Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
| Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ошибки при чтении Корана

(Принципы «заллятуль кария»)

 

Согласно воззрению этих ученых, нижеследующие виды чтения нарушают намаз:  1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл. 2. Чтение аята, подобно которому в Коране нет ничего. 3. Чтение Корана, смысл которого далек от основного содержания, нарушает намаз. Например, если вместо фразы «Хазаль гураб» прочитать «Хазаль губар», что переводится, как «Это ворона» и вместо этой фразы использовать «Это пыль». Также нарушает намаз чтение фраз, которых нет в Коране, и которые ничего не означают. Как, например, вместо слова «ас Сараир» (тайны) употребить слово «ас Сараиль», которое ничего не означает, и кроме того данного слова нет ни в одном контексте Корана. По-мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, употребление таких слов, которые похожие на некоторые слова в Коране, однако далекие от истинного смысла, и хотя они не сильно меняют значение фразы, также нарушают намаз. Но Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается, так как в большинстве они происходят в силу трудности чтение текста Корана. По этому вопросу существует общее мнение о позволительности такого чтения. Изданная по этому поводу фатва полностью соответствует этому мнению. Все ученые единодушны в том, что если намеренно изменить одно слово Корана, отчего меняется смысл, в результате такого чтения намаз нарушается. Исключением является тот случай, если изменение связано с восхвалением Аллаха, или же с целью восхваления прочитано другое предложение. Но при всем этом, подобные попытки подлежат осуждению.

Ошибки при чтении Корана называются «Заллятуль кария».

У ханафитов существует две точки зрения: Одна точка зрения принадлежит ученым «мутакаддимуна» и она считается более осмотрительной. Этой же точки зрения придерживаются шафииты. Вторая точка зрения принадлежит «мутааххирину», но она легка для практического применения.[1]

Ученых, которые жили и работали до середины 11 столетия, называют «мутакаддимун», а тех, кто трудился на ниве науки после этого срока, и вследствие изменения условии жизни и времени по-новому рассматривали предписания Ислама, называют «мутааххирун» (пришедшие после).

 Период творчества ученых - мутакаддимун

 Согласно воззрению этих ученых, нижеследующие виды чтения нарушают намаз:

 1. Неправильное чтение, которое приводит к куфру и в корне меняет смысл.

2. Чтение аята, подобно которому в Коране нет ничего.

3. Чтение Корана, смысл которого далек от основного содержания, нарушает намаз. Например, если вместо фразы «Хазаль гураб» прочитать «Хазаль губар», что переводится, как «Это ворона» и вместо этой фразы использовать «Это пыль». Также нарушает намаз чтение фраз, которых нет в Коране, и которые ничего не означают. Как, например, вместо слова «ас Сараир» (тайны) употребить слово «ас Сараиль», которое ничего не означает, и кроме того данного слова нет ни в одном контексте Корана.

По-мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, употребление таких слов, которые похожие на некоторые слова в Коране, однако далекие от истинного смысла, и хотя они не сильно меняют значение фразы, также нарушают намаз. Но Имам Абу Юсуф утверждает, что в таких случаях намаз не нарушается, так как в большинстве они происходят в силу трудности чтение текста Корана. По этому вопросу существует общее мнение о позволительности такого чтения. Изданная по этому поводу фатва полностью соответствует этому мнению.

Если в Коране нет фразы, похожей на допущенную ошибку и если в процессе чтения не нарушается смысл, то в противоположность вышеизложенному суждению, по-мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада намаз не нарушается, тогда как Абу Юсуф утверждал, что нарушается. Как, например, вместо слова «Каввамин» прочитать «Каююамин».

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что Абу Ханифа и Имам Мухаммад во внимание брали вопрос о кардинальном изменении смысла или соответствия читаемой фразы основному смыслу коранического текста. Если сильно меняется содержание, то намаз нарушается, если нет, то не нарушается. Здесь не имеет никакого значения: есть ли в Коране подобная фраза или нет. Что касается Имама Абу Юсуфа, он в качестве критерия берет наличие или отсутствие похожей фразы в Коране. Если есть в Коране что-либо похожее, то даже если сильно изменился смысл, намаз не нарушается, если же в Коране нет ничего похожего, и при этом смысл сильно не изменился, то намаз в любом случае нарушается.

 Период творчества ученых-мутааххирин

 В результате принятия Ислама народами и нациями, не владеющих арабским языком, породило множество проблем, связанных с произношением и чтением аятов Корана. Исходя из трудности произношения букв и звуков, слов и дополнительных дифтонговых знаков, и как следствие этого, неправильное чтение Корана, ученые-мутааххирин разработали следующие правила:

 

1. Ошибка ираба[2] при чтении не нарушает намаз и при этом не имеет никакого значения: произнесенная фраза носит еретический характер или нет, так как большинство людей не могут различить правила ираба Корана. Например, аят «Рабби Ибрахими» некоторые люди окончание «Ибрахими» читают «и», а другие «у» (получается Ибрахиму). При таком чтении этот аят означает «Когда Ибрахим испытывал Господа», а это совершенно неправильно. Такое же положение дел бывает, когда вместо фразы «Нагбуду» (мы будем поклоняться) читают «нагбиду».

 

2. Если при чтении Корана вместо одной буквы прочитали другую, опираются на следующее положение: Если между этими буквами существует близость в махраже (место произношения букв), как например, между буквами «Каф» и «кяф» или между «син» и «сад», которые можно сделать «ибдаль» (поменять местами), то намаз не нарушается. Например, если возможно вместо «Фала такхар» прочитать «фала текхар», вместо «ас Самад» – «ас Семед», вместо «фатхун кариб» – фатхун гариб.

 

3. Если можно без всяких затруднений различить две буквы, то в этом случае намаз нарушается. Как, например, вместо слова «ас Салихат» (праведные деяния) прочитать «ат-Талихат», вместо «Аллаху ахад» – «Аллаху ахат».

 

4. Если сложно прочитать по-разному две буквы, и так как это не по силам большинству людей, вследствие этого намаз не нарушается. Например, вместо буквы «сад» в слове «ас-Сырата» прочитать букву «син» и тогда данное слово будет читаться «ас Сирата».

 

5. Если между двумя буквами нет никакого единства или близости по звучанию, но их сложно прочитать по-разному, и поэтому при чтении употребляют одну букву вместо другой, по-мнению многих факихов намаз не нарушается. Например, если вместо буквы «дат» прочитать «дал», вместо «зал» – «зи», вместо «зал» – «зе» или «зи». Также обстоит дело при чтении вместо «сад» букву «син», вместо «та» – «те».

Например, если вместо «ва ладдаллин» прочитать «ва лаззаллин», то есть, вместо буквы «дат» прочитать букву «зи» или «зал», намаз не нарушается. Наряду с этим, существуют и другие взгляды. Но те люди, которые могут читать эти буквы как положено, не должны относиться к этому беспечно. Не стоит забывать, что преднамеренно неправильное произношение букв нарушает намаз.

 

6. Если букву «шадда» (двойную) по ошибке прочитать без «шадды», длинную букву – прочитать коротко, где нужно сделать «идгам» – не сделать, где не нужно делать, прочитать с «идгам», в этих случаях намаз не нарушается.[3] Как, например, если слово «ияяка» прочитать «ияка».

Также обстоит дело, если звонкую букву прочитать, как глухую, а глухую – как звонкую, так как этому подвержены большинство людей.

 

7. Не нарушается намаз, если к какому-либо слову Корана присоединить какую-либо букву. Например, артикула «ас», находящегося в начале слова «ас Сыратальллязина» в тексте Корана нет, но так как этот артикул смысл не меняет, поэтому намаз не нарушается.

 

8. Намаз не нарушается, если при чтении буквы одного слова Корана присоединить к другому слову, как во фразе «Иия канагбуду». На самом деле эта фраза имеет форму «Иияка нагбуду» (мы поклоняемся только Тебе). Но при чтении таких фраз нужно постараться не делать «сакта».[4]

 

9. Если при чтении Корана во время выполнения намаза сделать остановку, как, например, вместо слова «аль Хамду» прочитать только артикул «аль» и только потом «Хамду» из-за необходимости сделать передышку или из-за того, что забыли какой-либо аят перешли к другому, по-мнению большинства ученых намаз не нарушается. Так как забывчивость или необходимость набрать воздуха в легкие присущи всем людям. Например, если по причине нехватки воздуха сделать остановку и вместо слова «Матлагиль фажр» прочитать «матлаиль фаж», и тут же совершить рукуг, намаз не нарушается.

 

10. Если при чтении по ошибке к аяту прибавили одну букву, и при этом смысл аята не изменился, намаз считается действительным. Например, если вместо фразы «Ядхилху наран» (его поместят в огонь) прочитать «Юдхилухум наран» (их поместят в огонь). Но если смысл аята изменился, согласно одному мнению, намаз нарушается. Например, если вместо фразы «Иннака ла минал мурсалин» (Воистину, ты посланник) прочитать «ва иннака ла минал мурсалин» (клянусь, ты посланник). В этом примере ответ на клятву снова дан в клятвенной форме. Однако некоторые ученые утверждают, что в этом случае намаз не нарушается.

 

11. Если по ошибке не прочитать одну букву какого-либо аята Корана и если эта буква представляет собой корень этого слова, в результате чего меняется общий смысл, то по-мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада намаз нарушается. Как, например, если вместо «Мима разакна хум» (из того, что Мы послали им в качестве пропитания) прочитать «Мима закна хум» или вместо фразы «ва джаална» употребить «ална».

Опять-таки, если прочтенная по ошибке буква не является корнем слова, но из-за того, что ее пропустили, меняется смысл, намаз считается фасыдом. Например, вместо фразы «Ва ма халаказ закара валь унса» прочитать «ва ма халаказ закара аль унса».

Если же пропущенная буква не входит в корневую основу слова, и если и входит, но вследствие того, что ее пропустили, смысл не меняется, намаз не нарушается. Как в случае чтения вместо слова «аль Вакияту» прочитать «аль Вакия».

 

12. Если в намазе неоднократно повторить какое-либо слово, но это не меняет основной смысл, намаз не нарушается. Некоторые факихи считают, что намаз считается действительным даже в том случае, если изменился смысл. Другие факихи считают, что намаз нарушается. Последнее мнение заслуживает большего доверия, чем предыдущее. Например, если вместо фразы «Раббуль алямин» (Господь миров) прочитать «Рабби раббиль алямин» (Господь Господа миров). Если читающий подобным образом знает, что такое чтение меняет смысл, но он намеренно продолжает так читать, его намаз нарушается. Но если же это произошло из-за запинания при чтении или же вследствие желания красиво прочитать эту фразу, намаз не считается нарушенным.

 

13. Намаз не нарушается, если при чтении какого-либо аята смысл по ошибке добавить одно слово или же прочитать одно слово меньше; пропустить одну из букв какого-либо слова, одно слово или букву прочитать раньше или позже; и если при всем этом не меняется основной смысл аята. Также намаз не нарушается, если смысл не меняется, когда одно или слово меняют другим. Например, если при чтении фразы «Таала джадду Рабина (Господь превыше всего) пропустить букву «а», прочитать «Тала»; вместо «инфажарат» прочитать «инфаражат», вместо «Авваб» прочитать «Айаб». До тех пор, пока не изменится основной смысл, чтения подобного рода намаз не нарушают.

Если слово, по ошибке присоединенное к аяту, не меняет смысл, то в этих случаях намаз не нарушается. Например, если к аяту «Ля табудуна илляллаху ва билль валидайни ихсанан (Вы поклоняетесь только Аллаху и хорошо относитесь к родителям), прибавить слово «ва бирран» (добро).

И если даже прибавленное слово можно найти в Коране, но в данном контексте настолько искажает смысл, что приводит к куфру (неверию), то намаз нарушается. Например, если к аяту «Ман Амана билляхи вал явмиль ахири ва амиля салихан фалахум ажрухум» (кто уверует в Аллаха и в Судный день, будет творить праведные дела: для них приготовлены награды) прибавить слово «кафара» (будет неверным), то смысл этого аята меняется и, следовательно, намаз нарушается.

Если в результате замены слов не изменится значение фразы, намаз не нарушается. Например, если вместо фразы «Фиха зафирун ва шахикун» прочитать «фиха шахикун ва зафирун». Если же смысл предложения изменится, по-мнению большинства факихов намаз нарушается. Например, если в аяте «Ведь будут праведники в благодати, а грешникам — гореть в Огне» слово «джахим» (Ад) прочитать сначала, и следом «нагим» (Рай), смысл фразы меняется в совершенно противоположную сторону.

 

14. Также намаз нарушается в том случае, если неправильное чтение приводит к ошибочному пониманию родословной. Например, если прочитать «Марьям ибнату Гайлян» (Марья – дочь Гайляна) или «Иса бин Лукман» (Иса – сын Лукмана), то намаз нарушается, ибо всем известно, хазрат Иса появился на свет без отца. Поэтому приведенная выше ошибочная фраза не соответствует положениям Корана.

 

15. Если лицо, с дефектами речи, вместо буквы «ра» прочитает «га» или «лям», или же «я», то в этом случае намаз не нарушается. Например, если вместо «Раббиль алямин» прочитать «Лаббиль алямин». Но лица с дефектами речи должны приложить все усилия, чтобы устранить недостатки в произношении или же читать более легкие, с точки зрения произношения, аяты. Таких людей можно отнести к разряду неграмотных людей.

Если некто вместо фразы «аль Хамду лилляхи» прочитает «аль Хамду» или вместо фразы «куль хуваллаху ахад» прочитать «куль хуваллаху», то есть употребить мягкую согласную, ему нужно обязательно поработать над собой.

Если кто-либо выполнит намаз, в течение которого допустил серьезные ошибки при произношении, ему разрешается этот намаз совершить заново.

По-мнению шафиитов и ханбалитов, любые ошибки при чтении аятов Корана, кроме суры «аль Фатиха» намаз не нарушает. Но если же ошибка сделана намеренно и изменился смысл, то тогда нарушается как намаз имама, так и джамагата. Если некто прочитал Фатиху с такой грубой ошибкой, что изменился смысл – пусть это он сделал намеренно или случайно, – его намаз становится батылом. Данные взгляды исходят из хадиса, который гласит, что намаз без чтения суры «аль Фатиха» недействителен, ибо по положению этих мазхабов чтение Фатихи во время выполнения намаза считается фардом.[5]


[1] Ибн Абидин, 1/589-593; аз-Зухайли, 2/20; Бильмен, стр. 217.

[2] Ираб – правила правильного чтения арабских текстов. 

[3] Все эти правила изучаются в разделе науки искусства правильного чтения Корана, называемого «таджвид».

[4] «Сакта» – при чтении делать остановку.

[5] ибн Кудама, аль-Мугни, 2/198; аз-Зухайли, 2/21; Бильмен, стр. 221.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!