Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Дружба в Исламе | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Дружба в Исламе,«О путник истины, ты укрепи дружбу свою с властелином истины (Господом своим), прежде чем наступит ужасный День суда«О путник истины, ты укрепи дружбу свою с властелином истины (Господом своим), прежде чем наступит ужасный День суда, чтобы Он, взяв тебя за руку, спас тебя. В тот день никто не поддержит тебя за руку, кроме как с Его позволения. В тот день человек будет бежать от братьев своих, матери и отца, жены и детей. А потому осознай как следует, что означает дружба с Истиной, пойми, что она – семя последнего вздоха твоего».

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи)

Согласно одному ривайату, однажды Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заболел. Узнав об этом, любящий Пророка Абу Бакр (радыйаллаху анху) тотчас побежал навестить его, чтобы узнать о его благословенном здоровье. Увидев Господина миров (саллаллаху алейхи ва саллям) нездоровым, он очень расстроился, и, не сумев справиться с этим, сам заболел.

Через несколько дней Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выздоровел и, услышав, что Абу Бакр (радыйаллаху анху) болен, пошел его навестить. «Расулюллах идет навестить тебя!» – сказали ему.

Он, влюбленный в Пророка, сразу вскочил со своей постели и в великой радости и восторге бросился к дверям. Его болезнь прошла. Встретив Господина вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) в дверях, пригласил его внутрь. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), видя его в здравии и приподнятом настроении, сказал:

― Мне сказали, что ты болен, о Абу Бакр!

Абу Бакр (радыйаллаху анху), в опьянении радости от посещения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и оттого что из всех любящих Пророка именно ему выпало быть его ближайшим другом, воскликнул:

― О Расулюллах! Мой друг заболел – заболел и я! Мой друг выздоровел – выздоровел и я!..

Именно за свою дружбу и любовь к Посланнику Абу Бакр (радыйаллаху анху) удостоился почета быть упомянутым в Священном Коране «вторым из двух». А посему, самым главным является привязать себя крепкими сердечными узами искренней дружбы и божественной любви ко всему, в чем проявляется довольство Всевышнего Аллаха. Ведь именно такая дружба может привести к познанию истинной духовной любви и привязанности.

Имам Али ар-Риза говорил:

«Существует сладкий напиток, напиток духовный, который Всевышний Аллах дает испить друзьям Своим; и они, испив этого напитка, забывают себя, в забвении переживают восторг; придя в восторг, они очищаются; очистившись, они растворяются; растворившись, обретают искренность; обретая искренность, становятся готовыми постигать; постигая, соединяются со своими друзьями; и, когда они соединятся  с теми, кого любят, ничто уже не разлучит их».

Это состояние присуще познавшим истинную дружбу. Именно поэтому досточтимый Абу Бакр, чтобы разделить состояние друга своего, не мог ничего другого, кроме как заболеть вместе с ним. Ведь в дружбе вкушаются и самые горькие плоды. Мавляна (рахматуллахи алейхи) говорил об этом:

«Находящийся в кругу друзей человек, даже сидя на раскаленных углях, посчитает, что сидит среди тенистого благоухающего розами сада».

«Друзья! Если вы перейдете за грань образов и форм в мир духовный, то увидите, что за райским розовым садом есть еще более прекрасный розовый сад».

Дружба проверяется и укрепляется в совместных делах. Настоящая дружба живет лишь в чистых душах. Это качество одновременно свидетельствует о самом высоком уровне личности. Схожие переживания двух людей относительно одного события или понятия являются толчком к возникновению дружбы. Настоящая дружба, подобно линиям электропередач, соединяет два сердца. И по этим линиям чувства любящего передаются тому, кого он любит. И тогда начинают волноваться моря любви и загораются солнца привязанности.

Так случилось с досточтимым Мавляной (рахматуллахи алейхи) в период его преподавания в одном из сельджукских медресе, когда встреча с одержимым Истиной (меджзуб) дервишем по имени Шамс, сердце которого пылало огнем любви, потрясла его так, что все книги и науки перестали для него существовать, а книга мироздания открылась ему, и лишь ее он начал читать.  Крик его обнаженной души о познании земли, человека, вселенной и Корана вылился в произведение Маснави. Также и другие му’мины, чтобы познать это состояние, присущее друзьям Истины, приближенным рабам Аллаха, в меру своих возможностей должны направить свою любовь и дружелюбие к тому, что находится под божественным благоволением.

В противном случае, душа раба, который внешне, казалось бы, пребывает в земном раю, из-за того, что он далек от друга, пылает в адском огне. Поэтому все те связи, та внешняя близость, в которых нет общих переживаний, не имеют ничего общего с дружбой. Ведь и Абу Ляхаб, будучи даже родным дядей Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), являлся самым далеким от него человеком.

В духовной жизни есть бесконечные тайны и лабиринты. Формы духовной жизни отличаются от тех, что присущи телу, материи. Те благие вести, что исходят из глубин души, есть вдохновение (ильхам). Божественная любовь и дружба Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) явились причиной первого ниспосланного ему откровения в пещере Хира и последующего вознесения в высочайшее присутствие Его Возлюбленного, мир’адж.

Любовь, спасающая человечество от одиночества, есть милость Аллаха. Адам и Хавва (алейхумассалям) после ниспослания на землю сорок лет жили в разных ее концах, познав тоску расставания. Дружба будто соединила их души в одну, как две половинки единого.  Ведь в хадисе-шариф сказано:

«Человек соответствует религии своих друзей. Поэтому внимательно смотрите, кого хотите сделать своим другом» (Ахмад бин Ханбаль, II, 303, 304). А еще говорил:

«Человек всегда с теми, кого он любит» (Бухари, Адаб, 96), что является достаточным, чтобы сказать о том влиянии, которое оказывают на нас те, с кем мы дружим.

Кроме того, этот хадис объясняет и то, что быть вместе с теми, кого любишь, означает быть вместе с ними словами, душой и поступками, думать, чувствовать и воспринимать так же, как они, в жизни пребывать в одном с ними состоянии. Говоря иначе, находясь среди шипов, всем существом своим, словами, делами, поступками подтверждать, что любишь эту розу. Поэтому те, кто словами своими, душою и поступками не с Аллахом и Его Посланником, не могут считаться теми, кто действительно их любит.

Нужно оценить себя именно с этой стороны, и не думать, что говоря: «Я люблю Аллаха и Его Посланника», но при этом ведя беспечный и невежественный образ жизни, можно заслужить счастья, обещанного в этом хадисе. Следует знать, что взаимная любовь установится лишь тогда, когда будет достигнуто единство восприятий и переживаний. Всевышний Творец в сердцах близких друзей взрастит дивные сады. Насколько прекрасен пример Абу Бакра (радыйаллаху анху), которому была оказана честь быть первым из таких друзей.

Он не находил успокоения в душевной любви и устремленности к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пребывая в состоянии духовного восторга и упоения (ваджд) от дружбы с ним и его бесед. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), исполненный особого расположения к Абу Бакру (радыйаллаху анху), выразил восхищение его поступком, когда тот пожертвовал все свое состояние на пути Аллаха. Но высота его самоотречения и предчувствие ухода Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) из этого мира стали причиной того, что он не придал никакого значения обращенной к нему речи. Это чувство и огонь неизбежного расставания, ожигающий глубины души его, были причиной его страдания. Приоткрывая тайну души своей, он говорил:

«О Посланник Аллаха! Разве не тебе и только тебе принадлежат имущество и душа моя?» (Ибн Маджа, Мукаддима, 11).

Досточтимый Мавляна (рахматуллахи алейхи), поняв истину высоты таких душ, говорил:

«Человек,  желающий  быть с Аллахом, желающий приблизится к Нему, пусть пребывает в обществе аулия, друзей Аллаха (познавших Аллаха).

Ведь когда друзья находятся вместе, для них раскрываются и читаются тысячи тайн Священной Скрижали!»

Один поэт сказал:

«Если несколько людей, собравшись вместе, некоторое время будут говорить об Истинном Боге, истине, то этой земле, где они собрались, поклонятся небеса!..»

Шейх Сади о тех, кто удостоился созерцания божественных проявлений, о посему охладел ко всему земному, говорил:

«Видеть лица друзей для них равносильно бальзаму на свежие раны их душ».

Всевышний Аллах о тех, кто примкнул к числу подобных им, возвещает:

إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ

وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ

«Ваш покровитель — лишь Аллах [и] Его Посланник, [и] верующие, которые совершают салят, вносят закят и смиренно преклоняются [перед Аллахом]» (аль-Маида, 5/55).

 

Счастлив тот, кто, порвав узлы любви и выбравшись из дружеских ловушек преходящего мира, нашел вечную дружбу и истинную любовь у Аллаха и всей душой и сердцем привязался к Досточтимому Посланнику Его и благоденствует среди общины обретших иман. О тех, кто не постиг этой истины в дружбе, досточтимый Мавляна (рахматуллахи алейхи) сказал:

«Хорошо знай, что все непостоянные и мнимые друзья твои, обманная любовь в жизни этой в конце окажутся твоими врагами. Станут твоими палачами.

Ведь ты будешь взывать в могиле, умолять Аллаха: «О Господь, не оставь меня одного!»

Сделать шире и возвысить свое восприятие жизни, правильно читать книгу мироздания и понимать мудрость, заложенную в ней, под силу лишь тем героям, которые, погрузившись в глубины духовного мира, удостоились постижения истинной дружбы, божественной любви и вдохновения.

Ибрахим (алейхиссалям), «халилуллах» (друг Аллаха), несмотря на всю тяжесть положения, в котором он оказался, пребывал в уповании на Господа и вручил Ему свою судьбу, что является первым условием истинной дружбы, поэтому не испытал ни малейшего страха и сомнения в душе своей. В тот момент, когда огонь охватил его, явились ангелы и предложили ему свою помощь, но Ибрахим (алейхиссалям) ответил им:

«Не вставайте между друзьями! Я доволен всем, что пожелает для меня Господь мой; если спасет, то по Своей милости, если сожжет – по моей вине. Я буду терпелив по воле Аллаха…» Потом он сказал:

«О истинно Кроткий (Аль-Халим)! Скажи, кто повелевает огню загораться и пылать?»

Наконец от Аллаха, Высочайшего Друга снизошло повеление, и огонь стал безопасным и прохладным для Ибрахима (алейхиссалям). Верность и преданность Ибрахима (алейхиссалям) стали причиной ниспослания священного аята, в котором Всевышний Аллах облекает своего пророка почетом и уважением:

وَإِبْرَاهِيمَ الَّذِي وَفَّى

«И Ибрахима, который был верен заповеди» (ан-Наджм, 53/37).

Такая верность данному слову и преданность должна быть во всем. Дружба людей также зависит от взаимного соблюдения ими этого условия. Те, кто смогли стать кому-то когда-то сердечным другом, являлись в то же время выдающимися личностями и в религии, и в истории. Как рассказывается в книгах по истории, у предательски убитого Шахзаде Куркута был праведный друг Пийала. Явуз Султан Селим Хан, узнав об их дружбе, вызвал Пийалу и предложил ему:

― За твою праведность я могу назначить тебя на любую должность, если пожелаешь. Если хочешь, я сделаю тебя своим везирем.

Тот, в свою очередь, поблагодарил его и, подтверждая свою праведность, сказал:

― О мой султан, после случившегося моя обязанность – быть смотрителем могилы Шахзаде Куркута.

Такое поведение Пийала-бея представляет собой вершину понятия дружбы! Нагляднейшим образом обучает нравственности дружбы. С точки зрения мудрости является назиданием об истинной дружбе для тех, кто хочет ее постичь.

Абу ‘Усман Хири говорит:

«Дружба со Всевышним Аллахом заключается в прекрасной нравственности и постоянной муракаба, то есть, осознании того, что каждое мгновение находишься под Взором Всевышнего; дружба с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – это следовать его Сунне, подчиняться и повиноваться ему с любовью; дружба с аулия в уважении и служении им; дружба с товарищами – это встречать их с улыбкой, при условии, если они не грешники; дружба с семьей – прекрасная нравственность; дружба с джахилями – это совершать ду’а за них и просить у Аллаха наставления их на истинный путь».

У каждой дружбы и товарищества есть присущие им особенности и методы, лишь при соблюдении их эта дружба и товарищество продолжатся, и в сердцах уцелеет храм любви. Но если дружба и товарищество не будут соответствовать нормам нравственности, нити любви превратятся в узлы вражды. По этой причине, разговаривая с друзьями, следует быть внимательными и осторожными. Ведь есть слова, подобные острому мечу, – разрубят дружбу, убьют. Раскроют в сердце раны неисцелимые. Иссушит, погубит цветы любви, распустившиеся в садах души. А есть слова, которые как весенний дождь, оживят все вокруг и принесут неисчислимую пользу.

И наоборот, нельзя считать истинной дружбой и любовью дружбу по принуждению. Дружба, к которой примешано принуждение и земные интересы, подобна нити, прижатой острием ножа, который рано или поздно перережет ее. Нет сомнения, в подобной дружбе нет пользы ни для этой жизни, ни для будущей. Она лишь увеличит убыток таких друзей в обоих мирах. Посему, насколько важной является дружба с достойными людьми, настолько же важно сохранение ее.

Если любовь, находящаяся в сердце, становится такой, что охватывает все сущее, она делает своего хозяина совершенным му’мином, по другому выражению – истинно любящим, аулия. Любовь, если она даже возникает от земных привязанностей и увлечений, подобна бутону, который распускается божественной любовью, когда она охватывает все сущее во имя его Создателя.

Но те, которые не смогут преодолеть преграды земных привязанностей, не достигнут этого уровня. Лишь тот раб, который преодолеет земные страсти, сможет познать истинную любовь и дружбу. Иным путем это невозможно. Шейх Бахаутдин Накшибанд приводил такой пример о тех, кто не сумел преодолеть эти привязанности:

«Один юноша пришел к дворцу дочери падишаха и заявил, что он влюблен в нее. Когда весть дошла до дочери падишаха, юная госпожа приблизилась к воротам дворца и сказала:

― Возьми эту тысячу дирхемов и впредь не говори того, что может нанести вред мне и тебе!

Когда юноша отказался, она предложила:

― Если так, возьми две тысячи дирхемов!

Он опять отказался. И когда постепенно предложение выросло до десяти тысяч дирхемов, он дал согласие. В ответ на это дочь падишаха воскликнула:

― Как же ты говоришь, что любишь меня, если деньги ослепили твои глаза, и ты перестал видеть меня? Знаешь ли ты, что бывает с теми, кто предпочитает что-то другое мне? Они расстаются со своей головой! –  и за его выбор она прогнала его прочь.

Услышав об этом, один из просвещенных людей потерял сознание. Очнувшись, он сказал:

― О люди! Вдумайтесь, что случается с теми, кто выбирает ложные ценности! Что будет в Судный день с теми, которые утверждая, что любят Всевышнего, устремлены к чему-то кроме Него!..»

Истинность любви измеряется жертвенностью ради любимого и риском, которому он подвергается в случае необходимости. Тот, кто очень любит, ради друга отдаст даже жизнь свою. И не будет считать, что он пожертвовал собой. Тот, кто не изведал любви и дружбы, не встал на путь совершенствования. Это значит, что он любит только самого себя. Ведь сердце, не умеющее любить, схоже с невозделанной землей. А просвещенность заключена в любви. Ибо причина всего сущего – любовь. В известном хадисе-кудси Всевышний Творец говорит:

«Я был скрытой сокровищницей, пожелал, чтобы обо Мне узнали, и создал все сущее»[1].

А посему, созерцание божественных тайн становится возможным только для тех, кто обрел любовь и дружбу. Поэтому удостоившиеся дружбы с Истинно Сущим видят проявления Господа не только в людях, но и способны наблюдать те божественные проявления, что рассеяны в окружающем их растительном и животном мире.

Мой отец Муса Эфенди (рахматуллахи алейхи) рассказывал об одном случае, произошедшем с ним и подтверждающим важность дружеского отношения к животным:

«Примерно сорок лет назад мы с почившим ныне Устазом (наставником) Сами эфенди (рахматуллахи алейхи) снимали дом в Медине Мунаввара (Лучезарной). Дома тогда были из кирпича. Когда мы зашли в спальню, то увидели в углу свернувшуюся змею. Мы начали волноваться по этому поводу. Но Сами эфенди остановил нас и очень спокойно сказал:

«Оставьте это создание Аллаха, не трогайте ее». И действительно, через некоторое время змея исчезла».

Эта история показывает, что те, кто достиг источника любви к Аллаху и Посланнику Его (саллаллаху алейхи ва саллям), питают дружеские чувства и к творениям Аллаха. Любовь и дружба Йунуса с желтыми цветами подобна этой. Души, не чувствующие присутствия сыфатов Величественного Друга в природе, слепы. Сердца людей, не умеющих общаться с природой, немы. Души, которые ищут друга среди людей и не могут найти, находят его в природе. Реки, зелень, горы, цветы, сады нашептывают сонеты о дружбе каждому сердцу человеческому, находящемуся в поиске друга. Сердца, восхищенные этими мелодиями, наполняются вдохновением и трепетом при виде чудесных творений божественного искусства. Он беседует с ними на языке ощущений. Именно этим сердцам, постигшим глубину любви вечно близкого Друга, открываются многие божественные тайны, и они сами обретают любовь. Так одинокий скиталец находит исцеление от своей болезни и избавляется от своей тоски. Сближение с мощным движением, тайнами и загадками природы обостряет внутренние чувства и создает благословенную, наполненную божественным знанием почву для возникновения дружбы с Господом. Ведь все сущее во всем своем многообразном и живописном проявлении подобно ступеням, ведущим самых избранных друзей к Величественному Другу, Истинному Творцу этого великолепия. Преодолевшие эти ступени возвышаются до беседы с Господом своим. И теперь уже му’мин, достигший этой степени, где бы ни был, всегда будет вместе с Аллахом. От постоянной близости к Нему его лицо будет излучать божественный свет.

Вот эти счастливые и сияющие лица становятся для уммы и всей вселенной источниками материальной и духовной милости и благословения.

Малик бин Динар (рахматуллахи алейхи) рассказывал:

«Когда к власти пришел ‘Умар бин Абдульазиз, пастухи в горах говорили:

― Правителем над людьми назначен праведник.

― Откуда вы знаете? – спрашивали их.

― Животные необычайно спокойны и довольны…»

Мухаммад бин Уйайна (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Когда ‘Умар бин Абдульазиз стал халифом, я пас овец в Кирмане. Тогда мне показалось, что овцы ведут себя очень спокойно, даже при виде волков, причиной чего я всегда считал духовность и справедливость, которые установились с приходом ‘Умара. Как-то ночью на наше стадо напали волки. Я был поражен. Будто обрушились опоры, поддерживающие небосвод, будто вся тишина и спокойствие куда-то исчезли.

«Не иначе умер справедливый халиф, друг Истины», – подумал я. Вскоре я узнал, что в эту ночь не стало ‘Умара бин Абдульазиза».

Человек, обязанностью которого является привнести в свою духовность совершенные примеры, образцы личности из истории человечества, должен внимательно наблюдать рассвет взором сердца, который присущ приближенным рабам Аллаха. Пусть наблюдает те разнообразные, насыщенные цветом  картины, которые возникают на небосводе. Пусть восхищается произведениями Искусного Художника. Пусть ощутит Его власть над всем преходящим, пусть признает Его Творчество. И когда мы видим это, то воочию сознаем Могущество Аллаха, который так легко и смело накладывает Своей кистью краски на  холст вселенной. Взгляните на розы, взгляните на фиалки… неужели они берут цвета свои из черной почвы? Никто не возьмется, да и не сможет сосчитать, сколько еще изысканных, удивительных чудес божественного могущества скрыто во вселенной… Только видящее сердце может стать посетителем этой галереи чудес. Ведь это все отражение могущества и красоты Всевышнего. А посему «погляди же окрест [и установи], есть ли [в творении] хоть какой-нибудь изъян. Потом обрати [вокруг] свой взор вторично: и возвратится он к тебе, растерянный и утомленный».

Но жаль, что разум и логика, в большинстве случаев, подобно гладким скалам, не могут поглотить ни капли благодатного дождя, что выпадает на них.

Пусть же Господь наш одарит нас способностью глубокого восприятия произведений божественного искусства, благодаря чему наши мысли и чувства приобретут такую же глубину и возвышенность.

Нужно понаблюдать и серьезно задуматься и над тем, что, даже постоянно помня о том, что мы объяты Его могуществом, наши желания набрасывают плотную пелену на наши сердца, и мы остаемся отрезанными от божественной любви и дружбы. Тех, кто не внимателен к этому, поэт предостерегает:

Если уходишь с чужбины в мир вечный, не сказав «друг»,

То встреча в тот День обернется второй чужбиной!..

Рахмети

О том же говорит и досточтимый Мавляна:

«О путник истины, прежде чем настанет день, когда расколется земля, и не будет никого, кто спасет тебя, ты в жизни этой подружись с Истинным Владыкой, чтобы в тот День Он ухватил тебя за руку. Ведь в тот День не будет никого, кто без Его позволения мог бы спасти тебя, взяв тебя за руку. В тот День человек будет бежать от братьев своих, отца и матери, жены и сыновей».

«А посему, пойми как следует, что такое настоящая дружба, что в ней – начало твоего вздоха последнего. То есть, она – для мира того, во имя Аллаха».

Посвятивший жизнь познанию таинства этой любви Йунус Эмре, пылко призывая сердца к любви к «Высочайшему Другу», писал:

Идем, прежде чем остановится сердце,

Прежде чем тело сие оставишь,

Прежде чем враг встанет между нами,

Давай, душа, устремимся к Другу!

Мы не останемся в мире сем,

Не обманет нас бренный мир,

Пока едины, нераздельны,

Давай, душа, устремимся к Другу!

Давай мы уйдем из этого мира,

Унесемся в страну нашего Друга,

Преодолеем желания и страхи,

Давай, душа, устремимся к Другу!

Пока не пришла весть о смерти,

И наш смертный час не настал,

Пока не спустился к нам Азраиль,

Давай, душа, устремимся к Другу!

Это приглашение есть, по сути, одно из отражений той любви и привязанности, которые содержались в словах Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), произнесенных им в последние мгновения его жизни:

«О мой Аллах! Рафики-А’ля, Рафики-А’ля (Высочайший Друг, Высочайший Друг)!..»

Души, которые смогли получить свою долю от этого отражения, смогут достичь вершины божественной дружбы и во время своего путешествия в вечность сумеют постичь тайну обещания Господа:

أَلا إِنَّ أَوْلِيَاء اللّهِ لاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

«Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя» (Йунус, 10/62).

О Господь! Укрепи наши сердца такой дружбой, которая приведет нас к Твоему божественному довольству! Сделай, чтобы мы были любимы Тобой, и мы любили Тебя, обрадуй нас!

Аминь!..



[1] См. Аджлуни, Кашфуль-Хафа, II, 132; Бурсави, Кензи-Махфи.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!