Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Мирское в жизни Пророка | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Мирское в жизни Посланника Аллаха

Мирское в жизни Посланника Аллаха Каждый мусульманин может получить счастье в вечной жизни и счастье в жизни мирской, следуя повелениям Священного Корана и примеру Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Так как «Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного Дня и поминает Аллаха многократно».[1]

Посланник Аллаха, являлся совершеннейшим примером в своём нраве, действиях,[2] преодолении трудностей и невзгод, в мире и на войне и даже в своих словах и поступках.[3] Следовательно, очень важно довести до людей и разъяснить мировоззрение и отношение к мирскому Посланника Аллаха.

Как мы знаем, зухд (аскетизм) – это отсутствие особого интереса к мирскому и мирским благам.[4] И поэтому самым аскетичным человеком можно назвать именно Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он предпочел такой образ жизни не из-за отсутствия состояния в мирской жизни, а из-за того, что не придавал ему большого значения.

Во всех источниках говорится, что Посланник Аллаха вёл простой, бедный образ жизни. Однако о нём говорится не как о «гнетущей бедности», а как о «бедном образе жизни, который он сам себе пожелал».[5] Так как сам он, будучи покорителем многих стран и городов, видел богатства многих владык мира сего, однако, умирая, расплачивался за свой долг, оставляя иудею в залог свою кольчугу.[6]

Жена Пророка Аиша (радыйаллаху анха) (умерла 58/677) рассказывала, что однажды к ним пришла в гости женщина и увидела, что постель Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) состоит лишь из постеленной на земле циновки. Тогда она принесла из дома шерстяное одеяло. Придя домой и увидев, что постель его изменилась, Пророк сказал Аише: «Аиша! Верни это. Ведь, клянусь Аллахом, что если бы пожелал я, то горы золота и серебра следовали бы за мной».[7] Передаётся также, что постель Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) иногда была набита пальмовыми листьями,[8] но чаще представляла собой лишь циновку.[9] Так, однажды, когда он проснулся, на его теле остались следы от циновки. Увидевшие это асхабы предложили: «Если пожелаешь, о, Посланник Аллаха, то мы приготовим для тебя более удобную постель». На что услышали: «К чему мне такие блага? В этой жизни я подобен путнику, остановившемуся передохнуть под сенью дерева, который, пробудившись ото сна, вновь пустится в путь».[10] И даже тогда, когда Аллах предложил ему наполнить долину вблизи Мекки золотом, он отказался, предпочтя оставаться голодным один день и сытым другой. Он говорил: «О, Аллах мой, я предпочитаю взывать к тебе каждый раз, когда буду голоден, и воздавать тебе хвалу каждый раз, когда буду сыт».[11]

Посланник Аллаха своим примером указал нам на то, каким должно быть отношение человека к мирской жизни и её благам. Он говорил: «Если бы у меня оказалось золото весом с гору Ухуд, то я раздал бы его всё в течение трёх дней, за исключением того, чем вернул бы свои долги»,[12] указывая на то, каким было его отношение к мирскому. Умирая, он не оставил ни единого дирхема, ни динара, и ни раба, а оставил лишь бедного мула, личное оружие, а также посевное поле (Федек), которое передал в пользование мусульманам.[13]

Передаётся со слов Аиши (радыйаллаху анха), что после переселения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его семьи в Медину, никто из членов его семьи до самой смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не ели досыта ржаного хлеба в течение более трёх дней.[14] Также говорится, что в доме Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) часто не разжигался огонь для приготовления пищи, и это нередко длилось более месяца, и что всё это время они питались финиками и пили воду.[15]

Всё это указывает на то, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во всём вел простой и аскетичный образ жизни. И даже жёнам своим, пожелавшим прелестей этой жизни, он дал возможность выбирать – либо остаться с ним, либо получить мирское.[16] Он, поддерживая поэта Лабида бин Рабиу (умер 41/661), сказавшего: «Следует остерегаться, ибо всё, помимо Аллаха, ложно»,[17] говорил: «О, Аллах! Истинная жизнь – лишь жизнь после смерти»,[18] указывая на истину, в которую следует верить. В последние дни своей жизни Пророк говорил о себе: «Аллах предоставил возможность рабу Своему выбирать между мирским и тем, что у Него. И раб выбрал то, что у Аллаха»,[19] указывая на то, что он никогда не был падок до мирского и его благ.

О таком отношении Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) к мирской жизни говорят и аяты Корана:

 

وَلَقَدْ آتَيْنَاكَ سَبْعاً مِّنَ الْمَثَانِي وَالْقُرْآنَ


الْعَظِيمَ  لاَ تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجاً مِّنْهُمْ


وَلاَ تَحْزَنْ عَلَيْهِمْ وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِلْمُؤْمِنِينَ

 

«Мы даровали тебе семь повторяемых [аятов] и великий Коран. Не устремляй [алчных] взоров к благам [земным], которые Мы предоставили некоторым неверным, не горюй о них, будь терпимым и смиренным с верующими».[20]

 

وَلَا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجاً مِّنْهُمْ زَهْرَةَ الْحَيَاةِ الدُّنيَا


لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَرِزْقُ رَبِّكَ خَيْرٌ وَأَبْقَى

 

«Не смотри с завистью на то, чем Мы наделили некоторых из людей, чтобы подвергнуть их испытанию: на блеск земной жизни, ибо удел, даруемый твоим Господом, лучше и долговечнее».[21]

Такое отличие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) от  других людей наблюдалось и в его духовной жизни, в его поклонении. Он выстаивал молитву до тех пор, пока его ноги не опухали.[22] И когда его спрашивали, зачем он поступает так, зная, что ему прощены все предыдущие и последующие прегрешения, он отвечал: «Разве не должен я быть благодарным рабом своего Господа?»[23] Ещё до своей пророческой миссии он часто уединялся для размышлений на горе в пещере Хира, взывая к Господу своему,[24] и продолжал так поступать и после призвания к пророческой миссии. Он обращался к своим сподвижникам: «Я не как любой  из вас. Господь мой пропитает меня»,[25] не позволяя им чрезмерности в их поклонении и оставаясь постящимся[26] на протяжении многих дней. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)  знал, что никто из асхабов не сможет следовать за ним в поклонении и в его отношении ко всему мирскому, а потому он не запрещал и даже советовал им наживать благ и добра мирской жизни и никогда не предостерегал от него.

Никогда не советуя отвергать всё мирское, он говорил также, что «небесные блага и сокровища укрыты от глаз богатых и не видны им».[27] Он призывал лишь воплощать аят, в котором сказано: «…Раздают милостыню из того, что мы определили им в удел»,[28] ибо всё, в сути, принадлежит Аллаху и к Нему вернётся. Раб же является лишь временным владельцем этого имущества и состояния.

Предостерегая своих последователей от отягощения своей жизни полным игнорированием мирского, он приводил в пример себя и свой образ жизни, который внешне ничем не отличался от образа жизни любого другого человека. Он ел и пил, как все остальные, спал, отдыхал и ходил, как и все остальные, как все остальные женился и обзавелся семьёй, снаряжал войска, воевал, направлял и принимал послов и пробовал себя почти на каждом поприще, начиная с пастушества и заканчивая пророческой миссией.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принёс людям лишь пример тому, какой должна быть жизнь истинного раба Божьего на земле. Так он на своём примере показал человечеству, как можно вести угодный Аллаху образ жизни и заслужить награду вечной жизни.[29] Это можно было видеть и в его отношении к тем, кто слишком негативно воспринимал все мирское. Он препятствовал возникновению монашества среди своих последователей. Некоторым, проявившим желание никогда не связывать себя семейными узами, никогда не разговляться и не спать ночами, проводя их в молитвах, он говорил: «Тела ваши,[30] ваши глаза[31] и ваши души,[32] ваши жёны[33] и ваши дети,[34] ваши семьи,[35] ваши друзья[36] и ваши гости,[37] и Господь ваш имеет на вас свои права. И вы обязаны воздать каждому из них по праву».[38] Обращаясь к таким людям, он напоминал, что он самый страшащийся Господа из них и самый близкий к Нему. А посему, его пример должен был оставаться для них назиданием и лишь затем примером для подражания. Он говорил: «Монашество и отречённость этой общины – борьба и Священная война на пути Аллаха»,[39] указывая на то, что мусульманину не гоже отворачиваться от мирского.

Человек по природе своей склонен к мирскому, к накопительству, к долгой и красивой жизни, что встречается и среди приверженцев той общины, о которой в Священном Коране говорится: «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей…».[40]

На это указывают такие примеры, как поведение мусульман, которые больше обычного собрались в мечети на утренней молитве, заслышав, что из Бахрейна возвращается с собранной податью Абу Убайда бин аль-Джаррах (радыйаллаху анху) (умер 18/639);[41] или поведение тех из них, которые спешили оставить даже проповедь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в погоне за прибылью в торговле.[42]

Даже в таких случаях Посланник Аллаха никогда не удерживал своих асхабов от следования за мирским, однако, предостерегал их от чрезмерной привязанности к нему. А иногда говорил и о том, что мирское не имеет никакой ценности, даже цены мертвечины.[43]

Такое отношение к мирскому можно понять, лишь верно истолковав тексты аятов и высказываний Пророка. Понимать же их как полное отречение от мирской жизни совершенно неверно. Ведь если религия Ислам была бы против мирской жизни в целом, она не была бы такой всеобъемлющей во всём, что касается мирской жизни и многих ее аспектов. Это  можно понять из слов и поступков самого Посланника Аллаха, который всегда призывал зарабатывать, наживать состояние и помогать другим.[44] И его советы следует понимать как руководство к верному пониманию и отношению к мирской жизни и её благам.

Следующее высказывание Посланника Аллаха, как никакое иное, указывает на это: «Клянусь Тем, в Воле которого находится моя душа, если бы вы не грешили и не просили бы у Него за это прощения, то Он заменил бы вас народом, который грешил и просил бы прощения, и который бы Он прощал».[45]

Этот хадис говорит о том, что человеку свойственно грешить и просить за содеянное прощения. Это не означает, что человек призывается к совершению греха. Хадис предостерегает человека от греховности в действиях и поощряет всякое богоугодное деяние. Человек, не отворачиваясь от мирского полностью, должен во всём видеть возможность приобрести что-нибудь для жизни вечной. И боязнь согрешить не должна препятствовать этому. Поскольку человеку дозволено ошибаться, нельзя избежать и того, что он согрешит. Верующий же призывается быть более осторожным в этом и каяться, если знает, что впал в греховность. Ведь об этом говорит и аят: «Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи - а кто может простить грехи, кроме Аллаха? - и не собирается сознательно повторять прегрешения».[46]

Из сказанного становится ясным, насколько проста была мирская жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Обучая людей тому, как следует обращаться с мирским, чтобы быть успешным и счастливым и в этой и следующей жизни, он призывал не привязываться сердцем ни к чему из мирского и сам отдал предпочтение бедному образу жизни. Вместе с тем, он не воспевал бедности и не хвалил богатства, принимая или порицая и то, и другое, в соответствии с конкретными обстоятельствами.

А значит, следует лучше понять, почему, даже имея возможность жить легкой и удобной жизнью, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выбрал бедный образ жизни. Прежде всего, необходимо знать, что он никому не советовал предпочитать бедность и не поощрял её. Ведь именно он говорил, обращаясь к последователям своей религии: «Аллах любит видеть следы благ Своих у раба Своего».[47] И его выбор простого и бедного образа жизни нужен был для того, чтобы духовно помочь пройти испытания этой жизни тем из последователей, которые придут после него и будут жить в бедности вплоть до последних времён. Ибо реальность этой жизни такова, что в ней существуют различные классы и слои общества, каждый из которых следует своим представлениям о счастливой жизни и следует за своим идеалом.

Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) полона назидательных примеров для представителя любого класса общества. Следовательно, как об этом сказал Сулейман ан-Надви, любой состоятельный человек может стать последователем Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который покорил всю Аравию и подчинил себе всех старейшин арабов. Если же это слабый человек, то он может взять себе в пример жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в Мекке, когда мусульмане жили в обществе, построенном и регулируемом многобожниками. Если же он военный, то ему следует взять в пример то, как со своим победоносным войском Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) одолел противника в таких битвах, как Бадр и Хунайн, и возвратился в Мекку, подчинив её мусульманам. Если же человек фермер, то он может найти себе назидание в том, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), имея во владении сады и поля Бани Надира, Хайбара и Федека, передал их в руки людей, которых он посчитал умелыми в этом деле, сведущими и преуспевающими. Иными словами, Посланник Аллаха был человеком, который сумел вобрать в себя различные стороны человеческого бытия и также умело и успешно воплотил их в своей жизни.[48]


[1] Аль-Ахзаб 33/21.

[2] См. Касими, Махасинут-Тавиль, 13/4836.

[3] См. Ибн Касир, Тафсир, 3/483.

[4] Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт  «зхд».

[5] Эльмалылы, Хак Дини, 7/5101.

[6] Амири, Бахджатуль-Махафи, 2/291.

[7] Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр.30.

[8] См. Бухари, Рикак, 17; Муслим, Либас, 38.

[9] См. Бухари, Либас, 31; Мазалим, 25; Муслим, Фадаилус-Сахаба, 165.

[10] Ибн Маджа, Зухд, 3; Ахмад бин Ханбаль, 1/391.

[11] Тирмизи, Зухд, 35.

[12] Бухари, Таманна, 2; См. Муслим, Закят, 31, 34.

[13] См. Бухари, Васайа, 1; Муслим, Васыййа, 5.

[14] См. Бухари, Рикак, 17; Муслим, Зухд, 20-25.

[15] См. Муслим, Зухд, 26; Тирмизи, Джаннат, 34.

[16] См. Аль-Ахзаб 33/28-29.

[17] Бухари, Рикак, 29.

[18] Бухари, Рикак, 1, Джихад, 33; Муслим, Джихад, 129.

[19] Бухари, Фадаиль Асхабун-Наби, 3; Муслим, Фадаилус-Сахаба, 2.

[20] Аль-Хиджр 15/87-88.

[21] Таха 20/131.

[22] Бухари, Рикак, 20; Тирмизи, Шамаиль, 285.

[23] Муслим, Мунафикун, 79; Тирмизи, Салят, 187.

[24] См. Байджури, Хашийа аля матниш-Шамаиль, стр.137. О его поклонениях до пророческой миссии смотрите также Айни, Умдатуль-Кари, I, 68.

[25] Бухари, Савм, 49, 50; Муслим, Сыйам, 57, 58.

[26] Продолжительный пост; непрерывный пост без разговения на протяжении двух или трёх дней.

[27] Марк 10/23; Лука 18/24.

[28] Аль-Бакара 2/3.

[29] См. Сандыкчы, (Взгляд Пророка Мухаммада на мирское), стр. 69.

[30] Бухари, Савм, 55, Никах, 89, Адаб, 84; Муслим, Сыйам, 182, 183.

[31] Бухари, Савм, 55; Муслим, Сыйам, 182.

[32] Бухари, Савм, 51, Тахаджуд,20; Муслим, Сыйам, 186.

[33] Бухари, Савм, 54, 55, Никах, 89; Муслим, Сыйам, 182.

[34] Муслим, Сыйам, 183.

[35] Бухари, Савм, 51, Тахаджуд, 20; Муслим, Сыйам, 186.

[36] Насаи, Савм, 76.

[37] Бухари, Савм, 54, 55; Муслим, Сыйам, 182.

[38] Бухари, Савм, 51, Адаб, 86; Тирмизи, Зухд, 63.

[39] Ахмад бин Ханбаль, 3/82, 266.

[40] Али Имран 3/110.

[41] См. Бухари, Джизья, 1; Муслим, Зухд, 6.

[42] См. аль-Джума 62/11.

[43] См. Муслим, Зухд,2; Тирмизи, Зухд, 13.

[44] Кучук, Культура любви, стр. 208.

[45] Муслим, Тавба, 11; Тирмизи, Сыфатуль-Джанна, 2.

[46] Али Имран 3/135.

[47] Тирмизи, Адаб, 54.

[48] См. Конференции о Пророке Мухаммаде, стр.105.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!