Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Зухд в Коране и Сунне | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ИСЛАМ,Зухд в Коране и СуннеСлово «зухд» (аскетизм) встречается в Священном Коране только один раз, когда говорится о том, как Пророк Юсуф (алейхис-салям) был брошен братьями в колодец и подобран путниками. Об этом говорится так:

 

وَشَرَوْهُ بِثَمَنٍ بَخْسٍ

 

دَرَاهِمَ مَعْدُودَةٍ وَكَانُواْ فِيهِ مِنَ الزَّاهِدِينَ

 

 

«И они продали его за ничтожную цену - за немногие дирхемы, желая избавиться от него».[1]

Здесь это слово имеет значение «не быть пристрастным к предмету торговли» и не имеет никакого духовного значения.[2]

Однако, вместе с тем, в Коране встречаются много аятов, в которых говорится не быть падким в мирских делах, если в жизни следующей это не сулит большей награды: «Жизнь в этом мире - лишь забава и игра. И, воистину, будущий мир и есть вечная жизнь, но они об этом не ведают».[3]

 

«Знайте же, что жизнь мира сего - лишь игра и забава, бахвальство и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести больше имущества и детей, - [все это] подобно дождю, предвещающему добрый урожай и приводящему в восторг земледельцев, так как он способствует росту [растений]. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни [неверным] уготовано тяжкое наказание, [верующим] же - и прощение от Аллаха, и благоволение. Ведь жизнь в этом мире - лишь обольщение благами преходящими».[4]

«Богатство и сыновья - украшения жизни в этом мире».[5] «Они радуются земной жизни, но ведь она по сравнению с будущей - [преходящее] пользование благами».[6] 

 

Во многих аятах, повествующих о жизни мирской и о жизни вечной, говорится о том, каким должен быть нрав мусульманина. Жизнь его должна быть в постоянной взаимосвязи с жизнью иной. Священный Коран, приводя в порядок мирскую жизнь мусульманина, делает вечную жизнь целью его существования. Счастье жизни мирской может стать истинным только с обретением счастья в жизни иной.[7] «Хотя будущая жизнь - лучше и вечна».[8] Однако же, иная жизнь всегда и во всём лучше жизни этой, и это для тех, кто страшится Аллаха. Священный Коран говорит об этой истине так: «Отвечай [Мухаммад], им: «Блага этого мира недолговечны. А будущая жизнь лучше для того, кто богобоязнен. И не будете вы обижены и на финиковую плеву».[9]

«Жизнь в этом мире - всего лишь игра и забава. Для тех, кто богобоязнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?»[10]

Священный Коран, сравнивая и сопоставляя жизнь мирскую и следующую, обращает внимание на следующее: мирская жизнь скоротечна и ничтожна, жизнь же следующая вечна и ценна.[11] И когда предоставляется возможность выбирать между этой жизнью и жизнью следующей, без колебаний рекомендуется предпочитать следующую жизнь, и упрекается каждый, выбравший приобретения жизни этой. Сказано в Коране: «Которые предпочитают земную жизнь будущей и сбивают [людей] с пути Аллаха, устремляясь к кривде. Но они пребывают в глубоком заблуждении».[12]

 «А преступившему дозволенное и отдавшему предпочтение этой жизни, воистину, прибежищем будет Ад».[13]

Те, кто считает, что мирская жизнь ближе и важнее, продают жизнь следующую за мирское, меняют ценное и дорогое на пустое и никчемное, о чём говорится как о проигрышном приобретении: «Они предпочли жизнь в этом мире вечной жизни, их муки не будут облегчены, и не будет им помощи».[14]

Во многих аятах говорится и о том, что счастье жизни следующей может быть предоставлено человеку и в этой жизни, что называется благосклонностью Всевышнего. Например, о Пророках Ибрахиме и Исе (алехимус-салям) говорится как о тех, кто обрёл счастье жизни мирской и жизни вечной: [Вспомни, Мухаммад,] как ангелы сказали: "О Марьйам! Воистину, Аллах словом Своим сообщает тебе радостную весть: [ты родишь сына]. Имя его - Масих 'Иса ", сын Марйам. [Он будет] почитаем в этом и будущем мире и приближен [к Аллаху].[15]

«Кто отвратится от веры Ибрахима? Разве только глупый! Мы сделали его [Своим] избранником в этом мире, и, воистину, в будущем мире он будет в числе праведников».[16]

Мирская жизнь, упоминаясь в Священном Коране наряду с жизнью следующей, сопоставляется с нею, и всегда указывается на то, что жизнь, следующая во всём предпочтительнее жизни первой. По Корану мирская жизнь, не препятствующая творить деяния для жизни вечной, считается благом, и даже счастьем в этой жизни.[17] Ведь мусульманам всегда рекомендуется взывать к Аллаху со словами: «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня»,[18] в другом аяте говорится: «Аллах создал все мирское для вас». [19]

Как становится очевидным из этих аятов, счастье жизни иной и жизни этой не противоположны друг другу, и для того, чтобы приобрести счастье жизни иной, вовсе не нужно отворачиваться от благ жизни мирской. Человек не должен забывать и «о доле своей в мирском»,[20] так как возможность наживать добро жизни следующей возможно лишь при благополучии в этой жизни.[21] О толковании этого аята до нас дошло следующее придание, которое передаёт Табарси (умер 548/1153). В нём говорится, что Али бин Абу Талиб (умер 40/661) говорил: «Не забывай о здравии своём, о силе, об отдыхе, о молодости своей, об активности и благополучии. Ведь всем этим тебе следует добывать блага жизни следующей».[22]

Сеййид Кутуб, который был современным толкователем, также говорил, что «человеку для того, чтобы быть наместником Аллаха на земле, нужно надлежащим образом обладать и распоряжаться мирскими благами». Он же называл путь этот «умеренным путём Господа».[23] А посему истинно аскетическая жизнь, на которую указывает Коран, - это та, в которой предусмотрена жизнь в будущем.[24]

Лучшим, кто понимал Священный Коран и объяснял его, был Посланник Аллаха. В жизни своей и своих речах он во всём следовал тому, как Коран учит смотреть на жизнь мирскую. Так, однажды, он спал на циновке, которая оставила свой след на его теле. Тогда сподвижники поспешили с предложением: «Если пожелаешь, Посланник Аллаха, мы приготовим для тебя постель мягче, чем эта», говорили они. На что услышали: «Что же для меня жизнь эта? Я в ней подобен человеку, что остановился под сенью дерева, отдохнул и снова двинулся в свой путь» [25] - говорил он. Он же говорил: «Если бы у меня было золота, величиной с гору Ухуд, оно не задержалось бы у меня более трёх дней»,[26] что указывает на то, что он всегда предпочитал жизнь иную этой жизни.

Он же говорил: «Жизнь эта привлекательна, отводит глаза, притягивает и манит»,[27] указывая на то, что не каждый, и вряд ли кто-нибудь вообще сможет обходиться с мирским и мирской жизнью так же, как он сам. А посему он одобрял действия мусульман, умело зарабатывающих и наживающих себе состояние, говоря слова, которые указывают на то, что Ислам поощряет состоятельность.  «Честный и надёжный торговец будет воскрешён вместе с Пророками, правдивейшими и великомучениками».[28] В другом случае, он говорил со сподвижниками, заведшими разговор о богатстве: «Нет ничего дурного быть человеку богатым, если он страшится Аллаха»,[29] указывая на то, что он не препятствует накоплению состояния.

Так как жизнь самого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его аскетический образ жизни мы станем обсуждать в другой главе, то в этой главе указанные сведения мы посчитаем достаточными.


[1] Юсуф 12/20.

[2] См. Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт  «зхд».

[3]Аль-Анкабут 29/64.

[4] Аль-Хадид 57/20.

[5] Аль-Кахф 18/46.

[6] Ар-Ра’д 13/26.

[7] Айдынлы, «Тасаввуф и Хадис в эпоху их зарождения», стр.36.

[8] Аль-Аля 87/17.

[9] Ан-Ниса 4/77.

[10] Аль-Ан’ам 6/32.

[11] См. Ан-Ниса 4/77, Ат-Тавба 9/38.

[12] Ибрахим 14/3.

[13] Ан-Назиат 79/37-39.

[14] Аль-Бакара 2/86.

[15] Али Имран 3/45.

[16] Аль-Бакара 2/130.

[17] Улудаг, «Дунья», ДИА, 10/22.

[18] Аль-Бакара 2/201; аль-А’раф 7/156, Юнус 10/64.

[19] Аль-Бакара 2/29.

[20] См. Аль-Касас 28/77.

[21] Джанан, «Воспитание в Сунне Пророка», стр.4.

[22] Табарси, Маджмауль-Байан, 7/266.

[23] См.Кутуб, фи зилалиль-Куран, 5/2711.

[24] Айдынлы, «Тасаввуф и Хадис в эпоху их зарождения», стр.37.

[25] Тирмизи, Зухд, 44; Ибн Маджа, Зухд, 3.

[26] Бухари, Таманна, 2; Муслим, Закат, 31.

[27] Бухари, Джихад, 37, Тирмизи, Фитан, 26, Зухд,41.

[28] Тирмизи, Бую, 4; Ибн Маджа, Тиджарат, 1.

[29] Ибн Маджа, Тиджарат, 1.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!