Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Судьба и ее таинство | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ИСЛАМ,Судьба и ее таинствоГлаз видит, а ухо слышит лишь до определенных пределов. Увидеть или услышать что-либо на расстоянии, превышающем предельное, невозможно. Также и человеку не дано понять, что такое кадар судьба, предопределение, и када исполнение предопределения. Ведь мы постигаем происходящее через причинно-следственные связи. И ту мудрость, что скрыта за ним, в большинстве случаев постичь не можем.

Для всех событий во вселенной, начиная от элементарных частиц до сложнейших молекул, от мельчайших тел до самых больших, от микро- до макромиров, включая и наш мир, предопределено время, место, образ и причины. И с наступлением установленного срока предопределение Всевышнего Аллаха выполняется во всем величии и великолепии божественного замысла.

Всевышний Аллах создает каждое творение ради его предназначения, для определенной цели. Все события, происходящие в нашей жизни, – это, в действительности, лишь линии судьбы. Луна, солнце, звезды, растения, люди, животные и бесконечное множество других созданий находятся внутри программы предопределения. И даже лист, упавший с ветки дерева, является частью этой программы. Если бы все сущее не подчинялось закону предопределения, то во вселенной царил бы грандиозный хаос и анархия.

Любое произведение искусства создается благодаря силе и способностям автора. Например, художник пишет картину, а хаттат (мастер каллиграфии) создает каллиграфическую композицию, исходя из своих возможностей и таланта. Всевышний Аллах Своим Могуществом предопределил и утвердил все, что было и будет во вселенной с момента ее возникновения и до последнего дня, вложив в чудеса творения тайны и мудрость для познания их человеком.

Этот план и порядок называются кадар, или Воля Аллаха. Об этой истине Всевышний Творец говорит в священных аятах:

إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (аль-Камар, 54/49).

مَا أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا فِي أَنفُسِكُمْ إِلَّا فِي كِتَابٍ

مِّن قَبْلِ أَن نَّبْرَأَهَا إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ

«Никакая беда не постигнет ни землю, ни души ваши, не будучи [записанной] в книге до того, как Мы претворим ее в действительность. Воистину, это для Аллаха не составляет труда» (аль-Хадид, 57/22).

Иными словами, пока событие не свершилось, его изначальный утвержденный план «кадар» (предопределение) содержится в «лавхуль-махфуз» - книге деяний, когда приходит время этому плану воплотиться в жизнь, наступает «када» (исполнение предопределения).

Всевышний Творец, обладающий божественным сыфатом «Аль-Ильм» - знание, знает обо всем, что еще не произошло. Так как Аллах существует без времени и места, обладание знанием является Его свойством, логически связанным с этим. А то, что нам, исходя из наших возможностей, постичь не под силу, для Аллаха не представляет труда.

Необходимо верить, что все во вселенной возникло по предначертанию божественного пера. Хотя вера в предопределение является одним из шести столпов имана, по-настоящему принять его человеку бывает непросто. Хотя даже неверующий человек признает над собой воздействие некой силы и беспрекословно подчиняется судьбе, говоря: «мне предписано». Даже человек, отвергающий все, в выражениях типа: «от меня отвернулась удача» или «меня преследует злой рок» со всей очевидностью подтверждает свое понимание судьбы, предопределения.

В приведенной ниже цитате из произведения Неджипа Фазыла прекрасным образом раскрываются понятия «кадар» и «када» и становятся совершенно ясны всякому думающему человеку:

«…Например, в один день автомобиль сбил человека на площади Эминёню. Представим, что было десять минут назад. Допустим, человек находится у парка Гюльхане. Автомобиль, предположительно, едет по Таксиму. Видите ли вы эту картину? Они движутся! Один автомобиль среди тысячи автомобилей, один человек из тысячи людей. Человек не знает, что произойдет с ним, и автомобилист не знает, что собьет человека… И оба направляются к месту их встречи, с каждой минутой сокращая расстояние. Возможно, человек остановился у магазина, купил коробок спичек, прошел шаг-другой, встретил товарища. Пошел дальше, разглядывая витрины. Он и не подозревает, какая трагедия разыграется всего через несколько минут. Все эти события и обстоятельства стекаются к одному мгновению, порождая неминуемое. И в это мгновение все решает очень простая причина. Чья-то рассеянность, чье-то неведение, или что-то еще… И никто не знает, как и где может настичь его подобный случай и безжалостно привлечь к ответу» (Сотворение человека, с.43).

Также и человек, достаточно размышляющий над событиями, происходящими вокруг, увидит и поймет, что сценарий, по которому живет и существует вся вселенная, написан божественным пером.

Однако, как слепому невозможно объяснить, что такое цвет, так и человеку, который может познавать мир, исходя из условий жизни земной, ограничивающей его временными и пространственными рамками, невозможно понять разумом, что такое предопределение и его осуществление. Это устроено именно так, чтобы человек, узнав тайну своей судьбы, не утратил покой и терпение и не погубил себя этим.

Поистине, Всевышний Творец сделал предопределение скрытым от всех созданных, что делает невозможным его познание прежде наступления када. На этом пространстве Всевышний Аллах лишь немногим открывает некоторую часть этого знания – «ледунни ильм».

Именно по бесконечной милости Аллаха неизвестность будущего, подобно стене, вставала и будет вставать перед человеком, даже постоянно находящимся в размышлении и поиске. И лишь иногда Истинный Творец позволяет человеку заглянуть за эту стену, и происходит это в правдивых снах. Действительно, ведь немало случаев, когда то, что праведные люди видели во сне, сбывалось. Это свет, нисходящий на их сердца от «лавхуль-махфуз», Священной скрижали. 

* * *

Выбор человека: согласие или отрицание, совершение благих поступков или дурных является реализацией им «джузи ирада», частичной воли, в границах пространства повиновения Аллаху. «Кулли ирада», вся Воля, принадлежит только Аллаху. Поэтому для раба невозможна полная свобода. Рождение и смерть, продолжительность жизни, национальность, пол, способности – это дается человеку независимо от него, по божественному предопределению. И человек не несет ответственности за качества, данные ему от природы.

Истинный Творец наделяет человека ответственностью в соответствие с данными ему способностями и возможностями. А посему, то, что происходит и имеет место вне воли человека, не делает его ответственным за это, также как и не гарантирует ему какой-либо награды. Ведь тот, кто нарушит пост по забывчивости, съев что-нибудь, не перестает считаться постящимся и не понесет наказания.

Всевышний Творец, повелевая в священном аяте: «Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей…» (аль-Бакара, 2/286), не возлагает на человека то, что ему не под силу. Но Он спросит с каждого в меру того, чем он был наделен. Таким образом, человек, обладающий способностями и возможностями, чтобы действовать, ссылаясь на судьбу и отказываясь от действий, проявляет глупость и невежество.

Всевышний Аллах, вложивший в природу души такие свойства как распущенность и богобоязненность, пожелал испытать человека, чтобы он мог следовать тому или другому, оставляя право выбора за ним. То есть, в определенных границах рабу в этой земной жизни представляется воля. Также как ребенок, получивший от родителей деньги на карманные расходы, волен потратить их на благое или дурное. И от этого зависит, что ожидает человека в жизни вечной – счастье или погибель.

Ничто во вселенной не происходит без Воли на то Аллаха, даже лист не шелохнется на дереве. Несмотря на то, что Воля Аллаха проявляется во всем, довольство Его – лишь в благом. Также как учитель желает, чтобы его ученик достиг успехов и перешел в следующий класс. Ну а если ученик просто не трудится, то учитель ничего не сможет сделать. Можно привести в пример и доктора, являющегося причиной исцеления больного. Но если пациент не принимает лекарства, прописанные врачом, то во всех возможных неблагоприятных последствиях этого он будет виноват сам. И никто не сможет приписывать злой умысел этому доктору.

А посему, тот, кто, встав на путь греховности, заявляет: «Что поделаешь, так мне предписано!», лишь пытается оправдать свою беспечность. Ведь Всевышний Аллах предоставляет возможность совершать намаз тому, кто желает совершать его, и создает множество причин для того, кто не желает его совершать. Поэтому, если человек во всем ссылается на судьбу, он грешит против истины.

В священных аятах Всевышний Аллах повелевает:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ

«Воистину, Аллах ни к кому ни в чем ни на йоту не явит произвола...» (ан-Ниса, 4/40).

وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вершили вы сами. Но Он простит [вам] многое» (аш-Шура, 42/30).

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) так сказал о том, что, несмотря на относительность и ограниченность воли человека, он не может списывать все на судьбу:

«Если тебе в ногу вонзится колючка, знай, что в этом твоя вина! Если ты облачишься в мягкие, изящные одежды, то ведь ты и есть тот, кто заказал сшить их!»

Глаз видит, а ухо слышит лишь до определенных пределов. Увидеть или услышать что-либо на расстоянии, превышающем предельное, невозможно. Также и человеку не дано понять, что такое кадар – судьба, предопределение, и када – исполнение предопределения. Ведь мы постигаем происходящее через причинно-следственные связи. И ту мудрость, что скрыта за ним, в большинстве случаев постичь не можем. Когда у досточтимого Али (радыйаллаху анху) спросили о том, что такое «кадар» и «када», он ответил:

«Эта тема глубока как бездонное море!»

Но есть те, кто пытается переплыть это море, среди них «джабариты», отрицающие какую-либо волю или участие раба во всем происходящем, или «кадириты», приписывающие полную волю участнику и свидетелю события. И те, и другие, в конце концов, тонут в пучине этого моря.

А посему, не определив границ, где заканчиваются возможности, воля, а главное, ответственность человека, мы не застрахованы от ошибок. Нельзя считать раба творцом всех деяний и событий, слишком преувеличивая свободу его воли и выбора, также неверным будет отрицать ту относительную волю, которой наделен человек, превращая его в бездушный автомат; все это противоречит основам религии. Верным будет воспринимать человека творением Всевышнего Аллаха, наделенного Им свободой выбора и воли.

В этом вопросе разум и воображение оказываются бессильными, но, вверив себя Воле Аллаха, становится вероятным получение некоторого знания через духовный мир, однако раскрыть тайну предопределения и судьбы по-прежнему остается невозможным. Познать же это, зная границы и не переходя черту дозволенного, под силу только совершенному рабу.

 * * *

Досточтимый Мавляна (рахматуллахи алейхи) в своем Маснави так написал о тайне судьбы и невозможности постичь ее, в чем, по сути, заключена великая милость:

«Один человек, прийдя к пророку Мусе (алейхиссалям), сказал:

― О Калимуллах (тот, с кем говорил Господь)! Научи меня понимать язык животных! Сделай так, чтобы я мог понимать то, что они говорят, и брать в назидание себе!..

Муса (алейхиссалям) ответил ему:

― Лучше откажись от этой мысли, не берись постичь то, что тебе не под силу! Если муравей захочет выпить всю воду из озера, он захлебнется и погибнет. Так и ты не пытайся понять того, что тебе не дано! Ведь это таит много опасностей! Постигай божественное могущество во вселенной, исходя из тех возможностей, которыми наделен! Устремись сердцем своим к Аллаху! Знай, что тайны и мудрость Его открываются тем, кто непорочен сердцем и помыслами!»

Но человек настаивал:

― Научи меня понимать  язык хотя бы пса моего, моих домашних животных!

Видя, что его невозможно переубедить, Муса (алейхиссалям) согласился удовлетворить его просьбу, но предостерег:

― Будь благоразумен, не утони в океане познания!..

Встав наутро, человек подумал: «Интересно, стал ли я понимать язык моих домашних животных?»

В это время служанка прибирала после завтрака стол, и уронила на землю кусок хлеба. Находившийся невдалеке петух схватил его, но вдогонку ему вскричала собака:

― Ты несправедлив! Ведь ты можешь клевать зерно, которым я не могу питаться. Почему же ты взял этот кусок, что полагался мне?

Петух ответил ей:

― Не грусти, завтра умрет хозяйская лошадь, и ты вдоволь наешься мяса.

Посчитав эти слова вестью из мира неведомого, человек, не мешкая, продал свою лошадь. Петуху стало стыдно перед собакой. Они начали спор, который продолжался три дня. Узнав на другой день от того же петуха, что умрет его мул, а на третий – его слуга, хозяин, считая, что поступает разумно, продал их. Так собака опять осталась ни с чем. Получалось, что петух все время обманывал ее. Попавший три раза подряд в одну и ту же ситуацию, на четвертый раз петух сказал:

«Поистине, наш хитрый господин хотел откупиться своим имуществом. Однако этим своим поступком он навредил только самому себе. Завтра он умрет! Наследники будут рыдать и охать. Зарежут быка, и  все получат свою долю: и ты, и я!..»

Смерть лошади, мула и слуги были исполнением предопределения и защитой от бед, которые были уготованы этому невежественному человеку. Но он, стремясь избежать ущерба своему имуществу, навредил только себе».

Глупый человек слышал то, что сказал петух. Правдивость этих слов привела его в ужас. В страхе он прибежал к пророку Мусе (алейхиссалям).

― О Калимуллах! Внемли моему призыву, помоги мне! – взмолился он.

Муса (алейхиссалям):

«Ты взвалил на себя то, что тебе не под силу. Сейчас же ты удалился от истины. Неужели же ты думал, что, продав животных и слугу, ты уйдешь от того, что предопределено? Я ведь советовал тебе не пытаться узнать, что такое «кадар» и «када». Умный человек прежде думает, что будет в конце, а глупый только в конце начинает думать!.. Но теперь дело сделано. Раз уж ты преуспел в торговле, продай свою душу выгодно и спаси себя!»

И сколько бы человек в глубоком раскаянии не умолял пророка Мусу (алейхиссалям) о помощи, тот лишь отвечал:

«Стрела выпущена из лука! Ее невозможно повернуть обратно. Я прошу Милостивого Создателя лишь об одном, чтобы ты ушел из мира сего верующим!»

Муса (алейхиссалям) вознес мольбы к Всевышнему Аллаху. И благодаря благословению молитв Калиматуллах, этот человек без особых мучений отдал свою душу Господу. Всевышний Аллах сказал:

― О Муса! Если хочешь, я воскрешу его…

Но пророк Муса (алейхиссалям) ответил:

― О Господь! Бесконечная хвала и слава Тебе! Воскреси его в другом мире, светлом и высоком! Потому что там, в вечном мире раскрываются тайны предопределения и его осуществления!»

Как становится ясным из этого рассказа, человеку свойственно настойчиво желать того, в чем нет для него блага. Может быть, так желалаемое им даже приведет его к погибели. И, дойдя до такого финала, человек тысячу раз пожалеет о том, на чем упорно настаивал, о чем просил. А посему, чтобы достичь умиротворения в жизни земной и счастья в мире вечном, нужно, осознав Могущество Аллаха, во всем положиться на Него, принять Его Волю. Суметь постичь собственную никчемность и немощь – это и есть вечный капитал раба. Единственный выход перед неизвестностью судьбы и ее воплощения – это положиться на Волю Аллаха. Так как упование и вверение себя Господу  – это двери милости, проходя сквозь которые, предопределение несет в себе радость, наслаждение.

Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Вера в предопределение отводит всякого рода печали и тоску» (Суйути, Джамиус-Са’ир, I, 107).

Но довольство, упование, вверение себя Аллаху не означает пассивного и ленивого ожидания, когда не предпринимается ровным счетом ничего, чтобы предотвратить возможные беды. Упование на Аллаха должно наступать тогда, когда приняты все меры для привлечения блага и преодоления зла, только в этом случае будет разумным покорность и прибегание к Аллаху. Если ничего не делать, не будет результата, также упование без должных действий является неприемлемым, противоречащим духу и сути истинного упования.

Ведь и досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) в одном из своих походов в Сирию не стал входить в населенный пункт, узнав, что там эпидемия, последовав решению совета, который он созвал. Но это решение, которое, по сути, соответствовало повелению Всевышнего Аллаха и Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), вызвало сомнение у некоторых сахабов, например, у известнейшего полководца Абу Убейды бин Джерраха (радыйаллаху анху):

― Почему ты бежишь от предопределения Аллаха?

‘Умар, не ожидавший услышать это от такого знающего и почтенного сахаба, сказал:

Если бы эти слова сказал кто-то другой, о Абу Убейда! Да, мы бежим от предопределения Аллаха опять же к предопределению Аллаха. Как бы ты размышлял, оказавшись перед горой, один склон которой выжжен, а другой зеленел травой; и, направив своих верблюдов пастись не на выжженной, а на травянистой земле, разве не поступил бы ты в соответствие с божественным  предопределением? (Бухари, Тыб, 30).

Очевидно, что невозможно выйти за рамки предопределения. А посему, то, что требуется от раба, заключается в принятии необходимых мер и следовании к цели.

Для тех, кто проявляет мудрость в отношении к предопределению, становится ясно, что невозможность до конца познать свою судьбу – это не беда, а, напротив, великая милость, проявленная к нам. В то же время, если человек будет знать все, что уготовано ему судьбой, он может войти в другую крайность, и опасность этого тоже нельзя отрицать.

Например, от человека скрыто, что он умрет от неизлечимой болезни. Но если бы он знал это, то начал бы умирать еще при жизни, падал в обмороки, был разбит параличом, не мог ничего делать. Мать, знающая, что ребенок ее умрет раньше ее, всю жизнь провела бы в скорби и печали. В итоге, все это стало бы противоречить устройству мироздания, нарушило бы гармонию жизни.

Бездуховность нашего времени привела мир к стрессам, различным кризисам, самоубийствам. Ведь сердце, лишенное духовного воспитания, более всего подвержено влиянию желаний и устремлений нафса. Переносить внезапные испытания и повороты судьбы спокойно и со смирением может лишь тот человек, который верит в «неведомое», в предопределение судьбы.

Незыблемые правила, которые ведут к счастью, – это запечатлеть божественное окровение в разуме своем, украсить сердце прекрасными нравственными качествами и проявлять довольство при всех неожиданностях судьбы. А счастье – это восприятие жизни такой, какая она есть, и, проявляя терпение в тяжелые моменты, видеть лучшую сторону всего и быть покорным воле Господа миров.

Во власти Истинного Творца явить Свою милость нам в виде печали, а печаль – в виде милости. То, что сделано скрытым, является таковым еще и по той причине, что жизнь является местом испытаний.

Всевышний Аллах говорит об этом:

عَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا

وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«…Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас – зло. Аллах ведает [об этом], а вы не ведаете» (аль-Бакара, 2/216).

В другом аяте говорится:

قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ

فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Скажи [, Мухаммад]: «Нас постигнет лишь то, что предначертал Аллах. Он – наш покровитель. Пусть [только] на Аллаха уповают верующие» (ат-Тауба, 9/51).

Поистине, видеть только явную, очевидную сторону жизни все равно, что быть слепцом, обреченным на потери и ущерб. Все, бесспорно, убеждены в том, что способность видеть – это величайший дар. Но человек, пришедший в этот мир слепым, огражден от многих зол и грехов, и это очевидный недостаток оборачивается для него источником радости. То же относится к бедности и богатству. Если бедняк, не жалуясь на свое положение, проявляет довольство предопределением Аллаха, за это он может получить счастье вечной жизни. И в то же время, если он станет богатым, возможно, что через те блага, которые приобретет, последует за желаниями нафса и из-за своей беспечности совершит множество ошибок и грехов и будет лишен вечного счастья. Конечно, может быть и наоборот. Му’мин обязан все происходящее с ним видеть с положительной стороны, быть доволен божественным предопределением и установлением и принимать как путь приобретения вечного счастья; стремиться жить, проявляя терпение, благодарность и покорность.

В хадисе говорится:

«Положение му’мина, поистине, поразительно и удивительно. Так как все, что с ним происходит, является причиной благого. Только му’мину свойственно такое качество: если с му’мином происходит то, что радует его, он благодарен, и это для него становится благом. А если придет к нему беда, то он проявляет терпение, и это для него становится благом» (Муслим, Зухд, 64).

Если углубляться в тонкости рассмотреных выше основных тем, связанных с предопределением, то возникнут новые вопросы, на которые пока нет ответов. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелевал верить в предопределение, не вдаваясь в размышления и споры. Так, встретив однажды группу людей, спорящих о предопределении, он сказал:

«Разве вам это было велено? Или я к вам был послан для этого? Те, кто были до вас и поступали так, были уничтожены. Остерегайтесь спорить на эту тему» (Тирмизи, Кадар, 1).

О наш Господь! Сделай нас из рабов, которые истинно предались Тебе, и дай нам возможность совершать поступки, которыми Ты будешь доволен. Сделай нас довольными судьбой, которую Ты для нас предопределил!

Аминь! 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!