Расписание намазов

ОПРОСЫ

Оцените наш сайт
 
Обустройство Мира | Печать |  E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Обустройство Мира

Обустройство Мира.Слово «обустройство» означает – приведение что-либо в порядок, оживание какого-либо места, украшение его и обогащение человека.[1] Ведь так об этом говорится в  аяте: «Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию».Слово «обустройство» означает – приведение что-либо в порядок, оживание какого-либо места, украшение его и обогащение человека.[1] Ведь так об этом говорится в  аяте: «Земля пусть станет вам временным местопребыванием, и от нее вы будете получать средства к существованию».[2]

Первый человек Адам после низвержения из Рая должен был начать свою жизнь снова, обустраивая землю и пользуясь её благами.

Всевышний Аллах создал человека способным обустроить свою жизнь на земле, ведь об этом говорится в аятах: «Люди обольщаются утехами, доставляемыми женами, детьми, скопленными горами золота и серебра, чистокровными конями, скотом и нивами. [Но все] это - [только] на временное пользование в этом мире, тогда как у Аллаха - лучшее прибежище».[3]

«Богатство и сыновья - украшения жизни в этом мире, однако праведные деяния, [плоды которых] вечны, Господь твой оценит выше, и на них лучше возлагать надежды».[4]

 

Ислам позволяет человеку воспользоваться благами мирской жизни, если таким образом он может выполнять возложенные на него Аллахом повеления, не требуя от него полного отказа от мирского. Ислам не приемлет монашества, ибо в аяте говорится:

 

وَرَهْبَانِيَّةً ابْتَدَعُوهَا مَا كَتَبْنَاهَا عَلَيْهِمْ

  

«…Монашество же они сами придумали, Мы не предписывали этого им…».[5]

Об этом же говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который был самым богобоязненным и поклоняющимся из всех людей: «Я пощусь, и разговляюсь, я провожу ночи в поклонении и сплю в другие дни, я же женюсь на женщинах. И кто не следует моему примеру – тот не от меня»,[6] высказываясь категорически против монашества. Всё это говорит о том, что рабы Аллаха не могут идти вопреки своей природе и умертвить все свои желания, и им дозволено и даже следует удовлетворять эти желания в рамках, очерченных Шариатом.

Человек, в природе которого также заложено сторониться физической работы и искать лишь комфорт и удобство, не может вечно оставаться безработным, ибо это чревато лишением своего пропитания. Суть жизни построена на этом. Однако не это является причиной того, что человек порой подвергается наказанию. Ведь, несмотря на то, что он оставлен один с житейскими трудностями, у него всё же есть выход из любой из ситуаций, с какой только можно столкнуться в этой жизни. Именно поэтому от человека ожидается, что, используя как свой разум, так и все части и органы своего тела, он воспользуется тем, чем наделила его жизнь, выполняя свою роль «наместника Аллаха на земле». Ведь и в аяте говорится: «Воистину, Мы создали человека [и наделили его] тяготами».[7] В другом аяте о необходимости обустраивать свою жизнь на земле говорится так:

 

هُوَ أَنشَأَكُم مِّنَ الأَرْضِ وَاسْتَعْمَرَكُمْ فِيهَا

 

«…Он сотворил вас из земли и дал вам на ней жилища…»,[8]

«…Земля достанется в наследство Моим праведным рабам...».[9]

Давая толкование последнему аяту, Эльмалылы говорит: «Власть и господство тех, кто сеет смуту на земле, заканчивается, и Аллах передаёт её тем из рабов Своих, кто достоин её».[10]

Все учёные Ислама придерживаются мнения, что Ислам поддерживает идею о необходимости «обустройства жизни на земле».[11] Ислам призывает человека искать свое пропитание, обустраивать свою жизнь и воспользоваться благами, предоставленными ему Аллахом. Ибо Аллаху всегда угодно видеть, что раб Его пользуется Его благами [12] и благодарит Господа своего за  это.[13] Многие аяты говорят о том, что человеку следует зарабатывать себе своё пропитание. Вот некоторые из них: «Он - тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по ее просторам и вкушайте из дарованного Им удела. К Нему вы возвратитесь [после воскрешения]»,[14]

 

«[Он] - тот, который сделал землю для вас и проложил для вас по ней дороги, низвел с неба [дождевую] воду". И Мы взрастили благодаря ей всевозможные растения.

Вкушайте [плоды этих растений] и пасите свой скот, ибо во всем этом - знамение для тех, кто обладает разумом»,[15]

 

«Он - тот, кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему все сущее»,[16]

 

«Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и предоставили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!»[17] А тот факт, что Аллах сделал человека Своим наместником на земле, ясно говорит о том, что ему предстоит освоить её самым надлежащим образом. Ведь многие аяты указывают на это.[18] Кроме того, в  аяте говорится о труде и снискании хлеба своего насущного наряду с борьбой на пути Аллаха и Его религии, и это указывает на то, что «те, кто занят этими разными делами, равны перед Аллахом в воздаянии»,[19] что означает равную значимость борьбы и труда ради пропитания своего. Сказано в Коране: «…Он ведает о том, что среди вас есть больные, что некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха, а иные сражаются на пути Аллаха». [20]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нередко говорит и о том, что мусульманам негоже жить на подаяния и милостыню, побуждая каждого искать своё пропитание самому. Он говорил, что для человека нет ничего лучше, чем жить на заработанные своими руками средства, приводя в пример Пророка Дауда.[21] Он, в частности говорил: «Взять в руки верёвку и отправиться в горы собирать дрова, чтобы затем продать их и обеспечить тем самым своё пропитание – лучше для каждого из вас, чем ждать и уповать, пока люди подадут ему что-нибудь, а может и вовсе ничего не дадут».[22]

Он также говорил,  что испрашивание подаяний у людей – это всегда негожее дело, что, таким образом человек лишь оскверняет себя, и что обращаться к другим с просьбой можно лишь тогда, когда просишь положенное у правителя своей страны, или когда находишься в крайней нужде.[23] Он часто повторял: «Рука, что сверху, всегда лучше той, что снизу. Верхняя рука – та, что подаёт, нижняя же та, что просит подаяния»,[24] указывая на то, что испрашивание подаяний негожее для человека поведение.

Таким образом, Ислам рекомендует человеку работать, сделав это основной причиной, по которой он остаётся живым. Ему принадлежит лишь то, что он заработал своим физическим или интеллектуальным трудом. Исключение составляет наследство, подарок или средства, полученные в качестве помощи слабым и т.п. Ибо своё истинное предназначение в этой жизни, то есть роль наместника Аллаха на земле, человек может исполнить, лишь трудясь и борясь. Ислам запретил жить за счёт других, так как это не только сводит весь труд и старания на нет, но пагубно влияет и на интеллектуальный рост человека, духовное развитие.[25] Исламские источники говорят, что, трудясь и зарабатывая, человек заботится не только о себе, но и об окружении. Ведь труд лишь для себя делает человека эгоистичным, а забота о том, что его окружает, делает его более отзывчивым.

Имам Газзали  (умер 505/1111), говоря о «заработке средств для пропитания» приводит много аятов, хадисов Пророка, и высказываний учёных. Так, о тех, кто, желая зарабатывать больше необходимого, трудится больше необходимого, имам Газзали приводит слова Ухайхи бин аль-Джулаха,[26] которые передаёт Умар: «Я провожу воду к своим посевам, чтобы собрать бóльший урожай. Ибо проявить гостеприимство и щедрость к друзьям своим может лишь тот, кто в достатке».[27]

Шейх Сади аш-Ширази (умер 691/1292) на эту тему сказал: «Ступай же, работай и зарабатывай, добывай себе на пропитание. Ешь сам, корми других. И никогда не смотри на то, что в руках у других! Работай как мужчина, уставай, изнемождайся. Доставляй удобство другим. И не опускайся до тех, кто ест труд других!»[28]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если человек приведёт в пригодное состояние какую-либо землю, то эта земля должна принадлежать ему»,[29] «Если мусульманин посадил дерево или колос, и от него ели птицы, животные или люди, то как эти твари, так и он сам будут за это вознаграждены. И за каждое он получит вознаграждение милостыни».[30]

О необходимости обустраивать землю говорят и следующие слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «…Тот, у кого есть излишек земли, пусть засеет её или отдаст в пользование другому».[31] Об этом говорят и слова ибн аль-Асира (умер 606/1209): «Трудись ради мирского так, будто никогда не умрёшь, и заботься о своей вечной жизни так, будто тебе завтра умирать».[32]

Понять что-либо ещё лучше можно, сопоставив это с его противоположностью. Следовательно, чтобы лучше понять, что такое обустройство, следует ознакомиться и с тем, что такое смута и разруха.[33] Представляя смуту и разрушение, как порчу чего-либо, бесчинство и произвол, Коране гласит: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней установлена была праведность…».[34]

Сеяние смуты на земле бывает двух видов: физическое, как причинение вреда урожаю или грядущему поколению; и духовное, как например, нанесение вреда нормальным человеческим отношениям, сея в обществе зависть и вражду. Священный Коран повествует об этом:

«Среди людей есть такой, речи которого об этом мире вызывают восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он - заядлый спорщик. Когда же он отвращается [от тебя], то поспешает творить нечестие на земле, губить посевы и людской род. Но Аллах не любит нечестия»,[35]

 

«Которые нарушают завет с Аллахом, после того как заключили его, разрывают то, что Аллах велел соединить, и вершат нечестие на земле. Они и будут в убытке».[36]

Как бы ни было важно в жизни человека поклонение Аллаху как Господу Своему, другую немаловажную роль в исполнении этого поклонения наилучшим образом играет обустройство жизни на земле. Ведь Всевышний дал Своим ангелам знать, что Он сотворит из глины человека,[37] которого сделает наместником на земле, повелев затем человеку обустраивать жизнь на ней.[38] Однако обустройство земли возможно, лишь оберегая её от всего того, что пагубно и греховно.

Так же, как смута, обустройство жизни бывает физическим и духовным. И также, как самым главным для человека является обустройство жизни с материальной точки зрения, то, даже полетев на Луну, человек должен стараться добиться тех же высот в освоении жизни и с духовной точки зрения.

Ведь даже достигнув такого прогресса в области машиностроения и технологий, создав танки и ракеты, человек без духовности не может создать культуры, и сам может оставаться не культурным человеком. И его прогресс в области освоения материи, в которой отсутствует духовность, может привести к катастрофам. И, несмотря на то, что человек достиг в освоении жизни на земле, он, оставшись позади от того, что делает человека человеком, останется в развитии своём ниже животного.

Одним из Исламских учёных, который самым охватывающим образом раскрыл тему обустройства мирской жизни, был Маварди (умер 450/1058). Он, говоря о том, что для благоустройства мирской жизни человеку следует быть активным участником общественной жизни, говорит, что это важно и для развития и самого человека, так и для общества. Маварди, защищая мнение, которое гласит, что, как общество, так и любой его член, не могут полноценно развиваться без друг друга, без гармоничного взаимодополнения. Ведь также как и состоятельный человек, тогда, когда землю охватывает смута и разруха, не может оставаться не затронут огнём этих бедствий, так и тогда, когда в обществе царят спокойствие и благополучие, человек, чьи дела претерпевают неудачу, не может привести в порядок свою жизнь, глядя лишь на то, как вокруг всё благополучно. То есть, человек зависит, прежде всего, от того, в каком мире он живёт. И если он всегда склонен думать прежде всего о себе, так как его душа ему ближе всего.[39]

Таким образом, Маварди приходит выводу, что для совершенного обустройства мира необходимы: религия, за которой все с уважением последуют, сильный политический лидер, общественная справедливость и надёжность, благополучие и процветание, большие надежды и реальные мечты.[40]

Мы же, в свою очередь, сделаем вывод, что «обустройство мира» ни в чём не противоречит ни аскетическому образу жизни, ни богобоязненности, о которых у нас с вами идёт речь.


[1] Асым Эфенди, Перевод Камуса, пункт  «амр».

[2] Аль-Бакара 2/36.

[3] Али Имран 3/14.

[4] Аль-Кахф 18/46.

[5] Аль-Хадид 57/27. Эльмалылы, давая толкование этому аяту относительно монашества, говорил следующее: «Монашеством называют отчуждение человека от мирских благ и отдаление от мирской жизни и времяпрепровождение в поклонении, которое вызывается боязнью человека впасть в греховное. Монашеством также называют духовное самовоспитание человека, которым он занимается вдали от мирской жизни, идя вопреки своим страстям и желаниям. Монашеством ещё называют действия и поступки, присущие монаху. Слово же это происходит от арабского однокоренного, которое означает страх, боязнь (см. Хак Дини, VII, 4766).

[6] Бухари, Никях, 1; Муслим, Никях, 5.

[7] Аль-Балад 90/4.

[8] Худ 11/61.

[9] Аль-Анбийа 21/105.

[10] Хак Дини, V, 3773. Слово «салих» также означает «быть пригодным, действенным, благоустраивающим». См. Тахир-аль-Мавляви, Шарх-и Маснави, I, 303.

[11] См. Рагиб аль-Исфахани, Тафсилун-Нашатайн, стр.100, 194.

[12] См. Абу Дауд, Либас, 14; Тирмизи, Адаб, 54.

[13] См. Ад-Духа 93/11.

[14] Аль-Мульк 67/15.

[15] Таха 20/53-54.

[16] Аль-Бакара 2/29.

[17] Аль-А’раф 7/10.

[18] См. Аль-Исра 17/70; Ибрахим 14/32-34.

[19] См. Эльмалылы, Хак Дини, 8/5444.

[20] Аль-Муззаммиль 73/20.

[21] См. Бухари, Бую, 15, Анбийа, 37.

[22] Бухари, Закят, 50, 53; Бую, 15, Мусакат, 13.

[23] См. Тирмизи, Закят, 38; Насаи, Закят, 93.

[24] Бухари, Закят, 18, 50; Муслим, Закят, 94, 95, 96, 97.

[25] Мухсин Абдульхамид, Манхаджут-тагйири иджтимаи филь-Ислам, стр. 88.

[26] Один из поэтов эпохи невежества и умер за130 лет до переселения. (см. Зирикли, аль-Алам, 1/277).

[27] Ихьйа, 2/60.

[28] См. Бостан, стр. 108.

[29] Бухари, Харс, 15; Ахмад бин Ханбаль, 6/120.

[30] Бухари, Адаб, 27, Харс, 1; Муслим, Мусакат, 7, 10, 12.

[31] Бухари, Харс, 18; Хиба, 35; Муслим, Бую, 87, 88, 89, 91.

[32] См. сноску 268.

[33] См. Асым Эфенди, Перевод Камуса, пункт  «фсд».

[34] Аль-А’раф 7/56.

[35] Аль-Бакара 2/204-205.

[36] Аль-Бакара 2/27.

[37] См. Аль-Бакара 2/30.

[38] См. Худ 11/61.

[39] См. Адабуд-Дунья вад-Дин, стр. 134-135.

[40] См. То же произведения, стр. 136-147.

 
 

Мы переехали на новый сайт:

132241466 

college

 

majlis

youtube

medrese

library

school iman

massage

endowment

  obyavlenia

nikah

Исламский информационный духовно-просветительский портал «Фонд Ихлас» образован с целью: распространения правильной информации об Исламе; сохранения и защиты духовного наследия, религиозных и культурных традиций мусульман; ознакомления читателя с нравственностью и культурой мусульман, прекрасным примером для которых во все времена был Пророк Мухаммад, мир Ему. Именно Он учил, всегда и во всем, придерживаться золотой середины; противостояния экстремистской идеологии, тем, кто искажает учение Пророка Мухаммада, мир Ему, на основе распространения знаний по Исламу и единства на пути справедливости и добра; ведения просветительской деятельности и разъяснительной работы, с целью помочь верующим отличить Ислам от заблуждений экстремистов. В нашей группе Вы сможете узнать о последних событиях, происходящих в России и в мире. Вы найдете здесь все самые интересные материалы о культурном наследии, о мусульманской семье, о духовных ценностях и традициях мусульман всего мира.

Все права защищены. Использование материалов портала www.fondihlas.ru возможно при наличии активной ссылки на источник. За содержание комментариев сайт ответственности не несет.

По всем возникшим у вас вопросам можете связаться с нами по телефонам : +7(964)707-60-16; +7(964)707-60-62 или написать нам e-mail : fondihlas@mail.ru (Если вы пишите нам на почту с целью получения совета или разъяснения каких-то положений ислама, просьба оставлять свой мобильный телефон, чтобы мы могли с вами оперативно связаться).

Наш адрес : г. Москва, Огородный проезд, д. 5 стр..4 ( м. "Тимирязевская", м. "Марьина Роща" или ж.д. станция "Останкино" ) Перед выездом в наше медресе, обязательно, позвоните нам, чтобы учителя, с которыми вы хотели бы поговорить, были на месте и могли вас встретить, когда вы приедете. Режим работы : Понедельник-Пятница 09.00-18.00; Суббота-Воскресенье 9.30-20.00

МИР ВАМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО!