Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Мирская жизнь для верующего | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Мирская жизнь с точки зрения человека

В этой главе мы рассмотрим отношение к мирской жизни верующего, неверующего и лицемера. В целом это можно выразить словами ибн Аббаса (радыйаллаху анхума), который сказал: «Всевышний Аллах создал жизнь. И создал в ней тех, кто верует, тех, кто не верит, а также тех, кто просто лицемерен. Верующий ищет себе при жизни пропитания жизни вечной. Неверный ищет во всём материальную выгоду. А лицемер придаёт значение украсам и декорациям».[1] Однако мы посчитали необходимым поговорить об этом более подробно. Приводя аяты Священного Корана и хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), мы покажем, каким же в действительности является взгляд на жизнь представителей этих трёх групп, их сходство и различие. 

    1. Мирская жизнь для верующего

Верующий человек верит в то, что жизнь на земле – это место для испытаний. Веря в то, что ничто в этой жизни не создано понапрасну, он видит в ней возможность приобрести счастье жизни иной – той, что вечна. Все пагубные стороны мирской жизни известны человеку из Священного Корана и  хадисов Посланника Аллаха, из его жизненного примера. Он следовал тому, что велено, и прибегал к защите Аллаха от её пагубности. Посланник Аллаха часто взывал к Всевышнему со словами: «Я ищу у Тебя защиты от испытаний мирской жизни».[2]

Он также говорил: «Жизнь мирская – это тюрьма для верующего и Рай для неверного».[3] Абдуллах бин аль-Мубарак (умер 181/797) говорил относительно этого следующее: «Мирская жизнь – это тюрьма для верующего, где всегда царит голод. Покидая её, человек спасается и от голод, и от места, где он царит».[4]

Абдуллах бин Мас’уд  (радыйаллаху анху) говорил: «До тех пор, пока верующий не встретит своего Господа, ему нет ни покоя, ни отдохновения»,[5] указывая на ту же особенность.

Именно поэтому, верующий оставляет всё то из мирского, что сделано Аллахом запретным. Так как их страх перед Аллахом запрещает ему совершать это. Неверный же не переживает ни о чём. Тяготы, преодолеваемые верующими в мирской жизни, имеют различные степени, ведь каждый из них сторонится запретного только в соответствии с его возможностями и способностями. Те из людей, кто менее совестлив или религиозен, проживают эту жизнь в более комфортных условиях. Поскольку они не настолько отягчены и ущемлены, как первые, их награда в следующей жизни, конечно же, будет такой, как прожитая жизнь на земле. И когда верующие увидят то, что уготовано им в вечной жизни, они поймут, что их жизнь на земле была подобна жизни в заключении. Однако под словами «место, где царит голод», следует понимать, что голод этот является им лишь в сравнении с благами жизни вечной, так же как и сама жизнь мирская называется тюрьмой оттого, что она ограничена по сравнению с жизнью вечной. Ведь и в мирской жизни существует несметное количество благ. Мирская жизнь названа Раем для неверного и тюрьмой для верующего из-за того, что ожидает обоих в жизни следующей. Ведь Всевышний Аллах уготовил для верующих в Раю такие блага и услады, что даже самая роскошная жизнь на земле покажется по сравнению с ними ничем.[6]

Имам ан-Навави (умер 676/1277), говоря о том, что означают слова «мирская жизнь – тюрьма для верующего», пояснял: «Мирская жизнь называется тюрьмою для верующего оттого, что некоторые из её благ сделаны для него запретными, а иные – дозволенными, так же как ему предписано преодолевать некоторые трудности, выполняя то, что возложено на него Богом». Именно оттого, что действия верующего ограничены, он сравнивается с узником, брошенным в заточение. После смерти с человека снимаются все запреты и возложенные на него обязательства, и он испытывает облегчение и обретает ту вечную награду, которую Аллах ему уготовил.[7]

Именно поэтому, верующий оставляет всё то из мирского, что сделано Аллахом запретным. Так как их страх перед Аллахом запрещает ему совершать это. Неверный же не переживает ни о чём. Тяготы, преодолеваемые верующими в мирской жизни, имеют различные степени, ведь каждый из них сторонится запретного только в соответствии с его возможностями и способностями. Те из людей, кто менее совестлив или религиозен, проживают эту жизнь в более комфортных условиях. Поскольку они не настолько отягчены и ущемлены, как первые, их награда в следующей жизни, конечно же, будет такой, как прожитая жизнь на земле. И когда верующие увидят то, что уготовано им в вечной жизни, они поймут, что их жизнь на земле была подобна жизни в заключении. Именно поэтому Мунави (умер 1031/1621) говорил, поясняя это: «Верующий оттого, что он отстраняет себя от греховных желаний, находится, будто в заключении».[8]

На это же указывают следующие слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Однажды мимо Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) проносили тело усопшего. На это он сказал: «Этот либо избавился сам, либо избавились от него». Когда присутствующие спросили его, что это значит, он ответил: «Умирая, верующий избавляется от мучений и страданий мирской жизни. Когда же умирает нечестивец, от его мучений избавляются окружающие его люди, звери, растения»,[9] указывая на то, что мирская жизнь – это место, где все испытывают неудобства и пребывают в муках.

Масрук бин аль-Аджда (радыйаллаху анху) (умер 63/682) говорил: «Я никогда не завидовал никому, кроме как верующему, который, избавившись от мучений и наказания Аллаха, ушёл из этой жизни и ждёт своего воскрешения в могиле»[10], указывая на те же истины. Существует ещё много хадисов, говорящих о том же самом. Так, однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ни один верующий мужчина или женщина не может чувствовать себя в безопасности от бед и несчастий мирской жизни во всём, что касается его самого, его потомков или имущества, пока он не воссоединится с Аллахом. Пока, наконец, они не предстанут перед Аллахом, очищенными от грехов и ошибок».[11]

Все эти хадисы указывают на то, что мирская жизнь – это место, где верующий претерпевает трудности и мучения. И в зависимости от их веры, возрастает и тяжесть их испытаний. Ведь когда Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спрашивали, кто испытывает в мирской жизни большие испытания, он отвечал, что Пророки, а затем и верующие, в соответствии с их верой. Он же говорил, что человек испытывается в зависимости от крепости веры и религиозности. И если человек крепок и стоек в своей вере, то и испытания, выпадающие на его голову, гораздо сильнее тех, что выпадают на долю слабых.[12]

Вместе с этим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также говорил, что вознаграждение человека зависит от того, каким было его испытание, и что если общество, которое Аллах испытывает, будет покорным и не станет противиться Его повелениям, то и Аллах останется довольным им. Ну, а если они будут проявлять недовольство, равно как и непокорность, то и Аллах останется ими только недоволен.[13]

Следует сказать также и то, что верующие не смогут припомнить в День Суда ничего из того, что они претерпевали в жизни. Об этом говорил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): «В Судный День верующего, который прошёл в своей жизни через испытания, воскресят, и о нём будет сказано: «Поместите его разок в Рай». С ним так и поступят, затем ему скажут: «О, такой-то, было ли у тебя какое-то горе или лишение?», тогда он скажет: «Нет, я не знал ни горя, ни лишения».[14]

Истинное место, где верующий найдёт достойное воздаяние за содеянное им в мирской жизни, он найдёт лишь в День Суда, то есть в жизни вечной. Однако воздаяние за некоторое благо он сможет увидеть и в мирской жизни. То есть мирская жизнь – это первое место, где человек может увидеть воздаяние за свои поступки и деяния. Так, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил об этом следующее: «Аллах не оставит без награды ни одного благодеяния из содеянного верующим. По причине этих благодеяний, верующий увидит добро как в мирской жизни, так и в жизни вечной. Что же касается неверного, то за благодеяние, содеянное им в этой жизни, он получит пропитание. Когда же он предстанет для расчёта и воздаяния в День Суда, то увидит, что для вечной жизни у него нет ничего».[15]

Верующий, когда перед ним стоит возможность выбора, опирается на своё убеждение, что мирское обречено на исчезновение и не имеет большой ценности, тогда как иная жизнь – всегда лучше.[16] Он верит и в то, о чём говорится в Коране: «Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию»,[17] оставаясь в убеждении, что мирская жизнь – скоротечна, а следующая – вечна.

Посланник Аллаха, говорил ибн Умару (умер 73/692): «Будь в жизни как странник или путник!»,[18] указывая ему на то, каким должно быть отношение верующего к мирскому. Поэтому так же, как чужестранец будет всегда думать о своей родине, верующий в мирской жизни всегда будет помнить об истинной жизни, жизни вечной. Оставаясь на чужбине, человек может позабыть о родине и полюбить другую страну, но привязаться к жизни мирской – совершенно неверно. Лучше для человека чувствовать себя в жизни мирской подобно путнику, направляющемуся на свою родину, и всегда помнить об этом. Поступающий так никогда не станет чувствовать себя привязанным к мирскому. Он всегда будет помнить о том, что ему предстоит преодолеть высокие горы и бескрайние степи, будет помнить и об опасностях, поджидающих его на этом пути, и не станет нигде останавливаться.[19]

В других вариантах хадиса, кроме того, что упомянут выше из сборника Бухари, говорится: «Будь мёртв к жизни этой»,[20] что ещё лучше указывает нам на то, что для человека есть жизнь мирская. Человек, который считает себя мёртвым в этой жизни, ни за что не станет чувствовать привязанность к ней, зная, что он следует в жизнь вечную. Видимо об этом говорили: «Умереть прежде, чем постичь смерть».

Из всего вышесказанного понятно, что верующий, воспринимая мирскую жизнь как то, чем следует воспользоваться в вечной жизни, никогда не будет к ней привязан. Знающий о том, что всё мирское исчезает и переходит в жизнь вечную, верующий станет брать из него лишь столько пропитания, сколько ему необходимо, будет заниматься мирским, никогда не забывая о том, что истинная жизнь – лишь жизнь после смерти.

Верующий также будет верить, что жизнь эта даётся для того, чтобы человек творил благое и что воздаяние за всё это он увидит в вечной жизни. Это также одна из причин, по которой он не станет чувствовать к мирскому особой привязанности. И даже будучи занятым мирскими делами, он никогда не забывает, что ему придётся отвечать за то, что он совершил в этой жизни.

Глядя на мирскую жизнь с другой стороны, понятно, что именно она является местом, где человек может снискать себе пропитание жизни вечной. А поэтому верующий, принимая активное участие во всех мирских делах, станет зарабатывать то, что она предоставляет ему, не пренебрегая ничем. Ведь даже обращаясь с наставлением к такому нечестивцу и богачу, как Карун, Священный Коран говорит: «…Не пренебрегай и долей твоей в этом мире…»,[21] указывая, что человеку следует помнить и о том, что он должен сделать в этой жизни.

Как мы уже говорили прежде, приводя аяты и хадисы, всецелое посвящение себя мирскому опасно и чревато плачевными последствиями, и что Ислам рекомендует следовать в этом среднего умеренного пути.

Человек по своей природе имеет право радоваться, и это чувство является для него основным источником сил. Смерть, являющаяся лишь началом вечной жизни, хотя и пугает многих, для верующего не представляет ничего ужасающего. Напротив, он верит, что за ней не исчезновение, а жизнь, и это заставляет его ещё при жизни чувствовать тоску по той, следующей жизни. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто желает встретиться с Аллахом, встречи с тем желает и Аллах; тот же, кто не проявляет желания встретиться с Аллахом, встречи с тем не пожелает и Сам Аллах». Когда же все присутствующие, как один, молвили: «Никто из нас не желал бы смерти», Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил: «Однако, это не то, что вы себе представляете. Ибо перед смертью Аллах даёт верующему благую весть о том, что ожидает его впереди. И потому ему уже не видится ничего, что было бы для него желаннее, чем встреча с Аллахом».[22] По этой причине верующий в мирской жизни будет в мыслях, действиях и взглядах жить бок о бок с жизнью иной. И именно поэтому расстояние между этой жизнью и жизнью вечной для верующего, как один шаг.

Все эти примеры, показывают верующему, каким должно быть его отношение к мирскому, то есть каким Аллах и Его Посланник желают его видеть. Однако на практике верующие ведут себя по-разному по отношению к мирскому, что в большинстве случаев зависит от крепости, искренности и чистоты их веры.

В соответствии с другой классификацией, поведение верующего по отношению к жизни мирской бывает трех типов: те, кто преступил против самого себя; те, кто умерен и те, кто опередил иных в благом.[23] Большинство  верующих, пленившись красой и усладами мирской жизни, следуют за страстями и не умеют надлежавшим образом воспользоваться предоставленными благами, поступив, таким образом, против самих себя. Мирское, будучи их основной целью, остаётся для таковых и основой, на которой они завязывают дружбу или открывают вражду. Такие, поверив в жизнь следующую, следуя за своими страстям, остаются в неведении о том, что жизнь эта лишь место, где все готовятся к жизни вечной.

О верующих, следующих средним, умеренным путем, говорится как о тех, кто выполняет требуемое, зарабатывая себе пропитание дозволенными путями, кто пользуется благами и усладами мирского больше необходимого. Они не станут отвечать за это. Однако это, как об этом говорил Халиф Умар (умер 23/644), «убавляет их превосходства и совершенства». Именно по этой причине Умар (радыйаллаху анху) всегда сторонился вкусной пищи и роскошной одежды, говоря: «Я опасаюсь быть из тех, о ком Всевышний Аллах говорит: [24]

 

أَذْهَبْتُمْ طَيِّبَاتِكُمْ فِي حَيَاتِكُمُ الدُّنْيَا وَاسْتَمْتَعْتُم بِهَا

                                                                                                                                                                                    "Вы исчерпали вашу [долю] в благах в земном мире и насладились ими».[25]

О тех же, кто опередил остальных во благе, говорится: «Воистину, все, [что есть] на земле, Мы сотворили как украшение для нее, а также для того, чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям»,[26] как о тех, кто, понимая для чего Аллах послал их на эту землю, творят соответствующие деяния. О них Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Зачем мне мирское? Я в жизни мирской подобен страннику, который остановился под сенью дерева, чтобы отдохнуть, затем проснулся и вновь тронулся в путь»,[27] указывая на то, что преуспевшие в этой жизни – это те, кто берёт от неё только то, что нужно.[28]

Хасан аль-Барси (умер 110/728) говорил: «Как хороша мирская жизнь для верующего. Он прилагает необходимые усилия для того, что ему нужно от неё, находит себе достаточное пропитание и уходит в Рай. И как худо пристанище жизни мирской для каждого нечестивца и лицемера. Он денно и нощно трудится, чтобы отправиться в Ад»[29] указывая на то, что мирская жизнь – это место, где человек ищет и наживает себе счастье жизни вечной.


[1] Насафи, Мадарикут-Танзиль, 2/1270-1273.

[2] Бухари, Джихад, 25; Даават, 37, 41, 44; Муслим, Зикр, 76; Насаи, Истиаза, 5, 7.

[3] Муслим, Зухд, 1; Тирмизи, Зухд, 16.

[4] Абдуллах бин Мубарак, Китабуз-Зухд, стр. 211.

[5] Абдуллах бин Мубарак, То же произведения, стр.7; Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр. 228.

[6] См. Сахиху Муслим би шархин-Навави, 18/93.

[7] См. Мубаракфури, Тухфатуль-Ахвази, 6/614-615.

[8] См. Файзуль-Кадир, 3/730.

[9] Бухари, Рикак, 46; Муслим, Джанаиз, 61, 62.

[10] Абдуллах бин Мубарак, Китабуз-Зухд, стр. 92.

[11] Тирмизи, Зухд, 57.

[12] См. Тирмизи, Зухд, 57.

[13] См. Тирмизи, Зухд, 57.

[14] См. Ибн Маджа, Зухд, 38.

[15] Муслим, Сыфатуль-Мунафикын, 76.

[16] См. Ан-Ниса 4/77.

[17] Аль-Бакара 2/36.

[18] Бухари, Рикак, 3; Тирмизи, Зухд, 25; Ибн Маджа, Зухд, 3.

[19] См. Кандамир, Чакан,Кучук, Перевод и толкование Рийадус-Салихин, 3/437-438.

[20] См. Тирмизи, Зухд, 25; Ибн Маджа, Зухд, 3.

[21] См. Аль-Касас 28/77.

[22] Бухари, Рикак, 41; Муслим, Зикр, 14, 16.

[23] См. Фатыр 35/32.

[24] Ибн Касир, Тафсир, 4/172.

[25] Аль-Ахкаф 46/20.

[26] Аль-Кахф 18/7.

[27] Тирмизи, Зухд, 44; Ибн Маджа, Зухд, 3.

[28] См. Ахмед Фарид, аль-Бахрур-Раик, стр. 165-166.

[29] Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр. 400.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!