Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Ложь и лжесвидетельство | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 


 

١٤١. عَنْ صَفْوَانَ بْنِ سُلَيْمٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّهُ قَالَ: قِيلَ لِرَسُولِ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ جَبَانًا؟» فَقَالَ: «نَعَمْ» فَقِيلَ لَهُ:

«أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ بَخِيلًا؟» فَقَالَ: «نَعَمْ» فَقِيلَ لَهُ: «أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ كَذَّابًا؟» فَقَالَ: «لَا!».

 

1. Сафуан бин Суляйм (радыйаллаху анху) рассказывал:

«У Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили:

- Может ли мусульманин быть трусливым?

Он ответил:

- Да, может.

- Может ли мусульманин быть скупым?

- Да, может.

- А может ли мусульманин быть лгуном?

- Нет, никогда». (Муватта, Калям, 19; Байхаки, Шуаб, IV, 207).

 

١٤٢. عَنْ مَعَاوِيَةَ بْنِ جَيْدَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «وَيْلٌ لِلَّذِي يُحَدِّثُ فَيَكْذِبُ لِيُضْحِكَ بِهِ الْقَوْمَ وَيْلٌ لَهُ وَيْلٌ لَهُ».

2. Муавия бин Джайда (радыйаллаху анху) перадает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Горе же тому человеку, который лжет в разговоре, чтобы насмешить людей! Горе же ему, горе!» (Абу Дауд, Адаб, 80/4990; Тирмизи, Зухд, 10/2315).

 

١٤٣. عَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِي رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًّا وَبِبَيْتٍ فِي وَسَطِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْكَذِبَ وَإِنْ كَانَ مَازِحًا وَبِبَيْتٍ فِي أَعْلَى الْجَنَّةِ لِمَنْ حَسَّنَ خُلُقَهُ».

 

3. Абу Умама (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Я обещаю, что тому человеку, который не будет ввязываться в спор, даже если он и прав, будет дарован дворец на краю Рая. Я обещаю, что тому человеку, который не лжет даже в шутку, будет дарован дворец в середине Рая. Я обещаю, что тому человеку, который улучшил свой нрав (ахляк), будет дарован дворец на самом возвышенном месте Рая». (Абу Дауд, Адаб, 7/4800. Отдельно см. Тирмизи, Бирр, 58/1993; Ибн Маджа, Мукаддима, 7).

 

١٤٤. عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«مَنْ تَحَلَّمَ بِحُلْمٍ لَمْ يَرَهُ كُلِّفَ أَنْ يَعْقِدَ بَيْنَ شَعِيرَتَيْنِ وَلَنْ يَفْعَلَ».

4. Ибн Аббас передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человеку, который солжет, сказав, что видел какой-то сон, в будущей жизни в наказание прикажут связать узлом два ячменных зерна[1], и он никак не сможет сделать этого». (Бухари, Та’бир, 45. Одельно см. Абу Дауд, Адаб, 88/5024; Тирмизи, Руйа, 8; Ибн Маджа, Руйа, 8).

 

١٤٥. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: جَاءَ أَعْرَابِيٌّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ مَا الْكَبَائِرُ؟» قَالَ:

«اَلْإِشْرَاكُ بِاللّٰهِ» قَالَ: «ثُمَّ مَاذَا؟» قَالَ: «ثُمَّ عُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ» قَالَ:

«ثُمَّ مَاذَا؟» قَالَ: «اَلْيَمِينُ الْغَمُوسُ» قُلْتُ: «وَمَا الْيَمِينُ الْغَمُوسُ» قَالَ:

«اَلَّذِي يَقْتَطِعُ مَالَ امْرِئٍ مُسْلِمٍ هُوَ فِيهَا كَاذِبٌ».

5. Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) передает, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел бедуин и спросил:

- О Посланник Аллаха! Какие самые тяжкие грехи?

Посланник Аллаха ответил:

- Придавать Аллаху сотоварищей (ширк).

- А после этого?

- Неповиновение родителям.

- А после этого?

- Ложная клятва (йаминуль-гамус).

Я спросил:

- Что значит «ложная клятва»?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Это когда человек произносит ложную клятву, чтобы получить часть имущества мусульманина. (Бухари, Иститабатуль-Муртаддин, 1; Айман, 16; Дийат, 2. Отдельно см. Тирмизи, Тафсир, 4/3020; Насаи, Тахриму’д-Дам, 3/4009; Касама, 48).

 

Комментарии

Ложь является таким грехом, который приносит больше всего вреда человечеству. Ложь – это духовная болезнь, губящая душу. В Судный день ложь предстанет самым тяжелым свидетельством против человека.

Люди в основном прибегают ко лжи, чтобы не оказаться в постыдном положении. Человек может ложью убедить других людей, но надо помнить о том, что предстоит давать ответ перед Всевышним, который ведает обо всем. Ведь ложь, к которой прибегает человек, чтобы избежать позора в этом мире, в будущей жизни опозорит его еще больше. Человек не хочет краснеть перед тремя-четыремя людьми в этом мире. Но что он будет делать, когда в будущей жизни его ложь станет очевидной для всех людей? И среди них будут и самые близкие, и враги. А ведь человек совсем не хочет предстать опозоренным перед теми и другими. Те, кто при самом малом затруднении прибегает ко лжи, в вечной жизни окажется в еще более тяжелых и стесненных обстоятельствах. Потому что каждое слово сына Адама записывается. В Священном Коране говорится:

«[Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Каф, 50/18).

Поэтому Всевышний, который так милосерден к Своим рабам, предупреждает их:

«Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» (аль-Исра, 17/36).

Следуя повелению нашего Всевышнего Господа, мусульмане должны быть внимательны в разговорах, говорить только то, о чем они знают, и не говорить того, о чем они не знают точно (Бухари, И’тисам, 7), ибо «человеку достаточно и той лжи, которую он говорит, пересказывая все, что услышал». (Муслим, Мукаддима, 5; Абу Дауд, Адаб, 80/4992).

Человек, говоря неправду, вредит не другим, а себе. Вся его ложь, заблуждения направлены против него самого. (аль-Му’мин, 40/28).

• Прежде всего, когда человек лжет, от него отдаляются ангелы. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда раб Аллаха произносит ложь, от зловония этого греха ангел удаляется от него ровно на одну милю». (Тирмизи, Бирр, 46/1972).

• С другой стороны, ложь сначала ввергает человека в грех, потом в Ад. В хадисе сказано:

«Ложь приводит человека к греху, а грех ведет в Ад. Если человек все время лжет, перед Аллахом он будет записан как лжец». (Бухари, Адаб, 69; Муслим, Бирр, 103-105)[2].

• Ложь, затемняя сердце человека, встает непреодолимым препятствием на пути истины (хидаят). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об этом:

«Когда раб Аллаха лжет, на его сердце возникает черная точка. Потом этих точек становится больше, и все сердце делается черным. В конце концов, такой человек перед Аллахом записывается как лжец». (Муватта’, Калям, 18).

Всевышний Аллах не направит на прямой путь (хидаят) тех людей, сердца которых почернели таким образом. (аз-Зумар, 39/3; аль-Му’мин, 40/28).

Поэтому в первом хадисе сообщается, что ложь и вера (иман) никогда не бывают вместе. Верующему никоим образом не подобает сворачивать с пути правды. Хотя верующий и может временно проявлять такие самые неприглядные качества, как трусость и скупость, ложь ему не приличествует никоим образом. Потому что ложь не относится к качествам верующего (му’мин). По сути, верующий не должен быть ни трусливым, ни скупым – ведь это самые неприглядные постыдные черты характера. Но, по сравнению с ложью, даже они не так страшны. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) привел такое сравнение, чтобы яснее дать понять, насколько великим грехом является ложь, и как далек должен быть от нее верующий. Но, конечно, истинный верующий должен быть свободен от всех этих качеств. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Вы никогда не увидите меня скупым, лживым и трусливым!» (Бухари, Джихад, 24; Насаи, Хиба, 1).

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:

«Вы не увидите верующего лжецом[3]».

Таким образом, он поясняет, что верующий несовместим с ложью.

Как ложь не подобает верующему, так же она не подобает Раю. Как лжец отдаляется от Рая, так и лжи совершенно нет места в Раю. В священном аяте говорится:

«Там они не услышат ни словоблудия, ни лживого слова» (ан-Наба, 78/35).

Если Коран приписывает ложь неверующим, то Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приписывает ее лицемерам (мунафикун).

В священном аяте говорится:

«Воистину, те, которые не веруют в знамения Аллаха и измышляют ложь, – они-то и есть лжецы» (ан-Нахль, 16/105).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три признака лицемера: он лжет, когда говорит, когда дает слово, то не держит его, когда ему что-то доверяют, то предает». (Бухари, Иман, 24; Муслим, Иман, 17).

Как жаль, что, несмотря на явное зло и опасность, заключенную во лжи, люди, как мотыльки к огню, устремляются к ней и бывают равнодушны к последствиям этого. Между тем, сподвижники нашего досточтимого Пророка, которые являются для нас образцом, были людьми, более всех отдаленными от лжи. Следующие два хадиса показывают нам, насколько далеки они были от всякого рода обмана.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выиграв битву Хунайн, щедро одарил захваченной добычей тех людей, сердца которых он хотел привлечь к Исламу, некоторые молодые ансары проявили недовольство. Они говорили:

- Это, действительно, странно! С наших мечей стекает кровь курайшитов, а захваченную нами добычу отдают им.

Когда эти слова дошли до Посланника Аллаха, он собрал ансаров и спросил:

- Что значат речи, которые дошли до меня?

Ансары, хотя и были смущены в крайней степени, опустив головы на грудь, ответили:

- Да, что дошло до тебя, – правда.

Ибо они никогда не лгали. (Муслим, Закят, 134).

Последняя фраза, которой в хадисе уделено особое внимание, демонстрирует нам, что сподвижники Пророка, в какое бы трудное положение они ни попадали, никогда не лгали.

Другой пример этого мы видим в словах досточтимого Анаса (радыйаллаху анху):

«Клянусь Аллахом, не все, что мы рассказываем вам, мы слышали (непосредственно) от Посланника Аллаха (хадисы нашего досточтимого Пророка мы узнавали друг у друга). Но мы никогда не лгали друг другу». (Хайсами, I, 153).

Лицемеры (мунафики), не принимавшие участие в походе Табук, предполагали спастись, солгав. Ка’б бин Малик (радыйаллаху анху), напротив, решил сказать правду. В результате, он испытал такие трудности, что огромный мир показался ему тесным. Но то, что он обрел в конце, не поддается сравнению: адисы  от ПОсланника ваем вам, мы слышали непосреднаса стрирует нам, что сподвижники Пророка, в какое бы они трудное поон был избавлен от гнева Аллаха и от того порицания, о котором говорится в ниспосланном в то время священном аяте. Ка’б бин Малик обрел прощение Всевышнего Господа. Сам он рассказывает так:

«Клянусь Аллахом, после того как Он почтил меня Исламом, самое великое благо, которое мне даровал Всевышний, – это то, что я сказал правду перед Посланником Аллаха и, таким образом, был спасен от той гибельной участи, что уготована солгавшим. Ибо Всевышний Аллах о тех, кто не участвовал в походе Табук и привел ложные причины своего отсутствия, так грозно, как ни о ком более не говорил, сказал в ниспосланном аяте:

«Они станут вам клясться Аллахом, когда вы возвратитесь к ним [из похода], чтобы вы отстали от них. Отвернитесь же от них, ибо они мерзостны, а прибежищем им будет ад, ибо они этого заслужили. Они станут вам клясться, чтобы вы были довольны ими. Но если даже вы будете довольны ими, то все равно Аллах не будет доволен нечестивыми…» (ат-Тауба, 9/95-96)». (Бухари, Магази, 79).

Правдивость не только спасает от погибели, но и является самым первым признаком добродетельного человека.

У мудрого Лукмана спросили, имея в виду его добродетель:

- Что позволило тебе достичь той высокой степени, на которой мы тебя видим?

- Правдивость, стремление сохранить доверенное (аманат) и отказ от того, что меня не касается. (Муватта’, Калям, 17).

Во втором хадисе содержится строгое предупреждение для тех, кто лжет, чтобы пошутить или насмешить людей. Люди не придают большого значения такой лжи. Они легко говорят: «Я пошутил». Но спустя какое-то время их язык привыкает ко лжи. По причине этой и подобных опасностей, ложь в шутку запрещена самым строгим образом. Более того, в этом хадисе говорится, что грех, к которому приводит такая ложь, страшнее других грехов. Потому что слово «вайлун» (горе) обычно применяется в тех случаях, когда речь идет об очень страшных последствиях. В хадисе оно повторяется три раза.

В каком же жалком положении находятся люди, которые подвергают себя такой опасности ради того, чтобы насмешить других, Ибо не только наш досточтимый Пророк, но и Всевышний Аллах говорит о них «вайлун»:

وَيْلٌ لِكُلِّ اَفَّاكٍ اَث۪يمٍ

«Горе каждому лжецу-грешнику!» (аль-Джасия, 45/7).

В третьем хадисе говорится о трех добродетельных чертах характера, которыми должен обладать истинно верующий. Т.к. обрести их очень непросто, наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обещает за это великую награду.

Первое – верующий, даже если он и прав, проявляя истинную духовную зрелость, не должен ввязываться в споры и пререкания. Нафс человека получает огромное удовольствие от всякого рода разногласий и споров[4]. Победив в споре, он испытывает величайшее удовольствие. Награда мусульманина, который, воспитав свой нафс, научился управлять этими чувствами – дворец на краю Рая.

Второе – не лгать даже в шутку. Человек склонен издеваться над другими, делая их объектом шуток. При этом он часто прибегает ко лжи. Оставить эту опасную привычку, которая кажется такой невинной, временами очень трудно. Поэтому награда человека, который все же оставил ее, – это дворец в середине Рая.

Третье – стремление избавиться от всех дурных качеств и обрести истинную нравственность. Обрести истинную нравственность, очистив свой нафс, требует серьезной духовной борьбы. И награда за такой героизм, который оказывается не по силам большинству людей, – это дворец на самом высоком месте Рая.

В другом хадисе говорится:

«Человек не уверует полностью, пока не оставит ложь, даже в шутку, и спор, даже если он и прав». (Ахмад, II, 352, 364; Хайсами, I, 92).

Как мы видим из приведенного хадиса, верующий не должен считать ложь несерьезным грехом. Ибо есть некоторые слова, которые большинство людей не считают ложью, но когда они произносят эти слова, в их книгу деяний записывается грех лжи. Абдуллах бин Амир (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился у нас дома. В это время моя мать позвала меня и сказала:

- Иди сюда, я тебе кое-что дам.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у моей матери:

- Что ты хотела ему дать?

- Я хотела дать ему финик.

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Знай же, если бы ты ему ничего не дала, тебе был бы записан (грех) лжи». (Абу Дауд, Адаб, 80/4991; Ахмад, III, 447; II, 452).

Значит, и воспитывая детей, надо быть очень внимательным, чтобы не допускать ложь. Надо избегать говорить нереальные вещи, чтобы обрадовать или испугать ребенка.

В четвертом хадисе говорится об одном из видов лжи. Хадис объясняет, что когда человек говорит, что видел во сне то, что на самом деле не видел, совершает великий грех. Это самая легкая ложь, ибо невозможно доказать ее правдивость или лживость. Поэтому именно эта ложь становится причиной самых больших раздоров. Таким образом, обманывая многих людей, некоторые преследуют какие-то корыстные интересы. Этим самым они попирают их права.

С другой стороны, человек, который рассказывает о сне, который не видел, в первую очередь лжет на Аллаха и клевещет на Него. Этот грех больше, чем грех лжи и клеветы, связанный с каким-либо человеком. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приводит нам убедительный пример, показывающий, что людей, прибегающих к такой лжи, в будущей жизни ждет нескончаемое наказание.

В пятом хадисе среди великих грехов перечисляется ложная клятва с целью завладения частью чужого имущества. Такая клятва, представляющая запретное (харам) дозволенным (халял), заблуждение – истиной, фактически означает изменение основных положений (хукм) Ислама. Поэтому она сначала топит человека в грехах в этом мире, потом в будущей жизни ввергает его в Ад. Поэтому такая клятва называется «йаминуль-гамус», т.е. «клятва, ввергающая в грехи и Ад».

Человек, приносящий ложную клятву, приводя в свидетели Аллаха, желает обмануть людей. Таким образом, он использует Его священное имя и клевещет на Аллаха. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перечислил ложную клятву среди самых больших грехов.

Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человек, который принес ложную клятву, чтобы завладеть имуществом какого-либо мусульманина, предстанет перед Аллахом, подвергнутый Его гневу». Потом он прочитал такой аят:

«Воистину, тем, которые продают за ничтожную цену завет с Аллахом и свои клятвы, нет доли в будущей жизни, Аллах не будет говорить с ними, не станет смотреть на них в День воскресения и не очистит их [от грехов]. И уготовано им мучительное наказание» (Али Имран, 3/77). (Бухари, Айман, 11, 17; Муслим, Иман, 220, 222).

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Для человека, который, принеся ложную клятву, покушается на права какого-либо мусульманина, Аллах сделает Ад обязательным (ваджиб), а Рай запретным (харам)».

Один человек спросил:

- А если это право – что-то ничтожное, все равно будет так, о Посланник Аллаха?

- Это будет так, даже если (он будет покушаться) на часть веточки лакричного дерева (мисвак). (Муслим, Иман, 218. Отдельно см. Насаи, Адабуль-Кудат, 30; Ибн Маджа, Ахкам, 8, 9).

В торговых операциях ложная клятва приводит к потери блага (бараката) имущества и его потери. (Бухари, Буйу’, 44, 26; Муслим, Буйу’, 47).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рекомендовал торговцам, в торговых операциях которых по ошибке проскальзывает ложь и ложные клятвы, стараться очиститься от этого греха, раздавая пожертвования (садака).

Еще одно доказательство того, что ложная клятва является большим грехом, таково.

Когда человек нарушает клятву, он может избавиться от греха, совершив искупление (каффарат). Но ложная клятва является таким большим грехом, что наказание за него не может отвратить даже искупление. За ложную клятву искупления нет. Если человек, принеся ложную клятву, приобрел что-то, нарушив права другого, то он совершает второй грех. Не вернув владельцу то, что было отобрано у него неправедным образом, невозможно искупить этот грех покаянием[5].

Ложное свидетельство, как и ложная клятва, очень большой грех. Даже можно оба эти греха считать одним и тем же. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), совершив утренний намаз, встал и произнес:

«Ложное свидетельство равно приданию Аллаху сотоварищей». Он повторил эти слова три раза и прочитал такой аят:

«…Избегайте же скверны идолов, а также лживых речей» (аль-Хадж, 22/30). (Абу Дауд, Акдийа, 15/3599; Тирмизи, Шахадат, 3/2300; Ибн Маджа, Ахкам, 32).

Всевышний, восхваляя тех Своих рабов, которые избегают этого греха, говорит:

«… это те, которые не лжесвидетельствуют…» (аль-Фуркан, 25/72).

 



[1] В варианте хадиса, переданном от Абу Дауда, говорится, что наказанием будет «завязать узлом ячменное зерно». Т.е. подразумевается, что наказание лжеца будет продлено тем, что ему прикажут выполнить невозможное.

[2] Отдельно см. Абу Дауд, Адаб, 80; Тирмзи, Бирр, 46; Ибн Маджа, Мукаддима. 7; Ду’а, 5.

Абдуллах бин Мус’уд (радыйаллаху анху) говорит:

«Будьте осторожны, всегда говорите правду! Ибо правда приводит к праведным деяниям, а праведные деяния ведут в Рай. Будьте осторожны, отдаляйтесь от лжи! Ибо ложь ввергает человека в зло и грехи. А это зло приведет его в Ад. Разве не сказано: «Он сказал правду и сделал хорошее дело; он сказал неправду и согрешил». (Муватта’, Калям, 16).

[3] Байхаки, Шуаб, IV, 230.

[4] аль-Кахф, 18/54; аз-Зухруф, 43/58.

[5] По сути, не то что ложная, но даже правдивая клятва не очень приветствуется. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Клятва (ее последствия) бывает причиной или греха, или сожаления». (Ибн Маджа, Каффарат, 5).

Поэтому мусульманам следует избегать клятв.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!