Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Развод в Исламе | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 38
ХудшийЛучший 

 Подход Ислама к вопросу развода

Подход Ислама к вопросу разводаРазвод означает окончание семейной жизни. В исламском праве развод (талак) – это прекращение семейных отношений мужем или решением суда по причине невозможности наладить отношения или из-за какой-то другой проблемы.

Счастливая семейная жизнь возможна лишь при условии взаимной любви и уважении. Семья, где каждый пытается доказать собственную правоту, не признавая мнения другого, не может долго сохранять свою целостность. Всевышний Аллах создал человека наилучшим образом и наделил различными чувствами. Но человек, который умеет сильно любить, способен также ненавидеть. Таким образом, человек, который считается в обществе симпатичным и милым человеком, будь то мужчина или женщина, в семейной жизни может обнаружить такие качества как агрессивность, безжалостность или неумение делиться эмоциями, чувствами и т.д.

Всевышний Аллах не возложил на человека непосильных обязанностей. Предписания Ислама в вопросе развода исходят из особенностей человеческой природы. В Исламе нет положения, как, например, в католицизме, где после заключения брака развод невозможен. Это положение, ставящее целью укрепление семейных уз, на самом деле удерживает вместе на всю жизнь людей, не сошедшихся характерами и чуждых друг другу. Это, в свою очередь, толкает супругов, которые не в состоянии развестись, на греховные отношения с людьми, в которых они находят то, чего им не хватает в семейной жизни.

В Исламе развод разрешен, и его порядок разъясняется в аятах и хадисах. Дозволенность развода в Исламе не означает, что человек может легко развестись. Однако Ислам освобождает двух людей, чьи характеры и внутренний мир различны, и которые не могут ужиться вместе, от необходимости сохранять этот союз. Дозволенность развода есть великое благо и возможность для тех двоих найти себе подходящую пару и, вступив в новый брак, жить долго и счастливо. Ведь Ислам ставит своей целью счастье всех людей. Всевышний Аллах говорит:

 

وَاِنْ يَتَفَرَّقَا يُغْنِ اللّٰهُ كُلًّا مِنْ سَعَتِه۪ وَكَانَ اللّٰهُ وَاسِعًا حَك۪يمًا

«Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию. Аллах – обильно дарующий, мудрый»[1].

То есть, человеку запрещено разводиться с женой без веской причины. Большая часть исламский ученых не одобряет разводы без серьезных оснований. Также же и желание женщины развестись, не обусловленное реальными причинами, заслуживает порицания. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Женщина, желающая развестись со своим мужем без серьезных причин, не почувствует даже запаха рая»[2]. Хотя развод в Исламе разрешен, к этому вопросу лучше обращаться как к последнему средству. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод (талак)»[3].

Как происходит развод в Исламе?

Для развода достаточно одного или нескольких слов мужчины, поэтому он должен быть внимательным к своим словам.

Слова, означающие конец семейной жизни, могут быть прямыми и явными или иносказательными и косвенными. То есть, в зависимости от культуры и традиций общества любые слова, выражения, намеки, обозначающие разрыв отношений, приводят к разводу. Например, выражение: «Я с тобой развелся» есть прямая фраза, означающая развод. Хотя в некоторых культурах формулировка может быть несколько завуалирована и использовано иносказание. Такие выражения как: «Ты свободна, ступай куда хочешь; теперь ты сама себе голова», хотя прямо и не означают развод, но в случае, если они выражают желание порвать отношения, то развод будет действительным.

Кроме того, если муж объявит о разводе посредством телефона или интернета, то развод будет считаться состоявшимся. Правда, мужчина должен убедиться, что на том конце провода – действительно его жена. Иначе развод, данный по телефону или интернету женщине, не являющейся его супругой, не имеет силы.

ВИДЫ РАЗВОДОВ

В Исламе существует два вида развода: развод с правом возврата (талак ар-радж`и) и развод без права возврата (талак баин).

1. Развод с правом возврата (талак ар-радж`и).

Это вид развода, который дает право мужчине вернуть жену до окончания идды. Если мужчина один или два раза развелся с женой (сказав, например, «ты мне не жена!»), он может вернуть ее, не дожидаясь окончания идды. В таком случае не требуется нового заключения брака и выплаты махра. Желание или нежелание женщины в этом случае также роли не играет, достаточно желания мужчины. О том, что мужчина, совершивший развод с возвратом (талак ар-радж`и), может вернуть жену в течении идды, говорится в аяте:

 

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِاَنْفُسِهِنَّ ثَلٰثَةَ قُرُوۤءٍ وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ اَنْ يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّٰهُ ف۪يۤ اَرْحَامِهِنَّ اِنْ كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللّٰهِ وَالْيَوْمِ الْاٰخِرِ وَبُعُولَتُهُنَّ اَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ ف۪ي ذٰلِكَ اِنْ اَرَادُوۤا اِصْلَاحًا

 

«Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения»[4].

Еще одним доказательством на эту тему является пример из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В риваяте от Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) развелся со своей женой Хафсой, но пришел Джибрил и сказал: «Верни Хафсу, потому что она совершает много намазов и часто держит пост», после этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернул Хафсу[5].

Развод, входящий в категорию талак ар-радж`и, должен соответствовать некоторым условиям.

1) Мужчина ясно и четко сформулировал развод. Например: «Ты разведена».

2) Мужчина может использовать другие, завуалированные формулировки, обозначающие в данном обществе разрыв отношений, но не употребляя при этом частиц усиления и фраз, означающих окончательный разрыв отношений. Например: «Ты теперь сама за себя отвечаешь».

3) Мужчина не имел в виду окончательного развода. Усилительные частицы речи и преувеличения приводят к безвозвратному разводу (талак баин).

4) Мужчина не должен произносить число «три» и более, потому что развод с возвратом (талак ар-радж`и) – максимум двукратный, а трехкратный и более – уже безвозвратный развод (талак баин).

Если развод соответствует этим условиям, то это – развод с возвратом (талак ар-радж`и), и мужчина может вернуть жену без повторного заключения брака и выплаты махра.

Положения, связанные с разводом с правом возврата (талак ар-радж`и):

а) Право на развод у мужчины уменьшится. То есть, если мужчина дал жене развод единожды, то у него остается еще два неиспользованных права. Если же он дал ей развод дважды, то остается лишь одно неиспользованное право.

Кратность права на развод и итоги развода:

Право на талак
Кол-во

 

Использованных

 

Осталось

 

Итог

 

3

 

0

 

3

 

Семейная жизнь продолжается

 

3

 

1

 

2

 

Может вернуть жену

 

3

 

2

 

1

 

Может вернуть жену

 

3

 

3

 

0

 

Талак ар-радж`и превращается в талак баин

 

 б) Мужчина может вернуть жену в течении идды. В этом случае ему не нужно заключать брак еще раз и выплачивать махр. Желание или нежелание женщины здесь роли не играет. Мужчина может сказать жене: «Я вернул тебя», прикоснуться к ней или иметь интимную близость.

в) При таком разводе в случае смерти одной из сторон другая сторона имеет право наследования.

г) Пока идда не завершена, махр аль муадджаль не превращается в махр аль му`адджаль, если подобная договоренность имела место во время заключения брака.

Сокровенный смысл развода с правом возврата (талака ар-радж`и):

Мудрость этого развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу.

2. Развод без права возврата (талак баин)

Развод, которой не позволяет продолжать семейную жизнь без повторного заключения брака и выплаты нового махра, называется разводом без возврата (талак баин).

Развод без возврата (талак баин) бывает двух видов: позволяющий мужчине вернуть супругу с повторным заключением брака и выплатой нового махра и не позволяющий это сделать. Эти два вида талака баин следующие.

а) Малое расставание (байнуна ас-сугра)

Вид развода, который позволяет мужчине вернуть жену, заключив повторный брак и выплатив махр. При малом расставании (байнунат ас-сугра) брак не расторгнут окончательно. То есть, мужчина, который развелся с женой одним или двумя талаками ар-радж`и и не успел вернуть жену во время идды, еще может вернуть ее, заключив повторный брак и выплатив махр. В данном случае мужчина еще не израсходовал полностью свое трехкратное право на развод.

б) Большое расставание (байнуна аль кубра)

Вид развода, при котором супруги расстаются окончательно. Это развод, при котором мужчина использует свое право на трехкратный развод. Это может быть сделано по сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда мужчина дает развод жене каждый месяц после месячных циклов или дает трехкратный развод за один раз.

Могут ли супруги после осуществления большого расставания (байнунат аль кубра), вновь вступить в брак?

Супруги, после большого расставания (байнунат аль кубра) не могут вернуться к совместной супружеской жизни. Если бывшие супруги все же хотят воссоединиться, то они обязаны выполнить условия, которые ставит Ислам в подобных случаях.

Условия, необходимые для воссоединения супругов, разведенных тройным талаком:

1. Женщина должна выйти замуж за другого.

2. Ее новый брак должен быть реальным, а не фиктивным.

3. Женщина, вступающая в брак, не должна вступать в него с намерением развестись.

4. В новом браке должны быть полноценные семейные отношения.

5. Если женщина становится незамужней в результате развода или смерти мужа, то после идды (в случае развода – 3 месяца, в случае смерти – 4 месяца и 10 дней) возможен брак с прежним мужем. То есть, если прежний муж захочет снова взять ее в жены, то ему следует заключить с ней новый брак и выплатить махр. Доказательством этому служит случай, когда бывшая жена Рифаа аль Курази, разведенная тремя талаками, захотела вернуться к прежнему мужу и обратилась к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет! Пока у тебя не будет связи с твоим нынешним мужем, и у него не будет связи с тобой!»[6].

Как мы видим, Ислам ставит тяжелые условия для мужчины, который окончательно развелся женой, но все еще хочет вернуть свою прежнюю супругу. Тем самым Ислам дает понять людям, что брак – серьезное и святое дело. Наверное, самым тяжелым испытанием для мужчины, который окончательно развелся со своей женой и желает вернуть ее, является то, что его бывшая супруга выходит за другого и живет с ним семейной жизнью. Но Всевышний Аллах милостив к своим рабам, и Он не наложил окончательного запрета на брак для тех бывших супругов, которые хотели бы воссоединиться.

Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» говорит:

فَأِنْ طَلَّقَهَا فَلاَ تَحَلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجاً غَيْرَهُ

 

فَأِنْ طَلَّقَهَا فَلا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَنْ يَتَرَاجَعَا اِنْ ظَنَّا اَنْ يُقِيمَا

حُدُودَ اللَّهَ وَ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْم يَعْلَمُونَ

 

«Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если [новый муж] разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных»[7].

Чтобы снова вступить в брак после трехкратного талака, иногда прибегают к фиктивному браку («хулла»). Эти люди находят человека и за деньги договариваются, что он возьмет в жены разведенную женщину, с условием, что он не будет иметь с ней интимных отношений и сразу разведется. Таким образом, бывшие супруги получают возможность снова вступить в брак. Такой подход ничто иное, как издевательство над законами Всевышнего и попытка обойти существующие нормы, что недопустимо. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит по этому поводу: «Сказать вам, кто наемный козел? Это тот, кто делает женщину дозволенной при помощи договорного брака. Аллах проклял и того, кто делает женщину дозволенной, и того, кому ее делают дозволенной»[8]. Из хадиса мы видим, что Аллах проклинает мужчину, который развел жену трехкратным талаком, а потом, чтобы обойти предписание Аллаха, нашел за деньги другого мужчину для фиктивного брака и организовал этот брак. Аллах проклинает женщину, которая согласилась на подобный подлог.

Какие обязательства предполагают малое и великое расставания

а) Результаты малого расставания (байнуна ас-сугра)

ü Такой развод может быть один или два раза. При нем супруги могут воссоединиться через повторный брак и выплату нового махра.

ü При малом расставании женщина может жить в доме мужа, и на нем лежит ее материальное обеспечение, потому что брак еще окончательно не расторгнут.

ü В малом расставании махр аль муаджаль превращается в махр аль му`аджаль и требует немедленной выплаты.

ü Если в данной ситуации один из супругов умрет, то другой будет иметь право наследования.

 б) Результаты большого расставания (байнунат аль кубра)

ü Это окончательный развод, в котором мужчина использовал свое право на трехкратный талак.

ü Такое расставание делает мужчину и женщину недозволенными друг для друга. Теперь они уже не могут воссоединиться. Для повторного воссоединения нужно, чтобы женщина вышла за другого, жила с ним семейной жизнью, развелась естественным образом или осталась вдовой и выждала идду. Только после всего этого прежние муж и жена могут вновь сойтись.

ü Женщина имеет право на материальное обеспечение, пока не закончится идда. Она также может оставаться в доме прежнего мужа в течение этого времени, но не следует забывать, что она теперь ему чужая, и вести себя по отношению к нему она должна соответственно.

ü Большое расставание аннулирует право наследования.

ü Махр аль муаджаль превращается в махр аль му`аджаль, и мужчине надлежит выплатить его женщине.

РАЗВОД, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СУННЕ И ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ ЕЙ

1. Развод, соответствующий сунне (талак ас-сунни).

Талак ас-сунни – это развод, который соответствует Корану и сунне.

Чтобы развод соответствовал сунне, следует давать однократный талак женщине после окончания каждого месячного цикла, не вступая с ней в интимную связь. Таким образом, трехкратный талак будет израсходован не за один раз, а в течение трех месяцев. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел, чтобы происходило именно так. В риваяте от Махмуда ибн Забида (радыйаллаху анху) говорится, что, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал, что человек развелся со своей женой трехкратным разводом за один раз, он в гневе вскочил на ноги и сказал: «Я еще среди вас, а вы уже играете с писанием Аллаха?!»[9].

В другом хадисе говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Умару, отцу Абдуллаха ибн Умара (радыйаллаху анхума), который дал талак своей жене во время месячных: «Скажи ему, пусть вернется к жене, ждет, пока пройдут месячные, потом ждет, пока пройдут еще одни месячные и тогда, если еще захочет (развестись), пусть даст ей талак, не прикасаясь к ней»[10]. Из хадисов следует, что будет неправильным для мужчины разводиться с женой трехкратным талаком за один раз или давать талак во время месячных.

О том, почему не следует разводиться во время месячных.

Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод. Мужчина, пылающий гневом и готовый в этом состоянии развестись со своей женой, не в состоянии думать ни о жене, ни о детях, ни о будущем своей семьи. Торопливость мужчины, который готов за один раз использовать трехкратный талак, будет означать для него вступление на путь, с которого уже нет возврата, и итогом будет лишь раскаяние. Рекомендация разводиться не во время месячных имеет цель отсрочить расставание супругов. В состоянии чистоты женщина более привлекательна, поэтому мужчина может вновь воспылать чувствами и вернуться в семью. Тогда как к супруге, разведенной трехкратным талаком, он не сможет вернуться, даже если сильно раскается. Но, если мужчина твердо настроен развестись и дает после каждого месячного цикла один талак, не прикасаясь при этом к женщине, то это будет означать, что семейной жизни пришел конец, и мужчина настолько непреклонен в своем решении, что никто его уже не переубедит.

2. Развод, противоречащий сунне (талак аль бид`и)

Это развод, который противоречит принципам Корана и Сунны.

Развод, противоречащий сунне (талак аль бид`и) возникает в следующих случаях:

а)   Когда мужчина за один раз использует трехкратный талак;

б)  Когда мужчина разводится с женой в чистый период, но после интимной близости;

в)   Когда мужчина дает талак во время месячных.

Все эти случаи – пример развода, не соответствующего сунне (талак аль бид`и)

Является ли действительным развод, противоречащий сунне?

Несмотря на то, что практика подобного развода противоречит сунне, такой развод, по мнению большинства ученых, действителен. Но человек, осуществивший развод, противоречащий сунне, теряет возможность обрести благоволение Аллаха и Его Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Лучшим доказательством тому, что такой развод все же действителен, является риваят от Махмуда бин Лабида, в котором говорится, что один из сподвижников осуществил трехкратный талак за один раз, и Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) это не понравилось, но он все же посчитал его действительным[11].

Почему право развода принадлежит мужу?

На то, что право развода принадлежит мужчине, есть весомые причины. Женщина по своей природе более эмоциональна, тогда как мужчина сильнее и имеет более рациональный подход к жизни.

Развод – это очень серьезный вопрос, и ошибка, сделанная под влиянием эмоций, может испортить жизнь и супругов, и детей. Хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод» действительно отражает те неприятные вещи, которые следуют после развода. Когда развод становится неизбежностью, принятие решения будет за мужчиной, потому что он способен подойти к этому вопросу взвешенно. Кроме того, на плечах мужчины лежит материальное обеспечение, выплата махра, алиментов, то есть мужчина несет еще и материальную ответственность, поэтому он не станет без веских причин разводиться с супругой. Тогда как женщина, может пойти на развод в порыве эмоций, если наделить ее этим правом.

Но по Исламу женщина все же имеет право получить развод. Просто это право, в отличие от права на развод у мужчин, ограничено некоторыми условиями. Ислам принимает требование развода женщины в тех случаях, когда это действительно необходимо. Например, в тех случаях, когда муж пропал без вести, не обеспечивает материально, не выполняет своих супружеских обязанностей или до заключения брака скрыл какие-то свои недостатки и болезни, а после женитьбы они выявились и т. д., женщина может подать в суд на развод. Также женщина может быть наделена правом на развод самим мужем. Это называется «тафуид».

Передача права развода супруге

Несмотря на то, что по Исламу право на развод принадлежит мужчине, он может по своей воле или по просьбе супруги перепоручить свое право ей, причем он уже не сможет отменить это решение.

Может ли мужчина, как обладатель права на развод, в любой момент воспользоваться этим правом и будет ли развод считаться действительным в том случае, когда мужчина использует свое право в чрезвычайных и критических ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос, перечислим сначала эти чрезвычайные ситуации.

Особые ситуации:

1. Развод в шутку

2. Развод в пьяном виде

3. Развод под угрозой (смерти или увечья)

4. Развод в состоянии болезни.

РАЗВОДЫ В ОСОБЫХ СИТУАЦИЯХ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТАКИХ РАЗВОДОВ

1. Развод в шутку.

Ислам порицает пренебрежительное отношение к заповедям Аллаха. В повседневной жизни мусульманину полагается быть серьезным и рассудительным. Шутки, касающиеся религиозных вопросов, и легкомысленное отношение к заповедям Аллаха – ничто иное, как пренебрежение самой религией. Талак – это тоже заповедь, переданная через аяты и хадисы. Шутки в серьезных вещах приводят к печальным результатам. Ислам не разрешает разводиться в шутку, но в том случае, если такая практика имела место, то развод считается действительным. В риваяте от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть три вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение супруги после развода с возвратом (талак ар-радж`и)». Из хадиса мы видим, что развод в шутку считается действительным.

Развод в шутку имеет место не только в современном мире. Подобная практика была широко распространена и среди арабов до прихода Ислама. Хасан и Катада передают, что арабы имели привычку быстро разводиться, а потом говорили: «Я пошутил», потом снова женились и вновь говорили: «Я пошутил». В связи с этим был ниспослан аят:

 

وَلَا تَتَّخِذُوۤا اٰيَاتِ اللّٰهِ هُزُوًا

«Не шутите с аятами Аллаха…»[12].

Ибн Аббас говорит: «Один человек развелся с женой, но не всерьез, а в шутку. В связи с этим был ниспослан аят: «Не шутите с аятами Аллаха…».

2. Развод в пьяном виде.

Алкоголь застилает разум и толкает человека на необдуманные слова и поступки. Для развода достаточно одного или нескольких слов, сказанных мужчиной. Если эти слова будут произнесены в состоянии алкогольного опьянения, то развод будет действительным.

То есть, если мужчина в нетрезвом состоянии скажет жене: «Я развелся с тобой», то развод будет осуществлен, потому что Всевышний Аллах считает пьяных ответственными за свои действия и обращается к ним:

 

 

يَاۤ اَيُّهَا الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلٰوةَ وَاَنْتُمْ سُكَارٰى

حَتّٰى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ

«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите»[13].

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Любой развод действителен, кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного»[14]. Значит, недействительным считается развод лишь несовершеннолетнего и умалишенного, а во всех остальных случаях он действителен.

При этом важно, каким образом человек вошел в состояние опьянения. Если человек опьянел в результате употребления некоторых естественных и дозволенных продуктов, то, по мнению ученых всех мазхабов[15], развод этого человека будет считаться недействительным. Развод будет считаться действительным, если он опьянел от употребления недозволенных продуктов – вина, водки, пива, виски, гашиша и т. д.

В чем сокровенный смысл того, что развод пьяного считается действительным?

На первый взгляд может быть не совсем понятно, почему человек несет ответственность за действия, совершенные им в состоянии помутнения рассудка. Но такое положение является наказанием за сознательное употребление в пищу недозволенного. Потому что заведомо дурное дело несет дурные последствия.

3. Развод под угрозой (смерти или увечья).

Развод человека под угрозой (смерти или увечья), по мнению большинства ученых, считается недействительным. Потому что человека заставляют делать то, чего он не хочет делать. В особенности, если есть угроза жизни. Приведем доказательства в пользу того, что развод человека под угрозой насилия не считается действительным.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

 

مَنْ كَفَرَ بِاللّٰهِ مِنْ بَعْدِ ا۪يمَانِه۪ۤ اِلَّا مَنْ اُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْا۪يمَانِ وَلٰكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللّٰهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظ۪يمٌ

 

«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но гнев падет на того], кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание»[16]. В аяте содержится обещание, что будут прощены те, кто под угрозой насилия на словах отрекся от веры или сделал вид, что отрекся.

Слова, указывающие на отречение в таком важном вопросе, как вера, более серьезны, чем слова о расторжении брака. В таком случае, для человека, давшего развод или согласившегося на развод под угрозой насилия, нет препятствия в том, чтобы вернуться к своей супруге.

Другое доказательство – это хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия»[17]. Из хадиса следует, что, если человек делает что-то под угрозой насилия, то его действие не считается действительным.

Ученые приводят в доказательство еще один хадис: «Нет развода в состоянии иглака (сильного гнева, пытки, насилия, угрозы)[18]», из которого следует, что развод под угрозой насилия не имеет никаких последствий.

4. Развод в состоянии болезни.

Развод в состоянии болезни считается действительным. Однако человек должен находиться в сознании и здравом уме. Но в связи с этим возникает вопрос: если человек в состоянии болезни или при смерти даст развод жене, а потом умрет, то сможет ли женщина получить наследство? Любой развод, ставящий целью лишить женщину наследства, считается недействительным, и в случае смерти мужа женщина получит наследство. Но в этом случае требуется, чтобы ее идда не закончилась. Доказательством того, что женщина, разведенная мужем, находящимся при смерти, имеет право получить наследство, служит практика времен халифов Умара и Усмана (радыйаллаху анхума), введенная для пользы общества, чтобы подобные негативные примеры не нашли распространения.

ПРИЧИНЫ РАЗВОДОВ

Есть много причин разводов, но мы перечислим основные из них.

1. Ошибка при выборе будущей супруги (будущего супруга).

Возможно, основной причиной разводов являются ошибки, совершенные при выборе будущей супруги (супруга). Нужно быть особенно внимательным в этом вопросе, обращая больше внимания на внутреннюю красоту, чем на внешнюю. Потому что любая красота тленна, кроме красоты души. Выбор невесты с чистой душой и красивой нравственностью сулит мужчине благоденствие и в этом, и в вечном мире. Иначе, когда физическая красота начнет увядать, семейная жизнь тоже начнет испытывать потрясения.

Подбирая себе пару, нужно исходить из своего характера, нрава, учитывать образ жизни и состояние души. Это одинаково важно и для мужчины, и для женщины.

Например, будет совершенно неправильным, если девушка, совершающая пятикратный намаз, только из-за богатства выйдет замуж за пьющего и разгульного мужчину. Из-за несоответствия внутренних миров и вкусов такому браку придет скорый конец.

2. Несоответствие молодоженов друг другу.

Продолжая предыдущий пункт, следует сказать, что будущим молодоженам нужно хорошо проанализировать различия и сходства друг с другом. Например, хотя Ислам позволяет очень бедному парню жениться на очень богатой девушке, такая партия, скорее всего, принесет больше проблем, потому что мужчина будет не в состоянии обеспечивать жену так, как она привыкла, и между ними появится несоответствие. Поэтому жениху и невесте следует рационально подойти к этому вопросу и тщательно взвесить все материальные и психологические факторы соответствия и несоответствия. Кроме того, различия в уровне образованности также могут время от времени служить источником проблем.

3. Вмешательство родителей и родственников в дела молодоженов.

Еще одной причиной распада семей является вмешательство родителей и родственников во внутрисемейные дела молодоженов. Поэтому родителям не следует вмешиваться в семейные дела своих детей без веской причины. Это их жизнь со счастливыми и печальными моментами. Не следует забывать, что молодые сами способны решить свои проблемы лучше других. Бывает так, что родители своими попытками уладить семейные неурядицы детей делают только хуже. Другими словами, выбивают глаз, поправляя бровь, как сказано в поговорке.

Если вмешательство родителей действительно необходимо, то это можно сделать надлежащим образом, не обижая ни жениха, ни невесту. Иначе, вмешиваясь в дела молодоженов по пустякам, родители часто способствуют разрушению семьи.

4. Невыполнение супругами своих обязанностей.

Создание счастливого семейного очага возможно лишь в случае выполнения супругами своих обязанностей в атмосфере взаимной любви и уважения. Женщина должна заниматься своими домашними делами, тогда как мужчина должен проводить время на работе, зарабатывая деньги на обеспечение семьи. Невыполнение одним или обоими супругами своих обязанностей, пренебрежение ими или вмешательство в дела супруга приводят к разладу в семье, и, если ситуация не меняется в лучшую сторону, происходит развод.

5. Бедственное материальное положение и расточительство.

Несомненно, для семейной жизни нужны средства, и крайняя бедность иногда становится причиной того, что фундамент семейной жизни начинает разрушаться. В подобной ситуации расточительство одного из супругов еще больше усугубляет проблему. Главное, что должны делать супруги в кризисные моменты жизни – это постараться понять друг друга. Иначе презрение жены к мужу, ее излишние запросы или расточительство становятся причиной развода. Кроме того, излишние свадебные расходы и возникшие при этом долги непосильным грузом ложатся на плечи молодоженов и, становясь еще одним фактором разлада в семье, приводят к разводу.

6. Потеря взаимного доверия у супругов.

Честность и взаимное доверие – основы любой семьи, и пока супруги доверяют друг другу, эта семья  по воле Аллаха не разрушится. Появление факторов, подрывающих доверие, автоматически приводят к разладу. Например, ложь одного из супругов, растрата семейных средств ради своей прихоти, неадекватное поведение, общение с неадекватными людьми и, что хуже всего, супружеские измены не только подрывают доверие, но и готовят конец семейной жизни. Поэтому супругам прежде всего нужно стремиться к внутренней чистоте и честности. Человек, честный с самим собой, будет честным и с другими.



[1].  «ан-Ниса» 130.

[2]. Абу Дауд, Талак 3.

[3]. Абу Дауд, Талак 3; Ибн Маджа, Талак 1.

[4].  «аль-Бакара» 228.

[5]. Абу Дауд, Талак 38; Насаи, Талак 86; Ибн Маджа, Талак 1.

[6]. Бухари, Либас 23-7; Абу Дауд, Талак 49; Насаи, Талак 9.

[7].  «аль-Бакара» 230.

[8]. Ибн Маджа, Никах 33.

[9]. Насаи, Талак 6.

[10]. Бухари, Талак 1.

 

[11]. Насаи, Талак 6.

 

[12].  «аль-Бакара» 231.

 

[13].  «ан-Ниса» 43.

 

[14]. Бухари, Талак 11; Ибн Маджа, Талак 15.

 

[15]. Мазхаб – в Исламском праве: правовая школа – прим. перевод.

 

[16].  «ан-Нахль» 106.

 

[17]. Бухари, Талак 44; Ибн Маджа, Талак 16, 20.

 

[18]. Абу Дауд, Талак 8; Ибн Маджа, Талак 16.

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!