Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Тауба и Истигфар | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Покаяние и Испрашивание прощения

Тауба и Истигфар,ИСЛАМ,Покаяние и Испрашивание прощенияКогда человек склоняется к своим страстям и духовность его веры слабеет, он погрязает в грехах. Когда же и нравственность человека слабеет, теряются и острота в мыслях его и глубина в его духовности. На пути к духовному становлению он претерпевает ослабление. А греховное, подобно музыке, что так нравиться нафсу, совершается почти неосознанно, также как неосознанным остается и пагубность его.

А ведь человек, подобно чистому и безупречному зеркалу, рождается на свет совершенно чистым. Также вот и религия, дается Аллахом человеку для того, чтобы тот мог сохранить в себе эту чистоту и непорочность. А значит, что когда раб, сумевший сохранить в природе своей эту чистоту, и посредством духовности религии приподнять над собой завесу неведения, совершая греховное, будучи человеком, непременно ощутит пагубность сего и у себя в душе. В нем просыпаются самые тонкие чувства. Сердце его с великим сожалением начинает гореть, и переполняясь слезами раскаяния, человек раскрывает душу Господу своему. Этому огню сожаления имя раскаяние. А то, что исходит из сердца человека, желающего исправить свою ошибку, и есть его желание раскаяться и просить у Господа его за содеянное прощенья.

Греховное, не дает человеку войти в рай, тогда как всякое раскаяние, за которым следуют благие деяния и искренние отчаяния души, являются защитой от огня геенны.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил:

«Когда человек совершает грех, на сердце его образуется черное пятно. Если человек раскаявшись о содеянном, устремляется к благому, сердце его вновь очищается. Если же он снова возвращается к прегрешениям, то таких пятен становится все больше, и они покрывают все сердце. Именно об этом повелевает Всевышний Аллах: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца». (Аль-Мутаффифин, 14), (Тирмизи, Тафсир, 83/3334)

В другом хадисе он (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил:

«Самой великой скорбью являются грехи, помочь от этого сможет лишь раскаяние среди ночи».[1]

Каждый человек, совершивший грех, должен сожалеть и раскаяться о содеянном, обратившись в этом ко Всевышнему. Ведь Всевышний, говоря о богобоязненных рабах Своих, коими Он остался доволен, говорит: «Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи - а кто может простить грехи, кроме Аллаха? - и не собирается сознательно повторять прегрешения». (Али Имран, 135 )

«Только малую часть ночи предавались они сну, а уже на заре они молили о прощении». (Аз-Зарият, 17-18)

Всевышний Аллах не в одном аяте сообщает о том, простит прегрешения рабов Своих, которые искренни в своих раскаяниях. Говоря даже о тех, кто раскаялся так, что полон решительности относительно того, что не желает вернуться к содеянному ими ещё раз, Всевышний говорит, что сменит прегрешения их благом, повелевая: «За исключением тех из них, кто раскаялся, уверовал и совершил доброе дело. За это Аллах заменит их злые деяния добрыми, ибо Аллах - прощающий, милосердный». (Аль-Фуркан, 70)

Посланник Аллаха (саллаллаху алуйхи ва саллям) же говорил об этом следующее:

«Всевышний Аллах открывает ночью длань Свою, чтобы простить прегрешения тех, кто совершил их днем. Днем же, длань Его распростерта для тех, кто желает покаяться за содеянное ночью. И до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, где оно заходит, то есть до конца света, это будет продолжаться». (Муслим, Тауба, 31)

Однако каясь и сожалея о содеянном, следует быть искренним и чистосердечным. Те, кто постоянно нарушает свое обещание не грешить, становится клоуном шайтана.

Всевышний Аллах повелевает: «…Воистину, обещание Аллаха -непреложная истина. И пусть не обольщает вас земная жизнь, пусть соблазнитель не обольстит вас против Аллаха». (Локман, 33)

С другой стороны сожаление и раскаяние о содеянных прегрешениях, это путь к спасению от наказания как в этой жизни, так и в жизни вечной. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил об этом следующее:

«Всевышний Аллах обещал мне относительно уммы моей две вещи:

  1. 1. Пока я нахожусь среди последователей своих, Аллах не накажет их.
  2. Аллах не накажет их и в том случае, если они будут каяться и сожалеть о совершаемых ими прегрешениях. (Аль-Анфаль, 33)

И я, уходя от них, оставляю с ними вплоть до самого Судного Дня, возможность раскаяться». (Тирмизи, Тафсир, 8/3082)

В связи с тем, что сожаления и раскаяние являются духовными переживаниями и поиском защиты, они являются и самыми действенным способами приближения к Господу. Сожаление, которое устремляет сердце человека к Аллаху и возвышает его на высокий уровень, является и способом очищения от духовной грязи. Услышанное раскаяние приподнимает и устраняет все препятствия и преграды между рабом и его Господом, становится причиной божьей любви. Ведь и Всевышний повелевает: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (Аль-Бакара, 222)

Посланник Аллаха, чтобы пояснить какое важное значение имеет покаяние в жизни людей, привел следующий пример:

«Довольство Всевышнего Аллаха раскаянием раба Своего, схоже с довольством человека, от которого убежал в бескрайней пустыне его верблюд, с которым были еда и питье его, и который несмотря на все поиски, так ничего и не нашел, а затем потерявши всякую надежду присел под первым деревом и вдруг увидел пред собой убежавшего от него верблюда. И сумевши лишь ухватить того за поводья и от черезмерной  радости не понимая что говорит, закричал: «О Аллах! Ты раб мой, я же Твой Господь», также и довольство Аллаха раскаянием раба Его, превыше радости даже такого человека». (Муслим, Тауба, 7; Тирмизи, Кыйама, 49, Даават, 99)

Говоря о пользе раскаяния, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), в другом своем хадисе также говорил:

«Тот, кто всегда будет просить у Аллаха прощенья за свои прегрешения, тому Он предоставит выход из каждой безвыходной ситуации, облегчение при каждой невзгоде, и пропитания, даже тогда, когда тот и сам, не знает где его найти». (Абу Дауд, Витр, 26/1518; Ибн Маджа, Адаб, 57)

Однако самым важным для каждого раба является воспитание своего нафса и очищение сердца. То, что мы говорили до сих пор о покаянии и раскаянии указывает лишь на необходимость войти в их двери. Войдя же в них, человеку следует, и творить благое. И после того, как он выполнит все то, что требует от него его Господь из поклонений и того, что советовал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), человеку будет необходимо помнить и о правах таких же рабов, как и он сам, о том, какие права имеют его родители, о том, что и как, и даже сколько ему необходимо жертвовать ради Аллаха, а также о том, что следует быть милосердным, сострадательным и снисходительным по отношению и ко всем другим созданиям божьим, и о тех, качествах, которые будут ему всегда необходимы во всем этом.

Некоторые картины превосходства

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил:

«О люди! Кайтесь пред Аллахом и просите у Него прощенья. Ведь и я каюсь и прошу у Него прощенья более ста раз в день». (Муслим, Зикр, 42)

То, что несмотря на то, что все предыдущие, равно как и все возможные ошибки Пророка Мухаммада были прощены ему Его Господом, и он желая оставаться благодарным рабом своего Господа за оказанные ему благодеяния продолжал просить у Него за это прощенья и каяться, есть пример и назидания для всей его уммы.

Пророк Мухаммад знавший о том, что самой важной обязанностью раба является поминание Его им и поклонение Ему, желая использовать каждую возможность и восполнить каждую не воспользованную, всегда устремлялся к покаянию и испрашиванию у Господа своего прощенья. Он также всегда и во всем просил у Аллаха прощенья и за прегрешения тех, кто последовал за ним.

 * * *

Ибн Омар, (радыйаллаху анху) рассказывает:

Однажды мы были свидетелями тому, как на одной из встреч с нами, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сто раз произнес:

«О Аллах! Прости меня и прими мое покаяние! Ведь Ты принимаешь покаяния и Ты Милосерден». (Абу Дауд, Витр, 26/1516; Тирмизи, Даават, 38/3434)

Покаяния и испрашивания прощения произносились Пророком не по той причине, что он был в чем-то грешен, а лишь для того, чтобы стать к Аллаху ещё более близким и снискать Его благоволения. Ведь по той причине, что каждый миг Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), переживал все новые духовные совершенствования, он не мог не просить прощенья у Господа своего за свое былое, прежнее положение.

 * * *

В последние же дни своей жизни Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) все чаще говорил:

«О Аллах! Я превозношу Тебя над всем тем, что не присуще Твоей божественности, и воздаю мою хвалу Тебе». Когда же Аиша (радыйаллаху анха) спросила его:

«Почему же ты, о Посланник Аллаха, так часто стал повторять: «Субханаллахи ва би-хамдихи астагфируллаха ва атубу иляйхи?»

На что Посланник Аллаха отвечал:

«Господь мой сообщил мне, что вскоре я увижу знаменье, которое должен был увидеть лишь я и те, кто последовали за мной. И увидев его, я все чаще стал произносить эти слова. Знаменье же это я увидел после взятия Мекки, о котором говориться: «Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа, и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему, и проси у Него прощения, ибо Он – прощающий». (Наср,1-3 )». (Муслим, Салят, 220)

 * * *

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) научил свою умму и тому, как следует испрашивать у Аллаха прощенья и каяться. В одном из своих хадисов он говорит об одном из важнейших видов покаяния, который он именовал как «Господин Покаяний-Саййидуль-Истигфар»:

«Нет слов раскаяния для раба превосходной, чем если он скажет: «О Аллах! Ты Господь мой. Нет никого достойнее Тебя поклонения. Ты сотворил меня. Я раб Твой. Я храню слово и обещание данное мной Тебе по мере возможности. И прошу Твоей защиты от зла моих прегрешений. Я признаю каждую милость Твою мне, и каждый проступок совершенный мной. Прости меня, ведь никто кроме Тебя Одного не прощает прегрешения».

В продолжение своих слов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Кто веря всем сердцем  истинность и правдивость слов этого Господина Покаяний, скажет их днем и умрет до наступления вечера, войдет в рай. Кто же скажет их, веря в истинность и правдивость сказанного им, ночью, и умрет до наступления утра, тот также войдет в рай». (Бухари, Даават, 2, 16; Абу Дауд, Адаб, 100-101)

 * * *

Раскаяния о содеянных им прегрешениях, верующий должен укреплять совершаемыми вслед за этим благими деяниями. Ибн Омар, (радыйаллаху анху) рассказывает.

Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и сказал:

«Я совершил тяжкий грех, могу ли я покаяться и загладить свою вину?»

На что Посланник Аллаха ему говорил:

«Жива ли твоя мать?»

«Нет» - отвечал тот.

«Жива ли твоя тетушка?»

«Да, жива». – отвечал тот.

На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ему говорил:

«Тогда будь с ней крайне обходителен. Тетя, подобна матери!» (Тирмизи, Бирр, 6)

Здесь мы видим, что человеку, чьё сердце горело огнем раскаяния и сожаления, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), советует сотворить благое. Сообщив тому, что сотворенное благодеяние стирает прегрешения и становится вместо них воздаянием.

 * * *

Говорится, что однажды ночью во сне Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел Биляла, (радыйаллаху анху). Утром он позвал муэдзина Биляла к себе, и спросил:

«Вчера ночью, во сне я видел как ты входил в рай впереди меня, о Билял! Я слышал впереди стук твоих сандал. Благодаря какому же из деяний ты вошел в рай впереди меня?»

На что Билял (радыйаллаху анху),  ему отвечал:

«О Посланник Аллаха, всегда, когда я совершаю небольшой грех, я сразу же совершаю вслед за этим два раката намаза. И стараюсь сразу же принять омовение, если теряю его».

На что Посланник Аллаха сказал:

«Благодаря вот этому!»[2]

Как мы видим, всегда, после того как мы совершаем греховное, нам следует, не теряя времени раскаиваться и творить вслед за этим благое.

По причине своей небрежности Каб бин Малик (радыйаллаху анху), опаздывает присоединиться к войску мусульман в походе при Табуке, и осознав что совершил ошибку, незамедлительно раскаивается, по причине чего чувствует неописуемое стеснение и угнетение. Узнав позже, что Аллах принял его раскаяние, он от радости делает земной поклон. (Ибн Маджа, Салят, 192)

А ещё позже требует, чтобы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принял у него и все его состояние, желая пожертвовать всем этим как милостыней. Однако Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям),  приняв лишь половину этого, велел оставить оставшееся его семье. (Бухари, Магази, 79)

Ведь Посланник Аллаха, принимал пожертвования каждого лишь в соответствии с их духовным состоянием. Так как не желал видеть позже их сожаления, что непременно заставило бы содеянному благу утратить его ценность.

 

Всевышний Аллах спасает кающихся и просящих за свои прегрешения прощенья рабов своих от всяческих невзгод, и проявляет к ним Свою милость. Так, однажды, к Хасану аль-Басри приходят четверо и жалуются один на засуху, второй, на бедность, третий на неурожай, а четвертый на бездетность.

Великий учитель, советует каждому из них покаяние. Находящиеся рядом с ним недоумевали:

«Уважаемый, однако, невзгоды всех четверых из этих различны, почему же вы посоветовали всем им одно и то же?!» На что Хасан аль-Басри отвечал им, прочтя следующий аят: «Молите у вашего Господа прощения, ибо Он - прощающий. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, поддержит вас имуществом и детьми и предоставит вам сады и реки». (Нух, 10-12) (Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, XI,98; Айни, Умдатуль-Кари, Бейрут, XXII,277-278)

 

Откладывать раскаяние на потом, обманываясь на уловке шайтана, заставляет человека не чтить время, а главное жизнь. Разумный человек, а тем более верующий, должен спешить с раскаянием, и всегда готовить себя к предсмертному часу.

В придании говорится, что один портной как-то спросил одного из благочестивцев:

«Что вы думаете относительно слов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Всевышний Аллах приметь покаяния раба Своего, пока душа его не подойдет к его глотке»?» (Тирмизи, Даават, 98/3537)

На что благочестивец спросил того:

«Да, это так. Однако какая у тебя профессия?»

«Я портной, шью одежду».

«Что же самое легкое в этом деле?»

«Разрезать ткань ножницами».

«Сколько же лет ты занимаешься этим?»

«Вот уже тридцать лет».

«Сможешь ли ты разрезать ткань, когда душа твоя подойдет к глотке?»

«Нет, вряд ли».

«Знай же, портной! Что если ты не сможешь сделать того, чему учился некоторое время, а потом занимался этим на протяжении тридцати лет, в нужный момент, то ты не сможешь раскаяться в предсмертный час, если ни разу не делал этого при жизни? Покайся сегодня, пока ты ещё в силе! Ведь в последний миг, быть может у тебя не будет никакой возможности сделать это… Ведь ты наверняка слышал слова: «Спешите с раскаянием, прежде чем смерть настигнет вас!» (Мунави, V, 65)?»

После этого портной покаялся и стал благочестивым. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям),  возвестил нам о том, что человек уйдет из жизни так, как прожил её, и будет воскрешен так, как ушел из жизни.[1]

 

Говорится, что однажды Баязид-и Бистами проходя мимо аптекаря готовящего лекарство, спросил у него:

«Доктор! Есть ли у тебя лекарство от моего недуга?»

«Что же у тебя за недуг?» - спрашивал того доктор.

«Грехи…» - отвечал тот. Разведя руками, доктор отвечал:

«Нет, средства от грехов у меня нет».

Однако мимо проходил юноша, который, услыхав краем уха, разговор двух почтенных особ, решил дать им свой ответ:

«Отец, я знаю средство от твоих недугов».

«Говори же, юноша!» - обрадовался Баязид-и Бистами.

Этот юноша, который ничем не отличался среди других, описал это средство от грехов так:

«Тебе следует взять десять листьев кореньев покаяния и десять листьев сожалений! Поместить все это в сосуд сердца! Мельчить все это колотушкой единобожия! Пропустишь через сито чистосердечия! Смешать со слезами! Засушишь на печи любви и упования! И из десяти порций получившегося зелья, взять пять ложек себе, и употреблять пять раз в день. И от недуга твоего не останется и следа!..»

Слушавший все это Баязид-и Бистами вздохнув с облегчением сказал:

«Бедняги те, кто, говорит о таких познавших Аллаха как ты как о глупце, считают себя знающими!..»

 

Иными словами, человеку, который не безопасен от совершения грехов, всегда следует произносить слова раскаяния, и укреплять свои намерения совершением благих деяний. Прошение прощенья и творение благого, это обязанность раба Аллаха. Ведь и в аяте говорится: «О люди! Воистину, обещанное Аллахом - истина. Пусть не обольщает вас эта жизнь, и пусть не обольщает вас обольститель относительно Аллаха». (Фатыр, 5)

Откладывание раскаяния и покаяний на потом, является самообманом, слабостью человека перед своими страстями и шайтаном, что нередко заканчивается плачевно. Поэтому всегда следует торопиться с раскаянием, и быть постоянным в совершении благих деяний. Это же не только предостережет и сохранит раба от невзгод и несчастий, но и принесет ему много блага и божьей милости.


[1] См. Муслим, Джаннат, 83; Мунави, V, 663.

 


[1] Дайлами, аль-Фирдаус би-Масуриль-Хитаб, Бейрут 1986, I, 136. 

[2] Ибн Хузейма, Сахих, Бейрут 1970, II, 213/1209. 

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!