Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Значимость намаза | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 Намаз и доводы его обязательности

ИСЛАМ,Значимость намаза Самой главной обязанностью людей является признание существования и единства Аллаха. И после этого самым существенным и значимым фардом (обязанностью) является намаз, который представляет собой один из наиболее ярко выраженных признаков, свидетельствующих о вере человека. Намаз – это свет души, радость сердца, сила духа и мирадж (вознесение на небеса) мусульманина.

Слово «намаз» означает «молиться» или «возносить благочестивые молитвы». В Коране Аллах повелевает следующее:

«И вознеси за них молитву, ведь, истинно, твои молитвы сохранность и покой для их (души)».[1]

Терминологическое значение намаза следующее: «Намаз – это ибадат, который начинается с такбира[2] и заканчивается салямом[3] и состоит из отдельных движений и специальных слов».

Выполнение намаза предписывалось всем последователям предыдущих (перед Исламом) религий. Еще до того, как совершение пятикратного намаза было предписано правоверным в обязательном порядке, Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз два раза в день: перед восходом солнца и сразу после захода солнца. Затем во время мираджа[4] Всевышний Аллах повелел совершать намаз пять раз в день, то есть пятикратный намаз был сделан фардом.

Необходимость выполнения намаза доказывается аятами Корана, сунной и доводами иджмы.

Во многих аятах Корана повелевается следующее:

«Соблюдайте намазы и выплачивайте закят».

«Свои молитвы строго соблюдайте, особо (чтите) среднюю молитву».[5]

«Молитвы в установленное время строго предписаны для верных».[6]

«И было им повелено уверовать (в Аллаха) и в поклонении Аллаху искренность блюсти, быть верным в правоверии своем, и по часам творить молитву, и править милостыню для очищенья. Это — религия (Господней) правоты и Истина пути, (указанного Богом)».[7]

«Так совершайте же молитву (по часам), творите очистительную подать, держитесь крепко за Господню вервь. Он — покровитель ваш! И как прекрасен этот покровитель! Как замечателен помощник сей!»[8]

Аргументы сунны. По поводу намаза известно множество хадисов. Вот некоторые из них:

Как передавал хазрат Умар (радыяллаху анху), Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении Хаджа к Дому (Аллаха) и соблюдении поста в месяц Рамадан».[9]

Отправляя Муаза бин Джабаля в Йемен, Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

«Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания, призови же их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность (давать) садаку,[10] которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным, а если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества[11] и бойся проклятия обиженного, ибо, поистине, не будет преграды между (таким проклятием) и Аллахом!»[12]

 

Кроме того, все приверженца Ислама единодушны в том, что пятикратное выполнение намаза в течение суток является фардом.

Из достоверных источников известно, что намаз был предписан в обязательной форме до хиджры,[13] в ночь Мираджа. Анас ибн Малик (радыяллаху анху) рассказывал следующее: «В ночь Мираджа Аллах повелел Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям) совершать намаз 50 раз в день, затем это число было уменьшено до 5 раз, после чего раздался глас Божий: «О Мухаммад! Я не меняю свои повеления, и поэтому, благодаря выполнению пятикратного намаза, ты получишь вознаграждение, словно за выполнение 50-кратного намаза».[14]

В сборнике Бухари и Муслима приводится такой вариант:

«В ночь Мираджа Аллах предписал моей умме совершать намаз пятьдесят раз в день. Я взмолился Ему, чтобы Он облегчил нашу участь и в конце количество намазов, обязательных для выполнения в течение суток, было уменьшено до пяти раз».[15]

Выполнение намаза является фардом для каждого совершеннолетнего, здравомыслящего мусульманина. Однако выполнение намаза предписано и семилетним детям. Если же они не выполняют намаз по достижению десяти лет, их можно слегка побить. Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) по этому поводу говорил: «Когда детям исполняется семь лет, приказывайте им выполнять намаз, а после достижения десяти лет (если будут избегать намаза) слегка побейте и отделяйте постели детей друг от друга».[16]

Количество обязательных фард-намазов, предписанных мусульманам, пять. Что касается намазов-адак, витр или же праздничных, то они носят характер ваджиба. Доказательством пятикратного намаза является эпизод, связанный с одним бедуином:

Беседуя с бедуином, Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

«Необходимо пять раз в день выполнять намаз».

Бедуин спросил: «А что еще мне нужно делать?»

Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) ответил ему: «Нет, но исключением являются намазы нафили, которые ты можешь совершать добровольно!»[17]

В ответ бедуин воскликнул: «Клянусь Аллахом, который отправил тебя сюда по праву (Посланником), я буду выполнять их ровно столько (как ты повелел), но не больше, но и не меньше».

Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) заметил: «Если этот человек сказал правду, то он воистину достиг спасения!»[18]

 Польза от намазов

 Намаз был предписан всем, чтобы выразить благодарность Аллаху за бесчисленные блага, дарованные людям. В выполнении намаза кроется множество пользы, как с религиозной, так и с индивидуально-общественной, социально-педагогической сторон.

 1. Польза от намаза с религиозной точки зрения

 Намаз выполняет связующую роль между Аллахом и Его рабом. Эта связь является опорой и основой религии. В аятах и хадисах сообщается о том, что тем, кто совершали намаз, соответственно всем требованиям и условиям, в строго обусловленное время, вследствие избегания больших грехов, будут прощены другие грехи. В Коране повелевается:

«О Мухаммад) Читай им то, что из Писания тебе внушением открыто. Выстаивай молитву по часам. Молитва ведь от мерзости (хранит) и от постыдных дел (оберегает). И, несомненно, поминание Аллаха (ваш долг) великий (перед Ним). Ему известны все ваши дела».[19] «Поистине, (в конце пути земного) восторжествуют те, кто верует, кто с кротостью (колени преклонил) в молитвах».[20]

 

Однажды Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы пять раз будете мыться в реке, что течет у вас перед домом?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, конечно, никакой грязи не останется». На это Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) сказал: «И пятикратный намаз подобен этому: как вода смывает грязь, так и Аллах посредством намаза стирает грехи».[21]

О том, что выполненные намазы являются своего рода возмещением за маленькие грехи (исключением являются большие грехи), в одном хадисе сообщается следующее: «Пока вы не совершите большие грехи, пятикратные намазы и намаз-джума прикроют (сотрут) все грехи, совершенные до следующей пятницы».[22]

 2. Польза от намаза в индивидуальном плане

 Намаз приближает раба к Аллаху, укрепляет дух и усиливают волю. Намаз приучает раба к терпению и учит благодарности. Мусульманин, который каждый день, в определенное время, совершающий намазы, будет огражден от мирских страстей и низменных склонностей. Намаз, выполненный с чувством благоговения, способствует развитию искренности, богобоязненности и воспитанию прекрасных нравов.

В Коране повелевается:

«Себе вы в помощь призовите терпение, и стойкость, и молитву. Сие есть тягота большая, но не для тех, кто кроток духом, и смирен».[23]

Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Мне полюбились прекрасные запахи и женщины. Но намаз является светом моих очей».[24]

Доподлинно известно, что когда Пророка (саляллаху алейхи ва саллям) охватывала грусть или тоска, он, чтобы достичь умиротворения и душевного покоя, говорил: «Эй, Биляль, давай, вставай и читай азан! Выполним намаз и обретем покой».[25]

 3. Социальная польза намаза

 Намаз собирает всех людей вместе, не делая никаких различий: ни национальных, расовых и не государственных. И тем самым усиливает самосознание людей. Благодаря намазу, развивается стремление к социальной взаимопомощи, готовность всегда придти на помощь другим и укрепляет единство людей. И мусульмане, перед лицом безверия, собираются в единый кулак.

Мечети, в которых верующие собираются для выполнения намаза, становятся центрами солидарности, сплочения и взаимопомощи. В Коране повелевается:

«Друг другу лучше помогайте в делах добра и благочестья».[26]

Известны следующие слова Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям): «Верующие подобные зданию, стены которого поддерживают друг друга».[27]

 Положения Ислама, касающиеся невыполнения намаза

 Ученые единогласны в том, что намаз является фардом для здравомыслящего человека, достигшего совершеннолетнего возраста и для женщины, очистившейся от хайда и нифаса. В таких видах ибады, как намаз и пост, поручительство и представительство недействительны. Кто заявляет о необязательности намаза, тот не считается мусульманином, так как обязательность намаза доказана четкими положениями аятов, хадисов и иджмой. Но если некто пренебрегает выполнением намаза или же не выполняет из-за лени, то такое лицо является «асы» и «фасыком».

Невыполнение намаза может послужить причиной мучений как в этом мире, так и на том, вечном. Что касается наказаний в потустороннем мире, Всевышний Аллах об этом сообщал следующее:

«И грешникам (вопрос свой задают): Что привело вас в Сакар? Они ответят: «Мы не были средь тех, кто совершал молитву».[28]

«За ними вслед пришли иные поколенья и погубили (заповедную) молитву, последовав своим желаньям и страстям. Им предстоит погибель встретить! Помимо тех, которые, раскаявшись, уверуют (в Аллаха) и будут доброе творить. Они войдут в сады Эдема, и им обид не причинят ни в чем»[29]

«И горе верующим тем, кто небрежет в своих молитвах».[30]

Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) по этому поводу говорил: «Кто намеренно пренебрегает намазом, тот лишается покровительства Аллаха и Его посланника».[31] «Кто не выполнил намаз-аср, все его благие деяния не будут зачтены».[32] «Если кто-либо, по небрежности пропустит три намаза-джума, Аллах запечатает его сердце».[33]

 

По-мнению ханафитов, пока лицо, из-за лени не выполняющее намаз, не станет отрицать обязательность намаза, оно будет продолжать считаться мусульманином, но грешным. В таких случаях обычно необходимо сделать ему предупреждение, посоветовать раскаяться и чтобы он не служил для других дурным примером, его нужно изолировать от общества и с воспитательной целью его можно даже побить. Так же поступают с человеком, который не стал соблюдать пост в месяц Рамадан.[34] Согласно мнению имамов остальных трех мазхабов, лицо, без уважительной причины не совершившее намаз, считается преступником, который нарушил законы Ислама и если он не раскается, то его наказывают самым суровым образом.[35]

Кто не совершил намаз, забыв о нем или же не проснувшись утром, или же из-за лени, тот должен сделать када, то есть, обязан возместить его, ибо в хадисе говорится: «Кто, проспав или же забыв, своевременно не совершил намаз, пусть он восполнит пропущенный намаз сразу же, когда вспомнит о нем».[36]

Согласно мнению большинства факихов, раз лицу, который в результате сна или забывчивости не совершил в свое время предписанный намаз, необходимо в обязательной форме прочитать када, то человеку, который не выполнил из-за лени, нужно восполнить пропущенные намазы в первую очередь. И кроме этого, из-за того, что своевременно не выполнил намаз, необходимо раскаяться и просить прощения у Аллаха, ибо Он, если пожелает, конечно, может простить все грехи, кроме приобщения Ему сотоварищей. Есть множество аятов и хадисов, в которых сообщается, что помилование Аллаха касается и тех, кто не выполнил в свое время намаз. В Коране повелевается:

«И никогда Аллах вам не простит, коль в равные Ему другие (божества) вы придаете. И кроме этого (греха), простит Он все и всем, кому желает».[37]

В хадисе, сообщенному Убадой ибн ас-Самидом, говорится: «Всевышний Аллах дал слово, что никогда не поместит в Ад того человека, который добросовестно совершал пятикратные намазы и соблюдал при этом все условия и предписания. Что касается тех, кто не совершает намазы, то обещания Аллаха к ним не имеют никакого отношения. Если пожелает, Он может наказать, но может и простить».[38]

Абу Хурайра (радыяллаху анху) передал другой хадис, где сообщается: «В Судный день, первое, за что будет спрошен человек, это намаз. Хорошо, если эти намазы совершались соответственно предписаниям и законам! В противном случае ему будет сказано: «Пойдите и посмотрите, совершал ли этот человек намазы-нафиль? Если есть на его счету такие намазы, то пойдите и восполните ими недочеты, сделанные им во время совершения намазов-фард! После этого таким же образом поступят и с другими фардами».[39]

Следовательно, недостатки, допущенные во время выполнения фард-намазов, дополняют и покрывают намазами суннат и другими нафиль-намазами. Однако главной целью настоящего мусульманина должно быть выполнение всех Божественных повелений, не делая никаких различий между фардами, сунной и другими видами ибады, так как намаз является источником радости и покоя в этом мире, но наряду с этим, намаз в тоже время представляет собой подготовку к миру иному.


[1] Сура ат-Тавба, 9/103.

[2] Такбир – произношение формулы восхваления Аллаха, выраженной словами «Аллаху акбар».

[3] Салям – приветствие.

[4] Вознесение Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) на небеса.

[5] Сура аль-Бакара, 2/238.

[6] Сура ан-Ниса, 4/103.

[7] Сура аль-Баиина, 98/5.

[8] Сура аль-Хадж, 22/78.

[9] Бухари, Иман, 1, 2; Муслим, Иман, 19-22.

[10] Здесь имеется в виду выплата обязательного закята, который в первые годы существования Ислама называли также садакой.

[11] То есть: не забирай самого ценного в качестве закята. 

[12] Бухари, Закят, 41, 63, Магази, 60, Тавхид, 1; Насаи, Закят, 1; Дарими, Закят, 1.

[13] До переселения мусульман из Мекки в Медину.

[14] Тирмизи, Салят, 45; Насаи, Салят, 1; Ахмад бин Ханбал, 1/161, 4/208, 209.

[15] Бухари, Салят, 1; Муслим, Иман, 263; ибн Маджа, Икама, 194; Ахмад бин Ханбал, 5/144.

[16] Абу Давуд, Салят, 26; Ахмад бин Ханбал, 2/180, 187.

[17] Бухари, Иман, 34; Савм, 1, Шахадат, 26; Муслим, Иман, 8; Абу Давуд, Салят, 1.

[18] Бухари, Иман, 34, Шахадат, 26; Муслим, Иман, 8, 10, 15, 17, 18; Абу Давуд, Салят, 1.

[19] Сура аль-Анкабут, 29/45.

[20] Сура аль-Муминун, 23/1.

[21] Бухари, Мавакит, 6; Муслим, Масаджид, 283; Тирмизи, Адаб, 80, 90; Насаи, Салят, 7; ибн Маджа, Икама, 193.

[22] Муслим, Тахара, 14, 15; Тирмизи, Мавакит, 46; ибн Маджа, Тахара, 79, 106; Ахмад бин Ханбал, Муснад, 2/229, 359, 400.

[23] Сура аль-Бакара, 2/45.

[24] Насаи, Ишратун ниса, 1; Ахмад бин Ханбал, 3/128, 199, 285.

[25] Ахмад бин Ханбал, 1/206, 268, 280, 5/388; Насаи, Мавакит, 46.

[26] Сура аль-Маида, 5/2.

[27] Бухари, Салят, 88; Мазалим, 5; Муслим, Бирр, 65; Тирмизи, Бирр, 18; Насаи, Закят, 67.

[28] Сура аль-Муддассир, 74/40-43.

[29] Сура Марьям, 19/59-60.

[30] Сура аль-Маун, 107/4-5.

[31] Ахмад бин Ханбал, 5/238, 6/461.

[32] Бухари, Мавакит, 15, 34; Насаи, Салят, 15.

[33] Насаи, Джума, 2; Тирмизи, Джума, 7; ибн Маджа, Икама, 93.

[34] Ибн Абидин, Раддуль мухтар, Египет, 1/326; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, Египет, 1315, стр. 60; аз-Зухайли, аль Фикхатуль исламия ва адалятуха, Дамаск, 1985, 1/503.

[35] Ибн Рушд, Бидаятуль муждахид, Египет, 1/87; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, аль-Халяби, 1/51; аль-Кудами, аль-Мугни, 3 издание, Каир, 2/442-447; аз-Зухайли, 1/503, 504; ат-Тавба, 9/5; Бухари, Дият, 6; Муслим, Касама, 25, 26.

[36] Абу Давуд, Салят, 11; ибн Маджа, Салят, 10; Насаи, Мавакит, 53.

[37] Сура ан-Ниса, 4/48.

[38] Абу Давуд, Витр, 2; Насаи, Салят, 6; Дарими, Салят, 208; Малик, Муватта, Салятуль лейль, 14.

[39] Тирмизи, Салят, 118; Абу Дарими, Салят, 145; Насаи, Салят, 9; Тахрим, 2; ибн Маджа, Икама, 202.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!