Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Грех Ростовщичество | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

 

ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К 
РОСТОВЩИЧЕСТВУ

Ростовщичество категорически запрещено Исламом, и в Коране про тех, кто нарушает данный запрет, говорится, что они начали войну против Аллаха.

Лексическое значение слова «риба» (ростовщичество) – это «увеличение, умножение». В исламском праве «риба» означает одалживание человеком денег или имущества и увеличение капитала за счет того, что должник выплачивает дополнительную сумму (процент) к основному капиталу. Причем эта дополнительная часть к основному долгу может выражаться либо в деньгах, либо в имуществе, либо в каких-то услугах или возможностях.

Например, если богатый человек скажет тому, кто придет к нему одалживать денег: «Я дам тебе 1000 долларов, но с условием, что ты вернешь мне через месяц 1250 долларов», то это будет ростовщичеством. Банковские кредиты и займы тоже входят в эту категорию. Кроме того, одалживание товара с последующей выплатой однородным товаром, но в большем количестве или неравный обмен однородного товара тоже попадает под определение «риба».

Например, если человек дает своему соседу 50 килограммов муки с тем, что тот через неделю должен вернуть уже 100 килограммов, то это будет «риба». Неравный обмен однородных товаров тоже попадает под определение «риба». Например, если человек обменяет 20 килограммов низкосортных абрикосов на 10 килограммов первосортных, то это также «риба». Приведем случай из жизни сподвижников. Как-то раз Билаль (радыйаллаху анху) обменял две меры низкосортных фиников на одну меру первосортных с тем, чтобы отнести их Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал об этом, то сказал: «Горе тебе! Ведь это риба! Не делай так! Если хочешь (хороших) фиников, то продай свои и на вырученные деньги купи те, что тебе по вкусу»[1]. В хадисе содержится предупреждение, что даже при обмене однородных товаров нужно следить за тем, чтобы не допустить «риба». Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» запрещает риба и указывает на то, что она входит в число тяжких грехов:

اَلَّذ۪ينَ يَاْكُلُونَ الرِّبٰوا لَا يَقُومُونَ اِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذ۪ي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذٰلِكَ بِاَنَّهُمْ قَالُوۤا اِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبٰوا وَاَحَلَّ اللّٰهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبٰوا فَمَنْ جَاۤءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّه۪ فَانْتَهٰى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَاَمْرُهُۤ اِلَى اللّٰهِ وَمَنْ عَادَ فَاُوۨلٰۤئِكَ اَصْحَابُ النَّارِ هُمْ ف۪يهَا خَالِدُونَ

«Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля – то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], – обитатели адского пламени на вечные времена»[2]. Всевышний Аллах приравнивает людей, всю жизнь занимающихся ростовщичеством, с бесноватыми, буйными безумцами, которых можно только пожалеть. Всевышний Аллах в суре «аз-Зильзаля» говорит, что любое деяние, будь то хорошее или плохое, не останется без воздаяния:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَه

«Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него.

Кто бы ни совершил зла – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него»[3].

В аяте ясно указана причина того, что люди, всю жизнь занимавшиеся ростовщичеством, в Судный день будут представлять собой жалкое зрелище. Те, кто занимается ростовщичеством, не только продолжают делать то, что запретил Аллах, но отождествляют торговлю с ростовщичеством, говоря: «торговля – то же, что и ростовщичество», желая придать торговле статус занятия, запрещенного Аллахом, вызывая тем самым гнев Аллаха. С точки зрения извлечения выгоды, торговля и ростовщичество на первый взгляд ничем не отличаются, потому что и там, и здесь присутствует материальная выгода. Но главное – это не сам факт извлечения прибыли, а то, как это происходит. В Исламе торговля разрешена. Сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) занимался торговлей и был известен своей честностью и надежностью. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «9/10 пропитания – в торговле» и советовал мусульманам честно заниматься торговлей. Но во многих хадисах он запретил ростовщичество. Потому что в торговле выгода сопряжена с риском. Человек может вернуть свои деньги с выгодой, но может и обанкротиться.

В торговле нужно прилагать усилия, работать и честно зарабатывать деньги. В то время как в ростовщичестве выгода гарантирована. Владельцы капитала, давая в долг или предоставляя кредит, потом возвращают себе деньги в большем размере, что неправедно и несправедливо.

В этом и состоит заблуждение тех, кто извлекает неправедную выгоду и при этом говорит: «Ростовщичество и торговля – суть одно и то же». В первом случае человек работает, прилагает усилия, а во втором – он извлекает неправедную выгоду и получает деньги, пользуясь затруднительным положением других людей. Всевышний Аллах поощряет тех, кто зарабатывает своим трудом. Тогда как ростовщичество категорически запрещено. Всевышний Аллах угрожает вечным адским огнем тем, кто сознательно занимается ростовщичеством или пользуется полученными от ростовщичества средствами. Потому что те, кто пренебрегает законами Всевышнего и не придерживается их, в Судный день получат по заслугам. В другом аяте Всевышний Аллах подходит к вопросу ростовщичества с несколько иной стороны:

يَمْحَقُ اللّٰهُ الرِّبٰوا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ وَاللّٰهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ اَث۪يمٍ

«Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников»[4].

Прежними религиями ростовщичество, как способ обмана и неправедной наживы, было тоже запрещено. Всевышний Аллах лишает прибыль, полученную от ростовщичества, благословения (бараката). То, что запрещено Всевышним Аллахом, не несет блага (бараката). Система, основанная на ростовщичестве, обречена на крах. Мы видим, как сегодня компании и финансовые корпорации, запутавшиеся в сетях ростовщичества, стремительно движутся к неизбежному экономическому краху. В качестве примера можно привести множество разорившихся фирм и развалившуюся экономику некоторых стран, которые взяли кредит в МВФ, но не смогли выплатить проценты и объявили о своей финансовой несостоятельности. Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» говорит:

يَاۤ اَيُّهَا الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا اتَّقُوا اللّٰهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ
الرِّبٰوۤا اِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِن۪ينَ

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам»[5].

В аяте предписывается тем, кто дал в долг деньги под проценты и желает получить их вместе с основным долгом, не брать проценты, а довольствоваться получением основного долга.

Причина ниспослания вышеприведенного аята очень интересна. В риваяте говорится, что до принятия Ислама Халид бин Валид и Аббас (радыйаллаху анхума) дали некоторым людям из своего племени деньги в долг под проценты. На момент ниспослания аята накопились проценты с долга, и им причиталась достаточно большая сумма. Когда был ниспослан аят, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Знайте, что принцип давать в рост и брать деньги под проценты был до Ислама (в джахилиййи). Аллах запретил это. Теперь я не дам Аббасу (радыйаллаху анху) возможности получить его проценты»[6]. Тем самым он запретил ростовщичество и объявил любой вид неправедных доходов запретным.

В риваяте от Ибн Масуда говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял каждого, кто дает и берет деньги под проценты[7].

Выражение в аяте «если вы уверовали» достаточно символично. Люди и общества, которые действительно верят во Всевышнего Аллаха, подчинятся Ему беспрекословно, даже если Его предписания противоречат их экономическим интересам. Худшее общество – это в котором сознательно нарушаются запреты Аллаха.

О ростовщичестве Всевышний Аллах говорит в суре «аль-Бакара»:

فَاِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَاْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللّٰهِ وَرَسُولِه۪ وَاِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ
رُؤُۧسُ اَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ

«Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол»[8]. В этом аяте говорится, что те, кто считает ростовщичество дозволенным, объявили войну Аллаху и Его Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), и что на этой войне они – первая цель. Вместе с тем, Всемилостивый Господь обещает простить тех, кто отошел от этого греха и искренне покаялся.

Ростовщичество – это система неправедной наживы, подрывающая устои общества, и поэтому любая его форма запрещена Аллахом. В этом вопросе, как и в вопросе потребления алкогольных напитков, не существует понятий «мало» и «много». Те, кто считает, что аяты и хадисы их не касаются, потому что они берут лишь небольшой процент, обманывают лишь самих себя.

МУДРОСТЬ ЗАПРЕТА РОСТОВЩИЧЕСТВА 

1. Ростовщичество – это капкан.

Так как ростовщичество – это система, основанная на принципе получения денег из денег, она увлекает нуждающихся людей в капкан. Банки и владельцы капитала, дающие людям деньги в кредит, тем самым увлекают их в болото выплат и процентов, из которого те, скорее всего, не смогут выбраться. Те, кто прельстился заманчивой перспективой кредита, подобно мыши, попавшей в мышеловку, попадут в безжалостные тиски процентных выплат и могут потерять все. В конце концов, человек может лишиться дома и всего, что ему дорого, пошедших на погашение задолженности. Одной из мудростей запрещения Исламом ростовщичества является защита людей от скрытых капканов, которые ожидают их. Потому что в Исламе есть принцип «не наносить и не получать вред».

2. Ростовщичество – источник социальных проблем.

Хотя кажется, что ростовщичество и подобные системы влияют только на экономическое состояние и материальное благополучие, на самом деле они подрывают моральные устои общества. В таких обществах обычно присутствуют алчность, зависть, деспотизм, что мешает людям жить в мире и согласии. Каждый думает, как не выбыть из этой гонки и не быть выброшенным, а это несет множество проблем психологического характера. Оттого, что большая часть общества погрязла в болоте выплат, люди, чтобы избавиться от тяготеющего долга и стрессов, перестают обращать внимание на моральные аспекты, связанные с заработком денег и считают, что все способы хороши. В то время как основу исламского общества составляют братство, совесть и справедливость. Общество, лишенное этой основы, обречено на материальный и духовный крах, за которым стоит ростовщичество.

3. Ростовщичество ставит заслон использованию человеческих ресурсов и мешает инвестированию.

Основной принцип ростовщичества – это получение денег из денег, поэтому о таких понятиях как труд, честный заработок речь не ведется. Ростовщичество и производные от него системы дают возможность извлекать выгоду лишь ограниченному кругу людей. Кредитная система предполагает выплату ежемесячных, еженедельных, ежедневных и даже почасовых процентов. Таким образом, в обществе появляются два вида людей – кредиторы и должники. Должники за каждый просроченный платеж выплачивают пеню. Кредиторы (банки и владельцы капитала), в свою очередь, ищут все новые пути вовлечения людей в ловушку ростовщичества под вывеской красивых названий и заманчивых перспектив. Ростовщичество, как система, очень часто преподносится в красивых упаковках – молодежный, сельскохозяйственный, ипотечный кредиты и так далее. Люди, обманувшись рекламой, берут кредит и попадают, по сути дела, в сети ростовщичества и уже не могут оттуда выбраться. Хотя представители этой системы утверждают, что содействуют экономическому развитию страны, на самом деле их истинная цель – набивание своих карманов и эксплуатация людского труда. Потому что если бы они действительно думали об экономическом развитии страны, то строили бы заводы и фабрики, инвестировали различные социальные проекты и дали бы людям возможность работать и зарабатывать. Но они лишь пользуются стесненным положением людей и за счет них расширяют свои возможности. Одна из главных мудростей запрета ростовщичества в том, чтобы поставить вне закона людей, занимающихся ростовщичеством, которые строят экономику страны на бумажных деньгах, мешают инвестициям и созданию рабочих мест, прививают мысль о том, что можно получать деньги, не работая. Тогда как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Никогда сыновьям Адама не давалось пропитания лучшего, чем то, что заработано честным трудом. Посланник Аллаха Дауд (алейхиссалям) тоже зарабатывал пропитание своим трудом»[9], предписав своей умме работать, а хадисом: «9/10 пропитания – в торговле» поощрял вложение средств в дело.

4. Ростовщичество ставит под угрозу независимость государства.

Государства, планирующие поднять свою экономику за счет ростовщичества, в конце концов, потерпели экономический крах. В ростовщичестве и производных от него системах выгоду извлекает лишь один человек или небольшая группа людей, тогда как другие превращаются в должников. В дальнейшем, если должники не имеют возможности расплатиться вовремя, опять берут кредит и еще больше увязают в этом болоте. Подобное положение нарушает экономическую стабильность в обществе. Это, в свою очередь, приводит к тому, что государство, потерявшее свою политическую и экономическую силу, начинает брать деньги в долг у банков, и это называется «внутренним долгом». Таким образом, государство тоже оказывается в списке должников системы, которая извлекает деньги из денег. Каждый раз, когда государство оказывается не в состоянии выплатить свои долги, оно еще сильнее увязает в болоте ростовщичества. Этим, в свою очередь, пользуются банки, которые постепенно и негласно берут политическую власть в свои руки. Государство, попавшее в тиски ростовщичества – это слабое государство, потому что оно экономически зависит от своих кредиторов. Тогда как Ислам запрещает брать деньги в долг под проценты не только государству, но даже и обычному человеку. Потому что подобные долговые обязательства выстроены на несправедливой основе.

5. Ростовщичество – глобальная угроза.

Ростовщичество и производные от него системы растут и крепнут день ото дня, порабощая людей. Подобные системы не распространены разве только в отдельных обществах или государствах. Ростовщичество – это глобальная угроза. Те, кто хочет переделать мир, планируют объединить всех людей планеты в единое государство, с единым языком, единым вероисповеданием и валютой. Это и есть основа системы, называемой «глобализм». Ее цель – тотальный контроль над людьми. Самый простой и надежный способ сделать это – дать взаймы денег государствам со слабой экономикой, поймав их навсегда в сети ростовщичества. Самый яркий тому пример – деятельность МВФ и его ветвей в отношении стран третьего мира. Тогда как Ислам запрещает порабощение, будь то материальное или моральное. Люди в равной степени имеют право на справедливость.

Ислам побуждает человека зарабатывать пропитание честным трудом. Поэтому ростовщичество запрещено, как следует из аятов, приведенных в начале раздела, а торговля разрешена. В торговле выгоду получает не один человек (или ограниченное количество людей), а каждый, кто вложил деньги или усилия, в соответствии со своим вкладом и ростом капитала. Доход справедливо делится среди участников проекта. Тогда как в ростовщичестве всю прибыль получает ростовщик и, естественно, ни с кем не делится. Благодаря торговле растут инвестиции, в результате чего решаются такие проблемы, как безработица и многое другое.

Есть способы избежать ростовщичества. Их можно разделить на две категории:

а) Способы, имеющие отношение непосредственно к человеку:

Повышение интеллектуального уровня населения, прививание религиозных и нравственных основ, которые приведут к тому, что люди потеряют интерес к любым видам кредитов и займов. Люди, имеющие соответствующее образование и культуру, понимают, что кредиты – это путь к современному виду рабства, и будут искать для себя другую альтернативу.

б) Способы, имеющие отношение к государству:

Главной прерогативой государства должно быть достижение стабильности через запрет ростовщичества. Поэтому государству следует вкладывать деньги, полученные от сбора налогов и других источников, в программы, направленные на решение нужд народа. Это может иметь форму беспроцентного кредита в таких отраслях, как животноводство, сельское хозяйство или промышленность. Тем более, вложения все равно вернутся в виде прибылей, и в выигрыше останутся все. Подобная государственная политика приведет к тому, что население потеряет интерес к банковским кредитам. Еще один хороший способ борьбы с ростовщичеством – это увеличение налогов для всех компаний, корпораций и банков, работающих с процентными кредитами. Таким образом, ростовщики или разорятся, не выдержав высоких налогов, или будут вынуждены вкладывать деньги в инвестиции. Такой подход спасет от когтей ростовщиков не только общество, но и само государство. Чтобы сделать это, государство должно принять решение, что ростовщичество не является недопустимым способом добывания денег.

Заключение:

1. Ростовщичество категорически запрещено Исламом.

2. В вопросе ростовщичества не существует таких понятий как «мало» или «много».

3. Аяты, которые запрещают ростовщичество, сообщают, что ростовщики попадут в ад.

4. Ростовщичество запрещено и в других религиях.

5. Главная мудрость запрета ростовщичества в том, что деньги должны приносить пользу всем людям. Поэтому Ислам побуждает людей работать, прилагать усилия, вкладывать деньги в различные проекты.

6. Те, кто преступают запрет и сознательно занимаются ростовщичеством, объявили войну Аллаху и Его Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).

7. Несмотря на то, что уничтожить ростовщичество сегодня очень трудно, меры, предпринятые сейчас, будут способствовать тому, что люди будут отдавать предпочтение другим альтернативам.

8. Те, кто дает деньги в кредит, утверждая при этом, что они заботятся о будущем общества и благосостоянии людей, неискренни в своих притязаниях. Потому что все, что они способны предложить, – это ярмо долга и современная пожизненная форма рабства.

9. Государство должно, с целью ослабления или даже полного уничтожения ростовщичества и производных от него систем, справедливо распределять свои доходы среди граждан, вкладывать их в проекты, способные принести пользу народу, давать долгосрочные или краткосрочные беспроцентные кредиты предпринимателям, которые  действительно хотят и умеют работать. Таким образом, народ начнет больше доверять государству.

10. Государство должно, с целью обеспечения своей собственной целостности и гарантии будущего благосостояния народа, взимать максимально высокие налоги с компаний и корпораций, которые дают кредиты под проценты. Таким образом, потерявшие доверие народа ростовщики не смогут получать деньги из денег и, не выдержав высоких налогов, разорятся.

11. Еще одна обязанность заключается в снижении инфляции и повышении покупательской способности населения. Общество, где покупательская способность населения высока, не будет обращаться к структурам, работающим с процентными кредитами.


[1]. Бухари, Вакаля 11.

 

[2].  «аль-Бакара» 275.

 

[3].  «аз-Зильзаля» 7-8.

 

[4].  «аль-Бакара» 276.

 

[5].  «аль-Бакара» 278.

 

[6]. Маджмууль баян том.2 стр. 392.

 

[7]. Муслим, Мусакат 105-106; Тирмизи, Бую`2; Бухари, Бую`24, 25, 113; Абу Дауд, Бую` 4; Ибн Маджа, Тиджарат 58.

 

[8].  «аль-Бакара» 279.

 

[9]. Бухари, Бую`15.

 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!