Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Пренебрежение грехами | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 


 

. عَنْ عَمْرِو بْنِ الْأَحْوَصِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ فِي حَجَّةِ الْوَدَاعِ لِلنَّاسِ: «...أَلَا وَإِنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ أَيِسَ مِنْ أَنْ يُعْبَدَ فِي بِلَادِكُمْ هٰذِهِИСЛАМ,Пренебрежение грехами

 

أَبَدًا وَلٰكِنْ سَتَكُونُ لَهُ طَاعَةٌ فِيمَا تَحْتَقِرُونَ مِنْ أَعْمَالِكُمْ فَسَيَرْضَى بِهِ...».

1. Амр бин Ахвас (радыйаллаху анху) передает: «Я слышал, что Посланник Аллаха во время своего прощального хаджа, проповедовал людям:

«… Будьте внимательны! Шайтан навсегда распрощался с надеждой, что в этой стране будут ему поклоняться. Но вы будете ему подчиняться в тех деяниях (грехах), которые будут вам казаться малыми. И он будут доволен этим…» (Тирмизи, Фитан, 2/2159; Ибн Маджа, Манасик, 76; Насаи, ас-Сунануль-Кубра, II, 444/4100. Отдельно см. Хаким, II, 32/2221; Байхаки, Шуаб, V, 454)

 

 . عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «إِيَّاكُمْ وَمُحَقَّرَاتِ الذُّنُوبِ فَإِنَّهُنَّ يَجْتَمِعْنَ عَلَى الرَّجُلِ حَتَّى يُهْلِكْنَهُ» وَإِنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ

 

عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ضَرَبَ لَهُنَّ مَثَلًا كَمَثَلِ قَوْمٍ نَزَلُوا أَرْضَ فَلَاةٍ فَحَضَرَ صَنِيعُ الْقَوْمِ فَجَعَلَ الرَّجُلُ يَنْطَلِقُ فَيَجِيءُ بِالْعُودِ وَالرَّجُلُ يَجِيءُ بِالْعُودِ حَتَّى جَمَعُوا سَوَادًا فَأَجَّجُوا نَارًا وَأَنْضَجُوا مَا

 

قَذَفُوا فِيهَا.

 

2. Абдуллах бин Мас’уд передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Избегайте грехов, которые вам кажутся незначительными! Потому что они накапливаются и приводят человека к гибели».

После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) привел такой пример о свойствах незначительных грехов:

«Группа людей осталась ночевать в пустыне. Когда наступило время готовить пищу, один принес маленькую ветку, второй принес такую же. Так они собрали огромную кучу. Потом они разожгли костер и, положив на него пищу, приготовили ее». (Ахмад, I, 402-403; V, 331).

 

. عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: قَالَ لِي رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «يَا عَائِشَةُ إِيَّاكِ وَمُحَقَّرَاتِ الْأَعْمَالِ فَإِنَّ لَهَا مِنَ اللّٰهِ طَالِبًا».

 

3. Айша (радыйаллаху анха) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:

«О Айша! Избегай деяний (даже самых малых грехов), которые кажутся тебе незначительными! Ибо перед Аллахом есть один (ангел), который наблюдает за ними и записывает их». (Ибн Маджа, Зухд, 29; Дарими, Рикак, 17; Ахмад, VI, 70, 151).

 

. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ رَسُولِ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

 

«إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا أَخْطَأَ خَطِيئَةً نُكِتَتْ فِي قَلْبِهِ نُكْتَةٌ سَوْدَاءُ فَإِذَا هُوَ نَزَعَ وَاسْتَغْفَرَ وَتَابَ صُقِلَ قَلْبُهُ وَإِنْ عَادَ زِيدَ فِيهَا حَتَّى تَعْلُو قَلْبَهُ وَهُوَ الرَّانُ الَّذِي ذَكَرَ اللّٰهُ:


(كَلَّا بَلْ رَانَ عَلٰى قُلُوبِهِمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ)».

 

4. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда раб Аллаха совершает одну ошибку, то на его сердце появляется черное пятно. Если он удержит свой нафс от этого, попросит прощения и откажется от греха, его сердце очистится. Но если он снова вернется к этому греху, это пятно увеличится и, в конце концов, закроет все сердце. Это и есть та ржавчина, о которой Всевышний Аллах говорит в аяте:

«Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобрели» (аль-Мутаффифин, 83/14). (Тирмизи, Тафсир, 83/3334; Ибн Маджа, Зухд, 29. Отдельно см. Ахмад, II, 297).

 Комментарии к хадисам

Так как все грехи – и малые, и большие – означают непокорность повелениям Аллаха, они открывают дорогу Его недовольству. Поэтому Билял бин Са’д, известный своим аскетизмом (зухд), сказал:

«Смотрю не на ничтожность грехов, а на то, Кому ты проявляешь непокорность!» (Абу Нуайм, Хилъйа, V, 223; Ахмад, Зухд, с. 460).

С другой стороны, грехи, становясь тяжелой завесой между Аллахом и Его рабом, препятствуют познанию Аллаха и истинному служению Ему. Поэтому и большие, и малые грехи представляют собой большую опасность для человеческого духа. По этой причине никогда не следует пренебрежительно относиться к грехам.

Грехи, отдаляя человека от благоволения Аллаха, доставляют радость нашему заклятому врагу – шайтану. В первом хадисе говорится, что даже незначительные грехи являются подчинением шайтану и радуют его. Ведь Иблис сам далек от милости Аллаха и прилагает все усилия, чтобы и человек точно так отдалился от милости и милосердия Всевышнего. Он всю свою жизнь посвятил этому. Когда был создан человек, шайтан позавидовал ему. Одержимый гордыней, он отказался подчиняться приказу Аллаха. Т.е. и человек в какой-то степени явился причиной, что шайтан был отдален от милости и лишен Рая. Поэтому шайтан, находясь на дороге, ведущей в Рай, использует тысячу и одну уловку и хитрость, чтобы увести людей по дороге в Ад. Несчастные люди попадаются на уловки извечного врага рода человеческого и идут за ним.

Чтобы достичь своей цели, шайтан должен сделать только одно – отдалить человека от веры. По этой причине Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей прощальной (веда) проповеди предостерегает свою общину от шайтана, а потом говорит:

«Дрожите над своей верой, избегая деяний (грехов), которые кажутся вам незначительными!» (Хайсами, III, 267).

Наш досточтимый Пророк во втором хадисе так объясняет, почему нельзя считать грех малым:

«Потому что они накапливаются и, в конце концов, приводят человека к гибели».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пояснил свои слова прекрасным примером. Как огонь, разожженный из маленьких веточек, поджаривает пищу, так и малые грехи, накапливаясь, открывают человеку дорогу в Ад.

Человек, иногда не осознавая сути дела, считает, что совершенный им грех незначительный. Между тем, перед Аллахом это большое преступление. Человек склонен считать свои грехи малыми. Об этой его ошибке в связи со случаем распространения клеветы о досточтимой Айше в Священном Коране говорится:

«Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам в этом мире и будущем, то вас за ваши словоизвержения постигло бы великое наказание. Вот вы подхватываете ложь своими языками, передаете устами то, чего вы не знаете, и полагаете, что подобный поступок незначителен перед Аллахом. А ведь она (то есть ложь) — великий проступок» (ан-Нур, 24/14-15).

Также бывает, что человек неосторожно произносит какое-то слово и считает это незначительным. Между тем, совершенное им преступление так велико, что может погубить его, а он не будет знать об этом. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Раб Аллаха может необдуманно произнести какое-то слово и от этого провалится в такую глубь Ада, которая дальше, чем то, что находится между его западом и востоком». (Бухари, Рикак, 23).

С другой стороны, малые грехи – это дорога, ведущая к великим грехам. Постепенно они подталкивают человека к пропасти больших грехов. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) говорит:

«Если просить прощения (истигфар) за великий грех, то он не будет так оставлен. Он будет прощен. Если же человек продолжает совершать малый грех, то он не останется малым. Он превратится в великий». (Байхаки, Шуаб, V, 456).

Человек, не обращающий внимания на грехи, не будет стоять на месте. Да сохранит от этого Аллах, осознанно или нет, он пойдет дальше. Поэтому Исламские ученые предупреждают:

«Малые грехи приводят к большим, а большие грехи – к неверию (куфр)». (Аджлуни, Кашфул-хафа¸ № 2317).

Досточтимый Абу Хафс говорит об этом:

«Как горячка является предвестником смерти, так и грехи являются предвестниками неверия (куфр)». (Байхаки, Шуаб, V, 447).

Поэтому болезнь пренебрежительного отношения к ошибкам и грехам не должна укореняться в верующем. Верующий (му’мин), считая серьезным каждый грех, должен стараться отдалиться от всех грехов. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) так говорит о том, как верующий должен относиться грехам:

«Верующий представляет свои грехи такими огромными, словно гора, которая вот-вот опрокинется на него. Грешник же видит грехи маленькими, как муха, севшая на нос». (Бухари, Да’ват, 4).

Таким было духовное состояние сподвижников Пророка, такими они представляли грехи. Великий ученый из табиинов досточтимый Хасан Басри приводит такие воспоминания о том образцовом поколении сподвижников:

«Сподвижники нашего досточтимого Пророка, если какое-то дело находили хорошим, то выполняли его, даже если оно и было незначительным. И наоборот, если они какое-то деяние находили дурным, то оставляли его, даже если оно и было незначительным». (Ибн Абид-Дунья, Мавсуа, I, 89).

Некоторым людям, которые впоследствии растеряли это свойство, Анас (радыйаллаху анху) оставил такое предупреждение:

«Вы совершаете временами такие деяния, которые в ваших глазах кажутся тоньше волоса (незначительнее). Между тем мы во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) эти деяния считали великими грехами, ведущими к гибели». (Бухари, Рикак, 32).

Ценные наставления содержатся в посланиях Мусы Топбашзаде Хазратлары своим ученикам. Приведем здесь некоторые из относящихся к нашей теме:

«Духовный мир и нравственное совершенство верующего находит отражение в его поведении. Вот некоторые самые главные из этих прекрасных качеств: он все время скромен; мудро расходует время и то число вздохов, которое ему предопределено; любя рабов Аллаха, он не пререкается с ними; со своими собеседниками общается сообразно их религиозному уровню; он не скрыт завесой проступков; внимателен к запретному (харам) и дозволенному (халял); грех, который все люди считают незначительным, он видит большим. Ибо тот, кто считает грех незначительным (да сохранит Аллах) считает незначительным повеление Всевышнего…»

В третьем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) высказывает пожелание, чтобы верующие, достигнув состояния ихсан и муракаба, избегали даже малых грехов. Все поступки человека – и значительные, и незначительные, записываются. Есть ангел, постоянно занятый этим. Наш Всевышний Господь говорит:

«[Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Каф, 50/18).

Прежде всего, все слышит и видит Всевышний.

Настанет день, когда эта книга записей будет открыта, и человек увидит перед собой все, что он совершал. Если он сделал добро размером с крупинку (зарра), он получит причитающееся ему. Если он сотворил зло размером с крупинку, он получит причитающее и за него[1]. Всевышний Аллах так описывает растерянность грешников в этот момент:

«[Перед ними] будет положена книга [их деяний], и ты увидишь, как устрашатся грешники того, что в ней засчитано. Они скажут: "Горе нам! Что это за книга! В ней не забыт ни малый, ни большой грех, все записано". Но ведь они своими глазами увидят лишь то, что вершили. Да! Господь твой никого не обидит [понапрасну]» (аль-Кахф, 18/49).

Грешники в земной жизни не придавали значения малым грехам, свои ошибки они считали незначительными. Продолжая пребывать в таком состоянии, со временем они начали совершать и большие грехи, не придавая значения и им. А потом обнаружили себя среди ужасов и потрясений. Но уже возврата нет.

Как поучительны слова досточтимого Абу Аййюба аль-Ансари:

«Сначала человек совершает какое-то благое деяние, потом, полагаясь на это деяние, совершает малые грехи. А потом он предстает перед Аллахом среди великих опасностей, порожденных этими грехами. Бывает также, что человек совершает грех, но (думая о пагубности своего греха), живет в страхе. А потом в конце концов он предстает перед Аллахом человеком, обретшим безопасность». (Байхаки, Шуаб, V, 456; Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, XI, 330).

Поэтому верующий, всегда проявляя бдительность, должен стремиться отдалиться даже от малых ошибок, которые люди считают незначительными. Он должен пребывать в состоянии самонаблюдения (муракаба).

Верующий должен быть настолько внимательным к грехам, что держать под контролем и свои мысли.

Досточтимый Умар (радыйаллаху анху) сказал:

«Берегитесь тех желаний, которые приходят в сердце прежде совершения греха! Потому что они являются началом греха. Если вы не будете остерегаться таких желаний, то ваши сердца впадут в небрежение (гафлет) об Аллахе». (Байхаки, Шуаб, V, 458).

Значит чувства, мысли и намерения играют огромную роль, приводя человека к греху или благу[2].

Из третьего хадиса мы также можем и понять, что в муж должен наставлять свою жену совершать ибаду и призывать отдаляться от грехов. Он должен воспитывать в ней сознание ответственности (масулийат). По сути, чтобы Ислам был в семье, и мужу, и жене нужно наставлять своего супруга, предостерегать от совершения дурного и призывать совершать благие и добрые дела[3]. Мы видим, как ласково предупреждает Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Айшу.

В четвертом хадисе говорится о воздействии грехов на сердце. Каждый грех – как черная точка, появляющаяся на сердце. Как черные брызги на белом листе бумаги… Если человек, оставив грех, прибегнет к покаянию, его сердце очистится. Если же он продолжит совершать грехи, то эти точки, увеличившись, покроют все его сердце. После этого сердце ослепнет, его свет (нур) погаснет, человек лишится духовного зрения. Как зеркало покрывается налетом и тускнеет, так и сердце покроется грязью. Со временем, очерствев, оно перестанет различать благо. После этого оно может совершать самые великие грехи, отравляющие дух, и не чувствовать их тяжести. Как прекрасно сказал об этом досточтимый Умар бин Абдул’азиз:

«Запретное (харам) – как пламя. К нему тянутся только мертвые (сердца). Если бы те, кто тянет к запретному руки, были живы, они почувствовали бы, как обжигает это пламя».

Значит, люди, погрязшие в грехах, оказались в таком положении в результате того, что их сердца почернели от малых грехов, которым они не придавали значение.

Абу Тураб ан-Нахшаби говорит:

«Есть три признака почерневшего сердца:

1. Человек не содрогается от грехов

2. Он не получает наслаждения от послушания (итаат) и поклонения (ибадат).

3. На него не воздействуют наставления».

Как сообщается в хадисах, Черный камень (хаджаруль-асвад) когда-то был принесен из Рая и был белее молока и снега. Но со временем от грехов людей, которые прикасались к нему, почернел[4]. Но сообщается, что он черен только снаружи, та же его часть, которая скрыта в стене Каабы, бела[5].

Если даже камень чернеет от грехов, то во что же они могут превратить сердце, которое такое нежное по своей природе?

Люди с черствыми сердцами, не обращающие внимания на грехи и даже, смеясь совершающие их, завтра, в будущей жизни будут плакать. Абдуллах бин Аббас (радыйаллаху анху) говорит:

«Человек, смеясь совершающий грехи, с плачем войдет в Ад». (Газали, Ихйа, III, 273).

Завершим нашу тему перечислением некоторые вредных последствий грехов:

• Грехи, подводя человека под гнев Аллаха, становятся причиной того, что вознаграждения (саваб) пропадают. Насколько поучительно следующее предание.

Досточтимый Савбан передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Я знаю таких людей из моей общины, которые в Судный день придут с белейшими благими деяниями величиной с горы Тихама. Всевышний – велик Он и славен – превратит их вознаграждения (саваб) в пыль, уничтожит так, как будто их никогда и не было».

Савбан (радыйаллаху анху) сказал:

- О Посланник Аллаха! Опиши нам этих людей, чтобы мы поняли, каковы они, и по незнанию не стали одними из них!

На это Посланник Аллаха сказал:

«Они – ваши братья по вере. Такие же люди, как и вы. Как и вы, они встают ночью для совершения ибадата. Но когда они без свидетелей остаются один на один с запретами Аллаха, они нарушают эти запреты». (Ибн Маджа, Зухд, 29).

• Грехи создают препятствие для обретения предназначенного человеку удела (ризк). Аллах оставляет грешников без блага и милости.

• Грехи портят душу человека, очерняют его сердце и способствуют тому, что он отдаляется от своей истинной природы. Грешник, становясь бесчувственным, бессовестным и не знающим страха, отдаляется от покаяния, лишается чувства стыда и нравственности, делающих человека человеком.

• Грех и непокорность подводят человека под гнев Аллаха. Вред от последствий грехов – беды и несчастья касаются и предков человека, и его живых родственников, и потомков.

• Грех приносит зло и вред не только тому, кто совершил его, но и другим людям. Если какой-то человек обвинит грешника, то его самого постигнет то же самое. Если станет злословить о нем за его спиной, то сам впадет в грех. Если одобрит, то станет ему сообщником в грехе.

• Каждый грех открывает дорогу другим грехам и ослабляет веру.

• Так как Всевышний не вручает сокровище знания непокорному сердце, грешник остается обделенным истинным знанием. Ибн Каййим аль-Джаузиййа говорит об этом:

«Грехи имеют такие вредные последствия, о которых не может знать никто, кроме Аллаха. Одно из этих последствий – обделенность истинным знанием. Потому что знание (ильм) – это свет (нур), вручаемый сердцу, грех же гасит его». (Мунави, Файз, I, 155/113).

• Когда человек совершает грехи, то ангелы уже не просят за него прощения. Грехи также лишают человека близости к Пророку.

• Грешник, становящийся чужим самому себе, своим близким и обществу, осужден на одиночество.


[1] аз-Зильзаля, 99/7-8.

[2] В некоторых хадисах указывается, что мысли и желания, возникающие в сердце человека, обладают направляющим влиянием и являются своего рода ду’а:

«Пусть каждый из вас обращает внимание на то, какие желания его посещают, и о чем он думает. Ибо он по причине этого желания, не сможет узнать, что же ему предопределено». (Ахмад, II, 357, 387; Байхаки, Шуаб, V, 457).

«Когда один из вас что-то желает, пусть думает о великом! Ибо он в этом состоянии просит у Всевышнего, возносит Ему ду’а». (Ибн Аби Шайба, Мусаннаф, VI, 48/29369; Хайсами, X, 150-151).

[3] Zekeriya Güler, 40 Hadiste Kadın ve Aile, s. 338.

[4] См. Тирмизи, Хадж, 49/877; Ахмад, I, 307.

[5] См. Саид Бекташ, Фадлуль-Хаджарил-Асвад ва Маками Ибрахим, с. 36-38; Мухаммад Илъйас Абдулгани, Тариху Маккаталь-Мукарамати Кадиман ва хадисан, с. 43.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!