Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Разновидности зухда | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Разновидности зухда и его составляющие

ИСЛАМ,Разновидности зухда а) Разновидности зухда

Некоторые считают, что зухд существует только в том, что дозволенно, ведь то, что запретно, и без того следует оставить. Такие утверждают, что отвернуться от запретного не будет являться зухдом, так как суть его – пожертвование и отречение. Остережение же от запретного – это обязательство. А это значит, что для того, чтобы говорить о зухде (аскетизме), следует говорить о пожертвовании того, что дозволено.

Так, один из захидов Юсуф бин Асбат (умер 195/811) на вопрос об аскетизме отвечал: «Это означает отвергнуть то, что Аллах дозволил. Ведь если ты станешь приближаться к тому, что запрещено Им, Он просто тебя накажет. Так как оставить это было предписано».[1]

Мухаммад бин Хасан аль-Хальвати же, давая ещё более детальное описание зухда, говорил: «Это отрешенность от того, что руках у других, зухд относительно мирского, зухд в словах и действиях, смирение в установленном, макам,[2] тасарруф[3] и варидат.[4] Также им была упомянута и разновидность зухда, в которой человек отречён от всего, что противоречит сущности Господа и служению Ему.[5]

Другие считают, что аскетичным можно быть только в том, что запретно. Ибо то, что дозволено – это блага, которыми Аллах наделил своих рабов. Так как Аллаху угодно видеть следы милости Своей в рабах Своих, видеть их благодарными Ему за это и видеть их пользующимися этими благами и устремляющимися посредством их в соискании благ и наград Рая.[6]

Ибн Каййым аль-Джавзиййа (умер 751/1350), соединив оба эти мнения, разделил зухд (аскетизм) на три разновидности. Первая – зухд в том, что запретно. Это обязанность каждого мусульманина. Вторая – зухд относительно сомнительного. Это зависит от степени сомнения, и, если сомнение велико, то следует сторониться этого. Если же сомнение невелико, то оставить нечто, проявив зухд, предпочтительней. Третья – зухд относительно чрезмерностей. Это касается чрезмерных речей, чрезмерных взоров, вопросов и т.п. В эту же разновидность входит зухд в творении Божьем, когда человек не видит себя более предпочтительным среди остальных созданий Аллаха, то есть зухд в душе человека, когда он считает себя никчемным перед Аллахом.

 б) Зухд, включающий в себя отрешенность от «всего, кроме того, что ведёт к Аллаху и Его сущности».[7]

Ибрахим бин Адхам считал, что зухд бывает трёх видов: зухд относительно того, что запретно – это обязанность; зухд, относительно того, что дозволено – это превосходство; и зухд во всём том, что сомнительно – это ведёт человека к спасению.[8]

Подытоживая всё это, можно сказать, что зухд – это отречение от всего, что не ведёт или не приводит человека к Аллаху. А посему, если человек отворачивается от чего-либо, что отстраняет человека от Аллаха, то это  предпочтительная степень зухда. Но если же человек остаётся благодарным Господу своему, даже оставаясь среди мирских благ, то этот зухд (отрешенность) человека ещё более предпочтительный. Говорится также, что «самая предпочтительная разновидность зухда – это та, о которой не знает никто, а самая тягостная в том, что касается наслаждений и услад».[9]

 в) Степени Зухда

Наряду с разновидностями зухда, существуют и его степени. Газзали  (умер 505/1111) характеризуя и классифицируя степени зухда, говорил:

Первая степень – самая низшая. Тут человек борется со своим желанием и склонностью, что в сердце его, чтобы не склониться к мирскому. Такого называют мутазахидом (аскетичным). Аскетичный человек, прежде всего, старается очистить свою душу. И лишь потом пытается вывести из души своей или сердца пристрастие и желание к чему-либо. Аскет же старается очистить сердце своё от любви к чему-либо и лишь потом очищает душу свою поклонением и мольбами. А значит, аскет проявляет терпение и выдержку, чтобы вновь не вернуться и не склониться к тому, от чего он недавно отказался. Аскетичный же человек и вовсе не в безопасности от того, что в любую минуту может вернуться к тому, от чего он заставил себя отвернуться.

Вторая степень: это пренебречь мирским в обмен на то, чего человек желает больше (Рай). Это можно сравнить с тем, как человек предпочитает отдать имеющийся у него дирхем в надежде, что легко заполучит другие два. И даже если ему придётся немного ждать, он готов ждать. Человек и такого аскетизма, видя от чего отказался, может вернуться к нему, вернув его себе, считая что то, что у него – всё ж лучшее. В этом и заключается подвох.

Третья степень аскетизма: это, отвернувшись от мирского, что в руках, не желать и не возвращаться к нему даже в мыслях. То есть видеть и знать от чего отказываешься. Так как поступающий подобным образом верит в то, что жизнь иная и награда Божья подобна драгоценными камнями, по сравнению с гравием, что в его руках. И так же, как человек, заключивший такую сделку, никогда не пожелает вернуть своё, аскет этой степени не пожелает вернуть то, чем он пожертвовал в обмен на иное. Это и есть совершенство в аскетизме.[10]

Ибн аль-Араби (умер 340/951) считал, что первая степень зухда – это уметь отвернуться от греховного; вторая – отвернуться и отказаться от сомнительного; и третья – это уметь видеть излишнее и отвернуться от него. Излишества же, это то, в чём человек действительно не нуждается. А посему, человек должен уметь оставить всё, помимо того, что велено ему Аллахом, так как это всё вещи, не приносящие ему никакой пользы.[11] Об этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Совершенством веры человека является то, что он может оставить то, что его не касается».[12]

Когда Хатама аль-Асама аль-Бальхи спросили относительно степеней зухда, он ответил: «Началом зухда является упование на Аллаха и надежда в этом на Него, серединой – терпение, и концом – искренность.[13]

Газзали, говорил, что исходя из проявленного интереса и желания к вещам, зухд разделяется на три степени:

Первая степень – эта та, когда человек отворачивается от чего-либо, боясь наказания в жизни следующей. То есть человек, страшась быть наказанным в жизни вечной, в могиле, при воскрешении, на Судном Дне, отказывается от многого из мирского. Такая степень аскетизма самая низшая. Это аскетизм страшащихся. И если избавление от мук, боли и страданий возможно лишь канув в небытие, такие могут согласиться и кануть в небытие.

Вторая степень – это аскетизм тех, кто желает награды жизни иной. То есть человек, зная о том, что человеку и, в частности ему, может быть уготовано в жизни иной, отказывается от некоторого мирского. И эта степень более приемлема, чем первая.

Третья же степень – не страх перед болью и наказанием, и не желание  услад и награды, а лишь стремление снискать благоволенья Аллаха. И тот, кто может оставаться в такой непоколебимости в своём облике, считается истинным единобожником. И эта наивысшая степень аскетизма в жизни мирской.[14]

Из всех этих описаний становится очевидным, что человеку, для того, чтобы стать аскетом в жизни мирской, следует ни быть страшащимся мук жизни вечной и ни быть желающим её услад. Он лишь должен начисто изгнать из сердца своего всё то, что не ведёт его к Господу миров. Ведь в аяте говорится:

 

يَوْمَ لَا يَنفَعُ مَالٌ وَلَا بَنُونَ  إِلَّا مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ


سَلِيمٍ

 

 

«В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновьякроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем».[15]


[1] Байхаки, аз-Зухдуль-Кабир, стр.69-70; Абу Нуайм, Хилья, 8/237.

[2] Макам: Это степень духовного превосходства, которого достигают следуя пути, указанному саликами. Основными степенями духовного превосходства считаются: покаяние, терпение, довольство, упование. (См. Улудаг, Словарь Терминов Тасаввуфа, стр.314, 315.

[3] Тасарруф: Творение сверхъестественных деяний-карамат, воздействие на предметы, вещи, людей и события, управление ими. В сущности, это делает Аллах, но суфий, за счёт своего духовного совершенства и близости к Нему, может получить и доступ к такой неограниченной власти (см. т.с.п. стр.469, 470).

[4] Варидат: Видения и смыслы, о которых раб пребывает в неведении, на которые могут посещать его от Господа. (См. т.п. стр. 510)

[5] См. аль-Адабус-Саниййа, вр.79а.

[6] См.Ибн Каййым аль-Джавзиййа, Мадариджус-Саликин, 2/14.

[7] Аль-Фаваид, стр. 153.

[8] Байхаки, аз-Зухдуль-Кабир, стр. 96.

[9] Ибн Каййым аль-Джавзиййа, аль-Фаваид, стр.153. 

[10] См. Ихьйа, 4/211-212.

[11] См. аз-Зухд ва сыфатуз-Захидин, стр.39.

[12] Тирмизи, Зухд, 11; Ибн Маджа, Фитан, 12.

[13] Абу Талиб аль-Мекки, Кутуль-Кулуб, 1/268.

[14] См. Ихьйа, 4/212.

[15] Аш-Шуара 26/88-89.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!