكَرَ اسْمُ اللّٰهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ جَاءَ بِهٰذِهِ الْجَارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا فَأَخَذْتُ بِيَدِهَا فَجَاءَ بِهٰذَا الْأَعْرَابِيِّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ فَأَخَذْتُ بِيَدِهِ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنَّ يَدَهُ فِي يَدِي مَعَ يَدِهَا».

 

6. Хузайфа (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Когда мы сидели за столом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пока он не приступал к еде, и мы не протягивали руки к пище. Однажды мы сидели за столом вместе с ним. Вдруг пришла маленькая девочка. И словно кто-то толкал ее в спину. Она тут же протянула руку к еде, но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удержал ее руку. Потом появился какой-то бедуин. И его словно кто-то толкал в спину. Посланник Аллаха удержал и его руку и сказал:

­«Шайтан хотел бы принять участие в трапезе, начатой без поминания имени Аллаха (Бисмиллях). Чтобы получить свою долю из этой трапезы, он прислал эту девочку. Но я удержал ее руку. Потом, чтобы получить свою долю из этой трапезы с помощью бедуина, он направил его. Но я удержал и его руку. Клянусь Аллахом, в чьих руках находится моя душа, рука шайтана была вместе с их руками в моей руке». (Муслим, Ашриба 102. Отдельно см. Абу Дауд, Ат’има, 15/3766; Ахмад, V, 382, 397; Хаким, IV, 121/7088).

 

Комментарии

Когда Всевышний Аллах сотворил человека, Он приказал ангелам склониться перед человеком в земном поклоне. Все они склонились, но шайтан, возгордившись, отказался. Он сказал: «Стану ли я падать ниц перед тем, кого Ты сотворил из глины?» (аль-Исра, 17/61).

Посчитав, что, если он сотворен из огня, а человек - из глины, шайтан сделал ложный вывод, что превосходит человека (аль-А’раф, 7/12).

Всевышний Аллах, который не любит гордецов, лишил его Своей милости и выгнал из Рая. Аллах унизил шайтана в соответствии с тем, насколько тот возгордился. Аллах сказал шайтану, что проклятие над ним будет пребывать до Судного дня.

Иблис, проявивший непокорность по своей гордыне, по причине той же гордыни даже не думал просить прощения у Аллаха, а попросил отсрочку. Он вообразил, что, живя до Дня, когда люди воскреснут, он спасется от смерти. И, как одно из испытаний этого мира, Всевышний Аллах предоставил шайтану такую отсрочку до Судного дня. Так Он пожелал в будущей жизни отделить верующих от тех, кто пребывает в сомнениях. (Са’ба, 34/21).

И тогда шайтан поклялся, что, сводя счеты с людыми, он будет придумывать разные хитрости, чтобы приукрасить людям грехи и сбить их с прямого пути, что он будет находить к ним подход со всех сторон:

«Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]» (аль-А’раф, 7/17).

Но он тут же сказал, что исключает из этого числа праведных рабов Аллаха, так как они ему не по силам.

Всевышний Аллах, устрашая шайтана и его последователей Адом, предостерегает их. (См. аль-А’раф, 7/11-18; аль-Хиджр, 15/30-44; Сад, 38/71-85).

Позже наш Всевышний Господь поместил первого человека Адама и мать рода человеческого Хавву в Рай. Он разрешил им питаться всеми плодами Рая, но запретил приближаться к одному дереву. Так началось испытание человека. Шайтан, начав действовать, прибегнув к тысячам уловок, вошел в доверие к людям. Он приносил клятвы, лгал, давал обещания. Он говорил: «Я хочу вам блага», давал советы и как будто указал путь, в конце концов заставив поверить себе.

В священном аяте так говорится об этом:

«И стал шайтан нашептывать им, чтобы открыть им глаза на их срамные части, на которые они [до того] не обращали внимания. И он сказал им: "Ваш Господь запретил вам [плоды] этого дерева лишь с той целью, чтобы вы не стали ангелами или не обрели бы вечной жизни". И он поклялся им: "Воистину, я для вас - добрый советчик". [Таким образом] он обольстил их и низвел [из рая на землю]. Когда же они вкусили [плоды] того дерева, перед ними [воочию] предстали их срамные части, и они стали склеивать листья райских [деревьев, чтобы прикрыть наготу]. Тогда Господь воззвал к ним: "Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан - ваш явный враг?"» (аль-А’раф, 7/20-22).

Шайтан обманул человека, сыграв на его желании иметь еще больше и жить вечно. Значит, надо быть осторожными с подобными желаниями.

Когда люди, последовав за шайтаном, проявили непокорность божественному повелению, Всевышний Аллах вывел их из Рая. Сделав врагами друг другу, Он ниспослал их на землю, в мир забот и тревог. Так начались испытания человека и его страдания. (аль-Бакара, 2/36; аль-А’раф, 7/24).

Поведав обо все этом в качестве наставления людям, Всевышний Аллах предупреждает их:

«О сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому как он [совратил и] изгнал из рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их срамные части!» (аль-А’раф, 7/27).

«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг» (аль-Бакара, 2/168).

«Тот, кто ищет заступничества у шайтана вместо Аллаха, непреложно понесет урон. Шайтан обещает [людям] и соблазняет их. Но его обещания не что иное, как обольщение» (ан-Ниса, 4/119-120).

«... Воистину, шайтан - предатель для человека» (аль-Фуркан, 25/29).

«А ведь предопределено, что того, кто прибегнет к нему (то есть к шайтану), он собьет с пути истины и приведет к наказанию огнем» (аль-Хадж, 22/4).

Подробно рассказав в Коране о намерениях и кознях шайтана, Всевышний Аллах после этого спрашивает у Своих рабов:

«Так неужели же вы признаете его и его потомков покровителями взамен Меня? Ведь они для вас - враги. Плохая это замена для тех, кто поступает несправедливо!» (аль-Кахф, 18/50),

После этих многочисленных предупреждений Всевышнего Аллаха, человек, казалось бы, слушая свой разум, будет бдителен в отношении к шайтана. Человек, казалось бы, не обманываясь пустыми обещаниями шайтана, не станет подчиняться его приказам. Человек, казалось бы, тут же разгадав хитрости и козни шайтана, спасет и себя, и своих товарищей. Но на самом деле все совершенно не так. Несмотря на все предупреждения, большинство людей отдают души своему извечному врагу. Они легко попадают в его такие слабые ловушки и следуют за ним след в след. Настали такие времена, что люди даже превосходят и самого шайтана. Пораженный шайтан, со словами: «Я непричастен к твоим [делам], ибо я страшусь Аллаха, Господа [обитателей] миров», покидает их. (аль-Хашр, 59/16; аль-Анфаль, 8/48).

Всевышний Аллах с упреком говорит Своим рабам:

«Они подтвердили мнение Иблиса о них, когда последовали за ним, - [все], кроме немногих [истинно] верующих. У него не было над ними власти, [а Мы дозволили ему подвергнуть людей испытанию], дабы отличить того, кто верует в будущую жизнь, от того, кто сомневается. Господь твой - хранитель всего сущего» (ас-Саба’ 34/20-21).

Значит, шайтан не может взять человека за руку и насильно заставить его совершить грех. Он может только наущать его. Кроме того, и ангел внушает человеку благое. Так, в первом хадисе сообщается, что на человека воздействуют и ангел, и шайтан. Ангел призывает к благому, а шайтан – ко злу. Когда в человек вспыхивают чувства, втягивающее его в дурное, и охватывают дурные мысли, он должен тут же понять, что это идет от шайтана. Он должен тут же прибегнуть к защите Аллаха.

Если человек руководствуется искренностью, он легко сможет различить, от ангела или от шайтана происходят чувства, возникающие в его душе. Потому что шайтан всегда призывает к непристойному, к тому, что заставляет краснеть, и ко злу[1]. Ангел же призывает к добру, благу, зовет готовиться к будущей жизни. В этом случае человек должен, выбирая благое, стараться справиться с испытанием этой жизнью.

С другой стороны, шайтан показывает зло, которое собирается совершить человек, привлекательным[2]. Когда и нафс соблазняется этой привлекательностью, человек легко становится готовым подвергнуть себя величайшей опасности. Поэтому человек всегда должен быть в высшей степени бдительным.

Для противостояния наущениям шайтана Всевышний Аллах советует:

«А если шайтан подвергнет тебя какому-либо наваждению, то прибегай к помощи Аллаха, ибо Он - слышащий, знающий» (аль-Фуссылят, 41/36).

Следуя этому, человек, все время пребывая в ду’а и зикре, должен постоянно прибегать к Аллаху от зла нафса, шайтана и других созданных.

Во втором хадисе сообщается, что шайтан, подобно крови в венах, передвигается                                 внутри человека, т.е. он способен обмануть человека и оказывать на него воздействие. Шайтан прилагает все возможное усердие для этого и использует каждую возможность. Но это не значит, что шайтан может сделать все, что пожелает. На сколько бы Всевышний Аллах, следуя условиям испытания в этом мире, не предоставил шайтану отсрочку и некоторые возможности, Он не дал ему неограниченные силы и полномочия. По сути, его ловушки весьма слабые[3]. Но так как нафс человека жаждет грехов, он сам по себе попадает в эти ловушки. Шайтан всего лишь показывает грехи привлекательными и призывает к ним, человек же, часто зная, что совершает ошибку, впадает в этот грех.

Хадис разъясняет, что шайтан без передышки, при каждой возможности старается соблазнить человека. Поэтому человек должен быть внимательным и бдительным по отношению к своему извечному врагу. Верующий должен избегать поступков, которые другими людьми могут быть поняты неправильно. Он должен стараться не показываться в сомнительных местах. Вместе в тем, он и сам не должен, став свидетелем какого-то поступка другого человека, тут же предполагать о нем дурное. Окончательное решение следует выносить, только подробно изучив суть дела. Надо стараться вносить ясность в те обстоятельства, которые могут быть поняты неправильно. Надо действовать, проявляя максимум внимания. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) научил нас замечательным приемам и методам этого.

В третьем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рисует схему, чтобы показать, что существует прямой путь Аллаха и другие дороги, сбивающие человека с прямого пути. Таким образом, Посланник Аллаха и разъясняет тему самым понятным и ясным образом, и демонстрирует прекрасный метод обучения.

Прямая дорога только одна. Это дорога единобожия (таухид), которая объединяет тех, кто ступает на нее, и не дает им разделиться. Все другие дороги значительно или незначительно отличаются от прямого пути и ведут человека в ложном направлении. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что в начале каждой такой ложной дороги стоит какой-то шайтан, который призывает людей следовать его путем.

Шайтан показывает дорогу истины нафсу человека трудной и неприглядной, а другие дороги – красивыми и привлекательными. Между тем, эти дороги за пределами прямого пути (сыратуль-мустаким) – это все другие религии, мазхабы, нововведения (бид’ат) и искажения. Способствуя созданию разных групп и объединений, они отдаляют верующих с пути Аллаха и разделяют их.

Поэтому верующие должны следовать не желаниям своего нафса, а в поисках довольства (рида) Аллаха идти только прямым путем (сыратуль-мустаким).

В четвертом хадисе говорится, что шайтан обманывает людей, когда они совершают поклонение (ибаду). В особенности, когда человек совершает намаз, шайтан заставляет его думать о посторонних вещах. Шайтан, который испытывает муки и страдает, когда люди совершают служение Аллаху, всеми своими силами старается отдалить их от этого. Если он не может сделать это, то старается сделать ибаду человека бессодержательной. По его наущению люди отдаляются от скромности, искренности и чистосердечия.

В хадисе говорится, что шайтан, услышав призыв на намаз – азан и камат, в страхе и ужасе убегает[4]. Но так как его долг – вводить людей в заблуждение и сбивать их с прямого пути, шайтан снова и снова возвращается. В результате, заставляя человека во время намаза думать о мирском, шайтан отдаляет его сердце от намаза и даже заставляет его забыть, сколько он совершил ракаатов. Путь спасения от этого – стараться не думать о том, что приходит на ум, и не забывать, что во время намаза мы находимся в присутствии Аллаха.

Шайтан все время занят тем, чтобы отвратить человека от любого благого дела. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказав о достоинствах поминания (тасбихат), которое мы совершаем после намаза, и собираясь спать, сказал:

«Шайтан приходит к вам во время намаза и говорит: «Подумай об этом, подумай о том». Так он продолжает, пока не отвлечет вас от намаза. В результате, человек оставляет даже поминание (тасбихат). Когда человек ложится спать, шайтан снова приходит к нему. Он старается, чтобы человек заснул (не произнеся это поминание) и даже преуспевает в этом». (Тирмизи, Да’ват, 25/3410; Абу Дауд, Адаб 99-100/5065; Насаи, Сахв, 90).

В пятом хадисе сообщается, что шайтан, обманывая людей в общественной жизни, натравливает их друг на друга, сеет семена вражды и ненависти.

Слово тахриш, которое встречается в этом хадисе, в арабском языке означает всякого рода деятельность, которая имеет своей целью распространение вражды, анархии и смуты. Это дело шайтана и людей. Поэтому, проявляя разумность перед всевозможными подстрекательствами и беспорядками, противоречащими чувству религиозного братства, мы не должны давать шайтану повод для радости. Потому что все обиды, разрыв отношений, вражда и смута, вспыхивающие среди мусульман, это и есть то, что желает шайтан, и чем он доволен. В таких случаях надо действовать осмотрительно и стараться сохранить братство между верующими. Обидев кого-то, нужно примириться в течение трех дней, попросить прощения за совершенную ошибку и, проявляя всю возможную терпимость, верующим стараться быть вместе.

Насколько поучителен следующий хадис, в котором говорится, какие усилия прилагает шайтан, чтобы настроить двух мусульман против друг друга, и как можно предотвратить это.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел вместе со своими сподвижниками. Тут пришел один человек. Он начал оскорблять досточтимого Абу Бакра, и очень расстроил этим. Но Абу Бакр (радыйаллаху анху) промолчал, не стал отвечать тому человеку. В следующий раз этот человек, точно также оскорбив Абу Бакра, заставил его страдать. Досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) опять промолчал. Когда человек и в третий раз начал оскорблять его, Абу Бакр (радыйаллаху анху) ответил ему так, как он заслуживал.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же встал и ушел. Абу Бакр (радыйаллаху анху), нагнав его, спросил:

- О Посланник Аллаха, ты рассердился на меня?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Нет.

Потом он сказал:

- Но с небес спустился ангел. Он опровергал все то, что говорил о тебе этот человек, отвечал ему вместо тебя. Когда же ты, ответив тому человеку, рассчитался с ним, ангел ушел, а на его место пришел шайтан. А когда куда-то приходит шайтан, я не могу оставаться там! (Абу Дауд, Адаб, 41/4896).

В шестом хадисе говорится, что шайтан старается обмануть человека в обыденных делах. Когда человек ест, пьет, спит, заходит в дом и выходит из него, когда занят зарабатыванием денег и воспитанием детей, шайтан вместе со всем своим воинством нападает на него и старается заиметь свою долю в делах человека.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), направляя свою общину к благому, говорит:

«Нет никакого сомнения в том, что шайтан вмешивается в каждое ваше дело. Даже, когда вы едите, он находится рядом с вами. Если у вас (из рук) выпадет кусочек еды, то, очистив его от того, что налипло, скушайте его, не оставляйте шайтану». (Муслим, Ашриба, 133-135).

Шайтаны желают войти в дом, устроится в нем, пользоваться тем, что есть в доме, обманывать обитателей дома и ввергать их в грехи. Чтобы воспрепятствовать этому, заходя в дом надо говорить бисмиллях. Если человек, заходя в дом, произносит бисмиллях, то предводитель шайтанов, услышав это, с огорчением говорит своим товарищам, что на эту ночь они не могут остаться в этом доме. Вместе с тем, надеясь получить свою долю из еды, они ждут часа трапезы. Если обитатели дома, приступая к еде, не произносят бисмиллях, то шайтаны с наслаждением набивают животы и, забрав баракят от пищи, уходят. Если человек не поминает Аллаха, то это еда для шайтанов, это помогает им получать пропитание и стать сильнее. И тогда шайтаны стараются обмануть обитателей дома. Если, приступая к еде, люди произносят бисмиллях, то шайтаны, поняв, что в этом доме они ничего не смогут получить, бывают вынуждены покинуть его.

Шайтан хочет получить свою долю и в делах человека. Его вмешательство начинается с того момента, когда человек выходит из дома с дурными намерениями и мыслями. В священном хадисе так говорится об этом:

«Когда человек выходит из дома, у него есть два знамени – одно в руке ангела, другое в руке шайтана. Если тот человек выходит из дома для дела, которое любит Аллах, и которым Он доволен, то до тех пор, пока он не вернется в дом, ангел будет следовать за ним со знаменем в руке. Если человек выходит из дома для дела, которое вызывает гнев Аллаха, то шайтан будет следовать за ним со знаменем в руке. И человек до тех пор, пока не вернется домой, будет находиться под знаменем шайтана». (Ахмад, II, 323).

Всевышний Аллах так рассказывает о том, как сбивает с пути шайтан людей через богатство и детей:

«[Потом Иблис] добавил: "Скажи мне, это тот, кому ты отдал предпочтение передо мною? Если ты дашь мне отсрочку до Судного дня, я введу в соблазн все его потомство, за исключением немногих". [Аллах] повелел: "Ступай прочь! Тем, кто последует за тобой, [и тебе] сполна воздается в аду. Соблазняй своими речами кого сможешь, пусти в ход против них все свои силы, дели с ними их богатства и детей, и давай им [ложные] обещания. Но обещание шайтана - всего лишь обольщение. Воистину, Мои рабы не будут подвластны тебе, и только твой Господь - покровитель их"» (аль-Исра, 17/62-65).

Люди в личной, общественной и деловых сферах жизни, прибегая к разным предлогам, закрывают глаза на заблуждения и грехи именно по причине обмана и пустых обещаний шайтана. Многие люди с надеждой заработать больше денег, стать лучше, улучшить в будущем свое положение, ввергают себя в грехи. Между тем, никогда не надо забывать, что в таких делах присутствуют нафс и шайтан. Верующий, чтобы удостоиться помощи и защиты Аллаха, должен ухватиться за нить искренности (ихлас) и богобоязненности (таква), искать пути их обретения.

Еще одно наставление нашего досточтимого Пророка, касающееся дел мусульманина, следующее:

«Если тебя что-то постигнет, не сожалей, говоря: «Если бы я сделал так, то было бы по-другому»! Скажи: «Это предопределение Аллаха, Он делает, что пожелает». Ибо слова типа: «Если бы я поступил так…» открывают врата таким делам, которыми доволен шайтан». (Муслим, Кадар, 34. Отдельно см. Ибн Маджа, Мукаддима, 10).

Если человек показывает бессилие, слушает наущения шайтана, не проявляет довольства предопределенным ему и отворачивается от упования (таваккуль), то при решении своих делах он погружается в сомнение, и даже может впасть в состояния, противоречащие вере (иман), такие как неудовлетворенность, недовольство предопределенным и отрицание Аллаха. А это радует шайтана.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о важности единства и объединения в противостоянии шайтану, советовал:

«Шайтан – это волк для человека. Он, как волк, который хватает овцу, отделившуюся от стада. Будьте бдительны, не разделяйтесь на группы. Не отделяйтесь от общины (джамаат), общества и мечетей». (Ахмад, II, 400; V, 335; Хаким, I, 73/59).

«Шайтан, приставая к одному человеку и двум людям, наущает их. Если людей будет три, шайтан не может приставать к ним». (Муватта’, Исти’зан, 36).

По сути, шайтан не может причинить вред человеку, который не отступает от своего первоначального намерения, ибо «козни шайтана жалки»[5]. Что усиливает их – это желания (хава) и страсти (хавас) нафса. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда судья (кады) не чинит притеснения, Всевышний Аллах вместе с ним (помогает ему). Если он начинает чинить притеснения, то Аллах оставляет его, приходит шайтан и никогда не покидает его». (Тирмизи, Ахкам, 4/1330).

Из аятов и хадисов можно понять, что Всевышний Аллах не предоставил шайтанам полную свободу, они должны подчиняться определенным правилам. Шайтанам дозволено вмешиваться в дела людей, которые забывают поминание (зикр) Аллаха и имеют дурные намерения. Но они не могут ни получить свою долю в делах, ни устроиться в доме того, кто всегда пробужден душой, кто каждый миг поминает Аллаха, заходит в дом с бисмиллях, садится за стол с бисмиллях, соблюдает повеления Аллаха.

Всевышний Аллах по Своей милости и милосердию хранит от наущений шайтанов Своих искренних рабов и тех верующих, которые идут путем благочестия (таква). В священных аятах говорится:

«И если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (ан-Ниса, 4/83).

«Воистину, ему (то есть шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (то есть шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками» (ан-Нахль, 16/9-100).

Всевышний Аллах научил нас ду’а, позволяющей противостоять козням шайтана:

وَقُلْ رَبِّ اَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاط۪ينِ. وَاَعُوذُ بِكَ رَبِّ اَنْ يَحْضُرُونِ

«Скажи [, Мухаммад]: "Господи! Я ищу убежища у Тебя от наваждений шайтанов и молю Тебя, Господи, отогнать их от меня"» (аль-Му’минун, 23/97-98).

Одним словом, каждое действие, которым бывает доволен шайтан, вредит самому человеку. Потому что его цель, самое сильное наслаждение – это причинить материальный и духовный урон человеку. Значит, при каждой возможности произнося поминание (зикр) Аллаха, прибегая к Нему, мы должны стараться оставлять шайтана ни с чем, не поддаваясь его козням.



[1] ан-Нур, 24/21.

[2] аль-Ан’ам, 6/43.

[3] ан-Ниса, 4/76.

[4] Шайтан убегает от азана по нескольким причинам:

  1. Он убегает от величия азана. Потому что азан – это призыв, вобравший в себя все основы религии. Шайтан по своей природе испытывает отвращение к ним.
  2. Азан – это призыв к намазу, к общей молитве. Намаз – это поклонение, более всех приближающее человека к Всевышнему, самый важный элемент намаза – земной поклон (сажда). Шайтан был лишен милости Аллаха по той причине, что отказался склонится в земном поклоне перед пророком Адамом. Когда мусульмане, собравшись вместе, поклоняются Аллаху и склоняются в земном поклоне, шайтан, оставив надежду обольстить их, убегает от азана и камата.
  3. Все созданное, которое слышало звуки азана, в Судный день будет свидетельствовать в пользу муадзина. Шайтан же не желает добра ни одному мусульманину. Поэтому, убежав, он старается избежать такого свидетельства и доброго дела, которые ему совершенно не по вкусу. (См. M. Yaşar Kandemir ve dğrl. Riyâzü’s-sâlihîn -Tercüme ve Şerh-, V, 187)

[5] ан-Ниса, 4/76.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!