Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Соблюдение Посланником Аллаха Прав Соседей

Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – желал, чтобы правам соседей уделялось большое внимание. Он сказал в благородном хадисе:

“Джибрил так настойчиво советовал мне делать добро соседям, что я уже начал думать, что сосед будет наследовать соседу ” (Buhârî, Edeb, 28; Müslim, Birr, 140-141).

И в другом хадисе:

“У твоего соседа - кафира есть права перед тобой, у соседа мусульманина – в два раза больше прав, у соседа, являющегося мусульманином и родственником, в три раза больше прав”40.

Заглядывать в окно соседа, доставлять беспокойство запахом готовящейся пищи, делать неприятные ему вещи – все это является нарушением прав соседей.

Гордость Миров – саллаллаху алейхи ва саллям – говорил: “ Тот сосед самый лучший перед Аллахом, кто полезен своим соседям” (Tirmizî, Birr, 28).

“Тот, кто ложится спать сытым в то время, как сосед голоден – не му’мин” (Hâkim, II, 15/2166a).

А Досточтимый Абу Зарр Гифари – радыйаллаху анху – передавал следующее:

“Посланник Аллаха велел мне наливать больше воды, когда я готовлю пищу, чтобы потом поделиться с  соседом” (İbn-i Mâce, Et’ıme, 58).

Абу Зарр – радыйаллаху анху – был одним из беднейших сахабов. Значит, и бедность не является поводом для пренебрежения правами соседей.

Передается от Абу Хурайры – радыйаллаху анху, что в один прекрасный день Посланник Аллаха сказал:

“Клянусь Аллахом - не имеет веры, клянусь Аллахом - не имеет веры, клянусь Аллахом – не имеет веры”.

Досточтимые сподвижники спросили:

“О, Посланник Аллаха, кто не имеет веры?”

“Тот, чей сосед не защищен от его вреда”, - ответил Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям (Buhârî, Edeb, 29; Müslim, Îman, 73; Tirmizî, Kıyâmet, 60).

А согласно другому преданию, сказал:

“Тот, чей сосед не уверен в своей безопасности от его вреда, не войдет в рай” (Müslim, Îmân, 73).

 Отношение Посланника Аллаха к Беднякам

Господин Пророк прославился своей добротой и милосердием к беднякам, сиротам, одиноким и вдовам (Buhârî, Nafakât, 1; Müslim, Zühd, 41-42).

Стараясь хоть как-то скомпенсировать недостаток материального комфорта, Он очень доброжелательно и мягко относился к ним.

Абу Саид – радыйаллаху анху – рассказывает:

“Я находился среди группы бедняков из мухаджиров41. При этом одни из них (не имеющие одежды, прикрывающей все тело), пытались укрыться за спинами других. Один человек читал нам Кор’ан. Тем временем появился Посланник – саллаллаху алейхи ва саллям – и остановился около нас. Увидев Посланника Аллаха, человек, читавший Кор’ан, остановился. Господин Пророк поприветствовал нас и спросил:

― Чем занимаетесь?

― О, Посланник Аллаха! Этот человек – наш учитель, читает нам Кор’ан. А мы слушаем книгу Всевышнего Аллаха.

Гордость Миров сказал на это:

― Благодарю Аллаха, сотворившего тех из моей уммы, с кем вместе повелел мне хранить терпение42.

Потом Посланник Аллаха очень скромно сел среди нас. Сказал, показывая движением руки:

― Вот так (сделайте круг)!

Тут же образовался круг, все сели лицом к нему. И тогда Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – сообщил нам радостную весть:

― Эй, неимущие мухаджиры, хочу вас обрадовать! В день воскресения вы будете награждены особым светом. Вы войдете в рай на полдня раньше, чем богатые. Эти полдня равны пятистам годам (на земле)” (Ebû Dâvûd, İlim, 13/3666).

Однажды, когда Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – жил в Медине, в городе появилось племя совершенно нищих людей, они были босые и так истощены, что кожа обтягивала их кости. Увидев их, Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – чрезвычайно расстроился, изменился в лице, велел Билалу – радыйаллаху анху – читать азан, чтобы созвать людей. И только когда увидел, что этим людям помогли и богато их одарили, немного успокоился (Müslim, Zekât, 69-70; Ahmed, IV, 358, 361).

Жизнь Досточтимого Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям – полна чудесными, поучительными историями, которые могут служить примерами проявления честности, правдивости, преданности, вежливости, доброты, милосердия.

Он советовал своей жене Айше – радыйаллаху анха:

“О Айша! Не отвергай пришедшего за подаянием, поделись с ним хотя бы половинкою финика. О, Айша! Люби и приблизь к себе бедных, чтобы Аллах в день воскресения приблизил тебя к себе(Tirmizî, Zühd, 37/2352).

Аббад бин Шурахбил – радыйаллаху анху – рассказывает:

“Было время, я обнищал. Поэтому залез в один огород в Медине. Наполняя свой мешок, я одновременно жевал зерна, добытые из перетертых в руках колосьев. Внезапно появился хозяин огорода. Он поймал и избил меня. Потом повел к Посланнику и объяснил Ему суть дела.

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – сказал хозяйну огорода:

“Не научил несведущего, не накормил голодного”.

Потом велел, чтобы он вернул мне мешок. Затем Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – дал мне еды в размере одного или половины са”43 (Tirmizî, Zühd, 37/2352).

В Исламе сначала изучаются обстоятельства, заставившие виновного совершить преступление. И прилагаются усилия для улучшения нравственности и воспитания виновного. С этой точки зрения, наказания в Исламе похожи на наказание родителями своего ребенка. Цель не в том, чтобы изолировать его от общества, а примирить с обществом и сделать полезным для общества.

 Обращение Посланника Аллаха с Пленными и  Слугами

 Милосердие Посланника Аллаха распространялось и на военнопленных, он повелевал хорошо обращаться с ними.

Абу ’Узайр, брат Мус’аба бин ’Умайра, рассказывал следующую поучительную историю:

“В сражении при Бадре я тоже попал в плен. Меня передали одной группе ансаров44. Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – повелел:

“Хорошо обращайтесь с пленными”.

Чтобы выполнить это повеление, ансары, на попечении которых я находился, всю свою дневную пайку хлеба отдавали мне, а сами питались лишь финиками. Я стыдился и отдавал хлеб одному из них, а он в целости возвращал мне обратно” (Heysemî, VI, 86; İbn-i Hişâm, II, 288).

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – ставил своей целью разрушение рабовладельческой системы, укоренившейся на протяжении тысячелетий, и сделал большие шаги в этом направлении. Он при каждом удобном случае одобрял освобождение раба и особо обращал внимание на то, что это  – великое дело, угодное Аллаху. Если какой-нибудь му’мин совершал недозволенный проступок, в качестве искупления греха ему, прежде всего, предлагалось освободить раба. Самый близкий друг Посланника Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – Абу Бакр – радыйаллаху анху – большую часть своих богатств потратил на освобождение рабов.

Однажды Господин Пророк явился свидетелем безжалостного обращения Абу Зарра - радыйаллаху анху - со своим рабом. Очень расстроился и спросил:

“О Абу Зарр, ты все еще не бросил привычек джахилии?” – и продолжил:

“Не причиняй вреда творениям Аллаха! Если он не подходит для твоих дел -  освободи его; не нагружай его слишком тяжелой работой, а если поручил такую – помоги ему!” (Buhârî, Îmân, 22; Müslim, Eymân, 38; Ebû Dâvûd, Edeb, 123-124).

Один человек поженил своих раба и рабыню, а затем захотел их развести. Раб обратился к Досточтимому Пророку. Он повелел хозяину раба:

“У тебя нет права женить и разводить, ты не вмешивайся!” (İbn-i Mâce, Talak, 31; Taberânî, Kebîr, XI, 300).

В таких и подобных ситуациях сподвижники стали предпочитать освобождать рабов. Постепенно рабство исчезло, и мы имеем ситуацию сегодняшнего дня. Ярмо рабства, бывшего одной из реалий человеческой истории, обусловленной военным правом, снял с шеи человечества именно Ислам.

Ислам предписывал хозяину раба: “Корми его тем, чем сам питаешься, пои тем, что пьешь сам, одевай так, как сам одеваешься, если он держит пост, не давай ему тяжелой работы, удовлетворяй его потребности”. Освобождение раба предлагалось как лучший путь к спасению и богоугодное дело. Ислам предписывал хозяину соблюдение множества условий по отношению к рабу, что делало рабовладение не только не выгодным, но и явно убыточным делом.

Слова Посланника Аллаха, произнесенные им в последние мгновения жизни, имеют очень широкий смысл:

“Будьте внимательны в отношении намаза, особенно намаза. Бойтесь Аллаха насчет тех, кто подвластен вам” (Ebû Dâvûd, Edeb, 123-124/5156; İbn-i Mâce, Vasâyâ, 1).

То есть, Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – сократил, насколько возможно, пути попадания человека в рабство и максимально расширил пути освобождения от рабства, постоянно поощряя и одобряя освобождение людей, потерявших свободу. Есть ли еще лучший метод для уничтожения рабства?

Чтобы понять, на какой уровень Ислам вывел раба, вполне достаточен следующий пример. Как известно, Билал Хабаши до Ислама был черным рабом. Приняв Ислам, стал и главным муаззином Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям, получив титул родоначальника всех муаззинов. Живым свидетельством этого являются доски с надписью: “О Досточтимый Билал Хабаши”, висящие на стенах в мечетях, являющихся местом поклонения рабов Аллаха, в местах, специально отведенных для муаззинов.

То есть, Ислам поднял раба до уровня господина. Ведь и язычники выступили против Ислама именно по этой причине. А неверующие 21-го века, неспособные принять Ислам, разве не обладают теми же качествами? И разве угнетатели нашего времени не заставляют стольких людей жить подобно рабам? Разве обманутые обещаниями о свободе и процветании, не эксплуатируются ради чьей-то наживы слабые и невинные, разве не ущемляются их права? Чем отличается новейшая система угнетения и рабства, преуспевающая под названиями и терминами, коробящими слух, от системы прежних тиранов?

В таком случае, понятия добра и человеческой ценности, присущие Исламу, который, провозгласив высокие принципы и ответственность “за подвластных”, уничтожил рабство, сегодня снова должны стать путеводной нитью человечества. В противном случае, человечество погибнет в тисках принципов, являющихся по названию ― свободой, а по сути ― рабством. Можно ли поставить в один ряд нечеловеческие принципы “вампиров”, обрекающих тех, кто слабее на рабство и угнетение, и высокие принципы Ислама в отношении рабов или слуг, провозглашенные устами Великого Пророка:

”Они ваши братья, кормите их тем, чем сами питаетесь, поите тем, что пьете сами!”45

Поэтому сегодня, как и вчера, единственным средством спасения человечества является Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям. Следование Его пути. Потому что Он дал возможность достойно жить любому человеку, независимо от того, богатый он или бедный, работодатель или рабочий, господин или слуга, возвысил личность до уровня истинной человечности и провозгласил на этом пути нерушимые принципы.  К примеру, когда некоторые сподвижники обратились к Нему с вопросом:

“Сколько возможно прощать провинности слуги?”, последовал Его ответ:

“Прощайте его по семьдесят раз в день” (Ebû Dâvûd, Edeb, 123-124/5164; Tirmizî, Birr, 31/1949).

Следующий совет нашего Господина Источника Добра несет в себе отпечаток удивительной тонкости и внимания к человеческим чувствам:

“Когда кому-нибудь из вас слуга принесет еду, если не посадите рядом с собой, чтобы кушать вместе, то хотя бы дайте ему пару кусков или порцию еды. Потому что он испытал жар и хлопоты приготовления пищи” (Buhârî, Et’ime, 55; Tirmizî, Et’ime, 44).

Ведь если бы Аллах пожелал, Он мог бы поменять их состояние с точностью до наоборот: господина сделать слугой, а слугу – господином. Поэтому надо благодарить Аллаха и хорошо обращаться с ними.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!