Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Мудрость Закята | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Мудрость Закята

ИСЛАМ,Мудрость ЗакятаКаждый мусульманин, желающий достичь вер­шин нравственности и удостоиться Милости Всевышнего, обязан делиться имеющимися бла­гами с нуждающимися. Он должен стремиться достичь довольства Создателя, принося пользу другим. Выплата закята — это выражение бла­годарности, в ответ на которую Аллах Всевышний увеличивает Свои дары.

Разный достаток людей играет важную роль в обществе, за­частую являясь экзаменом, в котором заключено много мудрости. И богатство, и бедность — удел от Всевышнего, поэтому нельзя считать первое достоинством, а второе — унижением. Неравен­ство происходит по Божественному Предопределению. В Кора­не сказано: «Мы разделили среди них пропитание в жизни ближней и возвысили одних людей степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И Милость Го­спода твоего лучше...» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 32).

Для установления в обществе справедливости мусульманам вменяется в обязанность (фард) давать закят. Закят — это обязательный минимум, который необходимо передать нуждающимся, это долг имущих неимущим. В Коране слово «закят» упоминается вместе со словом «намаз» 27 раз. Это свидетельствует о высокой значимости этих деяний. Если намаз — это поклонение душой и телом, то закят — это служение Всевышнему имуществом. Эти два вида богослужения нельзя разделить: нельзя выполнять одно без другого.

В одном хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Нет пользы от намаза тому, кто совершает его, но не выплачивает закят» (Мунави, «Кунузу-ль Хакаик», стр. 143). В другом хадисе сказано: «Выплачивая закят, ты отдаёшь бедным из своего имущества то, что принадлежит им по праву» (Тирмизи).

В одном из аятов Священного Корана говорится: «Есть ли воздаяние за добро, кроме добра?» Эти строки подчёркивают, что закят открывает ворота милости и преграждает путь злу. Как говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), пользу можно найти как в богатстве, так и в бедности. Если человек живёт на пути Всевышнего и ради Него, то не будет ему вреда ни от чего. В обоих случаях он найдёт для себя источник благ. Посланник Аллаха обращался в молитве: «О, Господь! Прибегаю к Тебе от фитны богатства и бедности!» (Муслим, «Зикр», 49). Ибо истинно богат тот, кто имеет в сердце смирение, умение благодарить и уповать на Аллаха.

Каждый мусульманин, желающий достичь вершин нрав­ственности и удостоиться милости Всевышнего, должен делить­ся имеющимися благами с нуждающимися. Он должен стремить­ся достичь довольства Создателя, принося пользу другим. Вы­плата закята — это выражение благодарности, в ответ на кото­рую Аллах увеличивает Свои дары. В Коране говорится: «Если вы будете благодарны, Я умножу вам (милости)» (Сура «Ибра­хим», 14 / 7). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «О, человек, подавай, и тебе воздастся». Поэт Д. Руми писал: «По­жертвуй тем, что имеешь, чтоб обратить к себе чью-то душу, — пусть её молитва осветит ночь твоей могилы».

Из истории известно, что в период правления халифа Ума­ра бин Абдульазиза его наместники столкнулись с ситуацией, ког­да бедных уже не осталось и помогать стало некому. В эти вре­мена каждый состоятельный человек исправно платил закят, а Умар бин Абдульазиз считается лучшим владыкой после прав­ления четырёх праведных халифов. Если в наши времена все станут выплачивать закят, тогда на земле не останется ни одно­го нуждающегося!

Как-то раз один богач пришёл к праведнику Шибли и сказал ему:

— Учитель! Я побывал у многих алимов, просил их посчитать то количество закята, которое я должен выплатить. В этом году я решил прийти и к вам.

— Боюсь, что мои подсчёты не очень подойдут тебе, — улыб­нулся мудрец. Богатого эти слова немного задели.

— Извольте! Вы только скажите, что и сколько нужно дать, и я сделаю в точности как нужно.

— Ну, тогда хорошо. Раз ты настаиваешь, я попробую. Только скажи мне, по каким расценкам ты бы хотел, чтобы я произвёл расчёты?

— Как же это? — изумился богач. — Разве существуют рас­ценки для закята?

— Конечно, — вмиг посерьёзнел Шибли. — Например, это способ выплаты закята благочестивым Абу Бакром (радыялла­ху анху). Вот что. Наверное, вычисление суммы твоего закята я проведу, следуя именно его примеру. Скажи мне, сколько у тебя есть денег?

Богач не без удовольствия выдержал паузу. Потом таин­ственно назвал размер суммы. Шибли дал ему совет:

— Тогда возьми эти 300 тысяч, займи ещё у кого-нибудь пять тысяч и раздай тем, кто остро нуждается в помощи: сиротам, ста­рикам, больным.

Как известно, Абу Бакр (радыяллаху анху) считался одним из самых богатых людей своего времени. После того как он при­нял Ислам, он стал тратить своё имущество на нужды мусуль­ман. Он поддерживал верующих в самое трудное для них время. С той поры Абу Бакр (радыяллаху анху) прославился своим бла­гочестием. Он был строгим и добрым, правдивым, верным, пре­данным и щедрым. Однажды случилось так, что у Абу Бакра (ра­дыяллаху анху) не осталось ничего из его состояния, и голод при­шёл в его дом. В тот день к нему в дверь постучал один человек и попросил о помощи. Абу Бакр (радыяллаху анху) выслушал его, велел немного подождать, а сам направился к соседу и взял де­нег в долг. Затем он передал монеты бедняку. Его дочь Асма (ра­дыяллаху анха) была потрясена таким поступком:

— О, отец, ты мог бы отказать этому человеку, рассказав правду о своём положении.

— Я не сказал ничего ложного. Я — молчал. Но этот бедняк пришёл сюда с надеждой. Мне так не хотелось, чтобы его чаяния не оправдались. Пусть Всевышний даст нам баракат!

А вот пример из жизни благочестивой Айши (радыяллаху анха). После ухода в мир иной Пророка Мухаммада (саллялла­ху алейхи ва саллям) власти давали ей деньги на жизнь, а после крупных побед мусульмане по традиции приносили трофеи. Од­ним утром к ней в дверь постучалась женщина и сказала: «Я слы­шала, что вчера вечером раздавались трофеи. Одолжи мне день­ги (она назвала большую сумму) или дай как садака». Айша (ра­дыяллаху анха) удивилась просьбе гостьи: «О, сестра, как ты мо­жешь подумать, что я имею такую крупную сумму и храню её при себе? Ты, видимо, не знаешь Сунну Пророка Мухаммада (сал­ляллаху алейхи ва саллям). Мы, члены его семьи и его сподвиж­ники, раздаём всё, что имеем, ещё до утреннего намаза». Айша (радыяллаху анха) всегда была не только щедрой, праведной, но и справедливой последовательницей Пророка (салляллаху алей­хи ва саллям).

Известен и другой способ выплаты закята. Супруга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Зайнаб бин Джахш (радыяллаху анха) владела небольшой мастерской по выделке кожи. Но все заработанные деньги она отдавала на помощь людям. Однаж­ды при правлении халифа Умара (радыяллаху анху) ей были вы­делены государственные средства. Но это пособие Зайнаб бин Джахш (радыяллаху анха) приняла лишь единожды и сразу же отдала его на благотворительность. Правитель узнал об этом и отправил ей дополнительные 1000 дирхемов. Но и эти деньги она снова пожертвовала нуждающимся. Потому Умар (радыял­лаху анху) называл её великой сподвижницей, щедрости которой не было предела. Сподвижник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Абдул­лах бин Умар (радыяллаху анху) взял себе за правило не садить­ся за стол, если его трапезу не разделит кто-то из нуждающихся или сирот. Домашние, зная об этом, приглашали таких людей. Но однажды никто не пришёл под предлогом того, что все уже были сыты. Узнав об этом, сподвижник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) произнёс: «Понятно. Сегодня мне придётся лечь голод­ным». Так и сделал.

Таких примеров множество. Каждый мусульманин может вы­брать подходящий для себя способ выплаты закята. Главное, чтобы были трудолюбивые руки, светлая голова и щедрое серд­це — основной источник богатства.

Приведённые случаи нужно понимать правильно. Из этих историй не следует, что каждый мусульманин может исчислять закят так, как сочтёт нужным. Для этого есть единые строгие пра­вила и формулы. А то, что раздают сверх закята, — это садака, добровольные пожертвования. Обязательства закята таковы:

— Дающий закят должен быть свободным, достигшим со­вершеннолетия и дееспособным.

— Имущество выплачивающего закят должно превышать размер нисаба после выплаты всех долгов и покрытия жизненно необходимых расходов.

— Средства, принадлежащие мусульманину, выплачиваю­щему закят, должны быть как официально, так и реально избы­точными.

— Имущество должно пробыть в собственности не менее одного лунного года (354 дня).

— Имущество, с которого выплачивается закят, должно при­надлежать выплачивающему в полной мере.

В Коране сказано: «Милостыня [закят] предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается [сбором и раздачей]; чьи сердца хотят завоевать [муалляфату кулюб]; на выкуп [для освобождения] рабов; [несостоятельным] долж­никам; находящимся на пути Аллаха; путникам. Так предпи­сано Аллахом, воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Сура «ат-Тауба», 9 / 60). Согласно этому аяту, определены восемь групп людей, которым выплачивается закят:

1. Бедные (фукара). Те, которые с точки зрения шариата не считаются обеспеченными, то есть их имущество меньше ниса­ба. Даже если они способны заработать сами, им всё равно мож­но давать закят.

2. Неимущие (масакин). Бедные настолько, что не находят пропитания даже на день.

3. Те, кто занят сбором и раздачей закята.

4. Те, чьи сердца надо расположить к Исламу (муалляфа­ту кулюб).

5. Рабы (в наше время этой категории уже не существует).

6. Должники. Те, чьи долги превышают стоимость их имуще­ства.

7. Находящиеся на пути Аллаха. Те, кто сражается за веру; кто остался без средств по дороге в Хадж; те, кто приобретают знания ради Всевышнего.

8. Путники, которые остались без средств в дороге. Им вы­даётся закят, чтобы они смогли вернуться домой, даже если они богаты.

В распределении закята следует проявлять точность, разда­вая его только тем, кто упоминается в аяте. Благотворительность вне этих строго очерченных рамок считается садака (милостыня или добровольное пожертвование). Распределяя закят, Послан­ник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отказывал тем, кто не имел права его брать, однако не отказывал в садака. Закят выплачивается только физическим лицам, а не организациям. Библиотеки, курсы по изучению Корана, больницы и мечети строятся не на закят, а на пожертвования. Угощение бедных тоже не считается закятом, потому что при этом нет факта передачи в собственность. Закят не выплачивается людям иной веры, богатым, матери, отцу, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Также недействителен закят, если его дают друг другу муж и жена. Большая мудрость содержится в том, что в Коране ясно определены категории людей, которым выплачивается закят. С одной стороны, это спасает нуждающихся от унижения, с другой — удерживает от попрошайничества тех, кто способен зарабатывать сам.

Главное правило, которое следует соблюдать при передаче закята или садака, — давать от сердца и только ради Всевышне­го. Нельзя гордиться подаянием или ждать признательности за него. Напротив, нужно быть благодарным человеку, берущему за­кят или садака, чтобы это деяние было принято Аллахом.

Пусть Творец сделает наши сердца щедрыми и богаты­ми!

Аминь.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!