Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
О важности знания | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Значение, которое Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал знаниям

 

ИСЛАМ,О важности знанияА говори: «Господи! Умножь мне (полезное) знание».

Сура «Та ха», 20/114

Смысл слова «знания» включает в себе значение «знать». Кроме этого, известны и другие определения слова «знания», которые гласят: «знать истину и обладать такими сведениями, которые наиболее полно соответствуют действительности», «знать обо всем так, как это есть на самом деле». Все, что противоречит данным определениям, является невежеством.

Ислам как религиозно-социальная система придает большое значение знаниям, благодаря чему сердца и души озаряются светом истины. Ислам имеет своей целью борьбу с невежеством и тьмой безграмотности. В первых аятах, который ниспослал Всемогущий Аллах, в лице Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) всему человечеству повелевается следующее:

«Читай [откровение] во имя Господа твоего, который  сотворил [все   создания], сотворил человека из сгустка [крови].

Возвещай, ведь твой Господь - самый Щедрый, который научил [человека письму] посредством калама (перо), научил человека тому, чего он [ранее] не ведал».[1]

Повеление «читай» в первом же Божественном откровении повторяется два раза, что показывает, насколько религия Ислам придает большое значение знаниям, обучению и изучению наук. В этом аяте подчеркивается, что в принципе знания человеку дает только Сам Господь. Здесь словно Он повелевает следующее: «Помяни имя Аллаха и читай Его откровения ради достижения Его милости. Старайся понять смысл аятов, читай «книгу Вселенной» и, растворившись в Божественных знаниях, совершай поклонение так, словно ты созерцаешь Господа!»

Аллах поучает Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)  таким образом:

 

وَقُلْ رَّبِّ زِدْنِي عِلْمًا

 

«А говори: «Господи! Умножь мне (полезноезнание».[2]

В связи с этим Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Для меня день, проведенный без постижения знаний, которые приближают к Господу, является никчемным».[3] Тем самым он показывал, что он твердо выполняет все повеления Аллаха. Ценность знаний объясняется тем, что они являются нескончаемым сокровищем и приносит пользу не только владельцу, но и всему живому. Истину ото лжи можно отличить лишь посредством знаний. Увеличение знаний вовсе не является тяжелым бременем, даже совсем наоборот, это является огромным достоинством. В этом смысле с прибавлением знаний у человека усиливается чувство скромности, он избавляется от ненужных мыслей и пустых размышлений, от наущений шайтана и излишних сомнений.  Он начинает понимать истинную суть событий и изо всех сил старается стать хорошим человеком. Всемогущий Господь сообщает, что тех ученых, которые все время заняты изучением наук и в своей повседневной жизни строго руководствуются религиозными предписаниями, возвысит на очень высокие ступени. В Коране говорится:

«Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание».[4]

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) восхвалял ученых следующим образом:

«Кому Господь желает хорошее, того Он делает сообразительным и умным в религиозных вопросах».[5]

«Это мир и все, что находится на земле, не имеют никакой цены. Исключением являются лишь поминание Аллаха и то, что приближает к Нему; ученый, обучающий людей знаниям и ученик, желающий изучения наук».[6]

Обучение других, передача знаний людям является самым благочестивым богоугодным занятием. Например, воспитание и обучение учеников, написание и распространение книг, передача актуальных сведений и сообщений последующему поколению с использованием современных достижений техники (интернет, видео-аудио кассеты) также способствуют тому, что книга записи деяний, согласно высказываниям Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), остается открытой даже после смерти человека.[7]

То есть, даже после того, как человек отошел в мир иной, на его счет продолжают записываться добрые деяния, словно он все еще творит и совершает благочестивые поступки в этой жизни.

Однажды Сафван бин Ассал (радыйаллаху анху) подошел к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), сидевшему в это время в мечети, и обратился со следующими словами:

– О Посланник Аллаха! Я пришел к вам, чтобы учиться!

В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

– О желающий постигать науки! Добро пожаловать к нам! Все ангелы собрались и из-за твоей любви к знаниям распростертыми крыльями образовали над тобой круг до самой первой небесной сферы. [8]

Поощряя нас к искреннему и самозабвенному изучению наук, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда говорил:

«Кто будет стремиться к знаниям, Господь облегчит для него дорогу в райские сады. Ангелы будут очень довольны им и поэтому начнут распростирать над ним свои крылья. Все сущее, живущее как на небесах, так и на земле, даже рыбы в морях, станет просить Аллаха простить прегрешения ученого. Превосходство ученого над отшельником подобно превосходству луны над звездами. Воистину, ученые являются наследниками Пророков. Но Пророки не оставляют в наследство золото и серебро. Они оставляют за собой лишь знания. И тот, кто получит это наследство, тот, значит, получил очень многое». [9]

В Коране сообщается, что полезные знания обладают свойством придавать человеку некие качества, возвышающие его перед Аллахом. Если внимательно прочитать аят из суры «Зумар», эта истина становится очевидной. В нем говорится:

«Спроси [Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?»[10]

Сура, в которой находится этот аят, начале говорится так:

«Мы ниспослали эту Книгу в Истине тебе, а потому Аллаху поклоняйся и в этой вере искренность блюди».[11]

Далее сообщается о сотворении небес и земли, о чередовании дней и ночей, о движении светил и звезд, о сотворении человека и о существовании Господа – Творца всего сущего. Если внимательно задуматься над содержанием данных аятов, то душа начинает ощущать Божественное присутствие и переполняться любовью к Создателю всего этого. Затем в этой суре говорится о познании Аллаха и об особенностях поклонения, приводится различие между ученым и невеждой, между тем, кто познал Аллаха, и тем, кто еще пребывает в духовной тьме. Всемогущий Аллах повелевает в Коране:

«Когда человека поражает какая-либо беда, он взывает к своему Господу, возвращаясь к Нему [после забвения Его]. Потом, когда Он одарит его милостью от Себя, человек забывает того, к кому обращался [за помощью] прежде, и поклоняется помимо Аллаха другим богам, чтобы сбить с пути [людей]. Скажи [такому человеку, Мухаммад]: «Извлекай пользу из своего неверия недолгое время, ведь ты будешь обитать в адском огне».

«Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [равен ослушнику в его неверии]?

Спроси [Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?» Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум».[12]

В этих аятах упоминается о следующем:

1. О безверии и неблагодарности Господу.

2. О природе человека, который начинает молиться только тогда, когда попадает в беду.

3. О том, что стоит миновать опасности или же решиться проблеме, как человек сразу забывает о молитвах и вновь погружается в свои будничные дела.

4. Далее говорится, что в корне таких негативных проступков, как отговаривание людей от поклонения Аллаху, придача Ему сотоварищей, лежит обыкновенное невежество и отсутствие знаний.

Но кроме этого, в данных аятах повелевается:

1. Совершая постоянные поклонения Аллаху, продолжать следовать Его повелениям.

2. Пребывая в страхе перед Божественным наказанием, которое ожидает всех грешников, избегать греховных поступков.

3. Никогда не забывать о милости Аллаха, все время надеяться на Его всепрощение.

Кто хорошо знает и следует всему этому, тот является настоящим ученым, если даже он не умеет ни писать, ни читать, ибо вечное спасение зависит от соответствия поступков знаниям.

Если сравнить людей двух этих групп, то людей из первой группы можно назвать «неведающими», а людей второй группы – «знающими». В Коране подводится итог, который гласит, что эти две группы никак не могут быть равными друг другу. А для тех, кто желает попасть в число знающих, повелевается следующее:

1. Все время, пребывая с чувством ощущения Божественного незримого ока, вести праведный образ жизни.

2. Поклоняться так, словно «видишь» Величие Аллаха.

3. Если возникает в этом необходимость, для сохранения веры переехать куда-либо.

4. При возникновении проблем на пути Аллаха проявлять терпение.

 

Как следует из содержания всех вышеприведенных аятов, настоящее знание – это марифат, то есть познание высшей истины. Данное знание, вырабатывая прозорливость, развивая проницательность и предвидение будущего, способствует установлению связи человека с вечными ценностями, которые содержатся во Вселенной. Или же, другими словами, приводит от произведения к Исполнителю. Если знания приводят человека к Создателю, а Аллах Мудрый, то такие знания считаются истинными. В противном случае, знания, которые только забивают голову никчемными мыслями, но не приводят к Вселенским истинам, представляют лишь обрывочные, оторванные от реальности, сведения. Согласно кораническим определениям, подобные знания не являются знаниями в самом прямом смысле этого слова.[13]

Данное правило касается и других наук, предметом изучения которых являются физические законы земли и космоса, служащие на пользу человечества. Прежде всего, знания должны способствовать познанию Аллаха, Его могущества. В противном случае, они будут только препятствовать и мешать достижению цели.

Хотелось бы привлечь внимание читателей к еще одной проблеме, касающейся многих людей. Некоторые стремятся только к удовлетворению своих низменных страстей и при этом утверждают, что действуют согласно воле Аллаха. Встречаются и такие, которые, учась в местах, где трудно сохранить свое достоинство, называют это изучением наук. Некоторые стараются оправдать свои греховные деяния, опираясь на положения Корана и Сунны. Но они обязательно поймут в один прекрасный день, что сильно ошибались и пребывали в обыкновенном невежестве.

Если у человека пополняются теоретические знания, но нравственные свойства оставляют желать лучшего, значит, нужно проанализировать ситуацию, так как состояние его вызывает большую тревогу. Ведь на самом деле, с прибавлением знаний у человека должны усиливаться богобоязненность и благочестие. Настоящие ученые познали Аллаха таким, какой Он есть. В душах их всех пребывает преклонение перед Его могуществом, а сердца полны любовью к Нему. В Коране повелевается:

«Поистине, испытывают (благоговейный) страх перед Аллахом те из служителей Его, кто обладает разуменьем».[14]

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Я больше вас боюсь Бога и я больше всех благочестив».[15]

Однако наряду со всем этим, знания, накопленные людьми за всю историю человечества, ничто по сравнению со знаниями Аллаха. Ибо Он повелевает следующее:

 

وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

 

«Но вам дано знать очень мало".[16] 

Но если индивид, живя согласно этим, даже скудным знаниям, будет воистину благочестивым, то благодаря милости Аллаха он обязательно станет великим праведником. Таким образом, он получит свою долю из знаний марифата, и перед ним приоткроются занавеси, прикрывающие Божественные тайны.

В Коране повелевается:

«Страшитесь же Аллаха, Аллах вас учит [добру], Аллах знает обо всем сущем».[17]

Следующее высказывание Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) объясняет смысл вышеприведенного аята:

«Того, кто руководствуется в повседневной жизни изученными правилами, Аллах Сам обучит всему необходимому».[18]

Наряду с тем, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда поощрял мусульман к изучению наук, он молил Господа уберечь его от ненужных знаний. Он советовал своим сподвижникам изучать только полезные знания, чтобы приносить пользу и себе, и другим. Но наряду с обучением соратников необходимым знаниям, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял огромное внимание воспитанию мусульман. 


[1] Сура «Алак», 96/1-5.

[2] Сура «Та ха», 20/114.

[3] Али аль-Муттаки, 10/136.

[4] Сура «Муджадала», 58/11.

[5] Бухари, Ильм, 10; Муслим, Имара, 175.

[6] Тирмизи, Зухд, 14.

[7] Муслим, Васайат, 14.

[8] Хайсами, 1/131

[9] Абу Дауд, Ильм, 1; Тирмизи, Ильм, 9.

[10] Сура «Зумар», 39/9.

[11] Сура «Зумар», 39/2.

[12] Сура «Зумар», 39/8-9.

[13] Имам Газали в своем произведении «Воскрешение наук» пишет, что в «золотой век» термин «знание» употреблялся только в отношении Аллаха, Его могущества и в отношении Его прав над Своими рабами. Поэтому, когда скончался Умар (радыйаллаху анху), Ибн Масуд воскликнул: «С его смертью люди утеряли одну девятую часть знаний». Значение своих слов он раскрыл как: «ильму биллях» (познание Аллаха). Однако в наше время слово «знание» утеряло свой первоначальный смысл и обычно в него вкладывается совершенно другой смысл. Дошло до того, что тех, кто вступал в прения по различным вопросам исламского права, называли учеными. А тех, кто не спорил, считали невеждами.

[14] Сура «Фатыр», 35/28.

[15] Бухари, Никах, 1; Муслим, Сыям, 74.

[16] Сура «Исра», 17/85.

[17] Сура «Бакара», 2/282.

[18] Абу Нуайм, 10/15.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!